ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения 7
1.2. Система управления персоналом на предприятии 14
1.3 Оптимизация труда персонала за счет персонификации производительности 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО "ПОЛИГРАФ - СЕРВИС" 34
2.1.Общая характеристика предприятия ООО "Полиграф - Сервис" 34
2.2 Анализ деятельности предприятия ООО «Полиграф - Сервис» 42
2.2 Выявление проблем в работе предприятия ООО «Полиграф - Сервис» 49
2.4 Разработка бизнес-процессов 53
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
Персонал является важной составляющей формирования эффективной стратегии современной организации, а управление персоналом частью общей системы управления организацией. Такой многосторонний сложный процесс, как управление персоналом, имеет свои особенности и закономерности и направлен на формирование социальной политики, создание социального партнерства и доверия между работниками и работодателями.
В настоящее время управление персоналом – одна из важных проблем менеджмента любого предприятия, заинтересованного в повышении эффективности своей деятельности. Благодаря системе управления персоналом, происходит улучшение методов работы с персоналом и внедрение опыта как зарубежных стран, так и отечественной науки. На современном этапе развития научно-технического прогресса огромное значение имеет человеческий фактор.
При современной нестабильной социально-экономической ситуации в государстве – это главный стратегический ресурс любой компании в борьбе с конкурентами и решающее условие успешного функционирования любого предприятия или торговой компании. Актуальность проблемы совершенствования системы управления персоналом обусловлена развитием инфраструктуры рынка, изменением характера выполняемых работ и содержания труда.
Трудовая деятельность всегда сопровождается интенсивными в большей или меньшей степени психофизиологическими процессами, использованием и растрачиванием энергетических, гормональных, мышечных, психических, интеллектуальных и др. ресурсов человека, что проявляется в изменении работоспособности. Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма. В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.
Социальное значение улучшения условий труда заключается в содействии росту эффективности производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости. Социальное значение условий труда и охраны труда проявляется также в увеличении фонда рабочего времени, оно оказывает влияние на сохранение трудовых ресурсов и повышение профессиональной активности работающих. Улучшение условий труда на рабочем месте является одним из важнейших резервов дальнейшего развития самого работающего человека.
Благоприятные условия труда способствуют развитию личности, формированию творческого отношения к труду, удовлетворенности трудом, повышению его производительности и качества. Неудовлетворительные условия труда зачастую являются основной причиной высокого уровня производственного травматизма, общей профессионально обусловленной заболеваемости.
Оптимизация численности работников предприятия по стандартной методике предусматривает избавление от тех работников, которые непосредственно не участвуют в формировании прибыли компании или чей вклад в ее формирование минимален.
Более того, иногда довольно жесткие меры могут применяться в виде массовых сокращений с учетом чисто экономических показателей. В этом случае негативными аспектами этого процесса могут стать снижение производительности оставшегося персонала, отстранение работников, косвенно положительно повлиявших на производительность труда, снижение имиджа предприятия и другие риски.
Объект - функциональное состояние персонала.
Предмет - особенности оптимизации функционального состояния персонала.
Целью написания данной работы является оптимизации функционального состояния персонала в трудовой деятельности.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. рассмотреть работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения.
2. изучить систему управления персоналом на предприятии.
3 проанализировать оптимизацию труда персонала за счет персонификации производительности.
4. обобщить общую характеристику предприятия ООО "Полиграф - Сервис".
5. анализировать деятельность предприятия ООО «Полиграф - Сервис»ю
6. Выявить проблемы в работе предприятия ООО «Полиграф - Сервис».
7. Разработать бизнес-процессов.
8. составить мероприятия по повышению эффективности работы персонала.
Теоретико-методологической базой работы выступают труды таких зарубежных авторов, как Майо Э., Масааки И., Оно Т. и другие. При выполнении анализа деловой активности предприятия были использованы данные ООО «Полиграф - Сервис». бухгалтерской и управленческой отчетности.
Баха исследования - Производственное частное унитарное предприятие "Полиграф сервис" .
Выпускная работа является заключительным этапом формирования следующих результатов освоения образовательной программы:
- способности планировать операционную деятельность производственных подразделений предприятия в рамках организационно – управленческой и научно-исследовательской деятельности
- способности организовывать производительную работу трудового коллектива в рамках действующего законодательства в процессе ведения организационно-управленческой деятельности
-способности осуществлять анализ результатов работы подразделений промышленного предприятия в рамках организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности.
Выпускная работа является заключительным этапом формирования результатов освоения образовательной программы Инновационное развитие наукоемких производств[22]. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты анализа и выявленные направления могут быть использованы в деятельности предприятия, выработке управленческой политики с целью повышения производительности труда.
Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества продукции и обеспечение ее конкурентоспособности повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это побуждает искать новые формы управления, развивать потенциальные способности персонала, обеспечивать его мотивацию к трудовому процессу. Управление персоналом является одним из важнейших направлений деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха, даже впереди совершенствования технического процесса (по значимости).
Можно иметь отличную технологию, но при этом неквалифицированном персонале работа будет загублена. Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами, технология управления персоналом. Управление персоналом неразрывно связано со всей историей управления. Однако, на протяжении многих веков, по существу, вплоть до начала XX века, управление персоналом как специфическая функция не выделялась из социального управления и осуществлялась на основе здравого смысла, опыта и традиций. Труд имел преимущественно индивидуальный характер и основной ячейкой производственной деятельности выступала семья, глава которой обычно осуществлял и управленческие, и производственные функции.
Каждый работник может рассчитывать на признание собственных успехов и достижений, администрацией и руководством предприятия.
Анализ данных, отражающих мнение сотрудников о работе в компании, позволяет согласовать работу менеджмента с персоналом, помогает найти и создать атмосферу взаимовыгодного сотрудничества и взаимопонимания между сотрудниками и работодателями. С этой целью на предприятии регулярно проводятся встречи руководителей разного уровня с коллективами, молодыми специалистами.
При проведении оптимизации компания должна понимать, каковы цель мероприятий и ожидаемый результат. До принятия решений необходимо выявить все риски, чтобы в конечном счете не получился обратный эффект.
На предприятии ООО «Полиграф - Сервис». был проведён анализ работы персонала с различными видами заявок на товары и услуги, которые предлагает фирма для закачиков. В выпускной квалификационной работе было разработаны мероприятия по усовершенствованию работы персонала, путём исправления ошибок в рабочем процессе на предприятии в целом. Тем самым повысив производительность труда и отгрузку готовой продукции.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была дана характеристика предприятия, проведен анализ деятельности предприятия, проведено непосредственное наблюдение за ходом производственного процесса с выявлением потерь рабочего времени.
Оптимальная структура персонала организации позволяет сотрудникам максимально эффективно реализовывать свой трудовой потенциал. Трудовой потенциал работника - это совокупность физических и культурных качеств, которые определяют его способность и границы участия в трудовой деятельности, достижения определенных результатов в определенных условиях и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
Проанализировав все элементы организации работы персонала в компании можно сделать вывод, что в результате проведения мероприятий по усовершенствованию работы всех сотрудников и небольшого изменения в работе с заявками предприятия возникает рост прибыли. Если компания ООО «Полиграф - Сервис». будет стремиться выполнять постепенно мероприятия, которые были представлены в выпускной квалификационной работе, то компания будет стремительно увеличивать производственные мощность, станет интересна для потенциально новых клиентов, зарекомендует себя на рынке и станет конкурентоспособна, по сравнению с компаниями, которые считаются лидерами.
В ходе анализа было выявлено, что предприятие стремится в дальнейшем расширять объемы производства и поставок, поскольку наблюдаются рост объемов реализованной продукции и увеличение количества рабочих, т.е. руководство планирует увеличить производственную мощность.
1. Александрова, Н. А., Васильцова Л. И., Фатеева Н. Б. Основы кадровой политики и кадрового планирования. Екатеринбург: УрГАУ, 2019. — 228 с.
2. Александрова, Н. А., Машьянова Е. Ю. Организационная культура: поиски алгоритма управления изменениями//Дискуссия. 2019. № 10 — С. 35-36.
3. Базаров, Т. Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты (практическое руководство). -М.: Издательство «КноРус», 2018. – 507с.
4. Бармакова, Н. Современные методы подбора персонала//Кадровик.ру. 2018. N 8. — С. 60 -64.
5. Бунатян, А. Н. Оптимальная схема отбора персонала при приеме на работу в организацию//Вестник Университета Российской академии образования, 2019. -№ 5. — С. 152-154.
6. Дейнека, А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами . -М.: Дашков и К°, 2018. — C.160.
7. Демина, Н. В. Специфика системы отбора персонала в американских компаниях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – Т. 8. – С. 61–65.
8. Демина, Н.В. Нетрадиционные методы отбора персонала: эффективность применения в организациях / Н.В. Демина. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2019. № 2. — С. 263-268.
9. Дробышева, В.Г. Подходы к изучению профессиональной культуры организации предпринимательского типа//Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 9. № 12. — С. 64-69.
10. Дробышева, В.Г. Кадровая политика -основа формирования стратегии управления персоналом// В книге: Непроизводственная сфера в новой экономике России Коллективная монография. Тамбов, 2020. — С. 283-290.
11. Дробышева, В.Г., Костылев А.А. Оптимизация системы мотивации персонала как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности//Социально-экономические явления и процессы. 2019. Т. 9. № 11. — С. 72-77.
12. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: отбор и найм: анкеты, графологическая экспертиза, тестирование, профессиональный экзамен, свидетельства, интервью: исследование зарубежного опыта. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 2018. — 310 с.
13. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом: Учебное пособие/А.П. Егоршин. -4-e изд., перераб. и доп. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 263с.
14. Злотников, А.В. Затраты минимальные -эффект максимальный.// «Кадровое дело».-2019.-N 5 – С. 132-133.
15. Калинина, О.Е. Образ идеального работника -индикатор кадровой политики компании//Деловая Тула. 2018. № 4 (59). — С.28-29.
16. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник. М.: Инфра-М, 2019. – 432с.
17. Коновалова, В.Г. Организация отбора и оценки персонала -М.:ЭКЗАМЕН, 2019. — 142 с.
18. Концевич, Г.Е., Чистова М.В. Совершенствование системы управления предприятием / Г.Е. Концевич, М.В. Чистова. В сборнике: Экономика и управление: практические аспекты. Материалы научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Данченко, Е.В. Сердюковой. 2018. — С. 97-102.
19. Клейн Е.Д. Практические особенности управления персоналом на предприятиях гостинично-ресторанного бизнеса / Е.Д. Клейн // В сборнике: Менеджмент в социальных и экономических системах Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Резника С.Д. - 2015. - С. 73-76.
20. Курамшина М.А. Исследование современных методов 74 управления персоналом в ресторанном бизнесе / М.А. Курамшина // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 4 (60). - С. 370- 365.
21. Лактионова, К.А. Сложно найти, непросто удержать/К.А. Лактионова//Справочник по управлению персоналом.-2019.-№ 11.- С.15.
22. Магура, М.И. Поиск и отбор персонала. -М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2018 – С. 16-17
23. Макиева М.Б. Стратегия управления персоналом организации / М.Б. Макиева // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2015. - № 23. - С. 108-112.
24. Маслов Е.В. Управление персоналом: технология и идеология / Е.В. Маслов // Организационная психология. - 2015. - Т. 5. - № 1. - С. 73-90.
25. Маслова Н.В. Стратегическое управление персоналом организации / Н.В. Маслова // Мир экономики и права. - 2013. - № 1-2. - С. 27-29
26. Михайлова А.С. Особенности формирования функциональной модели управления персоналом / А.С. Михайлова // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2015. - Т. 3. - № 2. - С. 135-140.
27. Набережных М.М. Теоретические аспекты управления персоналом / М.М. Набережных // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2015. - № 5 (107). - С. 41-45.
28. Николенко П.Г. Инновационные подходы к управлению персоналом гостинично-ресторанных комплексов / П.Г. Николенко, Ю.С. Клюева // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - № 5 (127). - С. 157-165
29. Никулин Д.В. Повышение эффективности персонала путем оптимизации трудовых процессов / Д.В. Никулин // Научное обозрение. - 2015. - № 13. - С. 349-353
30. Никулина Л.В. Совершенствование управления персоналом предприятий общественного питания / Л.В. Никулина // Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. - 2015. - № 8 (37). - С. 67- 71
31. Новикова О.А. Эффективность системы управления персоналом и ее влияние на развитие бизнеса / О.А. Новикова, А.В. Ванюшкин // Вестник научных конференций. - 2015. - № 1-6 (1). - С. 100-105.
32. Фирсова И.А. Управление персоналом с позиции обеспечения конкурентоспособности организации / И.А. Фирсова // Управленческие науки. - 2014. - № 1 (10). - С. 65-68.
33. Хасбулатов И.Я. Влияние оценки персонала на эффективность труда сотрудников / И.Я. Хасбулатов // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2015. - № 11-12. - С. 55-57.
34. Хачатурян А. От управления персоналом к управлению человеческим капиталом компании / А. Хачатурян // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 4. - С. 86-95.
35. Ходова К. Эффективное управление персоналом на современном предприятии / К.Ходова // Актуальные вопросы инновационной экономики. - 2015. - № 9. - С. 178-182.