Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

Работа №95767

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 11
1.1. Понятие и содержание творческих способностей 11
1.2. Творческие способности в хореографической деятельности 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА 39
2.1. Цель, задачи и содержание опытной работы 39
2.2. Описание результатов опытной работы по развитию творческих
способностей у подростков на хореографических занятиях в студии современного танца 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76


Современная государственная политика в сфере образования отводит особую роль развитию дополнительного образования детей, которое «направлено на формирование развития творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании...» (Закон «Об образовании в Российской Федерации»).
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года указывается, что ключевыми характеристиками личности ребенка являются сформированные навыки критического восприятия информации, способность к принятию нестандартных решений, креативность, изобретательность, умение работать в команде, инновационная активность.
В Концепции развития дополнительного образования детей определена цель развития дополнительного персонального образования «как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту».
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (17.12.2010 г.) отмечено, что изучение предметов
образовательной области «Искусство» наряду с решением ряда задач должно обеспечить осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Согласно этому документу, в современной педагогической практике ведущими становятся процессы развития индивидуальности ребенка, что предполагает включение учащихся в различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей, раскрытие их творческого потенциала как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самовыражения.
Индивидуальность наиболее интенсивно начинает развиваться в подростковом возрасте, когда происходит дальнейшее развитие самосознания, специфической чертой которого являются размышления индивида о самом себе, о своих качествах и свойствах. У подростка, в отличие от младшего школьника, возникает интерес к собственной личности, к своему внутреннему миру, обнаруживается стремление к утверждению собственного «я» и самовыражению (Э. А. Голубева, Е. П. Ильин, B. C. Мерлин, И. И. Резвицкий, В. М. Русалов).
Часто подростки стремятся к самовыражению в художественном творчестве при освоении разных видов художественной деятельности. Педагоги-практики замечали, что учащиеся стремятся не только овладеть техникой какой-либо творческой деятельности, но и художественными стилями, способами собственного отображения мира в искусстве. У подростка проявляется феномен авторства, что дает право говорить о развитии у него творческой индивидуальности, которая понимается многими авторами как интегративное качество творческой личности (З. Н. Новлянская, A. A. Мелик-Пашаев, В. И. Слободчиков и др.).
Одним из древнейших видов искусства, обращение к которому поможет решить поставленные задачи развития личности, индивидуальности, раскрытия творческих способностей, является танец. В настоящее время наблюдается подъем интереса к танцевальному искусству: появляются новые танцевальные направления, наблюдается интеграция танца с практической психологией и психотерапией (танцевальная терапия).
По мнению некоторых ученых и педагогов-практиков, занятие танцем, в частности современным, стимулирует развитие мотивации к творческой деятельности, способность к самовыражению (О. С. Гребенюк, C. JI. Рубинштейн, П. В. Симонов). Креативность, творческие способности в отечественной науке изучают Я. А. Пономарев, В. Н. Дружинин, Д. Б. Богоявленская, в зарубежной - Р. Стенберг, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др. Проблему развития творческих способностей учащихся изучали педагоги-музыканты (Н. А. Ветлугина, А. И. Ходькова, Т. В. Волчанская);| в сфере изобразительной деятельности (Т. С. Комарова, Е.И. Игнатьев, Т.Н. Доронова); в области литературы (В. А. Левин, A. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская). Существуют труды, обобщающие опыт педагогов-хореографов (А. Я. Ваганова, К. Я Голейзовский, Ф. В. Лопухов и др.).
В литературе описывается такая особенность современной хореографии как «исследовательская направленность», подразумевающая целенаправленное изучение танцовщиком возможностей и особенностей собственного тела, эмоциональной сферы, а также поиск выразительных средств в процессе импровизации, наиболее адекватных данному человеку (Т. Ю. Кулешова, В. Ю. Никитин, O. A. Сорокина, JI. B. Шульман, Г. С. Фешкова и др.). Однако! проблема развития творческих способностей в хореографической деятельности исследована недостаточно.
Основные подходы к проблеме формирования творческих способностей разработаны В.Н. Дружининым (2002); формирование творческих способностей в области физической культуры исследует И. А. Степанова, труды которой освещают процесс формирования профессиональных умений на основе решения творческих задач при обучении двигательным действиям (1991); Л.В. Пашкова указывает компоненты творческой деятельности учителя физической культуры на примере гимнастики (1997); И.Б. Карнаухова изучает особенности творческой деятельности в хореографии (2001); B. А. Сальникова характеризует творческие способности применительно к специфике конкретной деятельности (2001). Согласно данным исследованиям, проблема развития творческих способностей применительно к физической культуре получила достаточное освещение, а в сфере хореографического образования подобные исследования отсутствуют.
Исходя из всего изложенного выше, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между содержанием нормативных документов, социальными потребностями в необходимости наращивания творческого потенциала в учреждениях дополнительного художественного образования и недостаточным вниманием к развитию творческих способностей в сфере хореографического образования;
- между разработанностью проблемы развития творческих способностей в общей педагогике и недостатком научных исследований применительно к сфере хореографического образования подростков;
- между наличием методического обеспечения для развития творческих способностей применительно к музыкальному образованию и недостатком методического обеспечения для хореографических коллективов студий современного танца.
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему исследования: поиск и научное обоснование способов развития творческих способностей подростков на хореографических занятиях в рамках дополнительного художественного образования, которая определила тему исследования: «Развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путём проверить комплекс методов и приемов, обеспечивающих развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у подростков на хореографических занятиях.
Предметом исследования является комплекс методов и приемов обучения, способствующих развитию творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей
подростков на хореографических занятиях будет более эффективным, если:
- в учебном процессе использовать комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения;
- разработать вариативные задания для хореографических занятий в студии современного танца;
- использовать проблемные ситуации, мотивирующие проявление интеллектуальной активности учащихся для создания оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме исследования, дать определение понятиям «способности», «творческие способности», охарактеризовать их содержание;
2) охарактеризовать отличительные особенности творческих способностей в хореографической деятельности у подростков;
3) выявить комплекс методов, способствующих развитию творческих способностей у подростков на хореографических занятиях;
4) провести опытную работу на хореографических занятиях с подростками в студии современного танца, обобщить полученные результаты, сделать выводы.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ передового педагогического опыта; обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседа, опытная работа, обобщение передового педагогического опыта, методы статистической обработки полученных данных.
Методологическая основа исследования:
- основные положения культурно-исторической психологии о развитии высших психических функций ребенка (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.);
- основные положения отечественной и зарубежной психологии о развитии творческих способностей (В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др.);
- основные положения теории и методики хореографического образования (А. Я. Ваганова, Э. Чекетти, Вж. С. Костровицкая и др.);
- основные положения психолого-педагогической диагностики (Л. Ф. Бурлачук, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др.);
- основные положения методологии о проведении научно¬ педагогического исследования (А. М. Новиков, М. Н. Скаткин и др.).
Исследование проводилось с 2018-2019 г.г. и включало три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт по изучаемой проблеме;
определялись проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи
исследования.
На втором этапе уточнялась гипотеза исследования, определялось содержание и критерии оценивания опытной работы, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, их интерпретация и оформление, формулировались выводы диссертационного исследования.
Базой исследования явились: студия современного танца «Let’s dance» г. Екатеринбург в 2018-2019 учебный год. В опытной работе приняли участие 20 учащихся подросткового возраста.
Научная новизна исследования: проблема развития творческих способностей рассматривается применительно к участникам
хореографического коллектива студии современного танца в сфере дополнительного художественного образования.
Теоретическая значимость состоит:
- в уточнении понятия «творческие способности» применительно к хореографической деятельности участников студии современного танца, под которыми понимается проявление интеллектуальной активности, направленной на создание и воплощение оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики;
- в разработке комплекса методов обучения, способствующих развитию творческих способностей подростков на хореографических занятиях в рамках дополнительного художественного образования: общепедагогических, а именно, объяснительно-иллюстративный метод, метод упражнения, метод проблемного обучения; и специфических хореографических методов: метод импровизации, эмоционального «заражения», метод «перевоплощения».
Практическая значимость заключается:
- в разработке вариативных заданий для хореографических занятий с подростками в студии современного танца;
- в формировании критериев организации и проведения опытной работы на хореографических занятиях в рамках дополнительного художественного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие «творческие способности» применительно к деятельности участников хореографического коллектива современного танца понимается как проявление интеллектуальной активности, направленной на создание и воплощение оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики;
- комплекс общепедагогических методов и специфических хореографических методов обучения: объяснительно-иллюстративный,
проблемный метод, метод упражнения, метод импровизации, методы эмоционального «заражения» и «перевоплощения», - способствующих развитию творческих способностей подростков на хореографических занятиях в рамках дополнительного художественного образования.
Апробация результатов проходила в публикации статей:
1. Ленкова К. О., Хасбатов Р С. История возникновения и особенности русского народного танца // Народная художественная культура в дополнительном образовании детей: проблемы и перспективы: матер. I Открытой научно-практической конференции 19 ноября 2017 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б.и.], 2018. С. 32-37.
2. Ленкова К. О. Развитие творческих способностей подростков в хореографической студии // Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы: международный сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б.и.], 2019. С. 60-67.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены: теоретически обоснован и опытным путём проверен комплекс методов и приемов обучения, обеспечивающих развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца в дополнительном художественном образовании.
Дано определение понятиям «способности», «творческие способности». Под способностями понимается сложное, интегральное психическое образование, своеобразный синтез личностных свойств, формирующийся в процессе овладения и выполнения различных видов деятельности.
Охарактеризованы общие и специальные способности. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств личности, обеспечивающая продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления разнообразной деятельности. К специальным способностям относится такая система личностных свойств, которая обеспечивает достижение высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например, музыкальной, сценической, спортивной, хореографической.
Понятие «творческие способности» рассматривается как интегративное качество личности, обеспечивающее продуктивные преобразования её деятельности. Творческие способности характеризуют личность человека в целом и проявляются как креативность, воображение, как способность к дивергентному мышлению, преобразованию знаний, ассоциативности и порождению гипотез. Указаны основные параметры креативности:
- оригинальность как способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
- семантическая гибкость как способность выявить основное свойство объекта и новый способ его использования;
- образная адаптивная гибкость как способность изменить форму стимула, увидеть новые признаки или возможности использования; беглость или широта ассоциативного поля.
Понятию «творческие способности» применительно к хореографической деятельности участников студии современного танца рассматривается как проявление интеллектуальной активности, направленной на создание и воплощение оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики. Отличительные особенности творческих способностей в хореографической деятельности включают яркость художественного восприятия и воплощения танцевальных образов, артистизм, индивидуальное своеобразие замыслов и поиск новых средств их сценического воплощения.
Выявлен и охарактеризован комплекс методов и приемов обучения, способствующих развитию творческих способностей у подростков на хореографических занятиях. Данный комплекс методов включает общепедагогические методы: объяснительно-иллюстративный, метод упражнения, метод проблемного обучения; а также специфические хореографические методы обучения: метод импровизации, эмоционального «заражения», метод «перевоплощения».
Применение общепедагогических методов обеспечивает освоение знаний, двигательных умений, навыков и совершенствование их выполнения; формирует приемы творческого мышления: умение переносить знания и умения в новую ситуацию, преобразовывать известные способы деятельности и создавать новые.
Применение специфических хореографических методов обучения направлено на развитие творческих способностей, креативности, фантазии учащихся посредством телесной пластики в хореографической деятельности.
В диссертационном исследовании описана организация и проведение опытной работы на базе студии современного танца «Let’s dance» г. Екатеринбурга в 2018-2019, в которой приняли участие 20 учащихся подросткового возраста.
Указана цель опытной работы: проверить практически комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения в процессе выполнения вариативных заданий, обеспечивающих развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца.
Сформулированы задачи опытной работы:
1) разработать вариативные задания для участников хореографического коллектива студии современного танца;
2) сформировать критерии и условные уровни оценивания выполнения вариативных заданий;
3) описать полученные результаты, подвести итоги опытной работы.
Разработаны и охарактеризованы вариативные задания, направленные на развитие творческих способностей участников хореографического коллектива студии современного танца:1) изучение связки по диагонали «Прыжок с подбивкой»; 2): изучение, комбинации в партере; 3) проведение разминки с использованием! танцевальных элементов «contemporary»; 4): создание этюда с использованием! танцевальной лексики «contemporary»! на тему «Оптимист»; 5) подбор комплекса упражнений для гибкости тела; 6) подбор комплекса упражнений для позвоночника; 7) создание художественного замысла в процессе прослушивания музыкальной композиции и выбор его двигательного выражения в танце; 8) импровизация) в паре на тему «Вопрос-ответ»; 9) выполнение упражнение «Зеркало»; 10) работа в парах; контакт глазами, жестами, прикосновениями; 11) выражение базовых человеческих эмоций с помощью мимики; 12) создание танцевального этюда «Метаморфозы».
Представлен комплекс методов для выполнения вариативных заданий на хореографических занятиях с подростками в студии современного танца, направленных на развитие и автоматизацию двигательно-моторных навыков учащихся, освоение танцевальных элементов, развитие воображения, фантазии и креативности: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного обучения, упражнение, метод импровизации, методы эмоционального «заражения» и «перевоплощения».
Сформированы критерии и условные уровни оценивания выполнения вариативных заданий для подростков на хореографических занятиях в студии современного танца: выразительность, гибкость и оригинальность.
Определены три уровня оценивания выполнении вариативных заданий: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень характеризуется выразительностью выполнения вариативных заданий, умением самостоятельно создавать и преобразовывать разнообразные (но адекватные) варианты упражнений и танцев, отличающихся оригинальностью телесной пластики в соответствии с художественным замыслом.
Средний уровень характеризуется выразительностью выполнения вариативных заданий, умением создавать и преобразовывать разнообразные варианты упражнений и танцев, отличающихся оригинальностью замысла в соответствии с художественным замыслом при помощи преподавателя.
Низкий уровень характеризуется невыразительным выполнением вариативных заданий, неумением создавать и преобразовывать разнообразные адекватные варианты упражнений и танцев, отсутствием оригинального замысла при воплощении художественного замысла.
Охарактеризованы констатирующий, формирующий и итоговый этапы опытной работы.
Проведение констатирующего этапа опытной работы было направлено на выявление творческих способностей в хореографической деятельности: способности к созданию танцевальной импровизации и танцевального сюжета, умение комбинировать и преобразовывать разнообразные элементы танцев. На констатирующем этапе выявлено, что подавляющее большинство учащихся 85 % испытывают затруднения при выполнении вариативных заданий, следовательно, необходима специальная работа по развитию креативности, образного мышления и творческих способностей.
На формирующем этапе опытной работы проверен на практике комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения, обеспечивающих развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца в процессе выполнения вариативных заданий.
Результаты формирующего этапа показали эффективность применяемых методов обучения:
- увеличилось число учащихся, выполняющих задания на высоком уровне до 20 %;
- увеличилось число учащихся, выполняющих задания на среднем уровне до 70 %;
- уменьшилось число учащихся с низким уровнем выполнения заданий до 10 %.
Проведение итогового этапа опытной работы подтвердило эффективность применяемого комплекса общепедагогических и специфических хореографических методов обучения:
- у 25 % учащихся отмечен высокий уровень выполнения заданий; высокий уровень характеризуется выразительностью выполнения вариативных заданий, умением самостоятельно создавать и преобразовывать разнообразные (но адекватные) варианты упражнений и танцев, отличающихся оригинальностью телесной пластики в соответствии с художественным замыслом.
- у 55 % учащихся отмечен средний уровень выполнения заданий;
средний уровень характеризуется выразительностью вариативных заданий, умением создавать и преобразовывать разнообразные варианты упражнений и танцев на хореографических занятиях, отличающихся оригинальностью замысла в соответствии с художественным замыслом, но при помощи преподавателя.
- у 20 % учащихся отмечен низкий уровень выполнения заданий; низкий уровень характеризуется невыразительным выполнением вариативных заданий, неумением создавать и преобразовывать разнообразные адекватные варианты упражнений и танцев на хореографических занятиях, отсутствием оригинального замысла при воплощении художественного замысла.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапов опытной работы показывает: применение комплекса
общепедагогических и специфических хореографических методов обучения в процессе выполнения вариативных заданий способствует развитию образного мышления, креативности и творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях станет более эффективным, если в учебном процессе используется комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения, вариативные задания для хореографических занятий в студии современного танца и проблематизация обучения, мотивирующие проявление интеллектуальной активности участников в процессе создания оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в уточнении понятия «творческие способности» применительно к хореографической деятельности участников студии современного танца, под которыми понимается проявление интеллектуальной активности, направленной на создание и воплощение оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики;
- в разработке комплекса методов обучения, способствующих развитию творческих способностей подростков на хореографических занятиях в рамках дополнительного художественного образования: общепедагогических, а именно объяснительно-иллюстративный метод, метод упражнения, метод проблемного обучения; и специфических хореографических методов: метод импровизации, эмоционального «заражения», метод «перевоплощения».
Практическая значимость исследования заключается:
- в разработке вариативных заданий для хореографических занятий с подростками в студии современного танца;
- в формировании критериев и показателей для организации опытной работы на хореографических занятиях в студии современного танца.



1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. М.: Владос, 2004. 127с.
2. Бекина С.И. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001. 128 с.
3. Белянина О.А. Тесты и методики изучения личности: Метод. указания. Усть-Илимск: РИО УИф КГТУ, 2002. 44 с.
4. Березина В.А. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях // Внешкольник. 2000. № 7-8. С. 12-15.
5. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. Психологический журнал. 1995. № 5. С. 49-58.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 320 с.
7. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М.: Владос, 2001. 159 с.
8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПб., 2002. 128 с.
9. Вернигора О.Н., Воробьева О.А. Импровизация в системе обучения современным направлениям хореографии: теория и история. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28395057 (дата обращения 23.03.2019).
10. Военная профессиология: учебник под общей ред. А.Г. Караяни, Ю.Г. Сулимова. М: Военный университет, 2004. 276 с.
11. Вяткина Ю.М. Хореография как средство творческого развития детей // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. матер. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: http s: //nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 09.02.2019)
12. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. 363 с.
13. Горбунова Г. А. Развитие профессиональных способностей студентов в процессе обучения дисциплинам психолого-педагогического и художественно-изобразительного цикла: учеб. пособие. Тольятти, 2000
14. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. М.: Владос, 2000. 256 с.
15. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 368 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ