Основные тенденции развития административных и партийных органов власти: структура и руководящий состав в начале XXI в. (на материалах Северо-восточных регионов)
|
Введение 3
Глава 1 Основные тенденции развития государственной службы и партийной работы 16
1.1. Становление и развитие государственно службы КНР (конец ХХ в.) 16
1.2. Закон о госслужбе 2004г. Изменения в структуре местного
самоуправления Китая 28
Глава II. Особенности госслужбы на местном уровне власти 39
2.1. ПК КПК Северо-Восточных провинций в структуре местной власти
(начало ХХ в.) 39
2.1. Динамика кадровой службы в ПК КПК северо-восточных провинций
Заключение 60
Список используемых источников и литературы 63
Глава 1 Основные тенденции развития государственной службы и партийной работы 16
1.1. Становление и развитие государственно службы КНР (конец ХХ в.) 16
1.2. Закон о госслужбе 2004г. Изменения в структуре местного
самоуправления Китая 28
Глава II. Особенности госслужбы на местном уровне власти 39
2.1. ПК КПК Северо-Восточных провинций в структуре местной власти
(начало ХХ в.) 39
2.1. Динамика кадровой службы в ПК КПК северо-восточных провинций
Заключение 60
Список используемых источников и литературы 63
Актуальность темы исследования. Китайский опыт строительства системы управления государством, в том числе системы управления государственной службы, представляет собой феномен не только в рамках КНР, но и во всём мире. Данный феномен заключается, во-первых, в том, что КНР - это социалистическое государство. Системы, принципы организации и деятельности государственных органов КНР имеет модель, при которой существует формальное закрепление принадлежности власти народу и её осуществление через систему представительных учреждений на местах. Все остальные государственные органы формируются прямо или косвенно представительными учреждениями и несут перед ними ответственность.
Во-вторых, в соответствии Конституции 1982г, действующей и по сей день, в КНР народ осуществляет принадлежащую ему власть через Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и через местные собрания народных представителей различных ступеней, которые избираются демократическим путем и являются ответственными перед народом и под его контролем. Важнейшими звеньями государственного механизма также являются органы государственного управления - Государственный совет и местные администрации. Местная административная система представляет собой государственную систему и практику разделения страны на административные районы и учреждения там местных органов управления с целью эффективного административного управления страной.
В целях развития государства: экономики, социальных, политических и общественных институтов, сохранности суверенитета, стабильного развития намеченного политических курса, а также роста влияния и авторитетности страны на международной арене, необходимо эффективное государственное управление. В связи с этим, с 80-х годов руководящий состав Коммунистической партии Китая начинает уделять большое внимание кадровой политики, которая к тому времени уже устарела и требовала реформирования, тщательной проработки вопросов относительно кадров и устройства партийной деятельности в целом.
В конце ХХв. Китай берёт новый курс экономических реформ, цель которых - повысить эффективности экономики страны. Основной идеей того времени было постепенное внедрение рыночной экономики на территории всей страны при поддержке Коммунистической партии. При этом ответственность за развитие отдельных провинции постепенно практически полностью переходила на местные органы власти, по сути провинции стали обладать некой автономией, которой до этого не имели. Следствием данного явления, помимо роста значимости провинциальных правительств на подведомственных им территориях, стал рост влияния провинции внутри страны, вплоть до того, что местные власти некоторых провинций могли влиять на национальную политику всего Китая. Из этого можно сделать вывод, что роль провинциальных властей значительно возросла. По этой причине становится актуальным изучение значимости и структуры местных властей, а также изучение руководящего состава провинциального уровня, в частности руководящего состава северо-восточных провинций КНР (Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин). Выбор данных провинций обусловлен их приграничным расположением, спецификой совместного сотрудничества. К тому же, в результате предоставления автономии провинциями, экономический подъём возник, в основном, в восточных и южных провинциях, а социально-экономическое положение северо-восточных провинций стало ухудшаться. По этой причине северо-восточные провинции обладают некоторым особенностями структурной организации местной власти, благодаря которым каждая территория может корректировать и создавать собственный план развития.
Объектом исследования является государственная служба КНР.
Предметом исследования является личный состав партийного руководства северо-восточных провинций Китая в начале XXI в.
Степень изученности проблемы. В ходе исследования были использованы труды российских китаеведов, китайских и западных исследователей. Вопросу модернизации и развития государственной службы КНР посвящено много исследований среди российских учёных.
В своей работе К.А. Кокарев проводит историко-политическое исследования эволюция политических режимов в Китае, где эволюция политических режимов - предмет структурно-функционального выражения политических систем периода реформ в КНР и демократических преобразований на Тайване. Автор на основе изданных законов и решений съездов прослеживает эволюцию системы государственного управления, в частности изменения в организационной структуре государственных органов, в том числе местных органах власти. Автор также анализирует состав социальных групп и слоёв, которые учувствуют в политической жизни страны, при этом К.А.Кокарев отмечет, что к началу ХХ1в. данный круг расширился. Помимо этого, втор анализирует проблемы создания, функционирования и развития политических режимов в Сянганском и Аомэньском особых административных районах КНР.
В работах В.Н Соловьёва, В.Г. Буров исследуется роль и значение следов социального прошлого. Например, В.Н. Соловьёва анализирует роль культурных традиций Китая такие как длительная изоляция, даосское и конфуцианское учение, которые отразились на политической жизни страны. По мнению автора, данная особенность политического устройства государства имеет как негативные, так и положительные стороны. В.Г. Буров также затрагивает вопрос влияние традиций на развитие политического строя, и то, как руководство Компартии Китая в настоящее время начинает использовать традиционное наследие в политической сфере. Данная тенденция связана с изначальным смешиванием традиционных и современных аспектов во всех сферах в Китае, в том числе в управлении государством. В первое время руководство страны китаизировало марксизм, то есть создало так называемый «социализм с китайской спецификой», но интерес к марксистскому учению, особенно среди молодежи, начал падать, ввиду чего правительство начало активно делать упор на традиции, главным образом на Конфуцианство. При этом, автор подчеркивает, что опора на собственные культурные традиции, не отменяет использования иностранного опыта в области экономики и государственного управления. В работе О.В. Свинцева рассматривает эволюцию политической системы Китая в рамках концепции нового государственного менеджмента, трансформацию заимствованных менеджереальные элементов под воздействием традиционных китайских институтов.
Работы А.П. Алексеенко, посвящены изучению становления современной государственной службы в Китае на основе законодательных актах, в частности в своей статье А.П. Алексеенко делает акцент на анализе Закона КНР "О государственной гражданской службе", а также на связанные с ним подзаконные акты и документы Коммунистической партии Китая Автор уделяет большое внимание таким особенностям регулирования государственной гражданской службы в КНР как поступление на государственную гражданскую службу, обучение государственных служащих, рассматривает вопросы коррупции в этой среде.
Многие вышеперечисленные авторы в своих работах также прибегают к методу сравнительного анализа. Например, исследователи сравнивают государственную или законодательную системы Китая и России или Китая и Запада. Так, своих работах Г.А. Кубышина рассматривает проблему эволюции институтов власти Китая и России посредством сопоставления деятельности политических институтов в области выработки теории и практической реализации политических и экономических реформ. Е.П.Лапа проводит сравнительный анализ регулирования института публичной (государственной) службы в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике, основывается на сопоставлении действующего российского и китайского законодательства, регулирующего государственную службу. Сопоставление Российского государственного устройства и китайского обусловлено по меньшей мере их общим коммунистическими прошлым. Сравнительный анализ между Россией и Китаем проводится и среди китайских исследователей. Лю И провёл анализ в сфере административных реформ России и Китая, указывая на то, что реформирование административно-государственного управления, начавшееся в обеих странах в 90-е годы XX века и продолжающееся сегодня, имеет как некоторые общие тенденции, так и серьезные различия. В России основной задачей административной реформы являлось построение сильного и стабильного демократического государства, в то время как в Китае было решено продолжать рыночные реформы, не меняя социалистической системы, ограничиваясь отдельными преобразованиями внутри этой системы.
Среди китайских исследователей, выделяется немало работ, посвящённых государственной службы КНР, например среди таких как Ц. Го, Л. Хао, Ч. Ван, Г. Цзиньлуню. Авторы данных работ в основном в своих исследованиях используют законодательную источниковую базу, а также документы, регулирующие деятельность партии и других политических институтов власти; документы высших органов власти, программы и концепции развития, которые были изданы после начала проведения политики реформ и открытости. Авторы сходятся на том, что важным направлением реформы системы административных органов является перестройка правительственных органов с целью создания гибкой и высокоэффективной управленческой системы с рациональной структурой, отвечающей потребностям развития социалистической рыночной экономики, а также упрощение аппарата управления, разделение функций партийных и государственных органов, пересмотр функций и полномочий правительства и изменение формы управления предприятиями и непроизводственными структурами от прямого к косвенному, включая оптимизацию кадровой политики.
Вопрос развития северо-восточных провинций Китая рассматривается немалым количеством среди русских и китайских авторов: Д.А. Глазунов И.В. Ставров, Ю.А. Баженов, С.Ю. Макеева, Е.В. Красова, Ю. Сюнь, С.А. Иванова. Данные работы освещают вопросы, связанные с развитием северо-восточных провинций Китая в основном, в экономической сфере и на основе анализа важнейших макроэкономических показателей. Вопросу развития, становления и особенностей местных органов власти северо- восточных провинций не уделяется большого внимания в данных работах. Вопросы экономического развития могут рассматривать как северо-восточного региона, то есть развитие провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин совместно, так и в рамках отдельно взятой провинции. Например, в работе Д.А. Глазунова рассматривается вопрос экономического развития провинции Ляонин в период, когда Цюань Шужэнь занимал высшую должность в провинции.
Более подробно вопросы государственного управления на местном уровне провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин рассматриваются в работах Д.А. Глазунов, К.А. Ульянова, Г.К. Казаков, Д.Г. Иванова, где авторы рассматривают особенности китайского парламентаризма на примере трех северо-восточных провинций КНР: В работе последовательно анализируется структура собрания народных представителей: его президиум, руководство президиума, постоянный комитет и депутатский корпус, даётся качественная и количественная характеристика депутатам провинций. В статье Д.Г.Ивановой на примере провинции Хэйлунцзян анализируются особенности функционирования местных органов власти; в работе И.Ю.Зуенко также на примере провинции Хэйлунцзян рассматривается развитие системы административно-территориального устройства. Данные работы стали одними из основополагающими в ходе нашего исследования.
Согласно вышеперечисленным работам, можно сделать, что вопрос состава ПК КПК провинциального уровня практически не изучен. Вопрос государственной службы КНР имеет широкое распространение как среди русских, так и зарубежных учёных. В своих работах исследователи в основном опираются на нормативно-правовые акты, решения съездов. Однако вопрос развития и становления власти на местном уровне малоизучен, в основам вопросы местного уровня власти касаются развития и реформирование административно-государственного управления на местах, а степень изученности вопроса кадровой политики в ПК КПК северо-восточных провинциях не так велика, что обуславливает более подробное изучение данного вопроса.
Цель данного исследования состоит в изучении основных тенденций развития личного состава ПК КПК северов-восточных провинций.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные тенденции кадровой политики и партийной работы конца XX- начала ХХ1в. в КНР.
2. Проследить динамику и развитие законодательства о госслужбе на центральном и местном уровне.
3. Выявить место ПК КПК в структуре местной власти.
4. Исследовать динамику личного состава ПК КПК в Северо-восточных провинциях.
Хронологические рамки исследования ограничиваются 2012 г. - по настоящее время. Выбор нижней границы обусловлен обновлением составом ПК КПК в провинции Ляонин. В соответствии с политическими традициями и законами секретари провинкомов «избираются» на 5 лет. Таким образом новая фигура в политической сфере открывает новый политический цикл регионов. Начало нового политического цикла регионов в 2010-х годов совпало с выборами Си Цзиньпина в качестве генсека и председателя КНР, т.е. совпало с новым этапом государственного строительства. Новый политический цикл в провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян начался в 2013 г. и 2014 г. соответственно.
Логика исследования требует обращение к государственным и партийным реформам начала 80-х гг. прошлого века. Поэтому мы активно используем материалы по истории конца XX - начала XXI вв.
Территориальные рамки совпадают с современными территориально-административными границами северо-восточных провинций КНР: Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин.
Методологическая основа и методы исследования. В ходе изучения динамики развития партийного руководства северо-восточных провинций мы основывались на модернизационной теории. В узком смысле под модернизацией общества понимается процесс перехода от аграрного общества к индустриальному. В широком смысле модернизация общества трактуется как глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований Теория модернизации в современной исторической науке. позволяет уйти от схематизма цивилизационного подхода и однолинейного формационного подхода, охватить всю многогранность истории и более адекватно оценить те или иные этапы истории определённого. общества. В связи с этим в теории модернизации выделяются два типа модернизации: первичная и вторичная., которая в отличие от первичной начинается не с культуры, а с экономики и политики, представляя собой ответ на внешние вызовы со стороны развитых стран. Эта теория была воспринята китайскими лидерами при реформировании основных сфер общественной жизни во время политической, экономической и социокультурной трансформации, которая началась в Китае с конца 1980-х гг. В настоящее время, можно сказать .что осуществление модернизации в Китае происходит без ущерба для национальной идентичности, китайское общество не копирует элементы западной культурой модернити. Наоборот, происходит обращение к традиционной культуре, поиск внутренних ресурсов для успешного осуществления постепенной, поступательной, эволюционной модернизации. На теорию модернизации в своих работах опирались И.М Валлерстайн, Ш.Эйзенштадт.
Методологической основой данного исследования являются такие методы как: проблемно-хронологический метод, статистический метод, математический метод.
Проблемно-хронологический метод выражается в прослеживание логического развития вопроса становления государственной службы КНР в период с 80-х по настоящее время, а также в выявление влияния данного процесса на динамику кадровой политики в ПК КПК северо-восточных провинциях. Становление и развитие госслужбы КНР включает в себя несколько этапов развития, обоснованных новыми законами, изменениями в законах или их дополнениями. Данный метод помог изложить события в хронологической последовательности и проследить взаимосвязь всех событий друг на друга.
Статистический метод исследования способствует анализу однородных фактов, которые связаны с анализом состава ПК КПК северо-восточных провинций. Такие критерии как: должность, дата и место рождения, возраст начала трудовой деятельности, дата вступления в КПК, наличие высшего образования, наличие степени магистра и доктора, партийная принадлежность помогут проследить динамику кадровой службы ПК КПК северо-восточных провинций.
На основе базы данных биографии членов ПК СНП северо-восточных провинций был проведён математически метод, которые позволил выявить закономерности и тенденции в развитии массовых процессов. На основе данных информации, которая состояла из цифрового материала, например, возраст членов ПК КПК провинций, возраст начала трудовой деятельности и вступления в партию, были выявлены количественные характеристики: средний возраст, обозначены возрастные рамки (самый молодой/пожилой член ПК КПК провинций, самый ранний/поздний возраст начала трудовой деятельности и вступления в партию). На основе данных о месте рождения, национальной принадлежности, наличия/отсутствия высшего образования, степени магистра и доктора, партийная принадлежность были составлены качественные характеристики членов ПК КПК северо-восточных провинций. Выявленные характеристики членов каждой провинции были сопоставлены между собой.
Анализ источниковой базы. Решение исследовательских задач стало возможным благодаря изучению большего числа источников, в первую очередь официальных партийных и государственных документов, разработанных и принятых в КНР. Одни из основных документом для понимания политиков правового устройства современного Китая является Конституция.
Ко следующей группе источников можно отнести основные законы данного исследование, которые регулируют госслужбу, к таким законам относятся: «Нормы политической жизни внутри партии», «Временные положения о государственных служащих», Закон «КНР о государственных служащих», Закон КНР «О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней». Анализ данных законов, посредством их сравнения между собой, помогает проследить развития и становление государственной службы.
Помимо нормативных актов мы использовали в работе партийную документацию как центрального, так и местного уровня. Для понимания целей, мотивов, направлений политического курса ЦК КПК во внутренней политике были использованы материалы XV съезда, XVI съезда, материалы Пленума ЦК КПК.
Следующая группа источников - опубликованные делопроизводственные документы, которые размещены на официальных сайтах провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин. Мы привлекали в основном распоряжения правительства, рекомендации, решения.
Сведения об апробации. Тема данного исследования подлежала апробации в различных её вариантах на следующих конференциях:
• Структура коммунистической партии Китая // II краевая научно-практическая конференция «Россия и Китай: история взаимодействия и перспективы сотрудничества». г.Барнаул, 24 ноября 2017.
• Состав КПК провинциального уровня провинции Цзилинь и Хэйлунцзян // V региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!»: история, культура и религия Китая. г.Барнаул, 26 апреля 2018г. Структура работы. Настоящая работа состоит из введения; двух глав, которые включают в себя подразделы; заключения; списка используемых источников и литературы.
Во введении даётся обоснование актуальности темы исследования, раскрывается степень научной её разработки, определяется объект и предмет исследования, а также цели и задачи исследования, методологическая база.
Глава первая делится на два параграфа. В первом параграфе исследовано развитие государственной службы КНР начиная с 80-х годов после проведение реформ и открытости до начала ХХв.. Исследование основано на законах, нормах, регулирующих госслужбу, решениях съездов и пленумов. Использование данной источниковой базы позволяет выявить, какие цели и задачи в сфере кадровой политики стояли перед руководством того времени и каких результатов Центральное правительство Китая достигло к началу ХХ1в.. Во втором параграфе первая часть исследования основывается на анализе «Закона о государственной службе» 2005г. Вторая часть данного параграфа заключает в себе анализ развития власти на местах.
Глава вторая включает в себя два параграфа. В первом параграфе исследуются ПК КПК северо-восточных провинций, рассматривается и сопоставляется структура ПК СНП провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, выявляются особенности и отличия каждой провинции. Во втором параграфе проанализирован состав членов ПК СНП северо-восточных провинций.
В заключении подведены итоги и сделаны выводы по теме данного исследования.
Во-вторых, в соответствии Конституции 1982г, действующей и по сей день, в КНР народ осуществляет принадлежащую ему власть через Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и через местные собрания народных представителей различных ступеней, которые избираются демократическим путем и являются ответственными перед народом и под его контролем. Важнейшими звеньями государственного механизма также являются органы государственного управления - Государственный совет и местные администрации. Местная административная система представляет собой государственную систему и практику разделения страны на административные районы и учреждения там местных органов управления с целью эффективного административного управления страной.
В целях развития государства: экономики, социальных, политических и общественных институтов, сохранности суверенитета, стабильного развития намеченного политических курса, а также роста влияния и авторитетности страны на международной арене, необходимо эффективное государственное управление. В связи с этим, с 80-х годов руководящий состав Коммунистической партии Китая начинает уделять большое внимание кадровой политики, которая к тому времени уже устарела и требовала реформирования, тщательной проработки вопросов относительно кадров и устройства партийной деятельности в целом.
В конце ХХв. Китай берёт новый курс экономических реформ, цель которых - повысить эффективности экономики страны. Основной идеей того времени было постепенное внедрение рыночной экономики на территории всей страны при поддержке Коммунистической партии. При этом ответственность за развитие отдельных провинции постепенно практически полностью переходила на местные органы власти, по сути провинции стали обладать некой автономией, которой до этого не имели. Следствием данного явления, помимо роста значимости провинциальных правительств на подведомственных им территориях, стал рост влияния провинции внутри страны, вплоть до того, что местные власти некоторых провинций могли влиять на национальную политику всего Китая. Из этого можно сделать вывод, что роль провинциальных властей значительно возросла. По этой причине становится актуальным изучение значимости и структуры местных властей, а также изучение руководящего состава провинциального уровня, в частности руководящего состава северо-восточных провинций КНР (Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин). Выбор данных провинций обусловлен их приграничным расположением, спецификой совместного сотрудничества. К тому же, в результате предоставления автономии провинциями, экономический подъём возник, в основном, в восточных и южных провинциях, а социально-экономическое положение северо-восточных провинций стало ухудшаться. По этой причине северо-восточные провинции обладают некоторым особенностями структурной организации местной власти, благодаря которым каждая территория может корректировать и создавать собственный план развития.
Объектом исследования является государственная служба КНР.
Предметом исследования является личный состав партийного руководства северо-восточных провинций Китая в начале XXI в.
Степень изученности проблемы. В ходе исследования были использованы труды российских китаеведов, китайских и западных исследователей. Вопросу модернизации и развития государственной службы КНР посвящено много исследований среди российских учёных.
В своей работе К.А. Кокарев проводит историко-политическое исследования эволюция политических режимов в Китае, где эволюция политических режимов - предмет структурно-функционального выражения политических систем периода реформ в КНР и демократических преобразований на Тайване. Автор на основе изданных законов и решений съездов прослеживает эволюцию системы государственного управления, в частности изменения в организационной структуре государственных органов, в том числе местных органах власти. Автор также анализирует состав социальных групп и слоёв, которые учувствуют в политической жизни страны, при этом К.А.Кокарев отмечет, что к началу ХХ1в. данный круг расширился. Помимо этого, втор анализирует проблемы создания, функционирования и развития политических режимов в Сянганском и Аомэньском особых административных районах КНР.
В работах В.Н Соловьёва, В.Г. Буров исследуется роль и значение следов социального прошлого. Например, В.Н. Соловьёва анализирует роль культурных традиций Китая такие как длительная изоляция, даосское и конфуцианское учение, которые отразились на политической жизни страны. По мнению автора, данная особенность политического устройства государства имеет как негативные, так и положительные стороны. В.Г. Буров также затрагивает вопрос влияние традиций на развитие политического строя, и то, как руководство Компартии Китая в настоящее время начинает использовать традиционное наследие в политической сфере. Данная тенденция связана с изначальным смешиванием традиционных и современных аспектов во всех сферах в Китае, в том числе в управлении государством. В первое время руководство страны китаизировало марксизм, то есть создало так называемый «социализм с китайской спецификой», но интерес к марксистскому учению, особенно среди молодежи, начал падать, ввиду чего правительство начало активно делать упор на традиции, главным образом на Конфуцианство. При этом, автор подчеркивает, что опора на собственные культурные традиции, не отменяет использования иностранного опыта в области экономики и государственного управления. В работе О.В. Свинцева рассматривает эволюцию политической системы Китая в рамках концепции нового государственного менеджмента, трансформацию заимствованных менеджереальные элементов под воздействием традиционных китайских институтов.
Работы А.П. Алексеенко, посвящены изучению становления современной государственной службы в Китае на основе законодательных актах, в частности в своей статье А.П. Алексеенко делает акцент на анализе Закона КНР "О государственной гражданской службе", а также на связанные с ним подзаконные акты и документы Коммунистической партии Китая Автор уделяет большое внимание таким особенностям регулирования государственной гражданской службы в КНР как поступление на государственную гражданскую службу, обучение государственных служащих, рассматривает вопросы коррупции в этой среде.
Многие вышеперечисленные авторы в своих работах также прибегают к методу сравнительного анализа. Например, исследователи сравнивают государственную или законодательную системы Китая и России или Китая и Запада. Так, своих работах Г.А. Кубышина рассматривает проблему эволюции институтов власти Китая и России посредством сопоставления деятельности политических институтов в области выработки теории и практической реализации политических и экономических реформ. Е.П.Лапа проводит сравнительный анализ регулирования института публичной (государственной) службы в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике, основывается на сопоставлении действующего российского и китайского законодательства, регулирующего государственную службу. Сопоставление Российского государственного устройства и китайского обусловлено по меньшей мере их общим коммунистическими прошлым. Сравнительный анализ между Россией и Китаем проводится и среди китайских исследователей. Лю И провёл анализ в сфере административных реформ России и Китая, указывая на то, что реформирование административно-государственного управления, начавшееся в обеих странах в 90-е годы XX века и продолжающееся сегодня, имеет как некоторые общие тенденции, так и серьезные различия. В России основной задачей административной реформы являлось построение сильного и стабильного демократического государства, в то время как в Китае было решено продолжать рыночные реформы, не меняя социалистической системы, ограничиваясь отдельными преобразованиями внутри этой системы.
Среди китайских исследователей, выделяется немало работ, посвящённых государственной службы КНР, например среди таких как Ц. Го, Л. Хао, Ч. Ван, Г. Цзиньлуню. Авторы данных работ в основном в своих исследованиях используют законодательную источниковую базу, а также документы, регулирующие деятельность партии и других политических институтов власти; документы высших органов власти, программы и концепции развития, которые были изданы после начала проведения политики реформ и открытости. Авторы сходятся на том, что важным направлением реформы системы административных органов является перестройка правительственных органов с целью создания гибкой и высокоэффективной управленческой системы с рациональной структурой, отвечающей потребностям развития социалистической рыночной экономики, а также упрощение аппарата управления, разделение функций партийных и государственных органов, пересмотр функций и полномочий правительства и изменение формы управления предприятиями и непроизводственными структурами от прямого к косвенному, включая оптимизацию кадровой политики.
Вопрос развития северо-восточных провинций Китая рассматривается немалым количеством среди русских и китайских авторов: Д.А. Глазунов И.В. Ставров, Ю.А. Баженов, С.Ю. Макеева, Е.В. Красова, Ю. Сюнь, С.А. Иванова. Данные работы освещают вопросы, связанные с развитием северо-восточных провинций Китая в основном, в экономической сфере и на основе анализа важнейших макроэкономических показателей. Вопросу развития, становления и особенностей местных органов власти северо- восточных провинций не уделяется большого внимания в данных работах. Вопросы экономического развития могут рассматривать как северо-восточного региона, то есть развитие провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин совместно, так и в рамках отдельно взятой провинции. Например, в работе Д.А. Глазунова рассматривается вопрос экономического развития провинции Ляонин в период, когда Цюань Шужэнь занимал высшую должность в провинции.
Более подробно вопросы государственного управления на местном уровне провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин рассматриваются в работах Д.А. Глазунов, К.А. Ульянова, Г.К. Казаков, Д.Г. Иванова, где авторы рассматривают особенности китайского парламентаризма на примере трех северо-восточных провинций КНР: В работе последовательно анализируется структура собрания народных представителей: его президиум, руководство президиума, постоянный комитет и депутатский корпус, даётся качественная и количественная характеристика депутатам провинций. В статье Д.Г.Ивановой на примере провинции Хэйлунцзян анализируются особенности функционирования местных органов власти; в работе И.Ю.Зуенко также на примере провинции Хэйлунцзян рассматривается развитие системы административно-территориального устройства. Данные работы стали одними из основополагающими в ходе нашего исследования.
Согласно вышеперечисленным работам, можно сделать, что вопрос состава ПК КПК провинциального уровня практически не изучен. Вопрос государственной службы КНР имеет широкое распространение как среди русских, так и зарубежных учёных. В своих работах исследователи в основном опираются на нормативно-правовые акты, решения съездов. Однако вопрос развития и становления власти на местном уровне малоизучен, в основам вопросы местного уровня власти касаются развития и реформирование административно-государственного управления на местах, а степень изученности вопроса кадровой политики в ПК КПК северо-восточных провинциях не так велика, что обуславливает более подробное изучение данного вопроса.
Цель данного исследования состоит в изучении основных тенденций развития личного состава ПК КПК северов-восточных провинций.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные тенденции кадровой политики и партийной работы конца XX- начала ХХ1в. в КНР.
2. Проследить динамику и развитие законодательства о госслужбе на центральном и местном уровне.
3. Выявить место ПК КПК в структуре местной власти.
4. Исследовать динамику личного состава ПК КПК в Северо-восточных провинциях.
Хронологические рамки исследования ограничиваются 2012 г. - по настоящее время. Выбор нижней границы обусловлен обновлением составом ПК КПК в провинции Ляонин. В соответствии с политическими традициями и законами секретари провинкомов «избираются» на 5 лет. Таким образом новая фигура в политической сфере открывает новый политический цикл регионов. Начало нового политического цикла регионов в 2010-х годов совпало с выборами Си Цзиньпина в качестве генсека и председателя КНР, т.е. совпало с новым этапом государственного строительства. Новый политический цикл в провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян начался в 2013 г. и 2014 г. соответственно.
Логика исследования требует обращение к государственным и партийным реформам начала 80-х гг. прошлого века. Поэтому мы активно используем материалы по истории конца XX - начала XXI вв.
Территориальные рамки совпадают с современными территориально-административными границами северо-восточных провинций КНР: Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин.
Методологическая основа и методы исследования. В ходе изучения динамики развития партийного руководства северо-восточных провинций мы основывались на модернизационной теории. В узком смысле под модернизацией общества понимается процесс перехода от аграрного общества к индустриальному. В широком смысле модернизация общества трактуется как глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований Теория модернизации в современной исторической науке. позволяет уйти от схематизма цивилизационного подхода и однолинейного формационного подхода, охватить всю многогранность истории и более адекватно оценить те или иные этапы истории определённого. общества. В связи с этим в теории модернизации выделяются два типа модернизации: первичная и вторичная., которая в отличие от первичной начинается не с культуры, а с экономики и политики, представляя собой ответ на внешние вызовы со стороны развитых стран. Эта теория была воспринята китайскими лидерами при реформировании основных сфер общественной жизни во время политической, экономической и социокультурной трансформации, которая началась в Китае с конца 1980-х гг. В настоящее время, можно сказать .что осуществление модернизации в Китае происходит без ущерба для национальной идентичности, китайское общество не копирует элементы западной культурой модернити. Наоборот, происходит обращение к традиционной культуре, поиск внутренних ресурсов для успешного осуществления постепенной, поступательной, эволюционной модернизации. На теорию модернизации в своих работах опирались И.М Валлерстайн, Ш.Эйзенштадт.
Методологической основой данного исследования являются такие методы как: проблемно-хронологический метод, статистический метод, математический метод.
Проблемно-хронологический метод выражается в прослеживание логического развития вопроса становления государственной службы КНР в период с 80-х по настоящее время, а также в выявление влияния данного процесса на динамику кадровой политики в ПК КПК северо-восточных провинциях. Становление и развитие госслужбы КНР включает в себя несколько этапов развития, обоснованных новыми законами, изменениями в законах или их дополнениями. Данный метод помог изложить события в хронологической последовательности и проследить взаимосвязь всех событий друг на друга.
Статистический метод исследования способствует анализу однородных фактов, которые связаны с анализом состава ПК КПК северо-восточных провинций. Такие критерии как: должность, дата и место рождения, возраст начала трудовой деятельности, дата вступления в КПК, наличие высшего образования, наличие степени магистра и доктора, партийная принадлежность помогут проследить динамику кадровой службы ПК КПК северо-восточных провинций.
На основе базы данных биографии членов ПК СНП северо-восточных провинций был проведён математически метод, которые позволил выявить закономерности и тенденции в развитии массовых процессов. На основе данных информации, которая состояла из цифрового материала, например, возраст членов ПК КПК провинций, возраст начала трудовой деятельности и вступления в партию, были выявлены количественные характеристики: средний возраст, обозначены возрастные рамки (самый молодой/пожилой член ПК КПК провинций, самый ранний/поздний возраст начала трудовой деятельности и вступления в партию). На основе данных о месте рождения, национальной принадлежности, наличия/отсутствия высшего образования, степени магистра и доктора, партийная принадлежность были составлены качественные характеристики членов ПК КПК северо-восточных провинций. Выявленные характеристики членов каждой провинции были сопоставлены между собой.
Анализ источниковой базы. Решение исследовательских задач стало возможным благодаря изучению большего числа источников, в первую очередь официальных партийных и государственных документов, разработанных и принятых в КНР. Одни из основных документом для понимания политиков правового устройства современного Китая является Конституция.
Ко следующей группе источников можно отнести основные законы данного исследование, которые регулируют госслужбу, к таким законам относятся: «Нормы политической жизни внутри партии», «Временные положения о государственных служащих», Закон «КНР о государственных служащих», Закон КНР «О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней». Анализ данных законов, посредством их сравнения между собой, помогает проследить развития и становление государственной службы.
Помимо нормативных актов мы использовали в работе партийную документацию как центрального, так и местного уровня. Для понимания целей, мотивов, направлений политического курса ЦК КПК во внутренней политике были использованы материалы XV съезда, XVI съезда, материалы Пленума ЦК КПК.
Следующая группа источников - опубликованные делопроизводственные документы, которые размещены на официальных сайтах провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин. Мы привлекали в основном распоряжения правительства, рекомендации, решения.
Сведения об апробации. Тема данного исследования подлежала апробации в различных её вариантах на следующих конференциях:
• Структура коммунистической партии Китая // II краевая научно-практическая конференция «Россия и Китай: история взаимодействия и перспективы сотрудничества». г.Барнаул, 24 ноября 2017.
• Состав КПК провинциального уровня провинции Цзилинь и Хэйлунцзян // V региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!»: история, культура и религия Китая. г.Барнаул, 26 апреля 2018г. Структура работы. Настоящая работа состоит из введения; двух глав, которые включают в себя подразделы; заключения; списка используемых источников и литературы.
Во введении даётся обоснование актуальности темы исследования, раскрывается степень научной её разработки, определяется объект и предмет исследования, а также цели и задачи исследования, методологическая база.
Глава первая делится на два параграфа. В первом параграфе исследовано развитие государственной службы КНР начиная с 80-х годов после проведение реформ и открытости до начала ХХв.. Исследование основано на законах, нормах, регулирующих госслужбу, решениях съездов и пленумов. Использование данной источниковой базы позволяет выявить, какие цели и задачи в сфере кадровой политики стояли перед руководством того времени и каких результатов Центральное правительство Китая достигло к началу ХХ1в.. Во втором параграфе первая часть исследования основывается на анализе «Закона о государственной службе» 2005г. Вторая часть данного параграфа заключает в себе анализ развития власти на местах.
Глава вторая включает в себя два параграфа. В первом параграфе исследуются ПК КПК северо-восточных провинций, рассматривается и сопоставляется структура ПК СНП провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, выявляются особенности и отличия каждой провинции. Во втором параграфе проанализирован состав членов ПК СНП северо-восточных провинций.
В заключении подведены итоги и сделаны выводы по теме данного исследования.
Процесс модернизации, который начались в Китае в начале ХХв., повлиял не только на развитие экономики страны, но и на становление и развитие системы государственной службы. Но действительно значимые реформы политико-административного управления начали происходить в Китае в 80-х с начала проведения политики реформ и открытости.
В широком смысле, система государственной службы - это общее название всех структур управления государственными служащими. В узком смысле, система государственной службы - это механизм, в рамках которого действует системное законодательство и различные правила о приёме, оценке, наказании, обучении, продвижении по службе, уходе на пенсию, обеспечении и вознаграждении госслужащих.
Задача реформирования государственной службы на рубеже XX и ХХ1вв. оказалась в числе приоритетных для КНР. Такой повышенный интерес к проблемам реформирования государственной службы обусловлен прежде всего изменением взаимодействия государства со своими гражданами, институтами, объединениями гражданского общества, а также появлением новых методов и практик участия граждан в осуществлении функций и задач государства. Этапы реформирования госслужбы КНР можно проследить на законодательном уровне. Так, основными документами регулирующими госслужбу стали «Нормы политической жизни внутри партии» (1980г.), «Временные положения о государственных служащих» (1993г.), «Закон КНР «О государственных служащих» (2005г.). На основе данных документов стало возможным выявить основные тенденции кадровой политики и партийной работы конца XX- начала ХХ1вв., а также проследить динамику и развитие законодательства кадровой политики на местном уровне. Центральное правительство Китая поняло необходимость постепенного и последовательное реформирование системы госуправления. Основными тенденциями реформирования стало регулирование партийной дисциплины, чёткое закрепление на законодательном уровне прав, обязанностей, процедура найма на должность, должностные ранги и т.д. госслужащих, с целью создания прозрачной системы государственного устройства, которая является одним из основополагающих факторов развития и благосостояния страны. Помимо этого, одним из результатов проведения реформ в государственной системы управления стал рост влияния органов власти на местах. Местные органы государственной власти — собрания народных представителей (СНП) стали связующим звеном между центральным уровнем (государством) и низовым уровнем (народом). По сути, местные органы власти стали изъявителями воли населения, проживающего в соответствующих территориальных границах, помогая тем самым ВСНП и Госсовету более качественно контролировать ситуацию на местах.
В процессе исследования динамики развития северо-восточных провинций, одной из задач являлось изучение ПК КПК северо-восточных провинций в структуре местной власти. По итогам сравнительного анализа структур ПК СНП провинций Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян можно сделать вывод о том, что в целом структура ПК СНП северо-восточных провинций не имеет значительных отличий. Разница структур вышеназванных провинций заключается лишь в количественных показателях, но не в качественных, что связано со спецификой политического развития каждой конкретной территории. Органы СНП и ПК СНП традиционно подразделяются на два типа: административные органы управления ПК СНП и специальные комитеты. В ходе исследования было выяснено, что количество специальных комитетов северо-восточных провинций может различаться. Например, в провинциях Ляонин и Хэйлунцзян имеется 9 специальных комитетов, в то время как в провинции Цзилинь- 10. Данные показатели свидетельствуют лишь о том, что по решению местных властей провинции Цзилинь специальный комитет по защите природных ресурсов и окружающей среды и комитет по сельскому хозяйству и работе в деревне - это два независимых комитета, а в провинциях Ляонин и Хэйлунцзян данные комитеты объединены. Иными словами, в не зависимости от количества комитетов, в структуре ПК СНП провинций должны присутствовать органы, в сферу деятельности которых будут входить урегулирование вопросов законодательства, внутренних дел, юстиции, финансов, экономики, лесоводства, сельского хозяйства, городского строительства, сельского строительства, охраны окружающей среды, образования, науки, культуры, здравоохранения, кадров, народностей, соотечественников за границей, внешних дел, общественного строительства. Какой орган ответственен за выполнение тех или иных функций, может определять местная власть самостоятельно.
Дальнейший анализ состава ПК СНП провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин в данной исследовательской работе показал, что ПК СНП северо-восточных провинций имеет не только однотипную организацию и структуру, но и практически схожие качественные характеристики её членов. Количественные и качественные показатели варьируются, но в целом дают понять, что качественные и количественные показатели членов ПК СНП провинций практически не имеют отличий. Эти данные показывают, что несмотря на большую автономию местных властей, создающую хорошие условия, во-первых, для проведения экспериментов с разными моделями развития, во-вторых, для соревнования между региональными руководителями, всё же действия местных органов власти притворяются в жизнь только с согласия Центрального правительства, помимо этого, региональные руководители в Китае также назначается центром. Можно сделать вывод, что составы членов ПК СНП северо-восточных провинций учитывает территориальную, демографическую специфику той или иной провинции, но всё же в своей основе составы не имеют большой разницы, так как правительство каждой провинции должно координировать свои действия с центром, что служит причиной унификации качественных и количественных характеристик членов состава ПК СНП в том числе.
В широком смысле, система государственной службы - это общее название всех структур управления государственными служащими. В узком смысле, система государственной службы - это механизм, в рамках которого действует системное законодательство и различные правила о приёме, оценке, наказании, обучении, продвижении по службе, уходе на пенсию, обеспечении и вознаграждении госслужащих.
Задача реформирования государственной службы на рубеже XX и ХХ1вв. оказалась в числе приоритетных для КНР. Такой повышенный интерес к проблемам реформирования государственной службы обусловлен прежде всего изменением взаимодействия государства со своими гражданами, институтами, объединениями гражданского общества, а также появлением новых методов и практик участия граждан в осуществлении функций и задач государства. Этапы реформирования госслужбы КНР можно проследить на законодательном уровне. Так, основными документами регулирующими госслужбу стали «Нормы политической жизни внутри партии» (1980г.), «Временные положения о государственных служащих» (1993г.), «Закон КНР «О государственных служащих» (2005г.). На основе данных документов стало возможным выявить основные тенденции кадровой политики и партийной работы конца XX- начала ХХ1вв., а также проследить динамику и развитие законодательства кадровой политики на местном уровне. Центральное правительство Китая поняло необходимость постепенного и последовательное реформирование системы госуправления. Основными тенденциями реформирования стало регулирование партийной дисциплины, чёткое закрепление на законодательном уровне прав, обязанностей, процедура найма на должность, должностные ранги и т.д. госслужащих, с целью создания прозрачной системы государственного устройства, которая является одним из основополагающих факторов развития и благосостояния страны. Помимо этого, одним из результатов проведения реформ в государственной системы управления стал рост влияния органов власти на местах. Местные органы государственной власти — собрания народных представителей (СНП) стали связующим звеном между центральным уровнем (государством) и низовым уровнем (народом). По сути, местные органы власти стали изъявителями воли населения, проживающего в соответствующих территориальных границах, помогая тем самым ВСНП и Госсовету более качественно контролировать ситуацию на местах.
В процессе исследования динамики развития северо-восточных провинций, одной из задач являлось изучение ПК КПК северо-восточных провинций в структуре местной власти. По итогам сравнительного анализа структур ПК СНП провинций Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян можно сделать вывод о том, что в целом структура ПК СНП северо-восточных провинций не имеет значительных отличий. Разница структур вышеназванных провинций заключается лишь в количественных показателях, но не в качественных, что связано со спецификой политического развития каждой конкретной территории. Органы СНП и ПК СНП традиционно подразделяются на два типа: административные органы управления ПК СНП и специальные комитеты. В ходе исследования было выяснено, что количество специальных комитетов северо-восточных провинций может различаться. Например, в провинциях Ляонин и Хэйлунцзян имеется 9 специальных комитетов, в то время как в провинции Цзилинь- 10. Данные показатели свидетельствуют лишь о том, что по решению местных властей провинции Цзилинь специальный комитет по защите природных ресурсов и окружающей среды и комитет по сельскому хозяйству и работе в деревне - это два независимых комитета, а в провинциях Ляонин и Хэйлунцзян данные комитеты объединены. Иными словами, в не зависимости от количества комитетов, в структуре ПК СНП провинций должны присутствовать органы, в сферу деятельности которых будут входить урегулирование вопросов законодательства, внутренних дел, юстиции, финансов, экономики, лесоводства, сельского хозяйства, городского строительства, сельского строительства, охраны окружающей среды, образования, науки, культуры, здравоохранения, кадров, народностей, соотечественников за границей, внешних дел, общественного строительства. Какой орган ответственен за выполнение тех или иных функций, может определять местная власть самостоятельно.
Дальнейший анализ состава ПК СНП провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин в данной исследовательской работе показал, что ПК СНП северо-восточных провинций имеет не только однотипную организацию и структуру, но и практически схожие качественные характеристики её членов. Количественные и качественные показатели варьируются, но в целом дают понять, что качественные и количественные показатели членов ПК СНП провинций практически не имеют отличий. Эти данные показывают, что несмотря на большую автономию местных властей, создающую хорошие условия, во-первых, для проведения экспериментов с разными моделями развития, во-вторых, для соревнования между региональными руководителями, всё же действия местных органов власти притворяются в жизнь только с согласия Центрального правительства, помимо этого, региональные руководители в Китае также назначается центром. Можно сделать вывод, что составы членов ПК СНП северо-восточных провинций учитывает территориальную, демографическую специфику той или иной провинции, но всё же в своей основе составы не имеют большой разницы, так как правительство каждой провинции должно координировать свои действия с центром, что служит причиной унификации качественных и количественных характеристик членов состава ПК СНП в том числе.
Подобные работы
- Вопросы административно-территориального управления Сибирью в программах политических партий начала XX в.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЕКТОР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ в 20-40-х годах XX века
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002



