Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЙ АКТ УГРОЗЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ

Работа №89954

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понятие речевого акта угрозы в общем и частном аспекте 7
1.1. Угроза как речевой акт 7
1.2. Структура и разновидности речевого акта угрозы 15
1.3. Условия и способы реализации речевого акта угрозы 17
1.4. Сопоставление угрозы со смежными речевыми актами 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Реализация речевого акта угрозы в различных сферах 29
2.1. Угрозы в сфере политики 29
2.2. Угрозы в сфере делового общения 33
2.3. Угрозы в сфере масс-медиа 38
2.4. Угрозы в сфере бытового общения 43
Выводы по второй главе 51
Заключение 55
Библиографический список 57

Современная лингвистика трактует речь человека как деятельность субъекта (говорящего), которая предполагает определённое воздействие на объект (слушающего) и производится для достижения определённой коммуникативной цели. В соответствии с этим речевая деятельность осуществляется через отдельные речевые акты, каждый из которых имеет собственную конкретную направленность. Такой направленностью обладает и речевой акт угрозы, коммуникативной целью которого является побуждение слушающего к выполнению каких-либо действий, выгодных для говорящего. Он оказывает на слушающего ощутимое негативное воздействие, задавая свои условия: если требуемая задача не будет выполнена, последует наказание. Таким образом, угроза — это побудительный конфликтный речевой акт, который включает в себя два компонента: побуждение к действию и обещание реализовать угрозу, если действие не будет совершено.
Речевой акт угрозы является объектом лингвистического анализа и часто бывает противоречив с точки зрения отношений языковой формы высказывания и смысла, который в неё закладывается. Юрислингвистика — явление для России относительно новое (термин был введён в науку в 1999 году Н.Д. Голевым, хотя применение лингвистических знаний в процессе судопроизводства началось ещё раньше, в 60-х годах), поэтому интерес к этой дисциплине продолжает возрастать с каждым годом. Поскольку речевой акт угрозы является объектом изучения юрислингвистики, в перспективности её развития заключается актуальность нашего исследования.
Объект исследования — речевой акт угрозы.
Предмет исследования — проявление речевого акта угрозы в различных сферах человеческого общения.
Цель данной работы — изучить структуру речевого акта угрозы, сформулировать стратегии его реализации, описать условия, влияющие на выбор тех или иных языковых средств для выражения угрозы в зависимости от речевой ситуации и сферы деятельности, в которой реализуется эта ситуация, а также выявить общие черты, характерные для выражения угрозы в разных сферах. Данная цель будет конкретизирована в следующих задачах:
1. Изучение научной литературы по теме исследования;
2. Сбор и изучение языкового материала, содержащего в себе речевой акт угрозы;
3. Разделение изученного языкового материала по тематическим категориям в зависимости от сфер общения, в которых были реализованы данные речевые акты;
4. Анализ языковых средств выражения угрозы, сопоставление смысла высказывания и его языковой формы;
5. Выявление общих черт, характерных для выражения угрозы в выбранных нами сферах общения: языковые средства, приёмы, синтаксические конструкции, форма выражения и т.д.
Последняя цель заключает в себе новизну нашего исследования: в данной работе будут описаны и охарактеризованы общие языковые средства, применяемые для выражения угрозы в разных сферах человеческого общения. До сих пор исследования затрагивали речевой акт угрозы в более обобщённом аспекте (Жучков Д.О., Плотникова А.М., Радбиль Т.Б.), не рассматривая его в контексте конкретных областей его реализации, или рассматривая лишь частично (Эпштейн О.В.). Мы предполагаем, что данные, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы в дальнейшем для выявления угрозы в различных речевых актах, что составляет теоретическую и практическую значимость работы.
В качестве материала для исследования мы используем данные, полученные методом сплошной выборки из результатов поиска в сети Интернет: скриншоты личных переписок, посты в социальных сетях, фотографии бумажных носителей. Во всех этих данных речевой акт угрозы зафиксирован как в устной, так и в письменной форме и подлежит лингвистическому анализу. Источниками данных являются социальные сети (instagram.com, vk.com, twitter.com), новостные порталы регионального и федерального значения (iberdsk.ru, pravda.com, informpskov.ru и т.д.), форумы (pikabu.ru, livejournal.com) и т.д. Каждый исследуемый нами материал будет сопровождаться ссылкой на сайт-источник.
В работе используются следующие методы исследования материала: лингвистический анализ, тематическая классификация, моделирование речевого акта, дискурсивный анализ.
В качестве методологической базы мы используем научные работы (авторефераты, статьи, учебные издания), посвящённые:
• речевому акту угрозы (Шахматова Т.С., Ермакова О.М., Хохлова Н.В, Васильев С.Л., Карчевски Р.И., Маслова А.Ю., Marret K.)
• другим речевым актам (Василина В.Н., Безяева М.Г., Емельянова М.В., Андреева В.Ю., Кулеш Е.М., Петрова Е.Б., Скулимовская Д.А., Castelfranchi C.)
• теории массовых коммуникаций и языковой системе (Шелякин М.А., Иссерс О.С., Красина Е.А., Гущина Г.И., Карасик В.И., Кечкеш И., Шмелёва Т.В., Кубрякова Е.С., Сонич Т.П., Adams J.S., Bach K., Belkowitz L., Hancher M.)
• теоретической судебной лингвистике (Бринёв К.И., Баранов А.Н., Плотникова А.М., Стернин И.А., Ворошилова М.Б.).
В результате нашего исследования будут сформулированы выводы в соответствии с поставленными задачами, отвечающие выбранной цели.
Промежуточные результаты исследования докладывались на VIII региональной молодёжной конференции «Мой выбор — Наука!» (апрель 2021 г.)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог исследованию, можем сделать вывод о том, что речевой акт угрозы является примером того, насколько сложным в лингвистическом плане может быть взаимодействие между планом выражения и планом содержания. Человек способен улавливать коммуникативное намерение угрозы, даже если оно не обладает никакими эксплицитно выраженными признаками в высказывании, и, как было выяснено при изучении языкового материала, это обусловливает тот факт, что в большинстве сфер общения чаще всего используется именно косвенный способ выражения угрозы. Человеку свойственно бояться неизвестности, поэтому косвенные угрозы, как правило, более эффективны, чем прямые. Сравним два примера с идентичным коммуникативным намерением, но с разными формами выражения: «Я на тебя в суд подам» — прямая угроза, «Жди повестку в суд» — косвенная угроза. Несмотря на чётко выраженную коннотацию угрозы в первом варианте, у адресата, вероятнее всего, больше беспокойства вызовет второй вариант.
В результате исследования были выявлены и проанализированы условия для уместной реализации речевого акта угрозы и способы её выражения, выявлена классификация типов угроз по семантическому критерию и на основании этих данных составлен подробный лингвистический анализ высказываний с зафиксированными речевыми актами угрозы, относящимися к разным сферам речевого общения. Из сорока пяти единиц языкового материала были отобраны и проанализированы двадцать две. В результате были выявлены особенности выражения угрозы для каждой сферы, включающие форму выражения, общие лексические средства, частоту проявления речевой агрессии и часто применяемые средства манипуляции. Наибольшие трудности вызвало определение угрозы в речевых актах деловой сферы из-за того, что в силу стилевой специфики угроза в деловых сообщениях очень близка к речевому акту предупреждения. В некоторых сообщениях угроза была продемонстрирована комбинаторно, то есть с использованием средств как для прямого её выражения, так и для косвенного. Также встречались сообщения, сочетающие в себе признаки обоих типов угроз: предупреждения и наказания, где угроза-предупреждение являлась последствием угрозы- наказания и наоборот.
Таким образом, речевой акт угрозы представляет действительно большой интерес для лингвистики, в том числе для юридической, поскольку часто бывает противоречив с точки зрения отношений языковой формы высказывания и смысла, который в неё закладывается. Механизмы конструирования угрозы направлены на сокрытие её коммуникативной интенции и в то же время служат для сохранения и актуализации агрессивной тональности, благодаря которой угроза может быть распознана в тексте без прямых признаков выражения.


1. Андреева В.Ю. Тактики и стратегии коммуникативного саботажа: автореферат, канд. филол. наук. — Курск, 2009. — Режим доступа: http://www.kursk-uni.ru/dissertations/dis 168.pdf
2. Арутюнова Н.Ю. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990 [Электронный ресурс]. — URL: https://bigenc.ru/linguistics/text/3508126
3. Баранов А.Н. Семантика угрозы в лингвистической экспертизе
текста // Международная конференция по компьютерной лингвистике «Диалог - 2013». — Режим доступа: http://www.dialog-
21. ru/media/1223/baranovan. pdf
4. Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка: волеизъявление и выражение желания говорящего в русском диалоге // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание: реферативный журнал. — 2004. — №2. — С. 38-44.
5. Беляева Е.И. Грамматика и прагматика побуждения: английский язык. — Воронеж, 1992. — 168 с.
6. Бринёв К.И. Теоретическая лингвистика и судебно-лингвистическая экспертиза / К.И. Бринёв, под ред. Н.Д. Голева. — Барнаул: АлтГПА, 2009. — 252 с.
7. Василина В.Н. Особенности речевых актов обещания в англоязычном дискурсе // Семантика и прагматика языковых единиц: тезисы докл. Междунар. науч. конф., Минск, 11-12 мая 2015 г. — Минск, 2015. — С. 188-189.
8. Василина В.Н. Особенности речевых актов совета в англоязычном дискурсе // Концептуализирующая сила грамматики: Ars grammatica: сборник научных статей. — Минск, 2016. — С. 135-140.
9. Васильев С.Л. Функциональные особенности угрозы реквестивного типа (на материале советских и российских художественных фильмов) / С.Л. Васильев, Н.А. Пробст // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология.
• 2016. — №4. — С. 28-34.
10. Вендлер З. Иллокутивное самоубийство / Пер. с англ. А.А. Зализняк // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI: Лингвистическая прагматика. —М., 1985. — С. 238-250.
11. Ворошилова М.Б. Юрислингвистика: судебная лингвистическая экспертиза, лингвоконфликтология, юридико-лингвистическая герменевтика // Политическая лингвистика. — 2013. — №1 (43). — С. 211-212.
12. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990 [Электронный ресурс]. — URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/1820103
13. Гусейханова З.С. Когнитивно-прагматические особенности и контексты функционирования высказываний со значением «предложение» и «совет» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — № 37, Т.
14. —С. 55-61
14. Гущина Г.И. Категория категоричности / некатегоричности высказывания в системе норм речевой коммуникации (на материале русских и английских диалогов) // Вестник Башкирского университета.
• 2008. — №4, Т. 13. — С. 64-68.
15. Дж. Р. Серль. Классификация иллокутивных актов. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. — М., 1975 [Электронный ресурс].
• URL: — https://classes.ru/grammar/159.new-in-linguistics-
17/source/worddocuments/4. htm
16. Емельянова М.В. Особенности выражения речевого акта совета в разноструктурных языках / М.В. Емельянова, В.А. Филоненко // Вестник Чувашского университета. — 2015. — №4 — С. 233-239.
17. Ермакова О.М. Условия реализации речевого акта угрозы и средства его оформления // Весшк Мазырскага дзяржаунага педагапчнага универсггэта 1мя I. П. Шамякша. — 2010. — №3 (28). — С. 94-98.
18. Ерофеева Е.В. Речевые акты со значением предупреждения
нежелательного действия в современном французском языке: автореферат, канд. филол. наук. — М., 2004 [Электронный ресурс]. — URL: http: //www. dslib.net/roman-j azyki/rechevye-akty-so-znacheniem-
preduprezhdenij a-nezhelatelnogo-dej stvij a-v-sovremennom. html
19. Ерофеева Е.В. Речевые акты угрозы и предупреждения и их косвенная реализация во французском дискурсе // Политическая лингвистика. — 2014. — №4 (50). — С. 240-247.
20. Жучков Д.О. К вопросу об определении классификационной принадлежности речевого акта угрозы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2009. — №2. — С. 69-71.
21. Жучков Д.О. Речевой акт угрозы как объект прамалингвистического анализа (на материале английского языка): автореферат, канд. филол. наук. — Воронеж, 2010 [Электронный ресурс]. — URL: http: //cheloveknauka. com/rechevoy-akt-ugrozy-kak- obekt-pragmalingvisticheskogo-analiza
22. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — М.: ЛКИ, 2008.—288 с.
23. Карасик В.И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград, 2002. — 477 с.
24. Карчевски Р.И. Угроза в терминах типологии речевых актов // Форма, значения и функции единиц языка и речи: Материалы докладов международно научной конференции 16-17 мая 2002, в 3 частях. Часть 2. / Отв. редактор Баранова И.П., Зубов Л.В, Харитончик З.А., Задворная Е.Г. и др. — Минск, 2002. — 217 с.
25. Кечкеш И. Слово, контекст и коммуникативное значение // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. — 2014. — №1. — С. 7-16.
26. Красина Е.А. Дискурс, высказывание и речевой акт // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. — 2016. — №4.— С. 91-102.
27. Кубрякова Е.С. Коммуникативные единицы языка // Коммуникативная лингвистика и проблемы семантики. — М., 1985. — Вып. 252. — С. 138-151.
28. Кулеш Е.М. Косвенное побуждение как особый речевой акт // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: Сборник материалов 26-28 сентября 2006. / Отв. редактор Болдырев Н.Н. — Тамбов, 2006. — 509 с.
29. Маслова А.Ю. Специфика коммуникативных неудач в речевой ситуации угрозы // Филологические науки. — 2004. — №3. — С. 75-84.
30. Оглезнев В.В. Обещание, условие искренности и речевые акты // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. —2014. —№4 (28). — С. 338-347.
31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М., 1997 [Электронный ресурс]. — URL: https: //gufo. me/dict/ozhe gov#
32. Остин, Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. — М., 1975 [Электронный ресурс]. — URL: https://classes.ru/grammar/159.new-in-linguistics- 17/source/worddocuments/1. htm
33. Петрова Е.Б. Каталогизация побудительных речевых актов в лингвистической прагматике // Вестник Воронежского государственного университета, серия: лингвистика и международная коммуникация. — 2008. — №3. — С. 124-133.
34. Плотникова А.М. Лингвокреативные механизмы конструирования речевого акта «Угроза» // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. — 2017. — №2. — С.
81-88.
35. Радбиль Т.Б. Выявление языковых и содержательных признаков речевого акта угрозы в экспертной деятельности лингвиста / Т.Б. Радбиль, В.А. Юматов // Вестник Вятского государственного университета. —2015. —№9. — С. 108-110.
36. Скулимовская Д.А. О разных подходах к изучению предикатов предложений, категоризирующих ситуацию предупреждения // Сибирский филологический журнал. — 2013. — №1. — С. 190-195.
37. Скулимовская Д.А. Предупреждение с точки зрения адресанта, адресата и стороннего наблюдателя // Вестник Иркутского государственного лингвистического института. — 2013. — №4 (25). — С. 279-284.
38. Сонич Т. П. Языковое выражение некатегоричности в свете коммуникативно-прагматической грамматики // Прагматика и структура текста. — 1983. — № 209. — С. 57-70.
39. Стернин И.А. Неприличная форма высказывания в лингвокриминалистическом анализе текста // Юрислингвистика. — 2011.—№1 (11). —С. 387-398.
40. Хохлова Н.В. Способы и средства реализации коммуникативной угрозы в русском и английском языках: автореферат, канд. филол. наук.
— Самара, 2004 [Электронный ресурс]. — URL: http://cheloveknauka.com/sposoby-i-sredstva-realizatsii-
kommunikativnoy-kategorii-ugrozy-v-russkom-i-angliyskom-yazykah
41. Шахматова Т.С. Речевой акт косвенной угрозы в практике судебно­лингвистической экспертизы // Учебные записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. —2015. —№5, том 157. — С. 286-294.
42. Шахматова Т.С. Юридизация временных предложений со значением угрозы (практика судебной лингвистической экспертизы) // Казанского юридического института МВД России. — 2015. — №4 (22). —С. 105-109.
43. Шелякин М.А. Язык и человек: к проблеме мотивированности языковой системы. Учебное пособие. — М., 2017. — 291 с.
44. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сборник научных статей. — Саратов, 1997. — Вып. 1. — С. 88-99.
45. Эпштейн О.В. Косвенный речевой акт угрозы в политическом дискурсе (на материале английского языка) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — №5 (7). — С. 1337-1342.
46. Adams J.S. Inequity in social exchange // Advances in Experimental Social Psychology. — 1965. — Vol. 2. — Pp. 267-299.
47. Bach K. Speech Acts and Pragmatics / K. Bach // Blackwell Guide to the Philosophy of Language. — 2003 [Электронный ресурс]. — URL: http://online.sfsu.edu/kbach/spchacts.html
48. Belkowitz L. The Concept of Aggressive Drive: Some Additional Considerations // Advances in Experimental Social Psychology. — 1965. — Vol. 2. — Pp. 301-329.
49. Castelfranchi C. Is it a promise or a threat? / C.Castelfranchi, M.Guernini, 2006. — 36 p.
50. Hancher M. The Classification of Cooperative Illocutionaiy Acts / M Hancher // Language in Society. — 1979. — Vol. 8. — Pp. 1-14.
51. Marret K. A quiantative textual analusis og three types of threat communication and subsequent maladaptive responses / K. Marret, A. Vedadi, A. Durcikova // Computers & Security. — 2019. — Vol. 80. — Pp. 25-35.
52. Searle John R. Speech Acts / John R. Searle. — Cambridge : Cambridge University Press, 1969. — 120 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ