Правовая основа и понятие субъектов местного самоуправления в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации 12
1.1 Сущность и понятие местного самоуправления 12
1.2 Структура и функции органов местного самоуправления в РФ 18
Глава 2 Формирование системы органов местного самоуправления городского округа «Города Заринск» 49
2.1 Представительный орган местного самоуправления 49
2.2 Правовой статус главы муниципального
образования 57
2.3 Сравнительный анализ муниципальных образований, на примере городского округа «Город Заринск» и муниципального образования
«Краснощековский район» 66
Заключение 84
Список источников и литературы 87
Приложение 88
Глава 1 Становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации 12
1.1 Сущность и понятие местного самоуправления 12
1.2 Структура и функции органов местного самоуправления в РФ 18
Глава 2 Формирование системы органов местного самоуправления городского округа «Города Заринск» 49
2.1 Представительный орган местного самоуправления 49
2.2 Правовой статус главы муниципального
образования 57
2.3 Сравнительный анализ муниципальных образований, на примере городского округа «Город Заринск» и муниципального образования
«Краснощековский район» 66
Заключение 84
Список источников и литературы 87
Приложение 88
Актуальность темы. Обусловлена тем, что интерес к проблемам организации местной власти не ослабевает и, кроме того, вопросы развития местного самоуправления признаны федеральной властью как одна из приоритетных задач государства. Местное самоуправление в России имеет исторические корни, хотя современная ситуация и отличается от той, что сложилась ранее, но при выборе рациональной системы организации местной власти не следует забывать об историческом опыте при создании нормативно - правовой базы регламентирующей деятельность органов местного самоуправления.
Сегодня уже можно оценить практику реализации нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., (далее - Федеральный закон, 2003) учитывая, что в 46 субъектах Российской Федерации он реализуется с 1 января 2006 г., а отдельные его положения действуют еще с октября 2003 г., диагностировать достоинства и недостатки сложившейся модели местного самоуправления, понять перспективы развития российской муниципальной системы.
Система органов местного самоуправления оговаривается в Конституции РФ и включает в себя перечень органов местного самоуправления, создаваемых в каждом муниципальном образовании. Система органов местного самоуправления, как самостоятельный раздел науки муниципального права, разработан сравнительно неплохо. Проблемам становления системы органов местного самоуправления в научной литературе уделяется сегодня достаточно большое внимание, но, тем не менее, не все вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления, определения их места и значения в системе публичной власти исследованы всесторонне. Многие российские ученые, обращают внимание на проблемы, связанные с применением на практике действующего законодательства о местном самоуправлении.
Научная новизна работы заключается в обобщении опыта организации системы органов местного самоуправления и рассмотрение процесса функционирования органов местного самоуправления на примере города Заринск и Краснощековского района.
Предметом исследования является правовое регулирование деятельности местного самоуправления на примере муниципальных образования Алтайского Края.
В качестве объекта изучения выступает местное самоуправление в Российской Федерации.
Целью диссертационной работы является исследование не только теоретических основ организации системы органов местного самоуправления, но и изучение функционирования системы органов местного самоуправления на примере муниципального образования «Город Заринск».
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
1. изучение системы органов местного самоуправления как обособленной системы управления;
2. осмысление роли и места органов местного самоуправления в государственном управлении;
3. выявление особенностей структуры органов местного самоуправления;
4. исследование формирования и организации деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального образования «Город Заринск», а также «Краснощековский район».
Территориальные рамки исследования. Определяются территорией Алтайского края. Для сравнения в работе использован опыт организации и функционирования органов МСУ «Город Заринск», «Краснощековский район».
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 - по настоящее время. Нижняя граница связана с процессами регулирования отношений между всеми уровнями публичной власти. Верхняя граница 4
охватывает 2018 год, поскольку в работе мы прибегаем к анализу функционирования моделей местного самоуправления города Заринск и Краснощековского района.
Степень разработанности проблемы. Процесс становления и развития демократического института в государстве в конце XX - начале XXI вв., каковым является МСУ, неизменно вызывает интерес у представителей различных отраслей знаний. Изучение этого сложного и многогранного явления современной России нашло отражение в широком круге литературы по политологии, конфликтологии, социологии, праву, экономике, регионоведению. Однако собственно исторические исследования по МСУ в РФ этого периода немногочисленны - они стали возможны лишь после того, как отложился корпус соответствующих документов в текущих архивах органов государственной власти и МСУ.
В условиях изменений социально-политической обстановки с конца 1990-х гг. возросла потребность в научной теории самоуправления, которая должна была базироваться на новых подходах, быть увязана с идеей правового государства, разделения властей, политического плюрализма и многопартийности. Наметились два подхода к пониманию сущности самоуправления. В соответствии с первым - суть следует искать в соотношении демократии и общественного самоуправления И.П. Ильинский, В.А. Ясюнас, Ю.А. Тихомиров1. Исходя из второго - истоки проблемы заложены в характеристике взаимосвязи государственного управления и самоуправления местных органов М.В. Цвик, А.И. Щиглик, В.С. Гулиев, Ю.И. Скуратов2. Указанные подходы определили магистральные направления в понимании сущности самоуправления и его реализации в дальнейшем.
В России с 1990 по 1993 гг. в условиях конкуренции политических сил в научной среде продолжалась выработка концепции МСУ, поиск форм и методов реализации первых законов РСФСР о МСУ в объективных социальноэкономических условиях. Внимание теоретиков и практиков организации местной власти Н.В. Постовой, И.Ф. Бутко, Н.А. Пухтинский3 было сосредоточено на проблемах Советов как органов МСУ, их внутренней организации, отношении представительных и исполнительных структур, на взаимодействии с государственными и общественными организациями в условиях зарождающейся рыночной экономики.
Сторонники либерально-демократических идей, самоуправления поднимали вопрос о реорганизации местных Советов и о выделении МСУ из системы органов государственной власти (А. Слива, А. Мальцев4. Однако их оппоненты С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, К.Ф. Шеремет, Б.Н. Топорнин5 высказывали сомнения о дееспособности подобной организации МСУ в отсутствии соответствующих ресурсов и государственной поддержки.
С принятием Конституции РФ 1993 г. и введением новых принципов МСУ в РФ начался современный период его изучения, который отличается повышенным интересом общественности, государства к данной теме.
Источниковая база представлена изучением опубликованных и неопубликованных материалов, таких как, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные акты, нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации, указы Президента Российской Федерации.
Методология исследования. Методологические основы науки муниципального управления на современном этапе связаны с концептуальным применением либерально-демократических концепций государственного управления. Содержание данных концепций связано с теоретическим переосмыслением функций государственного и муниципального управления. Выделяя модели государства, как всесильного регулятора, либо государства и его органов, как инструмента для создания общества всеобщего благоденствия, ученые обращают внимание на необходимость реализации идеи рациональной бюрократии6. Современное развитие системы муниципального самоуправления проходит на фоне развития рыночных отношений, поэтому основу методологии составили концепции рыночной модели управления, сформулированные Девидом Осборном и Тэдом Геблером в работе «Изгнание бюрократии: пять стратегий реформ государственной власти»7. Данная концепция позволяет
рассматривать задачи управления не с точки зрения иерархического устройства, а с точки зрения факторов, обуславливающих прозрачность деятельности органов управления.
При изучении генезиса МСУ в указанный период применялся генетический метод. Анализ проблем в сфере МСУ проводился при помощи проблемнохронологического метода. При рассмотрении опыта организации и функционирования МСУ в ряде субъектов РФ (1993-2003 гг.) был применен системный метод. Историко-сравнительный метод использовался при сопоставлении «советской», действующей в рамках системы местных Советов (1990-1993 гг.), и российской (1993-2008 гг.) моделей МСУ, а также при сравнении союзной (1986-1991 г.), РСФСР-РФ (1991-1993 гг.),
федеральной и региональной политики в сфере МСУ (1993-2008 гг.). На основе сравнительно-правового метода были выявлены сходство и различие нормативно-правовых актов в сфере МСУ центрального и регионального уровней.
Апробация работы. Основные положения и выводы магистерской диссертации были апробированы в выступлении на пятой молодежной конференции «Мой выбор - наука» в рамках молодежного научного форума «Дни молодежной науки» 19-28 апреля 2018 года.
Практическая значимость исследования, заключается в том, что выводы могут использоваться по истории развития системы местного самоуправления в Российской Федерации. Отдельные выводы о процессе функционирования системы местного самоуправления в Алтайском Крае могут быть использованы при написании тезисов и статей при соответствующей проблематике.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Сегодня уже можно оценить практику реализации нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., (далее - Федеральный закон, 2003) учитывая, что в 46 субъектах Российской Федерации он реализуется с 1 января 2006 г., а отдельные его положения действуют еще с октября 2003 г., диагностировать достоинства и недостатки сложившейся модели местного самоуправления, понять перспективы развития российской муниципальной системы.
Система органов местного самоуправления оговаривается в Конституции РФ и включает в себя перечень органов местного самоуправления, создаваемых в каждом муниципальном образовании. Система органов местного самоуправления, как самостоятельный раздел науки муниципального права, разработан сравнительно неплохо. Проблемам становления системы органов местного самоуправления в научной литературе уделяется сегодня достаточно большое внимание, но, тем не менее, не все вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления, определения их места и значения в системе публичной власти исследованы всесторонне. Многие российские ученые, обращают внимание на проблемы, связанные с применением на практике действующего законодательства о местном самоуправлении.
Научная новизна работы заключается в обобщении опыта организации системы органов местного самоуправления и рассмотрение процесса функционирования органов местного самоуправления на примере города Заринск и Краснощековского района.
Предметом исследования является правовое регулирование деятельности местного самоуправления на примере муниципальных образования Алтайского Края.
В качестве объекта изучения выступает местное самоуправление в Российской Федерации.
Целью диссертационной работы является исследование не только теоретических основ организации системы органов местного самоуправления, но и изучение функционирования системы органов местного самоуправления на примере муниципального образования «Город Заринск».
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
1. изучение системы органов местного самоуправления как обособленной системы управления;
2. осмысление роли и места органов местного самоуправления в государственном управлении;
3. выявление особенностей структуры органов местного самоуправления;
4. исследование формирования и организации деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального образования «Город Заринск», а также «Краснощековский район».
Территориальные рамки исследования. Определяются территорией Алтайского края. Для сравнения в работе использован опыт организации и функционирования органов МСУ «Город Заринск», «Краснощековский район».
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 - по настоящее время. Нижняя граница связана с процессами регулирования отношений между всеми уровнями публичной власти. Верхняя граница 4
охватывает 2018 год, поскольку в работе мы прибегаем к анализу функционирования моделей местного самоуправления города Заринск и Краснощековского района.
Степень разработанности проблемы. Процесс становления и развития демократического института в государстве в конце XX - начале XXI вв., каковым является МСУ, неизменно вызывает интерес у представителей различных отраслей знаний. Изучение этого сложного и многогранного явления современной России нашло отражение в широком круге литературы по политологии, конфликтологии, социологии, праву, экономике, регионоведению. Однако собственно исторические исследования по МСУ в РФ этого периода немногочисленны - они стали возможны лишь после того, как отложился корпус соответствующих документов в текущих архивах органов государственной власти и МСУ.
В условиях изменений социально-политической обстановки с конца 1990-х гг. возросла потребность в научной теории самоуправления, которая должна была базироваться на новых подходах, быть увязана с идеей правового государства, разделения властей, политического плюрализма и многопартийности. Наметились два подхода к пониманию сущности самоуправления. В соответствии с первым - суть следует искать в соотношении демократии и общественного самоуправления И.П. Ильинский, В.А. Ясюнас, Ю.А. Тихомиров1. Исходя из второго - истоки проблемы заложены в характеристике взаимосвязи государственного управления и самоуправления местных органов М.В. Цвик, А.И. Щиглик, В.С. Гулиев, Ю.И. Скуратов2. Указанные подходы определили магистральные направления в понимании сущности самоуправления и его реализации в дальнейшем.
В России с 1990 по 1993 гг. в условиях конкуренции политических сил в научной среде продолжалась выработка концепции МСУ, поиск форм и методов реализации первых законов РСФСР о МСУ в объективных социальноэкономических условиях. Внимание теоретиков и практиков организации местной власти Н.В. Постовой, И.Ф. Бутко, Н.А. Пухтинский3 было сосредоточено на проблемах Советов как органов МСУ, их внутренней организации, отношении представительных и исполнительных структур, на взаимодействии с государственными и общественными организациями в условиях зарождающейся рыночной экономики.
Сторонники либерально-демократических идей, самоуправления поднимали вопрос о реорганизации местных Советов и о выделении МСУ из системы органов государственной власти (А. Слива, А. Мальцев4. Однако их оппоненты С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, К.Ф. Шеремет, Б.Н. Топорнин5 высказывали сомнения о дееспособности подобной организации МСУ в отсутствии соответствующих ресурсов и государственной поддержки.
С принятием Конституции РФ 1993 г. и введением новых принципов МСУ в РФ начался современный период его изучения, который отличается повышенным интересом общественности, государства к данной теме.
Источниковая база представлена изучением опубликованных и неопубликованных материалов, таких как, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные акты, нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации, указы Президента Российской Федерации.
Методология исследования. Методологические основы науки муниципального управления на современном этапе связаны с концептуальным применением либерально-демократических концепций государственного управления. Содержание данных концепций связано с теоретическим переосмыслением функций государственного и муниципального управления. Выделяя модели государства, как всесильного регулятора, либо государства и его органов, как инструмента для создания общества всеобщего благоденствия, ученые обращают внимание на необходимость реализации идеи рациональной бюрократии6. Современное развитие системы муниципального самоуправления проходит на фоне развития рыночных отношений, поэтому основу методологии составили концепции рыночной модели управления, сформулированные Девидом Осборном и Тэдом Геблером в работе «Изгнание бюрократии: пять стратегий реформ государственной власти»7. Данная концепция позволяет
рассматривать задачи управления не с точки зрения иерархического устройства, а с точки зрения факторов, обуславливающих прозрачность деятельности органов управления.
При изучении генезиса МСУ в указанный период применялся генетический метод. Анализ проблем в сфере МСУ проводился при помощи проблемнохронологического метода. При рассмотрении опыта организации и функционирования МСУ в ряде субъектов РФ (1993-2003 гг.) был применен системный метод. Историко-сравнительный метод использовался при сопоставлении «советской», действующей в рамках системы местных Советов (1990-1993 гг.), и российской (1993-2008 гг.) моделей МСУ, а также при сравнении союзной (1986-1991 г.), РСФСР-РФ (1991-1993 гг.),
федеральной и региональной политики в сфере МСУ (1993-2008 гг.). На основе сравнительно-правового метода были выявлены сходство и различие нормативно-правовых актов в сфере МСУ центрального и регионального уровней.
Апробация работы. Основные положения и выводы магистерской диссертации были апробированы в выступлении на пятой молодежной конференции «Мой выбор - наука» в рамках молодежного научного форума «Дни молодежной науки» 19-28 апреля 2018 года.
Практическая значимость исследования, заключается в том, что выводы могут использоваться по истории развития системы местного самоуправления в Российской Федерации. Отдельные выводы о процессе функционирования системы местного самоуправления в Алтайском Крае могут быть использованы при написании тезисов и статей при соответствующей проблематике.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Анализ эволюции местного самоуправления в России свидетельствует, что органы местного самоуправления, наделенные законом собственной компетенцией, играют ведущую роль в организации муниципальной власти. Система органов местного самоуправления, наименование, порядок формирования, компетенция и другие положения, которые касаются их организации и деятельности, определяются в зависимости от исторических, экономических, правовых, социально-культурных и иных местных условий и традиций. Исследуя формирование системы органов местного самоуправления можно сделать вывод, что базовые начала в организации деятельности органов местного самоуправления были сформированы еще за долго до возникновения самостоятельных органов местного самоуправления.
Почти 15 лет в Российской Федерации происходит постепенное восстановление системы местного самоуправления. Многое сделано в плане создания организационно - правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Сформировались и были закреплены в Конституции Российской Федерации основные принципы и черты российской модели организации местного самоуправления. Вместе с тем, практика реализации этих конституционных основ, показывает, что в Российской Федерации еще очень мало сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности органов местного самоуправления. Основные принципы организации органов местного самоуправления, закрепленные в Европейской Хартии местного самоуправления, нашли свое отражение в Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других нормативно - правовых актах нашего государства и составляют основу организации местной власти в Российской Федерации.
В дайной работе была предпринята попытка исследовать систему органов местного самоуправления в ракурсе реформирования
законодательства о местном самоуправлении. Анализируя положения законодательства о местном самоуправлении, уставов муниципальных образований, а также практику функционирования органов местного самоуправления можно сделать вывод, что на современном этапе развития местной власти в большинстве муниципальных образований действуют как исполнительные, так и представительные органы местного
самоуправления, наделенные собственной компетенцией.
Представительные органы местного самоуправления являются ведущими в системе органов местного самоуправления. Их ведущая роль обусловлена тем, что депутаты избираются непосредственно населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, осуществляют свою деятельность на коллегиальной основе и обладают правом представлять интересы населения и принимать от его имени общеобязательные решения, действующие на территории муниципального образования. Не умаляя ведущей роли представительных органов местного самоуправления в системе местной власти, подчеркнем, что от
повседневной деятельности исполнительных органов местного
самоуправления во многом зависит эффективность управления местными делами и степень реализации решений представительных органов. Исполнительный орган представляет собой правоприменительный,
исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, основной задачей которого является - осуществление принадлежащих ему
полномочий с целью удовлетворения нужд и потребностей населения муниципального образования. Рассмотрев систему органов двух
муниципальных образований, города Заринска и Краснощековского района мы обнаружили: одинаковые механизмы формирования представительного органа, избрания главы муниципального образования, назначения на должность главы местной администрации. Можно сделать вывод о том, что 79
унификация механизмов формирования органов местного самоуправления позволяет выбрать наиболее оптимальную, оправданную в правовом и экономическом смыслах модель организации органов власти
муниципального образования.
Таким образом, подводя итог данной работы можно сделать вывод, что законодательство о местном самоуправлении постоянно меняется, в результате чего изменяется и система органов местного самоуправления, которая постоянно совершенствуется, приспосабливаясь к той политике, которая проводится в государстве. На протяжении всего существования органов местного самоуправления неизменным остается наличие в системе органов местного самоуправления выборных органов, поскольку это свидетельствует о развитии демократических начал в российской государственности.
Почти 15 лет в Российской Федерации происходит постепенное восстановление системы местного самоуправления. Многое сделано в плане создания организационно - правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Сформировались и были закреплены в Конституции Российской Федерации основные принципы и черты российской модели организации местного самоуправления. Вместе с тем, практика реализации этих конституционных основ, показывает, что в Российской Федерации еще очень мало сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности органов местного самоуправления. Основные принципы организации органов местного самоуправления, закрепленные в Европейской Хартии местного самоуправления, нашли свое отражение в Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других нормативно - правовых актах нашего государства и составляют основу организации местной власти в Российской Федерации.
В дайной работе была предпринята попытка исследовать систему органов местного самоуправления в ракурсе реформирования
законодательства о местном самоуправлении. Анализируя положения законодательства о местном самоуправлении, уставов муниципальных образований, а также практику функционирования органов местного самоуправления можно сделать вывод, что на современном этапе развития местной власти в большинстве муниципальных образований действуют как исполнительные, так и представительные органы местного
самоуправления, наделенные собственной компетенцией.
Представительные органы местного самоуправления являются ведущими в системе органов местного самоуправления. Их ведущая роль обусловлена тем, что депутаты избираются непосредственно населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, осуществляют свою деятельность на коллегиальной основе и обладают правом представлять интересы населения и принимать от его имени общеобязательные решения, действующие на территории муниципального образования. Не умаляя ведущей роли представительных органов местного самоуправления в системе местной власти, подчеркнем, что от
повседневной деятельности исполнительных органов местного
самоуправления во многом зависит эффективность управления местными делами и степень реализации решений представительных органов. Исполнительный орган представляет собой правоприменительный,
исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, основной задачей которого является - осуществление принадлежащих ему
полномочий с целью удовлетворения нужд и потребностей населения муниципального образования. Рассмотрев систему органов двух
муниципальных образований, города Заринска и Краснощековского района мы обнаружили: одинаковые механизмы формирования представительного органа, избрания главы муниципального образования, назначения на должность главы местной администрации. Можно сделать вывод о том, что 79
унификация механизмов формирования органов местного самоуправления позволяет выбрать наиболее оптимальную, оправданную в правовом и экономическом смыслах модель организации органов власти
муниципального образования.
Таким образом, подводя итог данной работы можно сделать вывод, что законодательство о местном самоуправлении постоянно меняется, в результате чего изменяется и система органов местного самоуправления, которая постоянно совершенствуется, приспосабливаясь к той политике, которая проводится в государстве. На протяжении всего существования органов местного самоуправления неизменным остается наличие в системе органов местного самоуправления выборных органов, поскольку это свидетельствует о развитии демократических начал в российской государственности.
Подобные работы
- Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи (на примере городского округа - города Барнаула)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Территориальные основы местного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Европейская хартия местного самоуправления, как универсальный регулятор деятельности органов местного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовая основа местного самоуправления в РФ: понятия, элементы, тенденция развития (РАНХ и ГС (алтайский филиал))
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Ответственность депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением (Сургутский институт Экономики, Управления и Права)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019





