Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние цветовой фотостимуляции на психические процессы в условиях физиологического стресса

Работа №88546

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72 с.
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты психических процессов, физиологического стресса и цветовой фотостимуляции 7
1.1. Психологические и физиологические основы стресса 7
1.2. Определение психических процессов в науке 19
1.4. Физиологические основы цветовосприятия человека 46
1.5. Особенности влияния цвета на организм человека в условиях цветовой
фотостимуляции 48
Выводы по главе 1 52
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния цветовой фотостимуляции на психические процессы в условиях физиологического стресса 54
2.1. Описание выборки и метода исследования 54
Анализ полученных результатов исследования 57
Выводы по главе 2 61
Заключение 62
Список использованной литературы 63
Приложение 1 69


Актуальность темы исследования:
В современном мире множество людей ежедневно сталкиваются с ситуациями, вызывающими стресс и негативно сказывающимися на психологическом и физиологическом здоровье. Непонимание причин возникновения хронического стресса, длительное нахождение в условиях стресса, игнорирование психолого-физиологических признаков стресса и отсутствие информации об инструментах профилактики данного явления могут повлечь за собой необратимые изменения в здоровье человека и воздействовать на психические процессы. Так как психические процессы человека тесно связаны с его физиологическими процессами и оказывают друг на друга взаимное влияние - современная научная практика разработала множество инструментов для непосредственного влияния и профилактики нарушения функционирования физиологических и психических процессов в организме. Одним из признанных эффективных инструментов комплексной профилактики на данный момент является цветотерапия. Цветотерапия (хромотерапия) является методом , целью которого является использование всего цветового спектра для воздействия на организм человека. Использование определённого цвета непосредственно влияет на человека, вызывая угнетение или возбуждение деятельности ЦНС в организме, действуя на ощущение, восприятие и запоминание окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.
Краски окружающего мира оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное значение: они глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье. Цветовая гамма на рабочем месте оказывает прямое влияние на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности, самого человека и его характера. Так архитекторы и дизайнеры помещений особое внимание обращают на изучение цветов при создании цветовой гаммы в помещении, так как влияние определённого цвета может создать крайне негативную обстановку в помещении для человека.
Окружив себя предметами определенного цвета, можно изменить свое эмоциональное состояние и воздействовать на эффективность лечения некоторых заболеваний. Цвет активно используется в маркетинговой сфере. С помощью цветовой диагностики мы можем диагностировать эмоциональное настроение человека. В данном случае мы будем диагностировать наличие изменений психических процессов до и после цветовой фотостимуляции в условиях физиологического стресса.
Научные атрибуты:
Цель исследования: Изучить особенности влияния цветовой
фотостимуляции на психические процессы в условиях физиологического стресса.
Задачи:
1. Изучить понятие психических процессов в цветопсихологии и физиологического стресса.
2. Изучение общих представлений о психических процессах в
психологии и анатомии.
3. Изучение общих представлений стресса в психологической и
физиологической науках.
4. Изучение особенностей цветовой стимуляции на психические
процессы человека.
5. Раскрытие и описание основных особенностей влияния цветовой фотостимуляции на психические процессы в условиях физиологического стресса.
6. Провести диагностику на выявление особенностей влияния цветовой фотостимуляции на психические процессы в условиях физиологического стресса у субъектов юношеского возраста (студентов 19-23 лет). 

физиологического стресса.
Предмет исследования: Особенности влияния цветовой
фотостимуляции на психические процессы в условиях физиологического стресса.
Гипотезы:
1. Цветовая фотостимуляция оказывает положительное влияние на психические процессы в условиях физиологического стресса.
2. Показатель умственных способностей при физиологическом стрессе выше показателей умственных процессов при цветовой фотостимуляции.
Теоретико-методологические основания: Теория «стресса» Г.Селье, Генетически-конституциональная теория, Модель предрасположенности к стрессу, Психодинамическая модель З. Фрейда, Модель Г. Вульфа , Междисциплинарная модель стресса, Теории конфликтов, Модель Д. Механика.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ психолого-физиологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы - физиологическое тестирование на
анализ умственных способностей. Использовались инструменты
«упражнение на запоминание 20 слов» и корректурный тест Бурдона.
3. Методы математико-статистической обработки данных - для
математико-статистической обработки полученных результатов
исследования использовалась программа IBM SPSS Statistics Version 22. Для проверки данных на нормальность распределения нами был использован одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова. Для нахождения статистических различий между результатами шкал нами был использован W-критерий Вилкоксона. Для определения наличия корреляции между результатами в трёх шкалам нами был использован критерий корреляции Спирмана.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 20 юношей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся на 1-4 курсах Алтайского государственного университета, г. Барнаула - Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования «Алтайский государственный университет»».
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений об особенностях влияния цветовой фотостимуляции в условиях физиологического стресса, в контексте процесса изучения функционирования умственных способностей (памяти и внимания).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема исследования влияния цвета на умственные и психические процессы человека в современных реалиях всегда останется актуальной, так как несмотря на огромное количество научного материала, опубликованного по данной теме - исследования продолжаются и по сей день. Современный человек каждый день попадает под влияния определенных цветов, которые могут как положительно, так и отрицательно сказываться на его психологическом здоровье. Исходя из данной постановки общей проблематики - были выбраны комфортные цвета для проведения цветовой фотостимуляции после выполнения физических упражнений. Интересна была тенденция наблюдения по отношению к изменениям показателей после выполнения физических упражнений и цветовой фотостимуляции.
Вследствие проведённого эксперимента были ясно доказаны, выведенные ранее гипотезы.
1. Цветовая фотостимуляция оказывает положительное влияние на психические процессы в условиях физиологического стресса.
2. Показатель умственных способностей при физиологическом стрессе выше показателей умственных процессов при цветовой
фотостимуляции.
Что доказывает нашу гипотезу о том, что пребывание человека в комфортной по цвету среде с физической активностью благоприятно влияет на его умственные способности.



1. Александровский Ю.А. Стресс и его влияние на здоровье / Ю.А.
Александровский. Текс: электронный //Медвести: [сайт].
URL:https://medvestnik.ru content/medarticles/Stress-i-ego-vliyanie-na-
zdorove.html (дата обращения: 05.05.2022).
2. Андреева Е.А. Тип мышления как детерминанта стрессоустойчивости личности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019 г. №6. С.1-6.
3. Булгакова Д.А., Линькова-Даниелс Н.А. Возможное возникновение дистресса у студентов во время интенсивного учебного труда // Валео- педагогические проблемы здоровье формирования подростков, молодежи, населения. 2014г. №10. С.39-41.
4. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления / В.А. Бодров // Проблемы психологии и эргономики. Тверь. 2001г. №4. С.43¬52.
5. Бектаева А.Э. Цветотерапия: психология цвета // Проблемы
современной науки и образования. 2020г. №3. С.84-92.
6. Бенджамин Б. Б. Корректурная проба - тест Бурдона / Б. Б. Бенджамин.
Текст: электронный // Методика "Корректурная проба" : [сайт]. URL: https:// https://crthm.ru/wp-content/uploads/2021/05/loginovskix_3_3_6.pdf (дата
обращения: 08.06.2022).
7. Бьюзен Э. Методика для запоминания 20 слов. / Э. Бьюзен. Текст:
электронный //Мнемоническое упражнение "20 слов": [сайт]. URL:
https://azps.ru/training/cogn/mnemo_20_word.html (дата обращения:
08.06.2022).
8. Бодня, С. В. Управление доступностью дизайнерских услуг / С. В. Бодня. Текст: электронный // IX Международная научно -практическая Интернет-конференция «Наука в информационном пространстве»: [сайт]. URL: http://www.confcontact.com/2013 nauka v informatsionnom prostranstve ek4 lagoda.htm (дата обращения: 08.06.2022).
9. Белов А.В., Михайлова С.А., Осипов А.Ю. Развитие у студентов здоровье сберегающих компетенций на занятиях физической культурой // Валео-педагогические проблемы здоровье формирования подростков, молодежи, населения. 2014г. №10. С.35-37.
10. Бодня С. В. Научно-обоснованное проектирование медицинской архитектурной среды с учетом влияния света и цвета // Вестник ПДАБА. 2011г. №5.С. 47-54.
11. Ватомов А.В., Марчук С.А. О взаимосвязи физической культуры с интеллектом человека // Валео-педагогические проблемы здоровье формирования подростков, молодежи, населения. 2014г. №10. С.43-46.
12. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008г. -336с.
13. Газиева М.З. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости // Мир науки, культуры и образования. 2018г. №3. С. 348-350.
14. Гаркави Л.Х., Михайлов Н.Ю., Жукова Г.В., Мащенко Н.М. Средства и методы для диагностики физиологического стресса. // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2009г. №5. С.41-45.
15. Горбий А.Ю., Третьяков А.А. Особенности использования физических упражнений для повышения умственной работоспособности и снижения нервно-эмоционального напряжения студентов. // Наука 2020. 2012г. №3. С.174-180.
16. Ермакова Е.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность человека и их взаимосвязь // Педагогические науки. 2019г. С. 44-46.
17. Зеленская А.А. Влияние цвета на организм человека. // Бюллетень медицинских конференций. 2015г. №5. С.32-36.
18. Журихина Я.Э., Веденина О.А. Комплексный подход - залог успеха при формировании здорового образа жизни современного человека // Валео- педагогические проблемы здоровье формирования подростков, молодежи, населения. 2014г. №10. С.106-108.
19. Игнатьева В.Л. Повышение стрессоустойчивости руководителей и специалистов инвестиционо-строительной сферы. М.: МГСУ 2009г.-36с.
20. Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стресс - зависимые
заболевания. СПб: Речь, 2011.-349с.
21. Капустина А.В., Кузьмина Л.П., Юшкова О.И. Психофизиологическая оценка устойчивости к стрессу при нервно-эмоциональной умственной деятельности. // Международный научно-исследовательский журнал. 2021г. №5. С.83-89.
22. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М., Академический проект, 2009г.-943с.
23. Лазарус Р Теория стресса и психофизиологические исследования. М.: 1970. -112с.
24. Литвинова Н.А., Иванов В.И., Березина М.Г., Глебов В.В. Оценка психофизиологического потенциала в процессе адаптации к учебной деятельности. // Психология. Психофизиология. 2021 г. №2.Т.14. С.108-122.
25. Лиходкина И.А. Отражение эмоций и качеств человека с помощью цветовых ассоциаций. // Филологические науки. Вопросы теории и практики.
65
2017г. №5.Т.15. С.138-142.
26. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. - М.: Эксмо- Пресс. 1998г.-156с.
27. Мануков С. Бегом за интеллектом // Ассоциация сибирской академической инновации. 2012г. №10. С.12-19.
28. Марчук С.А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019г. №10. С.222-226.
29. Мельников В.И. Стресс студентов и методы его коррекции // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2018г. №2. С.86-92.
30. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии:
эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001г. №1.С. 33-39.
31. Украинцева Ю.В., Берлов Д.Н., Русалова М.Н. Индивидуальные поведенческие и вегетативные проявления эмоционального стресса у человека // Журнал высшей нервной деятельности. 2006г. Т. 56, №2. С. 183¬192.
32. Усманбекова Л. Научно-теоретическая интерпретация причин, вызывающих стресс и стрессовые состояния // Общество и инновации. 2021г. №10. С.141-146.
33. Прохоров В.Д.Индивидуально психологическое восприятие человеком цвета // Вестник науки. 2019г. №6(15). Т.3. С.299-304.
34. Простяков, А. А. Влияние регулярных занятий спортом на работу мозга / А. А. Простяков. Текст: электронный // СуЬег1ешпка: [сайт]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie regulyarnyh zanyatiy sportom na rabotu mozga (дата обращения: 08.06.2022).
35. Простяков А.А., Спирин А.М., Козенко Е.Ю. Влияние регулярных занятий спортом на работу мозга // Интерактивная наука. 2020г. №8. С.19-21.
36. Питкевич М.Ю.. Стрессовые состояния и стрессоустойчивость человека. // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2015г. №1. С.115-120.
37. Решетова П.С., Семенов П.А. Влияние стресса на снижение зрения. // Вестник Совета молодых учёных и специалистов. 2016г. №3. С.78-82.
38. Салимзанова Д.А., Шавалиева Г.Т. Структура психических состояний // Russian Journal of Education and Psychology. 2015г. №11. С.494-508.
39. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Наука, 1979г.-124с.
40. Синицына А.Н. Коммуникативные свойства цвета и их использование в учебном процессе. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010г. №55. С.343-346.
41. Соколова Л.П. Адаптация к стрессу - основополагающий фактор жизнеспособности и когнитивной активности // Клиническая геронтология. 2011 г. №3-4. С.16-20.
42. Юнусова С.Г., Розенталь А.Н., Балтина Т.В. Стресс. биологический и психологический аспекты // Ученые записки казанского государственного университета. 2008г. Т.150. №.3. С.139-150.
43. Хохлова Л.А., Дерягина Л.Е. Индивидуальные особенности цветопредпочтений и их роль в изучении иностранных языков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009г. №10. С.109-113.
44. Хитрова М.А. Влияние цвета на психику и здоровье человека. // Бюллетень медицинских конференций. 2013г. №7. С.76-85.
45. Шалимова Л.А., Насонова Л.И. Теория изучения цвета // Вестник Бурятского государственного университета. 2012 г. №3. С.23-26.
46. Шалимова, Л. А. Теория изучения цвета. / Л. А. Шалимова. Текст: электронный//СуЬет1ешпка: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7teoriya -izucheniya-tsveta (дата обращения: 08.06.2022).
47. Шумахер Г. И., Елисеев В. В., Быкодаров А. В. Применение хромотерапии у лиц, занимающихся интенсивным умственным трудом. // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012г. №2. С.567-570.
48. Щетинина С.Ю., Бурцева Т.В. Влияние физических нагрузок на динамику умственной работоспособности студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021г. №4-4. С.203-205.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ