Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Территориальные основы местного самоуправления

Работа №15730

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
945
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации 7
1.1 Сущность и признаки местного самоуправления 7
1.2 Понятие и правовой статус муниципального образования 18
1.3 Виды муниципальных образований 26
Глава 2. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации 30
2.1 Территориальные принципы организации местного самоуправления 30
2.2 Изменение границ и преобразование муниципальных образований, пути устранения недостатков 38
2.3 Территориальные основы организации местного самоуправления в Республике Тыва 51
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 63
Приложения

Актуальность исследования. Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в стране, децентрализацию управления.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Представляется очевидным, что, закрепляя правовые основы местного самоуправления, законодатель руководствовался тем, что местное самоуправление (наряду с другими формами осуществления народом своей власти) обеспечивает реализацию общепризнанного права каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и в силу этого местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя, определяемых прежде всего общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы.
Проблемы территориального местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий. Теоретические построения, выдвинутые в прошлом, продолжают оставаться актуальными и нередко влияют на практику муниципального реализацию. Многие идеи местного самоуправления были реализованы в западноевропейских странах в 1960—1970-х гг. В России интерес к местному самоуправлению возродился в России в 1990-х гг., но еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве.
Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. В основном муниципальном федеральном законе (ФЗ-131) это конституционное положение детализируется и в ст. 10 уточняется, в частности, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, на территориях внутригородских районов; границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Как видно, прослеживается взаимосвязь полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в вопросах территориальной организации местного самоуправления, при этом за самими муниципальными образованиями полномочия определять свои территориальные границы не предусмотрены; вместе с тем, при изменении границ муниципального образования необходимо учитывать мнение населения.
Таким образом, актуальность темы выпускного исследования является необходимым и актуальным.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование территориальных основ организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
- определить сущность и признаки местного самоуправления;
- дать понятие и правовой статус муниципального образования;
- изучить виды муниципальных образований;
- рассмотреть территориальные принципы организации местного самоуправления;
- определить изменение границ и преобразование муниципальных образований, а так же пути устранения недостатков;
- проанализировать территориальные основы организации местного самоуправления в Республике Тыва.
Объектом исследования явились общественные отношения, связанные с территориальной организацией местного самоуправления в Российской Федерации.
Предметом исследования послужили нормы российского конституционного и муниципального права, регулирующие территориальную организацию местного самоуправления в России.
Теоретической базой исследования послужили таких ученых правоведов, как Авакьян С.А. Бабичев И.В. Баженова О.И. Чиркин В.Е. и других авторов.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и логических методов, используемых в данной работе. Отмеченная совокупность обусловлена темой исследования, его объектом и предметом, а также целью и задачами. Наиболее эффективными методами по изучению проблематики данного исследования являются: описание, сравнение, анализ, формально-юридический метод.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, в каждом из которых по 3 параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Одним из главных моментов в организации местного самоуправления в России является закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления Федеральные законы вполне определенно установили, что территориальной основой местного самоуправления являются территориальные единицы расселения - населенные пункты, и дали исчерпывающий перечень видов населенных пунктов - город, поселок, сельский населенный пункт. Федеральный закон № 154-ФЗ добавил сюда и район (уезд). Но при этом федеральные законы не дали их правового определения. Насколько это вообще правомерно - использовать в федеральном законе основополагающие юридические конструкции (населенный пункт, город, поселок, сельский населенный пункт), не дав им при этом легальное определение на уровне федерального закона.
Но территориальные единицы расселения, которыми являются населенные пункты во всех их видах, не есть собственно территориальное устройство субъекта РФ, как не есть собственно его муниципальное устройство, но - одна из их основ! Причем - объективная основа, которая складывается естественным путем, исторически, под влиянием экономико-географических и демографических факторов, схожих по своему влиянию во всех частях нашей необъятной Родины.
Точка зрения о целесообразности федерального регулирования основ административно-территориального устройства разделяется многими исследователями. Полагаем, отношения муниципальной и административной территориальной организации должны быть урегулированы в целом на федеральном уровне более системно, в контексте различных видов территориального деления государства.
Компетенция органов государственной власти субъектов РФ в области административно-территориального устройства в Российской Федерации охватывает следующие вопросы:
- образование, объединение, преобразование, упразднение административно-территориальных единиц;
- установление и изменение границ административно-территориальных единиц;
- отнесение населенных пунктов и территорий к той или иной категории административно-территориальных единиц;
- установление и перенос центров административно-территориальных единиц, включающих несколько населенных пунктов;
- рассмотрение предложений о присвоении наименований и переименовании административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов и их частей (улиц, площадей, парков и проч.);
- регистрацию населенных пунктов, учет изменений в административно-территориальном устройстве
Из этого перечня, с которым в основном можно согласиться, вытекает, что предметом регулирования федерального закона об общих принципах административно-территориального устройства в Российской Федерации могут и должны быть следующие вопросы:
- определение понятий «административно-территориальное (территориальное) устройство»; «административно-территориальная единица»;
- определение правового понятия «населенный пункт» и его видов - город, поселок, сельский населенный пункт, критерии отнесения населенных пунктов к тем или иным видам, порядок наделения населенных пунктов соответствующим видовым статусом и лишения этого статуса;
- общий порядок образования, объединения, преобразования, упразднения административно-территориальных единиц; установления и изменения их границ.
Особенно важно установить федеральным законом правовое определение понятия «город», критерии и порядок наделения населенного пункта статусом города и лишения этого статуса.
Необходимо в федеральном законе (вероятно, это более правильно сделать в Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления) дать более определенную (вплоть до однозначного соответствия, где это возможно) корреляцию видов населенных пунктов с видами муниципальных образований.
Проанализировав законы Республики Тыва, можно выделить основные элементы, составляющие понятие «территориальные основы местного самоуправления»:
- местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Тыва в городских, сельских поселениях, муниципальных районах и городских округах;
- территории муниципальных образований устанавливаются законами Республики Тыва в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом с учетом исторических и иных местных традиций; - территории внутригородских муниципальных образований устанавливаются с учетом мнения населения представительным органом местного самоуправления;
- установление и изменение границ муниципального образования осуществляется с учетом исторических, географических и иных местных традиций Республики Тыва;
- изменение границ муниципального образования без учета мнения населения соответствующей территории не допускается;
- порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом Республики Тыва.
Таким образом, согласно Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. В основном муниципальном федеральном законе (ФЗ-131) это конституционное положение детализируется и в ст. 10 уточняется, в частности, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, на территориях внутригородских районов; границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Как видно, прослеживается взаимосвязь полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в вопросах территориальной организации местного самоуправления, при этом за самими муниципальными образованиями полномочия определять свои территориальные границы не предусмотрены; вместе с тем, при изменении границ муниципального образования необходимо учитывать мнение населения.



Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
2. Европейская Хартия местного самоуправления // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4916
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст.3822
7. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253
8. Федеральный закон от 18.12.1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»//Собрание законодательства РФ от 22 декабря 1997 г., № 51, ст. 5718
9. Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ: в ред. от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Официальный интернет - портал правовой информации. Режим доступа: URL: http:// www. pravo.gov.ru.
10. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 02.06.2014, № 22, ст. 2770
11.Закон Республики Тыва от 29.12.2004 № 1027 ВХ-1 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Тыва» (с изменениями от 31.03.2005)//Тувинская правда, 31.12.2004
12.Закон Республики Тыва от 24.12.2010 № 268 ВХ-1 (с изм. от 04.03.2011) «О статусе муниципальных образований Республики Тыва»//Тувинская правда, № 178, 31.12.2010
13.Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г.: в ред. от 22.10.2014 г. № 672. - Режим доступа: Справ. - правовая системы ГАРАНТ
14.Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. № 177 «Вопросы реализации Федерального закона «О наименованиях географических объектов»// Собрании законодательства Российской Федерации от 23 февраля 1998 г., № 8, ст. 948
Научная и учебная литература
1. Бабичев И.В. Городские округа с внутренним делением и внутригородские районы: новые юридические конструкции как возможный инструмент развития местного самоуправления на соответствующих территориях // Конституционное и муниципальное право. -- 2015. -- № 3. -- С.43-48.
2. Баженова, О. И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики / Баженова О. И. // Гос. власть и местное самоупр. - 2013. - № 3. - С. 31-35.
3. Балыхин, А. Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / Балыхин А. Г. // Гос. власть и местное самоупр. - 2013. - № 1. - С. 12-16.
4. Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. - 2 изд., перераб. и доп. — М: Юстицинформ, 2012.
5. Волков, В. Проблемы обеспечения комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и направления совершенствования законодательства по их решению /
B. Волков // Муницип. власть. - 2012. - № 6. - С. 22-27.
6. Выдрин, И. В. Муниципальное право России : учебник / И. В. Выдрин. - 4-е изд., перераб. - М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2012. - 255 с.
7. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие (2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: «Юстицинформ», 2009.
8. Итоги ежегодного мониторинга развития местного самоуправления в РФ за 2011 год // Вопросы местного самоуправления. - 2013. - № 1. -C. 4-6.
9. Кодина, Е. А. Развитие законодательства о местном самоуправлении. Анализ актуальных правовых вопросов / Е. А. Кодина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. - 2013. - № 2. - С. 13-22.
10. Корниенко Т.А. Прямое народовластие в системе местного самоуправления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 13. - С. 16 - 20.
11. Косинский П.Д. Преобразование муниципальных образований как способ выравнивания бюджетной обеспеченности // Муниципальная служба: правовые вопросы. -- 2015. -- № 2. -- С.6-10.
12. Коновалюк О.В., П.В. Кравченко. Понятие, структура и роль местного бюджета. Теоретические и практические аспекты экономики и менеджмента: Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции. (Новосибирск, 23 июля 2012 г.). - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012.С. 37
13. Курманов, Э. Р. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в свете некоторых решений Конституционного Суда Российской Федерации / Курманов Э. Р. // Конституц. и муницип. право. - 2012. - № 12. - С. 54-58.
14. Лукьянова, Н. И. Проблемы правового регулирования территориальной организации местного самоуправления / Н. И. Лукьянова // Практика муницип. упр. - 2013. - № 2. - С. 13-22.
15. Муниципальное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. - М. : Проспект, 2013. - 336 с.
16. Муниципальное право / Под ред. В.И. Фадеева. - М.: Проспект, 2014. - 336 с.
17. Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. В.А. Виноградова. - М.: Юрайт, 2015. - 408 с.
18. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Инфра-М, 2012. - 393 с.
19. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления: Учебное пособие. М.: — «Форум», 2009.
20. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (1992-2005 гг.). М., 2005. - С. 21-28.
21. Слюняев, И. Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления / И. Н. Слюняев // Практика муницип. упр. - 2013. - № 2. - С. 6-12.
22. Фасеев, И. Ф. Трансформации модели местного самоуправления в Российской Федерации [80-е гг. XX в. - 2012 г.] / И. Ф. Фасеев // Муницип. право. - 2012. - № 4. - С. 58-75.
23. Шайхразиев, В. Г. О понятии функций местного самоуправления / Шайхразиев В. Г. // Гос. власть и местное самоупр. - 2012. - № 12. - С. 3-5.
24. Широков, А. Местное самоуправление в новом политическом цикле: проблемы и перспективы развития / А. Широков // Муницип. власть.- 2012. - № 6. - С. 32-39.
25. Шугрина, Е. С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях / Е. С. Шугрина // Муницип. право. - 2012.- № 4. - С. 7-14.
26. Шугрина, Е. С. Соотношение понятий «муниципальное образование», «административно-территориальная единица», «населенный пункт» / Е. С. Шугрина // Городское упр. - 2013. - № 1. - С. 30-43.
Судебная практика
1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. № 254-О // Вестник Конституционного Суда Рос. Федерации. -2002.- № 2;
Интернет-ресурсы
1. Информация о выборах и референдумах [Электронный ресурс] //
Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики: сайт. URL: http://www.chuvash.vybory.izbirkom.ru/region/chuvash (дата
обращения: 25.03.2017)
2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://minfin.ru/ru/legislation/projorders/ (дата обращения 22.01.2015 г.)
3. Об отзыве на проект Федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Тамбовской областной Думы от 28 марта 2014 г. № 1111. Режим доступа: URL: http: // www.tambovoblduma.ru
4. Подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1050: в ред. от 18.04.2014 г. № 359. Режим доступа: Справ. - правовая системы ГАРАНТ.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ