Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представления о лжи в контексте социальной желательности в подростковом и юношеском возрасте

Работа №92063

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования проблемы лжи и социальной желательности 7
1.1. Основные подходы к исследованию феномена «ложь» 7
1.2. Классификации и типологии лжи 14
1.3. Факторы лжи и ее истоки 21
1.4. Проблемы диагностики феномена «ложь» в методологии
психологических исследований 26
1.5. Основные подходы к исследованию социальной желательности 39
Глава II. Эмпирическое исследование представлений о лжи в контексте социальной желательности в подростковом и юношеском возрасте 45
2.1 Программа и организация исследования 45
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 49
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Приложение


Актуальность исследования. Современные реалии таковы, что молодые люди стараются реализовать себя в различных сферах жизни общества и соответствовать его повышенным требованиям. Социокультурная ситуация нашего времени ориентирует молодежь на конкурентоспособность и успешность в реализации идеалов и ценностей, представленных в различных социальных группах. Таким образом перед подростками и юношами стоит задача по поиску оптимальных средств в получении социального одобрения и признания со стороны тех групп и сообществ, к которым они хотят принадлежать. Для достижения поставленной задачи в ход идут все имеющиеся возможности и способности человека, среди которых есть и ложь. Очевидно, что выбор молодого человека использовать или нет ложь ради достижения значимых целей может зависеть от мировоззренческих взглядов и установок на моральные и духовные ценности. В этой связи, изучение проблемы лжи и ее психологических особенностей становится принципиально важным в теоретико¬экспериментальных исследованиях. Значительную роль в этом вопросе приобретает исследование тех аспектов лжи, которые используют молодые люди в процессе приспособления к социальной среде.
Отдельные стороны лжи в общении являются объектом интереса современных ученых, направленного, прежде всего, на исследование понятий «ложь», «обман», «неправда», «вранье». При этом в исследованиях отсутствуют их четкие определения, терминологическое разграничение и взаимосвязь, недостает единства в сущностном и структурном понимании. До сих пор не известно, какие социально-психологические факторы оказывают большее/меньшее влияние на способность и склонность ко лжи. Особенно интересным является вопрос - как юноши и подростки относятся ко лжи, какие у них имеются представления об этом феномене и связано ли это с их потребностью в одобрении и со стремлением представить себя в наилучшем свете.
Разные аспекты лживости изучаются многими науками: философией, социологией, юриспруденцией, психологией.
В отечественной и зарубежной психологии изучению лживости посвящено значительное число работ (Д.И. Дубровский, 1994; Е.Г. Белякова, 1995; Н.Г. Любимова, 2003; К. Мелитан, 1903; Э. Пинкоффс, 1986; К. Саарни, 1991; М. Льюис, 1993). В.В. Знаков, Ю.В. Щербатых, А.П. Тарасов, К. Соломон, О. Фрай считают ложь результатом социальных отношений (В.В. Знаков, 1999; Ю.В. Щербатых, 2003; А.П. Тарасов, 2004; К. Соломон, 1976; О. Фрай, 1997). Ж. Дюпра, О. Липманн, П. Экман, СТ. Саймон, К.В. Снайдер отмечают, что ложь связана с проявлением личностных качеств (Ж. Дюпра, 1905; О. Липманн, 1929; П. Экман, 1999; СТ. Саймон, 1988; К.В. Снайдер, 1989).
На сегодняшний день возникла необходимость в систематизации исследовательских данных, в теоретическом и экспериментальном анализе различных форм проявления лжи в общении, совместной деятельности. Не решена проблема широкого доступа к научным исследованиям людям, заинтересованным в данной области. До конца не решен вопрос о методах диагностики различных аспектов лжи. Решение этих и других вопросов будет иметь существенное значение для психологии и общества в целом.
Объект исследования - представления о лжи.
Предмет исследования - представления о лжи в контексте социальной желательности.
Цель исследования - выявить особенности представлений о лжи при различных уровнях социальной желательности в подростковом и юношеском возрасте.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание основных теоретических подходов к исследованию лжи, систематизировать научные представления о феномене социальной желательности;
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования представлений о лжи при различных уровнях социальной желательности;
3. Выявить особенности представлений о лжи в подростковом и юношеском возрасте;
4. Проанализировать соотношение представлений о лжи у юношей и подростков с их уровнем социальной желательности;
5. Разработать программу психологического мероприятия по профилактике склонности ко лжи и лживого поведения через преодоление социальной желательности.
Гипотезы исследования:
1. Существует взаимосвязь между представлениями о лжи и уровнем социальной желательности.
2. Представления о лжи будут различаться по половозрастному признаку в зависимости от уровня социальной желательности.
Теоретико-методологические основу дипломной работы составили теоретические положения психологии лжи и скрываемой информации: Д.И. Дубровского; К. Мелитана; В. В. Знакова; А.Н. Тарасова; О. Фрая; Ж. Дюпра; Ю. Щербатых; П. Экмана; К. Саарни; теоретические представления о понятии и особенностях социальной желательности: Д.П. Кроун, Д. Марлоу, А. Орел, В.И. Похилько, А. Г. Шмелева, А.Л. Эдварде и др.
Методы и методики исследования:
• анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
• методы сбора эмпирических данных: психологическое тестирование - тест Шкала социальной желательности Кроуна-Марлоу (Crowne- Marlowe Social Desirability Scale (SDS); авторская анкета, направленная на выявление особенностей понимания категории лжи и ее значимости в человеческой жизни.
• методы математико-статистической обработки данных: описательные статистики, факторный и корреляционный анализы с применением статистического пакета «SPSS v.23.0».
Эмпирическая база исследования: ВУЗы (Алтайский
государственный университет и Алтайский государственный педагогический университет) г. Барнаула и общеобразовательные школы г. Барнаула (МБОУ «СОШ» № 126, МБОУ «СОШ» № 70) и г. Новоалтайска (МБОУ «СОШ» № 10). В исследовании приняли участие 287 человек, среди которых 137 человек являются учащимися 10-11 классов общеобразовательных школ и 150 студентов первого и второго курсов, обучающихся на разных факультетах и специальностях. Доля лиц мужского пола, принявших участие в исследовании, составила 103 человека, лиц женского пола - 184.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате теоретического анализа существующих различных подходов в психологии выделяются разнообразные классификации лжи и обмана, которые описываются в зависимости от точки зрения исследователя на проблему: по источнику происхождения, степени осознания ложности высказывания, силе мотивации обманного поведения, способу предъявления обмана, тяжести последствий, результативности, направленности и др. На сегодняшний! день существуете несколько подходов к пониманию ведущих психологических факторов, способствующих проявлению лжи и обмана: биологические, социальные, личностные, ситуативные. Каждый из факторов, на наш взгляд, не можете существовать отдельно от остальных и оказывать влияние на склонность и способность ко лжи. Наиболее полным и эффективным, на сегодняшний! день, является системный подход к изучению психологического феномена ложь. Особенно нас интересовал вопрос - как юноши и подростки относятся ко лжи, какие у них имеются представления об этом! феномене и связано ли это с их потребностью в одобрении и со стремлением представить себя в наилучшем свете.
В результате исследования мы установили, что социальная желательность связана с представлениями о лжи юношей! и подростков. То есть, молодой! человек с определённым уровнем социальной! желательности! по-своему представляет, что такое; ложь и какое; место она занимает в системе морально-нравственных норм. Так, респонденты, демонстрирующие; высокий! уровень социальной! желательности в обеих группах и средний! уровень потребности в одобрении в группе подростков различаются по своему отношению к нравственной! лжи.
Желание; получить одобрение, признание, повысить свою самооценку ставит новые; задачи развития в подростковом! возрасте, этому возрасту больше, нежели чем юношескому свойственно рассматривать ложь преимущественно в контексте нравственной! оправданности лжи. Имея ещё недостаточный опыт в реализации социальных потребностей, подростки прибегают ко лжи, как средству для получения желаемого. Ложь, по мнению подростков, является необходимым компонентом! в общении, оправданным с точки зрения морали и способствующим! укреплению межличностных отношений.
У юношей, как показал корреляционный анализ, наблюдается другая ситуация. Связь между социальной! желательностью и представлениями о нравственной! лжи в этом! возрасте имеют взаимно обратную направленность. Чем! выше потребность в одобрении и признании, тем! с большим! осуждением! и непринятием! респонденты относятся к нравственной! лжи. В юношеском! возрасте субъективно возрастает ценность социальных норм, общественных правил поведения, следование; которым позволяет получить поддержку и одобрение; значимого социального окружения. Однако, парадокс в том, что с одной! стороны юноши представляют ложь как неизбежный социально-психологический феномен в коммуникации, а с другой, несмотря на это, стремятся достичь признания другими способами, не прибегая к этому инструменту.
По половому признаку была обнаружена взаимосвязь только в группе женщин. У девочек подростков высокий! уровень социальной! желательности! прямо связан с одобрением лжи как морально-нравственной! категории, что, возможно, объясняется стремлением девочек представлять себя в наилучшем свете в глазах родных, сверстников и учителей. В юношеском! возрасте у девушек наблюдается обратная взаимосвязь между высоким уровнем социальной! желательности и нравственной! ложью, в этом! возрасте девушки стараются использовать другие способы получения признания и одобрения со стороны значимого социального окружения.
Таким образом:
1. Гипотеза о существовании взаимосвязи между представлениями о лжи и уровнем социальной! желательности доказана;
2. Гипотеза о наличии различий! в представлениях о лжи по половозрастному признаку в зависимости от уровня социальной! желательности частично доказана.



1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19-45.
2. Авхач Г.Н. Психологические особенности правдивого и неправдивого поведения детей дошкольного возраста: дис. ...канд. психол. наук. М., 1982. 181 с.
3. Алешинцев, И. А. Ложь у детей. Псков: Электро-тип., 1908. 22 с.
4. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ.; под ред. Гуревича К.М., Лубовского В.И. М., 1985.Т. 2. 336 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избран. психол. труды; под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж: НПО «МОДЭК»,
1997. 352 с. 
Бердяев НА. Парадокс лжи // Человек. 1999. № 2. С. 102-108.
Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с
респондентами. М.: Высшая школа, 1989. 175 с.
9. Варламов В.А. Детектор лжи. Краснодар: Советская Кубань,
1998. 368 с.
10. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М.: Статистика, 1974. 157 с.
11. Выготский Л.С. Педология подростка. Психология подростка; под ред. Ю.И. Фролова. М.: Роспедагентство, 1997. С. 232-286.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология; под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
13. Горчакова И.А. Особенности, причины и проявления склонности ко лжи у разных категорий учащихся средней школы: дис... канд. психол. наук. М., 2010. 184 с.
14. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967. 400 с.
15. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1: А-3, М.: Прогресс, Универс, 1994. 912 с.
16. Давыдов А.А., Давыдова Е.В. Измерение искренности респондента. М.: ИС РАН, 1992. 21 с.
17. Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. М.: Юрид. лит-ра, 1976. 112 с.
18. Дети социального риска и их воспитание; под. науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. 144 с.
19. Дюпра Ж. Ложь. М.: Изд-во СГУ, 2008. 122 с.
20. Дубровский Д.Р. Обман. Философско-психологический анализ. М.: РЭЙ, 1994. 335 с.
21. Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью // Социол. иссл. 1985. №З. С. 131-139.
22. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. 1993, №2. 9 с.
23. Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях // Психол. журн. 1999. Т.20, №2. С. 54-65.
24. Знаков В.В. Индивидуальные различия понимания обмана в малом бизнесе // Психологический журнал. 1994. Т15, № 6. С. 51-60.
25. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: Нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 1. С. 32-44.
26. Знаков В.В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 5. С. 13-23.
27. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 1. С. 38-49.
28. Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: Размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана. Послесловие. СПб.: Питер, 2000. 279 с.
29. Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 281 с.
30. Ивин А.А., Никифоров А.С. Словарь по логике. М.: Наука, 1997. 384 с.
31. Ильин Е. П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 688 с.
32. Исследуем ложь. Теория, практика обнаружения; под ред. М. Льюиса, К. Саарни. М.: Книжный мир, 2004. 320 с.
33. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия. М.: Чоро, 1994, Т.8. С. 256-262.
34. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу; под. ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М.: Политиздат, 1990. 223 с.
35. Кон И. С. Пол и гендер. Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. 2004. № 1-2. С. 31-35.
36. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб.: прайм-еврознак, 2007. 508 с.
37. Кузьмина А.С. Трансформация параметров самоотношения студентов на разных этапах обучения в вузе // Педагогика и просвещение. 2018. № 1. 244 с.
38. Лекции по методике конкретных социальных исследований; под ред. Г.М. Андреевой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 202 с.
39. Липман О., Адам Л. Ложь в праве. Харьков: Юридическое изд-во Украины, 1929. 47 с.
40. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. М.: Наука, 1976. 214 с.
41. Любимова Н. Г. Реконструкция «имплицитных теорий» личности о лжи и обмане: дис. ... канд. психол. наук. ГОУВПО «Дальневосточный государственный университет». Хабаровск, 2003г. 199 с.
42. Маслова О.М. Ситуация интервью: Формализованные и
неформализованные методы исследования // Методология и методы социологических исследований: Итоги работы поисковых
исследовательских проектов за 1992-1996 годы. М.: ИС РАН, 1996. С. 9-19.
43. Мелитан К. Психология лжи. М.: А. Сомов, 1903. 30 с.
44. Меньщикова Е.В. Отношение ко лжи старших дошкольников и младших школьников: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2005. 243 с.
45. Мясищев В.К Психология отношений: избр. психол. тр. / В.Н. Мясищев. М.: Модэк, 1995. 356 с
46. Мягков А.Ю. Теоретико-методологические проблемы
диагностики искренности респондентов в социологическом исследовании // Женщина в российском обществе. 1997. № 4. С. 30-39.
47. Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов // Социологический журнал. 1999. № 1-2. С. 133¬142.
48. Мягков А.Ю. Уровень искренности ответов респондентов в электоральных исследованиях: Опыт количественной оценки // Вест. Тамбов, ун-та. Сер.: Гум. науки. 1999. В. 4. С. 37-45.
49. Мягков А.Ю. Шкалы лжи из опросника MMPI: Опыт экспериментальной валидизации // Социол. иссл. 2002. № 7. С. 117-130.
50. Мягков А.Ю. Вопросные методики стимулирования искренних ответов в социологическом опросе // Социология. М. 2002. № 15. С. 53-70.
51. Мягков А.Ю. Социально-демографические переменные в социологическом исследовании: Проблемы достоверности самоотчетов респондентов. М.: Флинта, Наука, 2002. 274 с.
52. Мягков А.Ю., Журавлева СЛ. Искренность респондентов в социологическом исследовании: Социогендерный аспект проблемы / Женщины России на рубеже XX-XXI веков: Матер, межд. науч. конф. Иваново, 23-24 апр. 1998 г. Иваново: Издат. центр «Юнона», 1998. С. 33¬35.
53. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки ценностей. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4. Санкт-Петербург: Азбука, 2011. 384 с.
54. Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 720-768.
55. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993. 272 с.
56. Общая психодиагностика; под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 303 с
57. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык., 1987. 749 с.
58. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1985. 145 с.
59. Психология. Словарь; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. 500 с.
60. Психологические тесты: в 2 томах; под ред. А. А. Карелина. Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2007. 247 с.
61. Садмен С., Брэдбери Н. Как правильно задавать вопросы: Введение в проектирование массовых обследований. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002. 282 с.
62. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2004. 639 с.
63. Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложных и правдивых сообщений: автореферат дис. ... канд. психол. наук. М: МГУ, 1998. 26 сю
64. Тарасов А.Н. Психология лжи. М.: Книжный мир, 2005. 327 с.
65. Фрай О. Детекция лжи и обмана. СПб: прайм-еврознак, 2005. 320 с.
66. Философский энциклопедический словарь; под. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М., 1983. 839 с.
67. Холодный Ю.И. Применение полиграфа при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений. М.: Мир безопасности, 2000. 157 с.
68. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: ACT, 1992. 447 с.
69. Шляпентох В.Э. Социология для всех: Некоторые проблемы, результаты, методы. М.: Сов. Россия, 1970. 247 с.
70. Штерн В. Изучение свидетельских показаний // Проблемы психологии. Ложь и свидетельские показания. 1922. В. 1. 264 с.
71. Штерн К., Штерн В. Воспоминание, показание и ложь в раннем детстве. СПб, 1911. 173 с.
72. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2003. 272 с.
73. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание,
объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет»,
Книжный дом «Университет», 1998. 231 с.
74. Altman I., Taylor D.A. Social Penetration: The Development of Interpersonal Rela-tionships. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1973. 57 р.
75. Andrews F.M. Construct validity and error components of survey measures: A structural modeling approach // Public Opinion Quarterly. 1984. Vol. 48, № 2. P. 409-442.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ