Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №63786

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте 10
Вывод по главе 1 29
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1. Организация и методы опытно-экспериментальной работы 31
2.2. Программа занятий по формированию межличностных отношений в
подростковом возрасте 33
2.3. Итоговый результат опытно-экспериментальной работы 40
Вывод по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Система общего и среднего образования в Российской Федерации переживает реформирование и адаптируется к новым общественным условиям. Воспитание молодого поколения и формирование необходимых для современного человека качеств личности является актуальной проблемой для педагогических коллективов.
Идея формирования правильных межличностных взаимоотношений в группах подростков является важным аргументом психологического воспитания подрастающего поколения. В эталон психологической модели подростка заложены такие интегральные свойства личности, как лояльность, эмоциональная и поведенческая гибкость.
Сведения социометрических анализов показывают, что место ребенка в системе сформировавшихся в коллективе межличностных взаимоотношений обуславливается рядом факторов, единых для подросткового возраста. Категория подростков, имеющих неблагополучное положение в личных отношениях, обладает похожими чертами: проблемы в общении с ровесниками, неуживчивость, вспыльчивости, грубости, замкнутости, их выделяет жадность и высокомерие, упрямство и неаккуратность. Коммуникативная сфера подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения.
Для подростка более важно групповое межличностное взаимодействие, общение в компании сверстников. Степень «включенности» в группу определяет, как стиль межличностного взаимодействия, так и направленность личностного развития. Частыми причинами затруднений общения, согласно суждению ученых, могут выступать индивидуально- психологические особенности общения, в том числе интеллектуальные, волевые, индивидуальные проявления человека.
В связи с вышеизложенным возрастная задача формирования навыков межличностного взаимодействия становится для подростка более важной и актуальной, так как отрочество считается наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного взаимодействия.
Межличностные взаимоотношения появляются и формируются на базе конкретных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоции и чувства осуществляют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как норма поведения, как стремление действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям.
Актуальность проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте заключается в том, что в данном возрасте формируются особенности взаимоотношений личности с окружающими, которые оказывают большое влияние на ее формирование и развитие, а также на развитие индивидуальности; в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения, личность утверждает свое место в обществе.
Проблему межличностных отношений рассматривали в отечественной психологии В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова.
Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что взаимодействие с ровесниками прямым или косвенным образом влияет на развитие подростка как личности. Таким образом, развивая общение, мы можем оказывать влияние на формирование личности, самооценки и самопознания. В свою очередь, это должно увеличить компетентность подростков в различных областях деятельности, в частности учебной.
Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов психологии личности подростка был сделан: А.С. Арсеньевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.А. Бодалевым, Б.Г. Ананьевым, И.И. Мечниковым, Л.С. Сапожниковым, Д.П. Фельдштейном, 3. Фрейдом, Н.М. Шкуленда, К. Роджерсом и др.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений в подростковом возрасте.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования межличностных отношений в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить и обосновать содержание, формы и методы формирования межличностных отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести анализ отечественной и зарубежной литературы, освещающей межличностные отношения.
2. Раскрыть содержание, формы и методы формирования
межличностных отношений в подростковом возрасте.
3. Изучить особенности межличностных отношений подростков.
4. Разработать программу формирования межличностных отношений в подростковых коллективах.
Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений в подростковом возрасте будет эффективным, если будет разработана и реализована программа, направленная на формирование сплоченности коллектива.
Методологическую основу исследования составляет совокупность философских, социально-психологических положений, раскрывающих сущность психологии межличностных отношений.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно даёт возможность расширить и уточнить представление о межличностных отношениях подросткового возраста. Теоретические и экспериментальные результаты являются значимыми для психологии личности.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в работе данные позволяют определить пути оптимизации проблемы межличностных отношений в социуме. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы психологов основной школы для диагностики особенностей межличностных отношений.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, моделирующий эксперимент; методы математической обработки экспериментальных данных.
Методологическими принципами исследования являются принятые в отечественной психологии принципы личностного подхода (Б.Г. Ананьев); системного похода (Э.Г. Юдин); объективности исследования и детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Методики исследования: Для достижения цели нашего исследования нами использовался следующий тест Т. Лири «Диагностика межличностных отношений».
Практическая значимость исследования. Прикладное значение настоящей работы заключается в возможности применения его результатов в работе со старшими подростками и юношами в психоконсультировании, психокоррекции, а также с целью оптимизации процессов учебной деятельности в подростковом возрасте и в ранней юности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе данного исследования была рассмотрена тема «Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте».
Подростковый возраст считается самым ответственным периодом, так как здесь формируются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к окружающему. Помимо этого, в данном возрасте стабилизируются особенности характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества формируются в процессе общения подростка с людьми. Возрастная задача формирования способностей межличностного взаимодействия становится для подростка более важной и актуальной, так как отрочество считается более сензитивным периодом для развития навыков межличностного взаимодействия.
Проблема данного исследования заключалась в том, чтобы обнаружить каковы особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Цель нашей работы, заключавшаяся в исследовании особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте, достигнута.
Задачи решены следующим образом:
В соответствии с первой задачей мы выявили суть проблемы межличностных взаимоотношений, условия и факторы их формирования в подростковом возрасте. Межличностные взаимоотношения, вслед за субъективными связями, главным образом эмоционального и атрибутивного характера, принадлежат к эмоциональной структуре группы, хотя, в них есть и когнитивный элемент. Они появляются в ходе обобщения ситуативных эмоциональных реакций членов группы на личностно важные для них проявления со сторон ровесников или под нажимом общественного мнения коллектива. Существуют указания на меняющийся характер межличностных отношений, на их видоизменение под влиянием изменяющихся ценностных ориентаций, как отдельных личностей, так и группы, на постоянные эмоциональные всплески и спады. Согласно концепции В.Н. Мясищева, теориям Я.Л. Коломинского, А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского, В.В. Шпалинского о критериях коллектива, понятии референтности, формируется вывод, что общение становится ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Нормы социального поведения, нормы морали осваиваются непосредственно в этом возрасте. Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростов: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную. Л.А. Поварницына выделяет пять групп трудностей общения.
Взаимодействие подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. Характерными для подросткового возраста считаются имитирование чьего-либо поведения, в особенности значимых взрослых, по этой причине особенно важно учитывать стили и типы родительского взаимодействия с подростком в семье.
В отрочестве общение с ровесниками обретает абсолютно исключительную важность, в особенности значение чувства «мы» и принадлежности к группе. В подростковом возрасте у ребёнка формируются две разные по своему значению для психического развития системы отношений: одна - со взрослыми, другая - с ровесниками. Обе продолжают формироваться.
В соответствии со второй задачей мы выявили возможности психолого¬педагогической помощи подросткам с проблемами межличностных отношений со сверстниками. Отрочество сензитивно для формирования средств общения. Однако зачастую дети не умеют правильно контактировать, ощущают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. В связи с этим важными задачами коррекционной работы считаются: формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; формирование рефлексивных способностей. Коррекция межличностных взаимоотношений является групповой формой работы с детьми подросткового возраста. В ней четко определяются характерные формы, методы и средства коррекционного влияния на межличностные отношения подростков.
В соответствии с третьей задачей мы проанализировали особенности межличностных отношений подростков со сверстниками.
Полученные результаты диагностического исследования подтверждают то, что ученики класса представляют собой диффузную, не достаточно сплоченную группу. В классе низкий уровень коммуникативных способностей и не вполне здоровый психологический климат. В связи с этим подростки нуждаются в проведении целенаправленной работы по формированию межличностных отношений.
В соответствии с четвертой задачей мы разработали комплекс упражнений по формированию межличностных отношений подростков со сверстниками. Все упражнения представлены в пяти занятиях. Задача занятий заключается в оптимизации межличностного взаимодействия в формальном коллективе подростков в условиях школы. При составлении занятий нами были использованы материалы: А.А. Осиповой, Н.И. Козлова.
Исходя из этого гипотеза, о том, что процесс формирования межличностных отношений в подростковом возрасте будет эффективным, если будет разработана и реализована программа, направленная на формирование сплоченности коллектива подтвердилась.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно даёт возможность расширить и уточнить представление о межличностных отношениях подросткового возраста. Теоретические и экспериментальные итоги считаются значимыми для психологии личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём изучены характерные черты межличностных отношений подростков, разработан комплекс упражнений по формированию межличностных отношений подростков с ровесниками. Материалы этого исследования могут быть применены в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования в формировании межличностных отношений подростков со сверстниками.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 2008. - 339 с.
2. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа. - Алма-Ата, 2006. - 450 с.
3. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Урал, кн. изд-во, 2004. - 128 с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2006.-420 с.
5. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков //Вопросы психологии. -2003. - № 1,- С. 98-107.
6. Братусь Б.С.,Павленко В.Н. Соотношение самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии //Вопросы психологии. - 2006. - № 4. - С. 146-154.
7. Войтоловский Л.Н. Очерки коллективной психологии. Ч. 1. Психология масс. - Л., 1925.
8. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Пед. об-во России, 2002. -160 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М.: Педагогика. Т. 3.1983. -367с
10. Гинзбург М.Р. Развитие самоопределения подростков. - М., 2008. - 18 с.
11. П.Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. - СПб.: Течь, 2001. - 40 с.
12. Залуничева Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. - М., 2005. - 24 с.
13. Злободина Е.Г. Общение как фактор развития личности. - Киев.: Наукова думка, 2002. - 115 с.
14. Келли Г. Две функции референтной группы. Тексты. - М.: Аспект- Пресс, 2004. - 324 с.
15. Ключникова Г.П. Соотношение оценки, самооценки и коммуникативных черт личности подростка: автореф. канд. дисс. - Л., 2009. - 14 с.
16. Ковалёв А.Г. Психология личности. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2005,- 288 с.
17. Козлов А.А. Молодой человек: становление образа жизни. - М.: Политиздат, 2008. - 167 с.
18. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Ард Лтд, 2007. - 138 с.
19. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 2008. - 367 с.
20. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. - М.: Политиздат, 2004. - 335 с.
21. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2000. - 191 с.
22. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 218 с
23. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии - Л., ЛГУ, 1967. - 146 с.
24. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная - 2-е изд., - М.: Юрайт, 2016. - 57 с.
25. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - Спб: Речь, 2000. - 169 с.
26. Либерман Д. Дж. Самоучитель: как обрести уверенность в себе /пер. с англ. - М.: ООО ACT, 2000. - 272 с.
27. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: уч. пособие для студентов ВУЗа. - М.: Академия, 2003 г. - 256 с.
28. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М, 2006. - 144 с.
29. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. -2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Медицина, 2005. - 416 с.
30. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений //Психологический журнал - 2001. - № 1. - С. 3-17.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Изд. центр "Академия", 2001.-624 с.
32. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы. - Л., 2000. - 428 с.
33. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, Владос, 2009. - 576 с.
34. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
35. Панферов В.Н. Общая психология. Основные психические явления: учебник и практикум для бакалавриата - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 292 с.
36. Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности //Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 15-26.
37. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 2006. -213с.
38. Психология: словарь /под. ред. А.В. Петровского. - М., 2001. - 549 с.
39. Психология подростка: хрестоматия, /сост. Ю.И. Фролов. - М.: РПА -2007. - 526 с.
40. Рогов Е.И. Система работы психолога с детьми разного возраста. Кн.1. -3-е изд. - М.: Владос, 2000. - 384 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1999. -704с.
42. Рыбалко Б.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: уч. пособие. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. - 256 с.
43. Сапожникова, Л.С. Самооценка и притязания подростка /под ред. М.И. Боришевского. -Киев, 1990. -166 с.
44. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте //Вопросы психологии. -2002. -№ 1. - С. 69-75.
45. Серебрякова Е.А Уверенность в себе и условия её формирования у школьников. - Тамбов, 1956. - 73 с.
46. Соловьёва О.В. Обратная связь в межличностном отношении. - М.: МГУ, 1992. -112 с.
47. Слейтер Л. Открытый ящик Скиннера /пер.с англ.
А.А.Александровой. -М.: ACT Москва: Хранитель, 2007. - с. 127
48. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972. - 303 с.
49. Столпи В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1993. -286с.
50. Сущенко С.А. Социальная психология - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 245 с.
51. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989. - 206 с.
52.Чечулин А.А. Мир общения: социально-психологический аспект. - Новосибирск: Сиб. хронограф, 2003. -156 с.
53. ШкулендаН.М. Психологические особенности общения подростков с различной направленностью - Киев, 2005. - 25 с.
54. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание. Проблемы самосознания. - М., 1966. с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ