ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности организации 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации 15
1.3 Процесс управления конкурентоспособностью организации 22
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ООО
«УПРАВЛЯЮЩАЯ» 31
2.1 Общая характеристика объекта исследования 31
2.2 Анализ управления конкурентоспособностью в ООО «Управляющая» 38
2.3 Анализ финансового состояния объекта исследования 58
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ» 64
3.1 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления
конкурентоспособностью в ООО «Управляющая» 64
3.2 Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Решающим фактором успеха любой компании на конкурентном рынке является способность предложить товары и услуги, наиболее отвечающие потребностям рынка и потребителей. Вследствие этого пристальный интерес уделяется такому аспекту организации, как конкурентоспособность.
Данная категория выражает способность предприятия противостоять на рынке своим конкурентам, как по степени удовлетворения своей продукцией конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.
Высокая конкурентоспособность организации является гарантом получения высокой прибыли. При этом организация хочет достичь такого уровня конкурентоспособности, который бы обеспечивал ей выживание достаточно долгое время. В связи с этим перед любой организацией встает проблема определения основных конкурентных преимуществ, влияющих на них факторов, а также выработку методов и инструментов ее эффективного управления.
Изучению данной темы посвящено немало исследований. Значительный вклад в развитие научной концепции конкурентоспособности организации внесли научные труды таких авторов как М. Портер, А. Смит, Р. А. Фатхутдинов, Е.И. Мазилкина, Т. Г. Философова, В. В. Царев, Д. В.Станько, Б. А. Райзберг и некоторые другие. Хотя на сегодняшний день так и не сформировано единого подхода к определению понятия конкурентоспособности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что с развитием глобализации проблема управления конкурентоспособностью резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска новых путей и методов повышения конкурентоспособности организаций.
Целью выпускной квалификационной работы явилось изучение управления конкурентоспособностью организации на примере ООО «Управляющая» и разработка рекомендаций по повышению ее эффективности.
Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты управления конкурентоспособностью организации;
2. Проанализировать управление конкурентоспособностью в ООО «Управляющая»;
3. Разработать рекомендации по повышению эффективности управления конкурентоспособностью в ООО «Управляющая» и оценить их эффективность.
Объектом исследования в данной работе выступает ООО «Управляющая».
Предметом исследования - деятельность компании в области управления конкурентоспособностью.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на подразделы, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, сформулированы и определены предмет, объект, цели и задачи, а также раскрыта актуальность темы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности организации. В частности, определены понятие и сущность конкурентоспособности организации, рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность, а также процесс управления конкурентоспособностью в организации.
Во второй главе представлена общая характеристика объекта исследования, проводится анализ управления конкурентоспособностью в ООО «Управляющая» и анализ его финансового состояния.
В третьей главе представлены рекомендации по повышению эффективности управления конкурентоспособностью компании и проводится оценка их эффективности.
В заключении подводятся итоги выпускной квалификационной работы и формулируются основные выводы.
Теоретической основой исследования выступают труды отечественных и зарубежных ученых, учебная литература, а также научно-популярные статьи по исследуемой теме.
В качестве практической основы взяты официальные документы и архивные источники ООО «Управляющая», бухгалтерская (финансовая) отчетность компании, а также информация с официального сайта.
В процессе работы применялись общие методы исследования: наблюдение, описание, методы анализа финансовой отчетности, метод сравнения.
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что конкурентоспособность представляет собой довольно сложную категорию, характеризующуюся высокой степенью подвижности и динамичности из-за неопределенности и изменчивости окружающей среды, что предъявляет специфичный характер управления данным процессом компании. В то же время процесс управления конкурентоспособностью является одним из важнейших элементов общего процесса управления деятельностью организации, позволяющий ей выживать и эффективно функционировать в условиях конкурентной среды. Поэтому, руководству любой компании необходимо уделять существенное внимание данному процессу фирмы, находясь в постоянном поиске новых методов и инструментов повышения эффективности управления конкурентоспособностью своей организации.
Для раскрытия темы выпускной квалификационной работы во введении была поставлена цель - изучить управление конкурентоспособностью организации на примере ООО «Управляющая» и разработать рекомендации по повышению ее эффективности. Поставленная цель была достигнута путем решения обозначенных задач.
В первой главе «Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью организации» были рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности организации: определены понятие и сущность конкурентоспособности организации, рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность, а также процесс управления конкурентоспособностью в организации. В ходе работы над первой главой был сделан вывод, что конкурентоспособность является достаточно сложной экономической категорией, обладающей рядом специфических особенностей и для более эффективного управления обязательным условием является рассмотрение всех ее аспектов.
Во второй главе была представлена общая характеристика объекта исследования, проведен анализ управления конкурентоспособностью в ООО «Управляющая» и анализ его финансового состояния. В ходе работы над данной главой выяснилось, что компания «Мария-Ра» является крупнейшей продовольственной компанией, магазины которой расположены в большинстве крупных населенных пунктах Сибири. Результаты проведенного SWOT- анализа позволили сделать вывод о том, что компания имеет достаточно возможностей со стороны рынка и сильных сторон внутри компании для продолжения деятельности в существующей отрасли. На основании проведенного финансового анализа было выявлено, что финансово-экономическое положение компании является устойчивым, банкротство в ближайшее время не грозит, но отмечается низкая рентабельность продаж, обусловленная высокими издержками компании.
В третьей главе были представлены рекомендации по повышению эффективности управления конкурентоспособностью компании и проведена оценка их эффективности. Сделан вывод, что данные предложения являются эффективными и позволят компании повысить уровень своей конкурентоспособности и, соответственно, привлечь большее число покупателей.
Изучение трудов отечественных и зарубежных ученых, учебной и научно-популярной литературы по исследуемой теме дало возможность раскрыть понятие и сущность конкурентоспособности организации, выявить и классифицировать факторы, влияющие на конкурентоспособность, обозначить научные подходы и основные этапы процесса управления конкурентоспособностью организации.
Официальные документы и архивные источники ООО «Управляющая», бухгалтерская (финансовая) отчетность компании, а также информация с официального сайта дали возможность дать полную характеристику компании, провести анализ управления конкурентоспособностью, проанализировать ее финансовое состояние и предложить рекомендации по управлению конкурентоспособностью компании.
Изучение актуальных подходов и методов к управлению конкурентоспособностью организаций в научно-популярной литературе помогло в разработке рекомендаций по повышению эффективности управления конкурентоспособности в ООО «Управляющая».
Таким образом, подводя итог всей проделанной работе, хочется отметить, что жесткая конкуренция, царящая на рынке в наши дни, делает управление конкурентоспособностью организации все более важным фактором, требующим значительного внимания руководства.
1. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения [Текст]. - введ. 01.07.79. - М.: Стандартинформ, 2010.
2. Ананьин, В.И. Реальное время управления предприятием в условиях цифровизации // Бизнес-информатика. - 2019. - №13. - С.7-17.
3. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. / Ансофф И.- М.: Экономика, 2013. - 486с.
4. Береговая И. Б. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия // Символ науки. - 2015. - №12-1.
5. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. URL :https://gufo.me/dict/bes(Дата обращения 20.03.2022).
6. Галелюк М.М. Система управления конкурентоспособностью машиностроительного предприятия // Вестник экономической науки Украины. - 2008. - № 2. - С. 15.
7. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 c.
8. Завгородняя Т. В., Решетникова А. В. Теоретические аспекты конкурентоспособности организации // СТЭЖ. - 2015. - №1 (20).
9. Зефирова Ю. Сколько стоит разработка и запуск реально работающей программы лояльности // [Электронный ресурс] // URL: http://www.e- xecutive.ru/ community/magazine/689378.
10. Калиева О. М Эволюция научных взглядов на сущность конкурентоспособности в экономике // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2015. - №1 (33), с. 25-30.
11. Кириченко Л. Механизм управления конкурентоспособностью предприятия // Вестник КНТЭУ. - 2009. - № 1. С. 62-66.
12. Комков Н. И., Лазарев А. В. Многоуровневая структура и подходы к оценке экономической категории «Конкурентоспособность» // Проблемы прогнозирования. - 2007. - №4. - с. 3-20.
13. Котлер Ф. Маркетинговая деятельность фирмы. - М.: Росинтер, - 2013. - 450 с.
14. Лавренова Г.А., Грачева Е.А. Управление конкурентоспособностью
в современных условиях: эффективные инструменты бизнеса //
ЭКОНОМИНФО. - 2020. - №1.
15. Ли Ц., Юй Ш. Актуальность внедрения процесса цифровизации в деятельность предприятий // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. - 2021. - №11(86).
16. Мазилкина Е. И. Управление конкурентоспособностью / Е. И. Мазилкина, Т. Г. Паничкина //- М.: ОмегаЛ, - 2009. - 328 с.
17. Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятий
«конкурентоспособность предприятия» и «управление
конкурентоспособностью предприятия» // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - №2(52). - С.91-94.
18. Марченко Т. И. Конкурентоведение: учебно-методическое пособие для студентов направления 080100.68 «Экономика» и других экономических направлений. - Тольятти. - 2012. - с. 37.
19. Мхитарян С. В. Отраслевой маркетинг. - М.: Эксмо, 2013.( 24-74 с., с. 24)
20. Наговицина Л.П. Факторы успеха и конкурентоспособность организации / Л.П. Наговицина, Т.Ю. Ширяева, Л.А. Сорокина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2017. — № 1. — С. 69-77.
21. Официальный сайт торговой сети «Мария-Ра» // [Электронный ресурс] // URL:https: //www.maria-ra.ru/
22. Портер М. Конкуренция.: пер. с англ. - Санкт - Петербург.: Вильямс, - 2005. - 608 с.
23. Портер М. Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Учебное пособие / Портер М.Е., Калинина Е.Ю., - 4-е изд. - Москва :Альпина Пабл., - 2016. - 715 с.
24. Пьянова Н.В. Конкурентная стратегия в системе управления конкурентоспособностью организации / Н.В. Пьянова, Н.А. Третьякова // Научные записки ОрелГИЭТ. — 2017. — № 3. — С. 13-21.
25. Рейтинг журнала Forbes «Топ 200 частных компаний России - 2021» // [Электронный ресурс] // URL:https://www.forbes.ru/biznes/440795-200-krupnej sih-castnyh-kompanij -rossii-2021.
26. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2012, - 584 с.
27. Рудой Е. В. Сущность конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 152-154.
28. Сапегина А. А. Логические модели диагностики банкротства предприятия / А. А. Сапегина. — Текст : непосредственный // Международное научно-практическое издание «Инжиниринг бизнеса и управление развитием организаций». — 2016. — № 1. — С. 1-12.
29. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2020. - 1056 с.
30. Смольянова Е.Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия // Вестник тамбовского государственного университета. Сер.: гуманитарные науки. - 2014. - №2 (70). - С. 336-345.
31. Станько Д.В. Факторы обеспечения конкурентоспособности предприятия // Актуальные проблемы экономики. - 2009. - № 9(99). - С. 112¬116.
32. Статья «Ритейл 2020-2021 в цифрах» // [Электронный ресурс] // URL:https://merchandising.ru/infobank/articles/riteyl-2020-2021-v-tsifrakh/
33. Статья «What Are Customer Expectations, and How Have They
Changed?» / Salesforse // [Электронный ресурс] // URL:
https://www.salesforce.com/resources/articles/customer-expectations/7sfdc- redirect=369
34. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью
организации: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2004. 544 с.
35. Фатхутдинов Р.А. Сущность конкурентоспособности // Современная конкуренция. - 2009. - №3.
36. Философова Т.Г Конкуренция. Инновации.
Конкурентоспособность: учеб. пособие / Т.Г. Философова, В.А. Быков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 295 с.
37. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую
экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски //
Управленческое консультирование. - 2018. - № 10., с.52.
38. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. // - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 799 с.
39. Цифровая активность организаций розничной торговли М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 13 с.
40. Шелудько Е. Б. Конкурентоспособность предприятия: сущность, факторы и принципы // Концепт. - 2016. - №S6.
41. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Гном-Пресс, - 2010.