Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков колористического видения у студентов среднего профессионального образования в дизайн - проекте

Работа №92874

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРА 6-18
1.1. Роль колорита в графическом дизайн - проекте 6-10
1.2. Формирование колористических навыков в практике обучения в XX
веке 11-13
1.3. Формирование колористической грамотности дизайнера в контексте
компетентностного подхода в профессиональном образовании 14-18
2. РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЦЕССЕ
ПОИСКА КОЛОРИТА В ДИЗАЙН-ПРОЕКТЕ
2.1. Теоретические основы цветовой культуры 19-24
2.2. Развитие представлений о средствах передачи гармоний и контрастов в
процессе создания студентом выразительного образа дизайн-проект 25-33
2.3. Нахождение общего колористического решения студентом в графическом
дизайн -проекте. Разработка наглядного пособия 34-37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38-39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40-41
ПРИЛОЖЕНИЕ

Дизайн - это творческая проектная деятельность ,целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. В наше время профессия дизайнер, одна из самых востребованных на рынке труда. Дизайн одежды, архитектуры, интерьеров, рекламный дизайн, текстиля, веб - дизайн и т.д. все эти виды дизайна направлены на комфорт и удобство человека. Создание дизайн - проекта представляет собой комплекс работ, направленных на составление схем, эскизов , чертежей, объемных изображений.
Сегодня современное общество через образовательные стандарты второго поколения ставит перед педагогом определенную задачу - воспитание личности творческой, инициативной и компетентной. Формирование профессиональных компетенций учащегося является задачей сложной и многогранной и основываться она должна на достижении таких наук, как цветоведение, история искусств, теория живописи и композиция. Результат такой подготовки - это учащийся, обладающий высоким уровнем творческих способностей, определенными (соответствующими художественной сфере) умениями, навыками, богатым теоретическим запасом знаний и развитым художественным вкусом. В настоящее время происходит модернизация всей системы педагогического образования и, конечно, это касается реформирования начального звена художественного образования. Художественная подготовка будущих дизайнеров требует от педагога освоения новых приемов работы, направленных на воспитание у своих студентов определенных качеств, таких как мобильность, умение адаптироваться в новой среде, а также обладать художественным мышлением.
Дизайнеру невозможно без постижения такого выразительно-эмоционального средства, каким является колорит. Поскольку явления жизни не одноцветны, многокрасочны, богаты, живопись (будучи художественным отражением объективного мира) несет в себе то сложное сочетание колористических оттенков, которые являются атрибутом различных предметов в отдельности и в их совокупности.
Способность дизайнера верно передавать колорит в дизайн - проекте предстает результатом интенсивной, упорной, целенаправленной подготовки, которая подразумевает качественное усвоение базисных положений. То есть студент должен получить достаточно широкий спектр определенных знаний и умений и, овладев ими, преподнести в процессе обучения. Даже небольшой пробел в подготовке педагога может отрицательно сказаться на его творческом развитии. В контексте исследуемой темы, связанной с развитием чувства колорита, будущему дизайнеру прежде всего необходимо усвоить такие понятия, как светлота, насыщенность, цветовой тон, т. е. основные свойства цвета; научиться грамотно использовать живописные средства, освоить умение организовывать учебный процесс вообще и в условиях пленэра в частности. Последнее подразумевает основательное изучение натуры в плане пространства и освещения, многообразия цветовых тонов, которые в своем единстве образуют цветовую гармонию. Высшим проявлением последней является, конечно, колорит. Колорит проявляется там, где соотношения цветов расположены в определенном ритме, передают определенный замысел, идею, формируют художественный образ как отражение красочного многообразия мира.
Развитие чувства колорита у учащихся, умение решать художественные задачи в живописных работах посредством цвета должны проводиться на природе, в мастерских, на образцах выдающихся мастеров кисти — отечественных и зарубежных. А это означает, что для достижения цели, поставленной в этом исследовании, нужен глубокий, аналитический, многоплановый подход.
Анализ существующей на сегодняшний день практики обучения студентов показывает, что вопрос развития чувства колорита в дизайн - проекте актуальная проблема в дизайн-обучении; необходимо более подробно рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с последовательной системой заданий и упражнений, способствующих более конкретным установкам обучения и воспитания, понимания колорита как сложного взаимодействия красок по законам гармонии, дополнений и контраста. Актуальность проблемы колористической подготовки и развития колористических способностей дизайнеров-студентов обусловлена существующими противоречиями:
• между федеральными государственными требованиями к подготовке учащихся, которая должна включать организованную колористическую деятельность, и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы;
• между высокими требованиями к уровню подготовки выпускников и отсутствием методических разработок, методики колористической подготовки, целенаправленно развивающих колористические способности студентов в процессе обучения.
Объектом исследования является процесс формирования колористического виденья у студентов- дизайнеров в работе над графическим дизайн - проектом.
Предмет исследования - методика колористической подготовки в процессе обучения студентов СПО в работе с дизайн - проектом.
Целью исследования является раскрыть теоретические основы и разработать эффективную методику формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов - дизайнеров в системе СПО.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что успешное формирование колористического восприятия и передачи цвета у студентов в средне специальном образовании, повышение эффективности обучения их живописи и в целом художественно-профессиональной подготовки возможно при условиях: изучения истории обучения живописи и анализе современного состояния проблемы формирования колористической грамотности и цветовоспроизведения у учащихся в процессе их художественно-профессиональной подготовки; раскрытия теоретических основ формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения; раскрытия индивидуально - психологических особенностей в колористическом восприятии и цветовоспроизведении у студентов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы колористической подготовки учащихся, определить основные составляющие колористической подготовки обучающихся с работой в дизайн - проекте.
2. Рассмотреть методические особенности обучения живописи и развития колористических способностей студентов, определить условия развития колористических способностей учащихся.
3. Разработать содержание и методику колористической подготовки студентов- дизайнеров.
4. Разработать наглядное пособие для формирования колористической грамотности у студентов - дизайнеров в системе среднего профессионального обучения.
Теоретические основы получили свое обоснование в творческой и педагогической деятельности таких выдающихся художников и художников- педагогов, как: Леонардо да Винчи, П. Чистяков, Д. Кардовский, К. Коровин, Г. Савицкий.
Вопросы теории и методики изобразительного искусства разрабатывались в работах ряда авторов: Н. Крымова, Г. Шегаля, Н. Волкова, Н. Ростовцева, Г. Беды, А. Унковского, Н. Маслова, Е. Шорохова, С. Ломова.
В данном исследовании нашли свое отражение фундаментальные труды в области психологии Л. Выготского, С. Рубинштейна, Б. Теплова, В. Кузина, Е. Игнатьева.
Вопрос цветовой гармонии достаточно подробно проанализирован в работах А. Зайцева, С. Кравкова, Л. Мироновой, И. Иттенна.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в выпускной квалификационной работе использовались следующие теоретические методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования в различных научных областях: философии, психологии, педагогике, эстетике, искусствоведении, истории, цветоведении, колористическому виденью у учащихся; изучение и анализ учебных программ по живописи в системе художественного образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня современное общество через образовательные стандарты второго поколения ставит перед педагогом определенную задачу - воспитание личности творческой, инициативной и компетентной. Художественная подготовка будущих дизайнеров, является задачей сложной и многогранной и основываться она должна на достижении таких наук, как цветоведение, колористика, история искусств, теория живописи, композиция. Художественная подготовка для студентов- дизайнеров требует от педагога освоения новых приемов работы, направленных на воспитание у своих учащихся определенных качеств, таких как мобильность, умение адаптироваться в новой среде, а также обладать аналитическим мышлением.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы опираясь на исследования художников, теоретиков искусства, рассматривающих вопросы колорита, а также труды по психологии художественного восприятия, колористическое видение мы определили как видение предмета изображения и его изображения в определенном колорите, которое опирается на чувство цвета, цветовые представления и размышления художника, обладает всеми качествами, присущими художественному видению. Колористическое видение это уникальная способность человека уловить гармонию натуры и передать ее изображение в определенной колористической системе. Колористическое видение проявляется вследствие избирательности восприятия и сочетания живописных закономерностей и средств. Основное достоинство данного видения это цветовое богатство действительности, соответствующее целостному гармоничному изображению, где предметные свойства изображаемого объекта находятся в единстве со светотенью и состоянием освещенности.
Колористическое видение у студентов- дизайнеров определяется: пропорциональностью цветовых отношений в дизайн - проекте с учетом общего тонового и цветового характера освещенности;
разнообразием цветовых рефлексов свето-воздушной и предметной среды; богатством тепло- холодных оттенков и их цветовым единством;
степенью представлений о предмете, творческим самовыражением.
Применение наглядного пособия различных средств СПО достаточно эффективно оптимизирует процесс развития колористического видения у студентов. Колорит есть результат индивидуального видения художника. Следовательно, о колористическом видении можно судить лишь на основе его выражения в живописных работах, анализируя их цветовое построение. Для более полного представления о колористическом видении, мы сочли необходимым прежде разобрать комплекс вопросов, связанных с художественным видением. Это такие вопросы, как особенности художественного восприятия, научные положения о природе цветового зрения-тоновые и цветовые отношения- о тоновом и цветовом состоянии- единство и гармония красок.
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что в целях повышения уровня колористического видения у студентов среднего профессионального образования, развития их живописных способностей необходимо интенсифицировать методику обучения цвету и колориту, ставить на каждом занятии перед студентами- дизайнерами цветовые и колористические задачи, совмещать учебные задачи с творческими, расширить багаж теоретических знаний о колорите и связанных с ним вопросах. В результате освоения дисциплины «Цветоведение» и «Колористика», студенты - дизайнеры в системе среднего профессионального обучения должны обладать определенными общими и профессиональными компетенциями, которые сформированы в соответствии с направлениями профессиональной деятельности дизайнера, квалификационным требованиям и решаемых профессиональных задач.



1. Алексеев, С.С. Цветоведение / С.С. Алексеев . - Москва: Искусство, 1975.¬220 с
2. Алексеев, С.С. О колорите / С.С. Алексеев.- Москва: Изобразительное искусство, 1974. - 172 с
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. / Г.В. Беда - Москва: Просвещение, 1981 - 239с
4. Волков, H.H. Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков. -Москва: Акад. наук РСФСР, 1951.-508 с
5. Волков, Н.Н. Восприятие цвета/ Н.Н. Волков // Творчество. - 1958. - №2.- с 65
6. Гете И.В. Об искусстве / И.В. Гете. - Москва: Искусство, 1975 - 487с
7. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт- Петербург: Питер Ком, 1999, -679 с
8. Гете И.В. Трактат о цвете / И.В.Гете// Избранные сочинения по естествознанию.-Москва, 1957.-С.261.
9. Гегель Г.В.Ф. ,1том Эстетика (1968-1973) - Москва
10. Грибакин, Н.В. Формирование образного мышления у студентов художествннно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа. :дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Николай Викторович Грибакин-Москва, 2000. - 194с
11. Дмитриева Н.А. , В поисках гармонии , 1917-2003 - Москва
12. Денисов, В.С. Восприятие цвета - Часть 1/ В.С. Денисов, М.В. Глазова. -Москва: Эксмо, 2008. - 176 с.
13. Дорфман, Л.Я. Методические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии / Л. Я. Дорфман // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2005. - 288 с
14.Зайцев, А. Наука о цвете и живопись / А. Зайцев.- Москва: Искусство, 1986. -158.
15. Иттен, И. Искусство цвета / Пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л. .Монаховой. - Москва: Изд. Д. Аронов, 2001.- 96 с.; ил
16. Ивенс, Р.М. Введение в теорию цвета / P.M. Ивенс. - Москва, Советский художник,1964. - 342 с.
17. Люшер, M. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. / М. Люшер. - Москва: Hippo, 2003. - 252 с
18. Ломов, С.П.Цветоведение. Учебное пособие /С.П. Ломов, С.А.. Аманжолов - Москва: Владос, 2014. - 144 с
19. Леонардо да Винчи, Избранные произведения : в 2 т. / пер. А. А. Губера, В. П. Зубова, В. К. Шилейко, А. М. Эфроса; под ред. А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса - Москва: Студия Артемия Лебедева, 2010. Т.2.-444 с.: 109 ил.
20. Миронова, Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека / Л.Н. Миронова // Проблема цвета в психологии. - Москва, 1993.- 188 с.
21. Миронова, Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека / Л.Н, Миронова // Проблема цвета в психологии.- Москва, 1993 - 188с.
22. Пауэлл, УФ. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет / У.Ф. Пауэлл пер. с англ. У Сапциной-Москва: Астрель: ACT, 2005. - 63
23. Пронина, Н.К. Формирование колористического единства в процессе живописного изображения на начальном этапе обучения студентов педагогических вузов :дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Н.К. Пронина - Омск, 2004. - 151 с
24. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии -/ С.Л. Рубинштейн. - Санкт- Петербург: Питер Ком, 1999, -679 с
25. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / М.О. Сурина. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2003. -288 с
26. Сурина, М.О. История образования цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «школа дизайна» / М.О.Сурина, А.А. Сурин. - Москва: «МарТ», 2003.- 352 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ