ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ 7
1.1 Предмет, формы, функции и виды конкурентоспособности 7
1.2 Характеристики и факторы конкурентного преимущества 13
1.3 Инструменты и методы повышения конкурентоспособности
организации 20
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО
«Сибстрой» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сибстрой» 27
2.2 Анализ конкурентной среды ООО «Сибстрой» 40
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «Сибстрой» 44
3 РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «Сибстрой» 50
3.1 Предложения по повышению конкурентоспособности ООО
«Сибстрой» 50
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Важным вопросом на современном этапе развития экономики является повышение и сохранение конкурентоспособности организаций.
Основу понятия конкурентоспособности организации составляет ее укрепление месторасположения на рынке и экономическое развитие. Но бывают некоторые сложности, которые связаны, конечно же, со способами повышения конкурентоспособности организации. рост насыщенности конкуренции в отрасли предписывает внедрения организациями в регионах наиболее эффективных технологий и методов для ведения бизнеса.
На данный момент времени предприятия прибегают к расширению ассортимента выпускаемой продукции, таким образом они находят для себя новые каналы для сбыта. Но преобладание одного или даже нескольких видов конкурентоспособности продукции не способствует успеху организации на каком-либо рынке. Для выявления оценки конкурентоспособности организации анализируют данные о хозяйственной деятельности и рынках сбыта конкурирующих фирм, сравнительные анализы выпускаемой продукции.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях рынка весомое значение получает проблема конкурентоспособности фирмы на рынке.
Проблемы достижения конкурентоспособности субъектов никаким образом не могут быть решены без анализа особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства.
Целью анализа конкурентоспособности организации является исследование внутреннего и внешнего конкурентного преимущества, которое, в свою очередь, позволяет не только укрепить место компании на имеющемся секторе, но и продвинуться на новые рынки сбыта с помощью предложения потребителям инновационных товаров и услуг.
Анализ конкурентоспособности используется для решения задач:
• создание стратегии развития фирмы;
• проработка способов привлечения внимания к товарам или услугам;
• предугадывание ожидаемых объемов продаж;
• улучшение продукта (услуги);
• формирование актуального ассортимента и разумной стоимости на продукт или услугу.
Объектом исследования выступает организация ООО «Сибстрой».
Предметом исследования является конкурентоспособность товаров и услуг организации ООО «Сибстрой».
В работе использованы качественны еи количественные методы, графические методы, сравнение. Применяются инструменты, такие как: маркетинговые исследования, управление продвижением товара (услуги) и др.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы следующих ученых: М. Портер, М. Гельвановский, Н. Яшин, А. Смит, В. Леонтьев и др., данные бухгалтерской отчетности ООО «Сибстрой».
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе выявляются теоретические аспекты определения конкурентоспособности организации, определяются методы и инструменты повышения конкурентоспособности.
Во второй главе была дана организационно-экономическая характеристика ООО «Сибстрой». Был проведен анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности объекта исследования.
В третьей главе рассмотрены мероприятия повышения конкурентоспособности организации и оценка их эффективности.
В заключении важно отметить, что проблема конкурентоспособности является одной из ключевых проблем, от решения которой зависит многое в деятельности организации. Анализ конкурентоспособности организации и необходимость ее продукции показывает основные аспекты коммерческого успеха.
Результатом написания работы по первой главе стал вывод о том, что термин «конкурентоспособность» трактуется неоднозначно из-за особенностей ее экономической сущности. Были рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности. Определены аспекты, которые на прямую влияют на конкурентоспособность предприятия, а также методы и инструменты повышения конкурентоспособности.
Во второй главе была дана организационно-экономическая характеристика ООО «Сибстрой». Сделан анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности организации.
В третьей главе предлагались мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Сибстрой»:
1) разработать рекламную кампанию, Web - сайт;
2) внедрить систему скидок;
3) использовать новые технологии и оборудования для повышения качества услуг;
4) наладить работу с поставщиками (в первую очередь имеется ввиду своевременная поставка ресурсов);
5) повысить инвестиционную активность;
6) повысить эффективность линейной организационной структуры;
7) повысить ликвидность и платежеспособность организации;
8) повысить финансовую устойчивость предприятия;
9) поддерживать трудовую дисциплину и ответственность;
10) провести анализ потребностей клиентов.
В дополнении к этому необходимо поддерживать «сильные стороны» предприятия.
Проведя оценку предложенных мероприятий, можно сделать вывод, что все они являются эффективными и способны повысить конкурентоспособность организации ООО «Сибстрой».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп. от 06.08.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс».
2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
3. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина - Ульяновск: УлГТУ, 2018.- 259с.
4. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. - 5е изд., стер.. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. - 290 с.
5. Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности
предприятия / А. Т. Алтухова //- М.: Ника-Центр, -2017.-№ 9.- С.35-38.
6. Андреева, А.Е. Многофакторный анализ конкурентоспособности
предприятия / А.Е. Андреева // Наука и бизнес: пути развития.-2017.-№ 3.- С. 25-28.
7. Белов, В. А. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. / В. А. Белов. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 176 с.
8. Белоусова, Д.С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность / Д.С. Белоусова// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2016. № 15-2.- С.72-76.
9. Березов, Н. И. Конкуренция в экономике / А. И. Березов. - М.: Ника-Центр,
2018. - 768 с.
10. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент / И. А. Бланк.- М.: Ника-Центр, 2018. - 528 с.
11. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 332 с.
12. Болдырева, Т.В. Персонал как основной источник конкурентного
преимущества компании / Т.В. Болдырева // Наука и общество.-2017.-№ 2 (28).- С. 4-10.
13. Бронникова, Т.С. Экономика фирмы. Учебное пособие. / Т.С. Бронникова.
- М.: Теис, 2018. - 222 с.
14. Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Математические основы. Краткосрочная финансовая политика / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. - 3-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. - 318 с.
15. Вашко, Т.А. Стратегия и конкурентоспособность/ Т.А. Вашко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2018.
- № 7 (7).-С.10.-14.
16. Волков, О. И. Экономика предприятия: учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 264 с.
17. Вяткин, В. Н. Финансовые решения в управлении бизнесом: учебно-практическое пособие / В. Н. Вяткин, В. А. Гамза, Д. Д. Хэмптон. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 325 с.
18. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Рос. экон. журн. 1998. № 3. С. 34
19. Грачева, Е.С. Экономика организации Учебник для вузов / Е.С. Грачева. - М.: ГНОМ и Д, 2018. - 309 с.
20. Грибов В. Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 224 с.
21. Давыдянц, Д. Е. Золотое правило экономики предприятия / Д. Е. Давыдянц, Н. А. Давыдянц. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом МИРАКЛЬ», 2020. - 24 с.
22. Данилова, В. Ю. Конкурентоспособность строительной организации / В. Ю. Данилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 67-70.
23. Дашкова И. А., Ткаченко И. В., Захарченко Н. С. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений. — М.: Юрайт. 2020. 276 с.
24. Долгов, Д.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. / Д.И. Долгов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 298 с.
25. Дорман, В. Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческой
организации: учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. Н. Дорман ; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 134 с.
26. Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации: учебник для вузов / А. П. Егоршин. — 2-е изд., доп. и перераб. — Нижний Новгород: НИЭМ,
2020. — 302 с.
27. Жукова, М.А. Теоретические и методические аспекты управления конкурентными преимуществами организации / М.А Жукова // Вестник Университета (Государственный университет управления).-2017.-№5.- С.16-20.
28.Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Рос. экон. журн. 1995. № 12. С. 25
29. Зиннуров, У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии / У.Г. Зиннуров. - Уфа: УГАТУ 1999. - 280 с.
30.Зорин, А. Л. Экономический справочник финансиста в формулах и примерах / А.Л. Зорин. - М.: Профессиональное издательство, 2018. - 224
с.
31. Зуб А. Т. Теория менеджмента. Учебник для бакалавров. — М.: Питер. 2020. 672 с.
32. Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 209 с.
33. Коваленко, А.С. Комплексный экономический анализ. Учебное пособие / А.С. Коваленко. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 299 с
34. Кашинцева, Е.В. Финансовый анализ. Учебное пособие / Е.В. Кашинцева.
- М.: Финансы и статистика, 2018. - 501 с.
35. Кирильчук С.П. Экономика предприятия. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. П. Кирильчук [и др.] ; под общ. ред. С. П. Кирильчук. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 517 с.
36. Ковапев, В. В. Финансовый менеджмент. Учебное пособие./ В. В. Ковалев.
- М.: Финансы и статистика, 2017. - 563 с.
37. Коновалова, Г.И. Система интегрированного управления затратами как основа повышения конкурентоспособности предприятия / Г.И. Коновалова // Вестник БГТУ. - 2006. - № 4. - С.31-32.
38. Коргова М. А. Менеджмент. Управление организацией. — М.: Юрайт.
2019. 198 с.
39. Коротина, Н.М. Основы управления конкурентоспособностью современного предприятия // Современные тенденции развития науки и технологий. -2015. -№ 2-7.-С. 66-69.
40. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. Под общ. Ред. Пеньковой Е.Л.
- М.: ПРОГРЕСС, 1990.
41. Криворотов, В.В. Принципы и факторы построения системы показателей конкурентоспособности предприятия / В.В. Криворотов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №1. - С.29-31.
42. Куанышбаев, Р. М. Как управлять конкурентоспособностью предприятия
в кризисных экономических условиях / Р. М. Куанышбаев // Наука-2017.- № 3.-С. 25-38.
43. Летников, Е.Б. Финансовый анализ. Учебное пособие / Е.Б. Летников. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 512 с.
44. Лисовская, И. А. Основы менеджмента. Учебное пособие. / И. А. Лисовская. - М.: Теис, 2018. - 120 с.
45. Литвин Ю. И., Литвин И. Ю., Харисова Р. Р. Проектный менеджмент. Теория и практика. Учебное пособие и практикум для бакалавриата. — М.: Прометей. 2020. 240 с.
46. Мальцева С. В. ; Отв. ред. Мальцева С. В. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО. М.:Издательство Юрайт, 2019.
47. Марченко, Т.И. Уровневое управление конкурентоспособностью
предприятия / Т.И. Марченко // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2014. - № 6. - С. - 144 - 146.
48. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. - 194, [2] с.
49. Немогай, Н. В. Конкурентоспособность предприятия: учебник / Н. В. Немогай, Н. В. Бонцевич. - Минск: Республиканский институт высшей школы, 2019. - 522 с.
50.Оберт Т.В. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей. - Саратов: Изд-во «Саратовского государственного университета им Н.Г.Чернышевского», 2020. - 80с.
51. Овчаренко Н. А. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и Ко. 2020. 162 с.
52. Попов С.А. АКТУАЛЬНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ВИДЕНИЕ - ЦЕЛИ - ИЗМЕНЕНИЯ. Учебно-практическое пособие: М.: Издательство Юрайт, 2019.
53. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
54. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 343 с.
55. Рыжикова,Т. Н. Маркетинг: экономика, финансы, контроллинг: учебное пособие / Т. Н. Рыжикова. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 225 с.
56. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:
Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 536 с.
57. Сартбаев, С. Е. Методические рекомендации по анализу показателей конкурентоспособности предприятия / С. Е. Сартбаев. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 176 с.
58. Сысоева Е. Ф., Барабанов А. И., Гаврилова А. Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 498 с.
59. Франк, М.А. Комплексный экономический анализ. Учебное пособие / М.А. Франк. - М.: Инфо-М, 2018. - 212 с.
60.Чернова, И.В. Управление конкурентоспособностью предприятия/ И.В. Чернова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2018. - № 15.-С.-146 -149.
61. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебник для вузов / Юданов А. Ю. - М.: ГНОМ и Д, 2018. - 304 с.
62. Юльченко, О.С. Экономика организации. Учебное пособие / О.С. Юльченко. - М.: Инфо-М, 2018. - 212 с.
63. Яшин Н. С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование. Саратов: СГЭА, 2004. 248 с.