Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей в дополнительном образовании взрослых на примере курса лепки из полимерной глины

Работа №90143

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы51
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Глава I. ЛЕПКА КАК ПРЕДМЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ 7
1.1. Роль и задачи современного дополнительного образования
взрослых в области художественного творчества 7
1.2. Художественная лепка как средство развития
творческих способностей и креативного мышления 11
1.3. Декоративно-прикладное искусство в художественной
практике и художественном образовании Алтайского края 13
Глава II. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА ЛЕПКИ ИЗ ПОЛИМЕРНОЙ
ГЛИНЫ НА БАЗЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ 23
2.1. Особенности проектирования и внедрения курса лепки
из полимерной глины для взрослых 23
2.2. Разработка содержания и графических материалов
для оформления и продвижения курса лепки из полимерной глины 31
Заключение 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 36
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 58
ПРИЛОЖЕНИЕ II. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В УЧЕБНОМ
КУРСЕ 60

Многие люди стремятся разнообразить свою жизнь каким-нибудь занимательным хобби. Ценители декоративно-прикладного искусства нередко избирают лепку в качестве средства креативного проведения досуга. Лепка из глины - это продуктивное и занимательное занятие. Как и любой иной вид художественно-творческой деятельности, имеет очень важное значение для формирования личности человека, помогает ему ощущать радость творчества и познания независимо от возраста.
В современном мире не только дети, но и взрослые стремятся овладеть новыми творческими навыками, расслабиться и получиться удовольствие от арт - терапии, и, конечно же, получить видимый результат от своей работы.
В настоящее время большую популярность среди взрослого населения получили такие курсы, как скетчинг, живопись и рисунок. Однако стоит отметить, что со стороны дополнительного образования мало внимания уделяется лепке. Данные курсы существуют, но, к сожалению, их не так уж и много. Хотя интерес старшей аудитории к этому виду творчества велик.
В ходе исследования изучен обширный, но разносторонний теоретический материал, относящийся к теме дипломной работы. В процессе исследования, был рассмотрен широкий круг научных публикаций, касающихся аспектов организации творческого процесса и обучения взрослых.
Первостепенными источниками явились работы авторов Г.М. Льдоковой [40], Д.С. Абдуллаева [12], Б.Н. Бекмашевой [18], Н. А. Староверовой [51]. В данной литературе подробно рассматриваются общие основы андрогогики, даётся характеристика особенностей преподавания взрослому населению, в том числе конструирования и осуществления процесса, а также рассматриваются задачи, формы и методы деятельности преподавателя.
В трудах В.И. Колякина [34] и О.Ю. Макаровой [42] рассматриваются теоретические принципы организации творчества.
Стоит отметить тот факт, что творчество помогает в развитии зойзкШз. ЗойзкйИ —это надпрофессиональные навыки, помогающие решать жизненные задачи и сотрудничать с окружающими. В условиях современного мира, требующего от личности быстрого ориентирования, в меняющейся социальной реальности, не только пригодятся, но и потребуются «гибкие навыки». Успехи на рабочем месте напрямую зависят от умения общения и способности слаженно действовать не только с коллективом, но и клиентами. ЗойвкШз формируются с детства, и на протяжении всей жизни, продолжают свое развитие. Также данные навыки связаны с эмоциональным интеллектом. Такие навыки ценятся в современном мире. Работодатели все чаще отдают предпочтение личностям, у которых гибкие навыки хорошо развиты. Секции и кружки для детей, различные творческие занятия и курсы для взрослых развивают все виды компетенций. Спорт формирует волевые качества, а командный спорт - учит, в том числе, трудиться в коллективе. Музыка и художественное искусство развивает оба полушария мозга, а также дает толчок всем интеллектуальным способностям. Игра в шахматы совершенствует логическое мышление.[7] [9] [10]
В настоящее время лепка вызывает все больший интерес у взрослых. Это расслабляет, дает возможность выразить, проработать эмоции, просто получить тактильные впечатления, удовольствие и эстетическое и физическое. Это происходит по причине присутствия в лепке элементов арт-терапии. [27]
Алтайский край - это территория, заселенная с глубокой древности. Археологические находки дают сведения о присутствии здесь человека со времен палеолита. Благоприятный климат и ландшафт были факторами, позволявшими первобытному человеку селиться здесь достаточно плотно и на протяжении длительного времени. О керамическом производстве на территории Алтайского края можно говорить, начиная с конца III тысячелетия до н.э.[8]
В ходе исследования особое внимание было уделено трудам преподавателей Алтайского государственного университета. Л. В. Шокорова занималась исследованием народных промыслов и художественного ремесла Алтайского края и Западной Сибири. Истории, проблемам, перспективам художественного ремесла Алтайского края и западной Сибири она посвятила несколько монографий и учебных пособий [56][57][58][59][60]. Н.Е. Киселева изучала изобразительное искусство Алтайского края, его историю, современность, педагогический аспект [33]. Ю.В. Кирюшина в своих трудах уделила особое внимание традиционным культурам Алтайского края [30][31][32]. Данные работы так же послужили исследовательской базой выпускной квалификационной работы. Труды Н.Генсицкой, [24] В.Б. Устина [53], Э. Лантери [37], С. А. Шатровой [56], В.В. Мазовецкой [41] были использованы, как вспомогательные материалы для создания курса лепки. Литература по данному виду искусства рассказывает о подходе обучения и их особенностях на примере традиционных материалов.
В ходе изучения литературы был проведен анализ и сделаны выводы. Были выделены главные аспекты и наблюдения авторов, которые в последующем послужили главной опорой в написании выпускной квалификационной работы.
В качестве объекта исследования выступает современное художественное образование в области декоративно-прикладного искусства. Предмет исследования - особенности и задачи проектирования учебного курса по лепке для взрослой аудитории.
Цель дипломной работы - определить эффективные способы, особенности проектирования и реализации учебного курса по лепке из полимерной глины для взрослых на базе дополнительного образования .
Задачи:
• Определить роль и задачи современного дополнительного образования взрослых в области художественного творчества.
• Выяснить влияние художественной лепки на развитие творческих способностей и креативного мышления.
• Изучить декоративно-прикладное искусство в художественной практике и художественном образовании Алтайского края.
• Выявить особенности проектирования и внедрения курса лепки из полимерной глины для взрослых.
• Разработать графические материалы для оформления и продвижения курса лепки из полимерной глины.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка. Структура дипломной работы обусловлена логикой исследования.
Во введении обоснована актуальность, степень изученности темы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы, источниковая база.
В первой главе раскрываются особенности образования взрослых, способы формирования мягких навыков и специфика народного творчества на примере лепки. Даётся определение андрагогика, раскрываются ее виды, цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия.
Во второй главе рассматриваются особенности разработки курса лепки изделий из полимерной глины. Предоставляется обзор графических материалов для оформления и продвижения курса лепки из полимерной глины. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленными задачами, на основании изученных источников и литературы можно сделать следующие выводы.
Современное дополнительное образование взрослых должно учитывать множество факторов - андрагогические особенности преподавания взрослым, индивидуализацию обучения, формирование мягких навыков, демократизм отношений между участниками учебного процесса. Также социализация взрослых в рамках курса обеспечит успех в усвоении и продвижении курса.
Художественная лепка влияет на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых. Занятия лепкой являются эффективным средством развития творческого потенциала, отличным способом снять напряжение, улучшают мелкую моторику, нормализуют сон.
В художественной практике Алтайского края лепка уже несколько веков занимает особое место. Современные мастера сохраняют народные традиции, реализуют свои изделия и обучают мастерству взрослых и детей.
В ходе исследования, учитывая все особенности преподавания взрослым, был разработан курс лепки изделий из полимерной глины, который содержит 4 блока, 8 занятий и 20 часов теории и практики.
Результатом проектной работы явились:
1) разработанная для взрослых программа курса лепки из полимерной глины, которая соответствует современным тенденциям в сфере декоративно прикладного искусства и андрогогики;
2) демонстрационные и вспомогательные материалы курса;
3) графические материалы для продвижения и рекламы курса


1. Алтайский государственный краеведческий музей. - Текст : электронный // Алтайский государственный краеведческий музей: официальный сайт. - 2020. - URL: http://www.museum.ru/ (дата обращения: 09.04.2020).
2. Алтайский государственный университет. - Текст : электронный // Алтайский государственный университет : официальный сайт. - 2020. - URL: https://www.asu.ru/ (дата обращения: 09.04.2020).
3. Behance. - Текст : электронный // Галерея портфолио: официальный сайт. - 2020. - URL: https://www.behance.net/ (дата обращения: 09.04.2020).
4. Бруноям : учебный центр. - Текст : электронный // Бруноям : официальный сайт. - URL: https://brunoyam.com/online-kursy/instagram (дата обращения: 27. 04. 2020).
5. Государственный художественный музей Алтайского края. - Текст : электронный // Государственный художественный музей Алтайского края: официальный сайт. - 2020. - URL: http://ghmak.ru/index.php (дата обращения: 19.04.2020).
6. Instagram. - Текст : электронный // Instagram : социальная сеть- 2020. - URL: https://www.instagram.com (дата обращения: 29.04.2020).
7. Moodle : система управления обучением - Текст : электронный // Moodle : официальный сайт. - 2020. - URL: https://moodle.com/about/ (дата обращения: 26.04.2020).
8. Официальный сайт Алтайского края. - Текст : электронный //
Официальный сайт Алтайского края. - 2020. - URL:
https://www.altairegion22.ru (дата обращения: 29.04.2020).
9. Skillbox: онлайн университет востребованных профессий. . - Текст : электронный // Skillbox : официальный сайт. - 2020. - URL: https://skillbox.ru/ (дата обращения: 29.04.2020).
10. Workable : сервис для помощи найма новых сотрудников. - Текст :
электронный // Workable : официальный сайт. - 2020. - URL:
https://resources.workable.com/ (дата обращения: 29.04.2020).
11. Центр непрерывного художественного образования. - Текст :
электронный // Центр непрерывного художественного образования : официальный сайт.- 2020. - URL: http://www.arts.asu.ru/chor_dirige/ (дата
обращения: 05.06.2020).
ЛИТЕРАТУРА
12. Абдуллаев, Д. С. Андрогогика как методология обучения взрослых / Д. С. Абдуллаев // NovaInfo.Ru. - 2017. - № 69. - С. 141-142.- Текст : непосредственный.
13. Агафонова, Ю. А. Коллективные работы на уроках
изобразительного искусства и художественного труда / Ю. А. Агафонова // Воспитание и обучение. - 2007 - № 9. - С. 75-80 - Текст : непосредственный.
14. Актуальные проблемы дополнительного образования : учеб.матер. / сост. И. Я. Педаяс. - Таллинн, 1983. - 84 с.- Текст : непосредственный.
15. Амирова, Л. А. Управляемое самообучение взрослых: практическая андрогогика : учеб.поссобие / Л. А. Амирова. - Уфа : Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2005. - 132 с.- Текст : непосредственный.
16. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. - Ростов-на-Дону : Знание, 2014. - 234 с. - Текст : непосредственный.
17. Батышев, А. С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя / А. С. Батышев. - Москва : Профессиональное образование, 2003. - 200 с.- Текст : непосредственный.
18. Бекмешева, Б. Н. Андрогогика - обучение взрослого человека / Б. Н. Бекмешева // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 11-2. - С. 66-67. - Текст : непосредственный.
19. Белая, А. Цвет в природе, бизнесе, моде, живописи, воспитании и психотерапии / А. Белая. - Москва : ИП Стрельбицкий, 2012. - 250 с. - Текст : непосредственный.
20. Белова, С. Н. Формирование художественно-графических навыков у студентов колледжа в сфере дизайна / С. Н. Белова, Т. В. Осипова // Эпоха науки. - 2018. - №14. - С. 224-230. - Текст : непосредственный.
21. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения
/ В. П. Беспалько. - Москва : Просвещение, 2014. - 38 с. - Текст :
непосредственный.
22. Богус, М. Б. Теория обучения / М. Б. Богус. - Майкоп : Изд-во АГУ, 2004. - 93 с. - Текст : непосредственный.
23. Бордовская, Н. В Современные образовательные технологии / Н. В. Бордовская, Л. А. Даринская, С. Н. Костромина. - Москва :Кнорус, 2011. - 269 с. - Текст : непосредственный.
24. Генсицкая, Н. Основы кукольной скульптуры / Н. Генсицкая, Н. Клен. - Москва, 2009. - 88 с. - Текст : непосредственный.
25. Голомбински, К. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веб и мультимедиа / К. Голомбински, Р. Хаген. // Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 272 с. - Текст : непосредственный.
26. Голубева, О. Л. Основы композиции / О. Л. Голубева. - Москва : Искусство. - 2004. - 120 с. - Текст : непосредственный.
27. Давыдова, Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. - Москва : Изд-во «Скрипторий 2003», 2008. - 80 с. - Текст : непосредственный.
28. Давыдова, Г. Н. Пластилинография-2 / Г. Н. Давыдова. - Москва: Изд-во «Скрипторий 2003», 2008. - 95 с. - Текст : непосредственный.
29. Жалнина, О. Л. Ценностное отношение к профессии будущего
педагога в области декоративно-прикладного искусства и дизайна / О. Л. Жалнина. - Текст : электронный // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - № 4. - С. 63-68. - ПВЬ:
й11рз://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/1зеппоз1пое-о1позйеп1е-к-рго1еззй-Ьийизсйедо- рейадода-у-оЫазй-йекогайУпо-рпк1айподо-1зкизз1уа-1-й17аупа/у1е’№ег (дата
обращения: 16.04.2020).
30. Кирюшина, Ю. В. Произведения Колыванского камнерезного искусства в музеях города Барнаула : сборник научных статей Международной молодёжной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае». - Барнаул :Изд- во АГУ, 2015. - С. 3720-3722. - Текст : непосредственный.
31. Кирюшина, Ю. В. Центры традиционной культуры Алтайского
края: опыт возрождения этнокультуры в полиэтническом регионе /
Ю. В. Кирюшина // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул : Изд- во БЮИ МВД РФ, 2016. - С. 6-7.- Текст : непосредственный.
32. Кирюшина, Ю. В. Центры традиционной культуры Алтайского
края: опыт возрождения этнокультуры в полиэтническом регионе /
Ю. В. Кирюшина // Вестник Барнаульского юридического института. - 2015. - Спецвыпуск. - Текст : непосредственный.
33. Киселева, Н. Е. Изобразительное искусство Алтайского края: история, современность, педагогический аспект : сборник научных трудов / Н. Е. Киселева. - Казань : Бук, 2017. - 314 с. - Текст : непосредственный.
34. Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества / В. И. Колякина. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 176 с. - Текст : непосредственный.
35. Кох, М. Н. Основы педагогики и андрагогики : учеб.пособие / М. Н.
Кох, Т. Н. Пешкова. - Краснодар :КубГАУ, 2015. - 90 с. - Текст :
непосредственный.
36. Кукуев, А. И. Андрагогический подход в педагогике / А. И. Кукуев. - Ростов-на-Дону : ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - С. 11. - Текст непосредственный.
37. Лантери, Э. Лепка : учеб.пособие / Э. Лантери. - Москва : Изд-во В. Шевчук, 2006. - 334 с. - Текст : непосредственный.
38. Лебедева, Н. В. Психология обучения взрослых: особенности и содержание / Н. В. Лебедева // Вестник МГОУ. - 2014. - № 3. - С. 65-72. - Текст : непосредственный.
39. Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем / И. А. Лыкова. - Москва: ТЦ «Сфера», 2001. - 112 с. - Текст : непосредственный.
40. Льдокова, Г.М.Андрогогика как основа репрофессионализации / Г. М. Льдокова // Академический журнал Западной Сибири. - 2011. - № 1. - С. 6.- Текст :непосредственный.
41. Мазовецкая, В. В. Скульптура для начинающих: шаг за шагом / В.
В. Мазовецкая. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 64 с. - Текст :
непосредственный.
42. Макарова, О. Ю. Дополнительное профессиональное образование в аспекте проблем андрогогики / О. Ю. Макарова // Вестник ТГГПУ. - 2010. - № 22. - С. 7-10. - Текст : непосредственный.
43. Медведева, Е. Ю. Специальная андрогогика: актуализация
проблемы / Е. Ю. Медведева, Е. А. Ольхина // Проблемы современного
педагогического образования. - 2016. - № 51-6. - С. 260-266.- Текст :
непосредственный.
44. Олпорт, Г. Структура и развитие личности. Становление личности : избранные труды / Г. Олпорт. - Москова : Смысл, 2002. - 217 с. - Текст : непосредственный.
45. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек // Д. Аронов, 2008. - 416 с. - Текст : непосредственный.
46. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонская. - Москва : Высшая школа, 2004. - 512 с. - Текст : непосредственный.
47. Пурас, И. Ю. Современные тренды в графическом дизайне / И. Ю. Пурас. - Текст : электронный // Бизнес и дизайн ревю. - 2016. - № 2. - С. 8. - 1ЖЕ: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-trendy-v-graficheskom-dizayne (дата обращения: 06.04.2020).
48. Скульптура : энциклопедия / под ред. К. У. Браун; перевод а англ.
Л. А. Борис. - Москва : «Арт-Родник, 2012. - 192 с. - Текст :
непосредственный.
49. Сластёнин, В. А. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Москва : ИЦ Академия, 2002. - 576 с. - Текст : непосредственный.
50. Социологические и культурологические аспекты развития образования взрослых / под ред. С. Г. Вершловского. - Санкт-Петербург : ИОВ РАО, 2000. - 224 с. - Текст непосредственный.
51. Староверова, Н. А. Андрагогические основы профессионального образования / Н. А. Староверова // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 24. - С. 299-302. - Текст : непосредственный.
52. Степанская, Т. М. Традиции в историко-архитектурном наследии Алтая / Т. М. Степанская // Актуальные вопросы истории Сибири: третьи науч. чтения памяти проф. А. П. Бородавкина. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2002. - С. 324-327. - Текст : непосредственный.
53. Устин, В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве : учебное пособие / В. Б. Устин. - Москва: АСТ: Астрель, 2007. - 239 с. - Текст : непосредственный.
54. Хомутов, О. И. Дополнительное профессиональное образование -
цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России / О. И. Хомутов, А. В. Тюняев. -Текст : электронный // Электронная бмблиотечная система АлтГТУ : официальный сайт. - 2020. - ПВЕ: http://elib.altstu.rU/journals/Files/pa1998_1/pages/11/pap_11.html(gama обращения: 09.03.2020).
55. Чернявская, А. Г. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Г. Чернявская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 174 с. - Текст : непосредственный.
56. Шатрова, С. А. Пластилинография как средство развития творческих способностей у дошкольников / С. А. Шатрова, Е. В.Баранчикова // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 6. - С. 134-139.- Текст : непосредственный.
57. Шокорова, Л. В. Горная Колывань в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: монография / Л. В. Шокорова; АлтГУ, Науч.-исслед. лаб. по пробл. архитектуры и изобраз. искусства Сибири. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 106 с.- Текст : непосредственный.
58. Шокорова, Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: монография / Л. В. Шокорова; [науч. ред. Т. М. Степанская]; АлтГУ, Науч.-исслед. лаб. по пробл. архитектуры и изобраз. искусства Сибири. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012. - 124 с.- Текст непосредственный.
59. Шокорова, Л. В. Общие закономерности композиции в дизайн - образовании: учеб.пособие / Л. В. Шокорова. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 94 с. - Текст : непосредственный.
60. Шокорова, Л. В. Обучение художественному ремеслу в Западной Сибири: история, проблемы, перспективы : монография / Л. В. Шокорова. - Текст : электронный. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 128 с.. - URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3374 (дата обращения: 09.05.2020).
61. Шокорова, Л. В. Художественные промыслы Западной Сибири:
учеб.пособие / Л. В. Шокорова - Текст : электронный. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 142 с. - URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1511 (дата
обращения: 09.05.2020).
62. Щетинин, М. П. Художественные промыслы и ремесла Алтайского края / М. П. Щетинин, С. В. Мягких, Т. А. Боровцева [и др.]. - Барнаул, 2009. - 140 с. - Текст : непосредственный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ