Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние цвета на протекание психомоторных реакций при проведении фотостимуляции

Работа №89122

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Влияние цвета на протекание психомоторных реакций при проведении фотостимуляции 7
1.1. Характеристика психомоторных реакций 7
1.2. Влияние цвета на психические процессы и состояния 13
1.3. Фотостимуляция и её влияние на человека 25
Глава 2. Эмпирическое исследование 32
2.1. Организация исследования влияния цветовой фотостимуляции на
психомоторные реакции организма 32
2.2. Результаты исследования влияния цветовой фотостимуляции на
психомоторные реакции организма 46
2.3. Прикладное значение работы 52
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения

В современных условиях учебной трудовой деятельности одной из наиболее актуальных задач является прогнозирование, сохранение и повышение работоспособности студента. Труд учащихся может быть связан с нервно-эмоциональным напряжением и возможностью возникновения стрессовых ситуаций в связи с экзаменами, сессией, выпускными работами и контрольными. При этом деятельность студентов обычно подразумевает под собой повышенное напряжение таких функций, как внимание, восприятие, мышление, памяти. А также деятельность студентов может быть связана с обработкой большого количества информации.
При такой повышенной умственной активности основная нагрузка приходится на центральную нервную систему (далее — ЦНС). Это является определяющим фактором работоспособности, поскольку чрезмерная нагрузка на ЦНС может привести к понижению работоспособности студентов и их дальнейшему отставанию от учебного процесса, что в свою очередь может привести к утрате интереса студентов к обучению. Чтобы предупреждать подобные развития событий, необходимо найти современный способ регулирования работоспособности студентов, основанный на психоэмоциональной коррекции.
Актуальность проблемы исследования предопределена тем фактом, что у студентов в последнее время благодаря тяжёлой умственной деятельности наблюдается большая нагрузка на ЦНС, особенно в период сессий. Это характеризуется повышением утомляемости и ухудшением общего самочувствия, что в свою очередь ведёт к снижению работоспособности, а также к утрате у студентов интереса к обучению. Актуальность выражается также слабой разработанностью теоретико-методологических аспектов проблемы.
В настоящее время до конца не выяснена сущность феномена зрительного восприятия фотостимуляций, не раскрыта полностью его взаимосвязь с функциональным состоянием ЦНС и структурами головного мозга, а такого рода исследования ещё не имеют широкого применения и недостаточно освещены в литературных источниках. Актуальным является и поиск простых, эффективных путей повышения результативности деятельности студентов, основанных на современных достижениях науки.
В этой роли может выступать физиологически-обоснованный подход, использующий методы психокоррекции на основе как аудиовизуальной стимуляции, так и визуальной стимуляции, направленной на формирование определённого уровня мозговой активности через цветостимуляцию или светостимуляцию зрительного анализатора определённой частотой раздражителя [31, 34, 36, 58, 59].
Как писал Л.С. Араби, целенаправленное формирование уровня мозговой активности, как показал опыт, накопленный в исследованиях, позволяет использовать метод визуальной стимуляции в качестве средства, которое обеспечивает повышение адаптационного потенциала организма и позволяет защищать внутренние органы от психоэмоциональных перегрузок. Визуальная стимуляция позволяет даже воздействовать на эмоциональную компоненту психосоматических заболеваний и является патогенетическим методом [3].
Одним из методов визуальной стимуляции является цветовая фотостимуляция (далее — ЦФС). Работа Е.Д. Хомской показывает, что цвет при воздействии на наш организм вызывает определённые биохимические реакции в тканях, например, стимулирует эндокринные железы [46].
Следует отметить, что исследования восприятия цвета сложны и неоднозначны в силу индивидуальных социокультурных и психологических особенностей человека.
Цель исследования: выяснить, как влияет ЦФС на психомоторные реакции студентов вуза.
Объект исследования — психомоторные реакции.
Предмет исследования — психомоторные реакции под влиянием ЦФС.
Задачи исследования:
1. Осуществить поиск литературных данных по теме исследования;
2. Изучить характеристики простых зрительно-моторных реакций в исходном состоянии и после воздействия ЦФС;
3. Провести анализ полученных данных.
Гипотеза исследования: фотостимуляция предпочтительным цветом оказывает влияние на психомоторные реакции.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных психологов и психофизиологов, посвящённые изучению темы влияния цвета на человека (Б.А. Базыма, Л.А. Китаев-Смык, Коршеренкова). Работы С.В. Кравкова на тему цветового зрения и его связи с вегетативной нервной системой. А также работы авторов, изучавших влияние фотостимуляции на человека (М.В. Яценко, Н.З. Кайгородова, J. Williams, Н. Макаренко, М.А. Осипова, С.И. Логинов).
Понятийно-категориальный аппарат (рабочие понятия): простая зрительно-моторная реакция (далее — ПЗМР), психомоторные реакции, ЦФС, внимание, скорость реакции, минимизация ошибок, цветовое воздействие, работоспособность.
Методы исследования: теоретический анализ первичных и вторичных источников, эксперимент, метод анализа данных: методы вариационной статистики: U-критерий Манна-Уитни. Математическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных «STATGRAPHICS Plus for Windows 2.1».
Методики исследования: ритмическая цветовая фотостимуляция, регистрация простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР).
Эмпирическая выборка: в исследовании добровольно приняли участие 20 студентов Алтайского Г осударственного Университета различных направлений мужского и женского пола, в возрасте 17-23 лет, после информирования о ходе проведения эксперимента. Критерием участия в нашем исследовании было: отсутствие медицинских противопоказаний.
Практическая значимость исследования: знания о влиянии ЦФС на работоспособность организма может позволить контролировать работоспособность студентов посредством применения ЦФС в необходимых для этого ситуациях.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 64 источника, приложение. В работе имеются 14 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе данной работы мы предприняли попытку изучить феномен психомоторной реакции, а в частности ПЗМР, регистрация которой является самым простым и точным методом для изучения функционального состояния ЦНС и индивидуально-типологических особенностей организма.
Также была предпринята попытка обозреть функции цвета в обществе в целом и в жизни человека в частности, обосновать с помощью исследований некоторых отечественных и зарубежных авторов способность цвета влиять на ВНС человека и регулировать баланс между СПС и ПНС. Мы также выяснили из исследований других авторов, что цвет способен оказывать влияние на ЦНС человека, в частности благодаря использованию ЦФС. При этом мы выяснили, что наибольшее влияние на человека оказывает объективный характер цветового воздействия.
Также мы попытались обобщить данные о цветовых предпочтениях людей и выяснили, что систематизировать их сложно, при этом можно попытаться выявить определяющие их факторы. Это могут быть социально - культурные предпосылки, символика цвета в конкретном обществе, индивидуальные особенности человека и его психологическое состояние. Это может быть также и состояние утомление, адаптация, насыщенность, яркость, размеры цветового образца, принцип аффективного контраста, фон цветового образца.
Нами был сделан обзор на ранние исследования, в которых использовалась методика фотостимуляции (как современный физиологически ориентированный подход, использующий такие технические средства психокоррекции, как факториал или цветовые мелькания) для выявления воздействия на психофизиологические характеристики человека, его психоэмоциональное состояние, физическую и умственную работоспособность. Из этих исследований было выявлено, что фотостимуляция может оказывать положительное влияние на эти показатели. В частности, фотостимуляция способна улучшать ЗМР и координацию движений.
При совмещении воздействия цвета и фотостимуляции в части исследований наиболее выраженно наблюдалось влияние ЦФС при учёте цветового предпочтения человека. Так, благодаря ЦФС выявлялось снижение ситуативной тревожности, рост показателей умственной работоспособности.
Благодаря этим исследованиям целью нашей работы стало определение, существует ли влияние ЦФС комфортным цветом на психомоторные реакции студентов вуза и может ли она улучшить работоспособность студентов.
Полученные нами результаты исследования показали следующее:
1. Обнаружено, что ЦФС с частотой мелькания 10Гц достоверно повышает время ПЗМР у 28,6% испытуемых.
2. Выявлено, что фотостимуляция комфортным для испытуемого цветом снижает время ПЗМР у 42,8% участников эксперимента.
3. Установлено влияние ЦФС на показатели внимания, в случае повышения скорости ПЗМР достоверно увеличивается количество ошибок при выполнении теста.
Результаты нашей работы позволяют сделать вывод о том, что ЦФС способна помочь студентам повысить работоспособность при помощи стимуляции комфортным для себя цветом.



1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 196 с.
2. Антипова Е.И., Шибкова Д.З. Психофизиологические риски, обусловленные условиями труда специалистов социальной сферы // Фундаментальные исследования. 2014. № 9 (7). С. 1532 - 1537.
3. Араби Л.С., Сысоев В.Н., Кремнева Т.В. Аудиовизуальная стимуляция в комплексной терапии психогенно-обусловленных расстройств // Вестн. психотерапии. 2011. № 39. С. 9 - 17.
4. Базыма Б.А. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом // Материалы конференции «Актуальные вопросы практической психологии и логопедии в учреждениях образования и охраны здоровья Украины». Харьков, 1998. С. 106 - 109.
5. Базыма Б.А. Цвет и психика: монография. Харьков : ХДАК, 2001. 172 с.
6. Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач // Вестник ХГУ. Харьков, 1988. №320. С. 22 - 25.
7. Базыма Б.А., Кутько И.И. Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Том 97, №1. 1997. С. 24 - 28.
8. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / под ред.
B. П. Зинченко. М.: Издательство института практической психологии. Воронеж: НПО МОДЕК, 1997. 608 с.
9. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека / под ред. С.В. Медведева. М.: АСТ, 2010. 399 с.
10. Биомеханический анализ влияния фотостимуляции зрительного анализатора на показатели постурального тремора стрелков-полиатлонистов /
C. И. Логинов, Ю.Г Бурыкин, Т.В. Гавриленко, Ю.С. Ефимова // Теория и практика физической культуры. 2012. № 2. С. 415 - 416.
11. Влияние зрительной фрактальной стимуляции на
психофизиологические характеристики и технико-тактическое умение спортсменов, занимающихся настольным теннисом / Н. Макаренко, Ф.П. Беляев, Л.А. Белицкая, М.В. Зуева, А.И. Каранкевич // Вестник спортивной науки. 2021. №1. С. 34 - 40.
12. Губарева Л.И., Пономарева Т.Ю., Ермолова Л.С. Особенности функционирования центральной нервной системы у работников газотранспортной системы с разной степенью адаптации к условиям профессиональной среды // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016. № 11 (4). С. 573 - 576.
13. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. Москва : Знание, 1987. 242 с.
14. Изменения спектра ЭЭГ и субъективных характеристик состояния человека при двух типах организации суперпозированных световых воздействий / А.И. Федотчев, А.Т. Бондарь, А.В. Ларионова, О.В. Пивоварова // Физиология человека. 2004. №5. С. 12 - 17.
15. Карлов В.А., Андреева О.В. Стимулсенситивная эпилепсия. М.: Gerot Pharmazeutika, 2006. 114 с.
16. Киреева З.А. Исследование цветовых предпочтений человека и их взаимосвязи с личностными особенностями // Вестник Курганского государственного университета. 2014. №3 (34). С. 98 - 100.
17. Китаев-Смык Л.А. Влияние цветового климата на течение кинетоза / / Проблемы функционального комфорта: Тез. докл. Всесоюз. конф. по эргономике. М., 1977. С. 33 - 36.
18. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Москва, 1983. 368 с.
19. Косов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М.: АПН СССР, 1989. 109 с.
20. Кошеренкова О. А. Культура цветовой визуализации // Аналитика культурологии. 2004. №2 (2). С. 121 - 127.
21. Кошеренкова О.В. Символика цвета в культуре // Аналитика культурологии. 2015. №2 (32). С. 156 - 162.
22. Кравков С.В. Глаз и его работа. Москва ; Ленинград : Изд-во и 2¬я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1950. 532 с.
23. Кравков С.В. О связях цветового зрения с вегетативной нервной системой. // Проблемы физиологической оптики. М., том 1. 1941. С. 10 - 15.
24. Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 186 с.
25. Лурия А.Р. Л.С. Выготский и проблема локализации функций // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 55 - 61.
26. Лурия А.Р. Передовые идей в психологии и физиологии человека (К 80-летию со дня рождения Н.А. Бернштейна) // Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 102 - 107.
27. Ненахов И.Г., Степкин Ю.И., Якимова И.А. Оценка специфики сенсомоторных реакций сотрудников аккредитованного испытательного лабораторного центра в процессе профессиональной деятельности // Анализ риска здоровью. 2018. № 1. С. 59 - 65.
28. Озеров В.П. Психомоторные способности человека : монография. Дубна: Феникс+, 2002. 320 с.
29. Ольшанникова А.Е., Семенов В.В., Смирнов Л.М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность (опыт использования статистических закономерностей распределения показателей). // Вопросы психологии. 1976. № 5. С. 103 - 113.
30. Осипова М. А., Арьков В. В., Тоневицкий А. Г. Модуляция альфа-ритма и вегетативного статуса человека с использованием цветовой фотостимуляции // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2010. № 6. С. 699 - 703.
31. Применение аудиовизуальной стимуляции в комплексной терапии пограничных нервно-психических расстройств / В. Я. Семке [и др.] // Конф. НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН: тез. докл. Томск, 1996. 23 с.
32. Применение фотостимуляции сложноструктурированными оптическими сигналами для повышения работоспособности спортсменов, занимающихся настольным теннисом / Н. Макаренко, Ф.П. Беляев, Л.А. Белицкая, М.В. Зуева // Евразийский Союз Учёных. 2018. № 4 - 3 (49). С. 16 - 20.
33. Румянцева А.Н. Экспериментальная проверка методики исследования индивидуального предпочтения цвета. // Вестник МГУ. Серия 14: «Психология». М., 1986. №1. 67 - 69 с.
34. Сандомирский М. Е. Аудиовизуальная стимуляция в групповой психотерапии // Медицинская наука: материалы республ. конференции молодых учёных республики Башкортостан. Уфа.: Баш. Гос. мед. университет, 2003. 111 с.
35. Севастьянов В.А. Электронные СМИ: психоэкология и
выживание // ТКТ. 2001. № 4.
36. Сериков А. Л. Аудио-визуальная стимуляция в терапии пограничных нервно-психических расстройств: дисс. канд. мед. наук. Томск, 1998. 150 с.
37. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
38. Сивакова Н.А., Корсакова Е.А., Липатова Л.В. Патоморфоз фокальной эпилепсии и его нейрофизиологические корреляты // Эпилепсия и пароксизмальные состояния, том 10. 2018. №1. С. 6 - 13.
39. Смирнов В.М., Свешников Д.С., Умрюхин А.Е., ред. Физиология : учебник для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Москва : МИА, 2019. 520 с.
40. Смирнова Е.Д. Знаки средневековых сословий: цвет костюма и его символика // Весшк МДПУ 1мя I. П. Шамякша, 2009. № 2 (23). С. 63 - 70.
41. Тожибоева Д.А., Мансуров М.А.У., Мухамедова У.Н.К. Анализ результатов хронорефлексометрии по скорости зрительно-моторной реакции работающих // Молодой учёный. 2017. № 1 - 2 (135). С. 45 - 47.
42. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета: методическое пособие. Ярославль, 1981. 65 с.
43. Финк А.В. Исследование влияния уровня освещённости на чувствительность сетчатки глаз и время зрительно-моторной реакции // Известия АлтГУ. 2009. № 3 (63). С. 30 - 32.
44. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. Москва : Стройиздат, 1973. 117 с.
45. Функциональное состояние зрительного анализатора при использовании традиционных и светодиодных источников света / В.А. Капцов, Н.Н. Сосунов, И.И. Шищенко, В.С. Викторов, В.Н. Тулушев, В.Н. Дейнего, Е.А. Бухарева, М.А. Мурашова, А.А. Шищенко // Гигиена и санитария. 2014. № 93 (4). С. 120 - 123.
46. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. СПб.: Питер, 2005. 496 с.
47. Хорунжий А.А. Методы тестирования и анализа психомоторных способностей дзюдоистов 11 - 13 лет // Физическая культура и спорт: воспитание, образование, тренировка. 2017. С. 34 - 36.
48. Шутова С.В., Муравьева И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник ТГУ. 2013. № 5. С. 2831 - 2840.
49. Щедеркина И.О., Карлов В.А. Фотосенситивность у детей и подростков: особенности течения и тактики ведения // Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2012. № 4 (3). С. 6 - 13.
50. Экстраполяция экспериментальных данных на человека: принципы, подходы, обоснование методов и их использование в физиологии и радиобиологии : руководство / Н.Г. Даренская [и др.]. Москва-Воронеж: ИСТОКИ, 2004. 232 с.
51. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. М., 1987. С. 221 - 227.
52. Эффект воздействия цветостимуляции на ситуативную тревожность и умственную работоспособность студентов первого курса / М.В. Яценко, Н.З. Кайгородова, М.В. Молоков, М.Н. Белкин // Известия АлтГУ. 2014. № 2 (82). С. 79 - 83.
53. Яценко М.В. Влияние цветовой фотостимуляции на психофизиологические показатели и биоэлектрическую активность центральной нервной системы : монография. Москва; Берлин : Директ- Медиа, 2018. 118 с.
54. Яценко М.В. Влияние цветовой фотостимуляции на эффективность запоминания // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2017. № 1. С. 131 - 139.
55. Яценко М.В., Кайгородова Н.З. Влияние цветовой фотостимуляции на показатели умственной работоспособности // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. № 2. 67 с.
56. Яценко М.В., Кайгородова Н.З. Влияние цветофотостимуляции на координацию движений // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 329 - 335.
57. Яценко, М.В. Влияние эндогенных и экзогенных факторов на
психофизиологические особенности обеспечения умственной
работоспособности студентов : автореферат дис. ... доктора биологических наук : 19.00.02 / Яценко Михаил Владимирович; Место защиты: Кемер. гос. ун-т. Кемерово, 2018. 46 с.
58. Budzynski T.H. Clinical Considerations of Light/Sound // Synetics Systems. Seattle, Washington, 1991.
59. Budzynski T.H. Selected Research on Light/Sound // Synetics Systems. Seattle, Washington, 1991.
60. Bunham R.W., Hanes R.M., Bartleson C.J. Color: A guide to basic facts and concepts. New York, 1963. 249 p.
61. Luders H.O., Noachter S. Atlas epileptic seizures and syndromes. W.B. Saunders company, Philadelfia, 2001. 208 p.
62. Reading epilepsy: clinical and electroencephalographic studies of a new syndrome / R.G. Bickford, J.I. Whelan, D.W. Klass, K.B. Corbin // Transactions of the American Neurological Association, (81st Meeting). 1956. P. 100 - 102.
63. Savion-Lemieux T., Bailey J.A., Penhune V.B. Developmental Contributions to Motor Sequence learning // Exp. Brain Res. 2009. № 195 (2). P. 293 - 306.
64. Williams J., Ramaswamy D., Oulhaj A. 10 Hz flicker improves recognition memory in older people // BMC Neuroscience, 2006. P. 230 - 237.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ