Введение 3-7
1. Психология профессиональной деятельности персонала
пенитенциарных учреждений 8-21
1.1 Психологическое содержание и структура деятельности по исполнению
наказаний 8-13
1.2 Психология личности сотрудников уголовно-исполнительной системы 13-17
1.3 Психолого-педагогическая характеристика процесса управления деятельностью учреждения по исполнению наказаний 17-21
2. Деятельность в пенитенциарных учреждениях как фактор деформации правосознания 22-36
2.1 Основные экстремальные факторы деятельности в уголовно-исполнительной системе 22
2.2 Проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы 28-36
3. Гештальториентированная арт-коррекция как механизм противодействия профессиональной деформации сотрудников пенитенциарной системы...37- 60
3.1. теоретическое обоснование гештальториентированнной арт- диагностики и коррекции психических состояний в отечественной юридической и зарубежной психологии 37-47
3.2. Практическая составляющая гештальториентрированного арт-коррекционного способа диагностики, коррекции и восстановлении психического здоровья сотрудников пенитенциарных учреждений ....47-60
Заключение
Библиографический список
Сотрудники уголовно-исполнительной системы отвечают за необходимость защиты общества от преступников. В связи с работой, предполагающей экстремальные ситуации, обостряются психологические проблемы, усиливается психологическая напряженность. Социально-экономические и политические изменения в обществе, реформирование пенитенциарной системы Российской Федерации, приведение ее к международным стандартам в части обеспечения соблюдения прав человека сказываются на количественном и качественном росте требований к деятельности персонала подразделений Федеральной службы исполнения наказаний России и, как следствие, на психическом здоровье сотрудников. Возрастание физической и психологической нагрузки на персонал уголовно-исполнительной системы делает работу психологов с личным составом одним из самых приоритетных направлений в деятельности ФСИН.
Специфика деятельности в уголовно-исполнительной системе нередко влечет за собой профессионально-нравственную деформацию сотрудников и представляет собой системный кризис личности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сотрудники уголовно-исполнительной системы относятся к категории лиц с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок, так как в работе с заключенными обостряются психологические проблемы. Потребность персонала в решении личных проблем психологического характера и обращении к пенитенциарным психологам актуализировала необходимость совершенствования деятельности этих специалистов, повышения уровня их компетентности в оказании реальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, относящимся к категории лиц с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Ведь, одной из важнейших целей оказания психологической помощи является восстановление психического здоровья личности.
Из-за недостатка пригодных методов, приемов и техник коррекции психических состояний персонала уголовно-исполнительной системы, актуализировало исследование возможностей расширения арсенала психокоррекционных методов, пригодных для использования в пенитенциарной системе, в частности, в области гештальт-терапии.
Данные имеющихся исследований говорят о том, что среди сотрудников уголовно-исполнительной системы растет количество лиц, у которых отмечаются психические потери личности, включая деструктивное поведение, проявление агрессивности, алкоголизм, употребление психотропных веществ, суициды и т.д. Целям гармонизации психического состояния личности по - средством самовыражения и самопознания, на наш взгляд, наиболее соответствует гештальториентированная арт-коррекция, воздействующая на все личностные структуры и уровни. В связи с этим внедрение гештальториентированного арт-коррекционного метода, используемого в зарубежной пенитенциарной практике, представляется актуальным и своевременным.
Целью исследования является повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний на основе совершенствования системы их психологической коррекции и профилактики профессиональной деформации посредством гештальториентированного арт-коррекционного воздействия на личность.
С учетом объекта, предмета и цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить психологическое содержание и структуру деятельности по исполнению наказаний;
2. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по проблеме социально-психологических особенностей сотрудников уголовно-исполнительной системы;
3. Выявить основные экстремальные факторы деятельности в уголовно-исполнительной системе;
4. Проанализировать состояние проблемы профессиональной деформации личности и на ее основе реконструировать современное научное представление о данном явлении, значимости мотивации как сущностной психологической предпосылки в проявлении профессиональной деформации с точки зрения подходов ученых последнего времени;
5. Определить эффективность гештальториентированной арт- коррекции как механизм противодействия профессиональной деформации сотрудников пенитенциарной системы.
7. Предложить новый способ арт-коррекции в рамках гештальториентированного подхода
Объектом исследования выступают гештальториентированная арт- коррекция.
Предмет исследования - психологические состояния сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы.
Степень научной разработанности. К проблеме психических состояний в отечественной юридической психологии обращались ряд исследователей. Так, проблемы своевременной диагностики и психокоррекции психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей отражены в работах А.И. Ушатикова, Б.Б. Казак 1999 года, А.И. Папкина 2006 года, сделавшего акцент на управление личностью своими психическими состояниями, повышение уровня готовности к преодолению неблагоприятных психических состоянии, В.И.Серова в 2007 году рассмотрел коррекцию психических состояний с позиций трехуровневой структуры личности. Психические состояния как компонент психического облика сотрудников правоохранительных органов, имеющий существенное значение в деятельности, изучались А.И. Папкиным в 2006 году при исследовании феномена личной профессиональной безопасности, а также В.Ф. Пирожковым и Д.В. Сочивко. М.Г. Дебольский в 2006году деструктивные психические состояния личности рассмотрел в качестве одного из субъективных показателей социально-психологического климата в коллективе сотрудников уголовно-исполнительной системы. В то же время анализ, проведенный М.Г. Дебольским и А.В. Кокуриным в 2005 году, показал, что попытки применения психологами уголовно-исполнительной системы приемов и техник коррекции психических состояний персонала во многом не реализованы, что объясняется сложностью использования методов и недостаточной адаптированностью их в условиях пенитенциарной системы. В 2007 году Красненкова С.А. обновила подход к исследованию сущности и содержания данного вопроса, ей была разработана целая система гештальториентированной арт-коррекции психических состояний сотрудников пенитенциарных учреждений и членов их семей в практическом аспекте.
Теоретической базой работы послужили научные исследования отечественных ученых по пенитенциарной психологии: Глоточкина А.Д., Пирожкова В.Ф., Дебольского М.Г., Кокурина А.В., Красненковой С.А., Писарева О.М., Сочивко Д.В.,Степановой О.Н., Серова В.И., Ушатикова А.И., Казак Б. Б., Папкина А.И., Чербанова В.Т. и других.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г., Регламент Федеральной службы исполнения наказаний^ Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы и другие.
Методологическую основу магистерской диссертации составляет: логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный и ряд других методов.
Структура данной диссертации предопределена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка. В первой главе проанализировано психологическое содержание и структура деятельности по исполнению наказаний, психология личности сотрудников уголовно-исполнительной системы, и психолого-педагогическая характеристика процесса управления деятельностью учреждения уголовно-исполнительной системы. Вторая глава посвящена проблемам деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы. В третьей главе раскрывается один из механизмов противодействия профессиональной деформации сотрудников пенитенциарной системы посредством гештальториентированной арт-терапии.
Работа учреждений и органов уголовно-исполнительной системы сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Специфика деятельности в уголовно-исполнительной системе нередко влечет за собой профессионально-нравственную деформацию сотрудников и представляет собой системный кризис личности. Причины деформации всегда индивидуальны и коренятся в психике его носителя.
На успешность профессиональной деятельности сотрудников УИС влияют такие качества личности, как дисциплинированность, психическая выносливость, способность к длительному сосредоточению, организованность, уверенность в себе, оптимальные навыки межличностного общения, которые находят свое интегральное выражение в таких профессионально-значимых качествах, как уровень интернальности поведения, развитые коммуникативные качества, сформированность самооценки.
Нереализованность попыток применения психологами уголовно-исполнительной системы приемов и техник коррекции психических состояний персонала, из-за недостатка пригодных для этого методов актуализировало исследование применимости и эффективности гештальториентированного арт-метода, используемого в зарубежной пенитенциарной практике.
Нами выявлены недостаточная изученность психических состояний личности, методов их исследования и регуляции в юридической психологии. Психические состояния связаны с индивидуальными особенностями личности. Установлено, что психические состояния и индивидуальные особенности определяют характеристику психической деятельности в целом, а не отдельных ее элементов, функций или сторон.
Проанализированные данные позволили сделать вывод об изменениях психических состояний личности, произошедших в результате гештальториентированной арт-коррекционной работы, что подтверждает эффективность данного психокоррекционного метода. Анализ источников отечественной юридической психологии показал, что гештальториентированная арт-терапия применима в работе психологов уголовно-исполнительной системы при осуществлении коррекции
психических состояний сотрудников пенитенциарной системы, поскольку
гештальториентированная арт-коррекция является одновременно
психодиагностическим и психокоррекционным средством психических состояний личности.
За последнее десятилетие в стране идет активное методологическое и практическое развитие арт-терапии, внедрение форм и методов данного направления в различные социальные сферы.
Активное развитие арт-терапии показывает интеграцию психологических методов и традиционных, инновационных форм современного искусства - кинематографа, видеоарта, компьютерного творчества и других.
Нами предложена разработка внедрения нового способа психокоррекции психических состояний, таких как музейная арт-терапия. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Через историческую связь с традициями своего народа и страны, этнической идентичности, происходит сохранение и усиление способностей и ресурсов личности.
Условно говоря, происходит «врачевание» средствами музея недугов человеческой психики. Ведь конечная цель — гармонизировать свое состояние, что и преследует гештальториентированная арт-терапия. Закрыть все то, что не давало покоя.
Инновационная форма работы музейная арт-терапия имеет широкие перспективы развития для работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, вопросы формирования социально-психологической компетентности сотрудников пенитенциарных учреждений всегда являлись и продолжают оставаться актуальным направлением научных практических исследований. Несмотря на существующие теоретические и экспериментальные исследования данной проблемы, остаётся ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения.
1. Конституция Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками 2020 г.)
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1-ФЗ // Российская газета. - 16.01.1997. - № 9.
3. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г. распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть. Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259. (в ред. от 23.08.2012) // Российская газета. - 02.03.2006.
4. Об организации воспитательной работы с работниками
уголовно-исполнительной системы : приказ Федеральной службы
исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. N 555
5. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы : приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 238
6. Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259. (в ред. от 23.08.2012) // Российская газета. - 02.03.2006.
7. Регламент Федеральной службы исполнения наказаний : утвержден Приказом ФСИН РФ от 19 мая 2006 г. № 245// Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Специальная научная и учебная литература:
8. Глоточкин, А.Д. Исправительно-трудовая психология. Учебник / А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков; Под ред.: Платонов К.К. - М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1974. - 426 с.
9. Дебольский, М.Г. Основы психологии управления : программа для руководителей управлений, отделов территориальных органов УИС, начальников исправительных учреждений, следственных изоляторов и их заместителей. / М.Г.Дебольский, А.В.Кокурин ; под ред. С.Х.Шамсунова. - М. : ГУ-ИН Минюста России, 2003. - 35 с.
10. Ждан А.Н. История психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 512с.
11. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. — СПб.: Питер, 2002. - 672.
12. Лебедев, В.В. Профессиональная деформация у сотрудников ИТУ. Подход к проблеме и способы ее разрешения /В.В. Лебедев, А.В. Шамис // Проблемы профилактики дезадаптации и профессиональной деформации у сотрудников ОВД : сборник научных трудов / ВНИИ МВД России. - № 150. - Москва, 1993. - С. 4-10.
13. Пёрлз, Ф.С. Гештальт-подход, Свидетель терапии / Ф.С. Пёрлз; пер. с англ. М.Папуша. - М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2003. - 224 с.
14. Писарев, О.М. Основы психологии в деятельности сотрудников УИС / О.М. Писарев. - Томск. - 2010. - С. 56 - 67.
15. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: курс лекций. - Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2001. - 174 с.
16. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - 2. доп. и перераб. изд. - СПб. : Питер, 2000. - 1019 с.
17. Серов И.М. Лечение цветом. Архитип и фигура / Н.В. Серов. - 3¬е изд., перераб. и доп. - СПБ.: Речь, 2005. - 224 с.
18. Ушатиков, А.И. Криминальная психология / А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев. - М.: МПСИ. - 2007. - 498 с.
19. Чербанов, В.Т. Подготовка сотрудников УИС к действию в экстремальных ситуациях / В.Т. Чербатов. - М.: АРТ, 2005. - 302 с.
20. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: МГУ, 1986. - 287 с.
21. Ждан, А.Н. История психологии / А.Н. Ждан. - М.:
Педагогическое общество России, 2001. - 512 с.
Учебные и методические пособия:
22. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие / А.И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 526 с.
23. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: учеб-ное пособие / В.Д. Менделевич. - 5-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2005. - 432 с.
24. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ «Сфера», 2002. - 512 с.
25. Папкин, А.И. Личная профессиональная безопасность
сотрудников органов внутренних дел : учеб. пособие. - Домодедово : ВИПК МВД России, 2006. - 260 с.
26. Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС: методическое пособие. - М.: ФСИН России; УФСИН России по Владимирской области, 2006. - 58 с.
27. Ушатиков, А.И.Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений: учебное пособие / А.И. Ушатиков, Б. Б. Казак. - Рязань, 1999. - 198 с.
Диссертации:
28. Красненкова, С.А. Гештальториентированная арт-коррекция психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей: дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2007. - 198 с.
Научные статьи:
29. Анфиногенов, В.А. Профессиональная деформация сотрудников уголовно-исполнительной системы и меры по ее профилактике / В.А. Анфиногенов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - С. 74 - 76.
30. Воробьева, О.А. психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы / О.А. Воробьева // Прикладная юридическая психология. - 2017. - №3. - С. 125 - 128.
31. Галич, Т.В. Техники арт-терапии как средство коррекции представлений о профессиональной деятельности сотрудника уголовно - исполнительной системы / Т.В. Галич // Ведомости уголовно¬исполнительной системы. - 2018. - № 8. - С. 8 - 13.
32. Дмитриев, Ю.А. Пенитенциарная психология / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. - Ростов-на-Дону. - 2007. - С. 576 - 609.
33. Дробышева, Е. А. Создание в музеях безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями / Е. А. Дробышева // Научная палитра. - 2017. - № 4. - С. 2.
34. Ежова, О.Н. Проблема психологической компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы / О.Н. Ежова // Актуальные проблемы психологического обеспечения в уголовно-исполнительной системе: материалы науч.-практич. конф. психологов УИС / под ред. М. Г. Дебольского. - М.: ФСИН России, 2006. - С. 10-14.
35. Железная, Ю.Ю. Психологическое сопровождение
профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России / Ю.Ю. Железная, О.А. Ибрагимов // Юридическая психология. - 2015. - № 2. - С. 29-32.
36. Зайцев, Г.С. Экстремальные условия деятельности: Понятие, содержание, классификация /Г.С. Зайцев // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. Том 1. - 2014. - №10. - С.25 - 29.
37. Ивашко, Н.Н. Педагогическая составляющая профессиональной деятельности начальников /Н.Н.Ивашко, О.В. Игумнова, В. В. Кароян // Вестник Кузбасского института. - 2015. - С. 183 - 188.
38. Кадочникова, И.В. Субективно-личностные изменения сотрудников уголовно-исполнительной системы / И.В. Кадочникова, Е.А.
Сергиенко // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 1. - Т.8. - С. 2- 11.
39. Калинин, М.А. Кратковременные сеансы физической культуры как основа успешного освоения учебной дисциплины курсантами вузов ФСИН России /М.А. Калинин // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2016. - № 4(36). - С. 96 -100.
40. Калинин, М.А. Формирование профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к экстремальным условиям труда / М.А. Калинин // Педагогические науки. - 2017. - № 10(64).
41. Капес, В.В. Формы применения арт-терапии в музеях г. Барнаула / В.В. Капес // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). Научный журнал. - 2018. - № 3 (17). - С. 278 - 280.
42. Карнаухова, А.О. Профессиональные деформации личности сотрудников УИС с разным стажем службы / А.О. Карнаухова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 1 (135). - С. 399 - 404.иВТ:ййрр://шо1исй.ги/агсй1уе/135/379967/(дата обращения 05.01.2021).
43. Климова, Н.В. Фактор духовности в преодолении профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы / Н.В. Климова // Вестник Кузбасского института. - 2015. - С. 166 - 172.
44. Климанов, Г.Б. Опасность профессиональной деформации. Что это такое? / Г.Б. Климанов, А.В. Датий, А.В. Кокурин // Преступление и наказание. - Москва, 2011. - № 3. - С. 11 - 13.
45. Колесин, А.Н., Фёдоров А.В. Арт-терапевтическая программа «Музеум» в психореабилитации пациентов центра восстановительного лечения: случай из практики / А.Н. Колесин // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международных научно-практических конференций / Под общей редакцией Ю.П. Платонова.
- СПб.: Изд-во СПбГАОУВО “Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы”, 2016. - С. 133 - 136.
47. Красненкова, С.А. К вопросу о пролонгированном позитивном воздействии арт-коррекции / С.А. Красненкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2007. - Том 13. - С. 127 - 130.
48. Красненкова, С.А. Динамика психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей в ходе гештальториентированной арт-коррекции / С.А. Красненкова // Казанский педогагический журнал. - 2007. - № 3. - С. 64 - 49.
49. Красненкова, С.А. Стабилизация позитивных психических состояний личности как критерий эффективности гештальториентированной арт-коррекции сотрудников ФСИН / С.А. Красненкова // Прикладная юридическая психология. - 2008. - № 1. - С. 151 - 154.
50. Кугно, Э.Э. Педагогические аспекты формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях / Э.Э. Кунго // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 1-1. - С. 196 - 199.
51. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании. - СПб., 2001. - 157 с.
52. Малышев, А.Г. Морально-психологические особенности личности сотрудника Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации /А. Г. Малышев // Человек: преступление и наказание. - 2012. - № 4(79). - С. 148 - 149.
53. Малышев, А.Г. Психология поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы в экстремальных ситуациях / А.Г. Малышев // Человек: преступление и наказание. - 2015. - С. 151 -154.
54. Медведев, В.С. Профессиональная деформация сотрудников ИТУ: сущность, пути профилактики и преодоления / В.С. Медведев. - Уфа: УВШ МВД РФ, 1994. - С. 90-93.
55. Овчарова, Е.В. Гештальт-ориентированная арт-коррекция имодифицированный психоанализ как методы единовременного изучения и изменения пограничных психических состояний личности / Е.В. Овчарова // Человек: преступление и наказание. - 2012. - № 1 (76). - С. 131 - 134.
56. Овчарова, Е.В. Особенности психических состояний сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием / Е.В. Овчарова // Юридическая наука.- 2019. - № 3. - С. 55 - 59.
57. Пестриков, Д.В. Влияние организационной культуры учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на формирование должностной позиции сотрудника / Д.В. Пестриков // Прикладная юридическая психология. - 2017. - № 4. - С. 83 - 89.
58. Платонова, О.В. Арт-терапия в среде художественного музея: программы, проекты, методики. - СПб., 2010. - 224 с.
59. Саввинова, К.П. Музейная арт-терапия как одна из форм социальной арт-терапии / К.П. Саввинова // ВЕСТНИК СВФУ. - 2019. - № 3 (15). - С. 39 - 42.
60. Сидорова, О. В. В поисках гармонии: ребенок до рождения (из опыта работы с семейной аудиторией в Государственном художественном музее Алтайского края) // Культурное наследие и современность : матер. междунар. форума (г. Барнаул, 4-8 апр. 2005 г.). - Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2005. - С. 203-205.
61. Соколова Е.А. Профессиональная деформация и педагогические пути ее предупреждения в образовательном процессе вузов / Е.А. Соколова. - Рязань : Поверенный, 2007. - 127 с.
62. Сочивко, Д.В. Понятие экстремальных условий
жизнедеятельности / Д.В. Сочивко // NOVAINFO.RU. Том1. - 2015. - №31. - С. 284 - 289.
63. Сыченкова, Л.А. Риски арт-терапии для инвалидов и музеев: опыт осмысления российской теории и практики / Л.А. Сыченкова // Вопросы музеологии. Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет. - 2017. - № 1(15). - С. 17 - 31.
64. Хомяков, О.В. Обучение сотрудников особенностям действий в условиях низких температур окружающей среды / О.В. Хомяков, М.А. Калинин, С.В. Коньков и др.// Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №10-3. - С.195 - 197.
65. Шишкина, О.С. Арт-терапевтические реабилитационные
программы Русского музея / О.С. Шишкина // Теоретическо-методическая основа: сборник статей II Международной научной конференции
«Инновационные технологии реабилитации: наука и практика.- Издательство: OOO «ЦИАЦАН». - 2019. - С. 100 - 106.
66. Шогенова, Н.У. К вопросу о понятии формирования кадрового состава уголовно-исполнительной системы / Н.У. Шогенова // Уголовно-исполнительное право. - 2012. - № 2. - С. 26-28.
Материалы судебной практики
67. ПриговорКольского районного суда по Мурманской области от
18 мая 2020 года по делу № 1-93/20 URL:
https://sudact.ru/regular/doc/ZEqtZHgnwOUX/ (дата обращения 05.01.2022 г)
68. Приговор Кировский районный суд г. Махачкала Республики
Дагестан от 25.10.2021 г. по делу № 1-391/2021
гURL:http: //kirovskiy. dag. sudrf. ru/modules. php?name=sud_delo&srv_num=1 &name_op=case&case_id=48265043&case_uid=ab4a85e1-c805-4424-8cb6-096d4229a11e&delo_id=1540006 (дата обращения 05.01.2021 г.)
69. Приговор Судогодского районного суда Владимирской области
от 13.09.2021 года по делу № 1-10/2021 URL: http://xn--
90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/62731849 (дата обращения 05.01.2022 г.)
70. Приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия от
13.05.2021 г. по делу № 1-263/2021URL: http://xn--
90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/57662193 (дата обращения 05.01 2022 г.)
71. Приговор Рыбинского городского суда Ярославской области от
09.04.2021 г. по делу № 1-134/2021 URL: http://xn--
90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/59617262 (дата обращения 05.01.2022 г.)
72. Приговор Усть-Абаканского районного суда Республики
Хакасия от 24.09.2019 г. по делу № 1-236/2019 URL: http://xn--
90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/45101852 (дата обращения 05.011.2022 г.)
73. Приговор Усть-Илимсккого городского суда Иркутской области от 13.01.2021 г. по делу 1-105/2021URL:http://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn- -p1ai/63415807(дата обращения 05.01.2022 г.)
74. Приговор Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от
07.05.2021 г. по делу № 1-110/2021 URL: http://xn--
90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/59556124 (дата обращения 05.01.2022 г.)
75. Приговор Рыбинского городского суда Ярославской области от
09.04.2021 г. по делу № 1-134/2021 URL: http://xn--
90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/59617262 (дата обращения 05.01.2022 г.)
76. Приговор Тобольского районного суда Тюменской области от 02.06.2021 г. по делу № 1-8/2021 URL:http://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn-- p1ai/60239990/extended(дата обращения 05.01.2022 г.)
Иные источники:
77. URL: http://kirovskiy.dag.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=48265043&case_uid=ab4a85e1-c805-4424-8cb6-096d4229a11e&delo_id=1540006 (дата обращения 05.01.2021 г.)
78. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-
media/news?item=8972107#:~:text (дата обращения 05.01.2022 г.)
79. URL: https://ria.ru/20201128/fsin-1586762321.html(дата обращения 05.01.2022 г.)
80. URL: https://76.ru/text/gorod/2018/07/20/65173011/ (дата
обращения 05.01.2022 г.)
81. URL: https://76.ru/text/criminal/2020/11/19/69559368/(дата
обращения 05.01.2022 г.)
82. URL: https://www.zaks.ru/new/archive/view/221931 (дата
обращения 05.01.2022 г.)
83. URL: https://tass.ru/obschestvo/9875463(дата обращения
17.01.2022 г.)
84. URL: http://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/59617262(дата обращения 05.01.2022 г.)
85. URL: https://news.ru/criminal/v-otnoshenii-sotrudnikov-fsin-za-god-
vozbudili-99-ugolovnyh-del/ (дата обращения 05.0.2022 г.)
86. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2636840/(дата обращения
05.01.2022 г.)