ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В
ТУРИСТСКОМ ПРЕДПРИЯТИИИ 5
1.1 Туристское предприятие: понятие, сущность, основные виды деятельности
5
1.2 Сущность туристского обслуживания 9
1.3 Проблемы повышения качества обслуживания клиентов в турагентстве . 13
2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА УСЛУГ В ТУРАГЕНТСТВЕ «ZANZIBAR» 22
2.1 Характеристики турагентства «ZANZIBAR» 22
2.2 Анализ конкурентоспособности турфирмы 26
2.3 Оценка системы качества обслуживания туристов в турфирме 37
3. СОВЕРШЕСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ В
ТУРАГЕНТСТВЕ «ZANZIBAR» 47
3.1 Разработка рекомендаций, направленных на улучшение системы
обслуживания клиентов и качества услуг турагентства «ZANZIBAR» и его имиджа 47
3.2 Разработка йога-тура как способа закрепления имиджа турагентства 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
За последние десятилетия отмечается усиленное внимание к качеству туристического продукта во внутреннем и международном туризме. Совершенствование и развитие туристской сферы, повышение уровня качества обслуживания в сфере туризма и гостеприимства является ключевым подходом в России и во всем мире.
Основная цель туристских компаний - создание положительной репутации за счет качественных туристических услуг. Один из инструментов для достижения этой цели - постоянные усилия всех сотрудников данной компании, регулярный и качественный контроль со стороны администрации, совершенствование способов и методов обслуживания туристов, а также изучение и внедрение инновационных методов обслуживания
Качество обслуживания определяется как разрыв между ожиданиями клиента в отношении услуги и восприятие клиентом полученных услуг. В настоящее время нет универсального определения или модели качества обслуживания. Так, ряд авторов определяет качество обслуживания как результат или процесс оценки, где потребитель сравнивает свои ожидания с обслуживанием, которое он получил.
В связи с растущими потребностями клиентов турагентств возрастает потребность в улучшении технологий обслуживания и повышении качества обслуживания. Проблемами качества обслуживания в туризме занимались Г.А. Аванесова, Л.В. Баумгартен, В.К. Гамов, И.В. Зорин, Т.П. Каверин, М.В. Кобяк, Г.Я. Круль, И.И. Ополченов и др.
В последние 7-10 лет проблема качества обслуживания была актуальной для обсуждения на российском и международном уровне. Для совершенствования деятельности предприятий туризма необходимо точно определять и формулировать стратегии и цели, выявлять и использовать имеющиеся возможности наиболее эффективно. Качество обслуживания при этом играет важнейшую и основополагающую роль.
Объектом исследования является предприятие туристского сервиса.
Предмет исследования - клиентоориентированность предприятия туристского сервиса.
Цель исследования - проанализировать проблемы качества обслуживания в сфере социально-культурного сервиса и туризма и разработать рекомендации по совершенствованию качества обслуживания клиентов, способствующих повышению конкурентоспособности турагентства.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• обобщить теоретический материал о качестве обслуживания и о туристских предприятиях, выявить их сущность, основные виды деятельности;
• выявить основное проблемы повышения качества обслуживания клиентов в турагентстве;
• проанализировать качество услуг в турагентстве «ZANZIBAR»;
• разработать рекомендации по совершенствованию качества
обслуживания клиентов, способствующих повышению его конкурентоспособности.
Методы исследования: систематизация информации по проблеме исследования и ее анализ, SWOT-анализ, опрос, анкетирование.
Практическая значимость заключается в том, что результаты, содержащиеся в ВКР (анализ, выводы и рекомендации), применимы для повышения уровня клиентоориентированности любых турфирм.
Слово «сервис» означает систему мероприятий, обеспечивающую высокий уровень комфорта, удовлетворяющую самые разнообразные бытовые, экономические и культурные потребности гостей. И с каждым годом эти запросы и требования к обслуживанию увеличиваются.
И чем выше культура и качество обслуживания клиентов, чем выще уровень качества предоставляемых услуг, и чем выше имидж компании, тем она привлекательнее для клиентов и тем успешнее будет ее финансовое положение.
В нынешних условиях конкуренции компании туристической индустрии, нельзя полагаться на консервативные и неэффективные традиционные формы культуры производства, поскольку качество предоставляемых услуг является одним из основных факторов. получение дохода.
Качество обслуживания и имидж турагентства неразрывно связаны, одно зависит от другого, поэтому только слаженная работа команды компании, ее администрации, а также высокий уровень клиентоориентированности может увеличить поток клиентов и повысить конкурентоспособность компании.
Разработанные рекомендации по повышению качества услуг и имиджа, приведенные в данной работе, имеют практическое значение, так как могут применяться в уже существующем туристическом агентстве.
1. Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24 ноября 1996 г.//в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ//. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту: http://57.rospotrebnadzor.ru:81/lou/132fz.pdf/- Загл. с экрана.
2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2010. Информационная технология. Менеджмент услуг. Часть 1. Спецификация. Введен 12.11.2010. -М.: Изд-во Стандартинформ, 2011. - 16 с.
3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2013. Информационная технология. Управление услугами. Часть 1. Требования к системе управления услугами. Введен 08.11.2013. -М.: Изд-во Стандартинформ, 2014. - 24 с.
4. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристско-экскурсионное обслуживание.
Проектирование туристской услуги» [Электронный ресурс]: URL:
http://vsegost.com/Catalog/50/50319.shtml (дата обращения 21.04.2021)
5. ГОСТ Р 54600-2011 «Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие
требования» [Электронный ресурс]: URL:
http://vsegost.com/Catalog/52/52305.shtml (дата обращения 21.04.2021).
6. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы: постановление администрации Алтайского края от 29 декабря 2014 г. N 589 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru.
7. Александрова, А.А. Международный туризм: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.А. Александрова - М.: изд-во Аспект-Пресс, 2002.- 470 с.
8. Алтай туристический / сост.: О.В. Дойнеко, М.В. Танкова; под общ. ред. М.П. Щетинина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Барнаул, 2011. - 224 с.
9. Алтайский край попал в «туристическую десятку» в России // Итоги внутреннего и выездного туризма в 2019 году // Турстат : электронный журнал. — 2019. - [Электронный ресурс]. — URL: http://turstat.com/travelrussia2019.
10. Баумгартен, Л. В. Управление качеством в туризме: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)» [Текст] / Баумгартен Л. В.; рец.: Ю. Б. Башин, М. А. Комаров.
• М.: Академия, 2013. - 303 с.
11. Баумгартен, Н.В. Анализ показателей качества туристских услуг, пред-лагаемых в научных публикациях и нормативных документах [Текст] /Н.В. Ба-умгартен// Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - №6. - С. 48-55.
12. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. К. Белеявский - М. Финансы и статистика, 2010. - 320с.
13. Бережная, Е. В. Диагностика финансово-экономического состояния
организации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по
направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» [Текст] / Бережная Е.В., Бережная О. В., Косьмина О. И. ; рец. : Т.М. Рогуленко, А. В. Толмачев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
14. Богданова, С. Туризм - это высокий сервис плюс... информатизация всей страны [Текст] / С. Богданова // Туризм: практика, проблемы, перспективы.
• 2015. - № 5. - С. 12-15.
15. Вайсман, А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: учебник / А. Вайсман.- Москва: Интерэксперт, Экономика, 2013. - 300 с.
16. Виды туризма в Республике Алтай [Электронный ресурс] Информационный портал. - Режим доступа: http://altaz.ru/altay/turizm_vid.php/. - Загл. С экрана.
17. Голова, О. Б. Менеджмент туризма: практический курс / О. Б. Голова учебно-методическое пособие, Москва: Финансы и статистика, 2007. - 256 с.
18. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология: учебник / Е. П. Голубков. - Москва: Финпресс, 2011. - 343 с.
19. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100103 «Социально -культурный сервис и туризм» [Текст] / Дурович А. П.; рец.: Г. А. Карпова, М. С. Мотышина; УМО вузов России по образованию в области сервиса и туризма. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 316 с.
20. Дурович, А. П. Реклама в туризме [Текст]: учеб. пособие для студ. спец. «Экономика и управление социально - культурной сферой» вузов / А. П. Дурович. - Минск: БГЭУ, 2010. - 192 с. : ил.. - Библиогр.: с. 189 - 191.
21. Дурович, А.П. Маркетинговые исследования в туризме [Текст] : Учеб.-практ. пособие / А. Дурович, Л. Анастасова. - М.: Новое знание, 2005. - 347 с.: ил. - Библиогр.: с. 343-347 (101 назв.) и в подстроч. примеч.
22. Дзахмишева, И.Ш. Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной сети [Текст]: / «Маркетинг в России и за рубежом», 2010. - №3. С. 148 - 150.
23. Завьялов, П.С. Конкурентоспособность и маркетинг [Текст] : / Российский экономический журнал. 2012. - №12. С. 50 - 58.
24. Зорин, И. В. Туризм как вид деятельности / И. В. Зорин - Москва: Издательский дом, 2013. - 223 с.
25. Исмаев, Д. К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации - Москва: Издательский центр «Академия», 201 2. - 364 с.
26. Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. / И. Н. Кабушкин - Москва: БГЭУ, 2011. - 345 с.
27. Карпова, Г.А. Формирование квалификационного уровня в сфере туризма [Текст] / Г.А. Карпова, Л.В. Хорева //Труды Академии Туризма. -Вып.1 СПб.: Олбис, 2005.- С. 97-105.
28. Карпова, Г. А. Экономика современного туризма / А. Г. Карпова Санкт-Петербург, 2013. - 412 с.
29. Каурова, А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие [Текст] / А.Д. Каурова - СПб: изд-во ИД «Герда», 2014. - 320с.
30. Квартальнов, В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт в управлении. Монография [Текст] / В.А. Квартальнов - М.: изд-во «Финансы и статистика», 1999. - 490 с.
31. Квартальнов, В.А. Теория и практика в туризме: Учебник [Текст] / В.А. Квартальнов - М: изд-во «Финансы и статистика», 2003. - 672с.
32. Квартальнов, В.А. Туризм [Текст] / В. А. Квартальнов - М.: Финансы и статистика, 2008. - 287 с.
33. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / перевод с английского, под редакцией Р.Б. Ноздревой. - Москва: Юнити, 2010. - 234 с.
34. Мазилкина, Е.И. Основы управления конкурентоспособностью [Текст] : / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина - М. «Прогресс». - 2011. - 187 с.
35. Мельник, М.В. Современные методы обеспечения
конкурентоспособ-ности в предпринимательстве [Текст]: учеб. пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Ге-расимова; под общ. ред. М.В. Мельник. 2-е изд. - М.: ИНФРА- М, 2012. - 192 с.
36. Моисеенко, H.A. Туризм в системе современных наук и технологий, методологические основы [Текст] / H.A. Моисеенко, В. Н. Иванова //Труды Академии туризма. Вып.2. - СПб.: Олбис, 2017. - С.148-153.
37. Морозов, М. А. Экономика и предпринимательство в социально - культурном сервисе и туризме. / М. А. Морозов - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
38. Нойферт, П.К. Повышение конкурентоспособности компании, форми-рование рыночной стратегии и ее практическое осуществление [Текст] / П.К. Нойферт, Л.М. Нефф. - М.: Архитектура - С, 2012. - 280 с.
39. Овчаров, А. О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы / А. О. Овчаров - Москва: Инфра-М, 2011. - 218 с.
40. Остроумов, О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность / О.В. Остроумов учебно-методическое пособие - Москва: Финансы и статистика, 2012. - 232 с.
41. Ричард Оливер, Конкуренция на рынке туризма [Текст] // «Society and Economy in Central and Eastern Europe», 2014/ 2.
42. Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных //Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2017. - 456 с.
43. Тимирьянова, В.М. Экономическая оценка конкурентной среды и конкурентного предприятия/ В. М. Тимирьянова// Диссертация на соискание ученой степени. - М. - 2008г. - 140с.
44. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст]: / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 312 с.
45. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия [Текст]: учеб. пособие / Л. Н. Чайникова, В. Н. Чайников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2010. - 192 с.
46. Чугреева, О. В. Социально - экономическое значение туризма [Текст] // IV Вышеславцевские чтения: материалы Всерос. науч. - практ. конф. / отв. ред. Долженкова М. И. - Т.: Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. - С. 148
47. Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие для студентов вузов/А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенин. - М.: КноРус, 2004г. - 340с.
48. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : учеб. / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева. - Москва: ЮНИ-ТИ - ДАНА, 2010. - 398 с.
49. Алтайский край попал в «туристическую десятку» в России // Итоги внутреннего и выездного туризма в 2019 году // Турстат: электронный журнал. — 2019 [Электронный ресурс]. — URL: http://turstat.com/travelrussia2019.
50. Женщины после 50 разрушают стереотипы. - [Электронный ресурс].
- // Режим доступа к сайту: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/consumer- insights/consumer-trends/zhenshchiny-posle-50-razrushaiut-stereotipy-kak-poniat- ikh-interesy-i-predostavit-im-produkty-i-resheniia-kotorye-oni-khotiat-i- zasluzhivaiut/
51. Инновации в туристическом бизнесе. - [Электронный ресурс]. -
Еженед. электрон. журнал, 2020. - Режим доступа к сайту:
http://www.faito.ru/archnews/1230207377,1244885608/- Загл. с экрана.
52. Интернет технологии в туризме. Автоматизация турфирмы. - [Электронный ресурс]. - // Режим доступа к сайту: http://www.npark.ru/internet- texnologii-v-turizme.html/- Загл. с экрана.
53. Официальный сайт Управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу // Туризм в цифрах в Алтайском крае. — 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа к сайту: http://alttur22.ru/pages/turizm- v-cifrah-v-altayskom-krae
54. Охват // Статистика// Турфирма в Барнауле "ZANZIBAR". -
[Электронный ресурс]. - // Режим доступа к сайту:
https ://vk.com/stats?act=reach&gid=70199644
55. Статистика// Турфирма в Барнауле "ZANZIBAR". - [Электронный ресурс]. - // Режим доступа к сайту: https://ok.ru/group54220914884673
56. Тематические области рекламных объявлений// Коммерческие интересы пользователей интернета. - [Электронный ресурс]. - // Режим доступа к сайту: https://yandex.ru/company/researches/2017/commercial_interests
57. Федеральная целевая программа. Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы). - [Электронный ресурс]. - // Режим доступа к сайту: http://www.russiatourism.rU/content/2/section/28/- Загл. с экрана.
58. ZOON удобный выбор услуг. - [Электронный ресурс]. - // Режим доступа к сайту: https://barnaul.zoon.ru/
59. Florida R. Kreativny klass: lyudi, kotorye menyayut budushcheye. M.: Izdatel'skiy dom «Klassika - XXI», 2015.
60. Yakimova E. V., Bernou T., Uard K. Prostodushny za granitsey, ili kar- manny putevoditel' po psikhologii turizma // RZh. Seriya 11. Sotsiologiya. 2006. N 3. S. 105-111.
61. Cohen Erik. The Sociology of Tourism: Approaches, Issues, and Findings // Annual Review of Sociology. 1984. Vol. 10. P. 373-392. URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0360-0572%281984%2910%3C373%3ATS0TAI% 3E2.0.CO%3B2-O