Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов 6
1.1 Понятие, сущность и значение прокурорского надзора за деятельностью
таможенных органов 6
1.2 Принципы прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов 13
1.3 Виды, формы прокурорского надзора за деятельностью таможенных
органов 18
1.4 Правовая основа осуществления прокурорского надзора за деятельностью
таможенных органов 23
Глава 2. Основные направления прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов 28
2.1. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства таможенными
органами 28
2.2. Прокурорский надзор за рассмотрением жалоб и заявлений 39
2.3. Прокурорский надзор за осуществлением основных таможенных процедур 48
Заключение 57
Библиографический список 61
Приложение 67
В современных условиях мирового финансового кризиса, затрагивающего, в числе прочего, и сферу таможенных правоотношений, а также в российских условиях сложной экономической ситуации, требующей проведения серьёзных реформ, обостряется проблема обеспечения законности и правопорядка в осуществлении таможенными органами своих функций.
Для осуществления легитимности в данной сфере отношений в качестве субъектов выступают органы прокуратуры, осуществляющие прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов.
Анализ статистической информации показывает, что в 2018 году таможенными органами Российской Федерации принято 832 решения об удовлетворении жалоб граждан (563 решения) и протестов прокуроров на постановления по делам об административных правонарушениях (269 решений), что на 14% меньше показателей 2017 года (962 решения). При этом количество решений по жалобам увеличилось на 4 %, а по протестам - сократилось на 36% .
Практика Центрального таможенного управления за 2018 г. свидетельствует, что протесты прокурора выносятся, как правило, на постановления по делам о нарушении таможенных правил. При этом более чем 79 % протестов прокурора подлежат удовлетворению.
Это свидетельствует о том, что необходимо более пристальное внимание к организации прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов.
Ситуация усугубляется также изменениями таможенного законодательства, включением в его систему Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Все вышеизложенное подчеркивает актуальность обращения к теме прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов.
Рассматривая степени разработанности данной проблематики в научной литературе, следует отметить, что теория прокурорского надзора освещена в литературе достаточной широко. В частности, можно назвать работы С. Г. Березовской, Ю. Е. Винокурова, В. К. Звирбуля, Ф. М. Кобзарева,
В. И. Ломовского, В. М. Савицкого, М. А. Тхакушинова и др. Отдельные вопросы прокурорского надзора в отношении таможенной сферы отражены в трудах И. В. Барановой, В. М. Белецкого, Д. А. Мадякина. Проблемы надзора и контроля за деятельностью таможенных органов получили освещение в публикациях О. Ю. Бакаевой, О. Н. Коршуновой, Е. А. Тальи, И. В. Тимошенко, Т. В. Яшиной.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов.
Предмет исследования составляют теоретические представления о прокурорском надзоре за деятельностью таможенных органов, а также система правовых норм, обеспечивающих регулирование данного вида надзора в таможенной сфере.
Цель работы - проанализировать современное состояние законодательства, регулирующего прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов.
Данная цель получила развитие в следующих задачах:
- изучить понятие, сущность и значение прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов;
- охарактеризовать принципы прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов;
- описать виды и формы прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов;
- представить правовую основу осуществления прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов;
- изучить прокурорский надзор за соблюдением законодательства таможенными органами;
- проанализировать прокурорский надзор за рассмотрением жалоб и заявлений;
- охарактеризовать прокурорский надзор за осуществлением основных таможенных процедур.
Методологической основой исследования выступает общенаучный диалектический метод познания, а также комплексное использование таких научных методов, как формально-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод анализа документов и официальных материалов, а также общенаучные методы анализа, систематизации, классификации, сравнения и обобщения и др.
Теоретической базой исследования стали научные работы в сфере таможенного права и прокурорского надзора по проблемам производства органами прокуратуры надзорной деятельности в таможенной сфере. Также при проведении исследования привлекались монографии по общей теории права.
Нормативно-правовую базу работы составили Конституция РФ, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, нормы таможенного законодательства РФ, ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность прокуратуры, отдельные положения указаний и распоряжений Генпрокуратуры России.
Структура работы включает введение, две главы, объединяющие семь параграфов, заключение и библиографический список.
Прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов - это отдельный вид прокурорского надзора, государственная деятельность, отличающийся исключительностью (невозможностью его проведения любыми другими органами) и реализуемый специально уполномоченным на это государственным органом - прокуратурой посредством проверки исполнения официальных актов и законов в деятельности государственных органов в таможенной сфере.
Суть рассматриваемого вида прокурорского надзора состоит в проведении прокурорской проверки соблюдения Конституции РФ и точности исполнения таможенного законодательства, а также соответствия принимаемых таможенными органами нормативных документов законами федерального уровня.
Главной целью анализируемого прокурорского надзора выступает защита прав субъектов таможенных правоотношений. Это подчёркивает высокую значимость данного прокурорского надзора для оптимизации предоставления таможенными органами услуг в области таможенного администрирования.
Уникальность и непредсказуемость конкретных условий, ограничение прокуроров правовыми, трудовыми, техническими, информационными ресурсами, определяют принципы организации прокурорского надзора за функционированием таможенных органов, среди которых особое значение принадлежит принципам единоначалия, единства и централизации, целесообразности, гласности, опосредованного характера реализации властных полномочий и убедительности, а также максимального охвата таможенных органов различных уровней.
Высшим надзорным органом в рассматриваемой сфере является Управление по надзору за исполнением законов в таможенной сфере, которое имеет обязанности осуществления шести видов надзора. Прокуратуры на местах проводят прокурорские проверки соблюдения законов таможенными органами и их должностными лицами. Если по результатам проверки выявляются нарушения в деятельности таможенных органов, то прокурор обязан незамедлительно
отреагировать на это в одной из трёх форм: протест прокурора; представление или постановление прокурора.
Правовую основу прокурорского надзора за деятельностью государственных органов в таможенной сфере составляет широкий круг законодательных и нормативных актов, включающий Конституцию РФ, закон о прокуратуре, Таможенный кодекс ЕАЭС, указания и приказы Генпрокуратуры России, другие документы в таможенной сфере.
При реализации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в деятельности таможенных органов следует использовать весь спектр информации (оперативной, статистической, справочной) из различных источников, включающих интернет-ресурсы, а также различные приемы и методы ее анализа, позволяющие выявить скрытые нарушения закона.
В целях непрерывного поступления объективных сведений о деятельности таможенных органов прокурору следует реализовать все предусмотренные законом полномочия, включающие в необходимых случаях и возбуждение дел об административных правонарушениях.
В результате надзорной деятельности прокуроров необходимо получить не только оценку состояния деятельности таможенных органов, а также прокурорского надзора, выводы относительно недостатков в работе, но и определить меры по их устранению, выявить положительный опыт, дать предложения о необходимых мерах реагирования и организационных мероприятиях по повышению эффективности работы.
Представляется, что только комплексный подход к организации и осуществлению прокурорского надзора позволит прокурорам добиться реализации целей по снижению уровня преступности в таможенной сфере.
Прокурорский надзор за рассмотрением жалоб и заявлений в таможенных органах основывается на проверке следования нормам Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В процессе проверки проводится анализ качества разрешения жалоб и заявлений в таможенных органах на вопрос всесторонности решения вопросов, 58
поставленных гражданами в жалобах и заявлениях в таможенные органы. Прокурорский надзор в данном случае завершается оценкой вероятных мер прокурорского реагирования и установлением направлений их осуществления.
Для прокурорского реагирования на нарушения рассмотрения жалоб и заявлений таможенными органами применяются все требуемые правовые средства прокурорского воздействия: протест, представление, постановление,
предостережение.
Прокурорский надзор за осуществлением основных таможенных процедур заключается в проверке следования деятельности таможенных органов при проведении таможенных процедур нормативно-правовым актам,
регламентирующим производство данных процедур.
Все таможенные процедуры включают: направление и цель перемещения товаров через таможенную границу; статус перемещаемых товаров; условия помещения продукции под таможенную процедуру; порядок использования установленных законодательством ограничений, таможенных и налоговых сборов и др. Любая таможенная процедура обладает важным экономическим смыслом и играет свою роль в экономике страны. Все они направлены на решение инновационных и инвестиционных проблем, повышение конкурентоспособности страны на внешнем рынке, укрепление финансового положения государства. Именно поэтому так важен прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов.
Сложность прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов обусловлена, помимо прочего, сложностью, многоуровневостью законодательства, регламентирующего ВЭД (6 уровней нормативной базы о таможенном деле), в том числе прав участников этой деятельности. Это законодательство относится к различным отраслям права, имеет противоречия, постоянно меняется. Следует отметить множество контролирующих рассматриваемую сферу деятельности органов, за соблюдением которыми прав участников ВЭД осуществляется прокурорский надзор. Надзор осуществляется и будет осуществляться в условиях постоянного реформирования системы контролирующих органов, в особенности таможенных.
Существуют серьёзные концептуальные недостатки не только в правовом регулировании, но и в организационных вопросах юрисдикционной деятельности таможенных органов в целом.
Например, многофункциональные ведомственные правовые акты страдают отсутствием коммуникаций, согласованности, а порой вступают в противоречие с нормативными актами более высокого порядка. Проблемой функционирования системы таможенных органов является наличие многочисленных дублирующих функций административно-юрисдикционного характера, в том числе контрольных, надзорных, квазисудебных, а также то, что их исполнение требует сложной внутриведомственной координации. В то же время не разрешены до конца вопросы открытости и общедоступности информации о таможенной деятельности, обеспечения прав граждан на доступное, гласное и справедливое административное разбирательство, результатом чего становятся многочисленные обращения и жалобы участников внешнеэкономической деятельности в таможенные органы. Необходимость скоординированного и комплексного решения проблем административной юрисдикции таможенных органов определяет вектор формирования новых подходов к таможенному администрированию».
Представляется, что результативность работы таможенных органов по обеспечению прав и свобод граждан в значительной степени зависит от правовой обеспеченности и знания гражданами требований законодательства в области таможенного дела. Поэтому необходимо принятие единого нормативно-правового акта, в котором были бы объединены все права и обязанности, представленные гражданам как участникам административных и таможенных правоотношений. Это объясняется тем, что, помимо указанного многообразия прав и обязанностей граждан, в правоотношениях с участием таможенных органов их контрагентами могут быть как граждане, так и лица без гражданства, обладающие различными правами и обязанностями.
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 ( ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение
№ 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017)// Официальный сайт Евразийского экономического союза
http: //www.eaeunion. org/, 12.04.2017
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018)«О
таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ", 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5082.
4. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.11.2018)«О
таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.11.2010, N 48, ст. 6252.
5. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.12.2018)«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
6. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ(ред. от 27.12.2018)«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060,
7. .Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 25.12.2018)«О
валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4859.
8. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018)«О
прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
9. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 03.08.2018)«О таможенном тарифе» // Российская газета, N 107, 05.06.1993.
10. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 28.12.2017)«О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российской газете" от 15 мая 1993 г. N 92.
...