Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Декоративное искусство как средство развития творческих способностей студентов профессиональной образовательной организации

Работа №81035

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
218
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ 8
1.1. Психолого-педагогический анализ понятия «творческие
способности» 8
1.2. Методы развития творческих способностей 16
1.3. Использование элементов декоративно-прикладного творчества как
средство развития творческих способностей 22
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 33
2.1. Анализ базы исследования 33
2.2. Разработка и апробация учебно-методического пособия для
студентов 39
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность исследования данной темы обусловлена ускорением темпов экономического и социального развития современного общества, которое нуждается в инновационных идеях. Общество, которое диктует необходимость подготовки нового поколения, предъявляет определенные требования к каждому индивиду, такие, как умение находить нестандартное решение задач, способность мыслить абстрактно, рассматривать проблему с нескольких сторон, способность творчески подходить к любым изменениям. «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире. Мы продолжим укрепление целостной системы поддержки и развития творческих способностей и талантов наших детей»[13]. Эту задачу и должна решать современная педагогика. Чем больше общество нуждается в творческой личности, тем больше необходимость в разработке качественно новых теоретических методов поощрения творческой активности и обеспечении достаточных условий для реализации творческих способностей молодежи.
Главной целью современного образования является предоставление всем обучающимся возможности проявления и реализации их творческих способностей и потенциала. Данные позиции в полной мере соответствуют личностно ориентированным технологиям обучения, составляющим идейную основу современной отечественной школы педагогики. Согласно современным тенденциям российского образования на первый план в образовательном процессе выдвигается задача формирования свободной и творчески развитой личности. Данные тенденции главным образом отражены в следующих федеральных документах: «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» и «Концепции структуры и содержания среднего профессионального образования». В данных нормативно-правовых актах акцентируется внимание на развитии творческих способностей студентов и индивидуализации их образования в соответствии с их интересами и склонностями. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт обучающихся, актуальные потребности каждого студента.
Достаточно эффективным средством развития творческих способностей обучающихся является занятия различными видами декоративно-прикладного творчества. Благодаря этим занятиям у студентов формируется эстетическое восприятие окружающего мира, развиваются фантазия и воображение, композиционное мышление и чувство гармонии, изобразительность и технические навыки. Кроме того, студенты обучаются созданию новых предметов, обладающих как утилитарной, так и художественной функциями.
Изучением проблемы развития творческих способностей человека, в частности, студента занимались ведущие отечественные и зарубежные исследователи: А.А. Дергач, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, Б.Т. Лихачев, В.Д. Шадриков, В.С. Выготский, В.С. Кузин, В.И. Петрушин, Д.И. Фельдштейн, Е.И. Игнатьев, Е.Н. Степанов, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, О.В. Афанасьева, Я.А. Пономарёв, А. Бине, В. Келер, Г. Уоллес, Дж. Уотсон, Е.П. Торранс, К.В. Тэйлор, Р. Муни, Ч. Спирмен и др. В своих работах они описывают и раскрывают природу творческой деятельности и рассматривают различные способы и методы ее активизации.
Научно-теоретическое и методическое обоснование художественного образования в своих трудах излагают: Н.Н. Анисимова, Л.А. Буровкиной, Е.И. Игнатьева, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова, В.С. Кузина, B.K Лебедко, С.И. Ломова, А.А. Прищепы, Н.Н. Ростовцева, С.П. Рощина, А.Е.Терентьева, И.К. Шабанова, Е.В. Шорохова и др. В работах данных исследователей отражены различные идеи и подходы к организации творческой деятельности студентов.
Влияния художественного творчества на формирование личности и проблемы качества профессионального образования в процессе обучения представлены в диссертационных исследованиях М.В. Галкиной, Т.В. Гановой, Е.В. Плотниковой, И.Н. Савельевой, Е.Ю. Усенковой и др.
Тем не менее, несмотря на наличие большого количества исследований по проблеме развития и реализации творческих способностей и потенциала обучающихся, предлагающих эффективные способы решения данной проблемы, тема развития художественно-творческих способностей обучающихся остаётся актуальной.
Кроме того, в процессе анализа проблемы был выявлен следующей парадокс:
- при наличии достаточного количества теоретических разработок по проблеме развития творческих способностей личности, предлагающих множество эффективных методик, в образовательных организациях среднего профессионального образования существует проблема неприменения их в практической деятельности.
Существующее противоречие определяет и проблему исследования - это необходимость разработки учебно - методического пособия, которое направлено на совершенствование процесса развития творческих способностей студентов средствами декоративно - прикладного искусства.
Гипотеза исследования заключается в предположении. Если в образовательную деятельность студентов внедрять учебно-методические пособия, которые содержат творческие задания разных уровней подготовки на основе бумажной пластики, то развитие их творческих способностей достигнет более высокого уровня.
Объект исследования - развитие творческих способностей студентов профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования - разработка учебного методического пособия, которое будет способствовать развитию творческих способностей.
Из выше изложенного следует и цель исследования - теоретическое обоснование и выполнение опытно-практической апробации учебно-методического пособия, которое будет направлено на развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей, обозначить их структуру и компоненты.
2. Изучить методы развития творческих способностей студентов.
3. Исследовать роль декоративно-прикладного искусства как средства развития творческих способностей личности.
4. Провести анализ базы исследования.
5. Разработать и апробировать учебно-методическое пособие.
6. Провести анализ полученных результатов.
Исследование проведено на основе следующих теоретических методов: - анализ литературы по проблеме исследования, обобщение полученной информации, синтез, сравнение, прогнозирование, изучение продуктов деятельности, и эмпирических - наблюдение за учебным процессом, беседа, тестирование и др.
Научной основой работы послужили классические труды по проблематике творческих способностей - теории Б.М. Теплова, С.Л. Рубенштейна, методики преподавания декоративно-прикладного искусства (далее - ДПИ), диссертационные работы по проблеме исследования - Ю.А. Овчарова, С.Ю. Залуцкая, Ю.Н. Александрова, Г.А. Хромова и др [43].
Базой исследования, на которой проводились опытно-поисковые работы, стал Челябинский педагогический колледж №1, группа №21.
Практическая значимость работы заключается в возможности практического применения разработанного учебно-методического пособия в работе профессиональных организаций, осуществляющих процесс подготовки специалистов по направлению «Учитель технологии», отдельные элементы могут использоваться на уроках технологии в школах, в дополнительном образовании.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс изменений, который присутствует сегодня во всех сферах жизни, требует от образовательных организаций подготовки такого выпускника, который сможет овладеть современными технологиями, сумеет адаптироваться в современном обществе. Для этого педагогу необходимо не только дать нужный объем знаний, но и научить обучающихся их применять, быть самостоятельными, иметь гибкий ум. Одним из условий достижения этого является развитие творческих способностей самого педагога, который должен иметь развитые творческие способностями и уметь выявлять и развивать их у учеников. Девизом педагога должны быть слова: «Научился сам, научи других».
Одним из способов развития творческих способностей студентов педагогических колледжей является включение в процесс преподавания элементов декоративного искусства. Оно дает большое поле для деятельности и самореализации обучающихся в различных видах декоративного искусства, например, - рисовании, лепке, шитье. Анализ методической литературы показал существование небольшого количества методических разработок для студентов СПО специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах по декоративному искусству.
Для решения первой задачи нашего исследования, мы проанализировали работы таких ученых, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, Б. М. Теплов и др. и определили основные компоненты творческих способностей. К ним относятся когнитивный компонент, который включает знания и умения студента, мотивационный, содержащий инициативность, самостоятельность, интерес к обучению, а также творческое мышление, которое подразумевает не стереотипность мышления, гибкость, оригинальность. Поскольку развитие творческих способностей невозможно без активной творческой деятельности и концентрации внимания педагога на личности каждого студента, следовательно, реализовывать развитие творческих способностей необходимо в рамках деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
С целью решения второй задачи «Изучение методов развития творческих способностей» необходимо было рассмотреть применяющиеся в современном образовании методы, которые направлены на развитие творческих способностей. Пришли к выводу, что необходимо применять множество разных методов, например, таких, как метод проблемного обучения, который активизирует мышление, повышает мотивацию к обучению; метод проектов, который развивает волевые качества, повышает инициативность, самостоятельность; творческие задания, при которых происходит отработка навыков, активизируется мышление.
Мы рассмотрели, как использование элементов декоративного искусства в процессе обучения влияет на развитие творческих способностей студентов. В процессе развивается мелкая моторика, аккуратность, цветовосприятие, эстетический вкус, чувство формы, композиции. Опираясь на работы Поровской Г.А., Корешкова Г.Г., Байметова Б.Б., Шокоровой Л.В., мы выделили основные принципы, реализуемые в процессе преподавания элементов ДПИ: принцип наглядности как основа образного мышления, принцип прочности, который обеспечивает системное усвоение и запоминание информации, и принцип доступности, который ориентирован на личностные возможности каждого ученика.
На этапе опытно-поисковой работы нами был проведен анализ базы исследования: ЧПК №1, проанализированы основные документы, учебные планы, материальное оснащение колледжа, а также межличностные отношения внутри группы. Преподавание МДК 01.06 в ЧПК №1 предусматривает развитие творческих способностей: педагог применяет метод проблемного обучения, метод групповых проектов, но в процессе не хватает достаточного количества наглядных материалов. Поэтому мы разработали учебно-методическое пособие для раздела «Бумагопластика», которое включает задания, направленные на развитие творческих способностей с учетом разного уровня подготовленности студентов.
Предварительно было проведено оценивание уровня сформированности каждого компонента группы № 21. При помощи теста Э.Торренса «Завершение фигур» мы измерили уровень развития творческих способностей студентов. Тест показал, что большинство студентов (57%) находятся на среднем уровне, 35% - на начальном уровне, и 8% - на продвинутом уровне. В результате наблюдения за деятельностью студентов в течение нескольких разделов мы установили: малая инициативность, средний уровень самостоятельности и мотивации студентов на получение новых знаний, средний уровень практических умений.
С целью выявления уровня развитости когнитивного компонента мы наблюдали за работой групп на разных темах МДК 01.06 - папье-маше, квиллинг, оригами, аппликации и др. Для анализа мотивационного компоненты также было проведено наблюдение за студентами путем беседы с их педагогом.
Для решения выявленных проблем нами было разработано учебно-методическое пособие для раздела «Бумагопластика», рассчитанное на 8 часов аудиторной и самостоятельной работы. В пособии представлен необходимый теоретический материал по темам, тесты на закрепление каждой темы, практические задания.
Принято решение разрабатывать учебно-методическое пособие, потому что оно облегчает запоминание теоретического материала, ведь помимо словесных методов также используются наглядные методы. Теория подкреплена тестом по теме и практическим заданием, что способствует лучшему усвоению. Студентам предложены творческие задания, выполнение которых развивает самостоятельность, гибкость и оригинальность мышления, повышает интерес к овладению темой, инициативность.
В результате апробации данного пособия в учебном процессе выявлено повышение самостоятельности студентов, которые стали меньше обращаться к помощи преподавателя, так как смогли найти часть ответов на вопросы в пособии.
С целью оценки изменения развития творческих способностей нами был повторно проведен тест Э.Торренса, который показал увеличение числа студентов повышенного и среднего уровней.
Обобщая выше сказанное, мы можем сделать вывод, что цели исследования достигнуты, а гипотеза нашла свое подтверждение



1. Азимов, Э. Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст]/Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР. 2009.
2. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач [Текст]/Г.С. Альтшуллер - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 208 с.
3. Аристотель. О душе [Текст]/ Аристотель. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
4. Бабанова, И. А. Использование ТРИЗ - педагогики в образовательном процессе [Текст]/ И.А. Бабанова // Научные исследования в образовании. 2012. - №6. - С. - 7-10.
5. Бубекина Г. В., Грибнева Л.А. Внеклассная работа по труду: работа с различными материалами. М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
6. Бызова А. Л. Школьные кружки - школьная коммерция. Народное образование. 1991, №10, С. 15-16
7. Богоявленская, Д. Б. К вопросу о дивергентном мышлении [Текст]/ Д.Б. Богоявленская. И. А. Сусоколова // Психологическая наука и образование - 2006, №1 С. 86-95
8. Внеклассная работа по труду М.: Просвещение, 1981. - 150 с.
9. Васютина, Е. Ю. Нравственно - эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно - прикладного искусства. Как средствами декоративно - прикладного искусства выразить у ребят художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений [Текст]/ Е. Ю. Васютина // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №5. - С. 71-75.
10. Величко, Ю. В., Черкасова И.А, Руснак В.Ю, Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 201 с.
11. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст]/ Л. С. Выготский - М.: АСТ - 2018.
12. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст]/ П. Я. Гальперин. - М.: АСТ, Харвест, 2008 - 400с. с. 306-310.
13. Горпиненко, Е. А. Основные подходы к пониманию творческих способностей [Текст] / Е. А. Горпиненко // Асабеш1а:Танец. Музыка. Театр. Образование. - 2017. - №2(44). - С.89-94.
14. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя [Текст]/В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
15. Ильин, Г. Л. Проективное образование и реформация науки/ Г.Л. Ильин - Москва. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.- 216 с.
16. Ильин, Е. В. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. В. Ильин - СПб.: Издательство «Питер», - 2013.
17. Исханова, С. Г. Креативность как общая способность личности в успешном освоении творческих дисциплин [Текст] / С. Г. Исханова, Р. С. Исханова // Актуальные проблемы развития науки и образования: сб. науч. трудов по мат. междунар. науч-практ. конф. - 2014. - С. 68-69.
18. Кожаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.
19. Креативная педагогика. Методология, теория, практика /под.ред.д.т.н., проф. В.В.Попова, акад. РАОЮ. Г.Круглова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 319 с.
20. Коменский, Я. А., Локк, Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. - М.:Педагогика. - 1989. - 416 с.
21. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологи [Текст]: / Б.И. Кононенко - М.: Вече, 2003.
22. Кудинова, Ю. А. Синквейн как средство развития творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС [Текст] / Ю.А. Кудинова, Э.Р. Бадрединова, М.В. Войцишевская, Е.М. Вишнякова, и Л.А. Капля // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения : сб. науч. тр. по ит. междунар науч.- практ. конф. - 2017. - С. 47-49.
23. Курина, В. А. Креативность обучающегося как универсальная познавательная творческая способность [Текст] / В. А. Курина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. - 2015. - №3(27). - С. 116 - 123.
24. Лейтес, Н С. О признаках детской одаренности [Текст] / Н. С. Лейтес // Психология обучения. - 2003. -№12.
25. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для студентов / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2007. - 687 с.
26. Овчарова, Ю. А. Развитие художественно - творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике [Текст] : монография / Ю. А. Овчарова. - М.: Издательство «Прометей». - 2013.
27. Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. — М.: Компания
Спутник +, 2006.
28. Папов, В.Г. Российский педагогическая энциклопедия [Текст]/ В. Г. Панов. — М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1993.
29. Педагогический терминологический словарь. — [Текст] / авт.- сост. В. М. Полонский. - С.-Петербург: Российская национальная библиотека,- 2016.
30. Педагогика [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 576.
31. Паркер Роджер, Как сделать на бумаге - М.: Символ - Плюс, 2008. - 384с.
32. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб: «Детство-пресс», 2000. - 245 с.
33. Б.М.Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия - 2002. - 528 с.
34. Полонский, В.М. Словарь по образованию и
педагогике/В.М.Полонский. - М.: Высш. шк. - 2004. - 511с.
35. Романова, О. А. Креативность как универсальная познавательная творческая способность студентов [Текст] / О.А. Романова, В. И. Каширина, С. Ю. Кузьмин // Успехи современного естествознания - 2013. - №10.- С. 146-147.
36. Рубенштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург.: Питер, 2015.
37. Саурская, Е.Д. Понятие, сущность, компоненты способностей [Текст]: / Е. Д. Саурская // Журнал «Педагог». - 2016.
38. Сафиуллина, И. А. Концепция проблемного обучения М. И. Махмутова как дидактическая система [Текст] : дис. конд. пед. наук/ И. А. Сафиуллина - Казань. - 2001.
39. Сидилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2011 - 160 с.
40. Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения [Текст] / В. А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 148-157.
41. Соловей, Л. Б. Развитие творческого воображения у детей. - Чебоксары, 1999. - 114 с.
42. Толковый словарь русского языка [Текст] / авт.-сост. С. Ожегов. - М.: Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2018 - 689 с.
43. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. - Воронеж. Издательство НПО «МОДЭК», 2009.
44. Федорова, Т.В. Подготовка будущих педагогов к развитию творческого воображения детей на основе проектной деятельности [Текст] / Т. В. Федорова // Высшее гуманитарное образование: проблемы и перспективы.
- 2012 - С. 328-332.
45. Филичкина, А. А. // Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании : материалы научно -методической конф. - 2011. - С. 10-13.
46. Хамзина,О.И. Метод «мозгового штурма» как интеллектуальная образовательная технология [Текст] / О. И. Хамзина, Е.М. Болтунова, Т.В.
47. Цымбалист, О. В. Самостоятельность мышления и творческая способность как результат проблемного обучения [Текст] / О. В. Цымбалист // Информация и образование: границы коммуникаций - 2016. - №8 (16).-С. 24-27.
48. Чаббаров, Р.Х. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами народного декоративно- прикладного искусства (на примере тюменского региона) [Текст] : Дис. канд. пед. наук : / Р. Х. Чаббаров ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005.
49. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Текст]: / авт.-сост. А. Вербицкий - 2013.
50. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала школьников [Текст] : дис. докт. псих. наук / Е.Л. Яковлева - М.: - 2007.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ