Введение 3
Глава 1 Психические процессы и психические состояния. Умственная работоспособность 6
1.1. Характеристика психических процессов и психических состояний .... 6
1.2. Методы исследования психических состояний и психических
процессов 14
1.3. Умственная работоспособность и умственный труд 19
Глава 2 Психология цвета. Психофизиологическое воздействие цвета на человека 30
2.1. Психология цвета 30
2.2. Психофизиологическое воздействие цвета на человека 40
Глава 3 Эмпирическое исследование. Изучение воздействия цветовой фотостимуляции на психические процессы, психические состояния и показатели умственной работоспособности 47
3.1. Материалы и методы исследования 47
3.2. Результаты влияния цветовой фотостимуляции на психические
процессы, психические состояния и показатели умственной работоспособности 52
Заключение 56
Список использованной литературы 57
Приложение 63
В современном обществе люди все больше отказываются от ручного труда в пользу автоматизирования, также все более популярными становятся IT профессии, и следствием из этого становится повышенная умственная нагрузка. Длительный умственный труд оказывает негативное влияние на психику, т. к. ухудшается память, восприятие окружающей среды и внимание. Поэтому в наше время для физиологии человека является актуальным вопрос регуляции психофизиологического состояния, путем создания методов организации человеческой деятельности. Правильная организация умственного труда, а также окружающих условий - это уже один из источников положительного влияния на состояние здоровья человека, а также его самочувствие. Прикладное значение способы регуляции психофизиологических функций заинтересованы психологи, а также медики, использующие данные способы для расширения наличия лечебных средств. Влияние на психическое и физическое состояние может быть использовано для улучшения адаптации к требованиям профессиональной деятельности, в том числе в условиях воздействия экстремальных факторов.
Благодаря ряду исследований стало известно, что цвет, воздействуя на организм человека, вызывает определенные биохимические реакции в тканях. Так, например, красный цвет может повысить работоспособность и повысить уровень энергии, за счет повышения адреналина в крови. Синий цвет помогает сконцентрироваться, вызывает положительные эмоции и помогает обрести покой. Черный способствует отчуждению и закрытию в себе. Жёлтый настраивает на коммуникабельность и уравновешивает. Зелёный цвет успокаивает, также помогает сосредоточиться.
Исходя из вышеизложенного, можно понять смысл визуальной стимуляции только обобщённо, но что, если углубиться и исследовать такой метод визуальной стимуляции как фотостимуляция. Данная процедура проводится с помощью очков, сквозь которые подаются фотоимпульсы различных цветов и с различной периодичностью. Опираясь на ранее проведенные исследования по этой теме, можно предположить о влияние цветовой фотостимуляции на психофизиологические показатели.
Целью исследования было выявить влияние воздействия цветовой фотостимуляции на психические состояния и психические процессы.
Объектом исследования является цветовая фотостимуляция.
Предметом исследования является влияние цветовой фотостимуляции на психические состояния и психические процессы
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие цели:
1. Проанализировать литературу, связанную с проблемой работы;
2. Изучить характеристику психических процессов и психических состояний;
3. Изучить психофизиологическое влияние цвета на человека;
4. Подобрать инструментарий для диагностики психических
процессов, психических состояний и умственной работоспособности;
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования основана на предположении, что цветовая фотостимуляция оказывает влияние на психические процессы и психические состояния.
Теоретико-методологические основания:
Труды зарубежных и отечественных психофизиологов и психологов, посвященные изучению темы влияния цвета на человека (Б.А. Базыма [5], Г.Э. Бреслав [9], В.В. Маркин, Л.Д. Маркина [31], М.Е. Сандроминский [45].
Влияние цветовой фотостимуляции на показатели умственной работоспособности (М.В. Яценко, Н.З. Кайгородова [61]).
Влияние цветовой фотостимуляции на психофизиологические показатели и биоэлектрическую активность центральной нервной системы (М.В. Яценко [62])
Методы и методики исследования:
1. Теоретико-методологический анализ источников по проблеме исследования;
2. Методы сбора эмпирических данных: Тест Люшера, теппинг-тест, корректурная проба Бурдона (Приложение 1), программа для проведения цветовой;
3. Математико-статистические методы обработки данных: t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Алтайского Государственного Университета. В исследовании принимали участие 20 студентов в возрасте от 18 до 22 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, в котором 70 источников, из них 8 на иностранном языке, в работе имеются 4 рисунка, 1 таблица и 1 приложение
В ходе данного исследования было изучено много аспектов психологического и психофизиологического воздействия цвета на человека. Цвет рассматривался в теоретической части, как способ коррекции как психологического, так и физического здоровья человека. В эксперименте, проведенном в рамках выпускной квалификационной работы, не рассматривалась коррекция физического здоровья человека и лечения болезней с помощью цвета, но было рассмотрено влияние на психические процессы и психические состояния. Исходя из результатов проведенных методик можно сделать вывод о наличии влияния цвета и цветовой фотостимуляции на психические процессы и психические состояния. При повторном проведении корректурной пробы Бурдона, у студентов был отмечен рост умственной работоспособности.
Также нельзя не отметить связь цветовых предпочтений, личностных качеств и уровня тревожности, о которой мы узнали благодаря проведенной методике цветового теста Люшера.
Результаты проведенного исследования можно считать подтверждением гипотезы о влиянии цветовой фотостимуляции на психические процессы и психические состояния.
Исследование имеет важное прикладное значение, потому что оно доказывает положительное влияние фотостимуляции. Также оно может быть использовано в дальнейшем для повышения работоспособности у студентов и у людей, занимающихся умственным трудом.
1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. М.: Феникс, 2007. 288 с.
2. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии: учебное
пособие/Н. Н. Алипов, 2008. 303с.
3. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1967. 251с.
4. Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. М.: Концептуал, 2015. 432 с.
5. Базыма Б.А. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом. Материалы конференции «Актуальные вопросы практической психологии и логопедии в учреждениях образования и охраны здоровья Украины». Харьков, 1998. С. 106-109.
6. Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач. Вестник ХГУ. Харьков, 1988. № 320. С. 22-25.
7. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты). М.: Образование от А до Я, 2010. 500 с.
8. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика, 1976. 248с.
9. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б.&К. 2000. 212 с.
10. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
11. Виноградов М.И. Общая характеристика основных форм трудовой деятельности // Руководство по физиологии труда. М., 1969. 40 с.
12. Введенский Н.Е. Собрание сочинений, М.: Гилея, 1993. Т.1. 288 с.
13. Грибков В.А. Методика восстановления умственной и физической работоспособности средствами физической культуры в процессе учебно-трудовой деятельности. М., 1995. 26 с.
14. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2002. 368 с.
15. Жирмунская Е.А. Клиническая электроэнцефалография. М.: Мэйби, 1991. 77 с.
16. Запорожец А.В. Формирование восприятия цвета у дошкольников / А.В. Запорожец; ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1969. 196 с.
17. Измерова Н.Ф. Гигиена труда: учебник / Под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова. М.: ГЭОТАР - Медиа, 2015. 592 с.
18. Кайгородова Н.3., Яценко М.В. Исходный уровень активации и эффективность умственной работоспособности в зависимости от индивидуально-типологических особенностей (закона Йеркса-Додсона). «Валеология» 2001. №4 с. 31-36 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //elibrary.ru/item.asp?id=22491783.
19. Кайтуков В.М. Эволюция диктата. Опыты психофизиологии истории. М.: Огни, 1990. 416 с.
20. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М.: Форум, 2015. 288 с.
21. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994. С. 410-600.
22. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
23. Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников / Т.С. Комарова, А.В. Размыслова. М.: Просвещение, 2002. 148 с.
24. Куликов Л.В. Диагностика психического состояния // Психология состояний / под ред. Проф. А.О. Прохорова. М.; СПб., 2004. 74-81 с.
25. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб., 2001. 11-42 с.
26. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1994.
Т1. Левитов Н.Д. Проблемы методов изучения психических состояний // Материалы IV Всесоюз. съезда об-ва психологов. Тбилиси, 1971. 422-423 с.
28. Леонова А.Б. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности // Психология труда, инженерная психология эргономика / Под ред. Е.А. Климова. М: Юрайт, 2015. 13 с.
29. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1984. 84 с.
30. Лучинин А.С. Психофизиология. Конспект лекций. М.: Феникс, 2014. 255 с.
31. Маркин В.В., Маркина Л.Д. Уровень активации мозга и успешность обучения // Здоровье и образование в XXI веке. 2008. Т.10 №1. С. 116-111.
32. Мусина С.В., Егорычева Е.В., Татарникова М.К. Физиологическая и умственная работоспособность студентов и влияние на нее различных факторов//Известья волгоградского государственного технического университета № 5. 2008.
33. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: ПЕР СЭ, 2008. 24с.
34. Орлов Р.С. Нормальная физиология / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев - 2-е изд., исправл. и доп., 2010. 832 с.
35. Осипова М.А., Арьков В.В., Тоневицкий А.Г. Модуляция альфа- ритма и вегетативного статуса человека с использованием цветовой фотостимуляции. // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2010, № 6. C. 699-103.
36. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно¬
методический комплекс. Книга III: Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / отв. ред. Э.М. Казин. Кемерово, 2015. 499 с.
31. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд-е 7-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.
38. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000. 304 с.
39. Прохоров А.О. Модель изучения психических состояний: теоретические и прикладные аспекты // Психология состояний / под ред. проф. А.О. Прохорова. М. ;СПб., 2004. 82-85 с.
40. Психогенетика /И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. Под ред. И.В. Равич-Щербо - М.: Аспект Пресс, 2000. 447 с.
41. Рождественская В.И. Влияние силы нервной системы и уровня активации на успешность монотонной работы // «Вопросы психологии», 1973. №5. С. 49-58.
42. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной
деятельности. М.: Академия, 2015. 320 с.
43. Савеленко А.Д. Изучение влияния цвета на восприятие
человека//Молодой ученый. Международный журнал. №22 (260), 2019. С. 644-650. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
file:///D://moluch_260_ch9_ee9jFvv.pdf(дата обращения 07.06.2022).
44. Савченков Ю. И. Основы психофизиологии. М.: Феникс, 2007. 352 с.
45. Сандомирский М.Е. Аудиовизуальная стимуляция в групповой психотерапии // Медицинская наука: материалы республ. конференции молодых ученых Республики Башкортостан. Уфа, 2003. 189 с.
46. Свидерская Н.Е., ПрудниковВ.Н., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // Физиология человека. 1990. Т. 16. №3. 8 с.
47. Селиверстова В.В. Диагностика функционального состояния: учебное пособие /В.В. Селиверстова, Д.С. Мельников; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. СПб., 2015. 93 с.
48. Семенович А.А. Физиология человека: учебное пособие. Минск: Выш. Шк., 2009. 544 с.
49. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, физиология. СПб: Речь, 2003. 672 с.
50. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.М. Смирнов, С.М. Будылина - М.: Академия, 2003. 304с.
51. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: ИПИ, 1997, 2001. С. 200-383.
52. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. СПб., 2001, 2002. 128 с.
53. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебное пособие/А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.
54. Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / под ред. К. В. Судакова. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
55. Сыренский В.И. Психофизиология здоровья. М.: Каро, 2008. 192 с.
56. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: МПСИ, МОДЭК, 2009. 640 с.
57. Тремаскина Е.В., Разбежкина Е.П. К проблеме взаимосвязи цвета и характера человека. //Молодой ученый 2016. С. 659-663.
58. Циферов И. «Цвет влияет на принятие решений». //ITnews, 2009 г.
59. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара: СамГПУ, 1996. 218 с.
60. Яценко М.В., Кайгородова Н.З. Эффект воздействия цветостимуляции на ситуативную тревожность и умственную работоспособность студентов первого курса // Известия Алтайского государственного университета, 2014. № 2-1(82).
61. Яценко М.В., Кайгородова Н.З. Влияние цветовой фотостимуляции на показатели умственной работоспособности // «Мир науки» 2017. Т.5. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir- nauki.com/PDF/49PSMN217.pdf(дата обращения: 16.11.2021).
62. Яценко М.В. Влияние цветовой фотостимуляции на психофизиологические показатели и биоэлектрическую активность мозга (на примере студентов вуза) : монография / М. ; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 118 с.
63. Das, A. &Fiete, I. R. Systematic errors in connectivity inferred from activity in strongly recurrent networks. Nat. Neurosci. 2020 v. 23. P. 1286-1296.
64. Inagaki, H. K., Fontolan, L., Romani, S. & Svoboda, K. Discrete attractor dynamics underlies persistent activity in the frontal cortex. Nature 566, 2020. P. 212.
65. Klimesch W., Schimke H., Schwaiger J. Episodic and semantic memory: an analysis in the EEG theta and alpha band // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. 1994, v. 91. P. 428-441.
66. Klimesch W. EEG alfa and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: a review and analisys // Brain research reviews. 1999, v. 29. P. 169- 195.
67. Knez I. Effects of colour of light on nonvisual psychological processes // Journal of Environmental Psychology/ 2001, v. 21. P. 201-208.
68. Savion-Lemieux T., Bailey J.A., Penhune V.B. Developmental Contributions to Motor Sequence learning. Exp. Brain Res. 2009. P. 292-306.
69. Williams J., Ramaswamy D., Oulhaj A. 10 Hz flicker improves recognition memory in older people // BMC Neuroscience. 2006, v.7 - P. 230-237.
70. Williams J.H. Frequency-specific effects of flicker on recognition memory. // Neuroscience. - 2001, № 104. P. 283-286.