Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАРНАУЛА

Работа №90843

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

археология

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Отечественные музеи истории образования 13
1.1. Опыт формирования отечественных музеев истории образования 13
1.2. Создание Музея истории развития образования
города Барнаула 34
Глава 2. Направления ра боты
Музея истории развития об разования го рода Барнаула 43
2.1. Комплектование фондов и особенности экспозиции
Музея истории развития образования города Барнаула 43
2.2. Культурно-образовательная деятельность
Музея истории развития образования города Барнаула 59
Заключение 65
Список источников и литературы 70
Список со кращений 76
Приложения 77


Актуальность исследования. Музей как институт социальной памяти, осуществляющий документирование и трансляцию историко-культурного наследия общества, обладающий большой доказательной базой - музейными источниками, способен оказывать содействие в улучшении отечественного образования в контексте вс ех обозначенных подходов. Деятельность музея нацелена на повышение культурно-образовательного уровня общества. Музей владеет исторически сложившимися
образовательными технологиями и методиками, из учение и популяризация которых по зволит закрепить его образовательные возможности в системе обучения . В настоящее время наблюдается усиление тенденцией включения музеев в образовательное пространство.
Музей - (лат. museum от гр. museion - храм муз), культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. В процессе генезиса и исторической эволюции музей реализовался как открытое для публики некоммерческое учреждение, осуществляющее свои социальные функции на благо общества. Являясь институтом социальной памяти, музей отбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует первоисточники знаний о развитии общества и природы - музейные предметы, их коллекции и другие виды движимого и недвижимого, материального и нематериального культурного наследия .
Реформы школы, которые начали проводиться в России в прошлом веке, обусловили появление музеев, которые в специальной литературе называются по -разному: учебные, университетские, школьные, наглядных пособий, детские . Нам же представляется возможным объединить их в одну группу - музеи образования.
Гл авной их особенностью является ориентация на решение образовательных задач, которым по дчиняются все остальные. Главная цель деятельности данных музеев: собирание, хранение и актуализация различных предметов, памятников, документов, относящихся к школе и просвещению.
Музеи истории образования, трансформирующиеся из педагогических музеев, являются классическим ти пом музея, в ос нове ко торого лежит история педагогики, а ег о ко ллекции документируют ра звитие образования. Ему в полной мере присущи особенности советских исторических музеев, которые призваны были де монстрировать до стижения и обнаруживать преимущества, в данном случае - со ветской системы образования .
Однако, говоря о современных музеях истории образования, во зникает вопрос: какие задачи ст авят пе ред со бой современные музеи образования, на какую целевую аудиторию они ориентированы и какие формы работы используют. Совершенно очевидно, что эти музеи, как и прежде, продолжают считать своей ос новной миссией последовательное отражение местной истории образования .
Музей ис тории образования - ед инственный из принадлежащих к категории образования музеев, работающий в ре жиме на учнои- сследовательского и консультационного центра, который комплектует и хранит, изучает и по пуляризирует документальные свидетельства истории образования своего региона.
В Барнауле 24 января 2008 г. был открыт Музей истории развития образования города Барнаула. В связи с этим, весьма актуальным является рассмотрение опыта деятельности данного музея.
Степень разработанности темы. Осмысление образовательных возможностей и просветительного предназначения музея началось с 1870-х гг. Появившиеся работы открыли первый, продлившийся до 1917 г., период изучения обозначенной проблематики и но сили как музеографический, так и концептуальный характер
Пу бликации до советского периода не были массовыми, но вместе с тем имели важное значение. Своеобразным итогом осознания
образовательной ми ссии музея явилась концепция идеального музея, разработанная философом Н.Ф. Фёдоровым в конце XIX в. и введённая в научный оборот в конце первого десятилетия ХХ в. Учёным были сформулированы некоторые идеи подхода к музею как к образовательному институту. Так, согласно его проекту, музей -это «форма осознания своей историчности» и высшего нравственного и образовательного учреждения, так как «просвещая ум, музей воспитывает и чувства, но чувства лишь благородные, священные». С точки зрения Н.Ф. Фёдорова, «идеальный музей» должен был стать «итогом образования» и занять «высшую ступень в системе образовательных учреждений» . Таким образом, реформирование системы образования, актуализировавшее идеи наглядного обучения в целом, и педагогических музеев как сп ецифического инструмента реформ, в частности, определило тематику и содержание публикаций досоветского периода.
Второй (советский) период осмысления образовательного
предназначения музея пришёлся на 1917-1991 гг. В первые годы советской власти предметом изучения выступали педагогические музеи и их образовательный потенциал. Спецификой публикаций означенного периода являлось то, что они отражали прежде всего протекавшие в государстве образовательные процессы и роль в этих процессах педагогических музеев. По большей части работы носили музеографический характер и освещали историю создания, структуру и основные направления деятельности отдельных музеев. Так, в статье Н.А. Воскресенской «Музей и школа» обозначены задачи школ и направления их со трудничества с музеями наглядных пособий.
Конец второго (советского) периода в осмыслении образовательных во зможностей музея от мечен по явлением публикаций, посвящённых педагогическим музеям. Все немногочисленные статьи того времени носили историко-музеографический характер. М.Э. Гизе воссоздала специфику деятельности педагогического музея на примере Петербургского подвижного музея наглядных учебных пособий, второго по значимости музея дореволюционной России. Впоследствии историческая реконструкция
педагогических музеев была продолжена в публикациях 1980-х гг. Работы С.О. Мелик-Нубарова , В.В. Кумарина и Н.А. Волкова отличаются уже бо льшей степенью информативности, поскольку в них, несмотря на акцентирование внимания на деятельности первого педагогического в России, упомянуты и наиболее известные педагогические музеи, бытовавшие в европейской части России в конце XIX - первой четверти ХХ века. Итогом научных изысканий в сфере изучения педагогических музеев стала работа М.Ю. Юхневич. Исследовательница не только реконструировала историю педагогических музеев, выявила их специфику, но ввела в научный оборот термин «музеи категории образования» .
Тр етий (постсоветский) период изучения музея начинается с 1990-х гг. и продолжается по настоящее время. Активизация исследования образовательного потенциала музея была связана, во-первых, с необходимостью выработки новой стратегии культурно-образовательной деятельности в изменившихся социально-политических усл овиях и привлечения посетителей в музеи после завершения музейного бума. Во- вторых, со знакомством российских специалистов с рядом зарубежных теоретических изысканий о музейном об разовании и музейной коммуникации. В-третьих, с популяризацией зарубежного исторического и со временного опыта ор ганизации музейнопедагогической деятельности.
Наиболее значимыми результатами исследовательских направлений являются труды (М.Ю. Юхневич , Е.И. Лелинной , О.С. Кольцова и В.В. Мешков , Н.В. Мухутдинова
В целом, ан ализ ст епени изученности темы показывает, что в отечественной и зарубежной ис ториографии осуществлялась разработка вопросов, связанных с историей формирования и развития музеев истории образования, теорией и методикой музейно-образовательной деятельности, историей становления педагогических музеев и факторами, обусловившими этот процесс - образовательными, экономическими и социальными. Авторами досоветского, со ветского и постсоветского периодов было начато ос мысление пр ичин актуализации, тр ансформации и эл иминации педагогических музеев, предложен ряд проектов образовательных музеев, в том числе педагогических, дана характеристика деятельности со временных церковных музеев, а в ряде работ прослежена их связь с дореволюционными церковными музеями.
Вм есте с тем анализ публикаций обнаруживает, что музей не ра ссматривался как учреждение, из начально ор иентированное на ре шение уч ебно-образовательных задач. В досоветский период св етские и педагогические музеи изучались автономно. Отсутствует разработанная классификация педагогических музеев, несмотря на бытование в дореволюционный и советский период терминов «музей наглядных пособий», «научно-педагогический музей». Отсутствуют исследования, раскрывающие возможности использования опыта деятельности
отечественных музеев истории образования в современной практике.
Цель работы - осуществить и представить анализ опыта работы Музея истории развития образования города Барнаула.
Реализация по ставленной цели обуславливает решение следующих задач:
1. Изучить опыт формирования музеев истории образования в России и выделить особенности функционирования данной категории учреждений;
2. Рассмотреть процесс создания Музея истории развития
образования города Барнаула;
3. Выявить и пр оанализировать основные направления работы данного музея и определить перспективу его развития;
4. Представить рекомендации рекомендации научного и практического плана, направленные на совершенствование музейной деятельности музеев истории образования.
Объектом исследования является сеть отечественных музеев истории образования. Пр едметом исследования является опыт деятельности Музея истории развития образования города Барнаула.
Хронологические рамки исследования охватывают период XIX - начало XXI в., в рамках которого показан процесс становления музеев истории образования в России. Нижняя временная граница обусловлена временем создания первых музеев образования в Ро ссии. Верхняя временная гр аница св язана с во зникновением и деятельностью Музея истории развития образования города Барнаула.
Территориальные рамки ис следования очерчены гр аницами территории, на которой располагались музеи истории образования: до 1917 г. - территория Ро ссийской империи, с 1917 г. по 1991 г. - Советского Союза, с 1991 г. по настоящее время - территория Российской Федерации, включающая город Барнаул, месторасположение изучаемого музея..
Источниковая база исследования. В основу работы легли различные источники, объединенные нами в несколько групп.
Первую группу источников образовали законодательные и нормативные документы. В Федеральном законе от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» обращено внимание на особенности учета и хранения отдельных видов музейных предметов и музейных коллекций.
В письме Министерства образования РФ и примерном Положении о музее образовательного учреждения (школьном музее) от 12.03.2003 г. № 28¬51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» определены основные направления работы указанных учреждений .
В Положение о Музее истории развития образования города Барнаула от №112 от 04.09.2015 г. определена концепция (Приложение 2. Рис.1) функционирования указанного учреждения.
Вторую группу составили музейные материалы: Книга поступлений основного фонда, Книга учета научно-вспомогательного фонда, карточки научного описания, акты поступлений на материально-ответственное хранение, Инвентарная книга обменного фонда. Осуществлялась работа на экспозиция Музея истории образования города Барнаула и с отдельными музейными предметами из фонда Музея истории развития образования в городе Барнауле (билет ученицы Казенной женской гимназии, парта, книжка пионера-артековца и т.д.).
В третью группу источников объединены статьи, опубликованные в средствах массовой информации. Из выпусков газет «Вечерний Барнаул», «Свободный курс» выявлен ряд публикаций, содержащих информацию об открытии Музея истории развития образования в городе Барнауле , пополнении фонда Е.В. Доценко и отдельных экспонатах Т. Кочетыгова .
В исследовании использовались эл ектронные ресурсы, среди которых стоит отметить Ро ссийскую музейную энциклопедию , содержащую статьи о педагогических, учебных, школьных музеях. На официальных сайтах Музея истории народного образования Новосибирской области , Музея образования Москвы , Омского музея просвещения выявлена информация об основных направлениях деятельности указанных учреждений.
Методология и основные методы исследования. Методологической ос новой работы яв ляется система общефилософских, общенаучных и специальных методов.
Выбор методологии исследования обусловлен спецификой темы, анализ которой требует комплексного изучения тр удов историков, краеведов и других специалистов. При выполнении работы были использованы сл едующие методы:
Общенаучные (анализ, синтез, классификация, дедукция, индукция). Эти методы тесно взаимосвязаны между собой. При их использовании были классифицированы отечественные музеи истории образования, в ходе этого приводились примеры деятельности конкретных музеев и происходил их анализ.
Эмпирические (описание, наблюдение, сравнение). Эта гр уппа ме тодов ис пользовалась при рассмотрение конкретных разделов экспозиции Музея истории развития образования города Барнаула. Зафиксированные данные ср авнивались с информация по де ятельности аналогичных музеев.
Научная новизна данной работы заключается в комплексном изучении опыта деятельности Музея истории развития образования города Барнаула, представлении ав торской точки зр ения на те или иные ас пекты функционирования музеев образования, презентации пр актических рекомендаций по использованию положительного опыта деятельности музея истории развития образования го рода Барнаула.
Апробация. Основные положения по теме исследования были представлены в виде до кладов на конференциях разного уровня:
1. Вс ероссийская научно-практическая конференция (с
международным участием) «IX Геблеровские чтения» (Барнаул, 2018 г.);
2. XIV Межрегиональная научно-практическая конференция по музейной педагогике «Особенности школьного музея как социального пространства для разных категорий посетителей: детей младшего и среднего возраста, подростков, пожилых людей и пенсионеров, лю дей с ограниченными и особенными возможностями». (Новосибирск, 2018 г.);
3. V региональная молодежная конференция «Моя выбор - наука!». (Барнаул, 2018 г.);
4. XI научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина. (Барнаул, 2018 г.);
5. Всероссийский семинар-совещание «Внедрение инновационных фо рм патриотического воспитания в систему дополнительного образования». (Томск, 2017)
По те ме исследования выполнен ряд публикаций ; .
Ст руктура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка ис точников и литературы, списка сокращений, и приложений, иллюстрирующих основные положения работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обращение к истории музеев образования России обусловлено необходимостью установления фактов возникновения и развития педагогических музеев, а позже музеев истории образования. Данное обстоятельство обусловлено общностью социально-экономических
процессов, протекавших на всей территории страны, а также в сфере культуры, музейного строительства, светского и духовного образования.
Проведенное теоретическое и практико-ориентированное
исследование позволило изучить опыт создания музеев истории образования в России, выявить, что пр едставляет собой музей образовательной организации и в частности музей ис тории образования, чем он отличается от обычного музея; определить основные функции музея истории образования; ук азать кл ючевые задачи развития музея, в частности разработка ко нцепции музея образовательной организации с учетом требований, предъявляемых в со временных ус ловиях их функционирования.
Анализируя деятельность отечественных музеев истории образования данного периода, автор пришел к выводу, что основная их миссия отражение истории об разования своего региона.
Проведя анализ деятельности отечественных музеев истории образовния по ц елевым группам и формам работы автор выделяет следующие группы музеев:
- Музеи, представляющие историю региональной школы, от ее зарождения до современных дней. Ориентируясь гл авны м образом на педагогов, музеи, помимо экскурсий, проводят городские методические объединения, встречи с учеными, педагогами-ветеранами.
Музеи, делающие акцент не на историческом прошлом школы, а на ее настоящем. Основная задача этих музеев - систематизация материала по современной школе, детским садам, учреждениям дополнительного образования.
Музеи, ориентированные не только на педагогов, настоящих или будущих, но и пр едставителей местного сообщества: музееведов, краеведов, обретая значение «клуба по интересам».
Музеи - методические центры дл я школьного музееведения, центры повышения квалификации педагогов-музееведов.
Музеи, выполняющие функции музейно-педагогического центра.
Данная классификация позволяет сделать вывод о том, что музеи истории образования не только не утратили своего значения, ни продолжают работать со своей аудиторией и занимаются поиском новых путей развития.
Однако данные музеи представляют интрес в большей степени для той категории общества, для которой они созданы. Несмотря на то, что данные музеи имеют почти полуторавековую историю, профессиональные музееведы отводят им второстепенные роли.
Раскрывая главную цель данной исследовательской работы - осуществление анализа опыта работы Музея истории развития образования города Барнаула, автором были установлены факторы, повлиявшие на создание данного музея:
- более чем 250 летняя история системы образования города Барнаула;
- наличие письменных, вещественных источников по истории системы образования;
- социальная потребность в формировании общественного мнения о значимости и роли педагогического труда;
- потребность в создании методического центра по краеведению и координации деятельности музеев образовательных организация города Барнаула.
Помимо факторов, повлиявших на создание музея, в данной работе отражены основные этапы создания музея, формирования фондового собрания, особенности его экспозиции и содержание культурно-образовательной деятельности.
На основании анализа деятельности музеев истории образования автор выделяет следующие особенности функционирования данной категории учреждений:
1. Музей истории образования работает с поливозрастной аудиторией, организуя ма ссовые мероприятия. Подобная ор ганизация работы дает определенный рекламный эффект - не только популяризирует ис торико- культурное наследие, но и привлекает внимание посетителей;
2. Музей истории образования позиционирует себя как учреждение, способствующее глубокому освоению знаний, формированию у аудитории ув ажения к традициям прошлого, путем проведения занятий на материалах музея.
3. Эффективность музея истории образования, вступающего в информационное общество, находится в прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы, дополняет и об огащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активные формы со циально-культурного творчества.
4. Задачи музея истории образования на современном этапе -
со вершенствовать опробованные формы и вести поиск но вых
ре зультативных форм.
На основании изучения опыта деятельности отечественных музеев истории образования и в частности опыта деятельности Музея истории образования города Барнаула автор вносит некоторые рекомендации научного и практического плана, направленные на совершенствование музейной деятельности музеев истории образования.
Прежде всего необходимо дальнейшее совершенствование правовой основы музейного дела, в частности нужны дополнительные законодательные акты, которые определили бы статус музеев образовательных организаций в регионах.
Необходим Федеральный методический центр, координирующий деятельность музеев образовательных организаций, в том числе и деятельность музеев истории развития образования.
Необходимы значимые музейные информационные проекты, позволяющие осуществлять плодотворную работу по изучению культурного наследия и предоставления обществу информации, без которой нельзя понять историю страны и человеческой цивилизации в целом.
Необходим электронное издание. В нем должны найти свое место материалы по вопросам культуры, краеведения, охраны памятников и т. п. Данное издание могло бы содействовать и обучению кадров, наряду с другими формами обмена опытом.
Подводя итог можно сказать, что деятельность Музея истории развития образования города Барнаула имеет большое воспитательное, нравственное, культурно-образовательное значение, так как привлекает к участию в краеведческой работе, созданию музеев и применению методов и средств музейной деятельности.
Музей истории образования на современном этапе должен стать полифункциональным организмом, помогающим найти ответы на важные вопросы в области образования, координирующим информационно - консультационным центром для музеев образовательных организаций и вместе с этим собирателем и и хранителем исчезнувших их современной жизни атрибутов образования.



26. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М., 1958. 244 с.
27. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: избранные
искусствоведческие труды М., 1981. 352 с.
28. Бурлыкина М.И. История становления и развития университетских музеев дореволюционной России: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 1994. 26 с.
29. Воскресенская Н.А. Музей и школа. М., 1923. 134 с.
30. Гафар Т. Образование в современном музее - пространство социализации // Мир музея. 2012. №10. С. 13 - 16.
31. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Научно-фондовая работа в музее: учебное пособие. Барнаул, 2015. 140 с.
32. Гребенникова Т.Г. Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия: учебное пособи. Барнаул, 2014. 116 с.
33. Гребенникова Т.Г. История музеев России: учебное пособие. Барнаул, 2016. 174 с.
34. Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие. Барнаул, 2016. 66 с.
35. Гужова Л.Г. Музееведение: учеб. пособие для студентов. Владимир, 2010. 116 с.
36. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие для вузов по спец. сервиса и туризма. Ростов-н/Д. 2008. 272 с.
37. Иванова Н.П. Музейная педагогика: учебное пособие. Барнаул,
2014. 214 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ