АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИБИРИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ
|
Введение 3
Глава 1. Административно-территориальное устройство в Сибири в XVIII
- в начале XX века 15
1.1. Анализ процесса реорганизации административно-территориального
устройства Сибири в XVIII - XIX века 15
1.2. Субъекты административно-территориального управления Западной и
Восточной Сибири в начале XX века 27
Глава 2. Специальные органы государственной власти и высшие органы местного управления Сибири в имперский период 39
2.1. Работа специальных органов государственной власти в управлении
Сибирью 39
2.2 Высшие органы местного управления 47
Глава 3. Особенности местного управления Сибирью в период с 1708 года по 1917 год 59
3.1 Развитие низовых систем местного управления 59
3.2 Исторические особенности в развитии управления Сибирью 68
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 87
Приложения
Глава 1. Административно-территориальное устройство в Сибири в XVIII
- в начале XX века 15
1.1. Анализ процесса реорганизации административно-территориального
устройства Сибири в XVIII - XIX века 15
1.2. Субъекты административно-территориального управления Западной и
Восточной Сибири в начале XX века 27
Глава 2. Специальные органы государственной власти и высшие органы местного управления Сибири в имперский период 39
2.1. Работа специальных органов государственной власти в управлении
Сибирью 39
2.2 Высшие органы местного управления 47
Глава 3. Особенности местного управления Сибирью в период с 1708 года по 1917 год 59
3.1 Развитие низовых систем местного управления 59
3.2 Исторические особенности в развитии управления Сибирью 68
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 87
Приложения
Актуальность исследования административно-территориального устройства и органов местного управления определяется степенью теоретической и практической значимости темы в современных реалиях. Изучение данной темы в предложенном виде связано с особой спецификой в анализе управления в Сибири. Проблема территориального планирования в Сибири имела и имеет яркое отражение на деятельности и системе местного управления. Специфическая взаимозависимость наблюдается на протяжении всей истории Сибири в составе России. Изучение основных аспектов исторического развития регионов Сибири является необходимостью в разработки эффективных мер по развитию современных субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Современная Сибирь - это территория трех крупнейших федеральных округов. Управленческая политика прошлых столетий привела к тому, каким образом в наше время организовано управление на территории Сибири - с его особенностями, актуальными проблемами и потенциалом. Исследование процесса формирования основ управления Сибирью в имперский период России позволит проанализировать основные факторы и события, повлиявшие на современность.
В российской науке активно обсуждается вопрос укрупнения регионов . Необходимость реформирования территорий Сибири актуализирует исторический опыт подобных действий в истории Российской империи. В частности, на данном историческом этапе были заложены основы административно-территориального устройства современной России, определены основные проблемы, отражение которых можно наблюдать в современных реалиях Сибири.
Россия обладает большим историческим опытом управления разнообразными территориями, отличающимися по природным, географическим, демографическим и иным параметрам. Актуализация исследования административно-территориального устройства и органов местного управления Сибири позволит сохранить сформировавшиеся традиции управления и найти им применение в современной внутренней политике Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Административно-территориальное устройство и органы местного управления Сибири в XVIII - начале XX века рассматривается исследователями с разных ракурсов: начиная с работ по изучению системы управления Сибирью и заканчивая углубленным изучением отдельных специфик и направлений, как например, изучение самоуправления в Сибири или сибирской ссылки. Работы, затрагивающие тему данного исследования, по хронологическому принципу можно разделить на три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский.
К первому этапу можно отнести работы дореволюционного периода. Большим исследованием по истории управления Сибири стала монография В.И. Вагина, в которой он писал о деятельности графа М.М. Сперанского . В своей работе, автор, помимо важных с позиции исследования реформирования Сибири воспоминаний и мыслей графа М. М. Сперанского, также указывает на многие проблемы, которые, по мнению реформатора, требовали серьезных изменений.
Необходимо отметить работы одних из первых исследователей управления и права в истории России - И. Е. Андреевского и А. Д. Градовского. Благодаря трудам данных авторов существует качественная теоритическая база исследования системы управления Российской империи. Также полезны собственные трактовки А. Д. Градовского определенных тенденций в сфере управления.
Особого внимания заслуживает деятельность Главного управления земледелия и землеустройства Российской империи. В работе «Азиатская Россия» авторами отдельных глав Н. В. Турчаниновым, М. А. Цветковым, а также Г. К. Гинсом и И. П. Поддубным проводиться качественный анализ системы административно-территориального устройства, судебной власти, населения Азиатской России .
В работе «Обозрения главных оснований местного управления Сибири» выражается критическое отношение к управлению Сибирью в XVIII - первой половине XIX в., заключавшееся в обоснование необходимости проведения Сибирской реформы 1822 года. М. М. Сперанским выражается мнение о недостатках системы управления Сибирью, отражены основные идеи, которые легли в основу подготовленных им сибирских законопроектов.
Рукопись книги «Князь Матвей Петрович Гагарин», изданная в последние годы жизни её автора Г.Е. Катанаева, является важным вкладом в изучение Сибири XVIII века . Краевед в своем труде пишет о князе М. П. Гагарине как о «незаурядном государственном человеке», активно проявившего участие в христианизации местного населения. По мнению Г.Е. Катанаева, деятельность Матвея Петровича Гагарина при всем том уровне должностной преступности того времени имела большое значение в развитии региона.
Труды дореволюционного периода интересны в первую очередь тем, что исследователи часто были современниками происходящих событий. Стоит отметить труд В. В. Ивановского «Административное устройство наших окраин», в которой исследователь дает оценку окраинам империи, в том числе Сибири. Автор указывает на неограниченность власти сибирских генерал- губернаторов, которая выделяется своей особенностью в сравнении с полномочиями местных губернаторов.
Изучением сибирского региона занимался известный ученый-сибиряк Николай Михайлович Ядринцев. Николай Михайлович внес большой вклад в изучение Сибири как единого исторического региона, а его труд «Сибирь как колония...» является одной из наиболее удачных попыток оценки проблемы взаимодействия центральной власти и региональной.
В советское время исследование системы управления Сибири XVIII - начала XX века проводилось преимущественно в контексте раскрытия процесса формирования и укрепления бюрократической системы. Специализированные работы по административно-территориальной системе Азиатской России получили более широкое распространение и в большей степени актуализировались в 1970-1980-е годы.
Анализом чиновничества в Российской империи занималась Н. Ф. Демидова. Манифест «О вольности дворянской» 1762 г. и «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. ликвидировали обязательность службы для дворян, тем самым ослабив границу между «дворянской бюрократией» и канцелярскими служителями, что, по мнению Н.Ф. Демидовой , стало основой формирования всесословной «чиновной бюрократии». Однако, разработанная Н.Ф. Демидовой теория бюрократизации государственного аппарата России в XVII - XVIII вв. была подвергнута в 1990-х гг. критике. По мнению некоторых современных историков, российская бюрократия сформировалась в период правления Петра I. В целом, дискуссия по данной теме сегодня остается актуальной.
Книга Г. Ф. Сафронова «Русские на северо-востоке Азии в XVII - середине XIX в.» - это широкомасштабное исследование, специфика которого заключается в глобальности изучения исторической роли русского народа в контексте изучения Сибири. Сафроновым Г. Ф. была выявлена важная закономерность - неразрывность связи любой области Севера с центром, европейской Россией.
Комплексное исследование истории управления сибирским городом и деревней в дореформенный период провела В.В. Рабцевич, отметившая, что 80-х гг. XVIII - первая половина XIX в. в истории Сибири можно выделить как новый этап развития. Также она пришла к выводу о том, что основными задачами местных органов власти были сбор ренты и охрана существующего порядка.
Темой монографического исследования Г.Ф. Быкони стали изменения в административно-территориальном делении, системе и составе местного управления в Восточной Сибири в 20-е гг. XVIII - 10-е гг. XIX века.
Работами следующего этапа можно считать труды современных исследователей Сибири. Среди современных исследователей выделяются Л. М. Дамешек и И. Л. Дамешек, авторы множества научных статей и других трудов по управлению Сибирью в XVIII-XX в. Одним из таких трудов является совместная публикация Дамешек Л. М. и Дамешек И. Л. «Сибирские реформы М. М. Сперанского 1822 г.: опыт административного регулирования интересов центра и региона» . Особенность работы заключается в углубленном и серьезном рассмотрение Сибири первой половины XIX века в сравнении с более ранними изучениями, в определение ее роли в системе государства. Авторами было отражено желание второго отделения его собственного императорского величества канцелярии и М. М. Сперанского не только теснее связать окраину с историческим ядром государства, но и обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность территории.
Большой интерес вызывают труды А. В. Ремнева, как одного из основателей современного подхода к изучению управления Сибирью. Труды регионоведа цитируются большинством современных исследователей Сибири. При этом справедливо отметить, что некоторые исследователи, а именно те, кто положили начало специализированному исследованию административного управления Сибирью, продолжили свою работу в постсоветское время.
Одной из базовых работ при изучении управления Сибирью в XVIII веке можно считать работу М. О. Акишина «Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII в.». В данном исследовании подробно, в хронологическом порядке, исследованы основные изменения административного управления в Сибири на разных уровнях власти.
Шиловского Д. М. «Административно-территориальное устройство и управленческий аппарат Азиатской России (конец XVI - начало XXI в.)» серьезный вклад в исследование процесса трансформации административно - территориального устройства Сибири. Отметим, что интересным новшеством работы является исследование влияния областничества второй половины XIX на управление Сибирью и подробный анализ генерал-губернаторского состава.
Среди иностранных источников сложно найти доступ к конкретным работам по управлению Сибирью и административному устройству. Однако большое внимание многие иностранные авторы уделили исследованию сибирской ссылки и многим аспектам управления ею. В данном контексте справедливо выделить двух исследователей - Дэниеля Бира и Э. Джентеса. В монографии Д. Бира «Дом мертвецов: Сибирская ссылка при царях» на основе источников из Тобольского, Томского и Иркутского архива исследуются разные аспекты сибирской каторги. Особенно ценным в данной работе является анализ статистических данных при оценке эффективности управления ссылкой . Работа Э. Джентеса раскрывают интересные аспекты сибирской ссылки на примере Нерчинского округа .
Целью выпускной квалификационной работы является исследование системы административно-территориального устройства и органов местного управления Сибири в XVIII - начале XX века.
При достижении цели предполагается решение ряда задач:
1) Проследить за изменениями административно-территориального устройства в Сибири и определить его основные черты.
2) Изучить итоговое состояние сибирских губерний в начале XX века.
3) Сформировать системное представление о структуре управления в регионах Сибири, сделать выводы об эффективности управления.
4) Выявить особенности местного управления Сибири в XVIII - начале XX века.
5) Проанализировать политику по отношению к народам Сибири и политику сибирской ссылки в контексте регионального управления.
Объектом исследования являются административно-территориальное устройство и органы местного управления Сибири в XVIII - начале XX века.
Предметом являются процессы формирования административно-территориального устройства и органов местного управления Сибири.
Территориальные рамки установлены в границах Сибирской губернии, образованной в процессе административной реформы 1708 года , с учётом дальнейших изменений её административно-территориального устройства.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы находятся в границах имперского периода существования России. Нижняя хронологическая граница работы логически определена проведенной Петром I в 1708 году административно-территориальной реформой, положившей начало Сибирской губернии. Верхняя граница работы обусловлена происходившими с 1917 года политическими потрясениями в России, которые нарушили территориальную целостность страны.
Методология и методы исследования. Методологическая основа данного исследования сформирована в сочетание конкретных исторических принципов. Научная разработанность истории административно-территориального управления Сибири в XVIII - начале XX века обуславливает следование принципу историографической традиции. Принципы объективности способствуют непредвзятости выводов в исследовании. В соответствии с принципом историзма каждая реформа и изменение рассматривается в контексте тех целей и задач, которые определялись центральной властью в конкретный момент времени. Составной частью методологии является такой подход, при котором изучение органов местного управления Сибири происходит на основе анализа фактора территориальной реорганизации. В контексте данной работы актуальным является определение органов местного управления как совокупности систем государственного управления в сочетании с существовавшими системами самоуправления местных народов Сибири и элементами организации низовой власти в населенных пунктах.
Для данной исследовательской работы свойственно наличие общенаучных и универсальных методов. Среди методов данного исследования можно выделить метод синтеза и анализа, дедукции и индукции. Составляющую методологии также представляют основные методы исторической науки. Структурно-функциональный анализ раскрывает местные органы государственной власти и представительные органы управления как систему реализации властных полномочий в регионах Сибири. Количественный метод создал статистическое основание работы. Метод картографического анализа позволил ознакомиться с различными особенностями регионов Сибири. Историко-сравнительный метод является базовым в анализе территориальной реорганизации и реформирования системы управления. Историко-генетический и хронологический методы позволяют рассмотреть процесс изменения территорий Сибири и её органов управления.
Источниковая база исследования состоит из законодательных актов и документы личного происхождения, карты регионов и статистические материалы.
Большинство законодательных актов были официально объединены в составе «Полного собрания законов Российской империи». Основная информация, исследуемая в курсовой работе, рассматривалась в контексте применяемого законодательства. На основе многих актов базируется исследование административно-территориальных изменений. Примером являются такие акты как закон «об преобразования Главного управления Восточной Сибири» , «Об административном переустройстве Приморской области и острова Сахалин» , «Об образовании из Приамурского генерал- губернаторства и Квантунской области особого наместничества на Дальнем Востоке».
Исследование административного устройства Сибири не могло обойтись без наглядного представления о происходивших изменениях. Такой труд, как «Карты заселяемых районов за Уралом» Главного управления землеустройства и земледелия позволяют качественно проследить не только за изменением административно-территориального устройства, но также за процессом социально-экономического развития XIX века.
Такие научные труды как «Атлас Всероссийской Империи» И.К. Кирилова и «Избранные труды по географии России» В.Н. Татищева помогли ознакомиться и проанализировать изменения территориального устройства Сибири. Особенность работы В. Н. Татищева заключается наличие уникальных источников статистического характера.
Большой вклад в изучение населения Сибири начала XX века внес труд Главного управления землеустройства и земледелия Российской империи «Азиатская Россия. Т.1.». В данной работе представлен широкий перечень статистических данных как по административно-территориальному устройству Сибири, так и по составу населения, имеется характеристика различных этносов региона.
Как особые источники по делопроизводству и с конкретной статистической информацией в области и губернии выступает Адрес- календарь. Такие календари специально подготавливались отделениями губернской канцелярии и по норме должны были выпускаться каждый год. Позже к 1910 году адрес календарь стал частью Памятной книжки определенного региона. В данных трудах большое внимание уделено как территориальной организации, так и административным структурам.
Особое значение имели также источники личного характера. В воспоминаниях С. Ю. Витте появляется возможность изучить изменения, происходившие в Сибири и Дальнем Востоке при непосредственной их оценке одного из ведущих исторических деятелей России. Сборник трудов ссыльного декабриста В. И. Штейнгейля внес большой вклад в изучение управления сибирской ссылкой. Особенная ценность данных сочинений заключается в личном опыте писателя - ссыльного декабриста, столкнувшегося с существовавшими в Сибири проблемами, в том числе управленческого характера.
Среди документов следует отметить переписки сибирских губернаторов и генерал-губернаторов с высшими и центральными органами власти. В данных источниках отражается характер политики высшей власти по отношению к сибирским субъектам страны. С некоторыми из подобных документов можно ознакомиться только в работах ряда авторов, например: М. М. Богословский проанализировал переписку губернатора князя М.П. Гагарина с Петром I.
Научная новизна. В исследовательской работе был проведен анализ указов и законодательных актов, ранее не имевших более подробного изучения. Особое внимание было уделено оценке общего состояния сибирских территорий в начале XX века на основе выпускаемых губернскими канцеляриями адрес-календарей, роли сибирской ссылки и аборигенного населения в управлении Сибирью. Данный подход вызван необходимостью актуализировать опыт управления в уникальных исторических условиях.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов проведенной работы для составления специализированных курсов, например, по управлению Сибирью или истории административного устройства Сибири и Дальнего Востока. Опыт, изложенный в работе, может использоваться при проведении государственными органами административной политики. Также данная работа своими результатами может поспособствовать развитию изучения системы управления Сибирью.
Апробация проводилась в формате участия в VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2019 г.); участия в IX региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2022 г.)
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Информация по главам распределена равномерно, в соответствии с особенностями изучаемых тем.
Современная Сибирь - это территория трех крупнейших федеральных округов. Управленческая политика прошлых столетий привела к тому, каким образом в наше время организовано управление на территории Сибири - с его особенностями, актуальными проблемами и потенциалом. Исследование процесса формирования основ управления Сибирью в имперский период России позволит проанализировать основные факторы и события, повлиявшие на современность.
В российской науке активно обсуждается вопрос укрупнения регионов . Необходимость реформирования территорий Сибири актуализирует исторический опыт подобных действий в истории Российской империи. В частности, на данном историческом этапе были заложены основы административно-территориального устройства современной России, определены основные проблемы, отражение которых можно наблюдать в современных реалиях Сибири.
Россия обладает большим историческим опытом управления разнообразными территориями, отличающимися по природным, географическим, демографическим и иным параметрам. Актуализация исследования административно-территориального устройства и органов местного управления Сибири позволит сохранить сформировавшиеся традиции управления и найти им применение в современной внутренней политике Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Административно-территориальное устройство и органы местного управления Сибири в XVIII - начале XX века рассматривается исследователями с разных ракурсов: начиная с работ по изучению системы управления Сибирью и заканчивая углубленным изучением отдельных специфик и направлений, как например, изучение самоуправления в Сибири или сибирской ссылки. Работы, затрагивающие тему данного исследования, по хронологическому принципу можно разделить на три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский.
К первому этапу можно отнести работы дореволюционного периода. Большим исследованием по истории управления Сибири стала монография В.И. Вагина, в которой он писал о деятельности графа М.М. Сперанского . В своей работе, автор, помимо важных с позиции исследования реформирования Сибири воспоминаний и мыслей графа М. М. Сперанского, также указывает на многие проблемы, которые, по мнению реформатора, требовали серьезных изменений.
Необходимо отметить работы одних из первых исследователей управления и права в истории России - И. Е. Андреевского и А. Д. Градовского. Благодаря трудам данных авторов существует качественная теоритическая база исследования системы управления Российской империи. Также полезны собственные трактовки А. Д. Градовского определенных тенденций в сфере управления.
Особого внимания заслуживает деятельность Главного управления земледелия и землеустройства Российской империи. В работе «Азиатская Россия» авторами отдельных глав Н. В. Турчаниновым, М. А. Цветковым, а также Г. К. Гинсом и И. П. Поддубным проводиться качественный анализ системы административно-территориального устройства, судебной власти, населения Азиатской России .
В работе «Обозрения главных оснований местного управления Сибири» выражается критическое отношение к управлению Сибирью в XVIII - первой половине XIX в., заключавшееся в обоснование необходимости проведения Сибирской реформы 1822 года. М. М. Сперанским выражается мнение о недостатках системы управления Сибирью, отражены основные идеи, которые легли в основу подготовленных им сибирских законопроектов.
Рукопись книги «Князь Матвей Петрович Гагарин», изданная в последние годы жизни её автора Г.Е. Катанаева, является важным вкладом в изучение Сибири XVIII века . Краевед в своем труде пишет о князе М. П. Гагарине как о «незаурядном государственном человеке», активно проявившего участие в христианизации местного населения. По мнению Г.Е. Катанаева, деятельность Матвея Петровича Гагарина при всем том уровне должностной преступности того времени имела большое значение в развитии региона.
Труды дореволюционного периода интересны в первую очередь тем, что исследователи часто были современниками происходящих событий. Стоит отметить труд В. В. Ивановского «Административное устройство наших окраин», в которой исследователь дает оценку окраинам империи, в том числе Сибири. Автор указывает на неограниченность власти сибирских генерал- губернаторов, которая выделяется своей особенностью в сравнении с полномочиями местных губернаторов.
Изучением сибирского региона занимался известный ученый-сибиряк Николай Михайлович Ядринцев. Николай Михайлович внес большой вклад в изучение Сибири как единого исторического региона, а его труд «Сибирь как колония...» является одной из наиболее удачных попыток оценки проблемы взаимодействия центральной власти и региональной.
В советское время исследование системы управления Сибири XVIII - начала XX века проводилось преимущественно в контексте раскрытия процесса формирования и укрепления бюрократической системы. Специализированные работы по административно-территориальной системе Азиатской России получили более широкое распространение и в большей степени актуализировались в 1970-1980-е годы.
Анализом чиновничества в Российской империи занималась Н. Ф. Демидова. Манифест «О вольности дворянской» 1762 г. и «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. ликвидировали обязательность службы для дворян, тем самым ослабив границу между «дворянской бюрократией» и канцелярскими служителями, что, по мнению Н.Ф. Демидовой , стало основой формирования всесословной «чиновной бюрократии». Однако, разработанная Н.Ф. Демидовой теория бюрократизации государственного аппарата России в XVII - XVIII вв. была подвергнута в 1990-х гг. критике. По мнению некоторых современных историков, российская бюрократия сформировалась в период правления Петра I. В целом, дискуссия по данной теме сегодня остается актуальной.
Книга Г. Ф. Сафронова «Русские на северо-востоке Азии в XVII - середине XIX в.» - это широкомасштабное исследование, специфика которого заключается в глобальности изучения исторической роли русского народа в контексте изучения Сибири. Сафроновым Г. Ф. была выявлена важная закономерность - неразрывность связи любой области Севера с центром, европейской Россией.
Комплексное исследование истории управления сибирским городом и деревней в дореформенный период провела В.В. Рабцевич, отметившая, что 80-х гг. XVIII - первая половина XIX в. в истории Сибири можно выделить как новый этап развития. Также она пришла к выводу о том, что основными задачами местных органов власти были сбор ренты и охрана существующего порядка.
Темой монографического исследования Г.Ф. Быкони стали изменения в административно-территориальном делении, системе и составе местного управления в Восточной Сибири в 20-е гг. XVIII - 10-е гг. XIX века.
Работами следующего этапа можно считать труды современных исследователей Сибири. Среди современных исследователей выделяются Л. М. Дамешек и И. Л. Дамешек, авторы множества научных статей и других трудов по управлению Сибирью в XVIII-XX в. Одним из таких трудов является совместная публикация Дамешек Л. М. и Дамешек И. Л. «Сибирские реформы М. М. Сперанского 1822 г.: опыт административного регулирования интересов центра и региона» . Особенность работы заключается в углубленном и серьезном рассмотрение Сибири первой половины XIX века в сравнении с более ранними изучениями, в определение ее роли в системе государства. Авторами было отражено желание второго отделения его собственного императорского величества канцелярии и М. М. Сперанского не только теснее связать окраину с историческим ядром государства, но и обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность территории.
Большой интерес вызывают труды А. В. Ремнева, как одного из основателей современного подхода к изучению управления Сибирью. Труды регионоведа цитируются большинством современных исследователей Сибири. При этом справедливо отметить, что некоторые исследователи, а именно те, кто положили начало специализированному исследованию административного управления Сибирью, продолжили свою работу в постсоветское время.
Одной из базовых работ при изучении управления Сибирью в XVIII веке можно считать работу М. О. Акишина «Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII в.». В данном исследовании подробно, в хронологическом порядке, исследованы основные изменения административного управления в Сибири на разных уровнях власти.
Шиловского Д. М. «Административно-территориальное устройство и управленческий аппарат Азиатской России (конец XVI - начало XXI в.)» серьезный вклад в исследование процесса трансформации административно - территориального устройства Сибири. Отметим, что интересным новшеством работы является исследование влияния областничества второй половины XIX на управление Сибирью и подробный анализ генерал-губернаторского состава.
Среди иностранных источников сложно найти доступ к конкретным работам по управлению Сибирью и административному устройству. Однако большое внимание многие иностранные авторы уделили исследованию сибирской ссылки и многим аспектам управления ею. В данном контексте справедливо выделить двух исследователей - Дэниеля Бира и Э. Джентеса. В монографии Д. Бира «Дом мертвецов: Сибирская ссылка при царях» на основе источников из Тобольского, Томского и Иркутского архива исследуются разные аспекты сибирской каторги. Особенно ценным в данной работе является анализ статистических данных при оценке эффективности управления ссылкой . Работа Э. Джентеса раскрывают интересные аспекты сибирской ссылки на примере Нерчинского округа .
Целью выпускной квалификационной работы является исследование системы административно-территориального устройства и органов местного управления Сибири в XVIII - начале XX века.
При достижении цели предполагается решение ряда задач:
1) Проследить за изменениями административно-территориального устройства в Сибири и определить его основные черты.
2) Изучить итоговое состояние сибирских губерний в начале XX века.
3) Сформировать системное представление о структуре управления в регионах Сибири, сделать выводы об эффективности управления.
4) Выявить особенности местного управления Сибири в XVIII - начале XX века.
5) Проанализировать политику по отношению к народам Сибири и политику сибирской ссылки в контексте регионального управления.
Объектом исследования являются административно-территориальное устройство и органы местного управления Сибири в XVIII - начале XX века.
Предметом являются процессы формирования административно-территориального устройства и органов местного управления Сибири.
Территориальные рамки установлены в границах Сибирской губернии, образованной в процессе административной реформы 1708 года , с учётом дальнейших изменений её административно-территориального устройства.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы находятся в границах имперского периода существования России. Нижняя хронологическая граница работы логически определена проведенной Петром I в 1708 году административно-территориальной реформой, положившей начало Сибирской губернии. Верхняя граница работы обусловлена происходившими с 1917 года политическими потрясениями в России, которые нарушили территориальную целостность страны.
Методология и методы исследования. Методологическая основа данного исследования сформирована в сочетание конкретных исторических принципов. Научная разработанность истории административно-территориального управления Сибири в XVIII - начале XX века обуславливает следование принципу историографической традиции. Принципы объективности способствуют непредвзятости выводов в исследовании. В соответствии с принципом историзма каждая реформа и изменение рассматривается в контексте тех целей и задач, которые определялись центральной властью в конкретный момент времени. Составной частью методологии является такой подход, при котором изучение органов местного управления Сибири происходит на основе анализа фактора территориальной реорганизации. В контексте данной работы актуальным является определение органов местного управления как совокупности систем государственного управления в сочетании с существовавшими системами самоуправления местных народов Сибири и элементами организации низовой власти в населенных пунктах.
Для данной исследовательской работы свойственно наличие общенаучных и универсальных методов. Среди методов данного исследования можно выделить метод синтеза и анализа, дедукции и индукции. Составляющую методологии также представляют основные методы исторической науки. Структурно-функциональный анализ раскрывает местные органы государственной власти и представительные органы управления как систему реализации властных полномочий в регионах Сибири. Количественный метод создал статистическое основание работы. Метод картографического анализа позволил ознакомиться с различными особенностями регионов Сибири. Историко-сравнительный метод является базовым в анализе территориальной реорганизации и реформирования системы управления. Историко-генетический и хронологический методы позволяют рассмотреть процесс изменения территорий Сибири и её органов управления.
Источниковая база исследования состоит из законодательных актов и документы личного происхождения, карты регионов и статистические материалы.
Большинство законодательных актов были официально объединены в составе «Полного собрания законов Российской империи». Основная информация, исследуемая в курсовой работе, рассматривалась в контексте применяемого законодательства. На основе многих актов базируется исследование административно-территориальных изменений. Примером являются такие акты как закон «об преобразования Главного управления Восточной Сибири» , «Об административном переустройстве Приморской области и острова Сахалин» , «Об образовании из Приамурского генерал- губернаторства и Квантунской области особого наместничества на Дальнем Востоке».
Исследование административного устройства Сибири не могло обойтись без наглядного представления о происходивших изменениях. Такой труд, как «Карты заселяемых районов за Уралом» Главного управления землеустройства и земледелия позволяют качественно проследить не только за изменением административно-территориального устройства, но также за процессом социально-экономического развития XIX века.
Такие научные труды как «Атлас Всероссийской Империи» И.К. Кирилова и «Избранные труды по географии России» В.Н. Татищева помогли ознакомиться и проанализировать изменения территориального устройства Сибири. Особенность работы В. Н. Татищева заключается наличие уникальных источников статистического характера.
Большой вклад в изучение населения Сибири начала XX века внес труд Главного управления землеустройства и земледелия Российской империи «Азиатская Россия. Т.1.». В данной работе представлен широкий перечень статистических данных как по административно-территориальному устройству Сибири, так и по составу населения, имеется характеристика различных этносов региона.
Как особые источники по делопроизводству и с конкретной статистической информацией в области и губернии выступает Адрес- календарь. Такие календари специально подготавливались отделениями губернской канцелярии и по норме должны были выпускаться каждый год. Позже к 1910 году адрес календарь стал частью Памятной книжки определенного региона. В данных трудах большое внимание уделено как территориальной организации, так и административным структурам.
Особое значение имели также источники личного характера. В воспоминаниях С. Ю. Витте появляется возможность изучить изменения, происходившие в Сибири и Дальнем Востоке при непосредственной их оценке одного из ведущих исторических деятелей России. Сборник трудов ссыльного декабриста В. И. Штейнгейля внес большой вклад в изучение управления сибирской ссылкой. Особенная ценность данных сочинений заключается в личном опыте писателя - ссыльного декабриста, столкнувшегося с существовавшими в Сибири проблемами, в том числе управленческого характера.
Среди документов следует отметить переписки сибирских губернаторов и генерал-губернаторов с высшими и центральными органами власти. В данных источниках отражается характер политики высшей власти по отношению к сибирским субъектам страны. С некоторыми из подобных документов можно ознакомиться только в работах ряда авторов, например: М. М. Богословский проанализировал переписку губернатора князя М.П. Гагарина с Петром I.
Научная новизна. В исследовательской работе был проведен анализ указов и законодательных актов, ранее не имевших более подробного изучения. Особое внимание было уделено оценке общего состояния сибирских территорий в начале XX века на основе выпускаемых губернскими канцеляриями адрес-календарей, роли сибирской ссылки и аборигенного населения в управлении Сибирью. Данный подход вызван необходимостью актуализировать опыт управления в уникальных исторических условиях.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов проведенной работы для составления специализированных курсов, например, по управлению Сибирью или истории административного устройства Сибири и Дальнего Востока. Опыт, изложенный в работе, может использоваться при проведении государственными органами административной политики. Также данная работа своими результатами может поспособствовать развитию изучения системы управления Сибирью.
Апробация проводилась в формате участия в VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2019 г.); участия в IX региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2022 г.)
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Информация по главам распределена равномерно, в соответствии с особенностями изучаемых тем.
С начала XVIII и до начала XX века Сибирь прошла длительный процесс поиска оптимальной модели территориальной организации и развития управленческих систем. На основе проведенного в данной работе исследования административно-территориального устройства и органов местного управления Сибири можно сделать следующие выводы.
Основы административно-территориального устройства Сибири были заложены при Петре I. Универсальный подход к организации управления в Сибири не оправдал себя, подобная ситуация была актуальна вплоть до 1917 года. Заложенные при Петре I тенденции территориальном разделении исторической Сибири стали основой её дальнейшей реорганизации при других императорах. Также, в данный исторический период были заложены основы системы управления. Вместо приказной системы в Сибири была впервые создана система губернаторской власти, при максимально больших должностных полномочиях и при непосредственном подчинении государю. Петровский период богат на различные преобразования - была впервые введена система сибирской каторги как системы уголовного наказания, отодвинувшая на столетие на второй план существовавшую до этого колониальную ссылку. В начале 1700-х годов появился новый подход в отношении царской власти с народами Сибири. Постепенно, путем христианизации, царская власть неизменно укрепляла свои позиции в регионе. Период дворцовых переворотов с точки зрения развития Сибири особо не выделяется. Некоторые исследователи указывают на возращения части порядков допетровской России, а как пример, восстановление работы Сибирского приказа с 1730-х по 1762 год.
Вторая половина XVIII века можно охарактеризовать как этап реформ Екатерины Великой и контрреформ Павла I. Введение особого принципа деления территорий России при Екатерине II и его подход в отношении Сибири показал свою несостоятельность. При этом многие методы, например деления на области, лягут в основу дальнейших преобразований. С 1796 по 1801 год произошла отмена административной реформы Екатерины Великой. В дальнейшем, именно подход Павла I, по мнению многих авторов, лег в основу территориальной реорганизации в 1822 году.
Реформа М. М. Сперанского переносила административно-территориальную организацию Зауралья на новый уровень. Впервые можно сказать о высококачественном учете ряда характеристик, влияющих на управление. На основе закона Сибирь разделилась на западную и восточную части, с образованием на данных территориях генерал-губернаторской системы управления. Прослеживается параллель между современным административно-территориальным устройством Сибири и реформой 1822 года. Это не случайно, потому что такая форма территориальной организации губерний сохранялась вплоть до 1917 года. Созданная территориальная основа при М. М. Сперанском позволила последующим правителям Сибири проводить территориальные корректировки без значительных изменений.
В начале XX века Россия вступила на путь многовекторного развития Сибири. В итоге, на территории исторической Сибири сформировались несколько условных регионов, которые отличались по своему социально-политическому и экономическому уровню развития, а также по своей обширности. В отношении каждого из указанных регионов царской властью проводилась разная политика. Регионы Западной Сибири к началу века фактически существовали на общих основаниях и были наиболее близки в культурном и экономическом уровне губерниям остальной Центральной России. Из Восточной Сибири к концу века выделился Дальний Восток. Данные территории были менее развиты в экономическом плане, их территории были обширными и мало заселенными. Между тем, приграничность Дальнего Востока стала фактором его форсированного освоения царской власти в контексте её политики укрепления власти в России и закреплении в Азиатско-тихоокеанском регионе.
В контексте изучения Сибири одно из основных значений имеет система местного управления. Систему местного управления Сибири в данной исследовательской работе принято разделять на несколько ступеней: специальные органы управления, занимающие промежуточное значение между центральной и региональной властью, высшие органы местного управления и система низовой власти и местного самоуправления. В имперский период развития органов управления высшие органы власти являлись региональным продолжением государственного управления. Подобное разделение было актуальным на всех этапах существования Российской империи.
Системной составляющей всего административного устройства Сибири является сформировавшееся в начале XVIII века чиновничество. В истории России чиновничество стало основой такой формы управления как бюрократия. Как особенность сибирской бюрократии стоит выделить тот факт, что местное чиновничество формировалось и, впоследствии, состояло из выходцев Европейской России. Это ярко прослеживается на примере генерал- губернаторов. Наиболее массовый слой управленцев в дореволюционный период представляли начальники губерний и областей.
Являясь властью чрезвычайной, генерал-губернаторская власть сохранялась там, где существовали условия для её применения. Так, к примеру, в конце 19 века наличие генерал-губернаторской системы в Томской и Тобольской губернии было бессмысленным и поэтому данные губернии были подчинены МВД, как большинство губерний России.
Другими, немало важными органами управления Сибирью, были Сибирский приказ и сибирские комитеты, создаваемые в разные периоды. Актуальные для истории Сибири особые комитеты выполняли конкретные задачи, которые определялись царской властью. Необходимость их создания во многом была вызвана проводимыми в регионе масштабными изменениями. Данные комитеты преимущественно выполняли координационную функцию. При этом их роль в реализации изменений сложно переоценить. Фактически, именно благодаря работе первого Сибирского комитета была эффективно реализована реформа М. М. Сперанского с 1822 года по 1837 год.
При всех своих проблемах, высшие органы управления Сибири доказали свою эффективность в определенные этапы развития регионов Сибири.
Другими важными структурами управления были низовые системы управления. Устройство низовой власти и некоторые её исторические особенности являются важным элементом в исследовании административного управления в Сибири в XVIII - в начале XX века. Развитие низового управления является естественным процессом общественной организации. При любом политическом режиме всегда будут существовать системы низового управления. Анализ данного уровня управления, а также самоуправления инородцев и сибирской ссылки позволяют сделать вывод о высокой степени зависимости всех уровней местного управления от выбранного царской властью вектора развития.
Зародившись официально в конце XVIII, органы самоуправления неизменно продолжали развиваться на протяжении всего XIX и в начале XX века. Между тем, имелся большой потенциал в развитии самоуправления с появлением буржуазии как социального слоя. Однако стремления царской власти укрепить свое положение являлось решающим фактором, останавливающим прогресс низовой власти. Введенные на территории России либеральные реформы Александра II не получили своего распространения в Сибири. Судебная была введена только в 1896 году, при этом в урезанном виде.
Система низового управления в Сибири в начале XX века, с одной стороны, переживала период своего наилучшего существования: были введены крестьянские и уездные начальники, функционировали городские думы, усилилось положение инородческих управ в политике региона. С другой стороны негативно на местном самоуправлении сказывалось усиление государственного управления. Таким образом, свои позиции после 1907 года потеряли городские думы, которые в большинстве своем были в зависимом положении от губернатора.
Особое место в вопросе управления занимают органы власти аборигенов Сибири и сибирская ссылка. Анализ двух данных исторических элементов позволят в полной мере изучить основные проблемы в развитии Сибири.
Взаимодействие имперской власти и народов Сибири тема неоднозначная. Изначально сложившаяся система царской России, при которой управление этническими группа проводилось лояльными Российскому государству элитами, естественным образом уступала место универсальному подходу в управлении. С переменным успехом, только в 1822 году была принята серьезная попытка регламентации управления инородцами. Региональный подход М. М. Сперанского, по которому должно было существовать полноценное местное самоуправление у народов Сибири, не был реализован, как и не было проведено кодификации законов на языки крупных народов Азиатской России. Сохранившееся до 1917 года самоуправление у крупных народов, вроде якутов и бурятов, постепенно было утрачено многими малыми этническими народностями, в процессе христианизации многие народы были полностью интегрированы в российские условия. Таким образом, в ущерб интересам аборигенов Сибири царской властью проводилась политика по унификации и интеграции всего населения империи.
Сибирская ссылка, особенно каторжная, стала своего рода указателем самых негативных сторон управленческой политики в России. Главными проблемами были отсутствие гибкости российской бюрократии и безграничность власти местных управленцев в окраинах империи. Необходимость реформации сибирской ссылки была всегда актуальной на протяжении ее существования даже по причине её невероятной губительности для заключенных. Реформы М. М. Сперанского и в данном вопросе были ключевыми, позволив ненадолго ликвидировать серьезные проблемы каторги. Однако в 1900-е годы сибирская ссылка стала крайне неактуальным и неэффективным методом экономического освоения. Сибирская ссылка выявилась неспособность управленческого аппарата регионов контролировать большое количество разных людей. Таким образом, именно в Сибири формировался серьезный очаг политического радикализма, который стал одной из причин распада Российской империи.
Основы административно-территориального устройства Сибири были заложены при Петре I. Универсальный подход к организации управления в Сибири не оправдал себя, подобная ситуация была актуальна вплоть до 1917 года. Заложенные при Петре I тенденции территориальном разделении исторической Сибири стали основой её дальнейшей реорганизации при других императорах. Также, в данный исторический период были заложены основы системы управления. Вместо приказной системы в Сибири была впервые создана система губернаторской власти, при максимально больших должностных полномочиях и при непосредственном подчинении государю. Петровский период богат на различные преобразования - была впервые введена система сибирской каторги как системы уголовного наказания, отодвинувшая на столетие на второй план существовавшую до этого колониальную ссылку. В начале 1700-х годов появился новый подход в отношении царской власти с народами Сибири. Постепенно, путем христианизации, царская власть неизменно укрепляла свои позиции в регионе. Период дворцовых переворотов с точки зрения развития Сибири особо не выделяется. Некоторые исследователи указывают на возращения части порядков допетровской России, а как пример, восстановление работы Сибирского приказа с 1730-х по 1762 год.
Вторая половина XVIII века можно охарактеризовать как этап реформ Екатерины Великой и контрреформ Павла I. Введение особого принципа деления территорий России при Екатерине II и его подход в отношении Сибири показал свою несостоятельность. При этом многие методы, например деления на области, лягут в основу дальнейших преобразований. С 1796 по 1801 год произошла отмена административной реформы Екатерины Великой. В дальнейшем, именно подход Павла I, по мнению многих авторов, лег в основу территориальной реорганизации в 1822 году.
Реформа М. М. Сперанского переносила административно-территориальную организацию Зауралья на новый уровень. Впервые можно сказать о высококачественном учете ряда характеристик, влияющих на управление. На основе закона Сибирь разделилась на западную и восточную части, с образованием на данных территориях генерал-губернаторской системы управления. Прослеживается параллель между современным административно-территориальным устройством Сибири и реформой 1822 года. Это не случайно, потому что такая форма территориальной организации губерний сохранялась вплоть до 1917 года. Созданная территориальная основа при М. М. Сперанском позволила последующим правителям Сибири проводить территориальные корректировки без значительных изменений.
В начале XX века Россия вступила на путь многовекторного развития Сибири. В итоге, на территории исторической Сибири сформировались несколько условных регионов, которые отличались по своему социально-политическому и экономическому уровню развития, а также по своей обширности. В отношении каждого из указанных регионов царской властью проводилась разная политика. Регионы Западной Сибири к началу века фактически существовали на общих основаниях и были наиболее близки в культурном и экономическом уровне губерниям остальной Центральной России. Из Восточной Сибири к концу века выделился Дальний Восток. Данные территории были менее развиты в экономическом плане, их территории были обширными и мало заселенными. Между тем, приграничность Дальнего Востока стала фактором его форсированного освоения царской власти в контексте её политики укрепления власти в России и закреплении в Азиатско-тихоокеанском регионе.
В контексте изучения Сибири одно из основных значений имеет система местного управления. Систему местного управления Сибири в данной исследовательской работе принято разделять на несколько ступеней: специальные органы управления, занимающие промежуточное значение между центральной и региональной властью, высшие органы местного управления и система низовой власти и местного самоуправления. В имперский период развития органов управления высшие органы власти являлись региональным продолжением государственного управления. Подобное разделение было актуальным на всех этапах существования Российской империи.
Системной составляющей всего административного устройства Сибири является сформировавшееся в начале XVIII века чиновничество. В истории России чиновничество стало основой такой формы управления как бюрократия. Как особенность сибирской бюрократии стоит выделить тот факт, что местное чиновничество формировалось и, впоследствии, состояло из выходцев Европейской России. Это ярко прослеживается на примере генерал- губернаторов. Наиболее массовый слой управленцев в дореволюционный период представляли начальники губерний и областей.
Являясь властью чрезвычайной, генерал-губернаторская власть сохранялась там, где существовали условия для её применения. Так, к примеру, в конце 19 века наличие генерал-губернаторской системы в Томской и Тобольской губернии было бессмысленным и поэтому данные губернии были подчинены МВД, как большинство губерний России.
Другими, немало важными органами управления Сибирью, были Сибирский приказ и сибирские комитеты, создаваемые в разные периоды. Актуальные для истории Сибири особые комитеты выполняли конкретные задачи, которые определялись царской властью. Необходимость их создания во многом была вызвана проводимыми в регионе масштабными изменениями. Данные комитеты преимущественно выполняли координационную функцию. При этом их роль в реализации изменений сложно переоценить. Фактически, именно благодаря работе первого Сибирского комитета была эффективно реализована реформа М. М. Сперанского с 1822 года по 1837 год.
При всех своих проблемах, высшие органы управления Сибири доказали свою эффективность в определенные этапы развития регионов Сибири.
Другими важными структурами управления были низовые системы управления. Устройство низовой власти и некоторые её исторические особенности являются важным элементом в исследовании административного управления в Сибири в XVIII - в начале XX века. Развитие низового управления является естественным процессом общественной организации. При любом политическом режиме всегда будут существовать системы низового управления. Анализ данного уровня управления, а также самоуправления инородцев и сибирской ссылки позволяют сделать вывод о высокой степени зависимости всех уровней местного управления от выбранного царской властью вектора развития.
Зародившись официально в конце XVIII, органы самоуправления неизменно продолжали развиваться на протяжении всего XIX и в начале XX века. Между тем, имелся большой потенциал в развитии самоуправления с появлением буржуазии как социального слоя. Однако стремления царской власти укрепить свое положение являлось решающим фактором, останавливающим прогресс низовой власти. Введенные на территории России либеральные реформы Александра II не получили своего распространения в Сибири. Судебная была введена только в 1896 году, при этом в урезанном виде.
Система низового управления в Сибири в начале XX века, с одной стороны, переживала период своего наилучшего существования: были введены крестьянские и уездные начальники, функционировали городские думы, усилилось положение инородческих управ в политике региона. С другой стороны негативно на местном самоуправлении сказывалось усиление государственного управления. Таким образом, свои позиции после 1907 года потеряли городские думы, которые в большинстве своем были в зависимом положении от губернатора.
Особое место в вопросе управления занимают органы власти аборигенов Сибири и сибирская ссылка. Анализ двух данных исторических элементов позволят в полной мере изучить основные проблемы в развитии Сибири.
Взаимодействие имперской власти и народов Сибири тема неоднозначная. Изначально сложившаяся система царской России, при которой управление этническими группа проводилось лояльными Российскому государству элитами, естественным образом уступала место универсальному подходу в управлении. С переменным успехом, только в 1822 году была принята серьезная попытка регламентации управления инородцами. Региональный подход М. М. Сперанского, по которому должно было существовать полноценное местное самоуправление у народов Сибири, не был реализован, как и не было проведено кодификации законов на языки крупных народов Азиатской России. Сохранившееся до 1917 года самоуправление у крупных народов, вроде якутов и бурятов, постепенно было утрачено многими малыми этническими народностями, в процессе христианизации многие народы были полностью интегрированы в российские условия. Таким образом, в ущерб интересам аборигенов Сибири царской властью проводилась политика по унификации и интеграции всего населения империи.
Сибирская ссылка, особенно каторжная, стала своего рода указателем самых негативных сторон управленческой политики в России. Главными проблемами были отсутствие гибкости российской бюрократии и безграничность власти местных управленцев в окраинах империи. Необходимость реформации сибирской ссылки была всегда актуальной на протяжении ее существования даже по причине её невероятной губительности для заключенных. Реформы М. М. Сперанского и в данном вопросе были ключевыми, позволив ненадолго ликвидировать серьезные проблемы каторги. Однако в 1900-е годы сибирская ссылка стала крайне неактуальным и неэффективным методом экономического освоения. Сибирская ссылка выявилась неспособность управленческого аппарата регионов контролировать большое количество разных людей. Таким образом, именно в Сибири формировался серьезный очаг политического радикализма, который стал одной из причин распада Российской империи.
Подобные работы
- ПОЛОЖЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИН СИБИРИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX В.
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Административно-территориальное управление Сибирью (XIX- иачало XX вв.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Советский регионализм в контексте проектов но районированию Сибири (1921-1925 гг.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Региональные особенности реализации национальной политики на Алтае в 1918-1953 гг
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Культурно-просветительская деятельность музеев г. Екатеринбурга в конце XX - начале XXI вв
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - КАЗАЧЕСТВО СТАНИЦЫ МИАССКОЙ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1914-1917 ГГ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА СУДОПРОИЗВОДСТВА И ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Институт губернских комиссаров как представительство Временного
Сибирского правительства в мае-ноябре 1918г.(на примере Енисейской губернии)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОМСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ И КУПЕЧЕСКОГО СОСЛОВИЯ Г. ТОМСКА В 1870-1917 ГГ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2024



