Введение 3
1. Сущность понятий «конфликт» и «конфликтность отношений» в психолого-педагогической литературе 5
2. Возрастные особенности конфликтности отношений в подростковом возрасте 10
3. Пути преодоления и выхода из конфликтов 13
Заключение 20
Список литературы 22
В современном мире, в практике педагогов и психологов встречается расхождение между потребностью исследования своеобразия межличностных отношений в конфликтных ситуациях и недостаточной теоретической изученностью, методической оснащенностью исследований в данном направлении.
Для того чтобы выйти из возникшего конфликта, необходимо сначала разобраться, какова причина его появления, готов ли оппонент идти на контакт и разговор, оценить всю конфликтную ситуацию со стороны и основе сделанных выводов выбрать принцип выхода из конфликта. Кто должен начинать разбираться в сути конфликта, возникшего в компании или группе, работающей под руководством зачинателя конфликта?
Подростковый возраст является кризисным и одновременно конфликтогенным. Как кризисный и конфликтогенный в межличностном общении, подростковый возраст рассматривался такими учеными как Л.И. Божович, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др.
На данный момент вопрос конфликтности отношений раскрыт в основном в конфликтологии. Также хорошо изучен вопрос конфликтности отношений в подростковом возрасте, но эти исследования проходили при изучении предшествующих поколений, тогда как психология современных подростков, как и принципы их воспитания, сильно изменились, поэтому необходимо рассмотреть данную проблематику.
В настоящее время в психолого-педагогической науке и практике сформировалось противоречие между необходимостью профилактики конфликтности отношений в подростковом возрасте и недостаточным методическим обеспечением этого процесса в образовательной организации.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каково содержание профилактики конфликтности отношений в подростковом возрасте в образовательной организации, построенной на научном изучении характеристик конфликтности межличностных отношений подростков?
Цель исследования –рассмотреть конфликтности отношений в подростковом возрасте.
Объект исследования: конфликтность отношений.
Предмет исследования: конфликтность отношений со сверстниками в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1) изучить сущность понятия «конфликт» в психолого-педагогической литературе;
2) проанализировать понятие «отношение» и такую его характеристику как конфликтность;
3) рассмотреть возрастные особенности конфликтности отношений в подростковом возрасте;
4) описать пути преодоления и выхода из конфликтов.
Конфликты в подростковой среде – это столкновение мнений, взглядов, убеждений еще не окончательно сформированных личностей. Такие конфликты обусловлены особенностями возрастного развития личностных качеств подростка. Они появляются из-за наличия когнитивного дисбаланса подростка по поводу собственного социального статуса в обществе, стремления к преодолению препятствий, импульсивности, эмоциональной нестабильности. Для подросткового возраста характерны внутриличностные конфликты, межличностные, конфликты между личностью и группой или конфликты между группами.
Конфликтные отношения проявляются в противоборстве двух или более участников спора или конфликта, в котором каждый участник старается доказать свою точку зрения. Отношения между людьми – это основа нашей жизни. Отношение в социологии, психологии, антропологии – связь между людьми или группами людей, рождающаяся и проявляющаяся в их взаимодействии.
Анализ психологических источников по исследованию проблем и понятий конфликтности отношений наглядно показал, что исследованиями в этой области занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Конфликты являются необходимым фактором для развития межличностных взаимоотношений, выступают источником для формирования личности и являются неизбежным феноменом, который аккомпанирует личности на каждом шаге жизни.
Анализ форм и методов формирования навыков бесконфликтных отношений подростков показал, что в настоящее время разработаны и реализуются различные профилактические и тренинговые программы, направленные на формирование у подростков определенных коммуникативных умений, а также программы коррекции агрессивного поведения. Однако, как показал наш анализ, содержание данных программ предполагает формирование умений и ценностей в контексте решения типовых коммуникативных задач преимущественно при взаимодействии со сверстниками, а, программы, предполагающие формирование у подростков навыков бесконфликтных отношений, представлены недостаточно.