ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 6
1.1. Понятие универсальных учебных действий. Характеристика
познавательных универсальных учебных действий 6
1.2. Характеристика практико-ориентировочных задач 12
1.3. Требования к формированию познавательных универсальных учебных
действий у обучающихся на уроках математики в процессе решения практико-ориентированных задач 18
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ. В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗДАЧ 33
2.1. Психолого-педагогические особенности обучающихся 5-6 классов .... 33
2.2. Требования к разработке совокупности практико-ориентированных
задач, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6 классов 40
2.3. Совокупность практико-ориентированных задач способствующих
формированию познавательных универсальных учебных действий 45
Выводы по Главе 2 55
Заключение 56
Список литературы 57
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 6
1.1. Понятие универсальных учебных действий. Характеристика
познавательных универсальных учебных действий 6
1.2. Характеристика практико-ориентировочных задач 12
1.3. Требования к формированию познавательных универсальных учебных
действий у обучающихся на уроках математики в процессе решения практико-ориентированных задач 18
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ. В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗДАЧ 33
2.1. Психолого-педагогические особенности обучающихся 5-6 классов .... 33
2.2. Требования к разработке совокупности практико-ориентированных
задач, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6 классов 40
2.3. Совокупность практико-ориентированных задач способствующих
формированию познавательных универсальных учебных действий 45
Выводы по Главе 2 55
Заключение 56
Список литературы 57
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования закладывает новые подходы к качеству образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Он характеризуется усилением внимания к личности ученика, его саморазвитию и самопознанию, формированию у него способности творчески осваивать и преобразовывать знания в процессе самореализации. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Познавательные УУД, предполагают формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы. Достижение этих требований возможно реализовать в процессе грамотной организации процесса обучения на основе использования практико-ориентированных задач, которые обуславливают связь математики с жизнью и другими предметными областями.
Необходимость практико-ориентированных задач обусловлена также требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно ему, обучающиеся и выпускники должны уметь применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, иметь представление о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Вопросам формирования универсальных учебных действий (УУД) посвящены работы: А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, А. М. Кондакова, О. В.Запятой и других. В своих работах авторы выделяли структуру универсальных учебных действий, определяли их виды, рассматривали различные средства для их формирования. В процессе обучения немаловажная роль отводится познавательным универсальным учебным действиям.
Проблемой изучения практико-ориентированных задач в процессе обучения занимались многие методисты и математики: М. В. Егупова, Л. М. Фридман, И. М. Шапиро, Л. В. Шелехова и другие, которые в своих работах дают определение практико-ориентированным задачам и формулируют требования к ним. Несмотря на то, что вопрос достаточно исследован, согласно Концепции развития математического образования в РФ от 24 декабря 2013 года, одной из главных проблем развития математического образования остаётся проблема содержательного характера, а именно, оторванность математического образования от жизни.
Объект исследования: процесс обучения математике в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: практико-ориентированные задачи как
средство формирования познавательных УУД обучающихся.
Цель исследования: разработать совокупность практико
ориентированных задач, способствующих формированию познавательных УУД обучающихся.
На основании цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Проанализировать методическую и психолого -педагогическую литературу с целью раскрытия понятия «познавательные универсальные учебные действия».
2) Выделить особенности практико-ориентированных задач и их роль в формировании познавательных УУД обучающихся.
3) Изучить требования к организации учебного процесса, направленного на формирование познавательных УУД обучающихся на уроках математики.
4) Провести анализ психолого-педагогической литературы, для
выделения особенностей обучающихся.
5) Выделить требования к разработке совокупности практикоориентированных задач, направленных на формирование познавательных УУД обучающихся.
6) Разработать совокупность практико-ориентированных задач, способствующих формированию познавательных УУД обучающихся.
Познавательные УУД, предполагают формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы. Достижение этих требований возможно реализовать в процессе грамотной организации процесса обучения на основе использования практико-ориентированных задач, которые обуславливают связь математики с жизнью и другими предметными областями.
Необходимость практико-ориентированных задач обусловлена также требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно ему, обучающиеся и выпускники должны уметь применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, иметь представление о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Вопросам формирования универсальных учебных действий (УУД) посвящены работы: А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, А. М. Кондакова, О. В.Запятой и других. В своих работах авторы выделяли структуру универсальных учебных действий, определяли их виды, рассматривали различные средства для их формирования. В процессе обучения немаловажная роль отводится познавательным универсальным учебным действиям.
Проблемой изучения практико-ориентированных задач в процессе обучения занимались многие методисты и математики: М. В. Егупова, Л. М. Фридман, И. М. Шапиро, Л. В. Шелехова и другие, которые в своих работах дают определение практико-ориентированным задачам и формулируют требования к ним. Несмотря на то, что вопрос достаточно исследован, согласно Концепции развития математического образования в РФ от 24 декабря 2013 года, одной из главных проблем развития математического образования остаётся проблема содержательного характера, а именно, оторванность математического образования от жизни.
Объект исследования: процесс обучения математике в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: практико-ориентированные задачи как
средство формирования познавательных УУД обучающихся.
Цель исследования: разработать совокупность практико
ориентированных задач, способствующих формированию познавательных УУД обучающихся.
На основании цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Проанализировать методическую и психолого -педагогическую литературу с целью раскрытия понятия «познавательные универсальные учебные действия».
2) Выделить особенности практико-ориентированных задач и их роль в формировании познавательных УУД обучающихся.
3) Изучить требования к организации учебного процесса, направленного на формирование познавательных УУД обучающихся на уроках математики.
4) Провести анализ психолого-педагогической литературы, для
выделения особенностей обучающихся.
5) Выделить требования к разработке совокупности практикоориентированных задач, направленных на формирование познавательных УУД обучающихся.
6) Разработать совокупность практико-ориентированных задач, способствующих формированию познавательных УУД обучающихся.
В настоящее время в процессе обучения приоритет отдается формированию универсальных учебных действий, в частности познавательных, которые определяют успешность обучения.
В процессе написания данной выпускной квалификационной работы был проведён анализ методической и психолого-педагогической литературы, который позволил раскрыть сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия», выделить возрастные особенности восприятия материала, также были изучены требования к организации учебного процесса, направленного на формирование познавательных УУД на уроках математики.
Анализ литературы, посвященной практико-ориентированному обучению, позволил дать более точное определение понятия «практико- ориентированная задача». Были изучены цели включения данных задач в процесс обучения математике.
Практико-ориентированные задачи обуславливают связь математики с жизнью, поэтому вызывают повышенный интерес у обучающихся и создают дополнительную мотивацию к учению. Решая данные задачи, обучающиеся лучше усваивают информацию, так как видят взаимосвязь с реальными объектами.
В ходе данной работе стала очевидна значимость практико - ориентированных задач в процессе формирования познавательных УУД. Нами были выделены требования к организации процесса обучения, направленного на формирование познавательных УУД обучающихся в ходе решения практико-ориентированных задач, которые были продемонстрированы на примерах задач из курса математики 5-6 классов.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
В процессе написания данной выпускной квалификационной работы был проведён анализ методической и психолого-педагогической литературы, который позволил раскрыть сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия», выделить возрастные особенности восприятия материала, также были изучены требования к организации учебного процесса, направленного на формирование познавательных УУД на уроках математики.
Анализ литературы, посвященной практико-ориентированному обучению, позволил дать более точное определение понятия «практико- ориентированная задача». Были изучены цели включения данных задач в процесс обучения математике.
Практико-ориентированные задачи обуславливают связь математики с жизнью, поэтому вызывают повышенный интерес у обучающихся и создают дополнительную мотивацию к учению. Решая данные задачи, обучающиеся лучше усваивают информацию, так как видят взаимосвязь с реальными объектами.
В ходе данной работе стала очевидна значимость практико - ориентированных задач в процессе формирования познавательных УУД. Нами были выделены требования к организации процесса обучения, направленного на формирование познавательных УУД обучающихся в ходе решения практико-ориентированных задач, которые были продемонстрированы на примерах задач из курса математики 5-6 классов.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПРИ
РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ
И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018





