Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа №36778

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
660
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 8
1.2. Творческое рассказывание в системе развития речи детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Теоретические основы и методические приемы по формированию
навыков творческого рассказывания у детей с нарушениями речи 21
Выводы по Главе 1 31
Глава II. Изучение и организация работы по формированию творческого рассказывания у дошкольников с ОНР 33
2.1. Теоретические основы и приемы формирования навыков творческого
рассказывания у детей с нарушениями речи 33
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов констатирующего эксперимента 38
Выводы по Главе II 45
Глава 3. Формирование навыков творческого рассказывания у детей с ОНР III уровня подготовительного к школе возраста 47
3.1. Описание коррекционной работы по формированию навыков творческого рассказывания с использованием наглядных средств моделирования 47
3.2. Анализ и интерпретация полученных результатов формирующего эксперимента 57
Выводы по Главе III 62
Заключение 64
Список
литературы 67
Приложения 73


Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено формирование у детей навыков составления творческих рассказов. Процесс обучения творческим рассказом детей с речевыми нарушениями не в первый раз становился объектом рассмотрения. У истоков изучения творческого рассказывания как процесса свободного владения связной речью стояли такие ученые как: Флёрина Е.А. [38], Ушакова О.С. [36], Тихеева Е.И. [34], Ворошнина Л.В. [6], Короткова Э.П. [17]. Данная тема остается актуальным вопросом и на современном этапе развития науки, что отражено в работах исследователей Карнауховой Я.Б., Зайцевой С.А., Глухова В.П., Ткаченко Т.А. Хотелось бы отметить, что творческое рассказывание не совсем представляет собой проблемное поле, т.к. сформирована методологическая база, структурные компоненты, виды творческих рассказов, но в научной среде продолжаются поиски все новых способов обучения этим навыкам. Попытки найти новое решение, способствующее, более быстрому овладению способности придумывать рассказы, привели исследователей к открытию новых средств обучения, таких как: мнемотаблицы, лего -технологии, ТРИЗ- технологии, карты Проппа и т.д. Выбор средств для решения задач по обучению остается за педагогом, поэтому встает вопрос об оптимальности и инновационности подходов, который разрешал бы трудности усвоения этих навыков. А перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встает проблема ознакомления и обучения детей навыкам творческого рассказывания, структурным компонентам которого являются «неосязаемым» причинно-следственные связи, отражение их в речи с помощью лексико-грамматических категории. Однако у детей с речевыми нарушениями, в силу особенностей их развития, возникают трудности с их усвоением: в восприятии и понимании связей между причиной и ее следствием, в отсутствии наглядных форм усвоения этих связей. Актуальность данной темы обуславливается тем, что у детей с речевыми нарушениями недостаточно сформировано восприятие причинной зависимости, они не способны дать ей словесную оценку, т.е. дети допускают ошибки в лексическом и грамматическом оформлении устной речи, также отмечается низкая способность к созданию и оперированию образами, являющиеся результатами деятельности воображения. Это может привести к трудностям уже в школьном возрасте: нарушению чтения и письма, и не способности сформулировать и дать четкий, связный ответ у доски.
Из этого следует, что цель исследования - разработать и апробировать комплекс занятий, направленных на формирование навыков творческого рассказывания у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста второго года обучения.
Объектом исследования является связная речь детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста второго года обучения.
Предметом исследования - применение дидактических игр и упражнений с использованием средств наглядного моделирования, направленных на формирование навыков творческого рассказывания у детей с ОНР III уровня подготовительного к школе возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) выявить уровень сформированности навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня;
3) разработать комплекс занятий с использованием средств наглядного моделирования для формирования навыков творческого рассказывания у детей с ОНР III уровня подготовительного к школе возраста, и проверить его эффективность;
Эффективность процесса формирования навыков творческого рассказывания с детей подготовительного к школе возраста с речевыми нарушениями зависит от комплексного развития всех его структурных компонентов творческого рассказывания: обучения пониманию причинноследственных связей, умения употреблять логико-грамматические конструкции, от развития творческого воображения, с опорой на сохранные функции. Гипотезой исследования является предположение, что использование наглядного моделирования в коррекционной работе по формированию навыков творческого рассказывания способствует более качественному и динамичному формированию умения составлять творческие рассказы и повышает динамику развития его значимых компонентов: комбинаторных функций воображения и понимание причинно-следственных связей, что является условием для более успешного формирования навыков творческого рассказывания у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста второго года обучения.
Методологической ческой базой явились концепции Л.С. Выготского [7] о зоне ближайшего развития, о законе творческой деятельности ребенка; концепция Леонтьева А.А. [19] о мотивационной основе речетворчества; теоретические положения о все стороннем развитии ребенка, о ведущей роли деятельности в его развитии; положение об особенностях психо-речевого развития детей с ОНР Левиной Р.Е. [18] и других исследователей: положение об опоре на сохранные функции при формировании навыков творческого рассказывания (Глухов В.П. [10], Ткаченко Т.А. [35]).
Используемые методы исследования: изучение специальной психолого -педагогической литературы по проблеме исследования (теоретические), проведение констатирующего и формирующего эксперимента (практические), использование методов математической и статической обработки данных (проведение количественного и качественного анализа).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть включены в работу логопедов, воспитателей детских дошкольных (специальных) учреждений, также могут быть использованы родителями с целью обучения творческому рассказыванию детей подготовительного к школе возраста с ОНР III уровня. Проведение исследования обусловлено необходимостью формирования навыков творческого рассказывания у дошкольников старшего дошкольного возраста второго года обучения с общим недоразвитием речи для дальнейшего их обучения в школе и поиском наиболее эффективных средств по развитию данных навыков.
Апробация. По материалам работы опубликована статья «К вопросу об актуальном уровне развития связной речи детей c ОНР III уровня при подготовке их к обучению навыкам творческого рассказывания» в сборнике трудов по материалам CXVII Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы».
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава является теоретическим обзором проблемного поля понятия «творческое рассказывание»: исторические аспекты, современные исследования,отраженные в специальной научной литературе. Вторая глава представляет собой описание констатирующего эксперимента. Поученные результаты явились основанием для определения уровня развития связной речи и воображения детей и разработки комплекса заданий, направленных на формирование у детей с ОНР III уровня навыков творческого рассказывания. Используемый комплекс заданий для достижения поставленных целей, описан в третьей главе настоящей работы и представляет собой систему заданий, за основу которого взята методика Ткаченко Т.А. [35] по развитию творческого рассказывания, модифицированная за счет использования наглядного моделирования средствами планшета (с мобильными элементами). Представлен анализ результатов контрольного обследования и выявлен уровень эффективности, применяемого комплекса заданий. Общий объем работы составляет 66 страниц текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение детей навыкам творческого рассказывания, как самого сложного вида монологической речи, происходит в рамках занятий по развитию связной речи. Для установления специфики процесса формирования навыка творческого рассказывания у детей с нарушениями речи, было проведено обследование детей старшего дошкольного возраста, второго года обучения. В процессе изучения специализированной литературы и деятельности дошкольного учреждения было выявлено, что навык творческого рассказывание имеет сложную структуру и является предметом специального обучения, а для детей имеющих, отклонения в речевом развитии процесс овладение этим умением представляет большие трудности, отчего педагоги испытывают затруднения при обучении детей придумыванию рассказов. Данный вопрос должен стать предметом специального изучения, с целью совершенствования методики обучения творческому рассказыванию.
Речевой дизонтогенез приводит к нарушению процесса усвоение языка, поэтому связной речью в полной мере большинство детей с речевыми нарушениями не владеет. Творческое рассказывание - это навык придумывания рассказов, активно формирующийся у детей в 6-7 лет, и являющийся необходимым для обучения в школе, с одной стороны, с другой, обучение данному навыку может рассматриваться как метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Основываясь на наблюдении за дошкольниками старшего возраста, мы определили цель исследования - обучение навыку творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями через научно-обоснованные пути решения этой проблемы, чтобы облегчить ребенку, имеющем речевые отклонения, развитие этого навыка. Для достижения данной цели нам необходимо было изучить особенности состояния связной речи детей с речевыми нарушениями (ОНР III) и развития творческого воображения (в рамках владения речевыми навыками для описания придуманной ситуации). Выявленные трудности в представлении воображаемой ситуации и ее придумывании, склонность к упрощению и примитивизации действий и описаний героев и событий, появление изобретательских идей не самостоятельным путем, а с опорой на внешние подсказки, не использование в речи оценочных суждений и отношений, нарушение логичности и причинно-следственных отношений.
Вопрос исследования творческого рассказывания не новый, но продолжает оставаться актуальным по нескольким причинам. Во-первых, именно этот вид связаной речи - наиболее сложная форма связной речи для освоения детьми с речевыми нарушениями. Логопеды на практике испытывают затруднения в формировании творческого рассказывания у детей с недоразвитием речи. Во-вторых, тема имеет разработки для ее разрешения в контексте коррекционного обучения и воспитания, т.е. для лиц, имеющих речевые нарушения, многие логопеды-практики создают собственные системы, проекты и пути в обучении детей, и этот опыт недостаточно систематизирован. В-третьих, несмотря на трудности достижения поставленной цели, совершенствование творчества и творческой речевой деятельности детей является задачей, входящей в федеральный государственный общеобразовательный стандарт, обязательный для обучения этому навыку.
Исходя из указанных посылок и данных проведенного обследования, мы разработали комплекс упражнений по формированию навыков творческого рассказывания у детей подготовительного к школе возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Упражнения, подчиненные одной цели - развивают компоненты творческого рассказывания, активизирую сам процесс создания творческого рассказа. Совершенствование овладения лексическими и грамматическими навыками, понимания причинноследственных связей и комбинирующей деятельности творческого воображения могут способствовать успешности обучения данному навыку. Результаты показали, что работу над обучением навыкам творческого рассказывания оптимально строить системно, т.е. как над его всеми структурными компонентами: связной речью (правильное оформление логико-грамматических отношений) и творческим воображением. Работа, строившаяся на наиболее развитом свойстве восприятия детей с ОНР III уровня - наглядности. Решение всех этих задач предполагает использование разработанного нами Планшета (с мобильными элементами) выполняющий функцию наглядного моделирования, учитывая структурные и содержательные особенности постепенного формирования навыков связного рассказывания. Планшет позволяет организовать деятельность по детальному анализу картинного материала, развивает лексическую и грамматическую стороны речи, учит детей планировать речевое высказывание, правильно отбирать языковой материал. Используемое нами данное средство было применено для научения осознания детьми каузальных отношений и одновременно является «рабочим местом» для отработки употребления правильных грамматических форм, развития словаря на первых этапах, на последующих воплощает собой некую схему будущего рассказа. Функциональность использования планшета, развивает воображение и позволяет отрабатывать вариативность развития ситуаций, благодаря чему у детей совершенствуется комбинирующая функция, образы, содержащиеся в опыте, принимают отчетливые формы и актуализируются в речи, т.е. ребенок научается составлять рассказ, сочетать те или иные представления в одну стройную и последовательную систему - творческий рассказ. Данные обследования, проведённого на контрольном этапе исследования отразили улучшенный результат по всем заданиям, т.е. можно сказать, что выявлена положительная динамика уровня развития навыков творческого рассказывания, что подтверждает выдвинутую гипотезу.



1. Абсалямова А. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста [Текст] / А. Абсалямова // Дошкольное воспитание. -
2016. - № 9. - С. 46-52.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Борисова В.А. Особенности воображения старших дошкольников с нарушениями речи [Текст] / В.А. Борисова // Системная психология и социология. - 2012. - № 5. - С. 50-58.
4. Валявко С.М. Особенности мотивационной серы старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: монография / С.М. Валявко. - М.: «Спутник», 2009. - 184 с.
5. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст]: монография / Н.А. Ветлугина. - М.: Педагогика, 1972. - С. 7-21.
6. Ворошнина Л.В. Условия совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию [Текст] / Л. В. Ворошнина. - Пермь: ПГПУ, 2011. - 165 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст]: кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение,
1991. - С. 154.
8. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособ. / В.П. Глухов // Логопатопсихология / Под. ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманитар. изд. Центр Владос, 2010. - С. 43-48.
9. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов /
В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2012. - 262 с.
10. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]: учеб. пособ. / В.П. Глухов. - М.: МГПО, 1995. - 145 с.
11. Груздева М.В. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Груздева // XIX Царскосельские чтения: материалы международ. науч. Конференции. - СПб., 2015. - С. 31-35.
12. Ерохина В.Р. Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности [Текст] /
B. Р. Ерохина // Модернизация образования: научные достижения,
отечественный и зарубежный опыт: Материалы XXV Рязанских
педагогических чтений: в 2 т. - Рязань, 2018. - С. 218-222.
13. Зайцева С.А. Мнемотехника и моделирование при обучении рассказыванию детей с ОНР [Текст] / С.А. Зайцева // Логопед. - 2015. - № 5. -
C. 95-103.
14. Захарова Т.В. Особенности понимания и отражения в речи причинноследственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Т.В. Захарова // Дефектология. - 2010. - №6. - С. 22-30.
15. Карнаухова Я.Б. Использование изографического моделирования в формирование творческого рассказывания [Текст] / Я.Б. Карнаухова // Дефектология. - 2013. - № 4. - С. 52-59.
16. Кескевич В.В. Использование метода наглядного моделирования при формировании связного монологического высказывания у дошкольников [Текст] / В.В. Кескевич, О.В. Гоглачева // Логопедические технологии в условии инклюзивного обучения детей с нарушением речи: материалы международной научно-практич. конф. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т. - 2013. - С. 141-145.
17. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст]: монография / Э.П. Котроткова. - М.: Просвещение, 1978. - 112 с.
18. Левина Р.Е. Теория и практика логопедии [Текст]: монография / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 1967. - 386 с.
19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]: монография / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2007. - 214 с.
20. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста / В.И. Логинова, А.И. Максаков, В.И. Попова. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.
21. Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособ. / В.П. Глухов // Логопатопсихология / Под. ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманитар. изд. Центр Владос, 2010. - С. (166-171.
22. Неретина Т.Г., Пономарева И.М. Развитие связной речи дошкольников в условии семьи [Текст] / Т.Г. Неретина, И.М. Пономарева // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: материалы международной научно-практической конференции. - Уфа, 2018. - С. 74-76.
23. Нечаева В.Г., Занятия в детском саду [Текст]: учеб. пособ. / В.Г. Нечаева, Л.А Пеньевская, Г.И. Архангельская. - М.: Учпедгиз, 1956. - 408 с.
24. Преображенская Н.А. Развитие творческого потенциала старших дошкольников, имеющих речевые нарушения, при овладении связной монологической речью на основе сюжетных рисунков экологической тематики [Текст] / Н.А. Преображенская // Логопедия сегодня. - 2010. - № 2(30) - С. 33-36.
25. Привалова С.Е. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста в ДОУ [Текст] / С.Е. Привалова // Филологическое образование в период детства. - 2014. - Т. 21. - С. 88-94.
26. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй [Текст]: монография / Д. Родари, пер. с итал. Ю.А. Добровольской. - М.: Прогресс, 1978. - 212 с.
27. В. И. Селиверстов Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]: учеб. пособ. / В.И. Селиверстов. - М.: Академ. проект., 2004. - 477 с.
28. Сергеева Е.Е. Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР [Текст] / Е.Е. Сергеева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 29. - С. 157-161.
29. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаем и фантазируем с кругами Луллия [Текст]: практич. пособ. для занятия с детьми 3-7 лет / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. - М.: Аркти, 2011. - 40 с.
30. Смольникова Н.Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников [Текст]: автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Н.Г. Смольникова. - М.: 1986. - 23 с.
31. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
32. Сохин Ф.А. Психлого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособ. / Ф.А. Сохин. - М.: Издательство Московского психолого-социально института, 2002. - 224 с.
33. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника [Текст]: могорафия / Е.И. Тихеева. - М.: Учпедгиз, 1948. - 154 с.
34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: пособ. для восп. дет. сада / Е.И. Тихеева / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
35. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам [Текст]: пособ. для логопеда / Т.А. Ткаченко. - М.: Владос, 2017. - 47 с.
36. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособ. для восп. дошк. обр. учрежд. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2008. - 287 с.
37. Ушинский К.Д. Родное слово [Текст]: книга для уч. / К.Д. Ушинский. - СПб.: тип. Ф.С. Сущинского,1868. - 111 с.
38. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст]: монография / Е.А. Флёрина / под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1961. - 334 с.
39. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника [Текст]: метод. пособие с ил. / Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРГО, 1996. - 78 с.
40. Холкина Т.И. Организация активной речевой практики дошкольника в разных видах деятельности [Текст] / Т.И. Холкина // Филологическое образование в период детства. - 2016. - № 23. - С. 45-47.
41. Чуковский К.И. От двух до пяти [Текст]: монография / К. И. Чуковский. - Минск: Народная асвета, 1983. - 319 с.
42. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 12101213.
43. Шумакова Н.Б. Творческое воображение как условие развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Б. Шумакова. Е.О. Бутюгина // «Л.С.
Выготский и современное детство»: международный симпозиум. - Москва, 2017. - С. 259-261.
44. Шинкарёва Н.А. Особенности развития компонентов словесного творчества детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Шинкарёва, Алсанова А.В. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -
2018. - № 4 (25). - С. 20-23.
45. Янутан В.А. Роль картины в развитии связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / В.А. Янутан // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. -
2015. - № 6. - С. 57-59.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ