Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности древнекитайской мифологической системы

Работа №50908

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
331
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Общая характеристика системы древнекитайской мифологической системы
Глава 2. Процесс превращения китайского мифа в историческое предание
Глава 3. Взаимовлияние мифологии Китая с конфуцианством и даосизмом
Заключение
Список использованных источников и литературы


Мифы и мифологические системы созданы на заре истории человеческого общества и по мифам мы можем судить, каковы были представления и мысли людей древности: как они представляли мироздание, как воспевали народных героев, каким образом стремились улучшить свою жизнь, как прославляли груд и борьбу за существование. Несмотря на всю сиикретичность и кажущуюся простоту миф способен описать нам историческое прошлое, ряд событий древности и, что самое важное пролить свет на специфику мышления древнего человека.
Мифология - эго основа жизни древнего Востока, так как она не просто формировала мировоззрение человека, но также и влияла на каждое его действие, тем самым формируя историю. И сегодня становится крайне актуальным осмысление культурного и исторического наследия каждой страны. Китай обладает уникальной самобытной историей, которая отразилась в развернутой системе мифологических воззрений, которые сегодня только предстоит популяризовать с их научной точки зрения. Сегодня мифология древнего Китая является, прежде всего, источником вдохновения для поэтов, музыкантов, режиссёров кино, модельеров; отдельные символы и традиции также известна у большинства, к примеру, китайский календарь стал популярен среди европейцев. Китайская мифологическая система оказала влияние на историческое наследие страны и прошла долгий путь эволюции через конфуцианство, даосизм, буддизм и влияния коммунизма. Отличия се от большинства других мифов в том, что сведения о ней являются результатом нс только археологических раскопок, но и познания культуры Китая.
Актуальность исследования мифов Китая обусловлена тем, что вся история стран Востока затрагивает одновременно исторический и религиозный аспекты общественной жизни. Важная особенность древнекитайской мифологической системы, заключается в том, что данные процессы как научная проблема осознаются сравнительно недавно. Л древнекитайские мифологические материалы, как правило, настолько бессвязны и отрывочны, что восстановление на их основе даже отдельных мифов - не говоря уже о разви той их системе - дело чрезвычайно 'трудное. Вдобавок, проблема хронологического соотношения текстов является чрезвычайно сложной задачей.
В силу того, что китайская мифология неразрывно связана с религией Китая, постоянно взаимодействуя и обогащая друг друга, образовав единую уникальную религиозно - мифологическую систему, это затрудняет изучение китайской мифологии. Еще одна трудность в изучении состоит в том, что источники, в которых содержатся материалы по мифологии Китая, подвержены огромному влиянию со стороны ведущих религиозных школ, таких как даосизм, буддизм и со стороны кофуцианста. Эго в свою очередь чревато тем, что происходит процесс историзации мифологических персонажей, рассмотрение их как реальных деятелей глубокой древности. Именно эго специфика китайского мифа -- эвгемеризация - и представляет больший интерес в изучении мифологии Китая. Еще одна специфика в том, что эвгемеризация мифов способствовала и характерному для китайской мифологии процессу антропоморфизации героев, который продолжался в древнекитайской мифологии вплоть до позднего времени. Немаловажную роль в древнекитайской мифологии роль играли тотемистические представления.
Степень разработанности. В настоящее время существует очень оживленный интерес к китайской мифологии, и появляется много новых работ, однако серьезного комплексного подхода пока нет. Впервые в 1892 году попытка систематизировать материал по мифологии Китая была сделана китаеведом С. М. Григорьевским. В книге «Мифические воззрения и мифы китайцев» автор дал краткое описание религиозных воззрений древних китайцев. С. М. Григорьевский подробно остановился на представлении
Верховном владыке — Шан-ди, описав культ гор, связь образов древних пяти государей с пятью первоэлементами и сторонами света (четыре стороны света плюс центр)1. Это первая работа дореволюционного периода, которая говорит об уникальности китайского мифа. Автор разграничивал мифы и мифологические воззрения, понимая под последним некую мировоззренческую основу. Вслед за его работой появляются труды, в которых была предпринята попытка дать наиболее полную картину китайской мифологии. В самом Китае лишь в XX век мифология стала объектом подробного изучения. Именно в это время взгляд на историю Китая меняется. Теперь сведения строятся не только на источниках, которые были подвержены процессу эвгемерезации, но и на сведениях археологических раскопок. Однако именно в это время были осуществлены основные исследования по древней мифологии Китая. Необходимо отметить самые масштабные исследования этого периода. Это «Легендарный период древнекитайской истории»2 Сюй Сюйшэна и «Мифы Древнего Китая»’’ Юэнь Кэ. Исследование Сюй Сюйшэна, в котором он привел подробные факты о древнекитайской истории и археологических находок, представляет всестороннюю историю доисторического периода Китая. Автор книги «Мифы Древнего Китая» Юэнь Кэ первый предпринял попытку систематизировать самые значимые эпические произведения древнего Китая. Нами были рассмотрены все выше перечисленные работы и поставлена следующая цель исследования.
Целью исследования является изучение особенностей древней мифологии Китая. Достижение поставленной цели пред полагает решение следующих задач исследования:
]. дать общую характеристику древнекитайской мифологической системы;
2. проанализировать процесс превращения китайского мифа в историческое предаиис;
3. определить уровень взаимовлияния мифологии Китая с конфуцианством и даосизмом.
Объект исследования - китайская мифологическая система.
Предмет исследования - особенности исторического развития мифологии Китая с точки зрения их исторического значения.
Хронологически наше внимание будет сосредоточено по большей части па мифах, существование которых было, предположительно, в период эпохи китайского «феодализма», или, другими словами, во время династии Чжоу (ок. 1027-221 гг. до н. э.). Что же касается предшествующей династии Шан (но традиции 1766 - ок. 1027 гг. до н. э.), то сохранившийся эпиграфический материал, к сожалению, слишком ограничен и скуден. Следовательно, базироваться необходимо на текстах, относящихся к собственно чжоуской династии. Однако вследствие того, что их часто будет недостаточно, дополнять их необходимо более богатыми источниками, относящимися ко времени правления династии Хань (206 г. до и. э. - 220 г. н.э.) - империи, которая хотя и составляет часть классического периода, но во многих отношениях отлична от доимперской династии Чжоу.
Литературу, которую .мы использовали в данной работе можно разделить на источники и научную литературу.
Источ пиковую основу исследования представляет' совокупность разного рода материалов, которые могут быть подразделены на ряд групп:
Источники по истории Китая дают возможность проанализировать миф в историческом контексте. Здесь мы использовали «Исторические записки Ши цзи».
Философские трактаты, а также каноны характеризуют мифы в религиозном аспекте. Из даоских текстов были привлечены: «Дао дэ цзин»
К каноническим сочинениям мы относим «И цзин» ’ и «Шу цзин».11’ Однако, кроме них следует выделить сочинение, представляющие нам значительное количество материалов по древнекитайским мифам, которые содержаться в произведении «Шань хай цзин» (Книга гор и морей).11Оно объединило в себе разновременные пласты: по описательной географии, этногеографии, космологии, медицине, а также по мифам, легендам и верованиям. Для этого исследования источник «Шань хай цзин» представляет интерес в мифологии и является по содержанию наиболее богатым источником материалов. «Шань хай цзин» является единственным сохранившимся до наших дней сочинением, содержащим значительное количество материалов по древнекитайским мифам. Этот трактат содержит в древнекитайских мифов.
«Шу цзин» — один из канонических памятников, входящий в состав «Пятикнижия» (Уцзин) и «Тринадцатикнижия» (Шисаньнзин). Памятник состоит из четырёх частей, первая часть посвящена мифическим правителям Яо, Шушо и 10ю, вторая - описанию деяний Юя и некоторым событиям, связанным с основанной им легендарной династией Ся. Далее следуют тексты, связанные с реально существовавшими государствами Шан (кон. XVI в. до н.э. - 1027 г. до н.э.) и Чжоу (1027- 256 гг. до н.э.). "И цзин" ("Книга Перемен") - один из знаменитейших 'трактатов китайской культуры, включенный в состав конфуцианского корпуса "Уцзин" ("Пять канонов"). Своей мудростью "И цзин" вдохновлял многие и многие поколения философов, писателей и обычных людей, пытающихся найти ответы на основополагающие вопросы жизни и приподня ть завесу над тайной бытия.
К классической китайской поэзии мы относим произведения Цюй Юаня12и «111и цзин».1" Произведения Цюй Юаня «Скорби отлученного» (Ли Сао ЙЁй ) и в поэме «Вопросы к небу» (АС!) не только отражают реальную обстановку, исторический ход современных ему событий, не только передают народные легенды и верования, в них поэт также затрагивает ряд
Мы посчитали также необходимым включить в список источников «Мифические воззрения и мифы китайцев» С. М. Григорьевского, гак как этот груд относится к первому исследованию древнекитайской мифологии, в котором подробно описано первые представления древних китайцев об образовании мира, космогонические мифы.
Также мы использовали научную литературу на русском и иное тра г 1 н ы х я з ы ках.
Из отечественных историков, ! вопрос мифологии затрагивает Э.М.Яншина в своем труде «Формирование и развитие древнекитайской мифологии». 16Он представляет собой первое в советском китаеведении фундаментальное исследование древнекитайской мифологии.
Данная проблема затронута также в трудах таких современных ки таеведов, как Б. Л. Рнфтин,17 Н. В нашей работе мы использовали груды, которые дают нам возможность сравнить исследования зарубежных и отечественных китаеведов по вопросу мифологии древнего Китая. Здесь можно отметить такие работы, как: таких иностранных авторот как: Л. Birch,20которая исследовала развитие китайского мифа; A. Christie, 21 исследовавшая источники древнего Китая; у J. Ferguson, 2' полезное сравнительное исследование китайского мифа о десяти солнцах и его параллелей у народов, живущих вокруг Тихого океана; исследование II. Maspcro2' примечательно как работа первооткрывателя, результаты которой, однако, сейчас часто ставятся под сомнение; у Е.Т.С. Werner"краткое изложение, в котором можно обнаружить привлекательную оригинальность, великолепное построение и энциклопедические знания.
Помимо источников и научной литературы нами была использована литература справочного характера.20 26 2 Так в труде «Словарь китайской мифологии»28, систематизированы и классифицированы все известные по сей день персонажи мифологии древнего Китая.
Структура работы. Исследование состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Религия и мифология Китая - чрезвычайно сложное явление. Они объединили в себе различные, порой полярные верования и представления, сложившиеся в разные времена, постоянно развиваясь.
Мифология — это входящая в систему религии совокупность мифов, т.е. сказаний о богах и героях, о сверхъестественных существах и чудесных явлениях и событиях. Ки тайская мифологическая система - это совокупность мифов, отражение которых мы находим в текстах, относящихся к даосскому и конфуцианскому учению. Таким образом, важно сказать, что мифология — явление очень древнее, которое не просто позволяло древней цивилизации объяснить сущность всего происходящего в природе, по также и заставляло жить по определенным предначертанным правилам, которые, в свою очередь, умело организовывали общество и позволяли ему существовать как м о ж и о ран и овальнее.
Древнекитайская мифология представляет собой богатое историческое наследие страны и мирового культурного сообщества и вдохновляет к творческим и научным исследованиям целые поколения исследователей. В древних трактатах, архитектуре и живописи мы находим повторяющиеся сюжеты и 'также весь пласт мифологического наследия, возможно, классифицировать по темам, жанрам, слогу.
Важность мифов в том, что это характеризует-народ по складу его духа, но формам его умственного развития, по богатству его фантазии. Изучение духовной жизни народа приобретает гем большую полноту и основательность, чем менее остается нераскрытых и невыясненных деталей в сфере мифологии. Подробное знакомство с этой сферой имеет громадную важность для уяснения духовной жизни китайского народа. Далее, сфера мифических воззрений расширяется духовною потребностью людей осмысленно относиться к деталям природы и объяснять ее феномены ближайшими причинами.
Основы мифов могут быть весьма разнообразны. Однако, наиболее типичны для мифологической системы - это мифы о происхождении мира.
Особенность, которую можно еще выделить - это то, что Китай является, возможно, единственной из ведущих цивилизаций древности, не имеющей настоящей истории о сотворения мира. Не считая мифа о Паньгу, мифов с космогоническим содержанием в китайской мифологии сравнительно мало.
Также в данной работе было представлено, что между народной поэзией как источником мифов и философией, которая явилась естественным итогом развития китайского общества, главным образом конфуцианства, существовала взаимосвязь с точки зрения использования расхожих символом для установления нового вероучение. Они пользовались мифами как источниками, подо неузнаваемости их разрушали.
Основная отличительная черта древнекитайской мифологии это эвгемеризация (эвге.мериз.м — рационалистическая доктрина, объясняющая происхождение религии посмертным или прижизненным обожествлением знаменитых или наделенных властью людей.) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главные персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи — в сановников, чиновников, и т. д.
Эвгемеризация мифов способствовала и характерному для китайской мифологии процессу ан гроиоморфизации героев, который продолжался в народной мифологии вплоть до позднего времени. Большую роль играли тотемистические представления. Так. племена ипьцы, считали своим тотемом ласточку, племена ся — змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождем, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а птица, вероятно, в фэнхуан — мифическую птицу — символ государыни (дракон стал символом государя).
Гак, можно сделать вывод, что мифы играли ключевую роль в формировании истории Китая, а также в их мировоззрение, отношение ко всему живому и неживому. Мифологии являлась нс просто представлением о мире, но и средством: развития.
Без сомнения мифы продолжают вызывать большой интерес, и оказали значительное влияние на литературу и искусство, придав им особую прелесть и свежесть. Скульптура древних 1реков прекрасна именно своей теснейшей связью с мифами. То же самое можно сказать о Тао-те, Куе, Куе-драконе, Куе-фениксе, водяном и однорогом драконах, об удивительных птицах и зверях, изображения которых украшали треножники и сосуды эпох Инь и Чжоу. Мифологические представления наложили свой отпечаток на эти произведения искусства. Великий Цюй Юань в "Элегии отрешённого", в "Вопросах к небу", "Девяти напевах" обращается к образам героев мифов, скорбя о гибели княжества Чу. Его поэзия, подобно египетской стенной росписи и индийскому эпосу, насыщена элементами мифологии.
Важно отметить, что ряд исследователей утверждает негативный элемент внедрения мифа в структуру истории, однако мифы, не будучи историческими свидетельствами, в какой-то мере смогли отразить историю. Естественно, нет смысла в том. чтобы во всех персонажах мифов видеть древних императоров и князей, однако в равной степени неправильно пренебрегать содержанием мифов в какой-то степени исторического характера. В мифах мы можем обнаружить отражение исторической действительности. Мифы отражают и национальный характер, в этом их ещё одна ключевая роль, которая создаёт и представляет архетип целого поколения людей и даёт пищу для размышления социологам и политикам современности.



1. Хуайнаньцзы / Пер. Л.Е. 11омсрапцевой. -- М.: Наука. 2004. - 528 с.
2. Лао-цзы. Дао-Дэ цзин. Книга о Пути жизни / Сост. и пер. В. В. Малявина. - М.: Феория, 2006. - 114 с.
3. Чжуан-цзы: Даосские каноны / Перевод, вступительная статья и комментарии В. В. Малявина. -- М.: Астрель, 2002. - 232 с.
4. Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Предисл., пер. и коммент. Э.М. Яншиной. -- М.: 2004. - 2 ч.
5. Георгиевский С. М. Мифические воззрения и мифы китайцев. - СПб.: [Б. м.|, 1892. -152 с.
6. Ши цзин. Книга песен и гимнов. / Пер. А. А. Штукина. - М.: Наука, 1957. -616 с.
7. Шу цзин. Книга Истории. //Древнекитайская философия. Т. I, С. 100 - 1 13.
8. И цзин. Книга перемен. / Пер, 10. К. Шуцкий. -• СПб.: Азбука, 2015. - 576 с.
9. Лу юй / Пер. И. И. Семененко. - М.: Астрель, 2010. — 416 с.
10. Цюй Юань. Лисао. / Пер. Р.В.Грищенкова. - СПб.: Кристалл, 2000. - 336 с.
11. Сыма I [янь. Исторические записки (Ши цзи) / Пер. Р. В. Вяткин. - М.: Наука, 1983. - В 9 тт.
2. Литература.
1. Алексеев В. М. Китайская народная картина Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. - М.: Наука, 1966. -- 289 с.
2. Бодде Д. Мифы древнего Китая /7 Мифологии древнего мира, пер. с англ. - М.: Азбука-классика, 1977. - 544 с.
3. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Ломоносов, 1970.- 528 с.
4. Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. - М.: Наука, 1986. - 380 с.
5. Виноградова 11. А. Малая история искусств / 11. А. Виноградова, 11. С.
1(иколасва. - М.: Искусство. 2013. - 216 с.
6. Дми триев С. В. Империя Нин как Ки тай: анатомия исторического мифа / С. Л. Кузьмин // Восток (Oriens). - 2014. -№ 1. С. 5-17.
7. Дмитриев С. В. Что такое Китай? Срединное государство в историческом мифе и реальной политике / С. Л. Кузьмин // Восток (Oriens). - 201.2. - № 3. С. 5-19.
8. Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. - Новосибирск: Наука, 201 1. -259 с.
9. Ежов 13. В. Мифы Древнего Китая. - М.: Астрель. 2004. - 496 с.
10. Иге Р. Ф. Эпические сказания народов южного Китая / Пер. Б.Б Вахтина- М.: АН СССР, 1956.- 202 с.
11. Куликов Д. Е. О солярных элементах в иньских религиозно¬мифологических представлениях // Общество и государство в Китае. XXXIV научная конференция. М.: Восточная литература. 2014. - С. 25¬44.
12. Лиссвнч И. С. Древние мифы глазами человека космической эры // Советская эт нография. - 1976,- №2.-С. 12-20.
13. Маслов, А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и ин теллектуала. - М.: .Алетейя, 2003. - 276 с.
14. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе. - VI.: РГГУ, 2000. - 356 с.
I 5.Меликсетов А. В. История Китая: Учебник. — М.: Издательство МГУ, 2007. - 752 с.
16. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М.: Просвещение, 2013. - 196 с.
17. Попова Г.С. Процесс формирования и особенности датировки мифологического слоя Шуцзина. /7 XL11.1 научная конференция / Общество и государство в Китае / Ученые записки Отдела Китая. - Вып. 8. Ч. 1. М.: 2013.
18. Рифтин Б. Л. Мифология и развитие повествовательной прозы в Древнем Китае, — в сб. Литература Древнего Китая. - М.: Наука, 2012. -231 с.
19. Слой Сюй-шэн. Легендарный период в древней истории Китая. — Пекин: [Б. м. |, 1960. - 256 с.
20. Титаренко М. Л. История китайской философии. -VI.: Прогресс, 1989.- 360 с.
21. Федоренко Н. Т. Цюй Юань: истоки и проблемы творчества. - М.: Наука, 2010,- 156 с.
22. Фингарет С'. Мифы и легенды Древнего Востока. - М.: Норинт, 2012. - 556 с.
23. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. - М.: Наука. 1989. - 349 с.
24. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. Изд. 2е, исправл. и дон. - М.: Наука, 1987.-435 с.
25. Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии.
- М.: Наука, 2012. - 412 с.
26. Яншина Э. М. Богоборческие мотивы в древнекитайской мифологии // Краткие сообщения Института народов Азии / Э. М. Яншина. - № 61, М.: 2010, -375 с.
4. Литература на иностранных языках.
1. Birell A. Chinese Mythology. An Introduction. The Johns Hopkins University Press, Baltimore and London, 1993.
2. Christie A. Chinese mythology, L: 1968.
3. Ferguson J. Chinese mythology. N. Y.r 1964 (The mythology of all races. V. 8).
4. Maspero H. Mythology of modern China // Asiatic mythology, L.: 1932.
5. Mitarai Masaru. Myth and History. The Chinese Case //'East Asian Civilizations. New Attempts at Understanding Traditions, 1962, N 1.
6. Werner E.T.C. Myths and Legends of China. L., 1922; 2d ed.-L., 1924: N. Y., 1932; N.Y., 1971.
4. Справочные и библиографические издания.
1. Кукарина М.А. Словарь китайской мифологии. - М.: Центр по л и граф, 2011.- 468 с.
2. Юань Кэ. Заметки к Словарю китайских мифов // Цышу яньцзю. - М.: Наука, 1979. Юань Кэ. - 86 с.
3. Фриче В.М. Литературная энциклопедия. / В. М. Фриче, А. В.
Луначарский. — М.: Коммунистической академии, Советская
энциклопедия, Художественная литература, 1929 - 1939. - 11 т.
4. Духовная культура Китая: Энциклопедия в пяти томах. Том 1. / гл. ред. М. JL Титаренко. - М.: Восточная литература, 2006- 2010. - 727 с.
5. Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ