Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представление истории диссидентского движения в музеях России

Работа №88409

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы67 с.
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Деятельность государственных музеев по сохранению и изучению истории диссидентского движения 12
1.1 Включение наследия диссидентского движения в фондовое
собрание и экспозицию Государственного музея политической истории России 12
1.2 История формирования и опыт работы Государственного бюджетного учреждения культуры Пермского края «Мемориальный музей-заповедник истории политических репрессий
“Пермь-36”» 22
Глава 2. Музеефикация наследия диссидентского движения 30
2.1Интерпретация правозащитного движения диссидентов музейными средствами 30 2.2 Освещение религиозного направления в движении диссидентов в Музее истории Международного союза церквей евангельских
христиан баптистов (Прокопьевск) 41
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 53
Список сокращений 63
Приложение

Понятие «Диссидентство» пришло в русский язык из латинского: dissidens - несогласный, через английский: dissent - разногласие, расхождение во взглядах. Употребляется в форме «диссентерство» и «диссидентство» Понятия диссидентства и свободомыслия, характеризующие контркультурные тенденции тоталитарных обществ, в своем изначальном смысле использовались по отношению к образованию автономностей в сфере религиозной доктрины. Так, понятие диссиденты в «Новой философской энциклопедии» под ред. В. С. Степина помещено в словарной статье к понятию «диссентеры» и определяется следующим образом: «Диссентеры - общее обозначение членов религиозных объединений, оппозиционных в отношении к государственной церкви и действующих вне ее пределов; верующие, не подчиняющиеся церковной дисциплине» 1. Таким образом, применительно к контркультурным тенденциям в тоталитарных обществах второй половины XX в. тотальность религиозного догмата была заменена тотальностью догмата идеологического. Не только сами понятия, но и многие сущностные характеристики стоящих за ними явлений сохранили при этом общие черты.
В Указе Президента РФ «Об основах культурной политики» от 24 декабря 2014 г. № 808 говорится об усилении роли музея в деле исторического и культурного просвещения и воспитания. Потенциал музеев должен быть использован для решения обозначенных в Указе задач: укрепления гражданской идентичности, сохранения культурного и исторического наследия, передачи от поколения к поколению традиционных ценностей, норм и традиций, реализации творческого потенциала граждан России. Музеи, исследуемые в данной работе, как социокультурные институции, несут
ответственность за сохранение и ретрансляцию особого спектра культурного наследия, осознаваемых обществом как ценность. Это ценность комплекса личностных свобод человека.
Актуальность исследования обусловлена современным состоянием проблемы тематики истории советского диссидентства. В настоящее время для отечественного социально-гуманитарного знания актуальной является тема сохранения исторической памяти, которая принимает непосредственное участие в формировании ценностных ориентиров личности, в становлении гражданского общества. Музеи удачно сочетают в себе функции сохранения наследия и конструирования смыслов .
Немаловажная часть истории, особенно и непосредственно влияющей на состояние социальной обстановки сегодня, - это Новейшая история, история ХХ в. В позднем СССР влиятельной силой, во-первых, в умах, затем и на социальной и политической арене, являлись идеи различных диссидентских движений, как разностороннего протеста против нарушений органов власти тех или иных законов или обязательств, общечеловеческих прав и свобод.
Изучение степени освещения в музеях России истории советского диссидентства, таким образом, представляется актуальной темой.
Историографический обзор использованной литературы. Историография по истории диссидентского движения в СССР довольно обширна. В исторической и политико-аналитической литературе советского периода ставилась цель дискредитировать диссидентское движение в СССР, как чужеродное явление. Ярким примером работ, посвященных диссидентскому движению, являются книги Н.Н. Яковлева и А.В. Белова .
После смены политического строя в 1990-х гг. публикуются воспоминания участников диссидентских движений и первые объективные
исследовательские работы. Авторами такого рода работ были Л.А. Алексеева , Г.А. Арбатов , Д. Синявский , Дж. Эллис , В.К. Буковский , А.Б. Безбородов , П. Вайль , Р.А. Медведев и др. Многие из них сами участвовали в диссидентском движении. Характер этих работ во многом имел публицистический характер.
Тема диссидентства вошла в круг научных исследований с середины 1990-х гг. К ней обращались М.И. Геллер , С.Г. Кара-Мурза , И.Я. Фроянов , О.М. Хлобустов , А.А. Данилов и др. Ряд вопросов ученые исследовали в диссертациях: А.Ю. Блок систематизировал все виды административных и уголовно-процессуальных санкций, примененных к диссидентству в обозначенный период; С.Н. Грошев рассмотрел влияние реформирования органов внутренних дел СССР на их функциональность и методику работы, в том числе по отношению с протестными движениями; А.В. Пыжиков осветил перемены в политике и общественном сознании после смерти И.В. Сталина, искусственное сдерживание которых привело к формам диссидентства; В.Б. Романовская изучила влияние репрессивных мер, судо-фабрикаций, открытых и закрытых судов на сознание общества; Ю.В. Вильховский продемонстрировал политику государственной власти к евангельским церквам, религиозным диссидентам; О.П. Лахно выявил причины и методы выражения сопротивления религиозных диссидентов; И.А. Романкина представила обзор возникновения, содержания движения и дала оценку попыток типологизации диссидентства по направлениям исследователями; О.Н. Береснева рассмотрела диссидентство как закономерное явление в культуре тоталитарного государства, а также сделала попытку классификации по признаку содержания конфликта с государством; Е.А. Назырова изучила трансформацию и сохранение основных черт современного правозащитного движения как преемственность советского.
Изыскания этих исследователей имели впоследствии определяющее значение в создании научной базы деятельности музеев истории диссидентства, использовалисьпри создании экспозиций и комплектования экскурсионных материалов.
Деятельность отдельных музеев, в экспозициях которых в той или иной мере презентуется история диссидентства в СССР 1960-1980-х гг.также отражена в научных исследованиях. ВработеМ.В. Шавруковой представлены результаты изучения истории формированиядиссидентской коллекции в фондах Государственного музеяполитической истории России. В статье Я. Долак анализируются факторы и свойства музейных предметов и музейной экспозиции, позволяющие наладить коммуникацию с посетителем, сделать их «понятными друг для друга».В исследовании А.П. Смирнова выдвигается тезис о музейной этичности, связанной с протяженности во времени процесса «усвоения» собственной истории. В работе А.Д. Манохиной дается оценка изысканийэкспозиционеров по отражению в формате музея конфликта официальной и неформальной культуры в жизни граждан позднего СССР.
История создания и деятельность общественных музеев нашла отражение в работах ряда исследователей: в публикации В.А. Кутдусововой рассмотрена проблемы работы музеев о диссидентстве в современной политической обстановке; в статье В.С. Стаф исследованы проблемы музеефикации наследия диссидентства в связи с политикой современной России; в исследованиях С.А. Шевырин описан опыт работы исследователя с документами архивов, свидетельскими показаниями и артефактами присозданииновой музейной экспозиции,представлены пути преодоления трудностей, сопряженных с освещением и трактовкой Новой истории в экспозиции.
В ряде трудов рассматривается проблематика работы музеев по истории диссидентства. В статье Е.Н. Мастеницы анализируется влияние культуры современности на оценку прошлого в музейных институциях. В исследовании Г.К. Ольшевской поднимается проблема работы в музеях на темы по Новейшей истори. В публикацииО.А.Божечко раскрываются проблемы построения экспозиций исторических музеев, посвященных современной политической тематике, обозначены социокультурные предпосылки их появления, определены задачи, рассмотрены особенности построения экспозиций. Исследователь С.А. Буторова указала, что наличие музеев истории диссидентства - признак того, что общество преодолевает, усваивает негативный исторический опыт.В публикации Р. Чепайтене дается обзор мировых музеев, в экспозиции которых представлено наследие тоталитарного прошлого и анализируется опыт работы с ним, проводятся параллели с работой российских музеев.
Таким образом, изучение историографии выявило, что наряду с изучением и разносторонним анализом диссидентского движения в СССР, музейное сохранение диссидентского наследия, формы, задачи и проблемы популяризации диссидентских идей в современности изучены недостаточно. Не выявлено обобщающих работ, анализирующих экспозиции музеев России, содержащие материалы по истории диссидентства.
Цель работы- выявить и систематизировать сведения по истории создания и современной деятельности музеев, демонстрирующих историю советского диссидентства. Для выполнения указанной цели определены следующие задачи:
- определить государственные и общественные музеи России, в которых осуществляется научно-исследовательская деятельность по истории советского диссидентства;
- рассмотреть формирование и состав фондовых собраний по истории диссидентства в музеях;
- охарактеризовать представлениенаправлений диссидентского движения в музейных экспозициях.
- выявить роль деятельности музеев по истории диссидентства в современном обществе
Объектом исследования данной работы является профильная группаисторических музеев.
Предметомисследованияявляются материалы по истории диссидентства и их использование в деятельности музеев.
Хронологические рамкиисследования определены с 1960-х гг. до конца апреля 2022 г.Нижняя граница обусловлена временем начала формирования первых архивных материалов и коллекций, отражавших движение диссидентства в СССР. Верхняя хронологическая граница определена завершением сбора информации и материалов для настоящей работы.
Территориальные рамкиисследования представлены государственными границами Российской Федерации на момент написания работы.
Источниковая база. Выявленные по теме исследованияисточники объединены в следующие группы:
- музейные экспозиции Музея Региональной общественной организации «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова». (Москва) и церковного Музея истории Международного союза церквей евангельских христиан баптистов(МСЦ ЕХБ) ;
- архивные материалы Краевого государственного казенного учреждения «Государственный архив Алтайского края» (КГБУ ГААК). Использовались документы из фонда «Уполномоченный Совета по делам религий» о деятельности религиозных диссидентов на Алтае, масштабах движения и взаимоотношениях с властью;
- официальные сайты Государственного музеяполитической истории России , Музея-заповедника «Пермь 36» в Пермском крае , Музея А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде и Сахаровского центра в Москве . Использовались данные о истории музеев, о процессе формирования и состава коллекций, а также о современной деятельности музея, о работе с различными категориями посетителей.
Методология и методика работы. В работе использованы такие методы исследования, как анализ научной литературы, анализ экспозиций музеев, систематизация и классификация полученных сведений. С помощью культурологического подхода к музейности, предложенного О.С. Сапанжа , в работе рассматриваются взаимодействие музея с меняющимися социокультурными реалиями.
Апробация работы. Основные проблемы исследования были представлены в виде докладов на занятиях по дисциплине «Спецсеминар» и на1Х региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения, списка источников и литературы, списка сокращении и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование музеев, собирающих, изучающих, хранящих и популяризующих наследие различных диссидентских движений выявило заинтересованность общества в осознании и реализации основных общечеловеческих прав человека в гражданской, национальной, религиозной, творческой и индивидуально-личностной сферах.Коллекции музеев эффективно выполняют культурообразовательную функцию, оказывая на посетителей информативное, эстетическое и эмоциональное воздействие .Несмотря на сложные вопросы «диссонирующего наследия» факт существования данного вида музеев в современной культуре свидетельствует об осознании проблемы тоталитарного прошлого и стремлении к ее преодолению .
По мере исследования выявлены и изучены следующие музеи, в той или иной мере хранящие историю советского диссидентства 1960-1980-х гг.: Государственный музей политической истории России; Государственное бюджетное учреждение культуры Пермского края «Мемориальный музей- заповедник истории политических репрессий “Пермь-36”»; Региональная общественная организация «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова»; Музей А.Д. Сахарова; Музей истории Международного совета церквей евангельских христиан баптистов.
В фондах государственных и общественных музейных и архивных учреждений собран значительный объем материалов, который позволяет довольно целостно восстановить и осмыслить историю диссидентства, его значение в культурной жизни страны.
Однако до настоящего времени часть документов не введена в научный оборот, архивы описаны не в полном объеме, в коллекциях и экспозициях многих государственных музеев отсутствуют сведения об этом значимом пласте культуры.
Тема активно разрабатывается в негосударственных общественных организациях. Наиболее значимыми из них до недавнего времени являлись Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» и региональная общественная организация «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» в Москве.Первые выставки о советском диссидентстве были организованы общественной группой «Мемориал» в Москве в ноябре 1988 г. на «Неделе совести», организованной при участии редакции журнала «Огонек» . Материалы и документы, собранные во время выставки, позволили открыть в 1990 г. Музей общества «Мемориал». Учреждение стало обладателем обширных и интересных музейных собраний произведений искусства и рукоделия заключенных советских лагерей, а также предметов, связанных с лагерным и тюремным бытом, с историей советских репрессий и сопротивления тоталитарному режиму. Уникальные материалы Музея общества «Мемориал» активно экспонировались на партнерских выставках в Москве, а также в других городах России и странах Европы. Регулярно проводились временные выставки. Наиболее значимые из них по истории диссидентства можно выделить выставки «После полудня. 1968»,«Право переписки», «А упало, Б пропало. Словник советской цензуры».Однако в настоящее время деятельность Международного общества «Мемориал» и его Музея приостановлена по решению Верховного суда РФ от 28.12.2021.
Как видим, в реализации задач сохранения наследия и идеалов советского диссидентства значителен вклад именно общественных организаций. Однако,
как показывает практика работы музеев, какой бы деятельной и авторитетной ни была общественная организация, работа по увековечению памяти жертв репрессий не должна оставаться без внимания федеральных и региональных органов государственной власти. Только при участии государства может быть обеспечена полнота информации обо всех жертвах репрессий. Здесь немаловажна открытость архивов. На данный момент государственная поддержка и непосредственное участие в этой работе явно недостаточны .
Деятельность исследованных музеев направлена не только на хранение уникальных документальных памятников прошлого, но и на формирование исторического сознания; реализацию не только мемориальной, но и ретранслирующей функции.
Экспозиции изученных музеев, являясь синтезированным продуктом музейной интерпретации истории и выступая основным каналом музейной коммуникации, осуществляющим диалог с посетителем , позволяютдонести до посетителя информацию, которая в результате научно-исследовательской работы и анализа социума стала важнойдля этих музеев.
К проблематике изученного вида музеев можно отнести следующее: из-за относительной недавности событий, которые относятся к Новейшей политической истории, их адекватное отображение в музейной экспозиции осложнено необходимостью наиболее точно экспозиционно идентифицировать происходящие в обществе процессы,дать им социальные характеристики, при том, что тематика и экспонаты психологически не отделены от посетителя, они находятся во временной близости к повседневному опыту каждого. К тому же из-за небольшой временной дистанции трудно, а зачастую невозможнорасставить акценты в экспозиции, дать объективную характеристикутем или иным событиям - оценки будут неизбежно пристрастны. Любая экспозиция несет на себе отпечатоквзглядов экспозиционеров. Поэтому наиболее неидеологизированной и объективной является экспозиция, основанная на глубоком анализе проблем, построенная на подлинниках и представляющая достаточно полныйи разносторонний материал по выбранной проблеме.
К разрешению этих сложностей стремятся исследованные музеи, изучая, сохраняя и популяризуя историю диссидентского движения в СССР 1960-1980-х гг.



1. Алексеева Л.А. История правозащитного движения: Учеб. пособие. М.: Московская школа прав человека, 1996. 126 с.
2. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление. (1953-1985 гг.):
свидетельство современника. М.: Международные отношения, 1991. 398 с.
3. Баженова Т.М. Сборник документов по истории государства и права СССР. Свердловск: Свердловский Юридический институт им. Р.А. Руденко, 1987. 213 с.
4. Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского движения 50-80-х годов. М.: РГГУ, 1994. 347 с.
5. Белов А.В., Шилкин А.Д. Диверсии без динамита. М.: Политиздат, 1972. 175 с.
6. Богораз Л. История, философия, принципы и методы правозащитной деятельности: сборник материалов семинара Московской Хельсинкской группы «Права человека». М.: ИНТУ, 1995. С. 47-56.
7. Божечко О.А. Создание новых музейных экспозиций по истории ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 1 (15): в 2-х ч. Ч. II. C. 34-37.
8. Буковский В.К. «И возвращается ветер.». Письма русского путешественника. М.: Демократическая Россия, 1990. 464 с.
9. Буторов С.А. Преодоление тоталитарного прошлого в современной культуре // Вестник МГУКИ. № 5 (61), 2014. С. 25-33.
10. Бюллетень Совета родственников узников №16, 1974. 58 с.
11. Бюллетень Совета родственников узников №17, 1974. 67 с.
12. Вайль П., Генис А. 60-е, мир советского человека. М.: НЛО, 1998. 238 с.
13. Волохов С.П. Протестное движение евангельских христиан-баптистов 1960 - 1980-х гг. (на материалах Алтайского края, Новосибирской и Томской областей) // Вестник Барнаульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2002. №2. С. 131 - 137.
14. Геллер М. Российские заметки. 1969 1979. М.: МИК, 1999. 567 с.
15. Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917¬1991. Уфа: Восточный университет, 1995. 309 с.
16. Даниэль А. Инакомыслие в аспекте повседневности // Мемориал. 2001. № 24. С. 67-71.
17. Диссиденты СССР, Восточной и Центральной Европы: эпоха и наследие // Сборник материалов Первых чтений памяти Арсения Рогинского. М.: Международный Мемориал, 2020. 318 с.
18. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.). Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999. 383 с.
19. Долак Я. Музейная экспозиция - музейная коммуникация // Вопросы музеологии. 2010. №1. С. 106-117.
20. Казакова Т.И. Основные аспекты трансформации российского общества второй половины XIX - начала XX в. в экспозиции ГЦМСИР // История России второй половины XIX - начала XXI в. в экспозиции и коллекциях ГЦМСИР. М., 2008. С. 8-16.
21. Кара-Мурза С.Г. Официальное советское обществоведение и незнание общества, в котором мы живём. М.: ИТРК, 1995. 149 с.
22. Костина А.В., Гудима Т.М. Культурная политика современной России: соотношение этнического и национального. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. С. 107-108.
23. Крючков Г.К. Великое пробуждение ХХ века. М.: Издательство «Христианин», 2008. 512 с.
24. Кутдусова В.А. Пермь-36: от музея истории политических репрессий к музею истории сотрудников ГУЛАГа // Диалоги о культуре и искустве. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию со дня основания Пермского государственного института культуры. Пермь: 2015. 214 с.
25. Манохина А.Д. Культура советской повседневности в экспозициях исторических музеев Санкт-Петербурга // Вопросы музеологии. 2019.№ 9 (1), 83-92.
26. Мастеница Е.Н. Музейная интерпретация истории как культурологическая проблема // Вопросы культурологии. 2009. № 9. С. 39-43.
27. Медведев Р.А. Связь времён. Ставрополь: Книжное издательство, 1992. 608 с.
28. Митрохин Л.Н. Баптизм. М.: Издательство политической литературы, 1966. 263 с.
29. Одинцов М. Хождение по мукам // Наука и религия. 1991. №7. С. 2-11.
30. Ольшевская Г.К. История XX-XXI вв. в современных экспозициях и выставках // Трансформация российского общества второй половины XIX - начала XXI в. в современных исторических исследованиях и музейной деятельности. М.: БИ, 2009. С. 263-272.
31. Подледнов Д.Д. Художественное осмысление темы политических репрессий на примере творчества Рудольфа Веденеева 1970-1990-х гг. // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. 2021. Т. 7. № 1. С. 95-110.
32. Политическая история России. Теория и музейная практика: Сборник научных трудов Гос. музея политической истории Росси. СПб.: Полиграфическое предприятие № 3, 2016. 127 с.
33. Путилова Е.Г. Особенности выставочной работы музея Международного общества «Мемориал» г. Москва в конце 1980-х - 2000-е гг. // Научно¬методический журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 1581-1585.
34. Путилова Е.Г. Коммеморативные практики музея Международного общества «Мемориал» на этапе становления движения (конец 1980-х - начало 2000 гг.) // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015. Т. 15. № 1. С. 43-48.
35. Путилова Е.Г. Увековечивание памяти жертв политических репрессий в России как одно из направлений деятельности общества «Мемориал» по сохранению исторической памяти // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 11 (25): в 2-х ч. Ч. I. C. 148-152.
36. Пушков Е.Н. Ты был всюду со мной. М.: Издательство «Христианин», 2007. 265 с.
37. Революция 1917 года в России: события и концепции, последствия и память: материалы Международной научно-практической конференции 11-12 мая 2017 г. СПб.: ДБ, 2017. 703 с.
38. Сабенникова И.В., Химина Н.И. Публикация исторических документов в постсоветский период: анализ археографической практики // Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. 2016. № 1 (3). С. 103-114.
39. Савин А.И. Этноконфессия в Советском государстве. Меннониты Сибири в 1940 - 1980-е годы: религиозные диссиденты. Документы и материалы. Новосибирск: Посох, 2015. 560 с.
40. Сальникова А.А., Герасимова Е.А. Советская политическая тюрьма 60-х - 70-х годов ХХ века: концепция власти и повседневные реалии // Ученые записки казанского университета. Серия: гуманитарные науки. 2016. № 3 (158). С. 653-921.
41. Самойлова М.А. Музей особого назначения. К 100-летию Государственного музея политической истории России. 1919-2019 гг. СПб.: Изд-во «Любавич», 2019. 167 с.
42. СапанжаО.С. Культурологиеское измерение музея: морфология
музейности // Вопросы музеологии. 2011. №2(4). С. 3-13.
43. Свирский Г. На лобном месте: литература нравственного сопротивления (1946-1976 гг.). Лондон: Новая литературная библиотека, 1979. 623 с.
44. Сергеев В.Н. Левые диссиденты периода оттепели - советский вариант «новых левых» // Новое прошлое. 2018. № 4. С. 164-177.
45. Синявский А.Д. Диссидентство как личный опыт // Юность. 1989. №5. С. 87-92.
46. Смирнов А.П. Интерпретация исторического прошлого в музейном пространстве: границы возможного и допустимого // Исторический музей как зеркало перемен. 1991-2011. Материалы междунар. науч.-практ. конф., 5¬6 октября 2011 г. СПб.: Норма. С. 33-42.
47. СтафВ.С. Мемориализация «негативного наследия» в современной России на материале лагерных музеев в Пермском крае // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 428. С. 183-187.
48. Телегина А.Е., Кандыба, Н.В. Большая книга правозащиты в 2-х томах. Томск: Офсет центр, 2021. 1182 с.
49. Тиханова В.А. Каталог музейного собрания общества «Мемориал». М.: Звенья, 1998. 208 с.
50. Устав Общественной комиссии по сохранению наследия академика Сахарова. М.: Сахаровский центр, 2012. С. 4.
51. Фаст А.А. Советское государство, религия и церковь. Барнаул: И1П1 «Алтай», 2008. 704 с.
52. Фроянов И.Я. Погружение в бездну. СПб.: Родина, 1999. 384 с.
53. Харитонова Е.Г. Информационные ресурсы общественных организаций: история, состав фондов, направления деятельности архива и библиотеки Международного общества «Мемориал» (конец 1980-х - 2000-е гг.) // Общество. Среда. Развитие. 2016, № 3. С. 21-26.
54. Хлобустов О.М. Права человека и интересы национальной безопасности. М.: Московская школа прав человека, 1999. 181 с.
55. Чепайтене Р. Стратегии и проблемы охраны наследия тоталитарных режимов // Вестник пермского университета: История. Выпуск 2 (33), 2016. С. 14-27.
56. Чуйкина С. Как рассказать о ГУЛАГе языком исторической выставки: «Право переписки» в московском «Мемориале» // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2015, № 1. С. 158-183.
57. Шевырин С.А. Сложные вопросы истории в экспозиционно-выставочной работе Мемориального музея истории политических репрессий // «Трудное наследие» российской истории в экспозиционно-выставочной деятельности музеев: Межрегиональный научный семинар в рамках заседания Научного совета исторических и краеведческих музеев РФ. Рязань, 2019. С. 184-190.
58. Шевырин С.А. Медицина в тюрьме. Из опыта музейной реконструкции медицинского кабинета на участке особого режима в музее «Пермь-36» // Научно-практическая конференция «История медицины и образования города Перми - три века служения людям». Рязань, 2020. С. 54-55.
59. Шевырин С.А. Туристические проекты Мемориального музея- заповедника «Пермь-36» // Музейное наследие. Диалог времен: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пермь: Кудымкар, 2021. С. 46-52.
60. Эллис Д. Русская православная церковь. Согласие и инакомыслие. Лондон: OPI, 1990. 309 с.
61. Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. М.: Молодая гвардия, 1980. 287 с.
Электронные ресурсы
62. Береснева О.Н. Диссидентское движение как явление общественно¬
политической жизни СССР в 1960 - 1980 гг.: дисс. .канд. ист. наук. Саратов, 2001. 214 с. [Электронный ресурс].
URL: й11рз://^^^1Д1ззегса11сот/соп1еп1/б1зз1беп1зкоае-бу17Йеп1е-как-уау1еп1е-
obshchestvenno-po1iticheskoi-zhizni-sssr-v-1960-1980-gg (дата обращения: 6.03.2022).
63. Блок А.Ю. Исторический опыт административно-правоохранительной
политики советского государства в 1953 - 1964 гг.: дисс. .канд. ист. наук. Краснодар, 2002. 195 с. [Электронный ресурс].
URL: https://www. dissercat.com/content/istoricheskii-opvt-administrativno-
pravookhranitelnoi-politiki-sovetskogo-gosudarstya-v-1953 (дата обращения: 18.03.2022).
64. Быкова М. Горький сахар: как выживает Сахаровский центр спустя семь лет после признания иноагентом // Дискурс: Электронный журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://discours.io/ar(дата обращения: 07.04.2022).
65. Государственный каталог музейного фонда РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://goskata1og.ru/porta1/#/co11ections?museumIds=1205(дата обращения: 24.04.2022).
66. Грошев С.Н. Реформирование системы органов внутренних дел СССР в
1956-1968 гг.: дисс. .канд.юр. наук. М., 2008. 214 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/reformirovanie-sistemv-organov-
vnutrennikh-del-sssr-v- 1956-1968-gg (дата обращения: 18.03.2022).
67. Мир Музея // Официальный сайт «Мир Музея». [Электронный ресурс] URL:http://www.mirmus.ru/novosti-mira-muzeev/iss1edovate1skij-seminar-moskya- me sta-pamvati. Ь^Сдата обращения: 13.03.2022).
68. Морозова Е.В. Социокультурная детерминированность музейной
политики: вторая половина XX - начало ХХ1вв: дисс. .канд. ист. наук. СПб, 2018. 271 с. [Электронный ресурс].
URL: https://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnaya-determinirovannost-
muzeinoi-politiki-vtoraya-polovina-xx-nachalo-xxi-veka/read(gara обращения:
21.04.2022).
69. Музей Мемориал // Официальный сайг «Мемориал». [Электронный ресурс] URL: https://www.memo.ru/ru-ru/collections/museum/(дaтa обращения: 24.04.2022).
70. Назырова Е.А. Правозащитное движение в России: История и
современность: дисс. .канд. ист. наук. М., 2002. 157 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/pravozashchitnoe-dvizhenie-v-rossii-
istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 14.03.2022).
71. Официальный сайт Мемориального центра истории политических репрессий "Пермь-36". [Электронный ресурс] URL: http://perm36.org/ru(дaтa обращения: 24.04.2022).
72. Официальный сайт Министерства культуры РФ. [Электронный ресурс]
URL: https: //www. culture. ru/institutes/10880/muzei-a-d-
sakharova?ysclid=l2bpxrurgs(дaтa обращения: 24.04.2022).
73. Официальный сайт Музея А.Д. Сахарова. [Электронный ресурс] URL: https://sakharovmuseum.ru/%d0%be-%d0%bd%d0%b0%d1%81/
74. Официальный сайт Музея политической истории России. [Электронный ресурс] URL: polithistory.ru(дaтa обращения: 13.04.2022).
75. Письмо 25-ти деятелей Советской науки, литературы и искусства Л.И.
Брежневу против реабилитации И.В. Сталина. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. ihst. ru/proj ects/sohist/document/letters/antistalin. йодата
обращения: 15.03.2022).
76. Пыжиков А.В. Исторический опыт политического реформирования
советского общества в 50-е - 60-е годы: дисс. .канд. ист. наук. М., 1999. 400 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/istoricheskii-opyt- politicheskogo-reformirovaniya-sovetskogo-obshchestva-v-50-e-60-e-gody (дата
обращения: 18.03.2022).
77. Романкина И.А. Типология диссидентского движения в СССР: 1950-е -
1980-е годы: дисс. ...канд. ист. наук. Коломна, 2007. 197 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/tipologiya-dissidentskogo-
dvizheniya-v-sssr- 1950-e-1980-e-gody (дата обращения: 14.03.2022).
78. Романовская В.Б. Репрессивные органы и общественное правосознание в
России XX века: Опыт филосовско-правового исследования: дисс. ... д-ра ист. наук. СПб., 1997. 432 с. [Электронный ресурс].
URL: https://www.dissercat.com/content/repressivnye-organy-i-obshchestvennoe- pravosoznanie-v-rossii-xx-veka-opyt-filos-pravovogo-is (дата обращения:
18.03.2022).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ