Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата через использование элементов сказкотерапии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №39448

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
388
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
База исследования: КГБОУ Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6 для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Выборка: 10 младших школьников с НОДА в возрасте 10 лет составили экспериментальную группу (5 мальчиков и 5 девочек); 10 младших школьников с НОДА составили контрольную группу (5 мальчиков и 5 девочек).
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите.
Если изменить название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1 Сущность понятия «самооценка» 7
1.2 Возрастные особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 12
1.3 Сказкотерапия как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 27
2.1 Выявление исходного уровня сформированности самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 27
2.2 Система работы по формированию адекватной самооценки у младших школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата через использование элементов сказкотерапии 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 64



Актуальность исследования. На современном этапе развития науки и образования наблюдается процесс их общей гуманизации, доминирование личностно-ориентированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания. Проблема самооценки значима с позиций общей, возрастной и специальной психологии и педагогики. Самооценка как базовый компонент Я-концепции лежит в основе феномена самовосприятия, изначально определяет субъективное восприятие внешних факторов и формы поведения личности, т.е. адекватно сформированная самооценка представляется как один из главных факторов становления субъектности личности, которая ведёт к самореализации человека в жизни.
При нарушениях опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) формирование адекватной самооценки затруднительно. В этой связи актуальность изучения самооценки детей младшего школьного возраста с НОДА обуславливается рядом частных факторов:
- во-первых, самооценка является новообразованием младшего школьного возраста, поэтому исследование её особенностей и разработка средств коррекции на ранних этапах онтогенеза во многом определяет широкий спектр условий и мер предупреждения возможных нарушений личностного развития детей в целом;
- во-вторых, поскольку самооценка в младшем школьном возрасте находится в сензитивном периоде развития и оформления, она подвержена влиянию внешних факторов, вследствие чего в младшем школьном возрасте могут выступать в качестве дифференциально-диагностических.
Проблема самооценки не является новой в специальной психологии, однако в понимании этого личностного образования до сих пор существуют разногласия. Рядом авторов самооценка рассматривалась как с общепсихологических позиций – А.К. Болотова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Ю. Максимова и др., так и с позиций возрастного развития – Л.И. Божович, Р.С. Буре, Е.Е. Кравцовой и мн. др. В зарубежной психологии исследованием данной проблемы занимались У. Джеймс, Л. Колберг, Ш. Нельсон и др. В отечественной психологии интерес к проблеме формирования самооценки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья проявляли А.Г. Морозова, В.А. Ковшиков, В.Э. Куликовская, Н.Г. Яковлева и др. Проблема формирование адекватной самооценки у младших школьников с ОДА изучена меньше. В исследованиях Н.А. Лаврух, И.А. Телешевой, Р.О. Юрчик и др. представлены методы и приемы формирования адекватной самооценки у младших школьников с НОДА. До сих пор неисследованными остаются проблемы возрастной динамики становления самооценки в разных условиях обучения и воспитания, а также под остаются проблемными вопросы использования элементов сказкотерапии в формировании адекватной самооценки у младших школьников с НОДА.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать систему занятий по формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием элементов сказкотерапии.
Объект исследования – адекватная самооценка детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза: система занятий с использованием элементов сказкотерапии будет способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самооценка».
2. Охарактеризовать возрастные особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Определить условия использования элементов сказкотерапии в формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Выявить в экспериментальном исследовании особенности формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием элементов сказкотерапии.
5. Разработать систему занятий по формированию адекватной самооценки у младших школьников с нарушениями функцийопорно-двигательного аппарата через использование элементов сказкотерапии
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование; методы математической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика «Лесенка» В.Г. Щур.
2. Изучения эмоциональной самооценки младших школьников по методике А.В. Захарова.
3. Методика «Самооценка младшего школьника» Ю. Белополовой.
Выборка: 20 младших школьников с НОДА в возрасте 10 лет; 10 младших школьников – экспериментальная группа, 10 младших школьников – контрольная группа.
База исследования: КГБОУ Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Практическая значимость исследования после практической части.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (август – сентябрь 2019 г.) изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (октябрь 2019 г. – декабрь 2019 г.). На этом этапе осуществлялся педагогический эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь – февраль 2020 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший школьный возраст является начальным периодом осознания ребенка самого себя, оценки своих потребностей и возможностей. В данном периоде необходимо заложить основы для развития адекватной самооценки, которая поможет ребенку реально оценивать свои силы, умения и достигать поставленные цели. Особенности проявления самооценки детей младшего дошкольного возраста с НОДА зависит от многих причин. Причины индивидуальных особенностей самооценки у детей данной категории обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.
Младшие школьники с НОДА, у которых занижена самооценка, чаще всего молчаливы, нерешительны, мало общаются с окружающими, трудно включаются в деятельность, неуверенные в себе, тревожны, медлительны, в их движениях присутствует скованность. Такие дети очень чувствительны, легко ранимы, не могут постоять за себя, сотрудничать с окружающими – как со взрослыми, так и детьми, не стремятся. При столкновении с трудными задачами, стараются их избегать, но при помощи взрослого справляются с ними. Перед выполнением задания долго думают, боясь выполнить неправильно. Для таких младших школьников важна поддержка взрослого и его оценка.
Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования позволил сформулировать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста с НОДА самооценка в основном заниженная. Отсюда следует, что младшим школьникам с НОДА практически не свойственна завышенная и адекватная самооценка. Результаты, полученные по методикам, свидетельствуют либо о недостатке поддержки со стороны взрослых, либо о большом количестве психотравмирующих ситуаций в жизни данной группы детей. Был сформирован вывод о том, что самооценка – это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности – вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования послужили основанием для разработки цикла коррекционных занятий, направленных на формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с НОДА. Занятия предусматривали использование элементов сказкотерапии. Всего была спланировано и проведено 25 занятий с младшими школьниками экспериментальной группы, продолжительность занятий – 35 минут. С младшими школьниками контрольной группы занятия не проводились.
Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментального исследования позволяет заключить, что использование в коррекционной работе с младшими школьниками с НОДА элементов сказкотерапии позволяет повысить уровень самооценки у детей данной категории. Данное положение доказывают результаты исследования: на контрольном этапе у младших школьников экспериментальной группы прослеживается значительная положительная динамика в формировании адекватной самооценки, у младших школьников контрольной группы также наблюдается положительная динамика, однако она не значима.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: учебное пособие для вузов [Текст] / Л.И. Аксенова. – Москва : Академия, 2014. – 400 с.
2. Алексеева, Е. А. Психологическое изучение особенностей эмоционально-личностного развития детей младшего школьного возраста с ДЦП [Текст] / Е. А. Алексеева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 3. – С. 73-75.
3. Алферова, Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом [Текст] / Г. В. Алферова // Дефектология. – 2011. – №3. – С. 10-15.
4. Березина, Т.А. Социальное партнерство образовательного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения [Текст] / Т.А. Березина // Дефектология. – 2013. – № 10. – С.24 –33.
5. Бернс, Р. Самосознание и саморазвитие личности [Текст] / Р. Бернс. – Москва: Эксмо, 2013. – 368 с.
6. Божович, Л.И. Детская психология [Текст] / Л.И. Божович. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2012. – 563 с.
7. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект [Текст] / А.К. Болотова // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 16 – 125.
8. Буре, Р.С. Проблема развития самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Р.С. Буре // Вопросы психологии. – 2016. – №3. – С. 52-58.
9. Буторина, О. Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. Г. Буторина // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 40-44.
10. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация [Текст] / Ш. Бюллер. – Москва: АСТ, 2015. – 258 с.
11. Волкова, Т. Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности [Текст] / Т. Г. Волкова // Современная психология : материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 1-4.
12. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – 874 с.
13. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
14. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие [Текст] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – Москва : Академия, 2004. – 272 с.
15. Горобец Т. Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения [Текст] / Т.Н. Горобец // Мир психологии. – 2015. – № 3. – С. 67-73.
16. Григорьева, И. М. Использование методов арт-терапии в формировании адекватной самооценки у младших школьников с ОВЗ [Текст] / И. М. Григорьева // Дефектология. – 2016. – №2. – С. 78-81.
17. Гусейнова, А. А. Психокоррекционные технологии в формировании самооценки у младших школьников с ОДА [Текст] / А. А. Гусейнова // Коррекционная педагогика. – 2015. – № 2. – С. 57-60.
18. Дикова, Т. Д. Проблема формирования адекватной самооценки у младших школьников с ОДА [Текст] / Т. Д. Дикова // Дефектология. – 2017. – №4. – С. 26-32.
19. Джеймс, У. Психология индивидуальности [Текст] / У. Джеймс. – Москва: Академия. 2014. – 745 с.
20. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением [Текст] / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
21. Дубровина, И. Психологическая культура личности [Текст] / И. Дубровина // Развитие личности. – 2017. – №4. – С. 59–76.
22. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты [Текст] / М. В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 402 с.
23. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе : учеб.-метод. Пособие [Текст] / О. В. Захарова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
24. Зиновьева, В. В. Психологическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП) [Текст] / В. В. Зиновьева // Работник социальной службы. – 2014. – № 12. – С. 103-112.
25. Иванова, Е. В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. В. Иванова, Г. В. Мищенко. – Москва : Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.
26. Казаков, В. Г. Познай себя (самооценка и направленность личности) : метод. пособие [Текст] / В. Г. Казаков. – Москва : ИПК и ПРНО МО, 2018. – 32 с.
27. Калашникова, М.В. Клиническая характеристика детей младшего школьного возраста с ОДА [Текст] / М.В. Калашникова, В.В. Буянова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. – С. 114-116.
28. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах : проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ) [Текст] / В. Е. Клочко. – Томск : Томский государственный университет, 2015. – 174 с.
29. Ковшиков, В.А. Дефектология[Текст] / В.А. Ковшиков. – Москва : Инфра-М, 2013. – 412 с.
30. Козубовский, В.М. Самооценка личности. Общая психология: личность: Учеб пособие [Текст] / В. М Козубовский. – Минск : Амалфея, 2014. – 506 с.
31. Колберг, Л. Формирование адекватной самооценки младших школьников с ОДА как проблема психологии [Текст] // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 74-79
32. Кон, И. С. В поисках себя [Текст] / И. С. Кон // Вопросы психологии. – 2016. – №3. – С. 84-88.
33. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка ДЦП [Текст] / С. Ю. Кондратьева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 64 с.
34. Кравцова, Е.Е. Психологи и педагогика обучения младших школьников [Текст] / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов. – Москва : Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с.
35. Коррекционная педагогика : учебное пособие [Текст] / И. А. Зайцев [и др.] ; под ред. В. С. Кукушина. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2002. – 304 с.
36. Кроткова, А. В. Организация и основные положения, определяющие содержание коррекционной работы по социальному развитию и воспитанию младших школьников с церебральным параличом [Текст] / А. В. Кроткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 2. – С. 33-42.
37. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 464 с.
38. Куликовская, В. Э. Развитие самосознания в младшем школьном возрасте[Текст] / В.Э. Куликовская // Вопросы психологии. – 2018. – №4. – С. 44-49
39. Лаврух, Н.А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. А. Лаврух // Современная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 23-28.
40. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – Москва : «Академия», 2014. – 452 с.
41. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – Москва : Академия, 2012. – 345 с.
42. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2013. – 487 с.
43. Лурия, А.Р. Нейропсихология детского возраста [Текст] / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 478 с.
44. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие [Текст] / Н. Ю. Максимова. – Ростов на Дону : Феникс, 2018. – 288 с.
45. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. – Москва : Академия, 2012. – 256 с.
46. Морозова, А.Г. Специальная психология [Текст] / А. Г. Морозова. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 583 с.
47. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения [Текст] / В.И Моросанова, Е.А Аронова. – Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 213 с.
48. Нельсон, Ш. Некоторые аспекты изучения особенностей развития самооценки у дошкольников и младших школьников[Текст] / Ш. Нельсон // Вопросы психологии. – 2017. – №1. – С. 25-31.
49. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] / П.И. Пидкасистый. – Москва : Юрайт-Издат, 2017. – 724 с.
50. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учебное пособие [Текст] / И. П. Подласый. –Москва : ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
51. Роджерс,К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Роджерс. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 856 с.
52. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 524 с.
53. Сараева, Е. В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития [Текст] / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
54. Сенокосова, Н.Н. Влияние семьи и детского сада на формирование самооценки младших школьников с ОВЗ [Текст] / Н.Н. Сенокосова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 114-116.
55. Славина, Л.С. Практикум по специальной психологии [Текст] / Л. С. Славина. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 241 с.
56. Специальная психология: учебное пособие [Текст] / под. ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2014. – С. 139 – 143.
57. Столин, В. В. Самосознание как объект психодиагностики [Текст] / В. В Столин // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2 : Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В. В Петухов. – Москва : Психология, 2013. – 607 с.
58. Телешева, И.А. Развитие самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. А. Телешева // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 ноября, 2016 г.) – Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С.106-107
59. Терентьева, Ю.В. Социально-психологические особенности детей с ДЦП [Текст] / Ю.В. Терентьева // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 74-77.
60. Шевцов А. Г. Образовательные основы реабилитологии [Текст] : [монография] / А. Г. Шевцов. – Москва : МП Леся, 2009. – 484 с.
61. Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата [Текст] / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – Москва : Владос, 2014. – 352 с.
62. Щукина, М. А. Саморазвитие личности [Текст] / М. А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
63. Фомина, Р.О. Современные методы развития адекватного самосознания у младших школьников с ОВЗ [Текст] / Р.О. Фомина // Дефектология. – 2014. – № 11. – С. 45-49
64. Фотекова, Т.А. Особенности развития познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии[Текст] / Т.А. Фотекова // Дефектология. – 2013. – №2. – С. 25-28.
65. Фрейд, З. Психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 563 с.
66. Холодкова, О.Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников с ОДА [Текст] / О.Г. Холодкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. – № 7. – С. 76-78.
67. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития [Текст] / Г. А. Цукерман. – Москва : Интерпракс, 2015. – 288 с.
68. Юрчик, Р. О. Методы сказкотерапии и изотерапии в формировании адекватной самооценки у школьников с ОВЗ [Текст] / Р. О. Юрчик // Мир психологии. – 2018. – №5. – С. 49-52.
69. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания младших школьников [Текст] / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 2016. – №8. – С. 55–61.
70. Яковлева, Н.Г. Основы дефектологии [Текст] / Н. Г. Яковлева. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 452 с.
71. Knapp L.G., Stark L.J., Kurkjian J.A, Spirito A. Assessing coping in children and adolescents: Research and practice // Educational Psychology Review. – 1991. – Vol 3. – No. 4. – P. 309–334.
72. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. – New York, 1966.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ