Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации

Работа №98457

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Анализ понятия «взаимодействие старших дошкольников со
сверстниками» в структуре их социально-коммуникативного развития 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного
возраста 18
1.3. Методы и приемы развития взаимодействия старших дошкольников
со сверстниками в детском саду 29
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в детском саду на примере ДОУ
ОАО РЖД №134 г. Артемовский 38
2.1. Опыт работы ДОУ ОАО РЖД №134 по развитию взаимодействия старших дошкольников со сверстниками 38
2.2. Первичная диагностика развития взаимодействия старших
дошкольников со сверстниками 44
2.3 Комплекс мероприятий по развитию взаимодействия старших дошкольников со сверстниками 49
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66

Актуальность исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» [44].
Одно из направлений образовательной области «Социально-­коммуникативное развитие» это развитие взаимодействия со сверстниками. Взаимодействие дошкольников со сверстниками изучалось в психолого-­педагогической науке через организацию их общения.
В психолого-педагогических исследованиях общение рассматривается в качестве необходимой основой развития мышления и его орудия (Е.О. Смирнова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, С.Г. Якобсон и др.).
В рамках дошкольной педагогики и психологии анализируется взаимодействие дошкольников на совместной деятельности (Т.С. Блощицина, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Б.П. Жизневский, М.Б. Зацепина, Я.Л. Коломинский, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Н.М. Сокольникова и др.). Выявляются особенности взаимоотношений в разновозрастных группах дошкольников (В.Н. Бутенко и др.).
Ограничение исследования: социально-коммуникативное развитие протекает на протяжении всего периода дошкольного детства (с 3 до 6 лет) и, как отмечено во ФГОС ДО в п.2.6, по многим направлениям [44]. Изучить в полном объеме весь этот процесс в рамках одной выпускной квалификационной работы не представляется возможным. В связи с чем из всей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» мы уделим пристальное внимание развитию взаимодействия старших дошкольников в детском саду. Выбор детей старшего дошкольного возраста обусловлен тем, что автор ВКР работает с детьми данного возраста.
Противоречие исследования заключается в том, что с одной стороны, востребован процесс развития взаимодействия старших дошкольников в детском саду, с другой - в настоящий момент этот процесс изучен недостаточно полно.
Проблема исследования: каково содержание развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в дошкольной образовательной организации?
Тема выпускной квалификационной работы: «Социально­коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по развитию взаимодействия старших дошкольников со сверстниками.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в дошкольной образовательной организации должно включать игры, совместную деятельность детей и интегрированные занятия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «взаимодействие старших дошкольников со сверстниками» в структуре их социально-коммуникативного развития.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и охарактеризовать методы и приемы развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в детском саду.
4. Проанализировать опыт работы ДОУ ОАО РЖД №134 по развитию взаимодействия старших дошкольников со сверстниками.
5.Осуществить первичную диагностику развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками.
6. Частично апробировать комплекс мероприятий по развитию взаимодействия старших дошкольников со сверстниками.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение.
• эмпирические - анкетирование, тестирование, анализ документов.
База исследования: Дошкольное образовательное учреждение Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» №134 г. Артемовский.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретико-эмпирическое изучение развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками позволило сделать следующие выводы.
1. Анализ работ Т.А. Репиной, А.Н Леонтьева, Е.В. Субботского и других, показал, что взаимодействие старших дошкольников со сверстниками нужно формировать на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для социальной адаптации, в том числе к школе, и успешного обучения.
Социально-коммуникативное развитие является, одним из базовых элементов в развитии взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в структуре их социально-коммуникативного развития — это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств.
Роль развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в структуре их социально-коммуникативного развития в формировании личности ребенка исключительно велика. Умение строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать с детьми - это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья ребенка.
2. В настоящий момент принято выделять младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (6-7 лет) дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно­волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно.
В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.
Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы. Интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольника.
3. Основные методы развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в дошкольной образовательной организации: беседа, сюжетно­ролевые игры, игры с правилами, совместный труд. В ходе использования данных методов совершенствуется умение детей взаимодействия друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника.
Приемы развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в детском саду: ритуалы и традиции, утро радостных встреч, читательский день, день любимой игрушки и др.
4. Базой исследования является дошкольное образовательное учреждение Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» №134 г. Артемовский, цель которого осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотри и уход за детьми.
Для обеспечения эффективного результата развития взаимодействия со сверстниками в детском саду №134 создаются определенные педагогические условия:
• создание целостного воспитательного процесса, который способствует взаимодействию старших дошкольников;
• организация воспитательной деятельности детей, способствующей осознанию необходимости развития самими дошкольниками коммуникативных умений, побуждению к мобилизации своих внутренних потенциальных резервов (познавательных, мотивационных, волевых), направленных на овладение навыками взаимодействия со сверстниками;
• обеспечение активизации коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста в приобщении к органическому сочетанию знаний, умений и навыков в ходе развития взаимодействия детей со сверстниками.
Воспитатель в своей работе использует такие формы по организации развития взаимодействия между детьми: дидактические, музыкальные, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, коллективную деятельность, праздники, спортивный досуг. Анализ взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками детского сада №134 показало, что воспитатель старается направить взаимодействие между детьми в доброжелательное, дружеское русло, однако, у нее это не всегда получается. Дети часто спорят, не прислушиваются друг к другу, не учитывают мнение других и т.д. определенная часть детей в разной степени и по разным причинам, испытывает трудности во взаимодействии со сверстниками.
5. Для выявления уровня развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками была проведена диагностика по следующим методикам:
• «Разложи картинки» (Жадан Я.Э.);
• Ситуация «Сапожки в подарок» (модификация методики Г.А. Урунтаевой «Рукавички»);
• Ситуация «Объясни правильно».
Результаты первичной диагностики показали, что дети умеют дать оценку детских поступков с моральных позиций, называют правила, определяющие отношения детей друг к другу, однако, некоторые дети проявляют агрессию по отношению к сверстникам, отличаются повышенной активностью. С другой стороны есть застенчивые, замкнутые дошкольники. Следовательно, нужно разработать и реализовать комплекс мероприятий по развитию взаимодействия старших дошкольников со сверстниками.
6. Комплекс мероприятий по развитию взаимодействия старших дошкольников со сверстниками включает в себя: игры, ситуацию игрового взаимодействия, совместную деятельность и интегрированное занятие. В процессе комплекса мероприятий формировалось доброжелательное взаимодействие между сверстниками, навыки совместной творческой деятельности и т.д. После проведения мероприятий была проведена повторная диагностика развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками по тем же методикам.
В результате осуществления комплекса мероприятий по развитию взаимодействия старших дошкольников со сверстниками произошло общее повышение уровня взаимодействия старших дошкольников со сверстниками, что явилось подтверждением его рациональности и эффективности. Исследование показало, что развитие взаимодействия старших дошкольников со сверстниками обеспечивает влияние на улучшение отношений в группе, на повышение результативности детской деятельности и обогащение представлений о сверстнике как партнере совместной деятельности.
Таким образом, задачи решены, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академ. проект, 2012. 400 с.
2. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. И.: Академия,
2014. 190 с.
3. Аверченко А.Т. Вопросы воспитания. М.: АСТ, 2014. 300 с.
4. Амонашвили Ш.А., Безруких М.М. и др. «Концепция содержания непрерывного образования: дошкольное и начальное звено» // Народное образование. 2012. №1. С.12-14.
5. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. М.: Спарк, 2015. 200 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 2012. 56 с.
7. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2015. №10. С.12-18.
8. Бабаева Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе и в детском саду. М.: Просвещение, 2012. 300 с.
9. Бахтеева Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно­методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т.11. С. 16-20. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Астрель, 2013.
11. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. Ростов-на-Дону: Учитель, 2013. 87 с.
12. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Астрель, 2013. 230 с.
13. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду. 2016. №1. С. 3.
14. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти, 2013. 217 с.
15. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Наука, 2012. 300 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ