Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕАЛ МУДРЕЦА В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Работа №121044

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Идеал мудреца в философии конфуцианства 9
1.1. Образ «благородного мужа» в философии Конфуция 9
1.2. Идеал мудреца в философии Мэн-цзы 21
1.3. Образ мудреца в философии Сюнь-цзы 27
Глава 2. Идеал мудреца в философии даосизма 32
2.1. Образ мудреца в трактате «Дао-дэ цзин» Лао-цзы 32
2.1. Идеал мудреца в философии Чжуан-цзы 50
2.3. Образ мудреца в философии Ле-цзы 53
Глава 3. Фигура мудреца в философии моизма и легизма 58
3.1. Идеал мудреца в философии Мо-цзы 58
3.2. Образ мудреца в философии Хань Фэй-цзы 60
Заключение 65
Библиографический список 67

Как бы ученый мир не старался отнести философствование к научной деятельности, она все же неотделима от мудрствования и мудрости, что мы и обнаруживаем, возвращаясь к истоку смыслового перевода термина «философия».
Мудрость представляет собой одну из цепляющих, загадочных и в тот же момент интереснейших тем для расширенного изучения. Особенно, если это касается китайской цивилизации, являющейся важной структурой для планомерного изучения всех сфер мирового развития мудрости.
Сами мудрецы являлись примером для подражания, ведь их жизненные принципы сводились к праведному образу жизни. Они - те, которые выбрали для себя дорогу благопристойного поведения, самосовершенствования и взращивания собственной человеческой природы.
Их частенько приписывали, не понимая их, к колдунам, лживым проповедникам, искусным кукловодам, которые, внедряясь к правителю, преследовали свои корыстные цели, для того чтобы получить мировую известность и обогатиться, при этом не умея ничего более, как только обладать красивыми речами. Но, тем не менее, благодаря их нравоучениям и воцарился порядок в Поднебесной, люди стали более цивилизованней, получили определенные знания, которые уж точно не помешали им, открыли новые границы миропонимания и мировосприятия.
Даже сейчас, в современной жизни, мы берем пример в определенной степени с китайской Поднебесной в руководствовании страной. Не зря китайская цивилизация является одной из быстропрогрессирующих в очень многих областях.
Принципы китайского мудрствования никогда не изживут себя, ведь они прочно хранят в себе ту самую неоценимую силу, являющейся ролевой моделью для возвышенно-этического, нравственного и морального порядка.
Благодаря именно мудрости Китая, исходящей из глубокой древности, люди воссоединились с природой, стали гармонизировать с ней свои отношения, понимать ее и следовать ее правилам.
Мудрость всегда исходит изнутри и не показывает свою внешнюю сторону, а наоборот, пытается скрыться от посторонних очей.
Руководствуясь всем вышеизложенным, мы приходим к тому, что понятие образа мудреца в древнем Китае не претерпевает забвения, а, напротив, дает почву для более продуктивного, осмысленного и современного изучения.
Учение таких величайших фигур китайской мудрости, как Конфуция, Лао-цзы и их последователей, а также основателей моизма и легизма - Мо- цзы и Хань Фэй-цзы, является основополагающим для наглядного понимания всех сторон мудрости и понятия идеального мудреца.
Совершенный мудрец (шэн) ассоциировался в истории древнего Китая с господствующей верхушкой, то есть с правителем, имея при этом политическую предпосылку для формирования своего понятия.
Если раньше мудрец воспринимался как нечто фантастически- мистическое и недосягаемое существо, то с появлением Конфуция, Лао-цзы и остальных философов мы понимаем, что человек может достичь такого же прогресса, не прибегая к оккультным началам, ведь все вполне реально и досягаемо.
Из всего вышеизложенного вытекает то, что актуальность изучения данной темы обусловлена поиском путей самосовершенствования человека, в котором очень важно обращение к универсальным образцам мудрости и идеалам мудреца, представленным в целом в истории философской мысли и в частности в философских учениях древнего Китая.
Степень разработанности проблемы
Говоря о разработанности данной проблемы, прежде всего, стоит отметить, что большой вклад в изучение идеала мудреца внесен выдающимися философами древнего периода Китая и их трудами. Если 4 говорить о переводе древнекитайских трактатов на русский язык, то, с нашей точки зрения, особую ценность представляют переводы В.В. Малявина, причем с комментариями, касающиеся трактатов Лао-цзы, Конфуция, Чжуан-цзы и Ле-цзы.
Большой интерес к философии древнего Китая представлен в трудах Бурова В. Г., Тун Сина, Щуцкого Ю. К., Рубина В. А., Го Мо-жо и многих других.
Изучению философских идей Конфуция посвящены работы Попова П. С., Васильева В. А., Головачевой Л. И., Карягина К. М., Кобзева А. И., Лукьянова А. Е., Маслова А. А., Малявина В.В. в соавторстве с Ямбургом Е. и Канаевым И., Переломова Л. С..
Взгляды Мэн-цзы исследуются Колоколовым В. С., Думаном Л. И., Поповым П. С., Семененко И. И., Фэн Ю-ланем, Майоровым В. М.
Специфика философии Сюнь-цзы рассматривается в трудах Васильева Л. С., Феоктистова В. Ф., Рубина В. А., Спирина В. С., Семененко И.И.
Учение Лао-цзы изучали Малявин В. В., Ян Хин-Шун, Спирин В. С., Головачева Л. И., Лукьянов А. Е., Степанова Л. М., Кобзев А. И., Толстой Л. Н., С. Н. Батонов.
Концепция Чжуан-цзы наиболее четко охарактеризована у Позднеевой Л. Д. Карапетьянц А. М., Малявина В. В., Михалева А. А., Гороховой Г. Э., Демина Р. Н.
Особенности философии Ле-цзы подробно представлены у Малявина В. В., Позднеевой Л. Д., Лисевича И. С.
Идеи Мо-цзы изучали Титаренко М. Л., Спирин В. С., Швейцер А., Рыков С. Ю. А Хань Фэй-цзы мы наблюдаем у Иванова А. И.
Вся проделанная работа, отраженная в книгах вышеперечисленных авторов, позволяет идти дальше в изучении философии Древнего Китая, а в частности, в изучении мудрости. Обширная исследовательская информация позволяет нам обрести прочную базу для планомерного изучения мудрецов китайской Поднебесной и более подробно остановиться на каждом из них 5
для детального исследования, выявив, в свою очередь, идеального мудреца эпохи древнего Китая.
Объектом исследования выступает древнекитайская философия.
Предметом исследования является идеал мудреца в философии Древнего Китая.
Цель исследования заключается в выявлении важнейших характеристик идеала мудреца в философии Древнего Китая.
Для достижения поставленной перед нами цели необходимо решить основные задачи:
1. Выделить образ мудреца в учении конфуцианства, а именно в философии Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы;
2. Проанализировать идеал мудреца в учении даосизма у Лао-цзы, Чжуан-цзы и Ле-цзы;
3. Изучить фигуру мудреца в учении моизма у Мо-цзы и легизма у ХаньФэй-цзы.
4. Провести сравнительный анализ разных по взглядам философских учений для выявления идеала мудреца в философии древнего Китая.
Теоретико-методологической основой исследования являются встречающиеся в разных традициях философствования концептуальные представления о различии между философским дискурсом и мудростью, а также о различии между имманентным и трансцендентным содержанием мудрости.
Кроме этого, в исследовании используется идея о разнообразных типах личности, развиваемая в китайской культуре, а анализ идеала мудреца происходит на основании герменевтического и феноменологического подходов.
Также в работе применяется метод историко-философского и компаративистского анализов для выявления взаимосвязи между основными философскими идеями школ и идеалами мудреца, представленными в этих школах.
Помимо этого, в данной диссертации используются ведущие методы научного исследования, такие, как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, обобщение и т.д.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- проанализирована идея мудрости в различных школах древнекитайской философии и произведено ее соотнесение с идеалом мудреца;
- выявлены основные понятия, необходимые для идентификации идеала мудреца в философии древнего Китая;
- проведен сравнительный анализ идеалов мудреца в различных философских направлениях древнего Китая.
Положения, выносимые на защиту:
1. Идеал мудреца в философии Конфуция связан с образом благородного мужа, в котором воплощены важнейшие социально-этические нормы и принципы: принцип справедливости, гуманности, преданности другим и великодушия. Кроме стремления к совершенному поведению в личной и общественной жизни, благородного мужа характеризует стремление к совершенному знанию, которое соотносится с уровнем образованности человека, выражающегося в знании устройства мира и общества, а также знании ритуалов, музыки, стихосложения.
2. Мэн-цзы, как продолжатель учения Конфуция, создал учение о доброте человеческой природы, из которого следует, что идеал мудреца будет достигнут тем быстрее, чем больше внимания будет уделяться развитию добрых качеств человека. Сюнь-цзы же считал, что человеческая природа зла и ее необходимо облагораживать достойным и праведным поведением, на формирование которого человек, стремящийся к достижению мудрости, должен направить все свои усилия.
3. При анализе идеала мудреца в учении даосизма было обнаружено принципиальное отличие этого идеала от конфуцианского представления о совершенномудром. Мудрец-даос согласовывает свою жизнь с Дао как первоначалом мира и не стремится усовершенствовать мир, опираясь на изобретенные человеком ритуалы, культуру и образование. Он живет в уединении, полагаясь на естественное течение природных процессов, никуда не спешит, доверяет тому, что происходит, созерцает Дао и радуется всему происходящему, оставаясь в состоянии полного покоя в любой ситуации.
4. Мо-цзы, пропагандируя принцип «всеобщей любви», главным качеством мудреца считал любовь ко всем людям в равной степени и без исключения. К сожалению, рациональный характер данной любви привел к невозможности ее реализации в действительности и проблематичности обретения состояния мудрости философом-моистом.
5. Хань Фэй-цзы, заявляя о реалистичном и прагматичном характере своей философии, соединил идеал мудреца с идеалом совершенного правителя. Главная задача мудреца-правителя - следить за неукоснительным соблюдением установленных законов всеми жителями государства, независимо от их социального положения и природных способностей. Мудрость правителя при этом будет определяться тем, что он сам тоже будет подчиняться всем законам и жить в соответствии с ними. Несмотря на всю кажущуюся простоту и ясность данной концепции, следует отметить ее нежизнеспособность, продиктованную обращением к внешним регулятивам человеческого поведения, а не к внутренним потребностям человеческой душ


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образ идеального мудреца древнекитайской Поднебесной мы рассматривали с позиции анализа термина шэн (совершенный мудрец), соотнося его с идеальной личностью. Это позволило нам, начиная со школы конфуцианства, подробно рассмотреть и осмыслить образ идеального мудреца в даосской философии, а также в моистских и легистских философских школах.
Прежде всего, в образе мудреца необходимо отметить сочетание «внутренней мудрости» и «внешней царственности». Мудрец должен не только думать о процессе совершенствования себя, но и о процессе совершенствования всего общества. Однако путь достижения «внутренней мудрости» и «внешней царственности» у представителей разных философских школ разный, и именно это различие, с нашей точки зрения, и демонстрирует всю глубину, плодотворность и оригинальность философской мысли древнего Китая.
Однако идеал мудреца, представленный у разных древнекитайских философов, остается актуальным и в наши дни, показывая нам, как достичь совершенства во всех сферах жизни. Глубокое понимание себя и других людей, труд, самоотверженность, дисциплина, созерцание, любовь к жизни и ее непостижимым истокам ведут китайских мудрецов и указывают путь для нас к истинному постижению как собственного «я», так и всего окружающего пространства. Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Хань Фэй-цзы, а также их преемники и последователи полностью изменили когда-то устоявшиеся представления о существовании и открыли новые пути для поиска счастья.
Ставя перед собой цель, раскрыть идеал мудреца в древнем Китае, мы обнаружили, что идея мудрости по-прежнему остается актуальной. Человек как духовное существо нуждается в постоянном развитии и совершенствовании собственной природы, и стремление к мудрости задает это направление развития и преобразования себя. При этом мы можем отметить, что разные идеалы мудреца в разных философских школах древнего Китая предоставляют нам возможность выбора наиболее подходящего нам пути приближения к совершенному знанию и совершенному поведению.



1. Афанасьев, А. П. Мудрость, или нравственная философия здравого смысла: исследование - размышление / А. П. Афанасьев. - 2-е изд., испр. - Москва: Рус. слово, 2008. - 527 с.
2. Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы / Пер. с древнекит.сост., вступит.статья, статьи об авторах и коммент. И. С. Лисевича. - М.: Наука, изд. фирма «Восточная литература РАН», 1994. - 415 с. - (Классическая литература Востока).
3. Баргачева, В. Н. Культ Конфуция / В. Н. Баргачева, М.Е. Кравцова // Духовная культура Китая. — М., 2006. - Т.2. - С.196-202.
4. Бертронг, Джон. Конфуцианство / Джон и Эвелин Бертронг; пер. с англ. О. Перфильева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 304 с.
5. Буров, В. Г. Современная китайская философия / В. Г. Буров. - М.: Наука, 1980. - 311 с.
6. Быков, Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае / Ф. С. Быков // АН СССР. Ин-т народов Азии. - Москва: Наука, 1966. С. 201—213.
7. Васильев, В. А. Конфуций о добродетели / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 6. - С.132-146.
8. Васильев, Л. С.Культы, религии, традиции в Китае /Л. С. Васильев. - Москва: Ломоносов, 2015. - 528 с.
9. Виногродский, Б. Б. Искусство управления миром. Тысячелетний опыт китайских мудрецов и правителей / Б. Б. Виногродский. - Москва: Эксмо, 2019. - 423 с.
10. Воскресенский, А. Д. Литературный Китай в XVII веке : судьбы истории, философии и социального бытия в китайской классической литературно-художественной традиции / А.Д Воскресенский., Д.Н. Воскресенский. - Москва: Аспект Пресс, 2009. - 174 с.
11. Го, Мо-жо. Философы древнего Китая ("Десять критических статей") / Го Мо-жо; перевод скит.; общая редакция и послесловие Н.Т. Федоренко. - М.: Издательство иностранной литературы, 1961.- 738 с.
12. Го, Сяо-ли. Мир трансцендентный и мир действительный: сравнительный анализ культурного мышления через призму произведений Достоевского, Конфуция и Лао-цзы / Го Сяо-ли // Вопросы философии. 2013. - № 3. - С.103-111.
13. Головачева, Л. И. Конфуций о преодолении отклонений при просветлении: тезисы / Л. И. Головачева // XXXII научная конференция «Общество и государство в Китае». - М.: Институт востоковедения РАН, 2002. - С.155-160.
14. Головачева, Л. И. Конфуций о цельности / Л. И. Головачева // XII Всероссийская конф. «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». - М.: РАН. Ин-т Дал. Востока, 2007. - Сер. Г. - Вып.14. - С. 129—138. - (Информ. материалы).
15. Головачева, Л. И. Конфуций поистине непрост/ Л. И. Головачева // XL научая конференция «Общество и государство в Китае». - М., 2010. - Вып.2. - С.323-332. (Учён.зап. / Отд. Китая)
16. Головачева, Л. И. Кто автор известного текста трактата Лао-цзы? / Л. И. Головачева // Тезисы всесоюзной конференции ВАКИТ. 22-24 ноября 1988. - М., 1988. - С.31-33.
17. Головачева, Л.И. «Гуманистические идеи в учении Конфуция» / Головачева Л.И. - 1994. - С. 33-37.
18. Горохова, Г. Э. Мистицизм и Чжуан-цзы / Г. Э. Горохова // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае».—
М., 1988. — Ч. I. — С. 116—123.
19. Гране, Марсель Китайская мысль от Конфуция и Лаоцзы / Марсель Гране; пер.с фр. В.Б. Иорданского. - М.: Алгоритм, 2008. - 528 с.
20. Гуйван, П. Н. Проблема человека в истории философии (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Средневековая Европа): учебное пособие / П. Н. Гуйван, В. Ю. Инговатов; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. - 213 с.
21. Гусаров, В. Ф. Непоследовательность Конфуция и дуализм философии Чжу Си / В. Ф. Гусаров // Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. - М., 1972. - Т.1.
22. Дао дэ цзин / пер. и прим. Ян Хин-Шуна. - СПб.: Азбука, Азбука- Атикус, 2019. - 144 с. - (Азбука-классика.Коп-Бхсйоп)
23. Демин, Р. Н. Мэн-цзы о природе речений и Аполлон как бог- диалектик / Р. Н. Демин // Материалы конференции «Россия - Восток-Запад: компаративные проблемы современной философии». - СПб., 2004. - С. 66-71.
24. Демин, Р. Н. Об одном общем моменте генологии Платона и рассуждения Чжуан-цзы о едином («Парменид» 142 Ь-144 а и «Чжуан-цзы» глава «Ци у лунь») / Р. Н. Демин // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы IX Платоновской конференции 23-24 июня 2001г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. - СПб., 2001. - С. 166-169.
25. Демин, Р. Н. Мэн-цзы о природе речений и Аполлон как бог- диалектик / Р. Н. Демин // Материалы конференции «Россия — Восток- Запад: компаративные проблемы современной философии». - СПб., 2004. - С. 66-71.
26. Демин, Р.Н. Карнеадовский пробабилизм и поздние моисты / Р. Н. Демин // Универсум платоновской мысли: платонизм и античная психология (Материалы VIII Платоновской конференции 23-24 июня 2000 г.). - СПб., 2000.
27. Донобаев, А. Д. Этические концепции Конфуция и Ян Чжу/ А. Д. Донобаев, Ян Хин-шун, // Десятая научная конференция "Общество и государство в Китае": тезисы и докл. - Москва: Наука,1979. - С. 195—206.
28. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах / сост. Ян Хин-Шун; вступит.ст. В. Г. Бурова и М. Л. Титаренко. - М.: Мысль,
1972. - Т. 1. - 363 с.
29. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах / сост. Ян Хин-Шун; вступит. ст. В. Г. Бурова и М. Л. Титаренко. - М.: Мысль,
1973. - Т. 2. - 384 с.
30. Духовная культура Китая. Мифология. Религия / Под ред. Титаренко М.Л // Энциклопедия в пяти томах. - 2-ое издание, стереотипное - М.: Восточная литература, 2011. - Том 2. - 886 с.
31. Еремеев, В. Е."Книга перемен" и исчисление смыслов: статьи, очерки, доклады / В. Е. Еремеев. - М. : Вост. лит., 2013. - 583 с.
32. Жамсаев, М. Б. Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / М. Б. Жамсаев. Улан-Удэ, 2005. - 127 с.
33. Журавлева, В.П. Библиография Китая. Философия и общественно-политическая мысль. Этика. Эстетика. Военная мысль. Мифология. Религия. 1958-2008 годы / В.П. Журавлева. - М.: Инфра-М, Форум, 2015. - 704 с.
34. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая / Пер. с кит. ;ред. кол.: Г. Гоц, Л. Делюсин, Д. Мамлеев и др.,;сост., вступ. статья, статьи об авторах и коммент. И. Лисевича.— М.: Худож. лит.,1987. — 351 с. - (Б-ка китайской литературы).
35. Илюшечкин, В. П. Конфуций и Шан Ян о путях объединения Китая / В. П. Илючешкин // XVI Научная конференция «Общество и государство в Китае». - М., 1985. - Ч.1 - С.36-42.
36. Ишутина, Ю. А. Китайский опыт нравственного воспитания: восхождение к идеалу: монография / Ю. А. Ишутина; Дальневосточный федеральный университет, Восточный институт - Школа региональных и международных исследований. - Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2018. - 107 с.
37. Каидзука, Сагэки Конфуций: первый учитель Поднебесной / Сагэки Каидзука; пер. с англ. А. Б. Вальдман. - Москва: Центрполиграф, 2007. - 89 с.
38. Карапетьянц, А. М. Современные достижения в формальном анализе «Дао дэ цзина» / Карапетянц А. М., Крушинский А. А. // От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. - М., 1998.
39. Карапетьянц, А. М. У истоков китайской словесности: собрание трудов / А. М. Карапетьянц ; Ин-т стран Азии и Африки МГУ им М. В. Ломоносова. - М. : Вост. лит., 2010. - 479 с.
40. Карапетьянц, А. М. Формально-лингвистический анализ однородности текста «Чжуан-цзы» / А. М. карапетьянц // Проблемы восточной филологии. — М., 1979.
41. Карягин, К.М.Конфуций. Его жизнь и философская деятельность / К. М. Карягин. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 66 с.
42. Киселев, В.А. Лао-цзы или Конфуций? Позиция Ху Ши в споре о первом философе Китая / В. А. Киселев // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Философия. - 2011. - № 4. С. - 71-79.
43. Китайский философ Мэн-цзы / Пер. скит., снабж. примеч. П. С. Попов; послесл. Л. С. Переломова. - Репр. изд. - М. : Вост. лит., 1998. - 278 с. - (Китайский классический канон в русских переводах)
44. Классическое конфуцианство в 2 т / Переводы, статьи,комментарии А.Мартынова и И. Зограф. - СПб.: «Издательский Дом«Нева»»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. - Т. II. - 208с. - («Серия мировое наследие») .
45. Кобзев, А. И. Конфуций против Конфузия с глинозёма, илиУточнение данных о первом китайском философе и его главномпроизведении / А. И. Кобзев // Философские науки. - 2015. - № 2. -С.78-106.
46. Кобзев, А. И. Лао-цзы и Будда — «совпадение двух в одном» или«раздвоение единого»? / А. И. Кобзев // Общество и государство в Китае:
XXXIX научная конференция. Институт востоковедения РАН. — М., 2009. -
С.221-225
47. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / Пер. с кит.икоммент.А.И.Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попова при участии В.М. Майорова; вступит.ст. Л.С. Переломова. Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит. - 2004 . — 431 с.
48. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. / АН СССР, Ин-т востоковедения; Отв. ред. Л. П. Делюсин. - М.: Наука, 1982. - 264 с
49. Конфуций Великое учение: с комментариями и объяснениями / Конфуций; пер. с кит. В. Малявина, И. Канаева; сост., предисл. В. Малявина; коммент. Е. Ямбурга, И. Канаева. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 256 с. - (Философия на пальцах).
50. Конфуций Суждения и беседы / Конфуций; пер. с кит. П. С.
Попова. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. - 224 с. - (Азбука-
классика.Нон-Б1с11оп).
51. Конфуций. Афоризмы / Авт.-сост. С. Ю. Балашова. - Москва:
ОЛМА Медиа Групп, 2012. -176
52. Конфуций. Я верю в древность / Конфуций; Сост., авт. первого разд., предисл. к разд., пер. с древнекит. и англ., коммент. канд. филос. наук И. И. Семененко. - М.: Республика, 1995. - 384 с. - (мудрецы)
53. Ксензов, П. В. Цитаты из Лао-Цзы в трактате «Хань Фэй-Цзы» и их соотношение с полными версиями «Дао-дэ цзина» / П. В. Ксензов // Вестник Московского университета. Востоковедение - Сер.13. - 07/2003 . — №3. — С. 95-102 .
54. Кычанов, Е. И. Тангутский апокриф о встрече Конфуция и Лао- цзы / Е. И. Кычанов // XIX научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. - СПб.,1997. - С.82-84.
55. Кычанов, Е. И. Тангутский апокриф о встрече Конфуция и Лао- цзы/ Е. И. Кычанов // XIX научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. — СПб., 1997. - С.82-84.
56. Лао-Цзы Дао дэ цзин. Книга пути и благодати / Лао-Цзы; перевод КониссиМасутаро. - Москва: Русский raritet, 2019. - 239, [1] с. - (Мудрость веков).
57. Лао-Цзы Дао Дэ Цзин: Учение о Пути и Благой Силе с параллелями из Библии и Бхагавад Гиты / ЛаоЦзы; Сост., пер., поэт.перелож. и коммент. С. Н. Батонова. - М.: КСП+, 2003. - 224 с.
58. Лао-цзы Книга о пути жизни (Дао-Дэ цзин): с комментариями и объяснениями / Лао-цзы; пер. с китайского, сост., предисл., коммент. В. Малявина. - Москва: Издательство АСТ, 2019. - 256 с. - (Философия на пальцах).
59. Лисевич, И. С.Мозаика древнекитайской культуры: избранное / И. С. Лисевич. - Москва: Восточная лит., 2010. - 448 с.
60. Ломанов, А. В. О концепции разделения труда в учении Мэн-цзы /
А. В. Ломанов // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». - М.,1988. - Часть I. - С.104-106.
61. Лукьянов, А. Е. Дао и Дэ: философия раннего даосизма: Хуанди - Лаоцзы - Чжуанцзы: диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03 / Лукьянов Анатолий Евгеньевич. - Москва, 1991. - 277 с.
62. Лукьянов, А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / Лукьянов А. Е. — М.: Восточная литература, 2001. — 384 с
63. Лукьянов, А. Е. Первый философ Китая: Фрагменты философской автобиографии Лаоцзы / А. Е. Лукьянов // Вестник МГУ. - Серия 7: Философия. - 1989. - № 5. - С. 43-54.
64. Лукьянов, А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А. Е. Лукьянов. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 384 с.
65. Лукьянов, А.Е. Начало древнекитайской философии («И цзин», «Дао дэ цзин», «Лунь юй») / А. Е. Лукьянов. - М.: «Радикс», 1994. - 112 с.
66. Майоров, В. М. Кратко аннотированная библиография переводов «Мэн-цзы» на европейские языки: 1592—2004 / В. М. Майоров // Восток- Запад. Историко-литературный альманах 2003—2004 / Под редакцией акад.
B. С. Мясникова. - М., 2005. - С.275-288.
67. Малявин, В. В. Чжуан-цзы / В. В. Малявин. - М.: Наука, 1985. - 310 с.
68. Малявин, В. В. Конфуций / В. В. Малявин. - М.: Молодая гвардия, 2020. — 368 с. - (Жизнь замечательных людей).
69. Маранджян, К. Г. О влиянии учения Сюнь-цзы на японского мыслителя Огю Сорай / К. Г. Маранджян // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока, часть 1. - М.,1982. - С. 113— 117.
70. Мартыненко, Н. П. Изучение семантики древних форм начертания текста «Дао дэ цзин» как необходимая компонента изучения истории даосизма / Н. П. Мартыненко // Вестник Московского университета. - Серия 7. - Философия. - № 3. - 1999. - С.31-50.
71. Мартынов, А. С. Конфуцианство «Лунь юй / Перевод А.
C. Мартынова. - В 2 томах. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001.
— Том 1. — 368 с. («Мир Востока», X).
72. Мартынов, А. С. Конфуцианство «Лунь юй» / Перевод А.
С. Мартынова. - В 2 томах. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001.
— Том 2. — 384 с. («Мир Востока», XI).
73. Маслов, А. А. Конфуций: прогулки с мудрецом / А. А. Маслов. - Ростов н/Д: Феникс. Краснодар: Неоглори, 2010. - 442, [6] с.
74. Маслов, А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала / Маслов А. А. — М.: Алетейя, 2003. - С.100-115.
75. Маслов, А. А. Загадки, тайны и коды «Дао дэ цзина» / А. А. Маслов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 272 с. - (Серия "Коды тайной мудрости").
76. Маслов, А. А. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина» / Сост., перев., иссл. и примеч. А. А. Маслова.. — М.: «Сфера», 1996. — 512 с. — (Серия «Источники»).
77. Масперо, Анри. Даосизм / Анри Масперо; пер. с фр. В. Ю.
Быстрова; под ред. С. В. Пахомова. - Санкт-Петербург: Наука, 2007. - 293, [1] с.
78. Михалев, А. А. Чжуан-цзы: структура сознания / А. А. Михалев // Рационалистическая традиция и современность. Китай; Ин-т философии РАН. - Москва: Наука, Изд. фирма "Восточная литература", 1993. - 207 с.
79. Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы / Пер. с кит. Л. Д.Позднеевой. — СПб.: «Петербург — XXI век, ТОО «Лань», 1994. - 416 с.
80. Мудрецы Поднебесной империи / сост. А. Ю. Кожевников. - Москва: Абрис, 2018. - 256 с.
81. Мудрость Конфуция : афоризмы и поучения / подгот. В. П. Бутромеев, В. В. Бутромеев. - Москва:Олма Медиа Групп, 2010. - 304 с
82. Мэн-цзы (Избранные места) / Пер. Л. И. Думана //
Древнекитайская философия: Собрание текстов в двух томах. - М.:
Мысль,1972. - Т.1. - (Сер."Философское наследие").
83. Мэн-цзы / Предисл. и ред. Л. Н. Меньшикова; пер. с китайского, указ. В. С. Колоколова. - СПб.: «Петербургское востоковедение», 1999. - 272 с. - («Памятники культуры Востока»).
84. Мялль, Л.Э. К пониманию «Дао-Дэ цзина» / Л. Э. Мялль // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Труды по востоковедению. - Тарту, 1981. - Вып. 558. - С. 115—126.
85. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Пред.науч. - ред. совета В. С. Стёпин, Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П. и др. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. - Т. 1—4. — 2816 с.
86. Переломов, Л. С. Конфуций «Лунь Юй» / Л. С. Переломов ; исследование, перевод с китайского, комментарии, факсимильный текст "Лунь юя" с комментариями Чжу Си ; РАН, Институт Дальнего Востока. - М.: Восточная литература, 1998. - 590 с.
87. Переломов, Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. -
Москва: Наука, 1993. — 440 с.
88. Переломов, Л. С.Конфуций "Лунь юй" / Исслед., пер. с кит., коммент. Л. С. Переломов; Факс. текст "Лунь юя" с коммент. Чжу Си; РАН. Ин-т Дал. Востока. - Москва: "Вост. лит." РАН, 1998. - 588, [2] с.
89. Позднеева, Л. Д.История китайской литературы: собрание трудов / Л. Д. Позднеева. - Москва: Восточная лит., 2011. - 304 с. - (сер.CorpusSericum).
90. Рехо, Ким Проблемы Дальнего Востока: "Неделание". Лев Толстой и Лао-цзы / Ким Рехо. - 2000. - № 6. - С.152-163.
91. Россман, В. И. Добродетель без морали: Чжуан-цзы — Ницше / В. И. Россман // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». — Ч. I. — М., 1988. — С. 108—115.
92. Роузман, Г. О знании (чжи): дискурс-руководство к действию в «Аналектах» Конфуция // Сравнительная философия: Знание и вера в контексте диалога культур / Институт философии РАН. — М.: Восточная литература, 2008. - С.20-28. - (Сравнительная философия).
93. Рубин, В. А. Личность и власть в Древнем Китае: Собр. тр. / В. А. Рубин; Отв. ред. А. И. Кобзев. - М.: "Восточная литература" РАН, 1999. - 386 с.
94. Рубин, В. А. Концепция человека у Сюнь-цзы / В. А. Рубин // Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». - М., 1972. - Вып.1. - С. 52-60.
95. Руденко, Н. В. Критика Сюнь-цзы в адрес Мо-цзы: опыт
логического анализа аргументации / Н. В. Руденко //Общество и государство в Китае. - 2016. - Т. 46. - № 20-1. - С. 448—483.
96. Руденко, Н.В. Критика Сюнь-цзы в адрес Мо-цзы: опыт
логического анализа аргументации / Н. В. Руденко // Общество и
государство в Китае. - 2016. - Т. 46. - № 20-1. - С. 448-483.
97. Рыков, С. Ю. Учение о знании у поздних моистов / С. Ю. Рыков // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция. Институт востоковедения РАН. — М., 2009. - С.237-255.
98. Семененко, И. И. К понятию гармонии в философии Сюнь-цзы / И. И. Семененко // Четырнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». - М., 1983. - Ч.1. - С.91-96.
99. Семененко, И. И. О периодичности речи в Мэн-цзы. Ритм как число у Мэнцзы / И. И. Семененко // // 43 научная конференция «Общество и государство в Китае». - Москва: Институт востоковедения РАН, 2013. - Ч. 1.
100. Семененко, И. И. Теория красноречия в «Мэн-цзы»/ И. И. Семененко // Материалы IV Международной конференции «Проблемы литератур Дальнего Востока». Issues of Far Eastern Literatures. 29 июня — 2 июля 2010 г. - СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2010. - Т. 1.
101. Спирин, В. С. «Любовь» и математика в «Мо-цзы» / В. С. Спирин // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. X годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (автоаннотации и краткие сообщения). М.:ГРВЛ, 1974. - С. 40—44.
102. Спирин, В. С. «Слава» и «позор» в § 28 «Дао дэ цзина» / В. С. Спирин // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988 г. Часть 1. - М.: Наука, ГРВЛ, 1989. - С. 176—181.
103. Спирин, В. С. Строй, семантика, контекст 14-го параграфа «Дао дэ цзина» / В. С. Спирин // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XX годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1985 г. Часть 1. - М.: Наука, ГРВЛ, 1986. - С. 74—78.
104. Спирин, В. С. Четыре вида «тождества» в «Мо цзы» и типы гексаграмм «И цзина» / В. С. Спирин // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXIV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1989 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1991. - С. 199—204.
105. Спирин, В. С. Геометрический образ правильного поведения (ли) в «Сюнь-цзы» / В. С. Спирин // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIII. М., 1979.
106. Степанова, Л. М. Проблема личности в учении Лао-цзы о совершенномудром / Л. М. Степанова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 6. - С. 24-29.
107. Суровцева, М. Е. Лев Толстой и философия Лао-Цзы / М. Е. Суровцева // Вестник Центра международного образования МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2010. - № 1. - С. 85-90.
108. Титаренко, М. Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение / М. Л. Титаренко. - М., «Наука», 1985. - 245 с.
109. Титаренко, М. Л. Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания / М. Л. Титаренко // Вопросы философии. - 1964. - № 11.
110. Титаренко, М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди (V в. до н.э.) о
мудром управлении страной. Переводы из книги «Мо-цзы» (свиток 1-й) //
Проблемы Дальнего Востока. - 2014. - № 2. - С. 15-26.
111. Ткаченко, Г. А. Избранные труды. Китайская космология и антропология / Г. А. Ткаченко. - Москва: Говорящая книга, 2008. - 416 с.
112. Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания / Е. А. Торчинов. - СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - 310 с. — (Мудрость веков).
113. Тун, Син. Китайская книга мудрости / сост. Ч. Уайндридж; пер. с англ. И. Павловой. - М.: АСТ: Астрель, 2004. - 368 с.
114. Феоктистов В. Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследование и перевод / В.Ф. Феоктистов. -М.: "Наука", 1976. - 292 с.
115. Феоктистов, В. Ф. Философские трактаты Сюнь-Цзы. Исследования, перевод, размышления китаеведа / В. Ф. Феоктистов. - М.: Наталис, 2005. - 432 с. - (серия «Восточная коллекция»).
116. Фэн, Ю-лань. Краткая история китайской философии / Ю-лань Фэн; перевод с англ. Котенко Р. В.; научный редактор: доктор философских наук, профессор Торчинов Е. А. — СПб.: Евразия, — 1998. — 376с.
117. Хань Фэй-цзы. Книга закона и порядка: советы разумному правителю / ХаньФэй-цзы; перевод А. И. Иванова. - Москва: Центрполиграф. - 2019. - 286, [1] с.
118. Чжуан-цзы Изречения / Чжуан-цзы ;вст. ст. и пер. с кит. Б. Б. Виногродского. - М.: РИПОЛ классик, 2010. - 64 с. - (Кофе с мудрецами).
119. Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. скит., вступ. ст. и примеч. В. В. Малявина. — М.: Мысль, 1995. - 440 с. - (Философское наследие.Том 123).
120. Шойхер, В. Мудрость Востока / Владимир Шойхер. - Москва: Вече, 2011. - 432 с.
121. Шуцкий, Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен" / Ю.К. Шуцкий; Сост., ст., био- и библиогр. А.И. Кобзева. - 2. изд., испр. и доп. / Под ред. А.И. Кобзева. - М. : Вост. лит., 2003. - 604, [1] с.
122. Это человек: Антологиям / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. - М: Высш. шк., 1995. - 320 с.
123. Юдин, Б. Г. О человеке, его природе и его будущем / Б. Г. Юдин // Вопросы философии. - 2004. - № 2. - С. 16-28.
124. Юнг, К. Г. Различие между восточным и западным мышлением / Карл Густав Юнг // Сознание и бессознательное : пер. с англ. : сборник. - СПб., 1997. - С. 500-522.
125. Якимец, К.И. Слово «Я» / К.И. Якимец // Вопросы философии. - 2004. - № 9. - С.118-125.
126. Ян, Хин-Шун Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение / Хин-Шун Ян // Ин-т философии. - Москва-Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. - 162 с.
127. Angrosino M. The Culture of the Sacred. Exploring the Anthropology of Religion. Illinois: Waveland Press Inc., 2004 - 246 p.
128. Fraser, Chris. Mohism [Электронныйресурс] / C. Fraser // The
Stanford Encyclopedia of Philosophy; Edward N. Zalta (ed.) - URL:
https: //plato .stanford. edu/entries/mohism/
129. Frawley, D. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization / D. Frawley. Salt Lake City : Passage Press, 1991. - 396 p.
130. Moore Ch. Metaphisics and Ethics in East and West. Essays in East-West Philosophy.Honolulu, 1957. - 237 p.
131. Riegel, Jeffrey. Confucius [GneKTpoHHbinpecypc] / J. Riegel // TheStanford Encyclopedia of Philosophy. — Stanford University Press, 2012. -URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2012/entries/confucius/
132. Robins, Dan. Xunzi [GneKTpoHHbinpecypc] / D. Robins // The
Stanford Encyclopedia of Philosophy; Edward N. Zalta (ed.) - URL:
https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/xunzi/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ