Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях

Работа №70635

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы изучения нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях 8
1.1. Понятие феномена нервно-психического напряжения в
современной психологической науке 8
1.2. Исследование психологических аспектов профессиональной
деятельности в особых и экстремальных условиях 19
1.3 Виды психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях 34
Глава II. Эмпирическое изучение нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях 42
2.1 Организация и методы исследования 42
2.2 Результаты исследования нервно-психического напряжения
сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях 46
2.3 Программа психологической коррекции нервно-психического
напряжения у сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях обоснование эффективности программы 55
Заключение 62
Список источников 66
Приложения


Актуальность психологического обеспечения профессиональных коллективов, по роду деятельности несущих службу в экстремальных условиях, признается во всем мире и указывает на необходимость постоянного расширения сферы знаний в отечественной экстремальной психологии. Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) характеризуется воздействием комплекса стрессогенных факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, боевыми действиями, пресечение которых требует от сотрудников правоохранительных органов большого объема профессиональных компетенций, физических и психологических качеств.
Основные характеристики и направления профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел определяются: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», основами административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства России.
В Руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от И февраля 2010 г. № 80, и. 94 статьи VIII прямо указывает на необходимость «организовать... морально-психологическую подготовку личного состава к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, обучение сотрудников методам и приемам саморегуляции психического состояния в экстремальной обстановке».
В Положении об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел, утвержденном приказом МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770, определена значимость реализации мероприятий по психологической коррекции нервно-психической напряженности, переутомления и других неблагоприятных психических состояний, оказанию психологической помощи личному составу после выполнения оперативно-служебных задач в экстремальных условиях, применения и использования оружия.
На основании этого одной из важных задач психологического сопровождения деятельности сотрудников ОВД является разработка проблем психологической профилактики и регуляции негативных эмоциональных состояний сотрудников при выполнении служебных обязанностей в экстремальных, опасных ситуациях профессиональной деятельности. Научное исследование проблем профилактики и преодоления проявлений нервно-психического напряжения, негативных эмоциональных состояний сотрудников ОВД имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Несмотря на активный научный интерес современных исследователей к изучению личности в экстремальных условиях жизни и деятельности Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина; В.И Лебедев; Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова и др.), а также наличие ряда прикладных исследований профессиональной компетентности в системе МВД России (Б.Г. Бовин, Н.И Мягких; В.Е. Петров; М.И. Марьин, А.В. Буданов; И.А. Жуков, С.В. Лях; М.М. Калашникова и др.), изучению психологической готовности сотрудников ОВД к работе в особых и экстремальных условиях, уделяется недостаточно внимания, остаются малоизученными проблемы, связанные: с выявлением конкретных личностных характеристик, ответственных за проявления личностной регуляции и выбора способов взаимодействия с окружающей реальностью в особых условиях жизнедеятельности (конструктивных или деструктивных); со стремлением личности к сохранению целостности и развитию своего Я, самоактуализации и самораскрытию в экстремальных условиях военной службы.
В мировой и отечественной психологической науке интерес к психическим состояниям как научной категории исследования возник в середине прошлого столетия. В исследованиях Н.Д. Левитова, Ю.Е. Сосновиковой, А.Н. Леоновой, Л.Г. Дикой, Е.П. Ильина и др. были определены ряд важнейших закономерностей и механизмов, по определению феноменологии, структуры, функций, динамики психических состояний. Общенаучный план проблемы стрессоустойчивости представлен в рамках теорий личности (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, К. Роджерси др.), «теории мотивации достижения» (Д. Макклелланд и др.), теории гомеостаза (У. Кеннон) и стресса (Г. Селье), теории адаптационно-трофического значения симпатической нервной системы (Л.А. Орбели), теории темперамента и свойств нервной системы (И.П .Павлов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин и др.) теории надежности деятельности (Б.Ф. Л омов и др.), концепции профессионального самосознания (Л.М. Митина). Проблема совершенствования профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел изучена не в полной мере, особенно в отношении выявления условий и факторов, предупреждающих негативные тенденции в развитии личности сотрудников внутренних органов. В связи с этим значительный научный и практический интерес, актуальность исследования представляет изучение характеристик нервно-психического напряжения сотрудников данной группы как своеобразного фундамента профессиональной готовности к профессиональной деятельности в осложненных условиях.
В соответствии с вышесказанным, проблема нашего исследования заключается в определении возможности коррекционной работы (как вида психологической помощи), направленной на снижение нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.
Решение данной проблемы составило цель нашей работы.
Объект: нервно-психическое напряжение сотрудников органов внутренних.
Предмет: условия психологической коррекции нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных условиях.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута гипотеза: сотрудники органов внутренних дел, имеющие опыт профессиональной деятельности в экстремальных условиях, характеризуются высоким уровнем нервно-психического напряжения; психологическая коррекция нервно-психического напряжения позволит снизить субъективные проявления неблагополучия личности, уровень вербальной и физической агрессии, повысить показатели индекса жизненной удовлетворенности.
Для проверки гипотезы нами определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к исследованию нервно-психического напряжения сотрудника ОВД, изучить закономерности профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях сотрудников ОВД.
2. Изучить компоненты нервно-психического напряжения, особенности агрессивности, жизненную удовлетворенность личности, имеющей опыт в экстремальных условиях профессиональной деятельности.
3. Определить особенности нервно-психического напряжения сотрудников ОВД, работающих в особых и экстремальных условиях.
4. Разработать на основе результатов исследования коррекционную программу профилактики у нервно-психического напряжения личности сотрудников ОВД, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных условиях, и провести анализ ее эффективности.
Теоретической и методологической основами исследования выступили: психологическая концепция условий деятельности, опирающаяся на сформулированную С.Л. Рубинштейном формулу диалектико-материалистического понимания детерминизма человеческого поведения о действии внешних факторов через посредство внутренних условий; требования к психологической сфере личности сотрудника органов внутренних дел (Андрюшин Г.Д., Борисова С.Е., Костина Л.Н., Асямов С.В., Василенко Е.В.).
В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, организационные методы (сравнительный), эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент), метод качественной и количественной обработки данных (описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента), методы интерпретации.
Нами были использованы следующие методики: опросник «Определение нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин), опросник агрессивности Басса - Дарки, тест "Индекс жизненной удовлетворенности" (Neugarten А.О., в адаптации Н.В. Паниной).
База исследования: Центр реабилитации ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области» (г. Белгород, ул. Губкина, д.11).
В исследовании принимали участие 2 группы (40 чел.) сотрудников мужского пола. Возрастные границы респондентов: от 25 до 36 лет.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, 7 рисунков и 4 таблиц, заключения, списка использованных источников (75 источников). Объем работы составляет 73 страницы машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Научное исследование проблем профилактики и преодоления проявлений нервно-психического напряжения, негативных эмоциональных состояний сотрудников ОВД имеет как теоретическое, так и практическое значение.
В экстремальных условиях проходит профессиональная деятельность представителей различных профессий: военнослужащих, работников правоохранительных органов, летчиков, космонавтов, спасателей, врачей и др. Также зачастую в измененных условиях работают водители, диспетчеры, операторы и др. Число таких профессий и людей, занятых в них, постоянно возрастает. Кроме того, экстремальные ситуации все чаще встречаются в обычной производственной деятельности, представляя серьезную опасность для жизни, здоровья и благополучия людей: психические и другие перегрузки вызывают переутомление, нервное истощение, срыв деятельности, психосоматические расстройства.
Целью данной работы являлось изучение возможности коррекционной работы (как вида психологической помощи) с сотрудниками органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях (далее сотрудники ОВД).
Общенаучной методологической базой нашего исследования выступила, в первую очередь, психологическая концепция условий деятельности, опирающаяся на сформулированную С.Л. Рубинштейном формулу диалектико-материалистического понимания детерминизма человеческого поведения о действии внешних факторов через посредство внутренних условий. Исходя из данной концепции, в особых и экстремальных условиях внутренние факторы деятельности, то есть личностные характеристики человека, несмотря на значимость и разнообразие внешних факторов, являются главными, определяющими переносимость экстремальных условий и эффективность деятельности.
В процессе выполнения поставленных задана основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике была обоснована целесообразность исследования особенностей нервно-психического напряжения и характеристик агрессивности личности, как проявления фрустрирующего состояния и особенностей отражения экстремальных ситуаций в ценностно-смысловой сфере сотрудников ОВД, работающих в особых и экстремальных условиях.
Проведённое эмпирическое исследование позволило обобщить полученные результаты и сформулировать ряд основных выводов:
1. Одной из важных задач психологического сопровождения деятельности сотрудников ОВД является разработка проблем психологической профилактики и регуляции негативных эмоциональных состояний сотрудников при выполнении служебных обязанностей в экстремальных, опасных ситуациях профессиональной деятельности. Научное исследование проблем профилактики и преодоления проявлений нервно-психического напряжения, негативных эмоциональных состояний сотрудников ОВД имеет как теоретическое, так и практическое значение.
2. Проблема психической напряженности, а именно нервно-психического напряжения, как особого состояния возникла в связи с вызванными научно-техническим прогрессом изменениями в содержании, структуре человеческой деятельности, повышением роли человеческого фактора в общественном производстве и управлении, а так же в связи с необходимостью получения научных знаний о резервах человеческой психики в целях использования их обществом.
3. Особые условия профессиональной деятельности сотрудников ОВД связаны с наличием возникающих эпизодически или постоянно экстремальных ситуаций, существующих объективно и не исключающих возможность активного влияния на них со стороны работника. Характеристики экстремальных факторов, психологические состояния и особенности личности работающего, результаты его деятельности являются главными параметрами анализа деятельности в особых условиях. Исходя из психологической концепции условий деятельности, внешние условия оказывают влияние на поведение человека в опосредованно, через его психическую деятельность. Существует ряд закономерностей деятельности человека в особых и экстремальных условиях, и в основе понимания этой деятельности лежит следующее положение: внутренние факторы деятельности, то есть личностные характеристики человека, несмотря на значимость и разнообразие внешних факторов, являются главными факторами, определяющими переносимость экстремальных условий и эффективность деятельности.
4. При организации коррекционной работы показателями личности сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, выступают характеристики нервно-психического напряжения, агрессивности личности, как проявления фрустрирующего состояния и особенности отражения экстремальных ситуаций в ценностно-смысловой сфере этих лиц. Проведенный анализ условий работы по выполнению служебных задач сотрудниками правоохранительных органов показал необходимость совершенствования методов формирования психологической устойчивости к фрустрирующему и стрессогенному воздействию экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.
5. На основе результатов исследования выявлено, что профессиональная деятельности в экстремальных ситуациях сотрудников органов внутренних дел влияет на нервно-психическое напряжение (НПН), а именно, у сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, проявляется высокий уровень НПН, характеризующийся субъективным проявлениями неблагополучия личности, а именно проявлением высоких показателей вербальной и физической агрессии; заниженным общим психологическим состоянием, заниженной степенью психологического комфорта и социально-психологической адаптированности.
6. Описанные особенности нервно-психического напряжения и характеристик агрессивности личности, как проявления фрустрирующего состояния и особенностей отражения экстремальных ситуаций в ценностно-смысловой сфере сотрудников ОВД, работающих в особых и экстремальных условиях, связаны со спецификой их профессиональной деятельности и обусловливают необходимость профилактических, коррекционных мероприятий по предупреждению неблагоприятных изменений личности сотрудников и развитию психологической устойчивости к негативному влиянию стрессогенных факторов на рабочем месте.
7. Установлено, что программа психологической коррекции высокого нервно-психического напряжения у сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных условиях привела к изменению показателей в лучшую сторону в отношении снижения НПН.
8. Подтвердившая свою эффективность программа психологической коррекции высокого нервно-психического напряжения у сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных условиях внедрена в реабилитационный курс для сотрудников ОВД на базе Центра реабилитации ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области»



1. Абдурахманов, Р.А. Психологические проблемы послевоенной адаптации ветеранов Афганистана/ Р.А. Абдурахманов // Психологический журнал - 1992. -Том 13 №4. - С.131-134.
2. Асямов, С.В. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД / С.В. Асямов, Ю.С. Пулатов. - М., 2007. -141 с.
3. Бережная, Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов. / Н.И. Бережная // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. - СПб., 2003. - С.32-38.
4. Берестова Ф С. Социально-психологические параметры качества жизни* теоретико-прикладные аспекты // Вестник БСГУ им Н А Некрасова Серия «Гендерная психология». - № 1. - 2005 - С 73-74
5. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. -352 с.
6. Бодров, В.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора / В.А. Бодров, А.А. Обознов // Психологический журнал. - 2000. - Т.21. - №4. - С.32.
7. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы / Б.Х. Варданян. -М.: Наука, 2007. - 345 с.
8. Василенко, Е.В. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] Е.В. Василенко. - Режим доступа: httD://science.ncstu.ru/articles/hs/2006 04/psv/09.Ddf
9. Волков С.П. Коррекция дезадаптивного нервно-психического состояния усотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России с помощьюдыхательных психотехнологий // Вестник психотерапии. - 2016. - N19 (24).-С.23.
10. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса/ Н.Е.Водопьянова,- СПб.: Питер; 2009 .-.67 с.
11. Гольцева, Т.П. Способы повышения эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел./ Т.П. Гольцева // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы Девятой Международной конференции (заочной) - Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2016 - С. 110-114.
12. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - М.: ACT, Харвест, 1998. -150 с.
13. Долгова В.И., Василенко Е.А. Социальный стресс как фактор дезаптации личности // Современные наукоемкие технологии.-2016. - № 8 -Ч. 2.-С. 303-306.
14. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография - М.: Издательство «Перо», 2014. - 173 с.
15. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания. //Медицинские науки, 2016, N2. -С.32-42.
16. Дружилов С.А., Олещенко А.М. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе «свойства личности - состояния - процессы» // Психологические исследования. 2015. Т. 7, № 34. С. 10.
17. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс / П. Б. Зильберман // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. - Пермь, 1973. - С.13-15.
18. Зеленова, М.Е. Исследование психологической напряжённости у военных специалистов / М.Е. Зеленова М.: Институт психологии РАН,- 2009. - 97 с.
19. Калашникова, М.М. Изучение стрессоустойчивости личности как средства ее совершенствования и развития / М.М. Калашникова // Образование и саморазвитие. - 2007. - №4. - С. 129-134.
20. Калашникова, М.М. Психологические особенности профессиональной деятельности оперативных сотрудников ОВД как показатель готовности личности к успешной, надежной деятельности / М.М. Калашникова // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. - С. 242 - 245.
21. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. -432 с.
22. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - №9. - С. 243-246.
23. Краснов В.Н., Коханов В.П., Щербинин И.В. Современные подходы психиатрической помощи и реабилитации лиц опасных профессий, нуждающихся в психолого-психиатрической поддержке. // Вестник восстановительной медицины №2. - М., 2016,- С. 9-13.
24.. Куликов, Л.В. Психические состояния / Л. В. Куликов,- СПб: Питер, 2002. - 512 с
25. Лебедев, В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах./ В.И.Лебедев. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001.
26. Левитов , Н.Д. «О психических состояниях человека» М.,1964. -186 с.
27. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук ,М.: Просвещение, 1984.-182с.
28. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер,2013.-592
29. Мельник, Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях / Ш. Мельник. -М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014. -256 с.
30. Мельницкая Т.Б. Психологические последствия переживания радиационного риска у населения, проживающего на радиоактивно загрязненной территории России, и их коррекция // Медико-биологические и социально-учебникпсихологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2015. -№ 1. - С.50-55.
31. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А.Немчин. -Л.: Ленинградский университет, 1983. - 167с.
32. Носенко, Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности / Э.Л. Носенко. Днепропетровск, 1975.
33. Организация медико-психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, принимающих участие в выполнении оперативно-служебных, служебно-боевых и иных задач, сопряженных с опасностью для жизни и причинением вреда здоровью. : Методические рекомендации / Под общ. ред. доктора мед. наук Гречко А.В. - М.: ЦМСЧ МВД России, 2012., с. 104
34. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Юрист, 1996. - 631 с.
35. Основы психологии управления: учебник / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. - X.: Ун-т внутр, дел, 1999. - 528 с.
36. Панкратов, В.Н. Культура общения сотрудника органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие / В.Н. Панкратов. - М.: Приор-изд., 2006. -143 с.
37. Пономарев, П.Б. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел / П.Б. Пономарев. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 376 с.
38. Пономаренко, В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости. Вопросы психологии / В.А. Пономаренко. -1990. -№ 1.
39. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. - СПб: Речь, 2004,- 225 с.
40. Практикум по формированию стрессоустойчивости учителя общеобразовательной школы. Практикум / И.В. Боев, О.А. Ахвердова, Н.И. Глушкова. -М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. -136 с.
41. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2001. -736 с.
42. Прилейская, А. В. Системный подход в психотерапии пограничных расстройств / Б. Ю. Приленский, А. В. Прилейская, М. А. Богданович, И. И. Федорова, Д. В. Култышев, И. В. Овчинникова, С. О. Сазонов // Мониторинг псих.здоровья : материалы межрегион, научно-практ.конф. - Томск; Новокузнецк, 2016. - С. 139—143.
43. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России. Учебное пособие в 2-х частях / Ю.Н. Гурьянов. - М.: Академия ФПС России, 2001. - 470 с.
44. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях. Методическое пособие / Под общ.ред. Прошина А.А.. -М., 2001. - с.22
45. Психология в деятельности сотрудников ОВД: учеб, пособие для студ. вузов / Г.Д. Андрюшин, С.Е. Борисова, Л.Н. Костина- Орел: ОрЮИ МВД России, 2006. -254 с.
46. Психология экстремальных ситуаций: учебное пособие/ Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, ТЮ. Кузнецова. -М., Смысл, 2009. -320 с.
47. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова.-М.: Проспект, 1999.-584 с.
48. Психолого-акмеологические характеристики устойчивости специалистов, профессионалов и руководителей региональных, муниципальных и местных уровней к стрессовым факторам и экстремальным условиям. Учебно-методическое пособие для студентов, научных сотрудников, психологов и врачей / И. В. Боев, В.И. Кривоконь, В.Ф. Гнучев. -Ставрополь, 1999. - 106 с.
49. Пусько, В.С. Словарь терминов МЧС / В.С. Пусько. -М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.
50. Разумов, С.А. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека/А.С. Разумов. - М.: Медицина, 1976. -224 с.
51. Разумов, С.А. Эмоциональный стресс, работоспособность и здоровье / С.А.Разумов. - Л.: Знание, 1975. -38 с.
52. Реан, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей. Вопросы психологии / А.А. Реан, А.А. Баранов. -1997. - № 1. -192 с.
53. Романов, В.В. Юридическая психология: Учебник / В.В. Романов. - М.: Юристъ, 2006. -488 с.
54. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. - СПб.: СПбУ-т МВД,
2016. -205 с.
55. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - М.: Сфера, 2003. - 456 с.
56. Рутман, Э.М. Как преодолеть стресс / Э.М. Рутман. -М.: ТОО "ТП", 1998. - 160 с.
57. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - СПб.: Питер, 2003. -224 с.
58. Секач, М.Ф. Психическая устойчивость менеджера малого бизнеса / М.Ф. Секач, О.Д. Привалова // Личностно-профессиональное развитие персонала: Сб. статей под общ.ред. А.А. Деркача,- М.: Центр гуманитарных исслед.,2002.
59. Селье, Г. Очерк об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М., 1960. -254 с.
60. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 78 с.
61. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2007. - 350 с.
62. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. -X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007.-276с.
63. Столяренко, А.М. Экстремальная психопедагогика / AM. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 608 с.
64. Стресс. Проблемы его диагностики и коррекции: Учеб.пособие / ММ. Калашникова. - ГОУ ВПО «Камская государственная инженерно¬экономическая академия». - Набережные Челны: Изд-во Камской государственной инженерно-экономической академии, 2008. - 99 с.
65. Суворова, В.В. Психопрофилактика стресса /В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
66. Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика / Н.В.Д. Тарабрина. - М.: . Институт психологии РАН,- 2009. -47 с.
67. Фатеев, Н.М. Социально-психологический климат в коллективах ОВД: содержание и методы его изучения / Н.М. Фатеев. - М.: Академия МВД СССР, 1991. -74 с.
68. Чумаков, М.В. Диагностика волевых особенностей личности / М.В. Чумаков // Вопросы психологии. -2006. - № 1. - С. 169-178.
69. Шемякина О.О. Анализ причин стресса и методы его профилактики. Психология и право 2012;2: 2-11.
70. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.
Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.А.
Томсинов / Г.Г. Шиханцов. - М.: Издательство «Зерцало», 2000. -352 с.
71. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных - М.: Смысл, 2014. - 319с.
72. Щербатых, Ю.В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий /Ю.В. Щербатых, Е.И. Ивлева. - Воронеж, 1998. - 282 с.
73. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. Ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. -607 с.
74. Юридическая психология: Учебное пособие /В.И. Курбатов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов-на-Дону: Наука- Пресс, 2007. -352 с.
75. Шаповал, И.А. Когнитивная экспансия как регулятор границ Я: от адаптационных задач к дезадаптивной активности //Клиническая и специальная психология. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»: научный электронный журнал. -
2017. - Т. 6. -№1. - С. 1-17. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Rider. - URL: на http: // psyjournals. ru (дата обращения: 24.02.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ