Особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования (на примере школ г. Барнаула)
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические и методические основания исследования правовой культуры руководителей в обществе.
1.1. Основные подходы к изучению правовой культуры в современном
социогуманитарном знании 14
1.2. Социально-правовые основания формирования правовой культуры
руководителей учреждений общего образования 26
1.3. Методика эмпирического исследования особенностей правовой культуры
руководителей учреждений общего образования 44
ГЛАВА 2. Особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования г. Барнаула по результатам эмпирического исследования.
2.1. Состояние правовой культуры руководителей учреждений общего
образования глазами педагогов г. Барнаула 52
2.2. Пути и способы совершенствования правовой культуры руководителей учреждений общего образования по результатам экспертного опроса и фокус-
группы 70
Заключение 84
Список литературы 91
Приложения 101
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические и методические основания исследования правовой культуры руководителей в обществе.
1.1. Основные подходы к изучению правовой культуры в современном
социогуманитарном знании 14
1.2. Социально-правовые основания формирования правовой культуры
руководителей учреждений общего образования 26
1.3. Методика эмпирического исследования особенностей правовой культуры
руководителей учреждений общего образования 44
ГЛАВА 2. Особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования г. Барнаула по результатам эмпирического исследования.
2.1. Состояние правовой культуры руководителей учреждений общего
образования глазами педагогов г. Барнаула 52
2.2. Пути и способы совершенствования правовой культуры руководителей учреждений общего образования по результатам экспертного опроса и фокус-
группы 70
Заключение 84
Список литературы 91
Приложения 101
Роль правовой культуры в жизни общества многогранна и очень важна. Правовая культура является особой формой гармоничного развития человека. Через нее достигается общественный прогресс, который подразумевает создание собственно правовых ценностей, обогащающих личность.
В нашем современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования гармоничной личности. В настоящее время необходимо предотвращение кризисных процессов, которые происходят в системе образования, возрастает необходимость принятия неотложных мер по нормализации и эффективности работы образовательных учреждений, по совершенствованию соответствующей нормативной правовой базы.
В социокультурной ситуации, которую можно наблюдать в современной России, явно обостряется противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню правовой культуры директора школы, с одной стороны, и отсутствием целостной системы ее формирования, - с другой. Главной проблемой этого противоречия является необходимость выявления теоретико-методологических основ, педагогических и управленческих условий формирования правовой культуры учителей и руководителей школ.
Если рассматривать такое звено системы образования как основное общее, то стоит заметить, что оно направлено на становление и формирование личности обучающегося, а именно: на формирование эстетического вкуса, нравственных убеждений, здорового образа жизни, высокой культуры как межличностного, так и межэтнического общения, навыков умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению. Столь важные для жизни умения и навыки ребенок может получить только в школе, где эффективность работы образовательной организации напрямую связана с грамотностью и рациональностью управления руководителями - т. е. директорами.
Эффективность работы образовательного учреждения во многом зависит от умелого использования знаний основ права всех работников образования, но в первую очередь руководителей. Важно выработать особый тип правовой культуры педагогов и руководителей, который будет основан на современных правовых знаниях, этических ценностях и научном мировоззрении.
Значимость педагогических условий формирования правовой культуры директора школы состоит в том, что необходим комплексный подход к осмыслению сущности понятия правовой культуры. Анализ теоретических источников показывает, что проблема формирования правовой культуры управленцев в сфере образования до последнего времени не получила однозначного и аргументированного решения, хотя в науке накоплен достаточно обширный фонд по различным аспектам правовой сферы.
Исходя из этого, опираясь на концептуальные положения понимания правовой культуры, можно сформулировать определение правовой культуры руководителя в сфере образования, под которой понимается совокупность личностных и профессиональных качеств, характеризующих готовность управленца к эффективному решению правовых задач в целостном педагогическом процессе. Таким образом, правовая культура руководителя образовательного учреждения выражается в достигнутом уровне правового мышления (или правосознания) и правовой грамотности, обеспечивающих гуманистическую направленность и законосообразную педагогическую и управленческую деятельность.
Правовая культура директора школы является частью общей культуры личности и педагогической культуры в частности. Эта система профессионально необходимых правовых взглядов, представлений и чувств, развитых на высоком уровне, направленная на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают правовое поведение и эффективную деятельность по правовому самовоспитанию руководителя, воспитанию школьников, а также педагогов.
Интерес к правовой культуре как социокультурному явлению обусловлен кризисными явлениями в российской действительности. Также его можно объяснить недостаточно удачным реформированием российского законодательства при переходе к рыночным отношениям и демократическому пути развития. Сейчас назрела необходимость изменить теоретико-правовую политику и практику именно с учетом национальных особенностей российского права.
Сложность, многогранность и комплексность проблемы правового образования являются причиной того, что некоторые его аспекты разработаны не в достаточной мере. Сегодня существуют различные подходы к формированию правовой культуры через образование, разнообразные концепции правового и патриотического воспитания, системы демократического гражданского образования.
Эффективность формирования гражданского общества зависит от уровня и качества правовой образованности молодежи и учащихся. Руководители образовательных учреждений и педагоги как никто другой могут способствовать формированию правообразованной личности. Поэтому в первую очередь необходимо говорить о повышении уровня правовой культуры руководителей образовательных учреждений, которые в свою очередь смогут транслировать свои знания и опыт педагогам, а они в свою очередь ученикам.
Только если будет соблюдаться такая системность, мы сможем в будущем говорить о достойном формировании гражданского общества с высоким уровнем правосознания и правовой культуры.
Таким образом, руководитель образовательного учреждения является одним из главных звеньев в цепочке формирования здорового гражданского общества. Роль руководителей образовательных учреждений в формировании правовой культуры очень важна и велика.
Степень научной разработанности проблемы:
Анализ литературы дает возможность выявить, что в области философских, социологических, педагогических и юридических наук накоплен значительный опыт развития правовой культуры. Однако исследования проблем формирования правовой культуры руководителей учреждений общего образования отсутствуют, хотя содержательные аспекты формирования правовой культуры освещались в исследованиях Е.В. Аграновской, А.К. Черненко, В.В. Боброва, В.В, Мищенко, А.П. Семитко, А.Д. Лопуха и др.
Анализ исследований феномена правовой культуры определен с разных позиций:
- философских (М.К. Марченко, В.М. Межус, А.К. Черненко и др.); социологических (С.И. Григорьев, В.В. Касьянов, Л.И. Михайлова, Г.В. Осипов, В.М. Сырых);
- юридических (Е.В. Аграновская, H.H. Азаров, В.М. Боер, А.Б. Венгеров, В.И. Каминская, A.JI. Липас);
- психологических (Д.А. Керимов, Б.Ф. Ломов, В.В. Лазарев, Л.И. Петражицкий и др.);
- педагогических (А.Д. Лопуха, В.В. Мищенко, В.В. Головниченко, В.В. Момотов и др.)
Данные аспекты позволяют видеть разные подходы к определению понятия «правовая культура», его сущность, структуру, функции, критерии оценки.
В научной литературе можно выделить 4 подхода к определению правовой культуры, получившие наибольшее признание в науке:
- первый - интерпретация правовой культуры как «объективированных результатов правовой деятельности общества... а также отражения правовых явлений в сознании людей (правовое сознание)» (К.А. Моралева, P.C. Могилевский, В.В. Орехов);
- второй - аксиологический (А.Ф. Гранин, В.Д. Шишкин, Л.С. Явич), пр котором правовая культура понимается как развивающаяся система правовых ценностей, созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества;
- третий подход - технологический (А.Л. Липас, Е.В. Аграновская, Е.А. Зорченко, С.Н. Кожевников и др.). В рамках деятельностного подхода правовая культура определяется как деятельность такого качества, при котором наступает ее соответствие выработанным в правовой сфере ценностям, согласованность поведения с правовыми нормами, включая в себя использование, соблюдение и исполнение предписаний правовых норм, в результате чего происходит постоянное обогащение системы правовых культурных ценностей и дальнейшее гармоническое развитие самого человека;
- четвертый поход - персоналистический, где в центре исследования ставится сам человек.
Различие подходов и их содержание по совокупности позволяет отметить, что правовая культура - многоуровневый феномен. К основным компонентам правовой культуры личности, согласно исследованиям (В.К. Бабаев, В.М. Боер, Д.А. Керимов, В.В. Кожевников, В.В. Лазарев, А.К. Черненко и др.), относятся идейно-теоретические представления; правовые чувства и деятельность человека в правовой сфере, т.е. правовое поведение.
Понятие «правовая культура» вошло в науку в начале XX века. Обобщающий анализ определений, представленных Е.А. Аграновской, А.Б. Венгеровым, Е.А. Зорченко, В.П. Сальниковым, А П. Семитко, А.К. Лерненко и др., позволяет понимать правовую культуру как глубокое знание источников права, правильное понимание задач правового регулирования, положительное отношение к праву и его применение в повседневной жизнедеятельности. На связь между правовой культурой человека и его отношением к выполнению своих профессиональных и гражданских обязанностей обращалось внимание Н.М. Кейзеровым, В.Н. Кудрявцевым, В.Д. Попковым, H.A. Придворовым, В.И. Ремневым, Ю.А. Розенбаумом, Ф.Т. Селюковым, А.П. Семитко, В.М. Чхиквадзе и др.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных учёных, содержащие базовые положения и концепции, раскрывающие роль правового образования и правовой культуры в жизни общества. В процессе работы над диссертацией проанализированы труды социологов в области социологии - B.C. Соловьёва, H.A. Бердяева, Б.Н. Чичерина, П.А. Сорокина, в области социологии права - М. Вебера, Э.Дюркгейма, П. Бурдье и др.; представителей отечественной неокантианской парадигмы - Л.И. Петражицкого, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, а также работы современных советских и российских социологов в области социологии права -A.C. Алексеева, В.Э. Бойкова, И.В. Василенко, В.А. Ядова, Ф.А. Хайек, A.A. Галкина, A.B. Кива, В.П. Сальникова, Т.И. Заславской, Ю.А. Красина, Н.И. Лапина, П.П. Баранова, В.И. Курбатова, Н.В. Гончарова, А.Г. Сапрунова, B.C. Данилова, H.H. Кожевникова, С.Х. Корпенко, А.Ю. Шадже, О.Н. Дамениа, A.A. Хашира, Р.Д. Хунагова, Т.И. Афасижева, М.К. Горшкова, Ю.А. Агафонова, М.Ю. Попова и других. В работах Е. Сухомлинского, В. Лазарева, П. Виноградова раскрываются вопросы социально-правовой компетенции личности как элемента социально-правовой культуры. Параметры и ориентиры правового образования также исследуются на основании материалов, представленных в аналитических вестниках органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов. В настоящее время достаточно широко освещаются вопросы правовой культуры, просвещения и воспитания в России. Нашему исследованию наиболее близкими являются работы Е.А. Певцовой и Н.И. Элиасберг, которые рассматривают вопросы правовой культуры и правового образования в истории России. В то же время, проанализировав указанные работы, мы пришли к выводу: несмотря на существование обширных публикаций по правовому образованию и воспитанию как средству формирования и повышения правовой культуры, не все теоретические аспекты были разработаны в достаточной степени.
Современное состояние правовой культуры руководителей системы общего образования характеризуется недостаточным уровнем правовых знаний, умений совершать юридически значимые действия, правовым нигилизмом, невысокой законопослушностью. Анализ состояния правовой культуры позволяет выделить существенные противоречия:
- между необходимостью повышения уровня правовой культуры и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ ее формирования в современных социокультурных условиях;
- между растущими требованиями государства и общества к правовой культуре работников образования и недостаточной эффективностью существующих методов ее формирования.
Объект - феномен правовой культуры.
Предмет -особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования в современной России.
Цель - определить особенности правовой культуры руководителей общего образования в современном российском обществе.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
- дать адекватную теоретико-методологическую базу изучения правовой культуры;
-проанализировать социально-правовые основания формирования правовой культуры руководителей системы общего образования в современной России; -разработать методику эмпирического исследования особенностей правовой культуры руководителей общеобразовательных школ г. Барнаула;
- охарактеризовать состояние правовой культуры руководителей в школах г. Барнаула;
- разработать и внедрить научно-практические рекомендации для образовательных учреждений по формированию правовой культуры руководителей.
Гипотезы основываются на том, что:
- наиболее адекватной методологической базой изучения сущности правовой культуры является междисциплинарный подход;
- анализ нормативно-правовых документов позволит определить специфику правовой культуры руководителей учреждений общего образования, как сложного, структурного, многогранного явления;
- адекватным инструментарием эмпирического исследования особенностей правовой культуры руководителей учреждений общего образования может стать сочетание методов анкетирования, экспертного опроса и фокус группы;
- в результате анкетного опроса получится сформировать социально-правовой образ руководителя образовательного учреждения;
- результаты экспертного опроса и фокус-группы позволят выявить и сформулировать рекомендации по повышению правовой культуры руководителей учреждений общего образования.
Теоретико-методологическим основанием данной работы являются положения:
- институционального подхода;
- социокультурного подхода;
-системного подхода;
- социологии образования;
- социологии права;
- социологии управления.
При выполнении данной выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
1. Теоретические:
- метод индукции;
- метод дедукции;
- сравнительно-исторический метод;
- метод моделирования.
2. Эмпирические:
- анкетирование;
- экспертный опрос;
- фокус группа.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в сфере образования как директорами школ, так и другими работниками образовательных учреждений. В данной работе были обобщены материалы по социологии управления, социологии права, социологии образования на тему «правовая культура» как отечественных, так и зарубежных исследователей, что может помочь работникам сферы образования более подробно узнать о специфике правовой культуры, узнать о новых современных методах и способах повышения профессиональной и личной правовой культуры, проявить интерес к данной проблеме и выявить необходимость повышения уровня собственной правовой культуры. Также в работе были определены самые эффективные механизмы повышения квалификации для управленцев в сфере образования, были определены личностные и профессиональные специфические черты, которые должны быть развиты у директора для успешного управления организацией.
Практическая значимость исследования:
Обобщение информации по данной теме может способствовать улучшению качества работы курсов повышения квалификации для директоров и учителей общеобразовательных школ г. Барнаула. В будущем может быть разработан целый курс или раздел в рамках бюджетных, а также и внебюджетных курсов института повышения квалификации на тему «Повышение уровня правовой культуры для работников сферы образования» Данные социологического исследования на тему «Особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования» могут использоваться как научно-практические рекомендации по формированию правовой культуры для администрации любого общеобразовательного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы:
- Введение;
- Две главы, каждая из которых соответственно подразделяется на три и два параграфа;
- Заключение;
- Список использованной литературы (85 источников);
- Приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1) Основными причинами нарушения прав учителей можно считать дезориентацию в правовом пространстве образовательного учреждения педагогов и несовершенство локальных нормативно-правовых актов образовательной организации.
2) Чем выше уровень правовой культуры управленца, тем эффективнее функционирует школа, т.е. от уровня правовой культуры руководителя образовательного учреждения зависит эффективность работы учреждения в целом, профессиональный и личностный рост учителей, успешность учебной деятельности учеников.
3) Социально-правовой портрет идеального руководителя образовательного учреждения с высоким уровнем правовой культуры глазами работников сферы образования представляет собой многогранный, противоречивый и неоднозначный образ, включающий как личностные, так и профессиональные качества.
4) Наиболее эффективными и важными способами формирования правовой культуры директоров школ г. Барнаула являются: курсы повышения квалификации, самообразование, участие в конференциях, решение кейсов, однако оптимальным способом будет сочетание данных методов.
5) Образовательное учреждение функционирует успешно, если правая культура директора школы гармонично вписана в субкультуру учительства и в корпоративную культуру образовательного учреждения.
Апробация магистерской работы:
По теме выпускной квалификационной работы написаны две статьи на тему «Особенности правовой культуры руководителей системы общего образования», одна из них опубликована в 8 выпуске (часть 11)сборника социологического факультета АлтГУ «Социология в современном мире: наука, образование, творчество» в апреле 2016 года, вторая статья в данный момент находится в печати и будет опубликована в данном сборнике в выпуске 9 (часть II). Также результаты работы были представленье виде доклада на тему «Механизмы формирования правовой культуры руководителей системы общего образования» на Второй региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!» на секции «Актуальные проблемы современного социологического знания» 23 апреля 2016 года.
В нашем современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования гармоничной личности. В настоящее время необходимо предотвращение кризисных процессов, которые происходят в системе образования, возрастает необходимость принятия неотложных мер по нормализации и эффективности работы образовательных учреждений, по совершенствованию соответствующей нормативной правовой базы.
В социокультурной ситуации, которую можно наблюдать в современной России, явно обостряется противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню правовой культуры директора школы, с одной стороны, и отсутствием целостной системы ее формирования, - с другой. Главной проблемой этого противоречия является необходимость выявления теоретико-методологических основ, педагогических и управленческих условий формирования правовой культуры учителей и руководителей школ.
Если рассматривать такое звено системы образования как основное общее, то стоит заметить, что оно направлено на становление и формирование личности обучающегося, а именно: на формирование эстетического вкуса, нравственных убеждений, здорового образа жизни, высокой культуры как межличностного, так и межэтнического общения, навыков умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению. Столь важные для жизни умения и навыки ребенок может получить только в школе, где эффективность работы образовательной организации напрямую связана с грамотностью и рациональностью управления руководителями - т. е. директорами.
Эффективность работы образовательного учреждения во многом зависит от умелого использования знаний основ права всех работников образования, но в первую очередь руководителей. Важно выработать особый тип правовой культуры педагогов и руководителей, который будет основан на современных правовых знаниях, этических ценностях и научном мировоззрении.
Значимость педагогических условий формирования правовой культуры директора школы состоит в том, что необходим комплексный подход к осмыслению сущности понятия правовой культуры. Анализ теоретических источников показывает, что проблема формирования правовой культуры управленцев в сфере образования до последнего времени не получила однозначного и аргументированного решения, хотя в науке накоплен достаточно обширный фонд по различным аспектам правовой сферы.
Исходя из этого, опираясь на концептуальные положения понимания правовой культуры, можно сформулировать определение правовой культуры руководителя в сфере образования, под которой понимается совокупность личностных и профессиональных качеств, характеризующих готовность управленца к эффективному решению правовых задач в целостном педагогическом процессе. Таким образом, правовая культура руководителя образовательного учреждения выражается в достигнутом уровне правового мышления (или правосознания) и правовой грамотности, обеспечивающих гуманистическую направленность и законосообразную педагогическую и управленческую деятельность.
Правовая культура директора школы является частью общей культуры личности и педагогической культуры в частности. Эта система профессионально необходимых правовых взглядов, представлений и чувств, развитых на высоком уровне, направленная на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают правовое поведение и эффективную деятельность по правовому самовоспитанию руководителя, воспитанию школьников, а также педагогов.
Интерес к правовой культуре как социокультурному явлению обусловлен кризисными явлениями в российской действительности. Также его можно объяснить недостаточно удачным реформированием российского законодательства при переходе к рыночным отношениям и демократическому пути развития. Сейчас назрела необходимость изменить теоретико-правовую политику и практику именно с учетом национальных особенностей российского права.
Сложность, многогранность и комплексность проблемы правового образования являются причиной того, что некоторые его аспекты разработаны не в достаточной мере. Сегодня существуют различные подходы к формированию правовой культуры через образование, разнообразные концепции правового и патриотического воспитания, системы демократического гражданского образования.
Эффективность формирования гражданского общества зависит от уровня и качества правовой образованности молодежи и учащихся. Руководители образовательных учреждений и педагоги как никто другой могут способствовать формированию правообразованной личности. Поэтому в первую очередь необходимо говорить о повышении уровня правовой культуры руководителей образовательных учреждений, которые в свою очередь смогут транслировать свои знания и опыт педагогам, а они в свою очередь ученикам.
Только если будет соблюдаться такая системность, мы сможем в будущем говорить о достойном формировании гражданского общества с высоким уровнем правосознания и правовой культуры.
Таким образом, руководитель образовательного учреждения является одним из главных звеньев в цепочке формирования здорового гражданского общества. Роль руководителей образовательных учреждений в формировании правовой культуры очень важна и велика.
Степень научной разработанности проблемы:
Анализ литературы дает возможность выявить, что в области философских, социологических, педагогических и юридических наук накоплен значительный опыт развития правовой культуры. Однако исследования проблем формирования правовой культуры руководителей учреждений общего образования отсутствуют, хотя содержательные аспекты формирования правовой культуры освещались в исследованиях Е.В. Аграновской, А.К. Черненко, В.В. Боброва, В.В, Мищенко, А.П. Семитко, А.Д. Лопуха и др.
Анализ исследований феномена правовой культуры определен с разных позиций:
- философских (М.К. Марченко, В.М. Межус, А.К. Черненко и др.); социологических (С.И. Григорьев, В.В. Касьянов, Л.И. Михайлова, Г.В. Осипов, В.М. Сырых);
- юридических (Е.В. Аграновская, H.H. Азаров, В.М. Боер, А.Б. Венгеров, В.И. Каминская, A.JI. Липас);
- психологических (Д.А. Керимов, Б.Ф. Ломов, В.В. Лазарев, Л.И. Петражицкий и др.);
- педагогических (А.Д. Лопуха, В.В. Мищенко, В.В. Головниченко, В.В. Момотов и др.)
Данные аспекты позволяют видеть разные подходы к определению понятия «правовая культура», его сущность, структуру, функции, критерии оценки.
В научной литературе можно выделить 4 подхода к определению правовой культуры, получившие наибольшее признание в науке:
- первый - интерпретация правовой культуры как «объективированных результатов правовой деятельности общества... а также отражения правовых явлений в сознании людей (правовое сознание)» (К.А. Моралева, P.C. Могилевский, В.В. Орехов);
- второй - аксиологический (А.Ф. Гранин, В.Д. Шишкин, Л.С. Явич), пр котором правовая культура понимается как развивающаяся система правовых ценностей, созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества;
- третий подход - технологический (А.Л. Липас, Е.В. Аграновская, Е.А. Зорченко, С.Н. Кожевников и др.). В рамках деятельностного подхода правовая культура определяется как деятельность такого качества, при котором наступает ее соответствие выработанным в правовой сфере ценностям, согласованность поведения с правовыми нормами, включая в себя использование, соблюдение и исполнение предписаний правовых норм, в результате чего происходит постоянное обогащение системы правовых культурных ценностей и дальнейшее гармоническое развитие самого человека;
- четвертый поход - персоналистический, где в центре исследования ставится сам человек.
Различие подходов и их содержание по совокупности позволяет отметить, что правовая культура - многоуровневый феномен. К основным компонентам правовой культуры личности, согласно исследованиям (В.К. Бабаев, В.М. Боер, Д.А. Керимов, В.В. Кожевников, В.В. Лазарев, А.К. Черненко и др.), относятся идейно-теоретические представления; правовые чувства и деятельность человека в правовой сфере, т.е. правовое поведение.
Понятие «правовая культура» вошло в науку в начале XX века. Обобщающий анализ определений, представленных Е.А. Аграновской, А.Б. Венгеровым, Е.А. Зорченко, В.П. Сальниковым, А П. Семитко, А.К. Лерненко и др., позволяет понимать правовую культуру как глубокое знание источников права, правильное понимание задач правового регулирования, положительное отношение к праву и его применение в повседневной жизнедеятельности. На связь между правовой культурой человека и его отношением к выполнению своих профессиональных и гражданских обязанностей обращалось внимание Н.М. Кейзеровым, В.Н. Кудрявцевым, В.Д. Попковым, H.A. Придворовым, В.И. Ремневым, Ю.А. Розенбаумом, Ф.Т. Селюковым, А.П. Семитко, В.М. Чхиквадзе и др.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных учёных, содержащие базовые положения и концепции, раскрывающие роль правового образования и правовой культуры в жизни общества. В процессе работы над диссертацией проанализированы труды социологов в области социологии - B.C. Соловьёва, H.A. Бердяева, Б.Н. Чичерина, П.А. Сорокина, в области социологии права - М. Вебера, Э.Дюркгейма, П. Бурдье и др.; представителей отечественной неокантианской парадигмы - Л.И. Петражицкого, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, а также работы современных советских и российских социологов в области социологии права -A.C. Алексеева, В.Э. Бойкова, И.В. Василенко, В.А. Ядова, Ф.А. Хайек, A.A. Галкина, A.B. Кива, В.П. Сальникова, Т.И. Заславской, Ю.А. Красина, Н.И. Лапина, П.П. Баранова, В.И. Курбатова, Н.В. Гончарова, А.Г. Сапрунова, B.C. Данилова, H.H. Кожевникова, С.Х. Корпенко, А.Ю. Шадже, О.Н. Дамениа, A.A. Хашира, Р.Д. Хунагова, Т.И. Афасижева, М.К. Горшкова, Ю.А. Агафонова, М.Ю. Попова и других. В работах Е. Сухомлинского, В. Лазарева, П. Виноградова раскрываются вопросы социально-правовой компетенции личности как элемента социально-правовой культуры. Параметры и ориентиры правового образования также исследуются на основании материалов, представленных в аналитических вестниках органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов. В настоящее время достаточно широко освещаются вопросы правовой культуры, просвещения и воспитания в России. Нашему исследованию наиболее близкими являются работы Е.А. Певцовой и Н.И. Элиасберг, которые рассматривают вопросы правовой культуры и правового образования в истории России. В то же время, проанализировав указанные работы, мы пришли к выводу: несмотря на существование обширных публикаций по правовому образованию и воспитанию как средству формирования и повышения правовой культуры, не все теоретические аспекты были разработаны в достаточной степени.
Современное состояние правовой культуры руководителей системы общего образования характеризуется недостаточным уровнем правовых знаний, умений совершать юридически значимые действия, правовым нигилизмом, невысокой законопослушностью. Анализ состояния правовой культуры позволяет выделить существенные противоречия:
- между необходимостью повышения уровня правовой культуры и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ ее формирования в современных социокультурных условиях;
- между растущими требованиями государства и общества к правовой культуре работников образования и недостаточной эффективностью существующих методов ее формирования.
Объект - феномен правовой культуры.
Предмет -особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования в современной России.
Цель - определить особенности правовой культуры руководителей общего образования в современном российском обществе.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
- дать адекватную теоретико-методологическую базу изучения правовой культуры;
-проанализировать социально-правовые основания формирования правовой культуры руководителей системы общего образования в современной России; -разработать методику эмпирического исследования особенностей правовой культуры руководителей общеобразовательных школ г. Барнаула;
- охарактеризовать состояние правовой культуры руководителей в школах г. Барнаула;
- разработать и внедрить научно-практические рекомендации для образовательных учреждений по формированию правовой культуры руководителей.
Гипотезы основываются на том, что:
- наиболее адекватной методологической базой изучения сущности правовой культуры является междисциплинарный подход;
- анализ нормативно-правовых документов позволит определить специфику правовой культуры руководителей учреждений общего образования, как сложного, структурного, многогранного явления;
- адекватным инструментарием эмпирического исследования особенностей правовой культуры руководителей учреждений общего образования может стать сочетание методов анкетирования, экспертного опроса и фокус группы;
- в результате анкетного опроса получится сформировать социально-правовой образ руководителя образовательного учреждения;
- результаты экспертного опроса и фокус-группы позволят выявить и сформулировать рекомендации по повышению правовой культуры руководителей учреждений общего образования.
Теоретико-методологическим основанием данной работы являются положения:
- институционального подхода;
- социокультурного подхода;
-системного подхода;
- социологии образования;
- социологии права;
- социологии управления.
При выполнении данной выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
1. Теоретические:
- метод индукции;
- метод дедукции;
- сравнительно-исторический метод;
- метод моделирования.
2. Эмпирические:
- анкетирование;
- экспертный опрос;
- фокус группа.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в сфере образования как директорами школ, так и другими работниками образовательных учреждений. В данной работе были обобщены материалы по социологии управления, социологии права, социологии образования на тему «правовая культура» как отечественных, так и зарубежных исследователей, что может помочь работникам сферы образования более подробно узнать о специфике правовой культуры, узнать о новых современных методах и способах повышения профессиональной и личной правовой культуры, проявить интерес к данной проблеме и выявить необходимость повышения уровня собственной правовой культуры. Также в работе были определены самые эффективные механизмы повышения квалификации для управленцев в сфере образования, были определены личностные и профессиональные специфические черты, которые должны быть развиты у директора для успешного управления организацией.
Практическая значимость исследования:
Обобщение информации по данной теме может способствовать улучшению качества работы курсов повышения квалификации для директоров и учителей общеобразовательных школ г. Барнаула. В будущем может быть разработан целый курс или раздел в рамках бюджетных, а также и внебюджетных курсов института повышения квалификации на тему «Повышение уровня правовой культуры для работников сферы образования» Данные социологического исследования на тему «Особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования» могут использоваться как научно-практические рекомендации по формированию правовой культуры для администрации любого общеобразовательного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы:
- Введение;
- Две главы, каждая из которых соответственно подразделяется на три и два параграфа;
- Заключение;
- Список использованной литературы (85 источников);
- Приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1) Основными причинами нарушения прав учителей можно считать дезориентацию в правовом пространстве образовательного учреждения педагогов и несовершенство локальных нормативно-правовых актов образовательной организации.
2) Чем выше уровень правовой культуры управленца, тем эффективнее функционирует школа, т.е. от уровня правовой культуры руководителя образовательного учреждения зависит эффективность работы учреждения в целом, профессиональный и личностный рост учителей, успешность учебной деятельности учеников.
3) Социально-правовой портрет идеального руководителя образовательного учреждения с высоким уровнем правовой культуры глазами работников сферы образования представляет собой многогранный, противоречивый и неоднозначный образ, включающий как личностные, так и профессиональные качества.
4) Наиболее эффективными и важными способами формирования правовой культуры директоров школ г. Барнаула являются: курсы повышения квалификации, самообразование, участие в конференциях, решение кейсов, однако оптимальным способом будет сочетание данных методов.
5) Образовательное учреждение функционирует успешно, если правая культура директора школы гармонично вписана в субкультуру учительства и в корпоративную культуру образовательного учреждения.
Апробация магистерской работы:
По теме выпускной квалификационной работы написаны две статьи на тему «Особенности правовой культуры руководителей системы общего образования», одна из них опубликована в 8 выпуске (часть 11)сборника социологического факультета АлтГУ «Социология в современном мире: наука, образование, творчество» в апреле 2016 года, вторая статья в данный момент находится в печати и будет опубликована в данном сборнике в выпуске 9 (часть II). Также результаты работы были представленье виде доклада на тему «Механизмы формирования правовой культуры руководителей системы общего образования» на Второй региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!» на секции «Актуальные проблемы современного социологического знания» 23 апреля 2016 года.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены различные трактовки понятия «правовая культура». Сделан вывод о том, что правовая культура это специфический вид культуры, имеющий ряд особенностей.
В данной работе правовая культура была показана как своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс; как хранитель, генератор юридических ценностей конкретного общества; как способ воспроизведения конкретных национальных правовых феноменов. Были рассмотрены основные подходы к изучению правовой культуры в современном социогуманитарном знании. Изученные подходы свидетельствуют о том, что правовая культура — это сложнейшее правовое явление, рассматриваемое под разными углами зрения. По нашему мнению, именно с помощью объединения положений социологии права, социологии управления, социологии образования, социологии права нам удалось рассмотреть феномен правовой культуры наиболее полно.
Подчеркивая актуальность данной темы, можно говорить о том, что движение современно России к гражданскому обществу невозможно без формирования правовой культуры граждан.
Важность изучения специфики правовой культуры руководителя образовательного учреждения обусловлена тем, что именно в школе будущий гражданин может убедиться, что правовые нормы это не пустой звук, а практический инструмент разумного регулирования отношений человека с человеком, человека с обществом, человека с государством. И именно руководитель общеобразовательного учреждения формирует организационную культуру школы и ее правовую культуру. От того, как он относится к выполнению законов и иных нормативно-правовых актов, в какой степени он уважает права других участников образовательного процесса, зависит общая правовая атмосфера в учебном заведении и формирование правовой культуры всех участников образовательного процесса.
В данной работе были подробно рассмотрены функциональные обязанности директора школы, его заместителей. Наряду с обязанностями были освещены и права, которыми обладает руководитель образовательного учреждения, и ответственность, которую несет директор школы в рамках своих профессиональных компетенций, под которыми в свою очередь следует понимать соблюдение правопорядка и законности в процессе правоохранительной и правоприменительной деятельности, которая выражается в принятии обоснованных и справедливых решений, в их реализации в соответствии с законом.
Важный вывод, который можно сделать по результатам нашего исследования, заключается в том, что правовая культура руководителя образовательного учреждения должна быть гармонично вписана в корпоративную культуру учреждения, а также в субкультуру учительства в целом. Необходимо, чтобы правовая культура директора школы соответствовала традиционным требованиям, предъявляемым к учителю. И важно, чтобы директор школы своими идеями и ценностями, в том числе и правовыми, смог сформировать такую сильную корпоративную культуру, чтобы школа стала подобна большой семье, когда каждый сотрудник предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благу.
Мысль о том, что директор школы причисляет себя к субкультуре учительства, была подтверждена результатами фокус-группы. Интересно было наблюдать, как при проведении групповой дискуссии все участники как будто объединились в одну команду и, отвечая на вопросы куратора, защищали интересы своего дела как дела всей жизни. Не получилось полноценной дискуссии, которая предполагалась при планировании исследования, однако получилась очень плодотворная и содержательная беседа.
Основной целью нашего исследования было определить особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования. И для реализации данной цели был сформулирован ряд теоретических и практических задач, которые в полной мере были реализованы в ходе проведения данного социологического исследования.
Также в рамках подготовки данного исследования были выдвинуты теоретические и эмпирические гипотезы, которые в процессе работы нашли свое подтверждение либо частично, либо полностью благодаря результатам трех эмпирических методов - анкетного опроса, экспертного опроса и метода фокус-группы.
Таким образом, анализируя результаты анкетного опроса, можно сделать вывод о том, что педагоги г. Барнаула понимают и осознают важность правовой культуры как своей собственной, так и руководителей образовательных учреждений.
По мнению экспертов, специфика правовой культуры руководителя образовательной организации заключается в необходимости трансляции правовой культуры другим работникам сферы образования, в чем они очень нуждаются, по результатам данного социологического исследования.
Было определено, что большинство педагогов не могут с уверенностью говорить о знании в совершенстве своих личных и профессиональных прав и обязанностей, и считают прямым обязательством директора школы информировать их в данной сфере. Ответственность за незнание законов, прав и обязанностей педагоги перекладывают на плечи управленца.
Большинство респондентов признают необходимость в том, чтобы руководители ОУ проводили собрания и обучения коллектива для повышения собственной правовой культуры. Это позитивная тенденция, так как педагоги готовы получать новые знания в правовой сфере и ощущают в этом потребность.
Был сделан вывод о том, что правовая культура директора школы понятие динамичное, оно подразумевает постоянное развитие, дополнение, уточнение, расширение. Как показали результаты фокус-группового исследования, сами руководители образовательных организаций ощущают острую недостаточность знаний в правовой сфере, отвечая, что наличие юридического образования очень помогло бы более свободно ориентироваться в правовом пространстве.
Поэтому большое внимание стоит уделять различным методам повышения правовой культуры. Самыми важными механизмами формирования правовой культуры являются курсы повышения квалификации для директоров, самообразование, выступления на конференциях регионального и межрегионального уровней, метод решения кейсов.Сами руководители и эксперты в области образования говорят о том, что именно курсы повышения квалификации являются важнейшими способами повышения правовой культуры. Общаясь с профессионалами в правовой сфере образования, перенимая опыт более компетентных коллег проще сориентироваться в огромном объеме правовой информации.
В начале исследования, мы предположили, что педагоги предъявляют к своим руководителям слишком завышенные требования. Мы попросили учителей г. Барнаула описать идеального директора школы. В результате чего получили очень многогранный, противоречивый и неоднозначный портрет. Однако неожиданно было выяснить, что все директора согласились с мнением учителей, сказав, что «требования не завышены, они вполне логичны и объяснимы». А вот завышенные требования предъявляются к директорам не обществом, не коллегами, а именно документально.
Отсюда вытекает серьезная проблема невозможности соответствия образа, прописанного документально, например, в профессиональном стандарте «Педагог», с реальным существующим образом директора школы.
Также нам интересно было узнать, какой он, руководитель с высоким уровнем правовой культуры. Важнейшими характеристиками являются следующие, по мнению самих управленцев: способность оперативно проводить совещания, умение увлечь за собой, на своем примере показать главные ценности как простого человека, так и профессионала в сфере образования, широкий кругозор, ориентир на дело и на человека, диалогичность, лидерские качества, ориентированность на процессный подход, интеллигентность, доверие к коллегам для грамотного делегирования полномочий.
Правовая культура не существует обособленной характеристикой профессиональной деятельности управленца, она оказывает влияние на многие направления работы образовательного учреждения. Например, прямое влияние правовой культуры можно видеть на эффективность работы всего образовательного учреждения, на уровень профессионального и личностного роста педагогов, на улучшение показателей учебной деятельности учеников, на психологический климат в коллективе. То есть можно выявить следующую зависимость: чем выше уровень правовой культуры руководителя, тем эффективнее будет работать образовательное учреждение.
Также хотелось узнать, какие документы могут помочь руководителю образовательной организации узнать о своих правах, обязанностях, профессиональных компетенциях. Основными документами, которые можно назвать «настольными книгами» для любого директора школы, являются следующие:
- квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
- проф. стандарт «Педагог»;
- проект проф. стандарта «Руководитель образовательной организации»;
- локальные нормативные акты каждого конкретного образовательно учреждения (устав, должностные инструкции, трудовой договор).
К сожалению, чуть меньше половины респондентов, а это довольно высокий процент, указали на случаи нарушения их прав со стороны администрации школы. Был сделан вывод о взаимосвязи уровня правовой культуры руководителя ОУ и случаями нарушения прав учителей. Чем выше уровень правовой культуры управленца, тем ниже уровень нарушения прав. Этот вывод можно принять во внимание всем руководителям образовательных учреждений и стремиться свести к нулю прецеденты нарушения прав в трудовом коллективе.
Необходимым было выяснить, каким образом можно минимизировать случаи нарушения прав учителей. Проанализировав ответы руководителей ОУ, мы сделали следующие выводы. Можно выделить две основные проблемы нарушения прав: дезориентация в правовом пространстве образовательного учреждения учителей и несовершенство локальных нормативно-правовых актов образовательной организации. Устранив пробелы в локальных документах ОУ и в знаниях правовых вопросов педагогов, можно уменьшить или вообще свести к нулю случаи нарушения прав. Именно эта важная задача лежит на плечах руководителя.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе были показаны особенности правовой культуры директора школы, определены проблемы, с которыми встречаются руководители ОУ в своей деятельности, были определены пути их минимизации, сформулированы научно-практические рекомендации по повышению уровня правовой культуры, выявлены критерии определения высокого уровня правовой культуры директора школы. В данной работе подчеркнута важность, необходимость и актуальность изучения данной темы.
В условиях глубокого изменения социально-экономических отношений в государственных и общественных структурах для общеобразовательной школы наступает время, когда не соответствие ее деятельности основным законам и нормативно-правовым актам и отсутствие у школы правильно, юридически грамотно оформленных документов, регламентирующих ее деятельность, могут привести к существенному осложнению стабильного функционирования и нормального развития образовательного учреждения. В школе, как в зеркале, отражаются те перемены, которые происходят в обществе.
Успешность реформирования системы образования и модернизация конкретной школы напрямую связаны с квалифицированной деятельностью руководителя общеобразовательной школы. Знание руководителями школы законов, нормативных правовых актов, регламентирующих работу общеобразовательной школы, и умение применять их в своей деятельности создают правовую основу эффективного управления образовательного учреждения.
В данной работе правовая культура была показана как своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс; как хранитель, генератор юридических ценностей конкретного общества; как способ воспроизведения конкретных национальных правовых феноменов. Были рассмотрены основные подходы к изучению правовой культуры в современном социогуманитарном знании. Изученные подходы свидетельствуют о том, что правовая культура — это сложнейшее правовое явление, рассматриваемое под разными углами зрения. По нашему мнению, именно с помощью объединения положений социологии права, социологии управления, социологии образования, социологии права нам удалось рассмотреть феномен правовой культуры наиболее полно.
Подчеркивая актуальность данной темы, можно говорить о том, что движение современно России к гражданскому обществу невозможно без формирования правовой культуры граждан.
Важность изучения специфики правовой культуры руководителя образовательного учреждения обусловлена тем, что именно в школе будущий гражданин может убедиться, что правовые нормы это не пустой звук, а практический инструмент разумного регулирования отношений человека с человеком, человека с обществом, человека с государством. И именно руководитель общеобразовательного учреждения формирует организационную культуру школы и ее правовую культуру. От того, как он относится к выполнению законов и иных нормативно-правовых актов, в какой степени он уважает права других участников образовательного процесса, зависит общая правовая атмосфера в учебном заведении и формирование правовой культуры всех участников образовательного процесса.
В данной работе были подробно рассмотрены функциональные обязанности директора школы, его заместителей. Наряду с обязанностями были освещены и права, которыми обладает руководитель образовательного учреждения, и ответственность, которую несет директор школы в рамках своих профессиональных компетенций, под которыми в свою очередь следует понимать соблюдение правопорядка и законности в процессе правоохранительной и правоприменительной деятельности, которая выражается в принятии обоснованных и справедливых решений, в их реализации в соответствии с законом.
Важный вывод, который можно сделать по результатам нашего исследования, заключается в том, что правовая культура руководителя образовательного учреждения должна быть гармонично вписана в корпоративную культуру учреждения, а также в субкультуру учительства в целом. Необходимо, чтобы правовая культура директора школы соответствовала традиционным требованиям, предъявляемым к учителю. И важно, чтобы директор школы своими идеями и ценностями, в том числе и правовыми, смог сформировать такую сильную корпоративную культуру, чтобы школа стала подобна большой семье, когда каждый сотрудник предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благу.
Мысль о том, что директор школы причисляет себя к субкультуре учительства, была подтверждена результатами фокус-группы. Интересно было наблюдать, как при проведении групповой дискуссии все участники как будто объединились в одну команду и, отвечая на вопросы куратора, защищали интересы своего дела как дела всей жизни. Не получилось полноценной дискуссии, которая предполагалась при планировании исследования, однако получилась очень плодотворная и содержательная беседа.
Основной целью нашего исследования было определить особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования. И для реализации данной цели был сформулирован ряд теоретических и практических задач, которые в полной мере были реализованы в ходе проведения данного социологического исследования.
Также в рамках подготовки данного исследования были выдвинуты теоретические и эмпирические гипотезы, которые в процессе работы нашли свое подтверждение либо частично, либо полностью благодаря результатам трех эмпирических методов - анкетного опроса, экспертного опроса и метода фокус-группы.
Таким образом, анализируя результаты анкетного опроса, можно сделать вывод о том, что педагоги г. Барнаула понимают и осознают важность правовой культуры как своей собственной, так и руководителей образовательных учреждений.
По мнению экспертов, специфика правовой культуры руководителя образовательной организации заключается в необходимости трансляции правовой культуры другим работникам сферы образования, в чем они очень нуждаются, по результатам данного социологического исследования.
Было определено, что большинство педагогов не могут с уверенностью говорить о знании в совершенстве своих личных и профессиональных прав и обязанностей, и считают прямым обязательством директора школы информировать их в данной сфере. Ответственность за незнание законов, прав и обязанностей педагоги перекладывают на плечи управленца.
Большинство респондентов признают необходимость в том, чтобы руководители ОУ проводили собрания и обучения коллектива для повышения собственной правовой культуры. Это позитивная тенденция, так как педагоги готовы получать новые знания в правовой сфере и ощущают в этом потребность.
Был сделан вывод о том, что правовая культура директора школы понятие динамичное, оно подразумевает постоянное развитие, дополнение, уточнение, расширение. Как показали результаты фокус-группового исследования, сами руководители образовательных организаций ощущают острую недостаточность знаний в правовой сфере, отвечая, что наличие юридического образования очень помогло бы более свободно ориентироваться в правовом пространстве.
Поэтому большое внимание стоит уделять различным методам повышения правовой культуры. Самыми важными механизмами формирования правовой культуры являются курсы повышения квалификации для директоров, самообразование, выступления на конференциях регионального и межрегионального уровней, метод решения кейсов.Сами руководители и эксперты в области образования говорят о том, что именно курсы повышения квалификации являются важнейшими способами повышения правовой культуры. Общаясь с профессионалами в правовой сфере образования, перенимая опыт более компетентных коллег проще сориентироваться в огромном объеме правовой информации.
В начале исследования, мы предположили, что педагоги предъявляют к своим руководителям слишком завышенные требования. Мы попросили учителей г. Барнаула описать идеального директора школы. В результате чего получили очень многогранный, противоречивый и неоднозначный портрет. Однако неожиданно было выяснить, что все директора согласились с мнением учителей, сказав, что «требования не завышены, они вполне логичны и объяснимы». А вот завышенные требования предъявляются к директорам не обществом, не коллегами, а именно документально.
Отсюда вытекает серьезная проблема невозможности соответствия образа, прописанного документально, например, в профессиональном стандарте «Педагог», с реальным существующим образом директора школы.
Также нам интересно было узнать, какой он, руководитель с высоким уровнем правовой культуры. Важнейшими характеристиками являются следующие, по мнению самих управленцев: способность оперативно проводить совещания, умение увлечь за собой, на своем примере показать главные ценности как простого человека, так и профессионала в сфере образования, широкий кругозор, ориентир на дело и на человека, диалогичность, лидерские качества, ориентированность на процессный подход, интеллигентность, доверие к коллегам для грамотного делегирования полномочий.
Правовая культура не существует обособленной характеристикой профессиональной деятельности управленца, она оказывает влияние на многие направления работы образовательного учреждения. Например, прямое влияние правовой культуры можно видеть на эффективность работы всего образовательного учреждения, на уровень профессионального и личностного роста педагогов, на улучшение показателей учебной деятельности учеников, на психологический климат в коллективе. То есть можно выявить следующую зависимость: чем выше уровень правовой культуры руководителя, тем эффективнее будет работать образовательное учреждение.
Также хотелось узнать, какие документы могут помочь руководителю образовательной организации узнать о своих правах, обязанностях, профессиональных компетенциях. Основными документами, которые можно назвать «настольными книгами» для любого директора школы, являются следующие:
- квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
- проф. стандарт «Педагог»;
- проект проф. стандарта «Руководитель образовательной организации»;
- локальные нормативные акты каждого конкретного образовательно учреждения (устав, должностные инструкции, трудовой договор).
К сожалению, чуть меньше половины респондентов, а это довольно высокий процент, указали на случаи нарушения их прав со стороны администрации школы. Был сделан вывод о взаимосвязи уровня правовой культуры руководителя ОУ и случаями нарушения прав учителей. Чем выше уровень правовой культуры управленца, тем ниже уровень нарушения прав. Этот вывод можно принять во внимание всем руководителям образовательных учреждений и стремиться свести к нулю прецеденты нарушения прав в трудовом коллективе.
Необходимым было выяснить, каким образом можно минимизировать случаи нарушения прав учителей. Проанализировав ответы руководителей ОУ, мы сделали следующие выводы. Можно выделить две основные проблемы нарушения прав: дезориентация в правовом пространстве образовательного учреждения учителей и несовершенство локальных нормативно-правовых актов образовательной организации. Устранив пробелы в локальных документах ОУ и в знаниях правовых вопросов педагогов, можно уменьшить или вообще свести к нулю случаи нарушения прав. Именно эта важная задача лежит на плечах руководителя.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе были показаны особенности правовой культуры директора школы, определены проблемы, с которыми встречаются руководители ОУ в своей деятельности, были определены пути их минимизации, сформулированы научно-практические рекомендации по повышению уровня правовой культуры, выявлены критерии определения высокого уровня правовой культуры директора школы. В данной работе подчеркнута важность, необходимость и актуальность изучения данной темы.
В условиях глубокого изменения социально-экономических отношений в государственных и общественных структурах для общеобразовательной школы наступает время, когда не соответствие ее деятельности основным законам и нормативно-правовым актам и отсутствие у школы правильно, юридически грамотно оформленных документов, регламентирующих ее деятельность, могут привести к существенному осложнению стабильного функционирования и нормального развития образовательного учреждения. В школе, как в зеркале, отражаются те перемены, которые происходят в обществе.
Успешность реформирования системы образования и модернизация конкретной школы напрямую связаны с квалифицированной деятельностью руководителя общеобразовательной школы. Знание руководителями школы законов, нормативных правовых актов, регламентирующих работу общеобразовательной школы, и умение применять их в своей деятельности создают правовую основу эффективного управления образовательного учреждения.
Подобные работы
- Эффективность управления современным учреждением дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Трансформация правовых ценностей студенческой молодежи (на примере вузов г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.КРАСНОЯРСКА
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ (на примере Алтайского края)
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Оптимизация стратегии развития образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-правовая система управления образованием
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1987-2016 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ РАКИТЯНСКОГО АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕДРЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



