ГЕШТАЛЬТОРИЕНТИРОВАННАЯ АРТ-КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
|
Введение 3-7
1. Психология профессиональной деятельности персонала
пенитенциарных учреждений 8-21
1.1 Психологическое содержание и структура деятельности по исполнению
наказаний 8-13
1.2 Психология личности сотрудников уголовно-исполнительной системы 13-17
1.3 Психолого-педагогическая характеристика процесса управления деятельностью учреждения по исполнению наказаний 17-21
2. Деятельность в пенитенциарных учреждениях как фактор деформации правосознания 22-36
2.1 Основные экстремальные факторы деятельности в уголовно-исполнительной системе 22
2.2 Проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы 28-36
3. Гештальториентированная арт-коррекция как механизм противодействия профессиональной деформации сотрудников пенитенциарной системы...37- 60
3.1. теоретическое обоснование гештальториентированнной арт- диагностики и коррекции психических состояний в отечественной юридической и зарубежной психологии 37-47
3.2. Практическая составляющая гештальториентрированного арт-коррекционного способа диагностики, коррекции и восстановлении психического здоровья сотрудников пенитенциарных учреждений ....47-60
Заключение
Библиографический список
1. Психология профессиональной деятельности персонала
пенитенциарных учреждений 8-21
1.1 Психологическое содержание и структура деятельности по исполнению
наказаний 8-13
1.2 Психология личности сотрудников уголовно-исполнительной системы 13-17
1.3 Психолого-педагогическая характеристика процесса управления деятельностью учреждения по исполнению наказаний 17-21
2. Деятельность в пенитенциарных учреждениях как фактор деформации правосознания 22-36
2.1 Основные экстремальные факторы деятельности в уголовно-исполнительной системе 22
2.2 Проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы 28-36
3. Гештальториентированная арт-коррекция как механизм противодействия профессиональной деформации сотрудников пенитенциарной системы...37- 60
3.1. теоретическое обоснование гештальториентированнной арт- диагностики и коррекции психических состояний в отечественной юридической и зарубежной психологии 37-47
3.2. Практическая составляющая гештальториентрированного арт-коррекционного способа диагностики, коррекции и восстановлении психического здоровья сотрудников пенитенциарных учреждений ....47-60
Заключение
Библиографический список
Сотрудники уголовно-исполнительной системы отвечают за необходимость защиты общества от преступников. В связи с работой, предполагающей экстремальные ситуации, обостряются психологические проблемы, усиливается психологическая напряженность. Социально-экономические и политические изменения в обществе, реформирование пенитенциарной системы Российской Федерации, приведение ее к международным стандартам в части обеспечения соблюдения прав человека сказываются на количественном и качественном росте требований к деятельности персонала подразделений Федеральной службы исполнения наказаний России и, как следствие, на психическом здоровье сотрудников. Возрастание физической и психологической нагрузки на персонал уголовно-исполнительной системы делает работу психологов с личным составом одним из самых приоритетных направлений в деятельности ФСИН.
Специфика деятельности в уголовно-исполнительной системе нередко влечет за собой профессионально-нравственную деформацию сотрудников и представляет собой системный кризис личности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сотрудники уголовно-исполнительной системы относятся к категории лиц с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок, так как в работе с заключенными обостряются психологические проблемы. Потребность персонала в решении личных проблем психологического характера и обращении к пенитенциарным психологам актуализировала необходимость совершенствования деятельности этих специалистов, повышения уровня их компетентности в оказании реальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, относящимся к категории лиц с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Ведь, одной из важнейших целей оказания психологической помощи является восстановление психического здоровья личности.
Из-за недостатка пригодных методов, приемов и техник коррекции психических состояний персонала уголовно-исполнительной системы, актуализировало исследование возможностей расширения арсенала психокоррекционных методов, пригодных для использования в пенитенциарной системе, в частности, в области гештальт-терапии.
Данные имеющихся исследований говорят о том, что среди сотрудников уголовно-исполнительной системы растет количество лиц, у которых отмечаются психические потери личности, включая деструктивное поведение, проявление агрессивности, алкоголизм, употребление психотропных веществ, суициды и т.д. Целям гармонизации психического состояния личности по - средством самовыражения и самопознания, на наш взгляд, наиболее соответствует гештальториентированная арт-коррекция, воздействующая на все личностные структуры и уровни. В связи с этим внедрение гештальториентированного арт-коррекционного метода, используемого в зарубежной пенитенциарной практике, представляется актуальным и своевременным.
Целью исследования является повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний на основе совершенствования системы их психологической коррекции и профилактики профессиональной деформации посредством гештальториентированного арт-коррекционного воздействия на личность.
С учетом объекта, предмета и цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить психологическое содержание и структуру деятельности по исполнению наказаний;
2. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по проблеме социально-психологических особенностей сотрудников уголовно-исполнительной системы;
3. Выявить основные экстремальные факторы деятельности в уголовно-исполнительной системе;
4. Проанализировать состояние проблемы профессиональной деформации личности и на ее основе реконструировать современное научное представление о данном явлении, значимости мотивации как сущностной психологической предпосылки в проявлении профессиональной деформации с точки зрения подходов ученых последнего времени;
5. Определить эффективность гештальториентированной арт- коррекции как механизм противодействия профессиональной деформации сотрудников пенитенциарной системы.
7. Предложить новый способ арт-коррекции в рамках гештальториентированного подхода
Объектом исследования выступают гештальториентированная арт- коррекция.
Предмет исследования - психологические состояния сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы.
Степень научной разработанности. К проблеме психических состояний в отечественной юридической психологии обращались ряд исследователей. Так, проблемы своевременной диагностики и психокоррекции психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей отражены в работах А.И. Ушатикова, Б.Б. Казак 1999 года, А.И. Папкина 2006 года, сделавшего акцент на управление личностью своими психическими состояниями, повышение уровня готовности к преодолению неблагоприятных психических состоянии, В.И.Серова в 2007 году рассмотрел коррекцию психических состояний с позиций трехуровневой структуры личности. Психические состояния как компонент психического облика сотрудников правоохранительных органов, имеющий существенное значение в деятельности, изучались А.И. Папкиным в 2006 году при исследовании феномена личной профессиональной безопасности, а также В.Ф. Пирожковым и Д.В. Сочивко. М.Г. Дебольский в 2006году деструктивные психические состояния личности рассмотрел в качестве одного из субъективных показателей социально-психологического климата в коллективе сотрудников уголовно-исполнительной системы. В то же время анализ, проведенный М.Г. Дебольским и А.В. Кокуриным в 2005 году, показал, что попытки применения психологами уголовно-исполнительной системы приемов и техник коррекции психических состояний персонала во многом не реализованы, что объясняется сложностью использования методов и недостаточной адаптированностью их в условиях пенитенциарной системы. В 2007 году Красненкова С.А. обновила подход к исследованию сущности и содержания данного вопроса, ей была разработана целая система гештальториентированной арт-коррекции психических состояний сотрудников пенитенциарных учреждений и членов их семей в практическом аспекте.
Теоретической базой работы послужили научные исследования отечественных ученых по пенитенциарной психологии: Глоточкина А.Д., Пирожкова В.Ф., Дебольского М.Г., Кокурина А.В., Красненковой С.А., Писарева О.М., Сочивко Д.В.,Степановой О.Н., Серова В.И., Ушатикова А.И., Казак Б. Б., Папкина А.И., Чербанова В.Т. и других.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г., Регламент Федеральной службы исполнения наказаний^ Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы и другие.
Методологическую основу магистерской диссертации составляет: логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный и ряд других методов.
Структура данной диссертации предопределена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка. В первой главе проанализировано психологическое содержание и структура деятельности по исполнению наказаний, психология личности сотрудников уголовно-исполнительной системы, и психолого-педагогическая характеристика процесса управления деятельностью учреждения уголовно-исполнительной системы. Вторая глава посвящена проблемам деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы. В третьей главе раскрывается один из механизмов противодействия профессиональной деформации сотрудников пенитенциарной системы посредством гештальториентированной арт-терапии.
Специфика деятельности в уголовно-исполнительной системе нередко влечет за собой профессионально-нравственную деформацию сотрудников и представляет собой системный кризис личности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сотрудники уголовно-исполнительной системы относятся к категории лиц с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок, так как в работе с заключенными обостряются психологические проблемы. Потребность персонала в решении личных проблем психологического характера и обращении к пенитенциарным психологам актуализировала необходимость совершенствования деятельности этих специалистов, повышения уровня их компетентности в оказании реальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, относящимся к категории лиц с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Ведь, одной из важнейших целей оказания психологической помощи является восстановление психического здоровья личности.
Из-за недостатка пригодных методов, приемов и техник коррекции психических состояний персонала уголовно-исполнительной системы, актуализировало исследование возможностей расширения арсенала психокоррекционных методов, пригодных для использования в пенитенциарной системе, в частности, в области гештальт-терапии.
Данные имеющихся исследований говорят о том, что среди сотрудников уголовно-исполнительной системы растет количество лиц, у которых отмечаются психические потери личности, включая деструктивное поведение, проявление агрессивности, алкоголизм, употребление психотропных веществ, суициды и т.д. Целям гармонизации психического состояния личности по - средством самовыражения и самопознания, на наш взгляд, наиболее соответствует гештальториентированная арт-коррекция, воздействующая на все личностные структуры и уровни. В связи с этим внедрение гештальториентированного арт-коррекционного метода, используемого в зарубежной пенитенциарной практике, представляется актуальным и своевременным.
Целью исследования является повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний на основе совершенствования системы их психологической коррекции и профилактики профессиональной деформации посредством гештальториентированного арт-коррекционного воздействия на личность.
С учетом объекта, предмета и цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить психологическое содержание и структуру деятельности по исполнению наказаний;
2. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по проблеме социально-психологических особенностей сотрудников уголовно-исполнительной системы;
3. Выявить основные экстремальные факторы деятельности в уголовно-исполнительной системе;
4. Проанализировать состояние проблемы профессиональной деформации личности и на ее основе реконструировать современное научное представление о данном явлении, значимости мотивации как сущностной психологической предпосылки в проявлении профессиональной деформации с точки зрения подходов ученых последнего времени;
5. Определить эффективность гештальториентированной арт- коррекции как механизм противодействия профессиональной деформации сотрудников пенитенциарной системы.
7. Предложить новый способ арт-коррекции в рамках гештальториентированного подхода
Объектом исследования выступают гештальториентированная арт- коррекция.
Предмет исследования - психологические состояния сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы.
Степень научной разработанности. К проблеме психических состояний в отечественной юридической психологии обращались ряд исследователей. Так, проблемы своевременной диагностики и психокоррекции психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей отражены в работах А.И. Ушатикова, Б.Б. Казак 1999 года, А.И. Папкина 2006 года, сделавшего акцент на управление личностью своими психическими состояниями, повышение уровня готовности к преодолению неблагоприятных психических состоянии, В.И.Серова в 2007 году рассмотрел коррекцию психических состояний с позиций трехуровневой структуры личности. Психические состояния как компонент психического облика сотрудников правоохранительных органов, имеющий существенное значение в деятельности, изучались А.И. Папкиным в 2006 году при исследовании феномена личной профессиональной безопасности, а также В.Ф. Пирожковым и Д.В. Сочивко. М.Г. Дебольский в 2006году деструктивные психические состояния личности рассмотрел в качестве одного из субъективных показателей социально-психологического климата в коллективе сотрудников уголовно-исполнительной системы. В то же время анализ, проведенный М.Г. Дебольским и А.В. Кокуриным в 2005 году, показал, что попытки применения психологами уголовно-исполнительной системы приемов и техник коррекции психических состояний персонала во многом не реализованы, что объясняется сложностью использования методов и недостаточной адаптированностью их в условиях пенитенциарной системы. В 2007 году Красненкова С.А. обновила подход к исследованию сущности и содержания данного вопроса, ей была разработана целая система гештальториентированной арт-коррекции психических состояний сотрудников пенитенциарных учреждений и членов их семей в практическом аспекте.
Теоретической базой работы послужили научные исследования отечественных ученых по пенитенциарной психологии: Глоточкина А.Д., Пирожкова В.Ф., Дебольского М.Г., Кокурина А.В., Красненковой С.А., Писарева О.М., Сочивко Д.В.,Степановой О.Н., Серова В.И., Ушатикова А.И., Казак Б. Б., Папкина А.И., Чербанова В.Т. и других.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г., Регламент Федеральной службы исполнения наказаний^ Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы и другие.
Методологическую основу магистерской диссертации составляет: логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный и ряд других методов.
Структура данной диссертации предопределена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка. В первой главе проанализировано психологическое содержание и структура деятельности по исполнению наказаний, психология личности сотрудников уголовно-исполнительной системы, и психолого-педагогическая характеристика процесса управления деятельностью учреждения уголовно-исполнительной системы. Вторая глава посвящена проблемам деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы. В третьей главе раскрывается один из механизмов противодействия профессиональной деформации сотрудников пенитенциарной системы посредством гештальториентированной арт-терапии.
Работа учреждений и органов уголовно-исполнительной системы сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Специфика деятельности в уголовно-исполнительной системе нередко влечет за собой профессионально-нравственную деформацию сотрудников и представляет собой системный кризис личности. Причины деформации всегда индивидуальны и коренятся в психике его носителя.
На успешность профессиональной деятельности сотрудников УИС влияют такие качества личности, как дисциплинированность, психическая выносливость, способность к длительному сосредоточению, организованность, уверенность в себе, оптимальные навыки межличностного общения, которые находят свое интегральное выражение в таких профессионально-значимых качествах, как уровень интернальности поведения, развитые коммуникативные качества, сформированность самооценки.
Нереализованность попыток применения психологами уголовно-исполнительной системы приемов и техник коррекции психических состояний персонала, из-за недостатка пригодных для этого методов актуализировало исследование применимости и эффективности гештальториентированного арт-метода, используемого в зарубежной пенитенциарной практике.
Нами выявлены недостаточная изученность психических состояний личности, методов их исследования и регуляции в юридической психологии. Психические состояния связаны с индивидуальными особенностями личности. Установлено, что психические состояния и индивидуальные особенности определяют характеристику психической деятельности в целом, а не отдельных ее элементов, функций или сторон.
Проанализированные данные позволили сделать вывод об изменениях психических состояний личности, произошедших в результате гештальториентированной арт-коррекционной работы, что подтверждает эффективность данного психокоррекционного метода. Анализ источников отечественной юридической психологии показал, что гештальториентированная арт-терапия применима в работе психологов уголовно-исполнительной системы при осуществлении коррекции
психических состояний сотрудников пенитенциарной системы, поскольку
гештальториентированная арт-коррекция является одновременно
психодиагностическим и психокоррекционным средством психических состояний личности.
За последнее десятилетие в стране идет активное методологическое и практическое развитие арт-терапии, внедрение форм и методов данного направления в различные социальные сферы.
Активное развитие арт-терапии показывает интеграцию психологических методов и традиционных, инновационных форм современного искусства - кинематографа, видеоарта, компьютерного творчества и других.
Нами предложена разработка внедрения нового способа психокоррекции психических состояний, таких как музейная арт-терапия. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Через историческую связь с традициями своего народа и страны, этнической идентичности, происходит сохранение и усиление способностей и ресурсов личности.
Условно говоря, происходит «врачевание» средствами музея недугов человеческой психики. Ведь конечная цель — гармонизировать свое состояние, что и преследует гештальториентированная арт-терапия. Закрыть все то, что не давало покоя.
Инновационная форма работы музейная арт-терапия имеет широкие перспективы развития для работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, вопросы формирования социально-психологической компетентности сотрудников пенитенциарных учреждений всегда являлись и продолжают оставаться актуальным направлением научных практических исследований. Несмотря на существующие теоретические и экспериментальные исследования данной проблемы, остаётся ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения.
На успешность профессиональной деятельности сотрудников УИС влияют такие качества личности, как дисциплинированность, психическая выносливость, способность к длительному сосредоточению, организованность, уверенность в себе, оптимальные навыки межличностного общения, которые находят свое интегральное выражение в таких профессионально-значимых качествах, как уровень интернальности поведения, развитые коммуникативные качества, сформированность самооценки.
Нереализованность попыток применения психологами уголовно-исполнительной системы приемов и техник коррекции психических состояний персонала, из-за недостатка пригодных для этого методов актуализировало исследование применимости и эффективности гештальториентированного арт-метода, используемого в зарубежной пенитенциарной практике.
Нами выявлены недостаточная изученность психических состояний личности, методов их исследования и регуляции в юридической психологии. Психические состояния связаны с индивидуальными особенностями личности. Установлено, что психические состояния и индивидуальные особенности определяют характеристику психической деятельности в целом, а не отдельных ее элементов, функций или сторон.
Проанализированные данные позволили сделать вывод об изменениях психических состояний личности, произошедших в результате гештальториентированной арт-коррекционной работы, что подтверждает эффективность данного психокоррекционного метода. Анализ источников отечественной юридической психологии показал, что гештальториентированная арт-терапия применима в работе психологов уголовно-исполнительной системы при осуществлении коррекции
психических состояний сотрудников пенитенциарной системы, поскольку
гештальториентированная арт-коррекция является одновременно
психодиагностическим и психокоррекционным средством психических состояний личности.
За последнее десятилетие в стране идет активное методологическое и практическое развитие арт-терапии, внедрение форм и методов данного направления в различные социальные сферы.
Активное развитие арт-терапии показывает интеграцию психологических методов и традиционных, инновационных форм современного искусства - кинематографа, видеоарта, компьютерного творчества и других.
Нами предложена разработка внедрения нового способа психокоррекции психических состояний, таких как музейная арт-терапия. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Через историческую связь с традициями своего народа и страны, этнической идентичности, происходит сохранение и усиление способностей и ресурсов личности.
Условно говоря, происходит «врачевание» средствами музея недугов человеческой психики. Ведь конечная цель — гармонизировать свое состояние, что и преследует гештальториентированная арт-терапия. Закрыть все то, что не давало покоя.
Инновационная форма работы музейная арт-терапия имеет широкие перспективы развития для работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, вопросы формирования социально-психологической компетентности сотрудников пенитенциарных учреждений всегда являлись и продолжают оставаться актуальным направлением научных практических исследований. Несмотря на существующие теоретические и экспериментальные исследования данной проблемы, остаётся ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения.



