Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КНР

Работа №92380

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Государственная политика по противодействию коррупции в системе государственной гражданской службы КНР 22
1.1. Понятие и сущность коррупции в китайской науке и
законодательстве 22
1.2. Основные концепции антикоррупционной деятельности 27
Глава 2. Идеологические и нормативные основы борьбы с коррупцией в КНР 30
2.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия
коррупции 30
2.2. Идеологические детерминанты борьбы с коррупцией 40
Глава 3. Антикоррупционная политика КНР на современном этапе 52
3.1. Основные направления повышения эффективности
антикоррупционной политики КНР 52
3.2. Актуальный опыт КНР в предупреждении и пресечении коррупции
в системе государственной службы 58
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Приложения 83


Реферат
Выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация) «Антикоррупционная политика КНР».
Объектом выпускной квалификационной работы является антикоррупционная политика КНР. Предмет - тенденция развития современной китайской антикоррупционной политики.
Цель исследования - комплексный анализ антикоррупционной политики Китая на современном этапе (2012-2021 гг.), ее цели, содержание и эффективности.
Методологическую базу работы составили системный и неоинституциональный подходы как наиболее соответствующие поставленной цели и задачам исследования, а дополняет их теория «мониторной демократии» Д. Кина. В качестве основных используемых методов исследования выделяются: сравнительный анализ, регрессионный анализ статистических данных и институционально-правовой анализ правовых актов.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает введение, три главы, разделенные на 6 параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности проблемы, обозначаются цели, задачи, предмет и объект, определяется методологическая база, задаются хронологические рамки, показывается научная новизна и значимость результатов исследования.
В первой главе «Государственная политика по противодействию коррупции в системе государственной гражданской службы КНР» рассматривается сущность коррупции в китайской науке и законодательстве, выделяются основные концепции антикоррупционной деятельности.
Во второй главе «Идеологические и нормативные основы борьбы с коррупцией» определяются основные пункты нормативно-правового регулирования современного Китая в сфере противодействия коррупции , выявляются идеологические детерминанты борьбы с коррупцией.
В третьей главе «Антикоррупционная политика КНР на современном этапе» определяются эффективные механизмы сокращения уровня коррупции, применяемыми властями КНР, и их актуальность для РФ.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования. Полученные результаты могут служить основанием для дальнейших научных разработок проблематики антикоррупционной политики в КНР и РФ.
Актуальность темы исследования. Современное состояние и развитие любой страны часто зависит от уровня коррумпированности государственного аппарата. В некоторых странах это не просто проявление сбоев государственной системы, а культурная составляющая общества. Например, Россия и Китай очень похожи в этом смысле. Коррупция в разной форме проявляется в жизни общества и до сих пор является устойчивым феноменом в политической системе.
Значимость исследования проблемы усиливается тем, что исторически Китай переживает переходный период, ведь страна объявила, что двигается к социализму с китайской спецификой. Данные процессы и изменения приводят к политической нестабильности, неразвитости и несостыковкам в законодательстве, неэффективной работе органов власти на разных уровнях, слабости институтов гражданского общества, и развитию коррупции. Ярким примером служит ситуация 2019 г. в Гонконге, когда попытка окончательной интеграции данной территории с остальным материковым Китаем вылилась в массовые движения граждан. В этот момент были сформированы коррупционные дела против влиятельных чиновников, которые контролировали данный процесс, и началось применение карательных мер.
Россия также подходит к рубежу, за которым следуют изменения, поэтому изучение методов предотвращения коррупции в китайской политической системе может дать возможность попытаться применить их к российским реалиям в данной области, именно для этого всестороннее изучение специфики антикоррупционной политики КНР, причин возникновения коррупции и устойчивого ее воспроизводства, форм проявления антикоррупционных действий в современном китайском обществе, представляют собой важную проблему для социально-гуманитарного знания. Особенно необходимым является проведение исследования качественных особенностей коррупции как социального феномена, осуществленного в рамках китайской философской мысли и китайского менталитета для того, чтобы выделить антикоррупционные меры, которые могут соответствовать российским реалиям.
Степень изученности проблемы. Тема, связанная с коррупционными правонарушениями и коррупцией в общем, со стороны исследователей присутствует повышенный интерес к теме, так как коррупция - является многогранным феноменом ее рассмотрением занимается целый ряд социальных и гуманитарных наук: история, политология, экономика, социология, юридические науки и другие. По всему миру каждый год выпускается большое количество различных исследовательских работ, как связанных с коррупционным поведением государственных служащих, так и акцентирующих внимание на методах борьбы с коррупцией. Несмотря на такую большую базу исследований, тема коррупции и борьбы с ней не теряет актуальности.
Как показывает анализ отечественных и зарубежных научных работ, более узкая тема - коррупция в КНР представляет такой же большой интерес со стороны общества, как и коррупция в целом, так как уникальность подхода китайского руководства в борьбе с ней не оставляет равнодушным никого, кто когда-либо с ней сталкивался. Со стороны западных ученых часто можно услышать резкую критику на этот счет, обвинение в отсутствии гуманности и непонимания со стороны западных властей методов урегулирования данного вопроса.
Большинство работ акцентируют внимание на каком-то определенном аспекте - наказании, сравнении политики в этом вопросе с политикой других стран, анализе уголовно-процессуальных отношений и др. Сейчас китайская антикоррупционная модель не стоит на месте и развивается в режиме реального времени, каждый год вводятся изменения в законодательство и разрабатываются новые методы борьбы с ней, что дает новую почву исследователям для выдвижения различных гипотез и рассуждений. Вместе с этим, реформы, проводимые властями Китая, связаны с политической стабильностью КНР, что диктует необходимость обновления выводов имеющихся исследований и прогнозирования будущего развития в данной области.
Основную базу отечественных исследований по теме составили работы сотрудников ИДВ РАН, отличительной чертой которых является комплексный и всесторонний подход к исследованиям Китая, выпускаются самые разнообразные труды от проблем экономики и образования до культуры и искусства. Что касается коррупционной проблематики, напрямую относящейся к текущему исследованию, можно выделить две работы, послужившие отправной точкой. Это диссертации, защищенные в 2001 и 2006 гг. Первая О.Ю. Адамса «Борьба с коррупцией в КНР на этапе реформ, 1978-2000» 1, в которой автор утверждает, что борьба с коррупцией, связана с искоренением морального разложения отдельных лиц через применение конфуцианской морали в обществе, что постепенно приводит к снижению уровня коррумпированности чиновников. В этом случае, завершение династических циклов рассматривалось как естественное следствие утраты руководящих органов моральных качеств и высоким уровнем алчности чиновников на местах. И вторая А.В. Белякова «Борьба с коррупцией и организованной преступностью в КНР в период реформ и открытости» , в которой автор подходит к решению проблемы коррупции, с другой стороны, а именно, рассматривает область совершенствования законодательства КНР. Он утверждает, что в данном вопросе следует отметить заслугу партийного и политического руководства страны. Одновременно наряду с конкретными успехами в данной области автор выделяет явные проблемы, связанные с тем, что для того временного периода имелась тенденция к росту и распространению явления коррупции и организованной преступности, характерной и для Китая начала XXI в. Данные рассуждения и выводы автора связаны с тем, что верхний порог в хронологии исследования 2005 г., но за 16 лет Китай значительно эволюционировал, были разработаны новые механизмы борьбы с коррупцией и значительно изменилось социально - экономическое положение граждан, следовательно многие тезисы автора нуждаются в пересмотре и доработке. Однако уже в то время Беляков отмечал, что власти Китая не «закрывают глаза» на сохраняющуюся опасность социальной стабильности общества со стороны негативных последствий проявления коррупции и пытаются всеми силами предотвратить ее распространение.
Конечно, данные исследователи не единственные, ряд статей и монографию теме антикоррупционной политики посвятил сотрудник ИДВ РАН П.В. Трощинский, данный вопрос он рассматривал с юридической точки зрения в рамках более широкой темы правовой системы и приоритетов уголовной политики КНР . Одно из основным мест в монографии занимает анализ основных видов юридической ответственности по законодательству КНР: уголовной, гражданской и административной. Наравне с данными исследователями выходят публикации и других ученых-синологов: А.Н. Карнеев , С.Г. Лузянин , В.Я. Портяков , М.Л. Титаренко и др. Проведя комплексный анализ работ, представленных выше авторов, можно сделать вывод, что несмотря на сравнительно положительную оценку со стороны отечественных ученых антикоррупционных действий КНР, признание их эффективности в исполнении решений, отмечая, что «на виновных накладываются самые суровые меры уголовной ответственности вне зависимости от положения, занимаемого ими в обществе и государстве» , возникает парадокс, связанный с возникновением сомнений по поводу прозрачности имеющихся механизмов действия. Ведь громкий случай обвинения и исполнения наказания над Бо Силаем показал миру, что Китай возможно использует данный механизм не в пользу общества, а в пользу власти партии. Хотя связь между уголовным преследованием Бо Силая и политической борьбой в КНР многократно отрицалась официальными кругами КНР . Данный парадокс можно объяснить существующими пробелами в законодательстве и необходимостью дальнейшего совершенствования современной системы. Власти КНР заинтересованы в том, чтобы предотвратить потерю доверия к партии со стороны населения. Для более детального понимания вопроса необходимо проследить процесс внедрения на современном этапе новых механизмов влияния на коррупцию среди государственных и партийных служащих.
Обзор на исследовательскую базу работы был бы неполным без включения в проблематику исследований зарубежных синологов. Основная отличительная черта западных синологов, акцент на эмпирическом анализе отдельных аспектов антикоррупционной системы КНР. Так Б. ван Ройдж отмечает, что барьером для эффективного применения антикоррупционных мер является волнообразность подхода к решению данной проблемы. Хотя работа в этом направлении является систематической, разработана стратегия и намечены планы, если взять более длинный временной отрезок, то видно, что антикоррупционные компании переживают свои подъёмы и спады.
Эксперт по уголовному праву КНР Ф. Сапио в своей статье описывает шуангуй (^ ^), форму задержания, используемую в отношении членов партии. Автор отмечает, что в ней прослеживается историческое наследие, связывающее шуангуй с формами содержания под стражей, практикуемыми в императорском Китае, в период Китайской Республики и начального периода существования КНР. Затем статья переходит к описанию истоков шуангуй и эволюции норм, регулирующих его. Наконец, речь идет о том, как шуангуй упорядочивается и институционализируется, что в будущем может привести к окончательному исчезновению маркеров его существования в уголовной системе КНР. Данный факт говорит о продолжающейся эволюции и усложнении механизмов власти управления в Китае. М. Льюис, являющийся доктором права в своей работе, сконцентрировался на юридическом аспекте и рассмотрел понятие «презумпции невиновности» в КНР через призму коррупционных дел. В Китае, разумеется, поощряют исследования в сфере коррупции и коррупционной этики, если они не идут вразрез с линией государства. Отсюда вытекает существование государственного центра коррупционных исследований Школы государственной политики и управления университета Цинхуа, где трудятся такие исследователи, как: Ху Аньган , Го Юн , Чэн Вэньхао, Жэнь Цзяньмин .
В своих работах авторы анализировали статистику коррупционных преступлений, предоставленную правительством, разрабатывали и пытались смоделировать применение мер по борьбе с коррупцией и всячески отразить пользу действий и решений со стороны КПК и руководящих органов власти на сложившееся положение дел. К тому же, следует отметить, что в начале XI в. Чэ Вэньхао стал основателем первого в Китае негосударственного научно-исследовательского центра по борьбе с коррупцией, что дало возможность исследователям, которые интересуются данной темой систематизировать и накапливать информацию в вышеупомянутом центре .
В настоящее время многие исследователи Китая акцентируют внимание в своих работах на прозрачность существующих механизмов антикоррупционных действий, возможность мониторинга ведения расследований коррупционных преступлений и влияния на их ход. Открытость в этой теме властей, эффективность правового режима прозрачности правительства в Китае с акцентом на законодательную и судебную защиту права граждан на доступ к информации был проанализирован в диссертации Чэня Юнси . Автор утверждает, что законодательное одобрение права на доступ к информации явилось результатом нескольких реформ КПК, которые включили в себя не только содействие экономическому процветанию и социальному прогрессу, но и ужесточение подотчетности правительства общественности. Однако в тоже время Чэнь Юнси говорит, что общая законодательная база все же еще отстает от международных стандартов. Также теме прозрачность проведения коррупционных дел посвящены два выпуска «Ежегодного отчёта о наблюдениях за административной прозрачностью в Китае» (2009, 2010-2011 гг.), изданные Центром изучения и поддержки общественного участия Пекинского университета совместно с Центром китайского права Йельского университета.
Связь и влияние глобализации на распространение коррупции и феномена «политики грязных денег», опасности коррупции в высших эшелонах власти, неограниченное распространение рынка и рыночных ценностей в эпоху триумфа экономического либерализма проанализировал в своей работе один из профессоров Пекинского университета Хэ Бинсун , также автор отметил в своей работе наиболее опасные проявления коррупции.
Различным аспектам борьбы с коррупцией посвящены труды исследователей из других китайских научных центров: Суня Госяна и Вэй Чандуна , Ли Сяна , Яна Юйгуаня , Чэня Цзэсяня и др.
Таким образом все вышеперечисленные работы рассматривают коррупцию в КНР с разных сторон и разных позиций, что дает возможность исследователю на их основе более комплексно изучить данный феномен. Однако нельзя забывать, реформы антикоррупционной системы Китая развиваются в режиме реального времени, что диктует необходимость обновления выводов имеющихся исследований и моделирование применения китайского опыта к российским реалиям, что и будет являться содержанием данной работы.
В связи с этим целью данного исследования является комплексный анализ антикоррупционной политики Китая на современном этапе (2012¬2021 гг.), ее цели, содержание и эффективности.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- во-первых, подходы к определению коррупции в китайской науке и законодательстве;
- во-вторых, выделить основные концепции антикоррупционной
деятельности на современном этапе (2012-2021 гг.);
- в-третьих, обозначить основные положения нормативно-правового регулирования в сфере противодействия коррупции;
- в-четвертых, определить идеологические детерминанты борьбы с коррупцией;
- в-пятых, выявить эффективные механизмы сокращения уровня коррупции, применяемыми властями КНР, и их актуальность для РФ.
Исходя из вышесказанного, объектом диссертационного исследования выступает антикоррупционная политика КНР.
Предметом является тенденция развития современной китайской антикоррупционной политики с 2012 г.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2012 г. до настоящего момента и соответствуют периоду начала активных антикоррупционных действий. Установление нижней границы исследования имеет непосредственную привязку к дате прихода к власти Си Цзиньпина, которая ознаменовала начало нового этапа политической истории на данной территории. Определение верхней границы связано с настоящим моментом, т.к. установленный режим КНР сохраняется до сих пор, но проходит определенную трансформацию.
Источниковая база работы включает в себя несколько групп источников.
1. Нормативно-правовые акты и документы органов власти
1.1. Конституция. Указанный вид источников посвящен вопросам, которые связаны с основополагающими вопросами системы управления государством. Среди них, Конституция Китайской Народной Республики, принятая на 5-м заседании Всекитайского собрания народных представителей 04.12.1982 (с учетом поправок, внесенных Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей о поправках к Конституции КНР от 10.03.2018) . В соответствии с последними поправками введен и закреплен на высшем уровне Надзорный орган, который систематизирует методы проведения антикоррупционной борьбы и показывает важность данной темы для руководства КНР.
1.2. Законы. Анализируя данные источники можно проследить как происходит эволюция механизмов регулирования деятельности введенных органов и их конкретизации для лучшего понимания граждан. Закон КНР о надзоре № 10, принятый Постоянным комитетом ВСНП 20.03.2018 дал пояснения к введенному органу и детальную информацию по теме регулирования ведения коррупционных дел. Изучение уголовно-процессуального кодекса КНР от 01.07.1979 (ред. от 26.10.2018 № 10) дало возможность проследить эволюцию карательных мер против участников коррупционных дел.
2. Данные статистики. В эту группу включены все документы, опубликованные на сайтах министерств и партийной организации. Опираясь на данные источники возможно выявить тенденцию в развитии и эффективности проведения антикоррупционных мер КНР. К числу этих источников исследования относится - Отчет по антикоррупционной борьбе за 2019 г. по провинции Хайнань . Такого вида отчеты ежегодно публикуются на сайте в виде инфографики для облегчения понимания обычными гражданами Китая. В отчете представлены данные по нескольким категориям, таким как количество подданных жалоб со стороны граждан КНР, количество возбужденных дел против чиновников и партийных работников, а также разделение в процентах по категориям статей привлечения к ответственности. Аналитические статьи, подготовленные Центральной комиссией по проверке дисциплины: «1978-2008. Великолепный путь. К тридцатилетию работы по проверке партийной дисциплины» , «Избранные статьи по теории борьбы с коррупцией в Китае. Выпуск 2012 года» .
В целом же, все обозначенные группы источников позволяют раскрыть специфику проведения антикоррупционных мер в Китае, её связь с древнекитайским конфуцианским учением и возможность применения в РФ.
Методологическую базу работы составили системный и неоинституциональный подходы как наиболее соответствующие поставленной цели и задачам исследования, а дополняет их теория «мониторной демократии» Д. Кина.
Неоинституционализм изначально оформился как экономическая теория, настаивающая на том, что без развития определенных социально - политических и экономических институтов, невозможно развитие и положительная эволюция экономики. В рамках этой же теории
культивируется мысль о том, что социальные институты можно
анализировать с помощью экономических инструментов. Следовательно, методы анализа неоинституционализма можно применять для изучения различных политологических проблем, к которым относится и существование неформального института коррупции.
Неоинституционализм представляет собой целый набор теорий, однако, все же общепризнанной единицей анализа является институт, который представляет наличие определенного формального (или неформального) свода правил и установок, призванных упорядочить отношения между индивидами в социуме, а также наладить взаимодействие государства и общества, что приводит к появлению политических институтов. Такие институты как на законодательном, так и негласном уровне закрепляют схемы поведения, поощряемые государством, и служат подспорьем в принятии общественно значимых решений, важных для представителей обеих сторон взаимодействия. Поскольку для государства (а иногда и для общества) соблюдение данных норм и правил не просто предпочтительно, а необходимо, формируется определенная система контроля с механизмами проверки и рядом санкций. Это, с одной стороны, экономит время и усилия на принятие различных ключевых решений, но ограничивает возможности выбора: идущая вразрез с правилами концепция, даже будучи более выигрышной, не будет рассмотрена в условиях стандартного и условно честного механизма принятия решений. Поэтому для неоинституционалистской теории характерен не столько интерес результатов, сколько интерес к процессу принятия решений, его условиям и предпосылкам.
Институт коррупции, хоть и является неформальным, также может быть рассмотрен с точки зрения неоинституционального подхода, ведь акторы данного процесса также стремятся к систематизации и структурированию своей деятельности, а также следованию четким правилам, которые нигде не закреплены, но по умолчанию известны всем вовлеченным в коррупционный процесс. Феномен коррупции необходимо 14
определять и анализировать через институциональную призму, потому что данное явление крайне устойчиво и тесно вплетено в социально-политическую систему. Отсюда и проистекает основная трудность борьбы с коррупцией, у данного процесса наблюдаются признаки института, что делает его упорядоченным и дает возможность адаптироваться к любой социально - политической системе, но в то же время — это институт неофициальный, ни один из акторов не стремится признавать своё участие, а неформальные правила невозможно преобразовать официальными законами и запретами, так как ключ к устойчивости процесса лежит в менталитете и силе привычки. Но это не значит, что институт коррупции не претерпевает никаких изменений, он точно также реагирует на преобразования и общественную эволюцию, адаптируется и подстраивается под новые социально - политические реалии.
Неоинституциональная теория подразумевает, что институты не функционируют бесконтрольно, существует вариативный набор ограничителей - экономических, этических, правовых и т.д. В рамках данных ограничений могут формироваться предпочтения, люди начинают ожидать определенные поведенческие паттерны, которые обусловлены набором правил, вытекающих из интересов того или иного института.
Также неоинституционалисты считали, что государство не имеет полной информации, поэтому всем действиям сопутствует наличие трансакционных издержек. Данная оговорка позволила вывести современную теорию из вымышленных положений, институционального вакуума, в котором взаимодействие происходило без издержек и всевозможных трений. Согласно исследованиям Коуза экстерналии (расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) могут проявляться лишь в случае размытых правовых критериев и слабой гражданской ответственности, следовательно, для преодоления таких внешних эффектов нужно обратить внимание на белые пятна в правовом поле и создать новые возможности в данной области.
Таким образом, в работе неоинституционализм применяется для рассмотрения всех механизмов и принципов действия коррупции как института, и позволяет вывести способы минимизации масштабов коррупционного процесса.
Системный подход можно применить при рассмотрении взаимосвязи и отношений между отдельными механизмами, выстроенными властью Китая посредством введения нового органа государственной власти - надзорного. Происходит формирование комплексной системы противодействия коррупции. Как отмечают исследователи, наиболее опасной разновидностью коррупции представляется системная коррупция, сутью которой является то, что она поражает различные государственные структуры, существенно снижая их дееспособность. В отдельном случае даже решение простейших вопросов, входящих в сферу полномочий соответствующего государственного органа, становится практически невозможным. В глазах населения это выглядит как паралич власти, которая становится неспособной к решению наиболее насущных вопросов. Исследование проблем коррупции в органах публичной власти, как уже отмечалось, должно основываться на научно обоснованных принципах и методах, одним из таких методов является системный метод. Он достаточно универсален, поскольку может найти применение в различных сферах исследования и обусловлен эволюционным развитием методологического аппарата, выступающего специально - научным познанием реальности. Несмотря на то, что системный метод был сформирован в середине прошлого века в рамках естественно -научной области знания, он успешно применяется в современной науке и для анализа гуманитарных процессов, в частности для исследования многоступенчатых социальных процессов, формирующихся из набора элементов, которые взаимодействуют между собой и образуют систему. Коррупция, разумеется, также является системой - это многоуровневый процесс, задействующий различные общественные сферы и механизмы. Проблема осмысления подобного феномена через различные правовые, экономические, политические и психологические детерминанты, требует обращения непосредственно к системному методу с целью обеспечения разностороннего, глубокого и целостного постижения феномена в единстве и разнообразии указанных детерминант. Именно понимание коррупции как системы позволяет выделить основные критерии её существования и развития, без чего невозможны попытки её ликвидации. Многообразие типов связей (пространственных и функциональных), разветвленная структура и наличие иерархии, самоорганизация и упорядоченность процессов, доказывают, что коррупция является системой и может анализироваться через вышеупомянутый подход.
Таким образом, эффективное изучение антикоррупционной политики в органах публичной власти возможно посредством применения системного метода, в частности, в ракурсе двух следующих аспектов. Первый концентрируется на анализе методов борьбы с коррупцией в рамках глобальной общественной системы, в органах публичной власти. Системный анализ позволяет выделить определенные закономерности коррупционной преступности, типы связей с социумом, этот же анализ позволяет охарактеризовать данные процессы и объяснить наличие такой разветвленной системы связей. В специфике данного исследования выбрана общественно - политическая система Китая, рассмотрено как коррупция интегрирована в китайское общество, и какими национальными особенностями обладает. Второй аспект связан с исследованием коррупции в органах публичной власти как множества взаимосвязанных процессов выявления и пресечения коррупционного поведения на фоне становления и модернизации законодательных мер. Системный анализ рассматривает структуру формирования антикоррупционных механизмов, характеризует существующие элементы и демонстрирует их взаимодействие. На данном этапе представляется возможность выделения отдельных субъектов коррупции, и их взаимосвязи, становится очевидным, что в коррупционные процессы вовлечены все слои общества - от государства и коррумпированных чиновников до простых граждан.
Также в работе используются основы теории «мониторной демократии» Д. Кина. Исследуя примеры сложного государственного надзора, рыночной цензуры, тактик раскручивания и теневого пиара, Кин пытается понять эти тенденции, а также детально рассмотреть феномен «мониторной демократии». Он вводит этот термин для наиболее точного описания крупной трансформации, происходящей во многих регионах мира. По Дж. Кину, мониторная демократия - это новая историческая форма демократии, некая разновидность «постэлекторальных» политики и правительства, определяемых быстрым ростом самых разных типов внепарламентских механизмов контроля власти. Данная форма демократии предполагает наличие независимой публики, к которой обращены их сообщения, эти мониторные организации закрепляются во всех сферах и областях начиная с правительственных и заканчивая общественными. Это приводит к изменению динамики самоуправления, данные процессы выражаются в все большем и большем воздействии независимых контролеров власти на государство. Мониторные институты держат политиков в напряжении, чем способствуют сохранению тонуса властных структур, институт власти не стагнирует, есть возможности эффективного взаимодействия общества и государства, а также активного участия граждан в политических процессах, к примеру, есть возможность пересмотра и изменения неоднозначных в применении программ, а также открытого проведения разоблачений недобросовестных политиков. Показательным примером служат государственные и частные «контрольные» и «антикоррупционные» институты, которые занимаются не только прямой проверкой государственных служащих, но и разрабатывают принципы профессиональной и антикоррупционной этики.
В работе данная теория применяется для освещения действий китайских властей в сфере использования сетевой коммуникации граждан 18
как механизма мониторинга и раннего предупреждения назревших в том или ином регионе проблем, связанных с коррупционными случаями, а также оценки действий правительства в той или иной области. Данные попытки наладить диалог с гражданами таким методом показывает насколько серьёзно Китай относится к тому, что Кин называет «мониторной» демократией — даже в её предельно неоформленном, стихийном виде.
Работа также основывается на принципе историзма, который дает возможность изучить событие в развитии и с учетом конкретной ситуации. Выявить тенденции развития при определении не только политического, но также исторического контекста во время анализа событий и действий. Раскрытие роли культурных факторов в процессах воспроизводства коррупционных практик обусловило использование элементов социокультурного подхода, которые раскрываются в работах Б. Хофстеда, С. М. Липсета и Г. С. Ленца.
Методами исследования вступают: общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, аналогия), диалектический и системный методы, историко-сравнительный анализ предмета исследования.
В частности, метод системного анализа — при определении закономерностей коррупционных преступлений, трансформации и изменения уровня китайской коррупции и методов противодействия ей; историко¬юридический — при исследовании антикоррупционного законодательства КНР; формально-логический — для исследования характерных признаков коррупционных деяний; статистический и конкретно-социологический — при аргументации целесообразности внесения изменений и дополнений в законодательство и систему органов КНР (использовались статистические данные с официальных правительственных сайтов). С помощью историко¬генетический метода, можно проследить истоки и эволюцию формирования современной антикоррупционной политики Китая.
В рамках данной работы применяется метод изучения кейсов или case study. Для текущего исследования подходит одна из его разновидностей: 19
single-case study, так как главным пунктом его изучения являются современные тенденции в антикоррупционной политике КНР с 2012 г. до настоящего момента. В контексте изучения данного вопроса case study дополняется методом process tracing, который позволяет выявить и рассмотреть причинно-следственные связи в рамках заявленной темы.
Новизна исследования и практическая значимость работы. Новизна исследования заключается в моделировании процессов проведения запланированных антикоррупционных действий КНР в условиях современных реалий, разработке рекомендаций для РФ. Разъяснены политико-правовые механизмы функционирования всех составляющих китайской антикоррупционной системы. Показано, что наказания за коррупцию, лежащие в основе антикоррупционной системы КНР - это результат целой совокупности причинно-следственных связей от выявления до доказательства коррупции в уголовном процессе, которые до настоящего времени были изучены недостаточно.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в применении выявленных методов борьбы с коррупцией к реалиям антикоррупционной действительности в РФ. Основные положения и выводы работы могут быть использованы в научной, педагогической и правоприменительной деятельности при выявлении, пресечении и предупреждении правонарушений в сфере противодействия коррупции.
Апробация работы. Выводы исследования нашли отражение в статьях научных сборников: «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материал Десятой Всероссийской ( с международным участием) научно-практической конференции» (Барнаул, 2020 г.), «Политика развития в условиях цифровизации общества:
материалы Всероссийской научной конференции с международным участием» (Краснодар, 2020) , «РОССИЙСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ: история, теория, практика» (Барнаул, 2021 г.) и «Научный форум: Юриспруденция, история,
социология, политология и философия» (Москва, 2021).
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы, которые разделены на параграфы, заключение, список использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена комплексному анализу антикоррупционной политики Китая на современном этапе (2012-2021 гг.), ее целям, содержанию и эффективности.
В современных условиях существует необходимость в проведении исследований методов борьбы с коррупцией зарубежных стран, особенно Китая, для возможного применения элементов антикоррупционных действий к российским реалиям.
На основании анализа эмпирического материала по исследуемой теме удалось прийти к следующим выводам.
Китайское руководство отличается, прежде всего, прагматичностью: если конечная цель - сохранение политической власти в руках КПК, то необходимо построить более привлекательную и ответственную модель управления, которая позволит избежать социального взрыва: для этого проводятся структурные преобразования партийных надзорных механизмов, принимаются меры по усилению ответственности правительства, повышению прозрачности управления и укреплению принципов правопорядка. Борьба с коррупцией является важным средством повышения имиджа правительства и получения народной поддержки, а также важной основой для поддержания его легитимности. Именно по данной причине в 2012 г. председатель КНР Си Цзиньпин решил начать проведение масштабной антикоррупционной деятельности.
В целях эффективного управления коррупцией государство путем внесения поправок в Конституцию Китайской Народной Республики создало специализированное учреждение для независимого осуществления надзорных полномочий - Комиссию по надзору, после чего был разработан специальный закон о надзоре. Данный закон смог более четко разграничить компетенции вышестоящих и нижестоящих структур, связанных с борьбой с коррупцией. Кроме того, в соответствии с конституционной логикой, согласно которой должен существовать надзор и ограничения на осуществление любой государственной деятельности со стороны ВСНП, а также максимальная гарантия реализации основных прав граждан, эффективное осуществление надзорной власти должно основываться на принципе соразмерности и надлежащей правовой процедуры в рамках единой модели управления коррупцией.
За 35 лет экономических реформ к уголовной ответственности за коррупционные действия привлечено более миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата. Однако даже несмотря на публичные казни, что, конечно, сдерживает многих потенциальных правонарушителей, все же полностью искоренить случаи сговора чиновничества и, например, представителей бизнеса, не удается. Борьба с коррупцией и воспитание добросовестности государственных служащих - это долгосрочная и трудная задача, которую планомерно пытается решить китайское руководство, различными способами укореняя мысль о важности добродетели в работе государственного партийного служащего.
Китай постоянно укрепляет антикоррупционную систему.
Сегодняшнее антикоррупционное законодательство показывает серьезный уровень и развитие, является более четким и строгим, поэтому уже сейчас данная система не только получила высокую оценку большинства развивающихся стран, но и показала какие меры можно принять для эффективной борьбы с коррупцией, создания прозрачной системы, которая также может вызвать интерес во многих странах, в том числе и в России, но, как было уже сказано ранее, китайская система может только быть базисом, на который можно будет нанизать собственные детали, исходя из российских реалий и возможностей.
Подводя итог, нужно отметить, что китайская система по-прежнему имеет много недостатков и нуждается в дальнейшей реформе и совершенствовании находится в стадии трансформации и преобразований.



ИСТОЧНИКИ
1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
1.1. Конституция Китайской Народной Республики : принята на 5-м
заседании Всекитайского собрания народных представителей 04.12.1982.: (с учетом поправок, внесенных Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей о поправках к Конституции КНР от 17.03.1996, от 12.04.1988, от 29.03.1993, от 15.03.1999, от 14.03.2004, от 10.03.2018) // Дусяофа: законодательные и нормативные акты [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL:
https://duxiaofa.baidu.com/detail?searchType=statute&from=aladdin_28231&origi nquery= Ж Д Д Д Ж Д Н Ж Ж Ж Ж & &count=100&cid=dc28732ea39a3b383b2772319c9054e7_law. (дата обращения: 04.04.2020).
1.2. Закон КНР о надзоре № 10: (принят Постоянным комитетом
Всекитайского собрания народных представителей 20.03.2018: одобрен Председатель КНР 20.03.2018) // Дусяофа: законодательные и нормативные акты [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: https://duxiaofa.baidu.com/detail?searchType=statute&from=aladdin_28231&origi nquery= Ж Д Д Д Ж Д Н ^ Ж &
&count=69&cid=a05253908995acb77b1eb510a7406ba1_law. (дата обращения: 04.04.2020).
1.3. Указ об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2019-2021 годы. Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: http://kremlin.ru/acts/news/60815 (дата обращения: 19.04.21)
1.4. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол N 21) [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: https://docs.cntd.ru/document/420254359. (дата обращения: 20.04.21).
1.5. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ (проект) [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: http://www.minzdravsoc.ru/labour/public-service/16. (дата обращения:
12.08.2020).
1.6. Уголовно-процессуальный кодекс КНР: от 01.07.1979: (ред. от 17.03.1996 № 64, от 14.03.2012 № 55, от 26.10.2018 № 10) // Дусяофа: законодательные и нормативные акты [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL:
https://duxiaofa.baidu.com/detail?searchType=statute&from=aladdin_28231&origi nquery= Ж Ж Л К ^ ^ Н Ж Ж ЖЖ Ж
&count=100&cid=dc28732ea39a3b383b2772319c9054e7_law. (дата обращения: 04.04.2020).
2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
2.1. — Щ ЖЖ 2018 ЖЖЖДДЖ^“Ж // Антикоррупционная борьба в Нинся-хуэйском автономном районе 2018 г. Инфографика [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: https://www.nxnews.net/zt/2019/qlnx/rmsj/201906/t20190625_6331471 .html. (дата обращения: 06.04.2020).
2.2. Щ Ж 2017 Ж Л Д у у Д Д Ж Д Ш Ж // Отчет по
антикоррупционной борьбе города центрального подчинения Тяньцзинь за 2017 г. Инфографика [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: http://www.ccdi.gov.cn/yaowen/201802/t20180206_163458.html. (дата
обращения: 06.04.2020).
2.3. ЩД 2017 Д^ШЖДДЖДЖЖ // Отчет по антикоррупционной
борьбе по провинции Анхой за 2017 г. Инфографика [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL:
http://www.ccdi.gov.cn/yaowen/201802/t20180209_163755.html?from=groupmes sage&isappinstalled=0. (дата обращения: 06.04.2020).
2.4. Щ Д 2017 Д Д $ Д Ж Д Д Ж Д ЖЖ // Отчет по антикоррупционной борьбе города Чэнду за 2017 г. Инфографика. [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - URL: http://www.ljcd.gov.cn/show-48-52155-1.html. (дата обращения 10.04.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ