Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях

Работа №70635
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметпсихология
Объем работы119
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях 8
1.1. Понятие феномена нервно-психического напряжения в
современной психологической науке 8
1.2. Исследование психологических аспектов профессиональной
деятельности в особых и экстремальных условиях 19
1.3 Виды психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях 34
Глава II. Эмпирическое изучение нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях 42
2.1 Организация и методы исследования 42
2.2 Результаты исследования нервно-психического напряжения
сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях 46
2.3 Программа психологической коррекции нервно-психического
напряжения у сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях обоснование эффективности программы 55
Заключение 62
Список источников 66
Приложения


Актуальность психологического обеспечения профессиональных коллективов, по роду деятельности несущих службу в экстремальных условиях, признается во всем мире и указывает на необходимость постоянного расширения сферы знаний в отечественной экстремальной психологии. Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) характеризуется воздействием комплекса стрессогенных факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, боевыми действиями, пресечение которых требует от сотрудников правоохранительных органов большого объема профессиональных компетенций, физических и психологических качеств.
Основные характеристики и направления профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел определяются: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», основами административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства России.
В Руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от И февраля 2010 г. № 80, и. 94 статьи VIII прямо указывает на необходимость «организовать... морально-психологическую подготовку личного состава к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, обучение сотрудников методам и приемам саморегуляции психического состояния в экстремальной обстановке».
В Положении об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел, утвержденном приказом МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770, определена значимость реализации мероприятий по психологической коррекции нервно-психической напряженности, переутомления и других неблагоприятных психических состояний, оказанию психологической помощи личному составу после выполнения оперативно-служебных задач в экстремальных условиях, применения и использования оружия.
На основании этого одной из важных задач психологического сопровождения деятельности сотрудников ОВД является разработка проблем психологической профилактики и регуляции негативных эмоциональных состояний сотрудников при выполнении служебных обязанностей в экстремальных, опасных ситуациях профессиональной деятельности. Научное исследование проблем профилактики и преодоления проявлений нервно-психического напряжения, негативных эмоциональных состояний сотрудников ОВД имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Несмотря на активный научный интерес современных исследователей к изучению личности в экстремальных условиях жизни и деятельности Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина; В.И Лебедев; Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова и др.), а также наличие ряда прикладных исследований профессиональной компетентности в системе МВД России (Б.Г. Бовин, Н.И Мягких; В.Е. Петров; М.И. Марьин, А.В. Буданов; И.А. Жуков, С.В. Лях; М.М. Калашникова и др.), изучению психологической готовности сотрудников ОВД к работе в особых и экстремальных условиях, уделяется недостаточно внимания, остаются малоизученными проблемы, связанные: с выявлением конкретных личностных характеристик, ответственных за проявления личностной регуляции и выбора способов взаимодействия с окружающей реальностью в особых условиях жизнедеятельности (конструктивных или деструктивных); со стремлением личности к сохранению целостности и развитию своего Я, самоактуализации и самораскрытию в экстремальных условиях военной службы.
В мировой и отечественной психологической науке интерес к психическим состояниям как научной категории исследования возник в середине прошлого столетия. В исследованиях Н.Д. Левитова, Ю.Е. Сосновиковой, А.Н. Леоновой, Л.Г. Дикой, Е.П. Ильина и др. были определены ряд важнейших закономерностей и механизмов, по определению феноменологии, структуры, функций, динамики психических состояний. Общенаучный план проблемы стрессоустойчивости представлен в рамках теорий личности (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, К. Роджерси др.), «теории мотивации достижения» (Д. Макклелланд и др.), теории гомеостаза (У. Кеннон) и стресса (Г. Селье), теории адаптационно-трофического значения симпатической нервной системы (Л.А. Орбели), теории темперамента и свойств нервной системы (И.П .Павлов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин и др.) теории надежности деятельности (Б.Ф. Л омов и др.), концепции профессионального самосознания (Л.М. Митина). Проблема совершенствования профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел изучена не в полной мере, особенно в отношении выявления условий и факторов, предупреждающих негативные тенденции в развитии личности сотрудников внутренних органов. В связи с этим значительный научный и практический интерес, актуальность исследования представляет изучение характеристик нервно-психического напряжения сотрудников данной группы как своеобразного фундамента профессиональной готовности к профессиональной деятельности в осложненных условиях.
В соответствии с вышесказанным, проблема нашего исследования заключается в определении возможности коррекционной работы (как вида психологической помощи), направленной на снижение нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.
Решение данной проблемы составило цель нашей работы.
Объект: нервно-психическое напряжение сотрудников органов внутренних.
Предмет: условия психологической коррекции нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных условиях.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута гипотеза: сотрудники органов внутренних дел, имеющие опыт профессиональной деятельности в экстремальных условиях, характеризуются высоким уровнем нервно-психического напряжения; психологическая коррекция нервно-психического напряжения позволит снизить субъективные проявления неблагополучия личности, уровень вербальной и физической агрессии, повысить показатели индекса жизненной удовлетворенности.
Для проверки гипотезы нами определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к исследованию нервно-психического напряжения сотрудника ОВД, изучить закономерности профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях сотрудников ОВД.
2. Изучить компоненты нервно-психического напряжения, особенности агрессивности, жизненную удовлетворенность личности, имеющей опыт в экстремальных условиях профессиональной деятельности.
3. Определить особенности нервно-психического напряжения сотрудников ОВД, работающих в особых и экстремальных условиях.
4. Разработать на основе результатов исследования коррекционную программу профилактики у нервно-психического напряжения личности сотрудников ОВД, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных условиях, и провести анализ ее эффективности.
Теоретической и методологической основами исследования выступили: психологическая концепция условий деятельности, опирающаяся на сформулированную С.Л. Рубинштейном формулу диалектико-материалистического понимания детерминизма человеческого поведения о действии внешних факторов через посредство внутренних условий; требования к психологической сфере личности сотрудника органов внутренних дел (Андрюшин Г.Д., Борисова С.Е., Костина Л.Н., Асямов С.В., Василенко Е.В.).
В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, организационные методы (сравнительный), эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент), метод качественной и количественной обработки данных (описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента), методы интерпретации.
Нами были использованы следующие методики: опросник «Определение нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин), опросник агрессивности Басса - Дарки, тест "Индекс жизненной удовлетворенности" (Neugarten А.О., в адаптации Н.В. Паниной).
База исследования: Центр реабилитации ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области» (г. Белгород, ул. Губкина, д.11).
В исследовании принимали участие 2 группы (40 чел.) сотрудников мужского пола. Возрастные границы респондентов: от 25 до 36 лет.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, 7 рисунков и 4 таблиц, заключения, списка использованных источников (75 источников). Объем работы составляет 73 страницы машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Научное исследование проблем профилактики и преодоления проявлений нервно-психического напряжения, негативных эмоциональных состояний сотрудников ОВД имеет как теоретическое, так и практическое значение.
В экстремальных условиях проходит профессиональная деятельность представителей различных профессий: военнослужащих, работников правоохранительных органов, летчиков, космонавтов, спасателей, врачей и др. Также зачастую в измененных условиях работают водители, диспетчеры, операторы и др. Число таких профессий и людей, занятых в них, постоянно возрастает. Кроме того, экстремальные ситуации все чаще встречаются в обычной производственной деятельности, представляя серьезную опасность для жизни, здоровья и благополучия людей: психические и другие перегрузки вызывают переутомление, нервное истощение, срыв деятельности, психосоматические расстройства.
Целью данной работы являлось изучение возможности коррекционной работы (как вида психологической помощи) с сотрудниками органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях (далее сотрудники ОВД).
Общенаучной методологической базой нашего исследования выступила, в первую очередь, психологическая концепция условий деятельности, опирающаяся на сформулированную С.Л. Рубинштейном формулу диалектико-материалистического понимания детерминизма человеческого поведения о действии внешних факторов через посредство внутренних условий. Исходя из данной концепции, в особых и экстремальных условиях внутренние факторы деятельности, то есть личностные характеристики человека, несмотря на значимость и разнообразие внешних факторов, являются главными, определяющими переносимость экстремальных условий и эффективность деятельности.
В процессе выполнения поставленных задана основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике была обоснована целесообразность исследования особенностей нервно-психического напряжения и характеристик агрессивности личности, как проявления фрустрирующего состояния и особенностей отражения экстремальных ситуаций в ценностно-смысловой сфере сотрудников ОВД, работающих в особых и экстремальных условиях.
Проведённое эмпирическое исследование позволило обобщить полученные результаты и сформулировать ряд основных выводов:
1. Одной из важных задач психологического сопровождения деятельности сотрудников ОВД является разработка проблем психологической профилактики и регуляции негативных эмоциональных состояний сотрудников при выполнении служебных обязанностей в экстремальных, опасных ситуациях профессиональной деятельности. Научное исследование проблем профилактики и преодоления проявлений нервно-психического напряжения, негативных эмоциональных состояний сотрудников ОВД имеет как теоретическое, так и практическое значение.
2. Проблема психической напряженности, а именно нервно-психического напряжения, как особого состояния возникла в связи с вызванными научно-техническим прогрессом изменениями в содержании, структуре человеческой деятельности, повышением роли человеческого фактора в общественном производстве и управлении, а так же в связи с необходимостью получения научных знаний о резервах человеческой психики в целях использования их обществом.
3. Особые условия профессиональной деятельности сотрудников ОВД связаны с наличием возникающих эпизодически или постоянно экстремальных ситуаций, существующих объективно и не исключающих возможность активного влияния на них со стороны работника. Характеристики экстремальных факторов, психологические состояния и особенности личности работающего, результаты его деятельности являются главными параметрами анализа деятельности в особых условиях. Исходя из психологической концепции условий деятельности, внешние условия оказывают влияние на поведение человека в опосредованно, через его психическую деятельность. Существует ряд закономерностей деятельности человека в особых и экстремальных условиях, и в основе понимания этой деятельности лежит следующее положение: внутренние факторы деятельности, то есть личностные характеристики человека, несмотря на значимость и разнообразие внешних факторов, являются главными факторами, определяющими переносимость экстремальных условий и эффективность деятельности.
4. При организации коррекционной работы показателями личности сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, выступают характеристики нервно-психического напряжения, агрессивности личности, как проявления фрустрирующего состояния и особенности отражения экстремальных ситуаций в ценностно-смысловой сфере этих лиц. Проведенный анализ условий работы по выполнению служебных задач сотрудниками правоохранительных органов показал необходимость совершенствования методов формирования психологической устойчивости к фрустрирующему и стрессогенному воздействию экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.
5. На основе результатов исследования выявлено, что профессиональная деятельности в экстремальных ситуациях сотрудников органов внутренних дел влияет на нервно-психическое напряжение (НПН), а именно, у сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, проявляется высокий уровень НПН, характеризующийся субъективным проявлениями неблагополучия личности, а именно проявлением высоких показателей вербальной и физической агрессии; заниженным общим психологическим состоянием, заниженной степенью психологического комфорта и социально-психологической адаптированности.
6. Описанные особенности нервно-психического напряжения и характеристик агрессивности личности, как проявления фрустрирующего состояния и особенностей отражения экстремальных ситуаций в ценностно-смысловой сфере сотрудников ОВД, работающих в особых и экстремальных условиях, связаны со спецификой их профессиональной деятельности и обусловливают необходимость профилактических, коррекционных мероприятий по предупреждению неблагоприятных изменений личности сотрудников и развитию психологической устойчивости к негативному влиянию стрессогенных факторов на рабочем месте.
7. Установлено, что программа психологической коррекции высокого нервно-психического напряжения у сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных условиях привела к изменению показателей в лучшую сторону в отношении снижения НПН.
8. Подтвердившая свою эффективность программа психологической коррекции высокого нервно-психического напряжения у сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных условиях внедрена в реабилитационный курс для сотрудников ОВД на базе Центра реабилитации ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области»



1. Абдурахманов, Р.А. Психологические проблемы послевоенной адаптации ветеранов Афганистана/ Р.А. Абдурахманов // Психологический журнал - 1992. -Том 13 №4. - С.131-134.
2. Асямов, С.В. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД / С.В. Асямов, Ю.С. Пулатов. - М., 2007. -141 с.
3. Бережная, Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов. / Н.И. Бережная // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. - СПб., 2003. - С.32-38.
4. Берестова Ф С. Социально-психологические параметры качества жизни* теоретико-прикладные аспекты // Вестник БСГУ им Н А Некрасова Серия «Гендерная психология». - № 1. - 2005 - С 73-74
5. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. -352 с.
6. Бодров, В.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора / В.А. Бодров, А.А. Обознов // Психологический журнал. - 2000. - Т.21. - №4. - С.32.
7. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы / Б.Х. Варданян. -М.: Наука, 2007. - 345 с.
8. Василенко, Е.В. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] Е.В. Василенко. - Режим доступа: httD://science.ncstu.ru/articles/hs/2006 04/psv/09.Ddf
9. Волков С.П. Коррекция дезадаптивного нервно-психического состояния усотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России с помощьюдыхательных психотехнологий // Вестник психотерапии. - 2016. - N19 (24).-С.23.
10. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса/ Н.Е.Водопьянова,- СПб.: Питер; 2009 .-.67 с.
11. Гольцева, Т.П. Способы повышения эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел./ Т.П. Гольцева // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы Девятой Международной конференции (заочной) - Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2016 - С. 110-114.
12. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - М.: ACT, Харвест, 1998. -150 с.
13. Долгова В.И., Василенко Е.А. Социальный стресс как фактор дезаптации личности // Современные наукоемкие технологии.-2016. - № 8 -Ч. 2.-С. 303-306.
14. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография - М.: Издательство «Перо», 2014. - 173 с.
15. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания. //Медицинские науки, 2016, N2. -С.32-42.
16. Дружилов С.А., Олещенко А.М. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе «свойства личности - состояния - процессы» // Психологические исследования. 2015. Т. 7, № 34. С. 10.
17. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс / П. Б. Зильберман // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. - Пермь, 1973. - С.13-15.
18. Зеленова, М.Е. Исследование психологической напряжённости у военных специалистов / М.Е. Зеленова М.: Институт психологии РАН,- 2009. - 97 с.
19. Калашникова, М.М. Изучение стрессоустойчивости личности как средства ее совершенствования и развития / М.М. Калашникова // Образование и саморазвитие. - 2007. - №4. - С. 129-134.
20. Калашникова, М.М. Психологические особенности профессиональной деятельности оперативных сотрудников ОВД как показатель готовности личности к успешной, надежной деятельности / М.М. Калашникова // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. - С. 242 - 245.
21. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. -432 с.
22. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - №9. - С. 243-246.
23. Краснов В.Н., Коханов В.П., Щербинин И.В. Современные подходы психиатрической помощи и реабилитации лиц опасных профессий, нуждающихся в психолого-психиатрической поддержке. // Вестник восстановительной медицины №2. - М., 2016,- С. 9-13.
24.. Куликов, Л.В. Психические состояния / Л. В. Куликов,- СПб: Питер, 2002. - 512 с
25. Лебедев, В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах./ В.И.Лебедев. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001.
26. Левитов , Н.Д. «О психических состояниях человека» М.,1964. -186 с.
27. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук ,М.: Просвещение, 1984.-182с.
28. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер,2013.-592
29. Мельник, Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях / Ш. Мельник. -М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014. -256 с.
30. Мельницкая Т.Б. Психологические последствия переживания радиационного риска у населения, проживающего на радиоактивно загрязненной территории России, и их коррекция // Медико-биологические и социально-учебникпсихологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2015. -№ 1. - С.50-55.
31. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А.Немчин. -Л.: Ленинградский университет, 1983. - 167с.
32. Носенко, Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности / Э.Л. Носенко. Днепропетровск, 1975.
33. Организация медико-психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, принимающих участие в выполнении оперативно-служебных, служебно-боевых и иных задач, сопряженных с опасностью для жизни и причинением вреда здоровью. : Методические рекомендации / Под общ. ред. доктора мед. наук Гречко А.В. - М.: ЦМСЧ МВД России, 2012., с. 104
34. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Юрист, 1996. - 631 с.
35. Основы психологии управления: учебник / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. - X.: Ун-т внутр, дел, 1999. - 528 с.
36. Панкратов, В.Н. Культура общения сотрудника органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие / В.Н. Панкратов. - М.: Приор-изд., 2006. -143 с.
37. Пономарев, П.Б. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел / П.Б. Пономарев. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 376 с.
38. Пономаренко, В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости. Вопросы психологии / В.А. Пономаренко. -1990. -№ 1.
39. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. - СПб: Речь, 2004,- 225 с.
40. Практикум по формированию стрессоустойчивости учителя общеобразовательной школы. Практикум / И.В. Боев, О.А. Ахвердова, Н.И. Глушкова. -М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. -136 с.
41. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2001. -736 с.
42. Прилейская, А. В. Системный подход в психотерапии пограничных расстройств / Б. Ю. Приленский, А. В. Прилейская, М. А. Богданович, И. И. Федорова, Д. В. Култышев, И. В. Овчинникова, С. О. Сазонов // Мониторинг псих.здоровья : материалы межрегион, научно-практ.конф. - Томск; Новокузнецк, 2016. - С. 139—143.
43. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России. Учебное пособие в 2-х частях / Ю.Н. Гурьянов. - М.: Академия ФПС России, 2001. - 470 с.
44. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях. Методическое пособие / Под общ.ред. Прошина А.А.. -М., 2001. - с.22
45. Психология в деятельности сотрудников ОВД: учеб, пособие для студ. вузов / Г.Д. Андрюшин, С.Е. Борисова, Л.Н. Костина- Орел: ОрЮИ МВД России, 2006. -254 с.
46. Психология экстремальных ситуаций: учебное пособие/ Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, ТЮ. Кузнецова. -М., Смысл, 2009. -320 с.
47. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова.-М.: Проспект, 1999.-584 с.
48. Психолого-акмеологические характеристики устойчивости специалистов, профессионалов и руководителей региональных, муниципальных и местных уровней к стрессовым факторам и экстремальным условиям. Учебно-методическое пособие для студентов, научных сотрудников, психологов и врачей / И. В. Боев, В.И. Кривоконь, В.Ф. Гнучев. -Ставрополь, 1999. - 106 с.
49. Пусько, В.С. Словарь терминов МЧС / В.С. Пусько. -М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.
50. Разумов, С.А. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека/А.С. Разумов. - М.: Медицина, 1976. -224 с.
51. Разумов, С.А. Эмоциональный стресс, работоспособность и здоровье / С.А.Разумов. - Л.: Знание, 1975. -38 с.
52. Реан, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей. Вопросы психологии / А.А. Реан, А.А. Баранов. -1997. - № 1. -192 с.
53. Романов, В.В. Юридическая психология: Учебник / В.В. Романов. - М.: Юристъ, 2006. -488 с.
54. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. - СПб.: СПбУ-т МВД,
2016. -205 с.
55. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - М.: Сфера, 2003. - 456 с.
56. Рутман, Э.М. Как преодолеть стресс / Э.М. Рутман. -М.: ТОО "ТП", 1998. - 160 с.
57. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - СПб.: Питер, 2003. -224 с.
58. Секач, М.Ф. Психическая устойчивость менеджера малого бизнеса / М.Ф. Секач, О.Д. Привалова // Личностно-профессиональное развитие персонала: Сб. статей под общ.ред. А.А. Деркача,- М.: Центр гуманитарных исслед.,2002.
59. Селье, Г. Очерк об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М., 1960. -254 с.
60. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 78 с.
61. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2007. - 350 с.
62. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. -X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007.-276с.
63. Столяренко, А.М. Экстремальная психопедагогика / AM. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 608 с.
64. Стресс. Проблемы его диагностики и коррекции: Учеб.пособие / ММ. Калашникова. - ГОУ ВПО «Камская государственная инженерно¬экономическая академия». - Набережные Челны: Изд-во Камской государственной инженерно-экономической академии, 2008. - 99 с.
65. Суворова, В.В. Психопрофилактика стресса /В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
66. Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика / Н.В.Д. Тарабрина. - М.: . Институт психологии РАН,- 2009. -47 с.
67. Фатеев, Н.М. Социально-психологический климат в коллективах ОВД: содержание и методы его изучения / Н.М. Фатеев. - М.: Академия МВД СССР, 1991. -74 с.
68. Чумаков, М.В. Диагностика волевых особенностей личности / М.В. Чумаков // Вопросы психологии. -2006. - № 1. - С. 169-178.
69. Шемякина О.О. Анализ причин стресса и методы его профилактики. Психология и право 2012;2: 2-11.
70. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.
Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.А.
Томсинов / Г.Г. Шиханцов. - М.: Издательство «Зерцало», 2000. -352 с.
71. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных - М.: Смысл, 2014. - 319с.
72. Щербатых, Ю.В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий /Ю.В. Щербатых, Е.И. Ивлева. - Воронеж, 1998. - 282 с.
73. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. Ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. -607 с.
74. Юридическая психология: Учебное пособие /В.И. Курбатов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов-на-Дону: Наука- Пресс, 2007. -352 с.
75. Шаповал, И.А. Когнитивная экспансия как регулятор границ Я: от адаптационных задач к дезадаптивной активности //Клиническая и специальная психология. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»: научный электронный журнал. -
2017. - Т. 6. -№1. - С. 1-17. [Электронный ресурс]. Систем, требования: Adobe Acrobat Rider. - URL: на http: // psyjournals. ru (дата обращения: 24.02.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ