Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе интегрированных уроков 6
1.1 Понятие и структура познавательных универсальных учебных действий ... 6
1.2. Определение и специфика реализации межпредметных связей, как
компонента интегрированного урока 17
1.3. Интегрированный урок как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий у обучающихся 25
Выводы по главе I 31
Глава II. Методические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе интегрированного урока 32
2.1. Требования к организации процесса обучения, направленного на
формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в
процессе интегрированного урока 32
2.2. Разработка конспектов интегрированных уроков по математике 36
Вывод по главе II 49
Заключение 50
Список литературы
В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом, целью образования является общекультурное, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование (Гл. 3, ст. 13). Стандарт предъявляет требования к метапредметным результатам, а именно к формированию универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями, в широком смысле, понимается — умение учиться.
В составе основных видов универсальных учебных действий А.Г. Асмолов и др. выделяют познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Рассматривая в работе познавательные универсальные учебные действия, отметим, что они способствуют формированию у обучающихся умений работать с учебным математическим текстом, осуществлять поиск необходимой информации, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации и строить логические обоснования и доказательства. Также посредством познавательных универсальных учебных действий осуществляется развитие символического, логического и творческого мышления. Познавательные действия включают в себя общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.
Проблемой формирования познавательных универсальных учебных действий занимались такие авторы, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская, а также И.Д. Лушников и Е.Ю. Ногтева и др. В работах перечисленных авторов выделена структура познавательных универсальных учебных действий, описаны способы развития и диагностирования познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе изучения всех школьных дисциплин. В силу того, что учебный материал при изучении математики дублируется в других школьных предметах, например, при изучении физики, информатики, биологии и др., то познавательные универсальные учебные действия должны формироваться и в процессе интегрированных уроков по математике.
Вопросом формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе интегрированных уроков занимались такие авторы, как В.И. Далингер, Л.Н. Вавилова, В.И. Седакова и др. Однако, в настоящее время процесс интегрированных уроков по математике в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов требует теоретической корректировки и адаптации к деятельности современного учителя. Сказанное обуславливает актуальность нашей работы.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: интегрированные уроки как средство формирования познавательных УУД обучающихся в процессе интегрированных уроков по математике.
Цель: разработать совокупность интегрированных уроков,
направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать нормативные документы и методическую литературу и выделить структуру познавательных универсальных учебных действий.
2. Проанализировать методическую литературу с целью определения специфики межпредметных связей.
3. Раскрыть роль интегрированных уроков для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Выделить требования к отбору содержания и организации интегрированных уроков, направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
5. Разработать совокупность интегрированных уроков, направленных на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
Структура работы: введение; основная часть, состоящая из двух глав; заключение; список литературы и интернет-ресурсов.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы: теоретический анализ нормативной и методической литературы по теме исследования, наблюдение, конкретизация.
Проанализировав нормативные документы и методическую литературу по данной теме, нами были рассмотрены определения понятия «познавательные УУД» и структура познавательных УУД разных авторов. Вследствие чего была выделена обобщающая структура познавательных УУД.
Также нами были рассмотрены определения понятия «межпредметные связи» и специфика реализации межпредметных связей, как компонента интегрированного урока.
На основе структуры познавательных УУД нами были рассмотрены принципы интегрированного урока, с целью исследования возможности использования данных принципов для формирования познавательных УУД. В ходе работы было рассмотрено 4 принципа интегрированного урока, таких как принцип новизны, принцип творческих способностей, принцип целостности содержания обучения, принцип ассоциативных связей.
Обобщив и конкретизировав полученные результаты, нами были выделены требования к организации учебного процесса, а также алгоритмы составления интегрированных уроков, направленных на формирование познавательных УУД в процессе интегрированного урока. Для реализации представленных алгоритмов в соответствии с требованиями был сконструирован комплекс интегрированных уроков для формирования познавательных УУД.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
Из проделанной работы можно сделать вывод, что формирование познавательных учебных действий в полной мере осуществимо в процессе интегрированных уроков.
1. Авраменко А. А., Кирсанов К. А., Рыков С. В. Надпредметное направление в деятельности ВУЗа. М.: Директ-медиа, 2014.278 с.
2. Арасланова А. А. Методика обучения предмету «Окружающий мир»: учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов. М.: Директ-медиа, 2016. 85 с.
3. Арбузова Е.Н Теория и методика обучения биологии. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. изд. М.: Юрайт, 2018. 295 с.
4. Асмолов А.Г, Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
5. Блинова Т.Л., Кириллова А.С. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. . М: БукиВеди, 2013. С. 65-67.
6. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 205 с.
7. Бурцева Н.М., Рослякова Г.В. Интегрированный урок «Производная в физике».// На пути к успеху. -СПб.: Образование, 1998. С.4950
8. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова: Монография. — М.: МИГУ «Прометей», 2012. — 210 с.
9. Гильфанова Р.И Межпредметные связи в преподавании естествознания как гарантия качественной подготовки квалифицированного
специалиста // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Выпуск 2.. М.: 2012. С. 74-81.
10. Горленко Н.М., Лебединцев В.Б., Запятая О.В.,Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 153-160.
11. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1991. -80 с.
12. Каликина О.В, Слепухин А.В Специфика составления учебно - диагностических заданий для выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2019. №4. С. 67-75.
13. Крысин М.В К вопросу осуществления межпредметных связей в образовательных организациях МВД России // Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД. 2016. №4. С. 83-88.
14. Липатникова И.Г, Утюмова Е.А Подготовка будущих учителей математики к формированию у учащихся универсальных учебных действий на основе технологии рефлексивного подхода // Педагогическое образование в России. 2014. №8. С. 62-67.
15. Лушников И.Д., Ногтева Е.Ю. // Формирование познавательных универсальных учебных действий в технологиях проектной и учебно - исследовательской деятельности обучающихся: пособие для учителя URL: http://viro.edu.ru/attachments/article/2495/Universarnyje%20UD.pdf (7.09.2020)...