Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самомониторинг юношей и девушек в контексте представлений о лжи

Работа №92059

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы самомониторинга юношей и девушек в контексте представлений о лжи 8
1.1. Феномен самомониторинга личности 8
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста 20
1.3. Категория представление в социальной психологии 27
1.4. Феномен лжи в процессах коммуникации 35
Глава II. Эмпирическое исследование самомониторинга юношей и девушек в
контексте представлений о лжи 48
2.1. Программа исследования 48
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 57
Заключение 82
Список литературы

На современном этапе развития общества происходят глубокие трансформации в различных сферах общественной жизни. По мере этих изменений возрастает значение и роль процессов коммуникации и общения. Кроме того, общение является одним из важнейших процессов в индивидуальной жизни каждого человека. Начиная с самого рождения, и большую часть своей жизни каждый из нас проводит в общении и взаимодействии с другими людьми. Неотъемлемой частью этого процесса является самомониторинг. Взаимодействуя и общаясь с другими людьми, каждая из сторон выполняет одну из важнейших функций общения - регулирует как собственное поведение, так и поведение своего собеседника, тем самым, способствуя успешности и эффективности общения. От умения представить себя так, чтобы произвести нужное впечатление , зависит успешность и эффективность общения, продуктивность различных видов деятельности, а также становление человека как субъекта своего жизненного пути, который в полной мере способен устанавливать контакты с людьми, понимать себя и других и быть понятым ими, удовлетворять свою потребность в общении, которая, в свою очередь, развивает и другие потребности личности.
Здесь самомониторинг оказывается тесно связанным с понятием «самопрезентации», которая является поведенческим выражением внутреннего образа «Я» и представляет собой способ регулирования взаимодействия субъекта с социальной средой. Как правило, самопрезентация направлена на создание социально одобряемого образа человека.
В свою очередь, «самомониторинг (self-monitoring) определяет, во- первых, способность отслеживать через самонаблюдение и самоконтроль свое экспрессивное поведение и самопрезентацию в социальных ситуациях и,
во-вторых, реализацию этой способности с целью достижения ситуационной целесообразности собственного поведения и социальной
приспособленности» [7, с.4].
В юношеском возрасте реализация этой способности во многом может способствовать достижению ими успехов в учебной и профессиональной деятельности. Именно на этот период приходится смена молодыми людьми привычной социальной среды на новую, связанную с поступлением в колледж, техникум, ВУЗ, либо началом профессиональной карьеры. На сегодняшний день юноши и девушки подвержены колоссальному давлению со стороны различных социальных институтов. С одной стороны, окружающая обстановка и личные мотивы способствуют значительному росту целого комплекса различных способностей и личностных характеристик. С другой - возрастает нервно - психическое напряжение, причиной которого являются, возрастающие с каждым днём, требования, предъявляемые к уровню знаний, умений и навыков обучающихся со стороны семьи, школы, государства и других социальных институтов, которым юноши и девушки должны соответствовать.
Актуальность рассмотрения самомониторинга юношей и девушек в контексте представлений о лжи обусловлена тем, что в настоящее время ложь широко используется как средство для управления впечатлением и соответствия требованиям социальной ситуации. В отличие от обмана и неправды, ложь представляет собой сознательное искажение известной субъекту истины для достижение конкретных целей. Частое использование лжи психически здоровым и нормально развитым человеком выступает негативным фактором развития его личности и, в конечном итоге, приносит больше вреда, чем пользы, не только окружающим людям, но и ему самому .
Отсюда возникает необходимость создания благоприятных психолого - педагогических условий для эффективного и безопасного развития 4
самомониторинга у юношей и девушек, во-первых, для удовлетворения изменяющегося уровня запросов социума на специалистов в любых сферах, способных эффективно выстраивать процесс коммуникации, презентовать себя и свою деятельность, а, во-вторых, для достижения успеха личности в различных видах деятельности, повышения уровня развития и самосознания собственно личностных качеств.
Разработка и изучение проблематики самомониторинга получили широкое распространение в трудах отечественных и зарубежных авторов . Опубликованная зарубежная литература включает исследования отношения самомониторинга к: а) экспрессивному контролю (Р. Риджио, Х.Фридман; А. Сигман, М. Рейнольдс; М. Снайдер), (б) способности воспринимать социальные сигналы (М. Костанцо, Д. Арчер; Д. Фандер, М.Дж. Харрис), (в) склонности приспосабливать поведение и суждения к общим диспозиционным и специфическим ситуативным сигналам (Х.Фридман, Т. Миллер-Херрингер), (г) оценке качества потребительских товаров (К. ДеБоно, М.Снайдер), (д) ориентации на социальное взаимодействие, дружбу и романтические отношения (М. Снайдер, Дж. Симпсон, С. Гангестад), (е) организационному поведению и управленческим результатам (М.Килдафф, Д. Дей), (ж) процессам социализации и развития (У. Грациано, С.Ващулл ) и др..
В отечественной психологии на изучение самомониторинга направлены исследования Е.А. Полежаевой, В.В. Хороших, Пикулёвой О.А., Жигинас Н.В. и др. Отдельные работы посвящены, а) изучению связи самомониторинга и склонности ко лжи (Холодков И.С.), б) рассмотрению самомониторинга как одной из форм мониторинга общения (Никитина А.В.), в) изучению самомониторинга молодёжи с разным уровнем рефлексии (Носова) и др.
Таким образом, анализ разработанности проблемы самомониторинга юношей и девушек позволяет сформулировать научные атрибуты данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - самомониторинг в юношеском возрасте.
Предмет исследования - самомониторинг юношей и девушек, с разным отношением ко лжи.
Цель исследования - анализ особенностей самомониторинга юношей и девушек, различающихся их субъективным отношением ко лжи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Организовать и провести исследование по проблеме самомониторинга юношей и девушек.
3. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования самомониторинга юношей и девушек в контексте представлений о лжи.
4. Разработать программу психологического тренинга, направленного на эффективное и безопасное развитие самомониторинга у юношей и девушек.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, существуют значимые различия в самомониторинге между группами юношей и девушек;
2. Самомониторинг юношей и девушек взаимосвязан с мотивацией одобрения и различается в зависимости от субъективного отношения ко лжи.
Теоретико-методологические основания исследования:
- Теория самомониторинга (М.Снайдер);
- Возрастная периодизация (И.С. Кон);
- Научные взгляды на категорию «социальные представления» в контексте теории социального мышления личности (К.А. Абульханова- Славская);
- Научные взгляды на феномен лжи, как сознательное искажение известной субъекту истины (Ю.И. Холодный);
- Научные взгляды на ложь, как средство создания образа (И.П. Шкуратова).
Методы исследования:
1. Теоретические методы анализа источников по проблеме исследования (системный и сравнительный анализ, синтез и обобщение);
2. Методы сбора и фиксации данных (анкетирование, психодиагностическое тестирование):
- методика «Шкала самомониторинга/коммуникативного контроля (СМ)» (М.Снайдер) (адаптация В.В. Хороших и С.В. Сорокалетовой);
- методика «Шкала самооценки мотивации одобрения» (Д. Краун и Д. Марлоу) (адаптация Ю.Л. Ханина);
- авторская анкета «Моё отношение ко лжи», направленная на выявление субъективного отношения к феномену лжи как морально-нравственной категории и её использованию в процессе межличностной коммуникации.
3. Методы математико-статистической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ с использованием метода ранговой корреляции Спирмена, посредством пакета статистических программ «IBM SPSS Statistics 25.0.0.0».
Эмпирическая база исследования:
Базой научного исследования выступили высшие учебные заведения г. Барнаула (АлтГУ и АлтГПУ), общеобразовательные учреждения г. Барнаула (МБОУ «СОШ» № 126) и г. Новоалтайска (МБОУ «СОШ» № 10).
В исследовании приняли участие студенты начальных курсов высших учебных заведений (обучающиеся 1-х и 2-х курсов) и обучающиеся старших классов общеобразовательных учреждений (обучающиеся 10-х и 11-х классов). Общий объем выборки составил 140 человек (из них 70 девушек и 70 юношей).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение самомониторинга юношей и девушек является приоритетным направлением исследований в психологической науке, что обусловлено тем положением, в котором находятся молодые люди в современном мире.
На сегодняшний день юноши и девушки подвержены колоссальному
давлению со стороны различных социальных институтов. С одной стороны,
82
окружающая обстановка и личные мотивы способствуют значительному росту целого комплекса различных способностей и личностных характеристик. С другой - возрастает нервно - психическое напряжение, причиной которого являются, возрастающие с каждым днём, требования, предъявляемые к уровню знаний, умений и навыков обучающихся со стороны семьи, школы, государства и других социальных институтов, которым юноши и девушки должны соответствовать.
В данной работе за основу было взято понимание самомониторинга М. Снайдера. Он определяет самомониторинг (self-monitoring) как «социально¬психологический конструкт, который определяет, во-первых, способность отслеживать через самонаблюдение и самоконтроль свое экспрессивное поведение и самопрезентацию в социальных ситуациях, и, во-вторых, реализацию этой способности с целью достижения ситуационной целесообразности собственного поведения и социальной
приспособленности» [7, с. 4].
На самомониторинг оказывают воздействие множество как внутренних, так и внешних факторов. Соответственно для управления впечатлением других людей человек может использовать широкий спектр средств, одним из которых является ложь. Она вызывает интерес в исследовательском плане в связи с большими масштабами её распространенности в современном обществе, и с тем влиянием, которое она оказывает как на других людей, так и на саму личность.
Представления личности позволяют ей не только понять и оценить окружающую действительность или конкретные формы этой действительности, но в зависимости от значимости для личности определить её субъективное отношение к чему-либо .
Для подтверждения гипотез исследования было организовано эмпирическое исследование самомониторинга юношей и девушек в 83
контексте их представлений о лжи. Исследование проводилось с помощью авторской анкеты «Моё отношение ко лжи», «Шкала
самомониторинга/коммуникативного контроля (СМ)» (М.Снайдер) (адаптация В.В. Хороших и С.В. Сорокалетовой), «Шкала самооценки мотивации одобрения» (Д. Краун и Д. Марлоу) (адаптация Ю.Л. Ханина).
В итоге, были проанализированы индивидуальные различия самомониторинга не только в зависимости от половой принадлежности, но и от субъективного отношения ко лжи. Так же была проанализирована потребность юношей и девушек в одобрении другими людьми, а также взаимосвязь мотивации одобрения с их самомониторингом .
При помощи методов математико-статистической обработки данных подтвердились гипотезы исследования о том, что самомониторинг юношей и девушек взаимосвязан с мотивацией одобрения и индивидуальные различия в уровне самомониторинга наблюдаются не только по полову признаку, но и в зависимости от субъективного отношения к значению лжи в жизни общества.
По итогам эмпирического исследования была разработана программа тренинга «Мой эффективный самомониторинг ». Полученные данные свидетельствуют о том, что феномен «лжи» и связанные с ним представления играет важную роль в самомониторинге юношей и девушек, определяя их линии поведения в межличностном общении и взаимодействии для достижения субъективных целей посредством ситуационной
целесообразности своей самопрезентации и выразительного поведения.



1. Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2012. № 6(265). С. 4-11. URL: Ьйр8://суЬег1еп1пка.ги/аг11е1е/п/оЬга7-уа-как-ргедше1-1881едоуап1уа-у- /ап|Ье/11поу-1-о1ес11с^1уеппоу-[^П1о1одп (дата обращения: 29.05.2020).
2. Абульханова К.А. Психология и позиции личности в современном
обществе. ПЕП: ЬИр8://1^^^Й8е.ги/ба1:а/805/393/1238/АЬи1йапоуа.рб1?
(дата обращения: 26.05. 2020).
3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности //
Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: «Институт психологии РАН», 2002. С. 88-103.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2009. 376 с.
6. Арендачук И.В. Теоретические основы дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»: учеб. пособие для студентов педагогических и психологических специальностей. Саратов, 2004. 52с.
7. Барсукова О. В. Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи // Молодой ученый. 2012. № 4 (39). С. 348-351. ПКИ: ййрз://шо1исй.ги/агсй1уе/39/4491/ (дата обращения: 05.05.2020).
8. Бессонов С.Л. Зависимость оценки восприятия экспрессивного
поведения человека студентами социономических профессий от их личностных особенностей // Теория и практика общественного
развития. 2013. № 3. С. 72-74.
9. Блохина Т.С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «образ я» //
Акмеология. 2017. № 3(63). С. 23-28. ПКИ:
йИрз://1^^^е11Ьгагу.ги/йеш.а8р?1б=29841406 (дата обращения:
12.05.2020).
10. Бовина И.Б. Семантический дифференциал // Социальная психология: практикум / Т.В. Фоломеева. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 90-104.
11. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В. Информационная безопасность детей в обыденном понимании родителей и учителей // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 77-86.
12. Бойко О.Ю., Голубева Е.В. Развитие способности распознавать эмоции по выражению лица у студентов в условиях тренинга // Молодежь в современном обществе. 2015. С. 34-37.
13. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. М.: ЧеРо, 2005. 524 с.
14. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. М.; СПб., 2004. 291с.
15. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учеб. пособие. М., 2001. 295 с.
16. Будич Н. Ю., Канаева Т. В. Взаимосвязь самосознания и
самоопределения личности // СПЖ. 2007. № 25. С. 14-19. ПЕБ: й11рз://1^^^е11Ьгагу.ги/йеш.а8р?1б=12513642 (дата обращения:
12.05.2020).
17. Вахштайн В.С. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: два прочтения // Социологическое обозрение. 2003.Т. 3. № 4.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
19. Гобозов И.А. Социальное познание // Философия и общество. 1999. №
2. ПЕБ: https://cyber1eninka.rU/artic1e/n/sotsia1noe-poznanie (дата
обращения: 10.05.2020).
20. Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней других людей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 216 с.
21. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. 287 с.
22. Дагаева Е.А. Имидж как социально-психологический феномен:
теоретико-методологические аспекты изучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 4(1). С. 368-373.
23. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: «Наука», 1994. 304 с.
24. Долженко Ю.Ю., Позднякова А.С. Онлайн анкетирование как
современный метод и эффективный способ исследования // Транспортное дело России. 2015. № 1. С. 109-110.
25. Дроздова И.И. Кодирование и интерпретация экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения // автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2003.
26. Дубровский Д.И. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание как источник новообразований в сфере общественного сознания // NOVAINFO.RU. 2011. № 6. С. 97-107.
27. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. ... д -ра психол. наук. М., 2006. 407 с.
28. Еремеева А.И. Социальные представления современных женщин об одиноком материнстве: дис. ... канд. психол. наук. М., 2016. 174 с.
29. Иващенко Е. А. Специфика развития моральных ценностей в юности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 11(2). ОЖЕ: й11рз://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/зре1з1йка-га7у111уа-тога1пуй- 1зеппоз1еу-у-уипозй (дата обращения: 17.04.2020).
30. Интымакова Л.Г., Чередникова Н.П. Мировоззрение: структура и способы организации // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2008. № 2. ПРЕ: Ьйр8://суЬег1еп1пка.ги/аг11е1е/п/ш1гоуо77геп1е- 81гик1ига-1-8розоЬу-огдап17а1811 (дата обращения: 19.04.2020).
31. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса // Медицинская психология в России: электрон. науч.журн. 2012. №4 (15).
32. Кант И. О лжи. Соч.: В 8 т.: Т. 6. М., 1994.
33. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия / Статьи: Собр. соч. в 8 т. Т. 8. М., 1994. С. 255.
34. Карпенко А.С. Ложь // Новая философская энциклопедия. В 4 томах: Т.2. М.: Мысль, 2010. 634 с.
35. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах
(общие и возрастные особенности): учеб. пособие. Минск:
ТетраСистемс, 2000. 432 с.
36. Колосков И.А. Современные подходы к теории лидерства // Вестник
РМАТ. 2015. № 3. С. 51-57. ПРЕ:
https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-podhody-k-teorii-liderstva (дата обращения: 25.04.2020).
37. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
38. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
39. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
40. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
41. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблема формирования личности). Учеб. Пособие для студентов пед. ин -тов. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
42. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Основные архетипы в классических юнгианских и современных представлениях // Медицинская психология в России. 2018. Т. 10. № 1(48). С. 3.
43. Короченцева А.В., Терехин В.А. Особенности формирования
визуального образа руководителя на основе различных компонентов его внешнего облика и невербального поведения // Российский психологический журнал. 2016. № 1. С. 158-166. ПВЬ:
й11рз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/озоЬеппозй-1Ьгш1гоуатуа-У17иа1подо- оЬга7а-гикоуоййе1уа-па-озпоуе-гаг11сйпуй-котропеп1оу-едо-упезйпедо- оЬ11ка-1-пеуегЬа1подо (дата обращения: 02.06.2020).
44. Котельникова А.А. Гендерные особенности взрослых со склонностью к
намеренному искажению информации / Выпускная квалификационная работа. Екб., 2019. 1,Жк:
й11р://е1аг.изри.ги/Ьйз1геаш/изри/10894/2/2019ко1е1шкоуааа.рй1? (дата
обращения 25.05. 2020).
45. Кошелева Н.Н. Корреляционный анализ и его применение для подсчета ранговой корреляции Спирмена // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 5. С. 23-26.
46. Куницина В.Н., Каазаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Спб., 2001. 544 с.
47. Лабунская В.А. Бытие субъекта: самопрезентация и отношение к своему внешнему облику (глава в коллективной монографии) // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. С. 235-258.
48. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» // Российский психологический журнал. 2008. Т.5. № 4. С. 35-47.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ