Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития импровизационных способностей обучающихся 10
1.1. Способность к импровизации как характеристика творческой
личности 10
1.2. Импровизация как компонент творческой деятельности 18
1.3. Импровизация как метод развития творческих способностей
обучающихся 22
1.4. Изучение журналистики в системе дополнительного образования как средство развития импровизационных способностей подростков. 27
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по развитию импровизационных
способностей подростков в процессе реализации программы дополнительного образования «Журналистика» 35
2.1. Выявление уровня развития импровизационных способностей
подростков 35
2.2. Развитие импровизационных способностей подростков, обучающихся по программе дополнительного
образования «Журналистика» 42
2.3. Анализ результатов реализации программы «Журналистика» 48
Библиографический список 57
Приложения 64
Актуальность и постановка проблем исследования.
Во времена постоянного изменения и совершенствования педагогической системы и ее цифровизации в педагогической литературе все чаще встречаются вопросы воспитания человека, который способен к инновационной деятельности, в осуществлении которой он может творить вне системы и вне стереотипов. Как правило, успешность деятельности человека зависит от его способности находить оригинальные и внезапные решения, которые соответствуют своеобразию ситуации. В связи с этим появляется новая перспектива раскрытия импровизационных способностей и самореализации человека в процессе творческой деятельности.
Импровизация, как способность, формируется в разных условиях. Одну из важнейших ролей в этом процессе импровизации играет учебновоспитательный процесс, однако, возможности, которые предоставляет система образования для творческой реализации человека ограничены. Модернизация российской системы образования предполагает не только передачу готовых знаний ученику, но и ориентацию на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, и стратегический смысл образования 21 века заключается в том, чтобы человек вырос свободным и творческим, однако нет достаточного предметного разнообразия в учебных заведениях для реализации творческого потенциала воспитанников.
В результате мы наблюдаем несоответствие традиционных форм и методов образования новым требованиям общества и потребностям учащихся, что в свою очередь приводит подрастающее поколение к тому, что они не способны реализовать свой творческий потенциал.
Проблема развития импровизационных способностей ощущается во многих сферах искусства и не только. Наибольшую остроту приобретает проблема неосознанного восприятия информации людьми, а особенно это распространено среди подростков. Это отражается в том, что подростки не могут интерпретировать те или иные факты, давать аргументы в спорах и действовать в неожиданных ситуациях.
Решение проблемы видится в обращении к гуманитарным видам деятельности, а точнее к целому направлению - журналистике. Одной из наиболее живых и активных форм творчества является импровизация. Занятия импровизацией предоставляют возможности для развития творческих способностей воспитанников. Также следует отметить, что необходим особый подход для реализации программы по предмету «журналистика» для подростков, так как этот предмет преподается лишь в высших учебных заведениях. Поэтому проблема нахождения, обоснования и внедрения в процесс обучения импровизационной деятельности действенных приемов, форм и методов, приносящих максимальный эффект, что также подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, и в итоге создания концепции развития импровизационных способностей журналистов-подростков на основе использования достижений науки является актуальной.
Состояние и степень научной разработанности проблемы.
Ученых из различных областей знаний и во все исторические эпохи привлекала проблема творческого развития личности.
Разные аспекты исследования творчества представлены в работах Б. М. Рунина, Н. И. Киященко, Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Р. М. Гранов ской, Ю. С. Крижанской, С. Л. Рубинштейна и Я. А. Пономарева.
Проблема реализации личности в творческой деятельности рассматривается также и зарубежными учеными: в гуманистическом направлении психологии - Н. Роджерс, К. Роджерс, А. Маслоу. Концепции креативности были созданы Э. П. Торренсом, Н. Коганов, Дж. Гилфордом и М. Воллахом. Одной из новейших концепций креативности является «теория инвестирования» Т. Любарта и Р. Стенберга. В работах советских педагогов
И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова,
А. В. Хуторского нашла отражение проблема творческого развития.
В наше время феномен импровизации в науке рассматривается с позиции истории, педагогики и психологии. Особенности феномена импровизации рассматриваются в труде Д. Р. Ливщица.
Импровизации в педагогическом творчестве посвящена работа В. Н. Харькина. В этом исследовании выявлены условия эффективности импровизации в профессиональной деятельности педагога.
Автором современной работы по проблеме обучения импровизации в журналистике, а именно обучению сторителлингу является преподаватель бизнес-школы Стенфордского университета Д. Кляйн.
Заметим, что проблема развития импровизационных способностей подростков в процессе изучения предмета «журналистика» еще не являлась предметом специального диссертационного исследования.
Объектом исследования является педагогический процесс в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - принципы, формы и методы обучения, направленные на развитие импровизационных способностей подростков в процессе занятий по программе дополнительного образования «журналистика».
Целью исследования является создание теоретической и практической моделей развития импровизационных способностей подростков в процессе обучения журналистике.
Гипотеза исследования:
Процесс развития импровизационных способностей учащихся- подростков будет более эффективен, если:
— Теоретическая и практическая модели развития импровизации в процессе обучения журналистике будут построены на основе системного подхода и включать мотивационный, теоретический и практический компоненты;
• Теоретический и практический компоненты, в свою очередь будут включать в себя репродуктивный и продуктивный субкомпоненты. Репродуктивный субкомпонент связан с усвоением знаний и умений и навыков в сфере журналистики; продуктивный субкомпонент включает развитие умений и навыков творческого труда в процессе занятий;
• В процессе обучения журналистике будет реализован дивергентный метод, направленный на развитие у подростков умения выходить в процессе решения учебно-творческих задач за рамки сложившихся стереотипов на уровне художественного замысла - это, в свою очередь, способствует активации дивергентного мышления, обусловливающего творческие достижения...
Целью нашего исследования являлось создание теоретической и практической моделей развития импровизационных способностей подростков в процессе обучения журналистике.
В первой главе мы рассмотрели способность к импровизации у творческой личности. Исследовав научную литературу по данной теме, мы дали определение импровизации, способностей и импровизационных способностей, сделали вывод, что импровизация является характерной чертой творческой личности. Мы исследовали импровизацию в различных видах творчества. Во втором параграфе первой главы мы рассмотрели импровизацию как компонент творческой деятельности и сделали вывод, что в любой творческой деятельности может присутствовать импровизация. Помимо этого, в первой главе мы сделали вывод, что импровизация скрепляет воедино целый комплекс знаний и умений индивида. Помимо этого, нам стало ясно, что импровизация позволяет избежать механического подхода при обучении журналистике, соответственно творчество современного журналиста будет гораздо интереснее и богаче по содержанию , если он владеет способностью импровизировать.
Изучая журналистику в системе дополнительного образования как средство развития импровизационных способностей, а также изучив несколько уже существующих образовательных программ по журналистике, мы поняли, что в этих программах отсутствуют методы развития импровизационных способностей учащихся, что делает нашу исследовательскую работу актуальной.
Во второй главе мы провели исследование по выявлению импровизационных способностей у подростков и получить результаты, с которыми мы будем работать. Для этого мы разработали критерии оценивания уровня импровизационных способностей (см. таблица 1). Результаты исследования показали, что у испытуемых очень слабый уровень 55
импровизационных способностей у испытуемых. Для решения данной проблемы мы разработали теоретическую и практическую модели развития импровизационных способностей у подростков на базе образовательной программы «Журналистика». В основу мы положили разработанные упражнения, позволяющие учащимся раскрыть свой потенциал и развить импровизационные способности.
Образовательная программа, разработанная нами, была реализована в образовательной организации города Екатеринбурга МАОУ СОШ №63 в течении одного года. По истечению одного учебного года нами было проведено повторное исследование уровня импровизационных способностей учащихся. Анализ данных показал высокий рост результатов. Абсолютно все учащиеся достигли высокого уровня импровизационных способностей, чему свидетельствует также их возросшая активность в школьной жизни и в активном проявлении себя в разнообразной творческой деятельности.
Подводя итоги, мы можем сказать, что цель исследовательской работы достигнута. Процесс развития импровизационных способностей подростков стал более эффективен, благодаря созданию и внедрению в образовательную программу методов развития импровизации в процесс обучения журналистике.
1. Адорно В. Т. Эстетическая теория / [пер. с нем. А. В. Дранова]. Москва : Республика, 2001.
2. Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г. О психологических Методах изучения творчества. - М., Наука, 2007.
3. Альтшуллер Г. С. Творчество как тонкая наука. - М.: Сов. Радио, 2006,- Кибернетика.
4. Баташев А. Н. Феномен импровизации [Электронный ресурс] // Jazz.ru:
[веб-сайт]. Электрон. Дан. 14.03.2018.
URL: https: //www.j azzz.ru/pages/batashev/improvisation.htm (дата обращения: 10.08.2020).
5. Берикханова Л. Ю. Педагогическая импровизация в деятельности
учителя : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01. -
Тюмень, 1990. - 261 с.
6. Бирюков С. Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы: дис. канд. искусствоведения: 17.00.02: М., 1980. - 192с.
7. Большой энциклопедический словарь [Текст] http://enc- dic.com/enc_big/Improvizacija-22667.html (дата обращения; 17.05.2020).
8. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения /. Н. Богомолова -. М:. Изд-во. МГУ, 1991 -125 с.
9. Бурдье. П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:.
Прагматика культуры, 2002 - 160 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.,: "Просвещение", 1991.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Университет, 2000. - 336 с.
12. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969. - № 1.
13. Гемси де Гайндза Значение импровизации в современной методологии// Музыкальное воспитание в современном мире. - М., 1993. - 204с.
14. Гейтс. Б. Дорога в будущее /. Билл. Гейтс; пер с англ. - М:. Диалог- Наука, 1997 - 315 с.
15. Глушко С. А. Система театральной импровизации. - К.: Освита Украины, 2010. - 48с...