Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №92910

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НРАВСТВВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Основы формирования нравственности в процессе развития
индивида 7
1.2. Характеристика особенностей развития детей старшего
дошкольного возраста 22
1.3. Педагогические условия развития нравственных представлений детей в дошкольной образовательной организации 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 43
2.1. Диагностика нравственных качеств детей старшего дошкольного
возраста 43
2.2. Программа развития нравственных качеств детей старшего
дошкольного возраста 62
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

Актуальность темы.
В современном мире нравственное развитие детей является важной задачей образовательной системы Российской Федерации. Обусловлено это тем, что нравственное развитие является одним из компонентов социального заказа государства для образования. Отсюда государство ставит задачу перед образование - обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Стоит отметить, что в новом обществе происходит становление нового содержания нравственного развития личности, что определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, обществом и формами организации передачи их от поколения к поколению. Т.е. необходимо. Чтобы собирательный образ современного человека с нравственными качествами отвечал бы требования двадцать первого века.
В.В. Путин еще в 2007 году перед Федеральным собранием Российской Федерации отмечал, что «... духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность: и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Общество требует от человека наличие таких нравственных качеств как положительное отношение к здоровом образу жизни, ответственного, доброго, способного сопереживать и помогать, любящего процесс учения, саморазвивающегося, способного к организации собственного жизненного пути. Вследствие этого проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации на данный момент приобретает особую актуальность и значимость.
Актуальность проблемы нравственного воспитания в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДОО). Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает одной из задач формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности [71]. Согласно стандарту, социально­-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности.
Несмотря на многообразие исследований по проблемам нравственного развития, данные исследования имеют недостаточную разработанность в рамках развития нравственных качеств в период дошкольного возраста, что позволяет выявить ряд противоречий между:
• между современными социальными установками и ожиданиями, обозначенными в документах федерального уровня, и недостаточной теоретико-практической базой, позволяющей реализовать эти требования в реальной практике дошкольных образовательных организаций;
• между разработанностью теоретических основ нравственного развития и недостаточной разработанностью педагогических условия для реализации нравственного развития детей дошкольного возраста;
• между востребованностью развивать нравственные качества детей дошкольного возраста и недостаточной методической базой, ориентированной на содержание и формы развития, учитывающие специфику детского сада.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении педагогических условий развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Наличие противоречия и проблемы исследования определило выбор темы исследования: «Педагогические условия нравственного развития ребенка в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия нравственного развития ребенка в дошкольной образовательной организации, а также проверить их на практике.
Объект исследования: воспитательный процесс дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что нравственные качества детей дошкольной образовательной организации будут развиваться если:
• будут создан комплекс педагогических условий для нравственного развития детей старшего дошкольного возраста;
• процесс развития нравственных качеств будет включать компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать основы формирования нравственности в процессе развития индивида;
2) на основе изучения психолого-педагогические и научно­методической литературы выявить и обосновать педагогические условия развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать и апробировать на практике программу по
нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста
4) проанализировать эффективность реализованной программы по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• теоретические (анализ философской, психологической и педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, обобщение передового педагогического опыта);
• эмпирические (тест, анкетирование, метод математической обработки информации).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• теоретические (анализ философской, психологической и педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, обобщение передового педагогического опыта);
• эмпирические (тест, анкетирование, наблюдение, метод
математической обработки информации).
Теоретико-методологической базой исследования являются:
• развитием нравственности занимались классики педагогики А.С. Макаренко [37], Б.М. Неменский [39], В.А. Сухомлинский [64], Л.Н. Толстой [66], К.Д. Ушинский [70],
• важное значение в нравственном развитии придавали старшему дошкольному возрасту Б.С. Волков [16], В.В. Давыдов [21], А.А. Люблинская [35], B.C. Мухина [38], А.Ж. Овчинникова [48], Д.Б. Эльконин [80].
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 587 г. Екатеринбурга.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы для выявления необходимости нравственного развития ребенка- дошкольника на государственном уровне и возможных педагогических условиях для нравственного развития детей, представлено понятия «нравственность», «нравственные качества», «нравственное развитие» с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, выделены компоненты нравственного развития детей старшего дошкольного возраста и их содержание.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, отражающий следующие педагогические условия: мероприятия в рамках нравственного развития детей дошкольного возраста для педагогов дошкольной образовательной организации; мероприятия для родителей воспитанников в рамках нравственного развития детей дошкольного возраста; уголок нравственности; мероприятия по развитию нравственных качеств детей дошкольного возраста; литературные чтения о нравственных качествах человека; участие в акциях.
Этапы проведения исследования. Выбранная теоретико­-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе (2018-2019 гг.) определялись методологическая основа и теоретическая база, осуществлялось ее обоснование, проводился анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы в рамках педагогических условия нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе (2019-2020 гг.) осуществлялась апробация и корректировка программы по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, внедрение результатов исследования в практику работы в дошкольной образовательной организации.
На третьем этапе (2020 г.) происходило завершение опытно-поисковой работы в виде анализа обобщения результатов исследования, сформулированы выводы исследования и доказана эффективность программы по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования: теоретические и практические результаты работы были применены при разработке плана воспитательной работы группы детей старшего дошкольного возраста Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад № 587 г. Екатеринбурга.
Научная новизна исследования:
• предложено содержание уровней нравственного развития детей старшего дошкольного возраста;
• обоснован диагностический инструментарий, позволяющий определить уровни нравственного развития детей старшего дошкольного возраста;
• разработана программа по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, дающая положительную динамику.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на теоретические положения, разработанные в педагогике и психологии; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследования; использованием методов математической обработки и содержательного анализа полученных эмпирических данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Период дошкольного возраста - важный период в нравственном становлении личности. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в разных направлениях развития личности ребенка (физиологические, психологические, социальные), совершенствуются основные виды его деятельности, активно развиваются психические процессы. Старший дошкольный возраст характеризуется рядом новообразований в развитии ребенка, а также совершенствованием уже имеющихся навыков. Именно этот возраст считается наиболее сенситивными для нравственного формирования личности детей старшего дошкольного возраста. Сформированные в этот период нравственные качества являются фундаментом развития мотивов поведения, которые подталкивают индивида к тем или иным поступкам. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
В старшем дошкольном возрасте приобретает необходимость в создании педагогических условий для развития нравственных представлений дошкольников.
Нами были выделены следующие педагогические условия развития нравственных представлений детей в дошкольной образованной организации: социальна среда и окружение ребенка, учет возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка, активность ребенка в усвоении нравственных представлений, программное содержание занятий в дошкольной образовательной организации, профессиональна компетентность педагогов в рамках нравственного развития детей, образовательное пространство дошкольной образовательной организации.
Говорить о уровне нравственного развития детей старшего дошкольного возраста мы можем говорить используя материал трех диагностик: для исследования эмоционального компонента - методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Незаконченный рассказ», для исследования когнитивного компонента - анкетирование «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?», для исследования поеденческого компонента - наблюдение. Только в комплексе эти трех методик мы можем говорить об уровне нравственного развития ребенка-дошкольника.
Проанализировав материал, собранный в ходе диагностического исследования, было выявлено, что 23 % (6 человек) имеют низкий уровень нравственного развития, 73 % (20 человек) имеют средний уровень, 4 % (1 человек) имеет высокий уровень
В соответствии с определенными задачами исследования на контрольном этапе опытно-поисковой работы была разработана программа развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Цель данной программы заключается в создании педагогических условий для развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
На экспериментальном этапе опытно-поисковой работы было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по разработанной нами программе, выявлено повышение уровня нравственного развития. Поэтому разработанная программа по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста можно считать эффективной.
Проведенное исследование доказало научную обоснованность и научную значимость педагогических условий по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.


1. Акмамбетов Г.Г. Проблема нравственного развития личности / Г.Г. Акмамбетов. - Алма-Аты, 2009. - 82 с.
2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение / С.Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1985. - 190 с.
3. Апология Сократа. - М.: Книга по требованию, 2012. - 328 с.
4. Бабосов Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - Мн.: ТетраСистемс, 2010. - 250 с.
5. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
6. Басова В.М. Социальная работа: учебное пособие / В.М. Басова, Н.Ф. Басова, С.В. Бойцова. - М.: Дашков и К, 2008. - 364 с.
7. Белинский В. Г. Избранные педагогические произведения / В. Г. Белинский. - М.: Педагогика, 1982. - 288 с.
8. Беляева Е.В. Этика: курс лекций / Е.В. Беляева. - Минск: РИЦ Академии управления при Президенте Республике Беларусь, 2004. - 68 с.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте т/ Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с. (12)
10. Болдарев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдарев.- М.: Педагогика, 1979. - 234 с. (14)
11. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 2004. - 1456 с. (3)
12. Блюмкин В.А. Мир Моральных ценностей / В.А. Блюмкин. - М.: Знание, 1981. - 64 с. (11)
13. Блюмкин В. А. Этика и жизнь / В. А. Блюмкин. - М.: Изд-во политической литературы, 1987. - 164 с.
14. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
15. Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М.: Прсвещение, 1979 - 89 с. (8)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ