ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ МЕДИАБИЗНЕС: РАЗВИТИЕ МЕДИАРЫНКА, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ, СТРАТЕГИИ ИЗМЕНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ 9
1.1. Характеристика тенденций развития современного российского
медиарынка 9
1.2. Влияние характера медиапотребления на медиабизнес 14
1.3. Трансформация бизнес-моделей медиа 18
1.4. Современные региональные медиахолдинги и информационные
агентства 27
ГЛАВА 2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИАБИЗНЕСА: СТУРУКТРА РЕДАКЦИИ, БИЗНЕС-МОДЕЛЬ, КОНТЕНТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СОЦСЕТЕЙ 39
2.1. Структура современной региональной редакции: конвергенция и
другие подходы 39
2.2. Трансформация бизнес-модели регионального информационного
агентства ООО «Амител» 42
2.3. Оценка юзабилити сайта amic.ru, контент и уникальные
медиапродукты издания 53
2.4. Использование социальных сетей для привлечения трафика:
анализ эффективности «переупаковки» контента amic.ru 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В современных исследованиях набирает обороты интерес к изучению бизнес-моделей медиаорганизаций, редакционного менеджмента. Ежедневное изменение архитектуры медиа, трансформация объемов и принципов медиапотребления побуждает предпринимателей к трансформации бизнес-модели. Наиболее перспективной считается модульная, комбинированная система, которая позволяет видоизменять элементы, не разрушая основания бизнеса, и наиболее эффективно организовывать работу редакции.
Результаты последних медиаисследований подчеркивают, что стратегии поведения современного российского потребителя медиаконтента разнообразны. С одной стороны, наблюдается значительный рост подкастинга, с другой стороны, повышается доверие пользователей к информации в социальных сетях. Больше всего контент потребляют со смартфонов - 62% против 34% с компьютера [Медиапотребление в России - 2021, www].
Измерения по потреблению СМИ иллюстрируют факт: журналисты борются за внимание аудитории с блогерами, социальными сетями в целом. Так, россияне уделяют внимание чтению СМИ в среднем в будний день 38 минут, а в выходной - 46 минут. Однако на официальные сайты заходят только 62% читателей (это на 10% меньше, чем в прошлом году), тогда как потребление контента в социальных сетях и чтение блогов выросло на 9% и теперь составляет 49% [Медиапотребление в России - 2021, www].
В связи с этим в постоянно меняющемся информационном пространстве самым актуальным способом ведения бизнеса является создание холдингов, крупных агентств, где можно выпускать разнообразный контент - видео, фото, подкасты, тексты, а также развивать разные площадки. Например, сайт, социальные сети, аккаунт на YouTube.
Стратегии использования интернет-СМИ в 2020-2021 гг. говорят о том, что к подписке на определенные новостные паблики, информационные агентства аудитория по-прежнему относится с опасением. Так, россиянам проще просто читать новости, не подписываясь на определенные источники - 58% пользователей. Некоторые читатели подписаны на определенные СМИ в интернете, но таких пользователей только 31%. Сегмент аудитории, который не «захвачен» средствами массовой информации в интернете, тоже значительный - 6% [Медиапотребление в России - 2021, www].
Говоря о трендах в потреблении медиа, которые оказывают значительное влияние на развитие медиабизнеса, стоит отметить, что в 2021 году рост медиаактивности снизился относительно взрывного роста 2020 г. по всем медиа, при этом средний индекс оказался на уровне 2017 года. Если исключить негативный фактор, повлекший обвальное падение среднего индекса — резкое снижение частоты посещения кинотеатров, театров/ концертов в 2021 году вследствие карантинных мер, - то средний индекс поднимется до 11%, что превышает уровень 2019 года [Медиапотребление в России - 2021, www].
Актуальность данного исследования определяется его теоретической и практической значимостью, описанной выше, а помимо этого:
• спецификой развития современного российского медиабизнеса;
• особенностями регионального медиабизнеса и слабой изученностью успешных информационных агентств в регионах;
• необходимостью анализа редакционного менеджмента регионального информационного агентства и влияния конвергенции на процессы производства контента;
• необходимостью проведения контент-анализа, который позволит выявить особенности организации работы в информационном агентстве.
Объект нашего исследования - это региональное информационное агентство ООО «Амител».
Предметом нашего исследования является бизнес-модель современного регионального информационного агентства Алтайского края ООО «Амител».
Цель данного исследования - выявить и описать трансформацию бизнес-модели современного регионального информационного агентства (на примере организации ООО «Амител»).
Для достижения поставленной цели в исследовательской работе ставятся следующие задачи:
1. Дать характеристику современного российского медиарынка.
2. Проанализировать характер современного медиапотребления в России и его влияния на медиабизнес.
3. Изучить трансформацию бизнес-моделей медиа.
4. Выявить и описать специфику современных российских региональных медиахолдингов и информационных агентств.
5. Охарактеризовать структуру современной региональной редакции amic.ru.
6. Проследить трансформацию бизнес-модели регионального
информагентства amic.ru.
7. Оценить юзабилити сайта amic.ru, провести контент-анализ публикаций сайта amic.ruпо разработанным нами критериям.
8. Провести анализ эффективности «переупаковки» контента в соцсетях amic.ru.
Степень изученности темы. Данная тема изучена исследователями недостаточно. Однако бизнес-модели и инновации в них изучаются довольно давно, особенно западными учеными. Такие исследователи, как Д. Шальмо, Л. Брехт (D. Schallmo, L. Brecht), Р. Касадесус-Масанелл, Ф. Чжу (R. Casadesus-Masanell, F. Zhu), К. Зотт, Р. Амит, Л. Масса (C. Zott, R. Amit, L. Massa), изучали инновационные бизнес-модели, Д. Хаджеэян (D. Khajeheian) исследовал источник инноваций бизнес-моделей.
Зарубежные ученые активно исследовали и описывали бизнес-модели СМИ в научных трудах с начала нулевых годов. Медиа-стартапы и влияние конвергенции в СМИ на использование предпринимательских возможностей представляли интерес для ученых А. Саламзаде, М. Р. Марковича (A. Salamzadeh, M. R. Markovic).
Среди российских ученых описанием бизнес-моделей медиа занимались такие теоретики и практики, как Е. Л. Вартанова, Е. Ю. Колобова. Интерес бизнес-модели представляли и для независимых экспертов - А. А. Амзина (автора раздела «Бизнес-модели новых и новейших медиа» в книге «Как новые медиа изменили журналистику» 2016 года), А. А. Мирошниченко (автора книги «Когда умрут газеты»).
Региональный медиабизнес Алтайского края активно изучали и описывали исследователи Ю. П. Пургин и В. А. Овчинников, О. Силантьева. В работах этих ученых содержатся стратегии менеджмента регионального бизнеса, описывается практический опыт работы с развитием региональных редакций.
Новизна исследования заключается в рассмотрении регионального нового медиа с позиций медиаэкономической теории и творчества авторов. Поскольку в теории разработаны бизнес-модели медиа, предложены их классификации, аналитический подход к изучению деятельности регионального информационного агентства позволит проверить действенность теорий на практике.
В последние годы в мире концепция бизнес-модели приобрела популярность, поскольку медиаменеджеры при разработке плана должны совмещать каналы доступа, выбор партнеров, специфику разработки качественного и разнообразного контента, особенности работы с социальными сетями и «переупаковки». Современные исследования носят междисциплинарный характер. Новизна данного исследования состоит и в том, что практическое аналитическое исследование современного регионального издания позволит предложить инструменты для самого бизнеса по формализации и структурированию бизнес -модели в аналогичных ситуациях.
Методы исследования. В качестве основных методов использовались: сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы и элементы структурно-функционального анализа для разработки концепции изучения бизнес-модели региональной редакции, контент-анализ, анализ эффективности «переупаковки» контента для социальных сетей, анализ экспертных интервью. Данная работа носит междисциплинарный и прикладной характер.
Эмпирической базой для исследования стали экспертные интервью с редактором издания «Амител», открытые источники, устная беседа, личный опыт работы в редакции. Также мы воспользовались методом контент- анализа и смыслового анализа материалов выбранного регионального СМИ, чтобы сделать выводы об особенностях контента в нем , подачи, продвижения этого контента, проблемах издания в менеджменте, создании и дистрибуции контента.
В ходе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: российский региональный медиабизнес специфичен, перспективен, но нуждается в регулярном профессиональном менеджменте.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении принципов построения бизнес-моделей средств массовой информации в связи с меняющейся структурой медиапотребления в России, а также в обобщении основных характеристик региональных медиахолдингов и информагентств.
Практическая значимость исследования заключается в практико-ориентированных выводах, которые могут способствовать более детальному и системному изучению бизнес-моделей региональных средств массовой информации. Исследование может быть полезно и предпринимателям, намеревающимся продвинуть свой продукт на медиарынке.
Для журналистов-практиков, которые работают в региональных изданиях, исследование значимо, поскольку показывает принцип организации работы в региональном издании, утверждает важность менеджмента и командной работы при создании качественного контента.
Исследование также может быть полезно студентам-журналистам и студентам-экономистам для погружения в основы медиабизнеса и знакомства с особенностями работы в информационном агентстве.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В данной работе целью было изучение и описание трансформации бизнес-модели регионального СМИ ООО «Амител».
В практической главе был проведен сравнительный анализ бизнес - модели издания «Амител» за 2014-2015 и 2021-2022 годы. Мы осуществили следующие виды анализа:
• сравнительный SWOT-анализ редакционного менеджмента;
• сравнительный анализ бизнес-моделей;
• анализ юзабилити нового сайта на основе открытых статистических данных, интервью с главным редактором в разные годы (2010, 2015, октябрь 2021) и собственного опыта работы в издании;
• контент-анализ и структурно-функциональный анализ публикаций журналистов,
• контент-анализ и структурно-функциональный анализ переупаковки контента для социальных сетей.
Индустрия медиа сегодня - не просто сбор, обработка, хранение и передача информации. В СМИ на первое место выходит анализ фактов, текущей ситуации в разных сферах и предложение продукта, который призван не просто проинформировать, а помочь пользователю в решении каких-либо проблем. Медиапотребление необходимо рассматривать в динамике, поскольку ежедневно на глазах журналистов, медиаменеджеров особенности выбора аудитории меняются.
Одна из тенденций медиапотребления , влияющая на бизнес, - падение доверия к традиционным средствам массовой информации и информационным сайтам. Другая - специфика потребления контента в социальных сетях и мессенджерах. Вместе с ростом популярности смартфонов и непрекращающимся ростом интернета в сравнении с другими медиа по потреблению информации социальные сети и мессенджеры отнимают у россиян всё больше времени. Новостным контентом интересуются пользователи далеко не всех социальных сетей. Но потребление новостей в региональном сегменте рынка при этом сохраняет свои позиции.
Бизнес-модель - определенная совокупность элементов, которые связаны между собой. Эти компоненты способствуют объединению рынка, аудитории, актуализации ценностного предложения и организационной архитектуры издания. Концепция модели бизнеса основывается на ценностном предложении, доставке ценности, создании ценности, её коммуникации и захвата.
По словам Е. Ю. Колобовой, бизнес-модель описывает, как рыночная информация, услуги и продукты объединяются для получения прибыли, но «стратегические, потребительские и рыночные компоненты рассматриваются в качестве условия создания и сохранения конкурентного преимущества» [Колобова 2021, с. 58].
Для подтверждения этих теоретических положений в практической части данной работы мы представили комплексный анализ некоторых элементов бизнес-модели регионального информационного агентства ООО «Амител». В ходе анализа было проведено сравнительное исследование бизнес-модели издания, менеджмента, структуры редакции за 2015 и 2022 годы.
По результатам анализа структуры редакции «Амител» мы выявили , что с 2015 по 2022 год в издании происходил переход от вертикальной структуры редакции к ньюсруму, в котором имеется несколько отделов. На современном этапе переход еще не завершен и требует последовательных трансформаций в разных аспектах редакционной работы. За этот период издание полностью трансформировалось: редакция в кадровом отношении преобразовалась, принцип подачи материалов изменился, продолжается развитие уникальных проектов, которые не представлены на рынке среди конкурентов. Анализ фокус-группы, портрета аудитории, SWOT-анализ позволили сформировать новую стратегию развития и менеджмента в редакции.
Соотнося данные по посещаемости сайта, портрету аудитории за 2014-2015 и 2021-2022 годы, мы обнаружили, что ключевое отличие - смена основного региона читателей. Если ранее amic.ruчитали в основном барнаульцы (41,7%) то в сегодня это - москвичи (30%). Такая серьезная перемена в портрете читателей напрямую связана с изменениями принципа подачи контента, тематической палитры и внедрением новых актуальных форматов. Еще одно значимое отличие - мужская аудитория заметно сократилась (с 62% до 52,7%), как и количество читателей старше 44 лет (с 25% до 20%). Эти изменения обосновываются обновлением редакционного менеджмента, моделей создания материалов.
Исследование трансформации бизнес-модели издания «Амител» с 2015 по 2022 год показало, что основные принципы редакционного менеджмента, которые были внедрены - долгосрочное планирование, изменение принципа создания материалов (уход от копипаста и рерайта и переход к авторским текстам), предложение аудитории уникального продукта - проектов «Переговорка», подкастов, которые не представлены в конкурентных СМИ. Также был обновлен коллектив и уточнено , что трансформации в соответствии с меняющимся медиарынком должны быть регулярными.
Современная редакция ООО «Амител» включает в себя редакторов, штатных корреспондентов, фрилансеров, новостников и SMM-специалистов. По составленной в параграфе 2.1 схеме редакции можно увидеть, как выстроена работа в издании.
Бренд amic.ruстал более узнаваемым среди молодой аудитории. Однако остаются и проблемы, над которыми необходимо работать: удобство сайта для пользователя, формирование современной редакции как ньюсрума, развитие определенных тематических блоков (таких как культура, наука, образование афиша, социальная тема).
Анализируя юзабилити сайта amic.ruмы заключили, что его дизайн, оформление сюжетов и рубрик наиболее приемлемо для пользователя, выгодно отличая издание от конкурентов. Наличие отдельного блока с уникальными проектами, выполненного в другом стиле (это видно по «Переговорке»), говорит о качестве проработки экосистемы сайта.
Однако нами были выделены недостатки сайта, которые существенно влияют на восприятие бренда издания. Это, во-первых, длительная загрузка материалов и главной страницы сайта и неудобная мобильная версия, во- вторых, отвлекающая баннерная реклама, видеореклама, которую достаточно сложно убрать пользователю, в-третьих, поиск интересующих материалов не работает - нет сортировки по датам, годам, рубрикация условная, ряд рубрик не заполняются систематически - культура, наука. Другие важные рубрики отсутствуют вовсе (например, социальная). Среди недостатков важно отметить, что отсутствуют страницы авторов, по которым автоматически можно переходить на материалы определенного журналиста (у конкурентов «Толк», «Алтапресс», «Алтайская правда» этот раздел есть), оформление «сюжетов» не прозрачно для пользователя, материалы на аналогичные темы под определенным текстом автоматически не подгружаются, отсутствуют хештеги, по которым могли бы находиться похожие материалы.
По итогам исследования мы можем сделать также следующие выводы относительно бизнес-модели издания на 2021-2022 годы:
• СМИ «Амител» отличает современный подход к медиаменеджменту и дистрибуции контента;
• одна из особенностей издания заключается в структуре организации коллектива авторов - это молодые новостники, журналисты, фрилансеры;
• качественная и оперативная переупаковка контента в социальных сетях позволяет наращивать аудиторию и оставаться самым популярным СМИ среди конкурентов в Telegram;
• портрет аудитории издания отличает заинтересованность в событиях мира, России, Алтайского края, критическое отношение к сообщаемой информации, умение и желание высказать свою позицию, предложить новость.
Таким образом, бизнес-модель издания «Амител» можно назвать составной. Она основана на модели бесплатного контента, но реализуется посредством кроссдевайсного таргетинга, предполагающего распространение медиаконетнта на разных платформах и его широкомасштабное продвижение.
По классификации В. Л. Иваницкого бизнес-модель издания можно отнести к респектабельной и агрессивной, так как ее основная цель - получить прибыль, которая предсказуема при грамотном выстраивании бизнес-плана и работает на амбициозную аудиторию, но при этом издание стремится получить быстрый финансовый результат, применяет манипуляции и технологии таблоидных изданий.
Для развития редакции, улучшения менеджмента и повышения эффективности работы на основании проведенного исследования мы можем предложить следующие рекомендации:
1) проведение комплексного исследования аудитории - фокус-группы, опросы, другие исследования. Неточность статистических данных, выраженная как минимум в неверной передаче переходов из социальных сетей, может формировать ошибочный портрет аудитории и приводить к ошибкам в менеджменте;
2) комплексный анализ основных конкурентов для выявления преимуществ и интеграции некоторых приемов и новых форматов в редакционную работу (например, производство вертикальных минутных-двухминутных репортажей для социальных сетей , формат есть у «Толка»);
3) усовершенствование сайта с точки зрения удобства пользователя - улучшение скорости загрузки материалов, создание страниц авторов, улучшение навигации по материалам и сюжетам, добавление хештегов, перевод баннерной рекламы в контекстную или предложение пользователям отказаться от рекламы за оплату/подписку (по модели отключения рекламы);
4) работа над авторскими материалами в рубриках, которые слабо заполнены - культура, наука; добавление социальной рубрики;
5) расширение объема коллективных проектов (таких как лонгриды) и работа над качественным дизайном в них.
Данное исследование можно применить на практике как руководство для медиапроекта или действующего бизнеса в регионе. Работа по изучению трансформации регионального медиабизнеса может быть продолжена при сравнении разных бизнес-моделей или изучении другого медиапредприятия.
1. Айрис А. Управление медиакомпаниями: реализация творческого потенциала / А. Айрис, Ж. Бюген. М.: Издательский дом «Университетская книга»: АНО «ШКИМБ», 2010. 560 с.
2. Брабадер Л. Думай в других форматах / Л. Брабадер, А. Ини. М.: Издательство «Э», 2016. 384 с.
3. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. 335 с.
4. ВЦИОМ: медиапотребление и активность в интернете. 23.09.2021 [Электронный ресурс] / Пресс-служба компании ВЦИОМ. Режим доступа: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=156773(дата обращения: 10.10.21).
5. Глазьев С Ю. Информационно-цифровая революция //
Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2018. № 1. С. 70-83.
6. Джонсон М. Обновление бизнес-модели / М. Джонсон, К. Кристенсен, Х. Кагерманн. Harvard Business Review. 2009. № 3. С. 60-70.
7. Дружинин А. М. Цифровая трансформация российского медиабизнеса в условиях неопределенности // Цифровая социология. 2021. № 4. С. 50-60.
8. Ершов Ю. М. Медиарынок и бизнес: учебно-методический комплекс. Томск: ТГУ, 2011. 102 с.
9. «Если придется с кем-то прощаться, мы готовы»: в крупнейшем на Алтае интернет-СМИ грядут серьезные перемены [Электронный ресурс] / ИА «Банкфакс». Режим доступа:https://www.bankfax.ru/news/97851/(дата обращения: 10.10.21).
10. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М.: Фокус- медиа, 2010. 200 с.
11. Иваницкий В. Л. Бизнес-концепция масс-медиа и её универсальная природа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 3. С. 138-142.
12. Иваницкий В. Л. Бизнес-концепция массмедиа: природа,
содержание, стратегии реализации [Электронный ресурс] / Медиаскоп. 2009. Вып. 4. Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/449(дата обращения:
15.10.21) .
13. Иваницкий В. Л. Регулярный менеджмент на предприятиях массмедиа: к вопросу о содержании термина // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2010. № 1. С. 75-89.
14. Индикаторы цифровой экономики: 2018: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Г. Л. Волкова [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 268 с.
15. Интернет-маркетинг в сети Instagram / А. М. Боровикова, Д. Ю. Вагин, В. С. Тарасова [и др.]. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 139-144.
16. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А.А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов [и др.]; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.
17. Камышева Е. Е. Специфика регионального интернет-СМИ (на примере Рубцовск.info) // Выпускная квалификационная работа. Барнаул, 2016. 80 с.
18. Колесниченко А.В. Практическая журналистика [Электронный ресурс] // Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text28/0034.htm(дата обращения: 5.06.2022).
19. Колобова Е. Ю. Бизнес-модели предприятий медиаиндустрии в условиях цифровой трансформации // Петербургский экономический журнал. 2021. № 2. С. 57-65.
20. Колобова Е. Ю. Трансформация медиапотребления в условиях цифровой реальности // Петербургский экономический журнал. 2020. № 4. С. 25-39.
21. Колобова Е. Ю. Особенности функционирования российского медиарынка в условиях глобализации информационного пространства // Петербургский экономический журнал. 2018. № 4. С. 70-82.
22. Колобова Е. Ю. Развитие российского медиарынка и цифровой разрыв // Власть и экономика. 2019. №6. С. 67-78.
23. Колобова Е. Ю. Управление конкурентоспособностью организаций кинопоказа. СПб.: ГИКиТ. Санкт-Петербург, 2018. 228 с.
24. Копылов В. Н. Влияние интернет-маркетинга на поведение потребителей // Инновации и инвестиции. 2019. № 7. С. 108-110.
25. Коханов Л. А. Интернет-журналистика. Теоретические основы: академический учебник / Л. А. Коханов, А. А. Калмыкова. М.: Академия медиаиндустрии, 2018. 370 с.
26. Лужнова Н. В. Роль социальных сетей в интернет-маркетинге / Н. В. Лужнова, Е. А. Усанова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3-1. С. 120-123.
27. Лукина М. М. Мультимедийная журналистика: ключевая морфема «мульти» // Информационно-аналитический журнал «Медиатренды». №1 (79). 2021. С. 4.
28. Машкова С. Г. Интернет-журналистика: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 80 с.
29. Мельник Г. С. Тактические медиа как протестный ресурс // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. 2017. № 2. С. 141-152.
30. Медиапотребление в России 2020 [Электронный ресурс] / Исследование центра компании «Делойт» в СНГ. Москва, октябрь 2020. Режим доступа:https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html(дата обращения:
10.10.21) .
31. Медиапотребление в России 2021 [Электронный ресурс] /
Исследование центра компании «Делойт» в СНГ. Москва, сентябрь 2021. Режим доступа:https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/mediaconsumption-in-Russia-2021.html (дата
обращения: 10.10.21).
32. Молчанова О. И. Конвергентная редакция как новый тип организации редакционной структуры СМИ // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 157-166.
33. Назарова С. И. Подготовка квалифицированных
профессиональных кадров в условиях развития современных технологий [Электронный ресурс] / Образовательный вестник «Сознание». 2018. №7. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-kvalifitsirovannyh-professionalnyh-kadrov-v-usloviyah-razvitiya-sovremennyh-tehnologiy (дата
обращения: 03.02.2022).
34. Наш сайт - живой!» Интервью главного редактора сайта amic.ru
журналу «Автограф» [Электронный ресурс] / Студенческая библиотека. Режим доступа:https://students-library.com/library/read/115406-prilozenie-no1-nas-sajt—zivoj -intervu- glavno go-redaktora-sajta-amicru-zurnalu-avto graf (дата
обращения: 10.10.21).
35. Объем рекламы в средствах ее распространения в январе -июне 2021 года [Электронный ресурс] / Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России подвела итоги развития рекламного рынка России за первое полугодие 2021 года // Режим доступа: www.akarussia.ru/knowledge/market size/id9802(дата обращения: 10.01.2022).
36. Овчинников В. А. Организация системы управления качеством творческих процессов в региональной мультимедийной компании // Известия Алт. ун-та. Серия: Филология и искусствоведение. 2011. № 2/1 (70). С. 148¬
152.
37. Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2014. 400 с.
38. Пилейко А. И. Адаптация медиаконтента к веб-среде сайтов и социальных сетей / А. И. Пилейко, Л. И. Петрова // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2017. № 4 (195). С. 96-102.
39. Попова М. И. Концептуальные основы бизнес-планирования как комплексного обоснования медиапроектов / М. И. Попова, Т. А. Сорвина, С. А. Фатова // Петербургский экономический журнал. 2021. № 4. С. 35-41.
40. Пургин Ю. П. Стратегия неизбежного перехода. Медиадом и управляемые трансформации печатных СМИ: монография / Ю. П. Пургин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. 196 с.
41. Пургин Ю. П. Роль и место региональной информации в условиях развития информационного рынка // Журналист. Социальные коммуникации. 2012. № 4. С. 25-43.
42. Пургин Ю. П. Свободным курсом // Мир перемен. 2015. № 4. С. 147-158.
43. Пургин Ю. П. Сетевая революция: вызовы традиционным СМИ // Известия Алтайского государственного университета. № 2/1 (82). 2014. С. 170-184.
44. Пургин Ю. П. Концептуальные особенности становления и развития издательского дома «Алтапресс» // Вестник ВГУ. Серия: филология, журналистика. № 1. 2013. С. 192-195.
45. Пургин Ю. П. Формирование аудитории медиахолдинга: реализация социальной миссии компании // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Вып. 7-8 (102-103). 2011. С. 33-38.
46. Рейтинг медиаресурсов России [Электронный ресурс] /
Официальные опубликованные данные компании Brand Analytics. Режим доступа: https://br-analytics.ru/mediatrends/media/?period=202109 (дата
обращения: 10.10.21).
47. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 2018. Режим доступа:http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports(дата обращения:
15.10.21) .
48. Силантьева О. М. Газетно-журнальный холдинг: как поставить
традиционную редакцию на мультимедийные рельсы (опыт ИД «Алтапресс» по созданию интегрированной мультимедийной редакции) // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в
мультимедийные: сб. статей / под ред. А. Г. Качкаевой. М.: Фокус -медиа, 2010. С. 79-105.
49. Статистика - ничто, человек - всё. Каких результатов достиг amic.ruк своему 22-летнию [Электронный ресурс] / Amic.ru. 29.10.21. Режим доступа:https://www.amic.ru/news/prochee/statistika-nichto-chelovek-vse-kakih-rezultatov-dostig-amic-ru-k-svoemu-22-letiyu(дата обращения: 20.02.2022).
50. Стребков Д. О. Развитие русскоязычного рынка удаленной работы, 2009-2014 гг. (по результатам Переписи фрилансеров) / Д. О. Стребков, А. В. Шевчук, М. О. Спирина; отв. ред. сер. В. В. Радаев. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 225 с.
51. Шоломицкая Т. Л. Социальные, культурные и коммуникативные практики в динамике общественного развития: сб. науч. ст. Гродно: ГрГУ, 2020. С. 298-302.
52. Batorfy A. State advertising as an instrument of transformation of the media market in Hungary / A. Batorfy, A. Urban // East European Politics. 2019. V. 36, no. 1. P. 1-22.
53. Khajeheian D. Audience commodification: A source of innovation in
business models // Technology Innovation Management Review. 2016. No.6(8).
Р. 40-47.
54. Riordan M. A. The Digital Divide: Conveying Subtlety in Online Communication // Journal of Computers in Education. 2018. Vol. 5. Is. 1. P. 49-66.
55. Rodrigues J. C. Price Management on Global Digital Subscription Services Using Freemium Business Model // Handbook of Research on Business Models in Modern Competitive Scenarios. 2019. Chapter. 10. Р. 178-196.
56. Salamzadeh A. Shortening the learning curve of media startups in accelerators: Case of a developing country / A. Salamzadeh, M. R. Markovic // In Evaluating media richness in organizational learning. No. 18. 2018. Р. 36-48.
57. Salamzadeh A. The Effect of Media Convergence on Exploitation of Entrepreneurial Opportunities / A. Salamzadeh, M. R. Markovic, S. M. Masjed // AD-minister. 2019. No. 34. Р. 59-76.
58. Schallmo D. Business model innovation in business-to-business markets - procedure and examples Proceedings of the 3rd ISPIM Innovation Symposium / D. Schallmo, L. Brecht // Managing the Art of Innovation: Turning Concepts into Reality, Quebec. 2010. No.12. Р. 1-24.
59. Tauscher K. Visual tools for business model innovation: Recommendations from a cognitive perspective / K. Tauscher, N. Abdelkafi // Creativity and Innovation Management. 2017. No.26(2). Р. 160-174.
60. Villi Transformation and innovation of media business models / M. Villi, R.G. Picard // Making Media. 2019. P. 121-130.
61. Wirtz B. W. Business Models in Media Markets / B. W. Wirtz, M. ElsaBer // Value-Oriented Media Management. 2017. Р. 33-48.
62. Zott C. The business model: Recent developments and future research / C. Zott, R. Amit, L. Massa // Journal of Management. 2011. Vol. 37. No. 4. Р. 1019-1042.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
1) 30 апреля в Барнауле пройдёт акция по раздельному сбору
мусора от активистов «Мусора. Больше. Нет. Барнаул» [Электронный ресурс] // Amic.ru, Telegram. 29.04.22. Режим доступа:https://t.me/news amic/20569(дата обращения: 4.05.22).
2) Алтай в первые дни мая - отдельный вид удовольствия [Электронный ресурс] // Amic.ru, Telegram. 4.05.22. Режим доступа: https://t.me/news amic/20682(дата обращения: 4.05.22).
3) Без роз и мимоз. Сколько стоит букет к 8 марта и что ждет
цветочный бизнес в условиях санкций [Электронный ресурс] // Amic.ru. 5.03.22. Мария Лаврищева. Режим доступа:
https://www.amic.ru/news/obschestvo/nacenka-60-i-eto-ne-predel-za-skolko-seychas-mozhno-kupit-buket-na-8-marta-v-barnaule(дата обращения: 4.05.22).
4) «Все не стандартно». Стоит ли сейчас покупать квартиру и как меняются цены на недвижимость [Электронный ресурс] // Amic.ru. Проект «Переговорка». Режим доступа:https://www.amic.ru/video/talk/zhit-zdes-i-seychas-stoit-li-seychas-pokupat-kvartiru-i-kak-byt-esli-ne-mozhesh-ee-prodat(дата обращения: 4.05.22).
5) В Барнауле перекрывают мост на Ленина на полтора года. Как мне ездить на общественном транспорте? [Электронный ресурс] // Amic.ru. 4.05.2022. Режим доступа:https://www.amic.ru/news/obschestvo/v-barnaule-perekryvayut-most-na-lenina-na-1-5-goda-kak-mne-ezdit-na-obschestvennom-transporte(дата обращения: 4.05.22).
6) Детские выплаты и отцовский капитал. Что изменится в жизни
россиян с 1 мая 2022 года? [Электронный ресурс] // Amic.ru. 4.05.2022. Режим доступа: https://www.amic.ru/news/infographic/detskie-vyplaty-i-
otcovskiy-kapital-chto-izmenitsya-v-zhizni-rossiyan-s-1-maya-2022-goda(дата обращения: 4.05.22).
7) Джаред Лето позвонил российской фанатке, которая в день рождения попала в хоспис [Электронный ресурс] // Amic.ru. 15.10.21. Журавлев Федор. Режим доступа:https://www.amic.ru/news/491200/(дата обращения: 4.05.22).
8) «Дура я, что ли? Поставлю!» Как барнаульцы относятся к вакцинации от COVID и её обязаловке [Электронный ресурс] // Amic.ru. Елена Лепезина, Мария Лаврищева, Екатерина Смолихина. 14.07.21. Режим
доступа: https://www.amic.ru/news/story/dura-ya-chto-li-postavlyu-kak-
barnaulcy-otnosyatsya-k-vakcinacii-ot-covid-i-ee-obyazalovke(дата обращения: 4.05.22).
9) Коньки, горные лыжи и сноуборд. Где научат кататься в Барнауле
и сколько это стоит [Электронный ресурс] // Amic.ru. 3.02.22. Мария
Лаврищева. Режим доступа:https://www.amic.ru/news/dosug/figurnoe-katanie-begovye-gornye-lyzhi-i-snoubord-gde-i-kak-uchat-katatsya-v-barnaule (дата
обращения: 4.05.22).
10) Красота, грация, драйв. Как прошел фестиваль орловского рысака в Барнауле [Электронный ресурс] // Amic.ru. 17.07.21. Мария Лаврищева. Режим доступа:https://www.amic.ru/news/prochee/krasota-graciya-drayv-kak-proshel-festival-orlovskogo-rysaka-v-barnaule(дата обращения: 4.05.22).
11) Клещи сделали кусь в Алтайском крае в этом сезоне уже 79 раз.
Рассказываем, что делать, если вам не повезло. Карточки [Электронный ресурс] // Amic.ru, Telegram. 3.05.22. Режим доступа:
https://t.me/news amic/20587(дата обращения: 4.05.22)
12) Кто копается в мусорном ведре, или Как барнаульцы собирают
отходы на переработку [Электронный ресурс] // Amic.ru. 21.07.21. Мария Лаврищева. Режим доступа:https://www.amic.ru/news/prochee/kto-kopaetsya-v-musornom-vedre-ili-kak-barnaulcy-sobirayut-othody-na-pererabotku (дата
обращения: 4.05.22).
13) Крупный бизнес — всегда зло. Чем известна алтайская
бизнесвумен Татьяна Ларина, стоявшая у истоков Союза предпринимателей [Электронный ресурс] // Amic.ru. 13.04.22. Режим доступа:
https://www.amic.ru/news/obschestvo/krupnyy-biznes-vsegda-zlo-chem-izvestna-altayskaya-biznesvumen-tatyana-larina-sozdavshaya-soyuz-predprinimateley(дата обращения: 4.05.22).
14) Модный показ, концерт со Stand Up и гастрономический вечер.
Чем заняться на выходных в Барнауле [Электронный ресурс] // Amic.ru. 16.04.22. Мария Лаврищева. Режим доступа:
https://www.amic.ru/news/dosug/modnyy-pokaz-koncert-so-standup-i-gastronomicheskiy-vecher-chem-zanyatsya-na-vyhodnyh-v-barnaule (дата
обращения: 4.05.22).
15) Образование вне политики? Легко ли российским студентам
уехать учиться за рубеж в новых реалиях [Электронный ресурс] // Amic.ru. Мария Лаврищева. 30.03.22. Режим доступа:
https://www.amic.ru/news/obschestvo/obrazovanie-vne-politiki-kak-rossiyskie-studenty-postupayut-za-rubezh-v-novyh-realiyah(дата обращения: 4.05.22).
16) Подросткам, спустившим деньги с «Пушкинской карты»,
простили махинации и пополнили счет [Электронный ресурс] // Amic.ru. 7.09.21. Мария Лаврищева. Режим доступа:
https://www.amic.ru/news/prochee/podrostkam-spustivshim-dengi-s-pushkinskoy-karty-prostili-mahinacii-i-popolnili-schet(дата обращения: 4.05.22).
17) Подростки России получат «Пушкинскую карту» с номиналом 3 тысячи. На что их можно тратить? [Электронный ресурс] // Amic.ru. 1.09.21. Мария Лаврищева. Режим доступа:https://www.amic.ru/voprosdnya/488324/(дата обращения: 4.05.22).
18) Покупали ли вы когда-нибудь что-нибудь в подземном переходе на площади Октября? Опрос [Электронный ресурс] // Amic.ru, Telegram. 4.05.22. Режим доступа:https://t.me/news amic/20672(дата обращения: 4.05.22).
19) Пришел май, проснулись комары! Рассказываем, как защититься от кровопийц проверенными способами. Карточки [Электронный ресурс] // Amic.ru, Telegram. 3.05.22. Режим доступа:https://t.me/news amic/20654(дата обращения: 4.05.22).
20) «Сколько можно?» Как торговые сети доводят жителей региона до отчаяния новыми ценами [Электронный ресурс] // Amic.ru. 25.04.22. Режим доступа:https://www.amic.ru/news/obschestvo/polnoe-ravnodushie-kak-torgovye-seti-dovodyat-zhiteley-regiona-do-otchayaniya-novymi-cenami(дата обращения: 4.05.22).
21) Статистика сайта «Информационное агентство amic.ru»
[Электронный ресурс] // Автоматически генерируемые отчеты. Liveinternet.ru/stat. Данные за ноябрь-апрель 2021-2022. Режим доступа: https://drive.google.com/drive/folders/143tOEsDe38SMEoip TRn9dMN7FwEV0DF?usp=sharing(дата обращения: 23.05.22).
22) Схожу за вас в любой ТЦ. Как в Алтайском крае работают QR- курьеры и много ли зарабатывают [Электронный ресурс] // Amic.ru. 21.11.21. Мария Лаврищева. Режим доступа:https://www.amic.ru/news/prochee/shozhu-za-vas-v-lyuboy-tc-kak-v-altayskom-krae-rabotayut-qr-kurery-i-mnogo-li-zarabatyvayut(дата обращения: 4.05.22).
23) Такого в Барнауле еще не было. В краевой столице организуют
день высокой моды [Электронный ресурс] // Amic.ru. 14.04.22. Мария
Лаврищева. Режим доступа:https://www.amic.ru/news/obschestvo/takogo-v-barnaule-esche-ne-bylo-kak-proydet-pokaz-altay-fashion-week-v-kraevoy-stolice(дата обращения: 4.05.22).
24) «Челночный» бег. Как ремонт путепровода в Барнауле может
отразиться на работе 20 заводов [Электронный ресурс] // Amic.ru. 3.02.22. Режим доступа: https://www.amic.ru/news/obschestvo/chelnochnyy-beg-kak-
remont-puteprovoda-v-barnaule-mozhet-otrazitsya-na-rabote-20-zavodov(дата обращения: 4.05.22).
25) Шашлыки на майские. Плюсы, минусы, подводные камни [Электронный ресурс] // Amic.ru, Telegram. 28.04.22. Режим доступа: https://t.me/news amic/20550(дата обращения: 4.05.22).
26) Штраф до 5 тысяч. Как пожарить шашлыки на даче и не нарушить закон? [Электронный ресурс] // Amic.ru. 30.04.22. Режим доступа: https://www.amic.ru/news/voprosdnya/shtraf-do-5-tysyach-v-mchs-zapretili-zharit-shashlyki-na-dache-na-mayskie-prazdniki(дата обращения: 4.05.22).
27) «Za мир! Труд! Май!» Фоторепортаж с шествия профсоюзов в честь Первомая в Барнауле [Электронный ресурс] // Amic.ru. 1.05.22. Режим доступа:https://www.amic.ru/news/obschestvo/za-mir-trud-may-fotoreportazh-s-shestviya-profsoyuzov-v-chest-pervomaya-v-barnaule(дата обращения: 4.05.22).