Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности лингвистической экспертизы речевых актов оскорбления и угрозы

Работа №108716

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1
КОНФЛИКТНЫЙ ДИСКУРС: ФУНКЦИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АСПЕКТ 10
1.1. Особенности конфликтогенного дискурса 10
1.2. Модели анализа инвективного дискурса 14
Глава II
ОСОБЕННОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РЕЧЕВЫХ АКТОВ ОСКОРБЛЕНИЯ И УГРОЗЫ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЙНЫХ РЕЧЕВЫХ СОБЫТИЙ 19
2.1. Проявление речевой агрессии в средствах массовой коммуникации 19
2.2. Коммуникативные стратегии и тактики, «организующие» речевые акты оскорбления и угрозы 22
2.3. Методы и приемы анализа речевых актов оскорбления в предвыборном ток-шоу В.Соловьева «Поединок» 33
2.4. Изучение студентами-филологами текста / дискурса в аспекте речевой конфликтности с целью выявления речевых актов оскорбления 39
2.5. Методика первичного освоения студентами-магистрантами содержания и структуры лингвистической экспертизы текста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64
Приложение 1 74
Приложение 2 79
Приложение 3 94

Лингвистическая экспертиза в настоящее время является областью деятельности, которая привлекает повышенное внимание исследователей в области коммуникативной лингвистики, стилистики, юриспруденции, неориторики и других наук, предметом исследования которых является текст в его многогранных проявлениях. Проблемы, связанные с коммуникативными намерениями говорящих, способами построения разного рода речевых актов, функционированием речевых жанров, юридизацией естественного языка, закономерностями воздействующей речи успешно решаются в работах Н.И. Формановской, И.П. Сусова, О.Я. Гойхмана, Т.М. Надеиной, Т.В. Шмелевой, И.А. Стернина, А.А. Волкова, В.И. Аннушкина.
В целом современная лингвистика (конца XIX - начала ХХХ века) характеризуется следующими чертами (Е.С. Кубрякова) [57]: «экспансионизм» (размывание границ, выход в смежные области); антропоцентризм (обращенность к проблеме «человек в языке»), неофункциональность (изучение употребления языка, рассмотрение его в деятельности); экспланаторность (объяснительность). Отмечают и такое явление, как кризис речевой коммуникации.
Эти и другие предпосылки развития новых направлений лингвистической науки позволяют ставить и решать сложные вопросы, связанные с лингвистической экспертизой речевых актов. Наиболее интересных и значимых результатов в этой области добились ученые Алтайского государственного университета (кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации). Активно развивается данное направление в Тольяттинском государственном университете: создана кафедра «Русский язык, литература и лингвокриминалистика», производится набор абитуриентов в магистратуру (45.04.01. Филология, профиль Лингвокриминалистика). Эффективную помощь в проведении лингвистической и автороведческой экспертиз спорных русских текстов (публикаций, документов, теле- и радиопрограмм), товарных знаков оказывают такие сообщества, как гильдии экспертов-лингвистов. Так, члены гильдии «ГЛЭДИС» эффективно работают в 28 субъектах Российской Федерации - республиках, краях и областях. Но проблемы остаются. Меняются не только лингвистические, но и этические нормы.
Конечно, проблемы нарушения норм русского языка связаны с кризисом речевой коммуникации общества в целом. М.В. Горбаневский, Ю.В. Караулов, В.М. Шаклеин в 2000 году написали работу, в название которой положен не то речевой акт просьбы, не то приказа: «Не говори шершавым языком» («О нарушении норм литературной речи в электронных и печатных СМИ» [15]. Уже через десять лет М. Кронгауз выскажется резче, опубликовав не только печатную, но и электронную версию книги «Русский язык на грани нервного срыва» [56]. Особое внимание в этой книге он уделил лингвистической экспертизе (глава «Правка языка», параграф «Осторожно: лингвистическая экспертиза»). Чтобы показать «ограниченность и условность применения лингвистической экспертизы», автор предложил несколько пародийных экспертиз по делам, «возбужденных» против сказочных героев: зайца, волка, медведя (из сказки о колобке), работника Балды и Бармалея. Смешно, резко, даже, порой, колюче звучат эти пародии.
«Лингвистическая экспертиза не бессмысленна, она просто не должна подменять собой юридическую процедуру. Лингвист имеет дело исключительно со словами и текстами, их значениями и скрытыми смыслами, он вскрывает двусмысленности и предлагает различные интерпретации, но он не может и не должен выносить вердикт», - пишет М. Кронгауз [56, с. 45].
Какой быть лингвистической экспертизе? Методологические проблемы; проблемы анализа текстов с неявной коммуникацией, медиатекстов; «речевой конфликт в аспекте множественности интерпретаций речевых произведений», выявление признаков «текстов дискредитирующего типа», речевых актов оскорбления - всё это требует дальнейших исследований и свидетельствует об актуальности выбранной темы «Особенности лингвистической экспертизы речевых актов оскорбления и угрозы».
Интересным явлением стали стихотворные тексты Д. Быкова на злобу дня, сочиненные в рамках медиапроекта «Гражданин поэт». Это своеобразная стихотворная публицистика, в которой, к сожалению, автор пытается не поэтическим «глаголом жечь сердца людей», а речевым актом дискредитации, работая в поле конфликтной коммуникации, сетевого троллинга. Совсем иным задачам служит речевой акт оскорбления в предвыборным ток-шоу В. Соловьева, где взаимные оскорбления В. Жириновского и А. Пугачевой необходимы ведущему для каких-то иных целей. Исследовать такие явления с позиций лингвокриминалистики, на наш взгляд, перспективно: это позволит раскрыть некоторые существенные свойства конфликтной коммуникации.
Все это предопределило цель нашего исследования: выявить особенности лингвистической экспертизы текстов, содержащих речевые акты оскорбления и угрозы (на примере медийных речевых событий).
Объект исследования - речевые акты оскорбления и угрозы в аспекте лингвокриминалистики.
Предмет исследования - особенности лингвистической экспертизы (методы и приемы анализа) речевых актов оскорбления и угрозы, выявленные в современных медиадискурсах (ток-шоу В. Соловьева «Поединок», медиапроект «Гражданин поэт» Д. Быкова, скандальные заявления в СМИ медийных лиц - певца Ф. Киркорова, репера Басты).
Методы исследования: комплексный анализ текстов, лингвистическое моделирование, сравнительно-сопоставительный метод, метод педагогического эксперимента.
Задачи исследования:
1. Исследовать функционально-речевой аспект актуализации конфликтного дискурса, речевой агрессии с тем, чтобы описать далее особенности функционирования речевого акта оскорбления.
2. Выявить и описать структуру речевого акта оскорбления.
3. Показать, как проблема анализа (методы и приемы) коммуникативных актов оскорбления и угрозы связана с жанром, сферой коммуникации, множественностью интерпретаций, задающих вектор полифункционального, комплексного исследования текста.
4. Показать, как использование элементов лингвистической экспертизы речевых актов оскорбления и угрозы позволяет студентам анализировать содержание медийных текстов / дискурсов.
5. Определить специфику методов и приемов анализа речевых актов оскорбления и угрозы при анализе текстов Д. Быкова (медиапроект «Гражданин поэт»), интеракций диалогов, прозвучавших в программе В. Соловьева «Поединок», и других дискурсивных явлений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют классические научные труды отечественных и западных ученых, а также современные публикации в области прагматической лингвистики.
Теоретической базой исследования послужили работы следующих ученых: Н.Д. Арутюновой, Ю.Д. Апресяна, В.И. Аннушкина, М.М. Бахтина, А. Вежбицкой, А.А. Волкова, О.Я. Гойхмана, Н.Д. Голева, Т.М. Надеиной, И.П. Сусова, И.А. Стернина, Н.И. Формановской, Т.В. Шмелевой.
Эмпирической базой исследования являются медиатексты / дискурсы спорного характера, требующие привлечения лингвистической экспертизы (ток-шоу В. Соловьева «Поединок», медиапроект «Гражданин поэт» Д. Быкова, скандальные заявления в СМИ медийных лиц - певца Ф. Киркорова, репера Басты).
Положения, выносимые на защиту:
1. Учитывая, что главный источник конфликта - «возможность разной интерпретации исходной пресупозиции (коммуникативного намерения)», важно при проведении лингвистической экспертизы обращать внимание на коммуникативные стратегии говорящего, исходя из конкретной речевой ситуации в контексте целостного речевого произведения.
2. При анализе коммуникативных актов оскорбления и угрозы необходимо учитывать множество параметров: жанр, сферу коммуникации, коммуникативную ситуацию, фактор «множественности интерпретаций», задающих вектор полифункционального исследования спорного текста.
3. Тактика угрозы, также как и оскорбление, является частью стратегии на понижение или инвективной стратегии и заключается в запугивании оппонента, пророчестве ему наказания в будущем; для тактик, за счет которых реализуется стратегия на понижение, характерно имплицированное и эксплицированное отрицательное отношение к ситуации и к оппоненту.
4. С развитием свободы слова развилось и ощущение вседозволенности, а коммуникативные стратегии в медиапространстве зачастую перестали выбираться интуитивно и перешли в формат совершенно осознанно используемых инструментов речевого воздействия.
Новизна работы: большинство теоретических работ в сфере прагматической лингвистики (анализ спорных текстов), отмечая возможность «множественности интерпретаций» направлены на исследование структуры речевых актов, в том числе оскорбления и угрозы. В нашей работе мы сравниваем интерпретации текстов, выявляя общность устоявшихся структур лингвистической экспертизы, заостряя внимание на необходимости учета речевых стратегий и тактик говорящего, приобретающих особое значение в медиапространстве. Предлагаются способы аудиторной работы по совершенствованию компетенций лингвистов, осваивающих лингвокриминалистику.
Теоретическая значимость. Исследование углубляет и уточняет актуальные лингвистические понятия в сфере прагматической лингвистики («речевая агрессия», «коммуникативные стратегии и тактики», «Речевой акт оскорбления»). Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения спорных медиадискурсов.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных положений и выводов в практике преподавания теории коммуникации, коммуникативной лингвистики, а также для составления пособий. Методика анализа спорных текстов может быть использована для совершенствования навыков лингвистической экспертизы студентами-магистрантами, а сам материал диссертационного исследования найдет применение при подготовке учебных материалов для обучения лингвистической экспертизе.
Вся структура данного исследования направлена на решение сформулированных задач.
Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
В первой главе представлен конфликтный дискурс в функционально - речевом аспекте. Исследуются особенности такого дискурса, выявляются перспективные модели анализа инвективного дискурса. Вторая глава посвящена особенностям лингвистической экспертизы речевых актов оскорбления и угрозы на примере медийных речевых событий. Заостряется внимание на распространении речевой агрессии в СМИ, в интернет- пространстве; выявляются речевые стратегии и тактики, «организующие» речевые тактики оскорбления и угрозы; показываются эффективные способы освоения студентами-магистрантами методов и приемов анализа речевых актов оскорбления и угрозы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Конфликтогенность свойственна самой природе языка, и это предполагает «множественность интерпретаций» одного и того же речевого произведения. Возможность разной интерпретации коммуникативного намерения становится главным источником конфликта. Повышение речевой агрессии в обществе, частотность речевых актов оскорбления в средствах массовой информации приводит участников коммуникации к необходимости правового регулирования речевого конфликта.
Конфликтный дискурс реализуется через особые речевые акты, рамки которых создают представление о речевом жанре оскорбления. Опираясь на типизированные сценарии (фреймовые структуры) речевого акта оскорбления ученые предложили описание типологических моделей речевого акта оскорбления (Т.В. Чернышова и Е.В. Голощапова, К.И. Бринев). Соотнесение речевых актов, разворачивающихся в реальной дискурсивной практике, с такими моделями - эффективный прием анализа речевого акта оскорбления.
Конфликтное речевое взаимодействие может проявляться в высказываниях, выполняющих инвективную функцию и реализующихся через оскорбительную речь, а также через оценочное высказывание, направленное на понижение статуса коммуниканта. Особое значение имеет разработанная К.И. Бриневым модель, в которой оскорбление является составной частью манипулятивного речевого акта с измененным параметром условий искренности. Такая модель помогает анализировать речевые акты манипулятивного характера, используемые в СМИ.
Актуализированная Т.В. Чернышовой модель речевой коммуникации Р.О. Якобсона в соотнесении с моделями анализа речевого акта оскорбления позволяет реализовать на практике метод интегративного (комплексного) анализа текста, предъявляемого на лингвистическую экспертизу. Это позволяет проводить анализ текстов с целью выделения их типологических признаков по схеме, которая объединяет несколько методических процедур: определение оценочного потенциала заголовка; констатация факта; выделение на основе текстового анализа речевых актов дискредитации, послужившего основой для оценочного комментария; описание их структурно-логических и композиционных особенностей и их роли в формировании стратегии «на понижение»; характеристика языковых и композиционных средств и способов, реализующих стратегию дискредитации.
В магистерской диссертации показано, как журналисты и ведущие телевизионных программ активно используют приемы, провоцирующие речевую агрессию собеседников для того, чтобы создать атмосферу шоу- дебатов, острых словесных поединков (на примере телевизионной авторской программы В. Соловьева «Поединок» от 28 февраля 2012 года и конфликтного речевого общении с Интернет-аудиторией Д.Быкова в рамках медиапроекта «Гражданин поэт».
В данной работе мы выявили, что речевая стратегия направлена на изменение восприятия картины мира партнера, что речевая стратегия на понижение статуса путем оскорблений и угроз в адрес оппонента в телевизионном шоу В.Соловьева «Поединок» - способ организации конфликтного дискурса с целью определенным образом воздействовать на слушателей в преддверии выборов для корректировки «картин мира» избирателей, связанных с кандидатами в президенты.
Нами доказано, что коммуникативная функция многих выражений из таких текстов завуалирована, часто встречаются двусмысленные тексты, косвенно выражающие инвективный смысл, что «стратегия дискредитации иногда маскируется под личное мнение автора текста, но его выдает «изобилие негативной авторской оценочности в ущерб фактологической информации».
Такая оценочность создается эмоционально-риторическими структурам, ориентированными на конфликтность.
Метод интегративного анализа, приемы лингвистической экспертизы, представленные в работе, позволяют выявить речевые акты оскорбления и угрозы, определить, при помощи каких тактик воплощаются конкретные речевые стратегии (например, стратегия дискредитации первых лиц государства, певцов, политиков). Это перспективный путь, дающий лингвистам, занимающимся лингвистической экспертизой, операционные знания, которые в дальнейшем могут помочь им в осуществлении профессиональной деятельности в данной области.


1. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация [Текст]. - М. : Лабиринт, 2007.
2. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М., 1979. (2)
3. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.
4. Борисова, И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге [Текст] / И.Н. Борисова // Русская разговорная речь как явление городской культуры. - Екатеринбург, 1996. - С. 21-48. (3)
5. Бринев, К.И. Справочник по судебной лингвистической экспертизе [Текст] / К.И.Бринев - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.
6. Бринев, К.И. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза : монография [Текст] / К.И. Бринев ; под редакцией Н.Д. Голева. - Барнаул : АлтГПА, 2009..
7. Булыгина, Е.Ю., Стексова, Т.И.Проявление языковой агрессии в СМИ [Текст] / Е.Ю.Булыгина // Юрислингвистика-2. Барнаул, 2000.
8. Быкова, О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия: Материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» [Текст] / О.Н.Быкова // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 1(8). Красноярск, 1999.
9. Вакуров, В.Н. Стилистика газетных жанров [Текст] / В.Н. Вакуров, Н.Н.Кохтев, Г.Я. Солганик. - М., 1978.(4)
10. Вежбицка, А. Речевые жанры [Текст] / А. Вежбицка // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997.(5)
11. Гайда, С. Проблемы жанра [Текст] / С. Гайда // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. - Пермь, 1986. - С. 22-28.
12. Голев, Н.Д. Юридический аспект языка в лингвистическом освещении [Текст] / Н.Д. Голев // Юрислингвистика-1: проблемы и перспективы: Межвуз.сб.науч.тр. Барнаул, 1999.
13. Голев, Н.Д. Речевой конфликт в аспекте множественности интерпретации речевых произведений: Сайт «Сибирская ассоциация лингвистов-экспертов» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://siberiaexpert.com/publ/rechevoj konflikt v aspekte mnozhestvennosti i nterpretacii rechevykh proizvedenij na materiale russkikh igrovykh tekstov/3- 1-0-211 (дата обращения 1.04.2015).
14. Гольдин, В.Е. Проблемы жанроведения [Текст] / В.Е. Гольдин // Жанры речи: Сборник науч. ст. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. - Вып. 2. - С. 4-7.
15. Горбаневский, М.В., Караулов Ю.В, Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком: О нарушении норм литературной речи в электронных и печатных СМИ [Текст] / М.В.Горбаневский, М, 2000.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ