Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовно-правовая охрана обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих от посягательств на них субъектами воинских преступлений (ст. 349 УК РФ)

Работа №88705

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

криминология

Объем работы127
Год сдачи2022
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История развития и уголовно-правовая характеристика нарушения военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 13
1.1. История развития и становления уголовно-правового законодательства об ответственности за нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 13
1.2. Объективные и субъективные признаки состава преступления
предусмотренного статьей 349 УК РФ 21
Глава 2. Основные направления совершенствования мер борьбы с нарушениями правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 37
2.1. Меры уголовно-правового воздействия на нарушение правил обращения
с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 37
2.2. Организационно-правовые и иные меры борьбы с нарушением правил
обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 64
Глава 3. Особенности квалификации преступления, предусмотренного статьей 349 УК РФ 78
3.1. Проблемы, возникающие при квалификации действий военнослужащих
при нарушении правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 78
3.2. Вопросы применения общих и специальных составов преступления конкретизирующих деятельность в военных частях и сопряженное с использованием оружия и предметов, представляющих повышенную опасность для окружающих 91
3.3. Отграничение состава преступления, предусмотренного статьей 349 УК
РФ от иных преступлений против военной службы 105
Заключение 109
Библиографический список 115


Актуальность темы диссертационного исследования. Современная международная ситуация, связанная с появлением новых вызовов и угроз, выдвигает новые требования к обеспечению национальной безопасности Российского государства . Безопасность как феномен международной политики представляет собой защиту государством собственной территории от различного рода посягательств извне. Национальная безопасность как составная часть международной безопасности является стратегией, направленной на обеспечение жизненно важных интересов личности и государства. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.07 2021 № 400 «О стратегии Национальной безопасности Российской Федерации», национальная безопасность — состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны.
В Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 года № 640) в качестве основной задачи определяется «обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности». Национальная безопасность включает такие сферы безопасности, как военная, экономическая, информационная, экологическая, продовольственная, социально-политическая и духовно-нравственная. Каждой из них присущи свои определенные механизмы, формы и методы обеспечения безопасности .
Актуальные угрозы военно-политической безопасности России не позволяют отказаться от совокупности военных выводов, суть которых заключается в том, что если политико-дипломатическими средствами предотвратить конфликт или войну не удалось и надо прибегать к военной силе, то нужно создать благоприятные внешнеполитические условия для применения Вооруженных сил и других войск, соответствующую экономическую и военно-техническую базу для выполнения военных задач. Разного рода военных конфликтов может быть немало, и все они будут уникальны и неповторимы. Для военного прогнозирования будущего необходима совокупность предположений о возможных ситуациях, экспертно-эвристические подходы, прогнозирование и моделирование возможных вариантов военных действий, представление тенденций развития характера вооруженной борьбы. Очевидно, что войны будущего максимально технологичны. Новые типы оружия и вооружений требуют от личного состава Вооруженных сил весьма высокого уровня технической и морально-дисциплинарной подготовки для надлежащей их эксплуатации и готовности использовать как в мирных, так и в военных условиях. Новая философия войны требует от военнослужащих новых высоких стандартов личных профессиональных свойств.
В этой связи становится актуальна проблема снижения в Вооруженных силах человеческих и ресурсных потерь, наступление которых связано не с военными действиями, а непосредственно с нарушением специальных правил обращения с оружием и иными предметами вооружений.
Достижение этих целей обеспечивается различными мерами, например, военно-педагогическими, дисциплинарными и т.д. Однако, важнейшим аспектом является правовой, который включает как нормативно-правовое, нормативно-техническое регулирование данной сферы воинских отношений, так и установление параметров и механизмов реализации уголовной и иной юридической ответственности за нарушение военнослужащими такого рода правил.
Перед криминологической и уголовно-правовой наукой в этой части также стоит отдельная цель - сформировать определенный прогностический запас, который позволил бы научно обосновать и сформулировать такие уголовно-правовые конструкции, которые адекватно и в полной мере отражали бы технологическую и антропогенно-деятельностную составляющую военной безопасности.
Необходимо отметить, что не только в военное, но и в мирное время любая армия мира несёт человеческие потери. Россия не является исключением. Согласно официальным данным за три последних года небоевые потери только в Вооруженных силах составили 2060 человек. Для сравнения следует отметить, что примерно столько солдат служит в развернутом полку полного состава. По данным Союза комитетов солдатских матерей ежегодно российская армия теряет во всех своих войсках 2,5 тысячи, иногда даже 4 тысячи человек, солдат и офицеров без боевых действий . Эксперты данной области поясняют, что в официальную статистику, как правило, не попадают две категории погибших, а именно: те, кто умер после демобилизации от нанесённых побоев во время службы, и те, кто погиб в ходе совместных боевых учений с армиями других государств.
По сведениям Министерства Обороны России за период 2015 - 2020 годов не удалось достичь общего повышения эффективности принимаемых мер по предупреждению гибели военнослужащих. Коэффициент погибших военнослужащих в расчете на 1000 человек остается практически на одном уровне 0,43% от данного числа. Продолжает иметь место гибель военнослужащих по причинам, непосредственно связанным с созданием и обеспечением безопасных условий повседневной деятельности войск (сил).
Основные из причин — это неосторожное обращение с оружием, невыполнение требований безопасности при производстве работ на технике. Оружие всегда было опасным инструментом поражения. С его использованием совершается значительное количество преступлений. Фактически всегда речь идет о нарушении правил обращения с оружием, подлежащих оценке как преступления по ст. 349 УК РФ.
Обеспечение безопасности военной службы в повседневной деятельности войск (сил), проводится по следующим направлениям: обеспечение травмобезопасности и безаварийности при несении боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб, в ходе боевой подготовки, эксплуатации вооружения и военной техники, при выполнении ремонтно-строительных и хозяйственных работ в процессе повседневной деятельности.
Устойчиво сложилась и апробирована специальная социально значимая сфера общественных отношений - оборот оружия. Важной специфической частью указанных отношений является оборот оружия в Вооруженных Силах, урегулированный специальными законами, воинскими уставами, актами органов военного управления, содержащих специальные правила, адресованные военнослужащим субъектам данных общественных отношений.
Формирование определенного правового порядка оборота оружия в Вооруженных Силах преследует цель обеспечения решения конституционных задач по защите государства и общества. Существующие общие и специальные ограничения связаны с необходимостью обеспечения защиты не только военной, но и общественной, экологической безопасности. Правила обращения с отдельными веществами и предметами, представляющие повышенную опасность для окружающих, могут быть определены нормативными актами и других, невоенных, ведомств, невыполнение требований которых военнослужащим также может образовать состав рассматриваемого преступления.
Вышеперечисленные обстоятельства повышают актуальность темы диссертационного исследования и предоставляют возможность провести исследование действующих норм, проблем теории и практики их применения, а также рассмотреть возможность внесения некоторых предложений по корректировке ст. 349 УК РФ.
Степень научной разработанности исследования. Вопросы квалификации и предупреждения нарушений военнослужащими специальных правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, не являются новым научным исследованием.
Теоретические разработки проблем, связанных с преступностью военнослужащих, ранее освещались в трудах Х.М. Ахметшина, Ф.С. Бражника,
A. Б. Васецова, С.М. Иншакова, Б.А. Кожемякина, В. М. Корякина, В.П. Маслова, А.М. Медведева, Ю.И. Мигачева, К.Д. Нечевина, Е.В. Прокоповича,
B. В. Романова, С.А. Семенова, А.А. Смердова, Б.Ф. Старова, В.Т. Стрекозова, A. А. Тер-Акопова, А.А. Толкаченко, И.В. Холодкова, Ю.А. Шульмейстера, К.В. Харабета и других.
Проблемы предотвращения воинских преступлений исследовали ученые - юристы А.Я. Анцупов, Х. М. Ахметшин, С.М. Иншаков, С.П. Кошечев, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунеев, И. М. Мацкевич, Ю.И. Мигачев, Ю.И. Мягков, К.Д. Нечевин, В.В. Романов, О.А. Рахимов, С.А. Семенов, А.А. Смердов, Б.Ф. Старое, А.А. Тер-Акопов, А.А. Толкаченко, В.Е. Эминов и другие.
Отдельные детерминанты преступности военнослужащих, ее предупреждения, дисциплинарной, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной реакции на правонарушения и преступления военнослужащих освещались в работах Х.М. Ахметшина, Ю.М. Антоняна, В.М. Борисенко, В.В. Букреева, А.Е. Волкова, А.Я. Гришко, А.О. Девятко, О.К. Зателепина, А.В. Ищенко, М.К. Кислицына, В.Н. Кудрявцева, К.С. Лиховидова, В.В. Лунеева, C. Л. Мазура, И.М. Мацкевича, С.Ф. Милюкова, Е.А. Моргуленко, Н.А. Петухова, Д.Д., Пожидаева, М.Ю. Птицына, А.А. Толкаченко, А.И. Шилова, B. Е. Эминова и др.
Однако, в последние несколько лет произошли существенные изменения военной политики Российского государства а именно, актуализировавшие проблемы нейтрализации внешних и внутренних угроз для военной безопасности и безопасности военной службы, поиск способов их решений. Принят ряд концептуальных нормативных актов, создающих принципиально новую основу обеспечения безопасности, связанной с обращением с оружием и иными предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, прохождении воинской службы и безопасности военной службы в целом. Прежде всего, это Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (2007г) , фактически содержащий основы криминологической превентивной программы, а также механизмы ее реализации для изучаемого вида преступлений. Заметно стала активизироваться профилактическая деятельность в отношении воинской преступности со стороны Министерства обороны, начали работу в этом направлении такие общественные организации как Общероссийский профессиональный союз военнослужащих, Общественная палата Российской Федерации.
Данное диссертационное исследование даст возможность сформулировать предложения и рекомендации, применение которых позволит усовершенствовать правовую базу борьбы с криминальными проявлениями в сфере обеспечения безопасности воинской службы, а государственным органам и общественным организациями наиболее эффективно использовать возможности в предупреждении преступлений военнослужащих, связанных с нарушением специальных правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
Цели и задачи диссертационного исследования. Теоретическая цель - определение сущности преступлений, посягающих на безопасность военной службы и связанных с нарушением правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, получение новых научно-обоснованных представлений об основаниях уголовной ответственности за совершение данных преступлений. Прикладная цель -разработка предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы для создания эффективной системы мер предупреждения данных преступлений посредством уголовно-правовых, криминологических и организационно-управленческих мер.
Достижение поставленных целей опосредуется решением следующих задач:
1. Проанализировать исторические аспекты развития и становления уголовно-правового законодательства об ответственности за нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
2. Всесторонне рассмотреть объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 349 УК РФ.
3. Провести исследование актуальных мер уголовно-правового воздействия за нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
4. Исследовать особенности организационно-правовых и иных меры борьбы с нарушением правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
5. Раскрыть особенности квалификации нарушения военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, выявить основные проблемы квалификации данных преступлений и выработать теоретически обоснованные предложения по снижению уровня квалификационных ошибок при применении положений статьи 349 УК РФ, обоснование и формулирование мер развития уголовно-правового противодействия нарушений военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
6. Проанализировать особенности отграничения состава преступления, предусмотренного статьей 349 УК РФ от иных преступлений против военной службы, обеспечивающих наиболее эффективную превенцию данных преступлений.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с нарушением военнослужащими правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, наказуемости и предупреждения соответствующих деяний.
Предмет исследования составила норма Уголовного кодекса Российской Федерации, обеспечивающая безопасность военной службы в связи с нарушением правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ), а также практика ее применения, состояние, динамика, тенденции небоевых потерь как индикатор преступлений данного вида, а также основные направления общего и специального предупреждения изучаемого вида общественно опасных деяний.
Методологическая база исследования. Диссертация базируется на системном подходе и современных научных методах познания явлений общественной жизни, социальных процессов.
Методологическим инструментарием для решения названных задач послужили методы системно-структурного анализа, формальной логики, сравнительно-правовой метод, методы статистического и социологического исследования, анкетирование, контент-анализ, экспертные оценки, статистические данные по РФ.
Правовой основой исследования явились Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, источники военного права.
Исследование строилось на основе анализа фундаментальных работ отечественных авторов в области криминологии, уголовного и военного права, военного дела, других наук, экспертных оценок специалистов Военной прокуратуры Российской Федерации.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили статистические данные, характеризующие состояние и уровень распространенности преступлений, предусмотренных статьей 349 УК РФ «Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих», а также уровень и структуру небоевых потерь в Вооруженных силах Российской Федерации в период с 2015 до 2021 годов, представленные Генеральной прокуратурой и Министерством обороны Российской Федерации, обобщения материалов правоприменительной практики военных судов, военных прокуратур и военно-следственных органов, обзоры практики правовых и организационно-правовых мер противодействия преступности военнослужащих, в том числе в связи с нарушением ими правил обращения с оружием и предложения по их совершенствованию, подготовленные Генеральной прокуратурой и Министерством обороны Российской Федерации, информационные материалы Государственной Думы Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации о невоенных потерях и состоянии преступности военнослужащих, иные документы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в теорию уголовного права по научной разработке механизма противодействия преступлениям, посягающим на безопасность военной службы и связанным с нарушением правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть востребованы в практике деятельности правоохранительных органов и подразделений Министерства обороны в процессе формирования и реализации мер профилактики преступлений изучаемого вида, а также в судебной практике. Кроме того, основные положения работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке юристов по специальности «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» как в юридических учебных заведениях, в правотворческой деятельности государственных органов, в правоприменительной деятельности военных судов, прокуратур и военно-следственных органов, в учебном процессе по дисциплинам «Криминология», «Уголовное право» и иных дисциплин социально-правового характера.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на конференциях, посвященных проблеме исследования.
Структура и объем диссертации обусловлены целями и задачами, а также содержанием настоящего исследования Работа включает введение, три главы, четыре параграфа, заключение, библиографию, приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подводя итог изложенному возможно заключить, что под оружием понимается табельное стрелковое, артиллерийское и ракетное оружие, находящееся на вооружении в Вооруженных Силах и других войсках РФ и боеприпасы. Вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих, перечислены в диспозиции статьи 349 УК РФ. Признаком повышенной опасности для окружающих тех или иных веществ и предметов является необходимость принятия при обращении с ними особых мер предосторожности. Объективная сторона состава преступления включает следующие элементы: 1) деяние в форме действия либо бездействия, выраженного в нарушении правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих; 2) общественно опасные последствия в виде причинения тяж кого вреда здоровью человека, уничтожения военной техники либо наступления иных тяжких последствий (ч. 1 ст. 349 УК РФ); причинения по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 349 УК РФ); причинения по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 349 УК РФ); 3) причинная связь между нарушением правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, и наступившими общественно опасными последствиями. Субъектом рассматриваемого преступного посягательства может быть: 1) при нарушении общих правил обращения с оружием и боеприпасами (стрелковым оружием и боеприпасами к нему), которые являются служебной обязанностью каждого военнослужащего, — любой военнослужащий, который в силу тех или иных обстоятельств владеет ими (в законном порядке либо с нарушением правил оборота); 2) при нарушении специальных правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, — только военнослужащий, на которого, в соответствии с нормативным или индивидуальным правовым актом, были возложены обязанности соблюдать определенные правила обращения с оружием и предметами, представляющими опасность для окружающих, который был ознакомлен с указанными специальными правилами и в установленном нормативном порядке включен в сферу соответствующих правоотношений. Несоблюдение нормативно определенного порядка исключает уголовную ответственность за рассматриваемое преступление. Деяния, описанные в ч. 1 статьи 349 УК РФ относятся к преступлениям небольшой тяжести, в чч. 2 и 3 — к преступлениям средней тяжести.
Объектом охраны норм военно-уголовного законодательства являются военная безопасность Российской Федерации, установленный порядок несения воинской службы, который как совокупность общественных отношений в армии, регулируемых законами Российской Федерации, воинскими уставами, составляет часть правопорядка, являющегося общим объектом уголовно-правовой охраны Непосредственным объектом для преступлений, предусмотренных статьей 349 УК РФ, является безопасность прохождения воинской службы, установленный порядок использования и сбережения военного имущества, основой которого являются различные виды вооружения и военной техники Дополнительный объект данного состава безопасность мирных жителей, авторитет вооруженных сил, воинская дисциплина
Предлагается следующая классификация предметов, предусмотренных статьей 349 УК РФ 1) предметы, которые при несоблюдении правил обращения с ними являются источником угрозы для безопасности военной службы и общественной безопасности взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы, 2) предметы, которые при несоблюдении правил обращения с ними создают угрозу обороноспособности государства — ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила обращения, вооружение
Наряду с материальными основаниями выделения специального предмета статьи 349 УК РФ, существуют и формально-юридические, обуславливающие специальную противоправность данного преступления.
Источники, образующие такую базу, классифицированы следующим образом 1) нормативные акты, устанавливающие особый правовой режим предметов в рамках любых правоотношений, 2) нормативно-правовые и нормативно-технические акты, устанавливающие особый правовой режим обращения с данными предметами в условиях военной службы Источниками, содержащими правила безопасности для военнослужащих при обращении с теми или иными предметами, являются законодательные акты, нормативно-техническая документация, правила и инструкции. Названные источники могут быть отнесены как к правовым, так и техническим нормам
Проблемы квалификации деяний по статьи 349 УК РФ связаны, главным образом, с ошибочной оценкой предмета преступления, вменением преступлений с избыточной квалификацией, оценкой действий военнослужащих, которым оружие и иные предметы не были вверены для служебного пользования, конкуренцией общих и специальных норм, конкуренцией двух и более специальных норм, устанавливающих ответственность военнослужащих, разграничением нарушений правил обращения с оружием и фактов суицида военнослужащих
Анализ специальной военной и технической литературы показывает, что перечень предметов по статьи 349 УК РФ морально устарел, поскольку не отражает состояния современных вооружений, находящихся в войсках Создание принципиально новых типов вооружений (лучевого, инфразвукового, генетического, психотропного, геофизического оружия) — мировой тренд Юридическая наука должна располагать определенным футурологическим запасом для того, чтобы обеспечить такие уголовно-правовые конструкции, которые адекватно отражали бы технологическую и антропогенно-деятельностную составляющую военной безопасности
Меры развития уголовно-правового противодействия нарушений военнослужащими правил обращения с оружием и иными предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, диссертант связывает с корректированием круга предметов актуальному состоянию военного дела и военных технологий, уточнением и упорядочением последствий данного преступления, усилением уголовной репрессии для военнослужащих в период действия военного положения
Предлагается следующая редакция ст.349 УК РФ
Статья 349. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих
I Нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, вооружением, взрывчатыми, сильнодействующими, ядовитыми веществам, ядерными и радиоактивными материалами, компонентами биологического, лучевого, инфразвукового, генетического, психотропного, геофизического оружия и иных видов оружия, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, уничтожение или повреждение военной техники, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет 2 То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, либо иные тяжкие последствия, либо совершенное в период военного положения, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет»
В настоящее время сложилась и развивается система предупреждения воинских преступлений, основными субъектами которой являются органы государственной власти (Министерство Обороны Российской Федерации, Генеральная прокуратура России, Главная военная прокуратура), общественные организации (Общероссийский профессиональный союз военнослужащих, Общественная палата Российской Федерации), международные организации (Международный Комитет Красного Креста) Данная система включает нормативно-правовые и нормативно-технические акты, федеральные и региональные программы, направленные на снижение уровня специальных воинских преступлений, в том числе связанных с нарушением специальных правил обращения с оружием и вооружением, повышение уровня технической подготовки и дисциплины военнослужащих проблемы квалификации деяний по ст. 349 УК РФ связаны, главным образом с ошибочной оценкой предмета преступления; вменением преступлений с избыточной квалификацией; оценкой действий военнослужащих, которым оружие и иные предметы не были вверены для служебного пользования; конкуренцией общих и специальных норм; конкуренцией двух и более специальных норм, устанавливающих ответственность военнослужащих; разграничением нарушений правил обращения с оружием и фактов суицида военнослужащих. Проанализировав точки зрения относительно квалификации по ст. 349 УК РФ и привлечения к уголовной ответственности военнослужащего, как специального субъекта, считаем логичным считать субъектом преступления всех лиц, проходивших военную службу и знающих правила обращения с оружием, но не относить к данным лицам исключительно тех лиц, которые имеют непосредственные служебные обязанности обращаться с оружием в соответствии с правилами. К данным лицам могут относиться и те военнослужащие, которые проходили обучение по использованию, обращению и изучению технических характеристик оружия. Именно эти лица могут осознавать общественную опасность небрежного или легкомысленного обращения с оружием и осознавать возможные последствия в случае нарушения правил обращения с ним.
Правильность разграничения нарушений правил обращения с оружием и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, со смежными составами преступлений в уголовном праве Российской Федерации зависит от глубокого понимания сущности совершенного деяния, в обязательном порядке требует тщательного анализа специфики военной службы с использованием вышерассмотренных критериев.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета.- 2020. - № 144.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. -
1996. -№ 25. - С. 4578-4689.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. -2001. - № 52 (Ч. I). - Ст. 4921.
4. Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об использовании атомной энергии» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.
5. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
6. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
7. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2018 № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов». Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_312308.
8. Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 // Красная звезда. 10 января 2008 г.
9. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 12.07.2021) «Об
утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/c898e37b15002afce9357 e402aed7491bf20bbf8/.
10. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/
11. Обзор кассационно-надзорной практики военного суда Московского военного округа // Официальный сайт Московского окружного военного суда// www.movs.ru
12. Обзор судебной практики Военной коллегии Верховного Суда РФ но делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими // СПС «КонсультантПлюс».
13. Приговор Псковского гарнизонного военного суда (Псковская область) № 1-59/2017 от 13 декабря 2017 г. по делу № 1-59/2017. URL: https://sudact.ru/regular/doc/WsvTkFeg5xbQ/(дата обращения: 16.01.2021).
14. Приговор Нижегородского гарнизонного военного суда (Нижегородская область) № 1-110/2018 1-5/2019 от 29 января 2019 г. по делу № 1-110/2018. URL: https://sudact.ru/regular/doc/sUGTgfIwZyYv/(дата обращения: 16.01.2021).
15. Приговор Кяхтинского гарнизонного военного суда (Республика Бурятия) № 1-1/2019 1-38/2018 от 18 января 2019 г. по делу № 1-1/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/1a2POT8iv7Lt/(дата обращения: 16.01.2021).
16. Приговор Саратовского гарнизонного военного суда (Саратовская область) № 1-46/2019 от 4 сентября 2019 г. по делу № 1-46/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/TSVuOeodZt1s/(дата обращения: 16.01.2021).
17. Приговор Биробиджанского гарнизонного военного суда (Еврейская автономная область) № 1-34/2019 от 4 сентября 2019 г. по делу № 1-34/2019.URL: https://sudact.ru/regular/doc/42sf5GIDcnHf/(дата обращения: 16.01.2021).
18. Приговор Балтийского гарнизонного военного суда (Калининградская область) № 1-51/2016 от 17 ноября 2016 г. по делу № 1¬51/2016.URL: https://sudact.ru/regular/doc/csbiNxsjvT1W/(дата обращения: 16.01.2021).
19. Приговор Белогорского гарнизонного военного суда (Амурская область) № 1-31/2017 от 29 августа 2017 г. по делу № 1-31/2017. URL: https://sudact.ru/regular/doc/i3szEiP9PhLt/(дата обращения: 16.01.2021).
20. Бюллетень Верховного Суда СССР, 1987, № I, с. 14-15.
21. Американские ученые стоят на пороге создания качественно нового оружия // CNews.ru. 1 ноября 2006 г.
22. Ахметшин Х.М. Избранные труды. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 364.
23. Ахметшин Х. М., Петухов Н. А., Тер-Акопов А. А., Уколов А. Т. Преступления против военной службы (военно-уголовное законодательство Российской Федерации): Науч.-практ. комментарий Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1999. С. 96;
24. Базаров, Р.А. Преступление. Состав преступления. - Челябинск,
1997. - С.5.
25. Бобылов Ю. Новое биологическое оружие: смена парадигмы военного мышления // Независимое военное обозрение. - 2017. - № 11. - С. 28 -30.
26. Боев, В.И. Уголовное право военного времени. - М., 2007. - С. 149.
27. Борков, В.Н. Преступления протии военной службы как посягательства на государственную власть // Военное право. - 2006, декабрь. - С. 18.
28. Борбат А.В., Кандыбко Н.В., Мусеибов А.Г. Предупреждение преступлений, совершаемых военнослужащими по неосторожности // Российский следователь. 2020. № 1. С. 44.
29. Благов, Е.В. Об оценке неправильного применения уголовного закона // Категориальный аппарат уголовного права и уголовного процесса: Сборник научных трудов Ярославского государственного университета. - Ярославль, 1993. - С. 70.
30. Бытко Ю.И. Проблемы суда присяжных в Российской Федерации // Современное право. 2018. № 2. С. 118.
31. ВМФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20211216/armiya-1764048186.html
32. Военная доктрина России 2021 г.// Российская газета, N 298, 30.12.2020
33. ВТС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20211216/armiya-1764048186.html
34. Выбор РИА Новости: главные события 2021 года в военной сфере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20211216/armiya- 1764048186.html
35. Георгиевкий Э. В. История уголовного права России / Э. В. Георгиевский. - Иркутск, 2004. - С. 104
36. Глистин В.К. Проблема уголовно-правовой охраны общественных отношений: объект и квалификация преступлений. - Л., 1979. - С.94
37. Горевой, Р. Учения - смерть! // Версия. - №48 от 13.12.2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://versia.ru/neboevye-poteri-rossii- ezhegodno-ischislyayutsya-sotnyami-voennosluzhashhix
38. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. - Л., 1983.-С.6
39. Ермакова О.В. Понятие механизма преступного деяния и его значение для уголовно-правовой науки // Алтайский юридический вестник. 2019. №2(26). С. 77.
40. Ермолович, Я. Н. Научно-практический комментарий к главе 33 Уголовного кодекса Российской Федерации (постатейный, с судебной практикой) / Я. Н. Ермолович. — М.: Центр правовых коммуникаций, 2018. - 240 с.
41. Задоян, А. А. Проблемы уголовно-правового предупреждения незаконного оборота оружия. Монография. Отв. ред. Мацкевич И. М. - М.: Проспект, 2013. - 284 с.
42. «Запад-2021» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ria.ru/20211216/armiya-1764048186.html
43. Карпец, И.И. Современные проблемы уголовного права и
криминологии. -М., 1976. - С.67.
44. Коган, В.М. Социальные свойства преступности. - М., 1977. С.7-12.
45. Комментарии к ст. 349 УК РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zknrf.ru/uk/Razdel-XI/Glava-33/Statya-349/
46. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Н.Ф. Кузнецовой. -М.: Проспект, 2018. - С.31.
47. Коновалов А.В. Принципы права в доктринах и законодательстве стран континентальной правовой семьи // Журнал российского права. 2018. № 8. С. 18.
48. Криминология. Учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2017.
49. Кудрявцев, В.Н. Общая теория квалификации преступлений. - М.: Юридическая литература, 1994, с. 146-149.
50. Кудрявцев В.Н. Социологический аспект преступления // Вопросы борьбы с преступностью. - 1973. - № 18. - С.6.
51. Кузнецова, Н.Ф. Преступление и преступность. - М., 1969. - С. 173.
52. Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М.: Статут, 2017. С. 110.
53. Кущ, С. И. Разграничение нарушений правил обращения с оружием и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, в уголовном праве РФ // Власть, 2010. - №11. - С. 92-95.
54. Литовкин, Д. «Тритоны»- разведчики // www.izvcstia.ru/armia2.
55. Ляхов, Е. Г. Безопасность государства и Мирового сообщества: теоретико-правовая формула обеспечения в XXI веке / Е. Г. Ляхов, Д. Е. Ляхов, А. А. Алимов.- Челябинск: Цицеро, 2015; Костин В. И. Национальная безопасность современной России: экономический и социокультурный аспекты.- 3-е изд./ В. И. Костин, А. В. Костина.- М.: URSS: ЛЕНАНД, 2016; Тонких В. А. Россия в глобальном мире / В. А. Тонких, О. Е. Фарберова.- Воронеж: Научная книга, 2016, и др.
56. Маликов С.В. Юридический и фактический моменты окончания преступления // Юридические исследования. 2019. № 8. С. 5.
57. Марцев, А.И. Преступление: сущность и содержание. - Омск, 1986. -С. 9-11.
58. Милюков С.Ф. Ревизия российского уголовного законодательства: криминологическая обоснованность и уголовно-политические последствия // Саратовский центр по исследованию организованной преступности и коррупции // http://sartraccc.sgap.ru/index.htm
59. Муркштис, М. И. Уголовно-правовое противодействие незаконному обороту оружия. [Электронное издание]. - М.: Статут, 2019. - 238 с.
60. НАТО у границ России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20211216/armiya-1764048186.html
61. Наумов, А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. -М., 1996. - С. 152.
62. Невский С. А. Ответственность за незаконный оборот оружия по уголовному законодательству второй половины XIX — начала XX века /С. А. Невский //Уголовное право. - 2003. - № 2.
63. Никитина, Е.В. Уголовная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества. Дисс. ...кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2000. - С.49.
64. Новые системы ПВО-ПРО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20211216/armiya-1764048186.html
65. Однодвигательный Checkmate [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20211216/armiya-1764048186.html
66. Официальный сайт Президента РФ. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424
67. Первые «Арматы» и «Тайфуны» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20211216/armiya-1764048186.html
68. Петухов Н.А. Деятельность военных судов России в особый период (в военное время, в боевой обстановке) // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации // www.supcourt.ru
69. Письмо Генеральной прокуратуры от 20 августа 2004 г. - № 46/2
70. Петухов Н.А. Деятельность военных судов России в особый период (в военное время, в боевой обстановке) // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации // www.supcourt.ru
71. Прохоров, B.C. Преступление и ответственность. - Л., 1984. - С.60¬61.
72. Предотвращение использования биологического и химического оружия: 80 лет спустя» // Официальный сайт Международного Комитета Красного Креста // www.icrc.org
73. Рапопорт, Е. А. Уголовно-правовые основы предупреждения преступлений. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001. С. 11.
74. Ременсон, А.Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы. - Томск, 1965. - С.8.
75. Саркисова Э. А. Предупредительная роль уголовного закона. Минск, 1979. С. 23.
76. Ситникова А.И. Законодательная текстология уголовного права // Lexrussica. 2017. № 3. С. 110.
77. Служба информации и общественных связей СКВО // www.mil.ru
78. Создан тяжелый беспилотник для боев в городе // Наука. - 2006. - №10.-С.12-13.
79. Сошина, Л. А. История развития уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за незаконный оборот оружия в дореволюционный период в России // Сибирский юридический вестник 2008. - №2 (41).-С.103- 107.
80. Спирин, А.С. Фундаментальная наука и проблемы биологической безопасности // Вестник Российской Академии наук. Т. 74. - 2018, № 11. - С. 963-972.
81. Тимофеев, Т.Ю. Уголовная ответственность за нарушение военнослужащими правил обращения с предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. - Автореферат дисс. к. юр.н. - М., 2010.-30 с.
82. Тимофеев, Ю. Ю. Некоторые проблемы квалификации преступлений, связанных с нарушением правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную общественную опасность для окружающих // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2009. -N 8. - С. 79.
83. Тонких, В. А. Национальная безопасность России в условиях современных вызовов и угроз / В. А. Тонких, Н. А. Лытнева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 11 (145). - С. 404-408. - URL: https://moluch.ru/archive/145/40753/(дата обращения: 10.12.2021)
84. Туркин, А.А. Уголовная ответственность за нарушение правил обращения с оружием и предметами,представляющими повышенную опасность для окружающих. - Дисс. ...кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2005. - С.5.
85. Уголовное право. Особенная часть / отв. ред. проф. И.Я. Козаченко. -М.: НОРМА, 2011.-366 с.
86. УК РФ. Особенная часть. Раздел XI. Преступления против военной службы Глава 33. Преступления против военной службы. Статья 349. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Обзор судебной практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ukodrf.ru/statya-3491
87. Уголовное право в 2 т. Том 2. Особенная часть : учебник для вузов / А. В. Наумов [и др.] ; ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник. — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 499 с
88. Уголовное право. Общая часть / под ред. В.Н. Петрашева. - М.: ПРИОР, 1999. - 542 с.
89. Уголовное право. Особенная часть: преступления против государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества: учебник для вузов / В. М. Алиев [и др.] ; под общей редакцией В. И. Гладких, А. К. Есаяна. -М.: Издательство Юрайт, 2020. - 309 с.
90. Федорова, А. И. Особенности правового положения военнослужащего как субъекта в соответствии со статьей 349 УК РФ / А. И. Федорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 265-266.
91. Чемеринский К.В. Понятие криминализации общественно опасного деяния // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2016. №3(22). С. 330.
92. Шестак, В. А. Нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих: Дис.... канд. юрид. наук. -М., 2004. - С. 9.
93. Шилов А., Бессонов Е. Общественно опасные последствия и причинная связь как признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 349 УК РФ // Уголовное право. 2012. № 4. С. 42.
94. Шкеле М.В. Объективная сторона преступления // Юридическая наука: история и современность. 2019. № 4. С. 121.
95. Харитонов С.С. О понятиях «близлежащий населенный пункт» и «место военной службы» в контексте жилищных отношений с участием военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2017. № 12. С. 47.
96. Якушев А.Н. Общественно опасные последствия преступлений против военной службы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 63.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ