ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе интегрированных уроков 6
1.1 Понятие и структура познавательных универсальных учебных действий ... 6
1.2. Определение и специфика реализации межпредметных связей, как
компонента интегрированного урока 17
1.3. Интегрированный урок как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий у обучающихся 25
Выводы по главе I 31
Глава II. Методические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе интегрированного урока 32
2.1. Требования к организации процесса обучения, направленного на
формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в
процессе интегрированного урока 32
2.2. Разработка конспектов интегрированных уроков по математике 36
Вывод по главе II 49
Заключение 50
Список литературы
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе интегрированных уроков 6
1.1 Понятие и структура познавательных универсальных учебных действий ... 6
1.2. Определение и специфика реализации межпредметных связей, как
компонента интегрированного урока 17
1.3. Интегрированный урок как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий у обучающихся 25
Выводы по главе I 31
Глава II. Методические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе интегрированного урока 32
2.1. Требования к организации процесса обучения, направленного на
формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в
процессе интегрированного урока 32
2.2. Разработка конспектов интегрированных уроков по математике 36
Вывод по главе II 49
Заключение 50
Список литературы
В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом, целью образования является общекультурное, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование (Гл. 3, ст. 13). Стандарт предъявляет требования к метапредметным результатам, а именно к формированию универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями, в широком смысле, понимается — умение учиться.
В составе основных видов универсальных учебных действий А.Г. Асмолов и др. выделяют познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Рассматривая в работе познавательные универсальные учебные действия, отметим, что они способствуют формированию у обучающихся умений работать с учебным математическим текстом, осуществлять поиск необходимой информации, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации и строить логические обоснования и доказательства. Также посредством познавательных универсальных учебных действий осуществляется развитие символического, логического и творческого мышления. Познавательные действия включают в себя общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.
Проблемой формирования познавательных универсальных учебных действий занимались такие авторы, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская, а также И.Д. Лушников и Е.Ю. Ногтева и др. В работах перечисленных авторов выделена структура познавательных универсальных учебных действий, описаны способы развития и диагностирования познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе изучения всех школьных дисциплин. В силу того, что учебный материал при изучении математики дублируется в других школьных предметах, например, при изучении физики, информатики, биологии и др., то познавательные универсальные учебные действия должны формироваться и в процессе интегрированных уроков по математике.
Вопросом формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе интегрированных уроков занимались такие авторы, как В.И. Далингер, Л.Н. Вавилова, В.И. Седакова и др. Однако, в настоящее время процесс интегрированных уроков по математике в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов требует теоретической корректировки и адаптации к деятельности современного учителя. Сказанное обуславливает актуальность нашей работы.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: интегрированные уроки как средство формирования познавательных УУД обучающихся в процессе интегрированных уроков по математике.
Цель: разработать совокупность интегрированных уроков,
направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать нормативные документы и методическую литературу и выделить структуру познавательных универсальных учебных действий.
2. Проанализировать методическую литературу с целью определения специфики межпредметных связей.
3. Раскрыть роль интегрированных уроков для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Выделить требования к отбору содержания и организации интегрированных уроков, направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
5. Разработать совокупность интегрированных уроков, направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
Структура работы: введение; основная часть, состоящая из двух глав; заключение; список литературы и интернет-ресурсов.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы: теоретический анализ нормативной и методической литературы по теме исследования, наблюдение, конкретизация.
В составе основных видов универсальных учебных действий А.Г. Асмолов и др. выделяют познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Рассматривая в работе познавательные универсальные учебные действия, отметим, что они способствуют формированию у обучающихся умений работать с учебным математическим текстом, осуществлять поиск необходимой информации, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации и строить логические обоснования и доказательства. Также посредством познавательных универсальных учебных действий осуществляется развитие символического, логического и творческого мышления. Познавательные действия включают в себя общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.
Проблемой формирования познавательных универсальных учебных действий занимались такие авторы, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская, а также И.Д. Лушников и Е.Ю. Ногтева и др. В работах перечисленных авторов выделена структура познавательных универсальных учебных действий, описаны способы развития и диагностирования познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе изучения всех школьных дисциплин. В силу того, что учебный материал при изучении математики дублируется в других школьных предметах, например, при изучении физики, информатики, биологии и др., то познавательные универсальные учебные действия должны формироваться и в процессе интегрированных уроков по математике.
Вопросом формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе интегрированных уроков занимались такие авторы, как В.И. Далингер, Л.Н. Вавилова, В.И. Седакова и др. Однако, в настоящее время процесс интегрированных уроков по математике в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов требует теоретической корректировки и адаптации к деятельности современного учителя. Сказанное обуславливает актуальность нашей работы.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: интегрированные уроки как средство формирования познавательных УУД обучающихся в процессе интегрированных уроков по математике.
Цель: разработать совокупность интегрированных уроков,
направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать нормативные документы и методическую литературу и выделить структуру познавательных универсальных учебных действий.
2. Проанализировать методическую литературу с целью определения специфики межпредметных связей.
3. Раскрыть роль интегрированных уроков для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Выделить требования к отбору содержания и организации интегрированных уроков, направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
5. Разработать совокупность интегрированных уроков, направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
Структура работы: введение; основная часть, состоящая из двух глав; заключение; список литературы и интернет-ресурсов.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы: теоретический анализ нормативной и методической литературы по теме исследования, наблюдение, конкретизация.
Проанализировав нормативные документы и методическую литературу по данной теме, нами были рассмотрены определения понятия «познавательные УУД» и структура познавательных УУД разных авторов. Вследствие чего была выделена обобщающая структура познавательных УУД.
Также нами были рассмотрены определения понятия «межпредметные связи» и специфика реализации межпредметных связей, как компонента интегрированного урока.
На основе структуры познавательных УУД нами были рассмотрены принципы интегрированного урока, с целью исследования возможности использования данных принципов для формирования познавательных УУД. В ходе работы было рассмотрено 4 принципа интегрированного урока, таких как принцип новизны, принцип творческих способностей, принцип целостности содержания обучения, принцип ассоциативных связей.
Обобщив и конкретизировав полученные результаты, нами были выделены требования к организации учебного процесса, а также алгоритмы составления интегрированных уроков, направленных на формирование познавательных УУД в процессе интегрированного урока. Для реализации представленных алгоритмов в соответствии с требованиями был сконструирован комплекс интегрированных уроков для формирования познавательных УУД.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
Из проделанной работы можно сделать вывод, что формирование познавательных учебных действий в полной мере осуществимо в процессе интегрированных уроков.
Также нами были рассмотрены определения понятия «межпредметные связи» и специфика реализации межпредметных связей, как компонента интегрированного урока.
На основе структуры познавательных УУД нами были рассмотрены принципы интегрированного урока, с целью исследования возможности использования данных принципов для формирования познавательных УУД. В ходе работы было рассмотрено 4 принципа интегрированного урока, таких как принцип новизны, принцип творческих способностей, принцип целостности содержания обучения, принцип ассоциативных связей.
Обобщив и конкретизировав полученные результаты, нами были выделены требования к организации учебного процесса, а также алгоритмы составления интегрированных уроков, направленных на формирование познавательных УУД в процессе интегрированного урока. Для реализации представленных алгоритмов в соответствии с требованиями был сконструирован комплекс интегрированных уроков для формирования познавательных УУД.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
Из проделанной работы можно сделать вывод, что формирование познавательных учебных действий в полной мере осуществимо в процессе интегрированных уроков.
Подобные работы
- Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у учеников младших классов.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения математике учащихся 7 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ
МИГРАНТОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Особенности регулятивных универсальных учебных действий у учащихся кадетской начальной школы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018





