Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ СПБГЭТУ «ЛЭТИ»

Работа №70770

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Специфика университетского музея 10
1. Краткий обзор истории университетских музеев 10
2. Проблемы и особенности университетских музеев в России и за
рубежом
3. История создания музея истории ЛЭТИ 21
4. Музей истории ЛЭТИ сегодня 24
Глава II. Создание научной концепции экспозиции музея истории ЛЭТИ 29
1. Обоснование научной концепции 30
2. Отечественный и зарубежный опыт университетских музеев как
пример для реэкспозиции музея ЛЭТИ 34
3. Целевая аудитория музея истории ЛЭТИ 47
4. Метод построения экспозиции и рекомендации к художественному
проектированию
5. Предметная база будущей экспозиции 58
6. Информационные технологии на экспозиции 59
Глава III. Перспективы развития музея на основе научной концепции экспозиции 64
1. Новые подходы к интерпретации музейных предметов 64
2. Взаимодействие с сообществом университета «ЛЭТИ» и с другими
социокультурными институтами, музеями 72
3. Популяризация музейного собрания 74
Заключение 78
Список литературы 82
Приложение


Музей в современном мире ищет пути и направления развития, совершенствования своей деятельности. Музей-храм, существовавший ни одно столетие, приобретает черты демократического музея, однако продолжает соблюдать традиции и сохраняет наследие. Стремительно развивающаяся культура и воздействие информационной среды дает импульс для некоторых изменений в деятельности музея. Университетский музей является наиболее ярким примером синтеза двух граней: музей-храм и демократический музей. С одной стороны, консервативность музейной институции, приверженность традициям и первоочередная роль сохранения, образования стоят на первом месте для музея. Однако актуальная культура, которая часто трактуется как визуальная, перенасыщенная визуальными сообщениями и информацией, требует от музея соответствия времени и ритму общественной и культурной жизни. Кроме того, университетский музей работает со студенческой аудиторией - ярчайшим представителем современной культуры. Поэтому задача следования традициям ив то же время необходимость разносторонней интерпретации в музее, реализации творческих проектов требует создания уникальной среды, воплощающей и музей-храм, и демократический музей.
Обширная группа университетских музеев является наиболее чувствительной к изменениям общества, так как имеет дело с молодежной аудиторией. Богатейшее наследие этих музеев берет начало несколько столетий назад, и на протяжении этого долгого времени университетские коллекции непосредственно вовлекаются в учебный процесс. Тем не менее, в современных условиях университетские музеи становятся собирателями не только коллекций, но и традиций, истории живой жизни, стремительно изменяющейся среды и меморий. Они же призваны стать для студенческой аудитории местом интеллектуального, культурного обогащения. Для сторонних посетителей формируют образ университета, знакомят с научными достижениями. Однако университетским музеям необходимо решать широчайший спектр проблем: как создавать актуальные проекты, не нарушая устоев академической среды; как взаимодействовать с музейным миром; как выстраивать экспозицию современными средствами; каким образом работать с аудиторией.
На конкретном примере - музее истории Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) можно выявить перечисленные выше проблемы и попытаться найти методы их решения. Музей истории технического университета заключает в себе характерные черты сразу нескольких групп музеев: исторических, научно-технических, мемориальных. При этом присутствует и необходимость включения музея в образовательный процесс. Перед музеем стоит сложная задача совмещения этих особенностей. На протяжении тридцати лет с момента создания музей не менялся и сейчас не отвечает на запросы времени, требуется сформулировать свежую концепцию развития музея. Конкретная насущная цель - научная концепция реэкспозиции. Модернизация музея должна быть ориентирована на основную целевую аудиторию - студенчество, на совершенствование экспозиционно-выставочной деятельности, на выбор перспективных направлений комплектования фондов.
Выбор темы настоящей магистерской диссертации продиктован практической необходимостью разработки теоретической базы для создания полноценного проекта по реэкспозиции музея истории Электротехнического университета.
Целью магистерской диссертации является создание научной концепции реэкспозиции.
Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать группу университетских музеев, историю их формирования и особенности деятельности;
2. Проследить прошлое и настоящее музея истории ЛЭТИ, выявить основные проблемы и пути решения в процессе создания научной концепции;
3. На основе теоретической музееведческой базы и проведенного исследования сформулировать научную концепцию реэкспозиции;
4. Обозначить перспективы развития музея на основе предложенной концепции.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теория проектной культуры, теории музейной педагогики (А. Лихтварк, А.М. Разгон, Б. А. Столяров, М.Ю. Юхневич), теория музейной экспозиции (М.Т. Майстровская, А.Ю. Волькович, А.В. Лебедев, Т.П. Поляков), коммуникационный подход (К. Леви-Стросс, М.С. Каган, К. Черри, Р Якобсон, Д. Камерон), исследования в области основ образовательной деятельности музеев (М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский), теория диалога культур М. М. Бахтина, В. С. Библера.
В исследовании использовались следующие методы: сравнительный анализ (сравнение музея истории ЛЭТИ с университетскими и научно-техническими музеями), исторический метод (обзор истории, эволюции и динамики изменений университетских музеев, изучение истории музея ЛЭТИ), метод аксиологический, имеющий целью формирование современной системы ценностей в пространстве музея.
Работа посвящена научной концепции - базовому документу, обосновывающему дальнейшие преобразования в музее. Заинтересованность в изучении сферы музейного проектирования и экспозиционно-выставочной деятельности определяется реальными потребностями практической деятельности автора в музее истории Л ЭТИ.
Объектом исследования является экспозиционно - выставочная деятельность, предметом исследования - научная концепция экспозиции.
Магистерская диссертация основывается на изучении музееведческой литературы, трудов и статей специалистов в сфере музейного дела, междисциплинарных наук. Используемую литературу можно отнести к нескольким типам источников.
Во-первых, литература по истории и формированию университетских музеев, основные авторы: А.В. Таран, А. Степынина, С.Д. Ворошин, М.И. Бурлыкина, Л. Литвина, М.В. Ромашова, С.В. Муравская, Л.З. Боголепова, сборники статей Ассоциации вузовских музеев, статьи из журналов по музейному делу о современных тенденциях в вузовских музеях.
Во-вторых, источники по музейному делу, сборники научных трудов, статьи и монографии по музейному проектированию (А.В. Лебедев, Т.П. Поляков, О.Н. Ган, Н. Никишин и др.), работы и авторефераты диссертаций по экспозиционно-выставочной деятельности, специфике экспозиционной работы (М.Т. Майстровская, А.И. Михайловская, А.Ю. Волькович и т.д.).
В-третьих, примеры научных концепций и методические рекомендации по их созданию.
И, наконец, документы и статьи по истории музея ЛЭТИ, а также литература по становлению и развитию Электротехнического университета. Широкий спектр источников позволяет освещать затронутую тему с различных позиций.
Магистерская диссертации состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе «Специфика университетского музея» раскрывается история создания и существования зарубежных и отечественных музеев при университетах. Исторический экскурс нужен для понимания специфики университетского музея, его актуальных целей и задач, имея в виду, что университетские музеи создавались как учебные центры, на базе их коллекций выстраивался образовательный процесс. Также описываются цели, различные типы университетских музеев от отдельных узкоспециализированных коллекций до музеев истории высших учебных заведений. В главе раскрываются основные проблемы и особенности данной группы музеев. Вторая часть главы посвящена истории создания музея ЛЭТИ. В последнем параграфе дается характеристика ситуации в музее на сегодняшний день, затрагиваются насущные проблемы в представлении материала, недостатки в художественном оформлении, «пробелы» в экспозиционной, просветительской и образовательной деятельности. В параграфе формулируются проблемы, которые необходимо акцентировать и решить при разработке научной концепции экспозиции.
Вторя глава «Создание научной концепции экспозиции музея истории ЛЭТИ» отражает пункты научной концепции реэкспозиции музея, в ней формулируется теоретическое обоснование будущей концепции. В первом параграфе «Обоснование научной концепции» обозначены примеры концепций, раскрывается содержание этого термина, уточняются ключевые позиции для экспозиции музея истории ЛЭТИ. В следующем параграфе рассматриваются примеры университетских, научно-технических музеев, формы работы, художественные решения, экспозиционные методы, подходы к интерпретации музейных предметов. Подобный анализ позволяет выделить перспективные идеи и приемы для использования в музее истории ЛЭТИ. Далее описываются основные категории посетителей музея (студенты, профессорско - преподавательский состав, выпускники, школьники), рассматриваются особенности восприятия разных групп посетителей. Кроме основной целевой аудитории важно обратить внимание на другие группы посетителей, если речь идет не только об узко образовательной и учебой направленности музея. В параграфе «Метод построения экспозиции и рекомендации к художественному проектированию» описываются два подхода к работе над художественным оформлением: работа собственных музейных работников и приглашенных художников и совместный проект музея и организаций, занимающихся музейным проектированием. Также анализируется теоретические аспекты построения экспозиции, что помогает определить модель будущей экспозиции, формулируются конкретные рекомендации по цвету, свету, стилю экспозиции. В параграфе «Предметная база будущей экспозиции» оценивается потенциал музейного собрания, направления комплектования и образовательные возможности экспозиции. Последний параграф «Информационные технологии на экспозиции» посвящен конкретным примерам и целям использования IT, дополнительным возможностям по раскрытию музейного материала.
В третьей главе рассматриваются актуальные направления развития музея: новые подходы к интерпретации музейных предметов; взаимодействие с социокультурными институтами, музеями, интенсификация контактов с факультетами, студентами, преподавательским составом; популяризация музейного собрания разными способами. Каждое из направлений связывается с конкретной практикой музея ЛЭТИ. Результаты анализа и исследования - основа для формирования перспективных проектов для развития музея ЛЭТИ.
По теме магистерской диссертации готовится к публикации статья «Место и роль музеев истории высших учебных заведений в группе университетских музеев (на примере музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)», статья «Проблемы в интерпретации музейных предметов и перспективы развития музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по результатам X научно-практической конференции «История техники и музейное дело» (г. Москва, 2016 г.), статья «Возможности и интерактивный потенциал музейной экспозиции на примере музея истории ЛЭТИ» в сборнике докладов студентов, аспирантов и молодых ученых университета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (2017 г.). Результаты исследования в ходе работы над магистерской диссертацией были представлены в виде доклада на молодежной секции международной научно-практической конференции «Музейная экспозиция во времени и пространстве культуры» (14-16 апреля 2016 г.), доклада на тему «Цели и перспективы модернизации музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на 70-йнаучно-техническойконференциипрофессорско-преподавательского состава университета (1 февраля 2017 г.), доклада на тему «Проблемы в интерпретации музейных предметов и перспективы развития музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на X научно-практической конференции «История техники и музейное дело» (г. Москва, 6-8 декабря, 2016 г.).
Выносимые на защиту положения:
1. Контент и художественное оформление музейной экспозиции нуждается в современной концепции.
2. Музейная экспозиция строится по историческому принципу с тематическими разделами.
3. Для разностороннего представления музейного собрания и эффективной реализации образовательной функции в музее необходимо расширять применение медиа технологий.
4. Главной целевой аудиторией музея видится студенческая аудитория.
Исследователь предполагает следующую гипотезу: университетский музей истории ЛЭТИ должен комплексно соединять черты и исторического, и научно-технического, и мемориального музея. Такой подход повысит образовательный потенциал экспозиции, позволит продемонстрировать актуальное развитие науки и техники, проследить историческую хронологию, обозначить ценностные ориентиры для студенческой аудитории на примере меморируемых личностей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для создания научной концепции реэкспозиции музея истории ЛЭТИ в магистерской диссертации, во-первых, проанализирован опыт университетских музеев (зарубежных и отечественных), специфика их деятельности, современные тенденции, во-вторых, рассмотрена история и современное состояние университетского музея ЛЭТИ. Выявлены ключевые позиции, по которым необходимо модернизировать настоящую экспозицию:
• Пересмотр актуальных смыслов, целей и задач экспозиции, с использованием опыта музеев аналогичной профильной группы;
• Ориентация на первоочередную целевую аудиторию - студенчество;
• Выбор метода построения будущей экспозиции и особенностей художественного проектирования;
• Модернизация предметной базы экспозиции, поиски путей усиления потенциала комплектования фондов;
• Использование различных типов IT на экспозиции для современной и многогранной интерпретации собрания.
Важнейшим в создании обновленной научной концепции видится развитие наиболее перспективных направлений современной деятельности музея: новые подходы к интерпретации музейных предметов; активное сотрудничество музея с университетским сообществом и с участниками городской музейной жизни; новые формы работы с посетителем, популяризация собрания.
История университетских музеев является наглядным подтверждением богатого исторического опыта и сохранения значительной части культурного наследия. Университетские музеи как важнейшие центры образовательной деятельности с широким спектром учебных коллекций занимали особую нишу в академической среде. Некоторые университетские коллекции становились самостоятельными музеями и имели возможность совершенствоваться по разным направлениям деятельности. Различаясь по профилю и тематике (от гуманитарных до технических и естественнонаучных), музеи трактуются и как узкоспециализированные обучающие площадки, и как музеи профильных наук, музеи истории высших учебных заведений, мемориальные музеи.
Другой особенностью является то, что университетские музеи уникальны по степени погружения в исследовательскую, научную сферу, где устанавливается тесная связь с сотрудниками университета. С одной стороны, богатый научный материал и плодотворное сотрудничество с академической средой открывает перед музеем уникальные возможности по представлению истории науки. Однако высокая степень консервативности не позволяет музею развиваться в адекватном времени стиле и ритме. Нехватка персонала и финансов препятствует динамичному развитию университетских музеев. Недостаток квалифицированных музейных специалистов и возможностей для профессионального роста тормозят создание интересных проектов в стенах музея. И, наконец, многое зависит от места музея в структуре ВУЗа, заинтересованности руководства в его развитии, внимания общественности и музейного мира. Понимание особенностей университетских музеев помогает выявить недостатки в их деятельности, сформулировать возможные пути решения.
Музей истории ЛЭТИ был создан тридцать лет назад в неоднозначной историко-культурной ситуации, его законсервированное на протяжении долгого времени состояние негативно отразилось на всех направлениях работы. В диссертации формулируются ведущие положения, на основе которых строится научная концепция реэкспозиции. Во-первых, необходим как идейный, так и художественный пере смотр существующей музейной экспозиции. В о-вторых, новая экспозиция должна выстраиваться по историческому принципу с тематическими разделами («История становления университета (1886-2016)»; «Научные школы»; «Люди ЭТИ-ЛЭТИ- СПбГЭТУ», «Студенчество во все времена»; «Лаборатории»). Главная идейная основа, формирующая экспозицию: Электротехнический университет создавался как первое электротехническое высшее учебное заведение в России, положившее начало многим научным направлениям и взрастившее поколения ученых, выдающихся профессоров и специалистов; на основе исторического прошлого университета развивается современная образовательная среда и научные школы, в стенах ВУЗа продолжаются традиции и раскрываются перспективы для дальнейшего движения. В- третьих, главной целевой аудиторией музея видится студенческая аудитория, что диктует выход за рамки консервативного и замкнутого музейного показа, возникает потребность в создании более динамичных проектов. И, наконец, применение современных медиа технологий поможет эффективно реализовать образовательную функцию в музее, а также разносторонне представить музейное собрание.
Уникальные особенности музея истории ЛЭТИ отражены в научной концепции реэкспозиции. Этот университетский музей комплексно соединяет черты и исторического, и научно-технического, и мемориального музея. Перед музеем возникают интересные и сложные задачи раскрытия культурно-исторической действительности, разъяснения научно-технических проблем и разработок, рассказа об истории научных направлений. Важность комплексного подхода к интерпретации истории одного высшего учебного заведения через общемировую и национальную историю неоспорима. Демонстрация музейных предметов, а в особенности, научно-технических приборов, должна сопровождаться и культурным, и эстетическим, и философским контекстом. В стенах музея посетители не только узнают об истории высшего учебного заведения, но и погружаются в колорит прошлых эпох, формируют свой собственный взгляд на явления прошлого для осознания настоящего. Раскрытие научной и технической информации должно носить междисциплинарный характер. Например, реализация проектов по синтезу науки и искусства (science-art), комплексный подход к изучению культурной, научной, художественной, социальной жизни, более широкий визуальный контекст (с опорой на классическое и современное искусств о), переосмысление новейшей постиндустриальной, информационной жизненной среды, возрастающей роли техники, вторгающейся в сакральные сферы, философию, мощнейшего влияния техники на человека.
Таким образом, будущая музейная экспозиция рассматривается как своеобразная картина мира, моделирующая исторические процессы, культурную жизнь, адекватная актуальному уровню научно-технического прогресса, картина мира, в которой будущие специалисты, прежде всего студенты СПбГЭТУ ЛЭТИ, увидят свое место.



1. Александрова Н.В. План комплектования фондов музея по истории Ленинградского Электротехнического института им. Ульянова (Ленина). Л., 1983.
2. Белл, Дж. Формула ЮНЕСКО - университет и наследие / Дж. Билл // Museum. М., 2001. № 1 (207). С. 45-48.
3. Боголепова Л.З. Инновационные формы работы со студентами в рамках деятельности вузовского музея // ВЕСТНИК АлтГПА: психолого-педагогические науки. Барнаул: Изд-во Алт. гос. пед. ун-та, 2015. №22. С. 93-95.
4. Боголепова Л.З. Музеи истории вузов: концепция комплектования коллекций на современном этапе // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово: ООО ИНТ, 2011. Вып. 4 (48). С.12-17.
5. Боголепова Л.З. Экспликация проблем музеев истории ВУЗов в современном социокультурном про странстве региона. // Ве стник Томского государственного университета. Томск.: Изд-во Нац. иссл. Томского гос. ун-та, 2011. Вып. 3. С. 73-79.
6. Бубнов И.Е. Памятники науки и техники: некоторые вопросы практики и теории // Вопросы истории и естествознания и техники. М.: Наука, 1981. № 1. С. 66.
7. Будко А., Б ергман М., Волькович А.Ю. Научная концепция экспозиции // Мир музея. М., 2007. № 5. С. 8-15.
8. Бурлыкина М.И. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII - первая четверть ХХ вв.). Сыктывкар, 1996. С. 150.
9. Бурлыкина М.И. Музеи высших учебных заведений России на рубеже XIX-XX вв. // Вопросы музеологии. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского гос. ун-та, 2012. 1(5). С. 88-97.
10. Волькович А.Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: Автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.03 / Волькович Анна Юрьевна; СПбГУКИ. СПб., 1999. URL:http://cheloveknauka.Com/v/393623/a?#?page=2(дата обращения: 6.03.2016).
11. Галкина Т.В. Музееведение: основы создания экспозиции. Томск: Изд- во Томского гос. пед. ун-та, 2004. 56 с.
12. Ган О.Н. Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия // Вестник СПбГУКИ. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2014. №3 (20). С.151-154.
13. Гильманшина С.И., Мельникова Г.Ф. Музеи университета как фактор поликультурного воспитания молодежи // Современные проблемы науки и образования. Пенза: Издательский Дом Академия Естествознания, 2015. №4. 225 с.
14. Григорян Г. Г. об опыте работы ведущих научно-технических музеев мира. М.: Знание, 1993. С.38.
15. Григорян Г.Г., Кожина Л.М.. Научно-технические музеи и культурное наследие в области техники // Вопросы истории естествознания и техники. М.: Наука, 2003. № 12. URL:http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/JOURNAL/VIET/TECHMUS .HTM(дата обращения: 15.10.2016).
16. Григорян Г.Г., Цирульников В.А. Памятники науки и техники в музеях России. М.: Гос. Политехн. музей : Знание, 1992. 119 с.
17. Двадцатипятилетие Электротехнического института императора Александра III: 1886 - 1911. СПб.: типо-литография Н.И. Евстифеева, 1914. 582 с.
18. Евсикова Е.В., Николаенко Г.А. Перспективы использования QR- кодировки в академической сфере. // Sociology of science and technology. СПб.: Нестор-История, 2015. Вып. 6. №2. С. 109-118.
19.Золотинкина Л.И. Концепция развития историко-технического музея вуза в современных условиях (на примере музейного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ») // Труды Государственного музея истории Санкт- Петербурга. СПб.: Гос. музей истории Санкт-Петербурга, 2002. Вып. 7. С. 112-122.
20.Золотинкина Л.И., Николаева Л.Н. Музейный комплекс СПбГЭТУ «ЛЭТИ» // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». СПб.: Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. №2. С. 112-119.
21. Известия Ленинградского электротехнического института имени В.И. Ульянова (Ленина), 1886 - 1961 / Отв. ред. Н.П. Богородицкий. Л.: Изд- во Ленинградского ун-та, 1963. 412 с.
22. История техники и музейное дело. М.: Новая школа, 2002. Вып. 2. 256 с.
23. История техники и музейное дело. Материалы 5-й науч.- практ. конф., 12 - 13 декабря 2006 г. Вып.4, часть 1./ Федер. агентство по культуре и кинематографии Рос. Федерации, Политехи. Музей, Рос. акад. наук, Ин¬т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Рос. ком Междунар. совета музеев, Ассоциация науч.-техн. Музеев. М.: Политехн. музей, 2007. 280с.
24. Каган Ю.М. И. В. Цветаев. Жизнь. Деятельность. Личность. М.: Наука, 1987. 192 с.
25. Карпеев Э. П. Музей М. В. Ломоносова Российской академии наук // Памятники науки и техники в музеях России. Выпуск 2. М., 1996.
26. Кликс Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. М.: Высшая школа, 1978. 368 с.
27. Константинова А.П. Основные тенденции развития современного музея // Университетские музеи - национальное достояние. Материалы Международной научно-практической конференции 23-25 октября 2013 года. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2013. С. 125-130.
28. Котс А. Ф. О научно-исследовательской работе музеев. Труды Государственного Дарвиновского музея. Выпуск IV. Научно - исследовательская работа в естественнонаучном музее / Государственный Дарвиновский музей. М.: ГДМ, 2001. 176 с.
29. Лебедев А.В. О природе музейного проектирования // Музейное проектирование. Сост. А.В. Лебедев. М., 2009. 256 с.
30. Литвина Л. Университетские музеи за рубежом - прошлое и настоящее // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. М., 2005. № 2. С. 71-77.
31. Майстровская М.Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: в контексте искусства, архитектуры, дизайна: Автореф. дис. доктор искусствоведения: 17.00.06 / Майстровская Мария Терентьевна; Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова. М., 2002. 289 с. URL:http://www.dissercat.com/content/kompozitsionno-khudozhestvennye-tendentsii-formoobrazovaniya-muzeinoi-ekspozitsii-v-kontekst(дата обращения:
21.11.2016) .
32. Майстровская М.Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля. М.: Прогресс-Традиция, 2016. 672 с.
33. Майстровская М.Т. Музейный образ - поиски и находки (экспозиционное искусство 90-х годов) // Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века. Сб. науч. тр. М.: Рос. институт культурологии,
1997. С. 198-208.
34. Мартынов А. И. Вузовский музей. Особенности и традиции/ А. И. Мартынов// Музей и наука: сб. науч. статей. Кемерово, 2002.
35. Мартынов А.И. Место вузовских музеев в культурном пространстве городов / А.И. Мартынов, Н.А. Белоусова // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. ст. Кемерово, 2008. Вып. 2. С. 30-37.
36. Материалы круглого стола Лаборатории музейного проектирования. Почему музейный бум обходит Россию стороной? // Музей. М.: Наука и культура, 2010. №2. С. 44-49.
37. Медведева Е. «Кураторская кухня» Политехнического // Музей. М.: Наука и культура, 2015. №10. С.37-44.
38. Методические рекомендации по разработке научного проекта экспозиций. Составитель: н.с. научно-методического отдела Центрального музея Великой Отечественной войны Лабзина Н.А.Зав. отделом: Горбунова С.И. М., 2001.
39. Методические рекомендации по разработке научной концепции стационарной экспозиции музея. М.: Стройиздат, 1988. С.3.
40. Михайловская А.И. Музейная экспозиция: Организация и техника. М., 1964.
41. Музей в вузе // Мир музея. М., 2011. №10. С.55.
42. Музеи высших учебных заведений Санкт-Петербурга: справочник, выпуск 1. Л.И. Золотинкина, В.Е. Павлов. СПб., 2003. 72 с.
43. Музеи высших учебных заведений Санкт-Петербурга: справочник, выпуск 2. Составители А.И. Бартенев, Л.И. Золотинкина, В.Е. Павлов, Н.В. Павлова. СПб., 2006. 70 с.
44. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. Отв. ред. В.Ю. Дукельский. М.: Рос. институт культурологии МК РФ, 2010. 199 с.
45. Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века. Сб. науч. тр. М.: Рос. институт культурологии, 1997. 216 с.
46. Муравская С.В. Музеи высших учебных заведений: некоторые особенности существования // Вопросы музеологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2012. № 2 (6). С. 114-121.
47. Научное описание музейных предметов основного вещевого фонда по истории науки и техники. Методические рекомендации. М.: Информ Знание, 2004. 32 с.
48. Никишин Н. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века. Сб. науч. тр. М.: Рос. институт культурологии, 1997. С. 23-32.
49. Николаева Л.Н. Как это было. История создания музея Санкт- Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ». Доклад директора музея истории ЛЭТИ на Научно-практической конференции научно-педагогического состава «ЛЭТИ». СПб., 2006. 4 с.
50. Николаева H.A. Музейная экспозиция как художественная структура // Искусство музейной экспозиции. Сб. науч. трудов НИИ культуры. М., 1977. № 45.
51.Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. М.: Знание, 2000. 80 с.
52.Особенности построения экспозиции. Из опыта экспозиционной работы Государственного политехнического музея. / Методическая разработка. М.: Гос. Политехн. музей, 1993. 13с.
53. Открытие Музея истории ЛЭТИ имени В.И. Ульянова /Ленина/ 5 июня 1986 года, ... / СПб., 2003.
54. Первая Н.К. Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского // Памятники науки и техники в музеях России. М.: Политехн. музей, 1992.
55. Первый электротехнический. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2011. 484 с.
56. Положение о Музее истории Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ». СПб., 2011.
57. Поляков Т.П. Музейная колея, или О методах и технологиях проектирования музейных экспозиций // Музей. М.: Наука и культура,
2010. №4. С. 66-71.
58. Поляков Т.П. Музейная колея, или О методах и технологиях проектирования музейных экспозиций // Музей. М.: Наука и культура,
2010. №5. С. 40-46.
59. Пономарев С. Современные подходы к оптимизации музейного пространства // Музей. М.: Наука и культура, 2010. №5. С. 30-33.
60. Потапова Н. Копилка светлых идей // Музей. М.: Наука и культура, 2015. №7. С. 10-22.
61. Пояснительная записка к проекту интерьера музея истории Ленинградского Электротехнического института имени В.И. Ульянова/ Ленина/ ЛЭТИ. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, Ленинградское высшее художественно - промышленное училище имени В. И. Мухиной. Научно - исследовательские экспериментальные мастерские. Л., 1984.
62. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. М.: Искусство, 1974. 227 с.
63. Роль научно-технических музеев в сохранении культурного наследия // Museum. М., 1991. № 2/3. (168/169). С. 110-111.
64. Салова Ю. Г. Научно-исследовательская работа в музеях Центральной России: метод. указания / Ю. Г. Салова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2012. 52 с.
65. Сапанжа О.С. Развитие представлений о музейной коммуникации // Известия Рос. Гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. СПб., 2009. №103. С. 245-252.
66. Сидорова И.Б. Музеи Казанского университета на заре советской эпохи // Ученые записки Казанского ун-та. Казань, 2012. С. 227-239.
67. Смуров А.В. Проблемы и перспективы использования потенциала вузовских музеев в профессиональном образовании и воспитании // Академические и вузовские музеи: роль и место в научно - образовательном процессе: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Томск, 7-10 декабря 2008 г. / Отв. ред. Э.И. Черняк. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. С. 18-22.
68. Смуров, А.В. Университетский музей в XXI веке: проблемы и перспективы / А. Смуров, И. Ванчуров, В. Ходецкий // Музей. М.: Наука и культура, 2007. № 3. С. 58-61.
69. Соколова К. Рецепт нового музея // Музей. М.: Наука и культура, 2010.
№5. С. 22-25.
70. Станбери, П. Музеи при университетах и их коллекции / П. Станбери // Museum. М., 2000. № 4 (206). С. 4-9.
71. Степынина А.Е. Университетские музеи // Обозрение. №6. 2013. С. 180-186.
72. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. М.: Высшая школа, 2004. С. 156-158.
73. Таран А.В. Университетские музеи России: прошлое, настоящее, будущее // Обсерватория культуры. М., 2005. №2. С. 64-71.
74. Тихонов И.Л. О разных принципах построения экспозиции по истории университета: отечественный и зарубежный опыт // Университетские музеи - национальное достояние: Мат-лы Международной научно-практической конференции. 23 - 25 октября 2013 г. СПб: Изд-во Политех. ун-та, 2013. С. 31 - 34.
75. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. Учебное пособие. Ижевск: Ассоциация «Научная книга». 2007. 139 с.
76. Университетские музеи - национальное до стояние . Материалы Международной научно-практической конференции 23-25 октября 2013 года. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 300 с.
77. Хадсон К. Влиятельные музеи / пер. с англ. Л. Мотылев. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 194 с.
78. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л., 1929. 242 с.
79.Эрреман, Я. Университет и музей Мексики: историческое партнерство / Я. Эрреман // Museum. М.: 2000. № 4 (206). С. 33-38.
80. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учеб. пос. по муз. педаг. М., 2001. С. 94-99.
Электронные ресурсы
81. Аксенов П.В. Экспозиции технических музеев - от истории создания вещей к истории развития идей, или путь превращения технических музеев в инновационные центры. URL:http://akspa.narod.ru/MS.pdf(дата обращения: 8.03.2017).
82. Ананьев В.Г. Лестерская школа музеологии: история, персоналии, идеи // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб., 2013. Сер.
2. Вып. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lesterskaya-shkola-
muzeologii-istoriya-personalii-idei(дата обращения 16.11.2016).
83. Анциперова М. В правильном свете: как освещают объекты в музеях и галереях? URL:http://theoryandpractice.ru/posts/8712-gallery-lightning(дата обращения: 02.04.2016).
84. Блог фиеста. «Учеба и искусство»: музеи при университетах. URL: http://www.blog-fiesta.com/spb/places/ucheba-i-iskusstvo-muzei-pri-universitetah/(дата обращения: 3.11.2015).
85. Богатырева О.С. Университетские музеи России. URL:https://docviewer.yandex.ru/? url=http%3A%2F%2Fsntk.vlsu.ru%2Findex.php%2Fcomponent%2Fcck%2
F%3Ffile%3Dtezis%26id%3D1052%26task%3Ddownload&name=%3Ffile %3Dtezis%26id%3D1052%26task%3Ddownload&lang=ru&c=57f2397f78b4(дата обращения 10.04.2016).
86. Будко А.А., Волькович А.Ю. Методические подходы к формированию научной концепции экспозиции: опыт Военно-медицинского музея // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб., 2012. Вып. том 193.http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-formirovaniyu-nauchnoy-kontseptsii-ekspozitsii-opyt-voenno-meditsinskogo-muzeya(дата обращения: 18.11.2015).
87. Бюро Арттерра. Официальный сайт. URL:http://www.artterra.spb.ru(дата обращения: 8.11.2016).
88. Веселицкий О.В. Художественное проектирование музейных экспозиций в Ленинграде в 70-80-е гг. XX века: Автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.04 / Веселицкий Олег Владимирович; Санкт- Петербургская гос. худ.-пром. Академия им. А.Л. Штиглица. СПб.,
2010. 208 с. URL:http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennoe-proektirovanie-muzeinykh-ekspozitsii-v-leningrade-v-70-80-e-g-xx-veka(дата обращения 6.11.2016).
89. Веселицкий О.В. Особенности художественного проектирования музейных экспозиций в Ленинграде в 1960-1980-е гг. Комбинат живописно - оформительского искусства (КЖОИ). URL:http://rus.neicon.ru:8080/xmlui/bitstream/handle/
123456789/6144/8 10 03 35.pdf?sequence=1(дата обращения:
6.11.2016) .
90. Виртуальные музеи и виртуализация музея. Мир музея. М., 2010. №10. URL: http://www.mirmus.ru/2010/a201010/2011-05-19-06-09-41.html(дата обращения: 22.03.2017).
91. Ворошин С.Д. К истории формирования университетских музеев // Вестник ЮурГу. 2015. Т. 15. №2. Вып. № 4 / 2011. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/muzei-istorii-vuzov-kontseptsiya-komplektovaniya-kollektsiy-na-sovremennom-etape(дата обращения 29.09.2016).
92. Журнал Практика современной экспозиции URL:http://www.rudesign.ru/projects/expodesign/practice 2010/practice 10.htm(дата обращения: 3.10.2016).
93. Историко-технический музей Политехнического университета имени Петра Великого URL:http://www.spbstu.ru/culture/cultural-activities/historical-technical-museum/(3.11.2015).
94. Компания «Аскрин». Официальный сайт. URL: http://www.ascreen.ru/(дата обращения 8.11.2016).
95. Концепция развития Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства URL:http://www.vmdpni.ru/museum/development concept/ concept.pdf(дата обращения: 18.11.2015).
96. Концепция развития музея Северного Арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова. 2012. URL: http://narfu.ru/university/about/museum/concept/koncepcja.pdf(дата обращения: 15.05.2016).
97. Крылова И.В. К вопросу об интерпретации памятников науки и техники в музейной экспозиции // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2009. Сер. 6. Вып. 2. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-interpretatsii-pamyatnikov-nauki-i-tehniki-v-muzeynoy-ekspozitsii(дата обращения 12.11.2016).
98. Мартин Шерер. Зритель в экспозиции // Вопросы музеологии. 1(7). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2013. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/zritel-v-ekspozitsii(дата обращения 15.11.2016).
99. Методические рекомендации музея истории Томского государственного педагогического университета URL:http://koi.tspu.ru/koi books/galkina/pm1.htm(дата обращения 23.09.2016).
100. Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина (Авторский коллектив, под ред. Н.А.Никишина и В.Н.Сорокина). Москва-Самара,
1998. 140 с. URL:http://www.future.museum.ru/lmp/projects/samara/site/concept/index.html(дата обращения: 24.09.2016).
101. Музей и проектирование музейной деятельности. Учебное пособие.
URL: http://opentextnn.ru/museum/Museum textbook/?id=5882(дата
обращения 17.11.2016).
102. Музейное пространство СГТУ. URL:http://museum.sstu.ru(дата обращения: 10.12.2016).
103. Музейный комплекс Томского политехнического университета URL: http://tpu.ru/today/tpu-structure/struct-tpu/communication/ucp/museum/(дата обращения: 6.11.2016).
104.0 Музее физической техники Томского Политехнического университета. URL:http://news.tpu.ru/news/2013/08/08/19947/(дата обращения 5.11.2016).
105. Официальный сайт Ars Electronica Center. URL:http://www.aec.at/news/(дата обращения: 9.02.2017).
106.Официальный сайт Комитета университетских музеев и коллекций Международного Совета Музеев (ICOM) - UMAC (UniversityMuseumsandCollections) URL:http://icom-russia.com/data/mezhdunarodnye-komitety/umac/(дата обращения: 14.05.2016).
107. Официальный сайт Политехнического музея. Выставка «Лаборатория Земли»https://polymus.ru/ru/museum/news/politehnicheskiy-muzey-i-tsentr-ars-electronica-otkryvayut-sovmestnuyu-vystavku-/(дата обращения: 9.02.2017).
108. Официальный сайт СПбГЭТУ «ЛЭТИ» о музейном комплексе URL: http://www.eltech.ru/ru/universitet/istoriya-universiteta(дата обращения:
6.11.2016) .
109. Переверзев Л.Б. Активизация эстетического восприятия экспозиции.
URL:http://www.int-edu.ru/lbp/article/123.pdf(Дата обращения:
9.11.2016) .
110. Поправко Е.А. Музееведение. Методические пособие. URL:http://abc.vvsu.ru/books/muzeebed/page0015.asp(дата обращения 25.11.2016).
111. Программа стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт - Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина)». URL:http://www.eltech.ru/assets/files/university/normativnye-dokumenty/PSR.doc(дата обращения: 8.11.2016).
112. Ромашова М.В. Университетские музеи: проблемы управления и развития // ARS ADMINISTRANDI. 2015. Выпуск № 3. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/universitetskie-muzei-problemy-upravleniya-i-razvitiya(дата обращения: 14.05.2016).
113. Российская музейная энциклопедия. URL:http://www.museum .ru/rme/rme.htm(дата обращения: 22.04.2016).
114. Сайт дизайнерской фирмы In-design Аркадия Опочанского. URL: http://www.in-design.ru/index.htm(дата обращения: 29.04.2016).
115. Сайт Центр технического света. URL:http://www.lival-svet.ru/museum/(дата обращения: 28.10.2015).
116. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Музейная экспозиция. Научная подготовка. URL:http://www.alabin.ru/alabina/profi/courses2009/exposition/glava2/(дата обращения: 25.11.2015).
117. Семинар «Маркетинговые коммуникации университетских музеев: целевые аудитории, новые форматы взаимодействия и цифровые медиа» состоялся 22 апреля 2016 в Москве в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова. URL:http://www.fondpotanin.ru/novosti/2016-04-25/9340553(дата обращения: 13.02.2016).
118. Словарь музейных терминов. Учебно-методическое пособие. Сост. О.И. Захарова. Красноярск, 2013. URL:http://structure.sfu-kras.ru/files/structure/docs/slovar muzeynyh terminov.pdf(дата обращения: 13.02.2016).
119. Студия Артефактум - создание выставок, экспозиций. URL:http://www.artefactum-studio.ru/projects.html(дата обращения 17.11.2016).
120.Чуклина Т.И. Метод погружения как актуальный метод построения музейной экспозиции: Автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.03 / Чуклина Татьяна Изосимовна; Санкт-Петербургский гос. ун-т. СПб.,
2011. 182 с. URL:http://www.dissercat.com/content/metod-pogruzheniya-kak-aktualnyi-metod-postroeniya-muzeinoi-ekspozitsii(дата обращения: 19.11.2015).
Зарубежные источники
121. Jane Weeks. The loneliness of the university museum curator//Museum International. M., 2000. №2. 10-14 p.
122. Kishino A. F., Milgram P Taxonomy of Mixed Reality Visual Displays // IEICE Transactions on Information and Systems, E77-D (12). 1994. P 1321-1329. URL: http://vered.rose.utoronto.ca/people/paul_dir/IEICES4/ ieice.html (дата обращения: 6.03.2017).
123. Lighting for museums and galleries URL: http://www.havells- sylvania.com/documents/documents/Museums%20and%20Galleries%20- %20Brochure%20-%20English.PDF(дата обращения: 23.03.2017).
124. Managing University Museums (Education and Skills) / Int. by M.
Kelly. Paris, 2001.
125. Nick Merriman. The current state of Higher Education Museums, Galleries, and Collections in the UK. URL:https://core.ac.uk/download/pdf/33410630.pdf(дата обновления: 8.11.2016).
126. P. Stanbury. Adding value to university collections //Museologia 3. 1-4 p.
URL:http://edoc.hu-berlin.de/umacj/2002/stanbury-1/PDF/stanbury.pdf(дата обращения 8.11.2016).
127. Pearce S. M. Thinking about things // Interpreting Objects and collections. NewYork. 1994. P 125-133. URL:https://books.google.ru/books? hl = ru&lr = &id = ElDlbc- kv3EC&oi=fnd&pg=PA125&dq=related:vislsWkbik55zM:scholar.google.co m/ &ots=IwL135up2c&sig=s7kkD7xsflc7bAYN9NyW9iBt2ZI&redir esc=y#v=onepage&q&f=false(дата обращения 16.11.2016).
128. Penelope Theologi-Gouti. A new museum for an ancient land: Patras
University Science and Technology Museum // Museum International. M.,
2000. №2. 25-27 p.
129. Peter B. Tirrell. The university museum as a social enterprise. URL:http://edoc.hu-berlin.de/umacj/2001/tirrell-119/PDF/tirrell.pdf(дата обращения
2.11.2016) .
130. Warhurst, A. 1986. Triple crisis in university museums // Museums Journal.
1986. 137-140 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ