Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАФАРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №92766

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 9
Глава 1. Роль художественно-образного мышления в структуре профессиональной компетентности студента-дизайнера и средства его формирования 10
1.1. Развитие художественно-образного мышления как фактор становления
профессиональной компетентности студентов специальности «дизайн» 14
1.2. Особенности техники трафаретной живописи 22
1.3. Педагогические условия приобщения студентов к искусству трафаретной живописи 26
Глава 2. Развитие художественно-образного мышления студентов СПО в процессе освоения техники трафаретной живописи 27
2.1. Место и роль дисциплины «Живопись с основами цветоведения» в
программе профессиональной подготовки дизайнера 32
2.2. Методическое обеспечение занятий по трафаретной живописи 37
2.3. Особенности проведения занятий по трафаретной живописи 45
Заключение 48
Список литературы и источников 52
Иллюстрации 61
Приложения 96

В ряду проблем подготовки молодого человека к активной социальной и профессиональной жизни выделяется проблема развития его художественно-образного мышления как важнейшей характеристики креативности личности. Деятельность человека и в профессиональной, и в социальной жизни креативна, если она включает в себя новые или уникальные подходы к решению возникающих задач.
Актуальность темы «Трафаретная живопись как средство развития художественно-образного мышления студентов СПО» в наше время возросла в связи с изменением структуры образования и методов обучения. Вопросами развития художественно-образного мышления занимаются психологи и педагоги, учителя школ и учёные, а также воспитатели дошкольных учреждений. Одни дают рекомендации, другие обмениваются опытом, третьи исследуют получаемые результаты.
Развитие художественно-образного мышления - одна из важнейших задач в современном мире. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма.
История и даже обыденный опыт дает нам множество примеров того, что всякий человек мыслит по-своему, у каждой личности свои мыслительные привычки. В каждом кругу людей, в каждой эпохе находятся примеры людей, которые мыслят иначе, чем остальные, умеют взглянуть на действительность под иным углом зрения. Нестандартность мышления лежит в основе почти всех изобретений, научных открытий, она во все времена приводила к рождению идей, двигающих человечество вперед. Из этого и формируется профессионализм будущего дизайнера.
Интересна эта тема тем, что благодаря творческим задачам, играм и заданиям можно не только развить у студентов желание учиться, но и больше проникнуться в изучаемый материал. Наша система образования стала мало уделять внимания творческому потенциалу студентов, хотя это очень важно. Поэтому в своей работе решила осветить эту актуальную тему.
Развитым художественно-образным мышлением должны обладать люди творческих профессий - архитекторы, конструкторы, дизайнеры, художники, режиссеры. В своей деятельности они нередко должны представить «и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет». [14] Без художественно-образного мышления наше восприятие действительности не было бы столь разносторонним и глубоким, богатым разнообразными оттенками.
Развитие художественно-образного мышления - это одна из приоритетных задач образовательного процесса по специализации «Дизайн», и решается эта задача в процессе обучения на занятиях, связанных с изобразительной деятельностью. Содержание и организация учебного процесса должны способствовать синтезу знаний, полученных учащимися на занятиях по разным дисциплинам, таким как рисунок, живопись, композиция и др. В данной работе мы рассматриваем «Трафаретную живопись». [40]
В результате образного мышления складывается неожиданное представление о предмете, дополняющее то представление, которое сложилось на основе предыдущего знания и эмоционально-эстетического опыта. «Образное мышление, - пишет Л.Г. Медведев, - есть динамический процесс, складывающийся из ощущений, восприятия, понятий, представлений, воображения: это способность человеческого сознания отражать действительность в наглядно-образной форме, что является свойством всякой развитой личности». [32]
При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература.
Основными, раскрывающими теоретические основы трафаретной живописи как средства развития художественно-образного мышления у студентов СПО, явились работы:
Т.Б. Кузнецова «Развитие образного мышления студентов» - в этой статье мы нашли понятие образного мышления, узнали, что такое образ и художественный образ; [40]
Ю.С. Ушанёва «Развитие художественно-образного мышления как необходимое условие формирования самостоятельности студентов» (на примере подготовки художника - педагога) - в целом из этой статьи было взято раскрытие роли художественно - образного мышления в формировании самостоятельности студентов факультета изобразительного искусства в процессе практических занятий дисциплинами предметной подготовки - рисунком, живописью, композицией; [41]
«Развитие творческих способностей студентов колледжа в процессе обучения», научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика» Н.А. Гердт - использовали материал о влиянии развития художественно-образного мышления на студентов и их самостоятельность; [36] Т.И. Сэмьюэла «Основы трафаретной печати» - в данной литературе было рассмотрено понятие трафарета и его видов; [16]
В труде М.В. Асалхановой «Развитие трафаретной печати: от техники к искусству» подробно рассматриваются особенности техники трафаретной печати и её историю развития, автор подробно останавливается на понятии трафаретной печати и на совершенствовании техники, особое внимание уделяет современным возможностям использования трафаретной живописи; [32]
На основе работ: Х.Х. Касалс «Трафаретная роспись», Трафаретная живопись Романов А.А., статья «Декор. Трафаретная живопись» - понятие трафаретной живописи, роль трафаретной живописи в жизни студентов дизайнеров и были рассмотрены примеры работ известных художников в технике трафаретной живописи. [43]
В связи с вышеизложенным, проблема настоящего исследования заключается в том, чтобы найти те приёмы обучения трафаретной живописи, которые помогут наиболее успешно развивать художественно-образное мышление у студентов СПО. А также помогать и создавать им условия для более глубокого изучения данного материала и тем самым расширить объём предусмотренный учебной программой, развивать у обучающихся стремление к самообразованию, формировать необходимые для этого графические навыки и умения.
Для решения этой проблемы нами была разработано методическое обеспечение занятий по трафаретной живописи.
Целью данной работы является: определить эффективные способы развития художественно-образного мышления у студентов СПО на занятиях трафаретной живописи.
Для достижения этой цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Рассмотреть развитие художественно-образного мышления как фактор становления профессиональной компетентности студентов специальности дизайн.
2. Рассмотреть особенности техники трафаретной живописи.
3. Выяснить педагогические условия приобщения студентов к искусству трафаретной живописи.
4. Узнать место и роль дисциплины «Живопись с основами цветоведения» в программе профессиональной подготовки дизайнера.
5. Разработать методическое обеспечение занятий по трафаретной живописи.
6. Выявить особенности проведения занятий по трафаретной живописи.
Для помощи в разработке методического обеспечения занятий по трафаретной живописи были использованы такие источники как:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273- ФЗ - этот документ является основополагающим документом государственных и коммерческих услуг. Из этого закона была использована статья 10. Структура системы образования и статья 12. Образовательные программы;
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 Живопись с основами цветоведения - для работы была использована полностью программа, которая служила основой разработки методического обеспечения занятий по трафаретной живописи; [13]
М.А. Дягилева, методическая разработка мастер-класса тема «Трафаретная роспись стен» - данная работа послужила примером, для разработки подобной или же улучшенного методического обеспечения; [14]
Методическая разработка занятий учебной практики по теме «Отделка по трафарету» - является наглядным примером в работе; [6]
Учебное издание. «Методика проведения занятий» [http://stapico.ru/photos/1522264814755541768_3121435160] - было полезно в качестве вспомогательной информация при разработки методического обеспечения занятий по трафаретной живописи. [3]
А также удалось выявить педагогические условия приобщения студентов к искусству трафаретной живописи и развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров, с помощью таких источников как:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1391"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)" - откуда мы выявили формирующиеся компетенции у студентов этой профессии на занятиях трафаретной живописью по дисциплине ОП.04 Живопись с основами цветоведения; [11]
«Педагогические условия развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров.» Поиск лекций: [http://poisk-ru.ru/s4586t1.html] - из этого электронного ресурса использовался материал, развивающий условия педагогического характера, позволяющие максимально эффективно привить профессиональную компетенцию у студентов, обучающихся по специальности «дизайн». [10]
Объект исследования: процесс становления художественно-образного мышления у студентов-дизайнеров.
Предмет исследования: эффективные методы развития художественно-образного мышления средствами трафаретной живописи.
Цели, задачи исследования и обзор литературы и характеристика источников обусловили содержание и структуру дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения и презентации результатов работы.
В 1.1. параграфе рассматривается развитие художественно-образного мышления как фактор становления профессиональной компетентности студентов специальности «Дизайн», конкретно изучается понятие художественно-образного мышления и понятие художественного образа.
В 1.2. изучаются особенности техники трафаретной живописи, подробно рассказывается о понятии трафарета, о видах трафарета, о технике изготовления, об использовании трафаретов, о самых известных стрит-арт художниках и инструментах для трафаретной живописи.
В 1.3. говорится о педагогических условиях приобщения студентов к искусству трафаретной живописи, подробнее рассказывается о методах, способствующих формированию у обучающихся эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий; про использование некоторых приёмов для развития эстетического восприятия и творчества; про применение разнообразных форм и методов по ознакомлению и приобщению обучающихся к трафаретной живописи.
В параграфе 2.1. говорится про место и роль дисциплины «Живопись с основами цветоведения» в программе профессиональной подготовки дизайнера, где подробно описано применение этой дисциплины, её реализация, какие навыки востребованы в рамках этой дисциплины, какие компетенции формирует эта дисциплина и благодаря каким достоинствам эта дисциплина по нашему мнению является лучшей.
В 2.2. параграфе идёт речь о разработанном нами методическом обеспечении занятий по трафаретной живописи, где объясняется понятие методического обеспечения, говорится об особенностях этой разработки, какую цель мы преследовали, разрабатывая занятия для студентов дизайнеров, когда она была использована на практике и какой был результат нашей работы.
Параграф 2.3. составляет анализ работы по внедрению методического обеспечения занятий по трафаретной живописи, в котором говорится о результате проделанной работы, а точнее мы ответили на вопросы о результате, который дают занятия трафаретной живописью и вообще рисование для студентов-дизайнеров, а также какие способности формируются.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выполненное дипломное исследование посвящено изучению трафаретной живописи как средства развития художественно-образного мышления студентов среднего профессионального образования.
Проблема художественно-образного мышления чрезвычайно широка и многогранна. Художественно-образное мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности.
Художественно - образное мышление развивается в процессе обучения трафаретной живописи и проявляется в понимании студентами изображения как целостной структуры, организация которой обусловлена рядом закономерностей, свойственных данному виду изобразительной деятельности. Для этого необходимо обеспечить изначальную теоретическую установку обучаемых на решение не только живописных задач, но и на организацию целостной структуры изображения с точки зрения ее изобразительной выразительности.
Согласно результатам проведенного исследования, развитию художественно-образного мышления способствуют определенные условия и организация учебного процесса.
1. Развитие художественно-образного мышления происходит в процессе занятий изобразительной деятельностью. Кроме того, необходимость его формирования обусловлена тем, что познание закономерностей трафаретной живописи происходит более успешно, если решение изобразительных задач направлено на раскрытие художественного образа.
2. Одним из основных условий эффективного развития, художественно - образного мышления в процессе обучения трафаретной живописью является- способность студентами воспринимать композиционную структуру изображения, что соответствует важнейшим профессиональным навыкам.
3. Развитие художественно-образного мышления тесно связано с формированием особых навыков восприятия, где особую значимость приобретает работа с натурной постановкой, визуальную структуру которой необходимо организовывать таким образом, чтобы она направляла обучаемых на решение конкретных изобразительных задач, а также на поиск выразительного решения изображения.
4. Процесс развития художественно-образного мышления возможно активизировать, если изобразительная деятельность организована определенным способом и предполагает целесообразное использование конкретных методов и средств обучения. К ним относятся, в частности: демонстрация выполнения упражнений преподавателем, использование различных средств наглядности (пособий, репродукций, обучающих видео фильмов и т.д.).
Каждая творческая личность - яркая оригинальность. В то же время, рассматривая творческие качества, нельзя не удивляться поразительному сходству внутреннего мира разных личностей. Следовательно, развитие в себе этих качеств не является "подгонкой" под некий безликий, серый "штамп", а, наоборот, усиливает индивидуальность.
В связи с этим, задача педагога, преподавателя - это стремление поддерживать в студентах творческий потенциал с помощью всевозможных средств, которые позволят учащимся лучше осваивать материал и получать от этого освоения личное удовольствие.
В итоге можно сказать, что рассмотрев развитие художественно-образное мышление как фактор становления профессиональной компетентности студентов в пер и разработав методическое обеспечение занятий по развитию художественно-образного мышления у студентов СПО в процессе приобщения к искусству трафаретной живописи, мы выполнили поставленную перед нами цель изначально, а точнее мы нашли эффективные способы развития художественно-образного мышления у студентов СПО на занятиях трафаретной живописи, одним из которых является разработанное методическое обеспечение.
Нашли те приёмы обучения трафаретной живописи, которые помогут наиболее успешно развивать художественно-образное мышление у студентов СПО. А ещё помогли и создали им условия для более глубокого изучения данного материала и тем самым расширили объём предусмотренный учебной программой, развивали у студентов стремление к самообразованию.
Можно сказать, что важным условием художественной деятельности обучающихся является их самостоятельные действия, которые, в свою очередь, находятся во взаимосвязи с действиями взрослых.
«Живопись с основами цветоведения» - важнейшая учебная дисциплина в системе подготовки студентов-дизайнеров. Благодаря этой дисциплине студенты начинают осмысливать изображение объектов и овладевать навыками профессиональной работы с цветом и краской. А так же учатся использовать свои знания и умения в профессиональной деятельности и приобретают практический опыт.
Конечно же можно сделать вывод о том, что методическое обеспечение занятий по трафаретной живописи, является важной методической разработкой в системе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров. Данное методическое обеспечение способствует самовыражению студентов и развитию личности посредством трафаретной живописи.
Как показывают данные разработанного нами методического обеспечения занятий по трафаретной живописи, оно способствует развитию зрительной памяти, воображения, представления и как следствие развивает у обучаемых художественно-образное мышление студентов СПО в процессе приобщения к искусству трафаретной живописи.



1. Инструменты для трафаретной живописи [Электронный ресурс], - http: //www.liveinternet.ru/users/j uliana-j uliana/post303133212
2. Лучшие стрит-арт художники мира [Электронный ресурс], -
http: //afisha.bigmir.net/exhibition/articles/229764-10-luchshih-ulichnyhhudozhnikov- mira
3. Мастер-класс, рисование. «Городу и миру» Барнаул [Электронный ресурс], - http://stapico.ru/photos/1522264814755541768_3121435160
4. Методика изготовления трафаретов и их практическое применение в дизайне интерьера [Электронный ресурс], -http://bibliofond.ru/view.aspx?id=577890
5. Методическая разработка мастер-класса тема «Трафаретная роспись стен» [Электронный ресурс], -
http: //stolitsa.mskobr. ru/files/dost/413810731_metodicheskaya_razrabotka_master- klassa_tema_trafaretnaya_rospis_sten1.pdf
6. Методическая разработка занятия учебной практики по теме «Отделка по трафарету» [Электронный ресурс], - http://nsportal.ru/npo- spo/arkhitektura-i-stroitelstvo/library/2016/05/26/metodicheskaya-razrabotka-uroka- uchebnoy
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1391"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)" [Электронный ресурс], - http://base.garant.ru/70810680/
8. Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 Живопись с основами цветоведения [Электронный ресурс], -http://www.asu.ru/files/documents/00012526.pdf
9. Сэмьюэл Т. Ингрэм «Основы трафаретной печати» Перевод на русский язык Михаила Бредиса (Предисловие, Вступительное слово автора, с.
1-98) Copyright 1999 [Электронный ресурс], -
http: //cdo .ipk.ru/cdo/vlib/Screen_Printing.pdf
10. Технология живописи [Электронный ресурс], -http://paintingart.ru/articles.html
11. Трафаретная живопись. Техника набивки рисунка [Электронный ресурс], - http://remontdetskoy.ru/dizajn/risunki-na-oboyax-svoimi-rukami.html
12. Трафаретная орнаментальная живопись [Электронный ресурс], -http://artultra.ru/rospis-interera/dekorativnaja-rospis/ornamentalnaya- zhivopis/trafaretnaya-ornamentalnaya-zhivopis/
13. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗhttp://zakon-ob-obrazovanii.ru
Литература
14. Аверьянов В.В. Шелкография. Практическое пособие по трафаретной печати -М.,2008 -с.72
15. Асалханова М.В. Развитие трафаретной печати: от техники к искусству. Журнал «Царскосельские чтения», Выпуск № XIX / том I / 2015
16. Гердт Н.А. «Развитие творческих способностей студентов колледжа в процессе обучения», /КиберЛенинка: [Электронный ресурс], -https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-studentov- kolledzha-v-protsesse-obucheniya
17. Декор. Трафаретная живопись. [Электронный ресурс]//Статья- Режим доступа: https://diy.obi.ru/articles/trafaretnaya-jivopis-1487/
18. Касалс Х.Х. Трафаретная роспись-М.,2003- с.141
19. Кенжебеков Б.Т. Биография. [Электронный ресурс], -http://www.enu.kz/ru/lica-enu/kenzhebekov-borash-tileuberdievich/
20. Князева М. Человек и портрет- М..: Издательство Академии Науки и Искусства XXI века «Норма», 1999 г., — 32 с.
21. Конышева Н. Наш рукотворный мир- М., 2006. -с.64
22. Ксикай Р.П. Трафаретная живопись-М.,2005. - с.129
23. Кузин В.С. Психология живописи. М., 2005.- с.234.
24. Кузнецова Т.Б. Развитие образного мышления студентов [Электронный ресурс], - http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/84-education- management/789-2011 -10-30-22-02-16.html
25. Кузьминский А.И. Словарь педагогических терминов [Электронный ресурс], -https://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_u_zapitannyah_i_vidpovidyah_- _kuzminskiy_ai/slovnik_pedagogichnih_terminiv.htm
26. Педагогические условия приобщения студентов к искусству трафаретной живописи [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/20/priobshchenie-detey-srednego- doshkolnogo-vozrasta-k-iskusstvu
27. Педагогические условия развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров [Электронный ресурс], - http://poisk-ru.ru/s4586t1.html
28. Пейскинс А.М. Изготовление трафаретных форм. Технические основы -М.,2001 - с.198
29. Потаповы Юрий и Ульяна Книга трафаретной печати практическое руководство для всех - М.,2005. Изд: Гелла-Принт - с.126
30. Правда В.Л. Мировая культура и искусство: русская живопись. КузГТУ. - Кемерово, 2008. - с.60
31. Роль искусства в развитии ребенка [Электронный ресурс], - http: //www.detskiysad.ru/art/razvitie.html
32. Романов А.А. Трафаретная живопись [Электронный ресурс], - http: //www.art-gomer.narod.ru/zshivopis.htm
33. Смит Р.Т. Настольная книга художника -М.,2004. - 384с.
34. Трафаретная живопись. Декоративное панно [Электронный ресурс],
- http: //www.tairtd.ru/information/master-class/T rafaretnaya-zhivopis. html
35. Трафаретная живопись. Декоративное панно [Электронный ресурс],
- http: //www.tairtd.ru/information/master-class/T rafaretnaya-zhivopis. html
36. Ушанёва Ю. С. Развитие художественно-образного мышления как необходимое условие формирования самостоятельности студентов (на примере подготовки художника - педагога) // Молодой ученый. — 2009. — №8. — с. 179-183.
37. Ушанева Ю.С. Педагогика (Статьи по специальности 13.00.02) 2009 г. «Понятие художественно-образного мышления в эстетике, психологии, педагогике».
38. Хафизов С.М. Стрит-арт как вид графики в дизайне современного города, научная статья /КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/nZstrit-art- kak-vid-supergrafiki-v-dizayne-sovremennogo-goroda
39. Художественно-образное мышление как эстетико-педагогическая категория [Электронный ресурс], - https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3027


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ