Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВНЕДРЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ

Работа №80337

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы167
Год сдачи2020
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЕМ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ 11
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по
проблеме внедрения инноваций в образовательный процесс школы 11
1.2. Понятие «образовательная робототехника», его сущность и
возможности использования в образовательном процессе 25
1.3. Модель внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс в основной школе 35
Выводы по первой главе 64
ГЛАВА 2. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ВНЕДРЕНИЕМ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ 69
2.1. Внедрение управленческих решений в образовательный процесс
школы 69
2.2. Внедрение элементов образовательной робототехники в
образовательный процесс 82
2.3. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по
внедрению образовательной робототехники в образовательный процесс основной школы 104
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности внедрения модели образовательной робототехники в образовательный процесс основной школы 128
Выводы по второй главе 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 147
ПРИЛОЖЕНИЯ 161


Актуальность исследования. Выявление организационно-педагогических условий по внедрению робототехники в образовательный процесс школы обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, изменение социально-экономических условий диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности обучающихся. В этом ряду достаточно рельефно просматривается неизбежность поиска принципиально новых подходов к профессиональному инженерному образованию на основе «...демонстрации важности инженерной профессии, престижа и роли инженера в инновационном социально-экономическом развитии общества» (заседание Совета при Президенте по науке и образованию, 23 июня 2014 г.). Система общего образования призвана сделать свой вклад в решение этой важной задачи, в том числе за счет усиления политехнической направленности содержания предметных курсов и внеурочной работы с учащимися.
Во-вторых, в контексте нового социального заказа претерпевают изменения структура, содержание, методы и организационные формы образовательного процесса, в том числе внедрения робототехники (И.В. Ильин, Е.Ю. Левченко, В.В. Ларионов, А.М. Мехнин, Е.В. Оспенникова, А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало и др.).
В-третьих, благодаря широкой сфере влияния робототехники на жизнедеятельность общества и нарастающим масштабам ее внедрения в социальную среду изучение этой области знания приобретает особое значение. Является важным формирование у каждого человека следующего за IT-компетентностью уровня технической культуры, определяемого условиями его жизни в роботизированной техносреде. В этой связи изучение основ робототехники (РТ) должно стать одним из необходимых эле-ментов содержания современного политехнического образования, в том числе в средней школе.
В-четвертых, применение робототехники в практике учебно-воспитательной работы средней школы - новое направление в теории и методике политехнического образования. Обучение учащихся моделированию и сборке простейших роботов с применением специальных учебных конструкторов связывается в педагогических исследованиях с понятием «образовательная робототехника». Отечественные разработки в этом направлении пока немногочисленны (А.П. Алексеев, Л.Г. Белиовская, A. Н. Боголюбов, Д.М. Гребнева, Д.А. Каширин, Д.Г. Копосов, А.В. Лит-вин, А.С. Филиппов, В.Н. Халамов и др.). Следует отметить в этой связи работы зарубежных авторов (A. Carberry, T. Ford, N. Perova, Ch. Rogers, B. Nyuton, M. Predko и др.). В большинстве случаев внимание уделяется вопросам организации робототехнического творчества учащихся в дополнительном образовании. Задачи включения РТ в систему общего образования, в том числе в учебный процесс по информатике, рассматриваются пока лишь в начальной стадии своей постановки и описания отдельных приемов реализации.
Анализ состояния проблемы внедрения робототехники в учебную и внеурочную деятельность учащихся в средней школе позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне: между потребностью отечественной индустрии в устойчивом наращивании кадрового потенциала современного роботостроения и уровнем подготовки учащихся по данному направлению, не обеспечивающим необходимые условия для решения этой задачи;
- на научно-педагогическом уровне: между возможностью усиления политехнической направленности предметных курсов за счет включения в их содержание элементов робототехники и сложившейся практикой ее преимущественного изучения в системе дополнительного образования, что обусловлено отсутствием в педагогической науке моделей применения робототехники в условиях основного и среднего общего образования;
- на научно-методическом уровне: между необходимостью формирования у учащихся начальных знаний и опыта учебной деятельности по робототехнике как востребованной составляющей содержания политехнического обучения в курсе информатики и традиционной организацией учебного процесса, для которого не разработана методика применения РТ в предметном обучении.
Выявленные противоречия помогли обозначить научную задачу: как организовать внедрение робототехники в образовательный процесс школы?
В соответствии с указанной проблемой сформулирована тема исследования - «Внедрение робототехники в образовательный процесс школы».
Цель исследования: теоретически разработать и апробировать на практике модель и организационно-педагогические условия внедрения робототехники в образовательный процесс школы.
Объект исследования: образовательный процесс средней школы.
Предмет исследования: внедрение элементов образовательной робототехники.
Гипотеза исследования: внедрение робототехники в образовательный процесс школы будет более эффективным, если:
Y будет разработана и внедрена модель образовательной робототехники, особенностью которой является интеграция ее компонентов (целевого, методологического, оценочного, результативного);
Y организационно-педагогическими условиями послужат: личностно-ориентированный подход к организации процесса инновационной деятельности в сфере политехнического образования и организация процесса внедрения робототехники в образовательный процесс школы на мотивационно-проблемном, модельно-интерпретационном, практическом и методологическом уровнях.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований по проблеме внедрения робототехники в образовательный процесс школы.
2. Уточнить сущность понятий «внедрение инноваций» и «образовательная робототехника».
3. Разработать модель внедрения робототехники в образовательный процесс школы.
4. Экспериментально проверить организационно-педагогические условия эффективной реализации модели внедрения робототехники в образовательный процесс школы.
Методологические основы исследования составляют работы по философии и социологии техники (В.Г. Горохов, А.В. Литвинцева, Н.В. Попкова, М. Хайдеггер), основам теории политехнического обучения (П.Р. Атутов, В.Е. Медведев), развитию технического творчества (С.А. Новоселов, А.И. Половинкин), теории управления процессом усвоения знаний (Н.Ф. Талызина); развитию познавательных интересов учащихся (А.Г. Здравомыслов, И.Я. Ланина, Г.И. Щукина), формированию готовности к выбору профиля обучения (И.Ю. Гутник, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Е.М. Павлютенков, А.П. Тряпицына, С.Н. Чистякова), методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.С. Леднев, Д.И. Фельдштейн) и статистической обработки их результатов (М.И. Грабарь, О.Ю. Ермолаев, К.А. Краснянская, Б.Е. Стариченко) и др.
Теоретические основы исследования включили теоретические раз-работки современных концепций преподавания предмета «Информатика и ИКТ» (С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, А.Г. Гейн, С.Г. Григорьев, В.В. Гришкун, O.A. Козлов, К.К. Колин, A.A. Кузнецов, Е.А. Ракитина, М.П. Лапчик, Н.В. Макарова, И.Г. Семакин, А.Л. Семенов, Н.Д. Угринович, Е.К. Хеннер и др.), применения метода проектов, проектного обучения информатике (И.С. Надточий, Н.Ю. Пахомова, Ю.А. Шитиков и др.), а также исследования места и роли информационно- коммуникационной образовательной среды в достижении современных образовательных результатов (C.B. Зенкина, М.Б. Лебедева, О.Г. Петрова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.И. Слободчиков, О.Н. Шилова и др.); основные положения педагогической инноватики (существенное значение для рассмотрения генезиса развития инновационной деятельности имеют работы
B. А. Кан-Калика и Н.Д. Никандрова, В.И. Загвязинского, Я.С. Турбовского, Л.С. Подымовой и др.), а также теоретические исследования в области современных образовательных технологий (В.П. Беспалько); концепции компетентностного подхода в общем образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, C. Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.); концепции повышения квалификации педагога на рабочем месте В.В. Кузнецов).
Методы исследования: в ходе исследования применялись различные теоретические и экспериментальные методы. Теоретические методы исследования включали в себя методологический, дидактический и психологический аспекты научной задачи. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы, сформулирована концепция исследования и разработана модель внедрения робототехники в образовательный процесс школы.
Экспериментальные методы исследования представлены в работе следующими компонентами: констатирующий эксперимент, в ходе которого особое внимание было уделено изучению и обобщению опыта внедрения робототехники в образовательный процесс школы; пробный и контрольный эксперимент.
Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводи-лось в три этапа:
Этапы исследования (сентябрь 2017 - февраль 2020 гг.).
На первом этапе (сентябрь 2017 г. - февраль 2018 г.) был выполнен анализ философской, научно-технической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определены его методологические и теоретические основы. Дано обоснование необходимости включения эле-ментов робототехники в содержание учебного процесса по информатике как его политехнической составляющей, определены подходы к решению этой задачи. Сформулированы цели, определены объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. Разработан и проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы.
На втором этапе (февраль 2018 - сентябрь 2018 гг.) разрабатывались модель и методика применения робототехники в учебном процессе по информатике, вариативные практики обучения, методические и дидактические материалы для сопровождения учебного процесса. В поисковом эксперименте были выполнены апробация и корректировка модели, методики и дидактического обеспечения применения РТ в обучении информатике.
На третьем этапе (сентябрь 2018 - февраль 2020 гг.) было организовано проведение формирующего эксперимента с целью проверки справедливости гипотезы исследования. По завершению исследования выполнены обработка, анализ и обобщение полученных результатов, сформулированы выводы.
Экспериментальная база исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска».
Научная новизна состоит в уточнении понятия образовательная робототехника; разработке модели внедрения робототехнике в образовательный процесс школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширено категориально-понятийное поле проблемы внедрения робототехники в образовательный процесс школы; определена сущность понятия «образовательная робототехника».
Практическая значимость работы заключается в том, что:
- определено содержание деятельности школы по внедрению робототехники в образовательный процесс;
- предложены содержание, методы и формы внедрения робототехники в образовательный процесс школы; обоснована и построена модель организации инновационной деятельности школы по внедрению робототехники в образовательный процесс;
- разработаны методические рекомендации и учебно-методическое пособие:
1. Робототехника как средство развития у обучающихся способностей к научной и творческой деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. Д.И. Вахрушев. - Челябинск, 2019. - 75 с.
2. Особенности включения образовательной робототехники в преподавание информатики и во внеурочную деятельность: методические рекомендации [Текст] / сост. Д.И. Вахрушев. - Челябинск, 2019. - 44 с.
На защиту выносятся:
1. Модель внедрения робототехники в образовательный процесс школы, особенностью которой является интеграция ее компонентов (целевого, методологического, оценочного, результативного). Результатом реализации данной модели является изменение уровня развития УДД у учащихся V-VIII классов. Степень развития универсальных учебных действий характеризуется переходом обучающихся от низкого (репродуктивного) к более высоким уровням (продуктивному, креативно-творческому) сформированности УДД.
2. Организационно-педагогические условия внедрения робототехники в образовательный процесс школы: личностно-ориентированный подход к организации процесса инновационной деятельности в сфере политехнического образования и организация процесса внедрения робототехники в образовательный процесс школы на мотивационно-проблемном, модельно-интерпретационном, практическом и методологическом уровнях.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Настоящее исследование посвящено актуальной проблеме наиболее перспективного направления в области информационных технологий - образовательной робототехнике. Современное производство немыслимо без использования роботизированных систем, которое потребует подготовки большого числа специалистов в области робототехники. Поэтому перед современной системой образования поставлены новые задачи. Наиболее подходящей дисциплиной для подготовки инженерных кадров является информатика.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования был определен ряд задач, которые нашли свое решение и воплотились в конкретный результат.
В процессе исследования нами была изучена и выявлена степень разработанности научной задачи в философской, психолого-педагогической литературе.
Применение робототехники в практике учебно-воспитательной работы средней школы - новое направление в теории и методике политехнического образования. Обучение учащихся моделированию и сборке простейших роботов с применением специальных учебных конструкторов связывается в педагогических исследованиях с понятием «образовательная робототехника». Отечественные разработки в этом направлении пока не-многочисленны (А.П. Алексеев, Л.Г. Белиовская, А.Н. Боголюбов, Д.М. Гребнева, Д.А. Каширин, Д.Г. Копосов, А.В. Литвин, А.С. Филиппов, В.Н. Халамов и др.). В большинстве случаев внимание уделяется вопросам организации робототехнического творчества учащихся в дополнительном образовании. Задачи включения РТ в систему общего образования, в том числе в учебный процесс по информатике, рассматриваются пока лишь в начальной стадии своей постановки и описания отдельных приемов реализации.
Внедрение образовательной робототехники в образовательный процесс основной школы является инновацией. Большое внимание этой проблеме уделяли многие ученые. Ими была выявлена структура и содержание феномена «инновации», определено понятийное поле, касающееся инновационного развития, как системы, так и личности, конкретизированы существенные признаки инновационного развития. Термин «инновация» происходит от латинского innovati - нововведение. Существует два подхода к понятию «инновация»: инновация как процесс (А.В. Лоренс, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, О.Г. Хомерики) и инновация как само новшество (К. Ангеловски, А.Ф. Балакирев, С.Д. Ильенкова.). Мы придерживаемся первого подхода и считаем, что понятие «внедрение инноваций» означает поиск образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений, в нашем исследовании - образовательной робототехники.
Проанализировав различные точки зрения и разные трактовки понятия «образовательная робототехника», мы в своем исследовании придерживаемся следующего определения: «Робототехника - одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника - это новое междисциплинарное направление обучения школьников, интегрирующее знания о физике, мехатронике, технологии, математике, кибернетике и ИКТ, и позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества учащихся разного возраста. Она направлена на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди молодежи, развитие у молодежи навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой», который сформулирован президентом Российской ассоциации образовательной робототехники и руководителем программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». М. Васильевым.
Нами была разработана модель внедрения образовательной робототехники, которая включает в себя урочную и внеурочную деятельность по предмету «Информатика». Признаками которой являются многофункциональность, открытость, динамичность.
В нашем исследовании показан процесс внедрения управленческих решений в образовательный процесс основной школы, обоснован выбор муниципальной площадки по внедрению робототехники в образовательный процесс МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска», которая характеризуется следующими условиями: педагогический коллектив состоит из творчески работающих руководителей и педагогов, обладающих достаточным уровнем профессиональной компетентности в вопросах функционирования и развития деятельности по образовательной робототехнике и хорошей материально-технической базой, обеспечивающей эффективность внедрения образовательной робототехники. Данные условия способствовали успешному внедрению модели образовательной робототехники в образовательный процесс основной школы.
Нами также подробно описан процесс внедрения элементов образовательной робототехники в образовательный процесс на примере урочной и внеурочной деятельности по учебному предмету «Информатика».
При этом мы исходили из того, что включение робототехники в программу основного общего образования, как в виде урочных занятий, так и в рамках внеурочной деятельности, полностью соответствует идеям, заложенным в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). При этом мы учитывали следующее: что у обучающихся должны достигаться не только предметные, но и метапредметные результаты:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность работать с информацией;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Проектная деятельность обучающихся в рамках образовательной робототехники, направленность на формирование компетенций согласуется с личностно-деятельностным подходом, лежащим во главе ФГОС. Учащиеся имеют дело не с абстрактными примерами из учебника, а с необходимостью достижения вполне конкретных прагматических целей.
На основе теоретических положений выведены и апробированы педагогические условия внедрения модели образовательный робототехники в образовательный процесс основной школы: личностно-ориентированный подход к организации процесса инновационной деятельности в сфере политехнического образования и организация процесса внедрения робототехники в образовательный процесс школы на мотивационно-проблемном, модельно-интерпретационном, практическом и методологическом уровнях.
Нами описан подробно процесс внедрения модели образовательной робототехники в образовательный процесс основной школы как в урочной, так и во внеурочной деятельности, отражены основные методы обучения, используемые в процессе преподавания робототехники. Основным видом деятельности является проектная.
На основе анализа имеющейся литературы по теме нашего исследования, а также в результате приобретённого опыта участия в разработке и реализации образовательных проектов по робототехнике были выявлены основные критерии и показатели вовлечённости субъектов образовательного процесса (обучающихся) в проектную деятельность по образователь-ной робототехнике: мотивационный (мотивация обучающихся общеобразовательного учреждения к проектной деятельности по образовательной робототехнике, интерес к взаимодействию в проектной команде по данному виду деятельности), когнитивный (знания основ проектной деятельности), операционально-деятельностный (проектные, рефлексивные, коммуникативные умения); дана общая характеристика указанным показателям и выбраны адекватные методы, обеспечивающие их оценку.
Нами были также определены уровни вовлечённости субъектов образовательного процесса (обучающихся) в проектную деятельность по образовательной робототехнике: репродуктивный, продуктивный, креативно-творческий, разработано их содержательное наполнение по каждому критерию.
Таким образом, результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволили нам сделать вывод об эффективности внедрения модели образовательной робототехники в образовательный процесс основной школы. Это основание позволяет рекомендовать ее использование в педагогической практике. В то же время обозначились аспекты рассматриваемой проблемы, требующие дальнейшего исследования, в частности: управление инновационной педагогической деятельностью педагогов основного и среднего общего образования в рамках использования образовательной робототехники.
Содержание и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:
1. Робототехника как средство развития у обучающихся способностей к научной и творческой деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. Д.И. Вахрушев. - Челябинск, 2019. - 75 с.
2. Особенности включения образовательной робототехники в преподавание информатики и во внеурочную деятельность: методические рекомендации [Текст] / сост. Д.И. Вахрушев. - Челябинск, 2019. - 44 с.
3. Вахрушев, Д.И. Элективный курс «Образовательная робототехника» в системе школьного образования [Текст] / Д.И. Вахрушев // (взаимодействие науки и общества - путь к модернизации инновационному развитию: сборник статей международной научно-практической конференции (г. Тюмень, 5 февраля 2020 г.). - Уфа: Аэтерна, 2020. - 169-172 с.).



1. Абдурахманов, Р.А. Инновации в образовательном процессе и стресс [Текст] / Р.А. Абдурахманов // Инновации в образовании - 2001. - № 1. - С. 95-99.
2. Александров, А.П. Современная робототехника: положение и перспективы [Текст] / А.П. Александров // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 8-2. - С. 9-12.
3. Алексеев, H.A. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / H.A. Алексеев. - Тюмень, 1997. - 310 с.
4. Ангеловски, К. Учителя и инновации: книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. М.: Просвещение, 2005. - 217 с.
5. Андрианов, П.Н. Развитие технического творчества младших школьников [Текст] / П.Н. Андрианов, М.А. Галагузова, Л.А Каюкова, Н.А Нестерова, В.В. Фетцер. - М: Просвещение, 1990. - 110 с.
6. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого само-развития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань, 2000 - 458 с.
7. Анисимов, Н. По поводу развития инновационных способностей [Текст] / Н. Анисимов // Высшее образование в России. 1997 - № 4. - С. 94-97.
8. Антонова, Е.И. Формирование проектной деятельности школьников на уроках геометрии [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Антонова. - М.: МПГУ, 2007. - 19 с.
9. Антонов, В.Н. Побудительные мотивы инновационных процессов в образовательном пространстве современного российского общества [Текст] / В.Н. Антонов // Современная высшая: инновационный аспект. - 2013. - № 2. - С. 39-50.
10. Антонов, В.Н. Инновации в дополнительном образовании детей [Текст] / В.Н. Антонов, Т.П. Куркина // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III Международного конгресса. - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 336 с.
11. Апачева, В.В. Внедрение курса «образовательная робототехника и 3D моделирование» во внеурочную деятельность / В.В. Апачева, Н.Е. Николаева, Э.А. Кузнецова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 25. - С. 176-180.
12. Афонина, М.В. Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения: автореф. дис. ... к-та пед. наук / Афонина Марина Викторовна. - Барнаул, 2007. - 23 с.
13. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 2002. - 208 с.
14. Балабанов, И. Г. Инновационный менеджмент [Текст] / И. Г. Балабанов. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 208 с.
15. Бальцер, Э.П. Учебная робототехника как средство развития технического мышления учеников 7-8 классов [Текст] / Э.П. Бальцер, И.А. Портнягин, А.С. Соболевский. Пропедевтика формирования инженерной культуры учащихся в условиях модернизации российского образования: сборник статей. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - С. 209¬216.
16. Беленов, Н.В. Робототехника во внеурочной деятельности как фактор развития технических способностей у обучающихся [Текст] / Н.В. Беленов, О.С. Самсонова // International Scientific Review. - 2015. - № 4 (5). - С. 11-15.
17. Безрукова, В.Н. Образовательные технологии [Текст] /В.Н. Безрукова // Директор школы. 1999. - № 8. - С. 25-30.
18. Белоусов, И.Р. Дистанционное обучение механике и робототехнике через сеть Интернет [Текст] / И.Р. Белоусов, Д.Е. Охоцимский, А.К. Платонов [и др.] // Компьютерные инструменты в образовании.- 2003. - № 2. - С. 34-41.
19. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 345 с.
20. Бобцов, А.А. Применение мехатронных комплексов в обучении автоматизации и робототехнике [Текст] / А.А. Бобцов, А.С. Боргуль, К.А. Зименко, А.А. Маргун // Дистанционное и виртуальное обучение. - СПб.: Университет ИТМО, 2013. - № 2 (68). - С.119-128.
21. Большакова, З.М. Компетенции и компетентность / З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева [Текст] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 24. (157). - С. 13-19.
22. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ори-ентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.
23. Босова, Л.Л. Современная информатика: от робототехники до искусственного интеллекта // Информатика в школе. - 2018. № 8 - . С. 2-5.
24. Босова Л.Л. Информатика 5-6 классы. Примерная рабочая про-грамма. http:/ibz.ru/metodist/iumk/informatics/files/bosova-5-6-prog.pdf
25. Васильева, Л.И. Роль педагогического менеджмента в управлении образовательным процессом [Текст] / Л.И. Васильева, М.А. Нуреева, А.В. Трутанова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Мининского университета, Н.Новгород, 18 мая 2017 г. - Н.Новгород: Изд-во ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2017. - С. 6-8.
26. Власенко, В.А. Использование ИКТ в организации проектной деятельности учащихся [Текст] / В.А. Власенко // Проблемы современного математического образования в ВУЗах и школах России: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции - Киров: ВятГГУ, 2009. - С. 127-129.
Т1. Власенко, В.А. Метод проектов в информатике: все с начала? [Электронный ресурс] / В.А. Власенко // Интернет и образование. - 2011. - 37 С.
28. Власенко, В.А. Познавательная мотивация учащихся в информационной среде учебного проекта по информатике [Текст] // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2013. - № 1(25). - С. 44-50.
29. Власова, О.С. Образовательная робототехника в учебной деятельности учащихся начальной школы: учебно-методическое пособие [Текст] / О.С. Власова, А.А. Попова. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. пед. ун-та, 2014. - 111 с.
30. Воронин, А.М. Управление развитием инновационной среды школы [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук / А. М. Воронин. Брянск, 1995. - 206 с.
31. Газейкина, А.И. Формирование когнитивных универсальных учебных действий при обучении робототехнике учащихся основной школы [Текст] / А.И. Газейкина, С.Г. Пронин // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург: УрГПУ, 2015. - № 7. - 42 с.
32. Газизов, Т.Т., Модель внедрения элементов робототехники в образовательный процесс [Текст] / Т.Т. Газизов, О.С. Нетесова, А.Н. Стасов -
2013. - № 2.
33. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин - Изд. Книжный дом «Университет» (КДУ), 2008. - 400 с.
34. Галушкина, Н.П. Преемственность в развитии детей дошкольного и начального школьного возраста в условиях центра образовательной робототехники: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.П. Галушкина, И.Е. Емельянова, Л.А. Емельянова. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2017. - 157 с.
35. Голобородько, Е.Н. Робототехника как ресурс формирования ключевых компетенций обучающихся [Текст] / Е.Н. Голобородько // Педагогическое образование на Алтае. - 2013. - № 1. - С. 342-345.
36. Горенко, Е.М. Учитель как субъект инновационного потенциала школы [Текст] // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 1. - С. 57-60.
37. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии М., 1999. 38 с. 12.
38. Гуцалюк, Р.П. Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: Дис ... канд. пед. наук: 13.08.08. - М., 2004. - 135 с.
39. Дахин, А.Н. Педагогика и робототехника [Текст] / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2015. - № 6. - С. 65-69.
40. Елизаров, А.А. Учебный проект в школе: высокий педагогический результат. [Текст] / М.Н. Бородин, А.А. Елизаров, Н.Н. Самылкина. М.: Лаборатория знаний, 2019. - 64 с.
41. Емельянова, И.Е. Развитие конструкторских способностей детей дошкольного возраста средствами [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. пед. ун-та, 2014. - 194 с.
42. Ершов, М.Г. Реализация образовательных стандартов нового по-коления: образовательная робототехника в школе [Текст] / М.Г. Ершов // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2013. - Т. 1. - № 1-1 (10). - С. 138-149.
43. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. - М.: Академия, 2006. - 208 с.
44. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный
ресурс]. - М.: - Введ. 29 декабря 2012 г. - URL:
http: //zakonobobrazovanii .ru.
45. Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие [Текст] / А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 120 с.
46. Зуев, П.В. Проблемы преемственности в изучении робототехники в школе и вузе / П.В.Зуев, Е.С.Кощеева // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург :УрГПУ, 2014. - № 8. - 54 с.
47. Инновационные образовательные конструкторы и робототехника в образовательном процессе: материалы Всероссийского форума / сост. О.В. Васильева, О.С. Власова, Е.И. Екимова, Е.Ю. Караваева и др.; Мин-во образования и науки Челяб. Обл., ГБОУ ДОД «Дом юношеского технического творчества». Информатика и образование. - Челябинск: ЧИННКРО,
2014. - 144 с.
48. Инновации в образовании: понятие, сущность, характеристика и классификация [Электронный ресурс]. - Режим доступа к изд.: http: //www.tspu.tomsk.ni/student/l/innovacl .htm.
49. Казакова, В.Н. Управление инновационными процессами в дошкольных образовательных учреждениях. [Текст]: Дис канд. пед. наук
: 13.00.07 / В. Н. Казакова. Екатеринбург, 2000. - 161 с
50. Кармаев, А.Г. Инновационные образовательные процессы в современной общеобразовательной школе. - М.: ИОО МОПО РФ, 2003. - 276 с.
51. Кельдышев, Д.А. Проектная деятельность в робототехнике / Д.А. Кельдышев // Научный поиск. - 2013. - № 4.1. - С. 31-32.
52. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
53. Конаржевский, Ю.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М., 1993. - С.42-45.
54. Копосова, Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, - 286 с.
55. Копытова, О.Г. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы. Трехгорный, - 2010. - 110 с.
56. Корягин, А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo), сборник методических рекомендаций и практикумов. - М.: ДМК Пресс, 2016. - 254 с.
57. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
58. Кричевский, Р.Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: 2003. - 352 с.
59. Кручининина, Г.А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: (Теоретические основы, экспериментальные исследования): Монография под ред. В.А. Сластенина; МГЛУ им. В.И. Ленина. - М: Прометей, 1996. - 176 с.
60. Кузьмина, М.В. Образовательная робототехника: учебно-методическое пособие для работников образования по развитию образовательной робототехники в условиях реализации ФГОС [Текст] / М. В. Кузьмина [и др.]. - Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2016. - 210 с.
61. Кустов, А.П. Роль инноваций в развитии образования и науки // Официальные документы в образовании (межведомственный информационный бюллетень). - 2004. - № 28. - С. 50-59.
62. Лазарев, В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия [Текст] / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика. - 2004, № 4. - С. 11-21.
63. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 916 с.
64. Лидовская, Н.А. Программа элективного курса «образовательная робототехника» [Текст] / Н.А. Лидовская // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 2 (7). - С. 251-260.
65. Литвин, А.В. Педагогические и дидактические возможности образовательной робототехники [Текст] / А.В. Литвин // Инновации в образовании. - М.: 2012. - № 5. - 148 с.
66. Лукьянова, Н.В. Развитие технических способностей учащихся посредством образовательной робототехники [Текст] /Н.В. Лукьянов // Информатика в школе. - 2015. - № 2. - С. 28-32.
67. Малинецкий, Г.Г. Инновации в научно-образовательной среде [Текст] / Г.Г. Малинецкий. Качество. Инновации. Образование. 2004. - № 4. - С. 6-15.
68. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
69. Мартыненко, Ю.Г. Динамика мобильных роботов [Текст] / Ю.Г. Мартыненко // Соровский образовательный журнал. - 2000. - № 5. - С. 110-116.
70. Матяш, Н.В. Развитие технических способностей учащихся в системе дополнительного образования детей: учебно-методический комплект для курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников организаций дополнительного образования детей[Текст] / Матяш Н.В., Мезенцева И.А., Матюхина П.В. - Брянск: БИПКРО, 2014. - 148 с.
71. Нетесова, О.С. Методические особенности реализации элективного курса по робототехнике на базе комплекта Lego Mindstorms NXT 2,0 [Текст] /О.С. Нетесова. Информатика и образование. - 2013. - № 7, С. 74-76.
72. Никитина, Т.В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников [Текст]: учебное пособие / Т.В. Никитина. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. пед. ун-та, 2014. - 169 с.
73. Новиков, Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами [Текст] / Д.А. Новиков. - М.: Эгвес, 2009. - 156 с.
74. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие [Текст] / В. Халамов (рук.) и [др.]. - Челябинск: Взгляд, 2011. - 208 с.
75. Ованесова, Т. X. Управление инновационными процессами в общеобразовательной школе [Текст] /Т.Х. Ованесова - Ростов н/Д, - 2007. - 225 с.
76. Овсяницкая, Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms БУ3:основные подходы, практические примеры, секреты мастерства [Текст] / Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. - Челябинск: И.В. Мякотин, - 2014. - 204 с.
77. Пасанова, С.В. Проектная деятельность на занятиях по робототехнике в условиях реализации требований ФГОС [Текст] / С.В. Пасанова // Педагогическое образование на Алтае. - 2013. - № 1. - С. 346-349.
78. Пеньковская, Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике [Текст] / Е.А. Пеньковская // вопросы образования. - 2010. - №4. - С.307-318.
79. Перфильева, Л.П. и др. Образовательная робототехника во вне-урочной учебной деятельности. - Издательский центр «Взгляд», - 2011.
80. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижеряков, Т.А. Юзефавичус. - М.: Издательский центр «Академия», - 2014. - 624 с.
81. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / под ред. Е.С. Полат. 3е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2008. - 272 с.
82. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 2007. - 368 с.
83. Поляков, С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.: Педагогический поиск, - 2007, - 167с.
84. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: пособие для учителей и руководителей школы [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Центр пед. образования, 2009. - 445 с.
85. Предко, М. 123 эксперимента по робототехнике [Текст] / М. Предко; пер. с англ. В.П. Попова. - М.: НТ Пресс, 2007. - 544 с.
86. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. - М., - 2003. - 434 с.
87. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. НИрз://шозше1об.ги/Шез/математика/Последняя _версия poop_ooo_V_reestr. Pdf
88. Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века [Текст]: учеб. пособ. - 10-е изд., перераб. - М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2010. - 168 с.
89. Пугачёва, Н. Б. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности общеобразовательного учреждения [Текст] / Н. Б. Пугачёва // Завуч. -2005 - № 3. - С.122-132.
90. Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся средствами образовательной робототехники». Сайт «Docplayer» URL:docplayer.ru/36499951 -Razvitie-innovacionnyy-proek...y-robototehniki.html.
91. Робототехника в России: образовательный ландшафт. Часть 1 / Д. А. Гагарина, А. С. Гагарин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 108 с. - 200 экз. - (Современная аналитика образования. № 6 (27).
92. Салангина, Н.Я. Урок и внеурочная деятельность, их место в подготовке учителей информатики [Текст] / Н.Я. Салангина // Информатика и образование. 2013. № 2, С. 72-75.
93. Самылкина, Н.Н. Проектный подход к организации внеурочной деятельности в основной школе средствами образовательной робототехники [Текст] / Н.Н. Самылкина // Информатика и образование. - 2017. - № 8. - С. 38-58.
94. Сапегина, Н.Я. Урок и внеурочная деятельность, их место в под-готовке учителей информатики. - Информатика и образование, - №2. -
2013, С.72-75.
95. Ситников, П.Л. Робототехника в современной школе [Текст] / П.Л. Ситников // Педагогический опыт: теория, методика, практика. -
2014. - № 1 (1). - С. 192-194.
96. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность
[Текст] / В.А. Сластенин - М.: - 2003. - 335 с.
97. Смехова, Т.А. Инновационная деятельность и инновационный процесс: в чем отличие? // Инновации. - 2004. - № 2. - С. 36.
98. Смольникова, И.А. Повышение квалификации учителей информатики по инновациям посредством информационных и коммуникацион¬ных технологий // I-й съезд учителей информатики, сек.1 - ВМК МГУ, 2011.
99. Старцева, Е.А. Робототехника в образовательном процессе [Текст] / Е.А. Старцева // Профессиональное образование и общество. - 2016. - № 1 (17). - С. 44-46.
100. Степкина, И.Е. Образовательная робототехника в учебном процессе как фактор подготовки к выбору технической специальности [Текст] / И.Е. Стёпкина // Педагогическое образование на Алтае. - 2013. - № 1. - С. 308-311.
101. Тарапата, В.В. Робототехника в школе: методика, программы, проекты [Текст] / В.В. Тарапата. - М.: Лаборатория знаний, - 2017. - 146 с.
102. Тарапата, В.В. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3. Тайный код можно применять в урочной деятельности Сэмюэла Морзе. М.: Лаборатория знаний, - 2016. - 48 с
103. Трофимов, П.А. Метод проектов на занятиях по робототехнике [Текст] / П.А. Трофимов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2-5. - С. 49-51.
104. Тузикова, И. В. Изучение робототехники - путь к инженерным специальностям [Текст] / И. В. Тузикова // Школа и производство. - 2013. - № 5 - С. 45-47.
105. УМК «Информатика» Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой 5-6 классы. http:// ibz.ru/ bjjks/1072/.
106. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://минобрнауки.рф/документы/938
107. Филиппов, В.И. Организация занятий по робототехнике во внеурочной деятельности в основной школе [Текст] / В.И. Филиппов // Информатика и образование. - 2016. - №6. - С. 61-64.
108. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей [Текст] / С.А. Филипов. - СПб.: Наука, - 2011, - 263 с.
109. Хеннер, Е.К. Предмет «информатика»: межстрановые сопоставления и перспективы развития [Текст] / Е.К. Хеннер // Информатика и образование. - 2018. - № 10. - С. 18-26.
110. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст] / А.В. Хуторской // Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2008. Центр «Эйдос».
111. Чепурных, Е. Е. Правовое обеспечение инновационной деятельности в сфере российского образования [Текст] / Е. Е. Чепурных // Ин-новации в образовании. 2002. - № 1. - С. 4-11.
112. Чехлова, А. В. Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику» [Текст] / - М.: ИНТ, 2001 г.
113. Чечель, И.Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях М.: Академия: АПК и ПРО, 2003. - 113 с. - (Эксперимент по совершенствованию структуры и со-держанию общ. образования).
114. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб заведений [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давиденко, Г.Н. Шидамова. - М.: Издательский центр «Академия»,
2002. - 384 с.
115. Шиповская, С.В. Формирование инженерного мышления на занятиях робототехникой при обучении физике в средней школе [Текст] / С.В. Шиповская // Молодой ученый. - 2016. - № 15 (119). - С. 522-524.
116. Шкунов, В.Г. Робототехника и ТРИЗ [Текст] / В.Г. Шкунов // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - Т. 6. - С. 132-136.
117. Широких, Э.В. Кружковая работа по техническому моделированию как средство развития мышления и творческих способностей ребенка [Текст] / Э.В. Широких // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации. - М.,
2015. - С. 254-260.
118. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» [Текст] / Э. Д. Днепров; Рос. кад. образования, Федер. ин-т планирования образования, - 432 с.
119. Юревич, Е. И. Основы робототехники - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 416 с.
120. Шукшунов, С. Е. Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России [Текст] / С.Е. Шукшунов // Инновации. 2005. - № 6. - С. 11-18.
121. Юревич, Е. И. Основы робототехники - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 416 с.
122. Юсуфбекова, Р.Н. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М.,
2003. - 364 с.
123. Яковлева, З.В. Образовательная робототехника на уроках информатики и ИКТ. 5 класс : учеб.-метод. пособие слушателей курса [Текст] / З.В. Яковлева. - М.: Перо, - 2014. - 48 с.
124. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие [Текст] / В.А. Якунин, - 2-е изд. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., - 2000. - 348 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ