Трансформация бизнес-модели современного регионального интернет-СМИ (на примере информационного агентства ООО «Амител»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ МЕДИАБИЗНЕС: РАЗВИТИЕ МЕДИАРЫНКА, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ, СТРАТЕГИИ ИЗМЕНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ 9
1.1. Характеристика тенденций развития современного российского
медиарынка 9
1.2. Влияние характера медиапотребления на медиабизнес 14
1.3. Трансформация бизнес-моделей медиа 18
1.4. Современные региональные медиахолдинги и информационные
агентства 27
ГЛАВА 2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИАБИЗНЕСА: СТУРУКТРА РЕДАКЦИИ, БИЗНЕС-МОДЕЛЬ, КОНТЕНТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СОЦСЕТЕЙ 39
2.1. Структура современной региональной редакции: конвергенция и
другие подходы 39
2.2. Трансформация бизнес-модели регионального информационного
агентства ООО «Амител» 42
2.3. Оценка юзабилити сайта amic.ru, контент и уникальные
медиапродукты издания 53
2.4. Использование социальных сетей для привлечения трафика:
анализ эффективности «переупаковки» контента amic.ru 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ МЕДИАБИЗНЕС: РАЗВИТИЕ МЕДИАРЫНКА, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ, СТРАТЕГИИ ИЗМЕНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ 9
1.1. Характеристика тенденций развития современного российского
медиарынка 9
1.2. Влияние характера медиапотребления на медиабизнес 14
1.3. Трансформация бизнес-моделей медиа 18
1.4. Современные региональные медиахолдинги и информационные
агентства 27
ГЛАВА 2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИАБИЗНЕСА: СТУРУКТРА РЕДАКЦИИ, БИЗНЕС-МОДЕЛЬ, КОНТЕНТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СОЦСЕТЕЙ 39
2.1. Структура современной региональной редакции: конвергенция и
другие подходы 39
2.2. Трансформация бизнес-модели регионального информационного
агентства ООО «Амител» 42
2.3. Оценка юзабилити сайта amic.ru, контент и уникальные
медиапродукты издания 53
2.4. Использование социальных сетей для привлечения трафика:
анализ эффективности «переупаковки» контента amic.ru 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В современных исследованиях набирает обороты интерес к изучению бизнес-моделей медиаорганизаций, редакционного менеджмента. Ежедневное изменение архитектуры медиа, трансформация объемов и принципов медиапотребления побуждает предпринимателей к трансформации бизнес-модели. Наиболее перспективной считается модульная, комбинированная система, которая позволяет видоизменять элементы, не разрушая основания бизнеса, и наиболее эффективно организовывать работу редакции.
Результаты последних медиаисследований подчеркивают, что стратегии поведения современного российского потребителя медиаконтента разнообразны. С одной стороны, наблюдается значительный рост подкастинга, с другой стороны, повышается доверие пользователей к информации в социальных сетях. Больше всего контент потребляют со смартфонов - 62% против 34% с компьютера [Медиапотребление в России - 2021, www].
Измерения по потреблению СМИ иллюстрируют факт: журналисты борются за внимание аудитории с блогерами, социальными сетями в целом. Так, россияне уделяют внимание чтению СМИ в среднем в будний день 38 минут, а в выходной - 46 минут. Однако на официальные сайты заходят только 62% читателей (это на 10% меньше, чем в прошлом году), тогда как потребление контента в социальных сетях и чтение блогов выросло на 9% и теперь составляет 49% [Медиапотребление в России - 2021, www].
В связи с этим в постоянно меняющемся информационном пространстве самым актуальным способом ведения бизнеса является создание холдингов, крупных агентств, где можно выпускать разнообразный контент - видео, фото, подкасты, тексты, а также развивать разные площадки. Например, сайт, социальные сети, аккаунт на YouTube.
Стратегии использования интернет-СМИ в 2020-2021 гг. говорят о том, что к подписке на определенные новостные паблики, информационные агентства аудитория по-прежнему относится с опасением. Так, россиянам проще просто читать новости, не подписываясь на определенные источники - 58% пользователей. Некоторые читатели подписаны на определенные СМИ в интернете, но таких пользователей только 31%. Сегмент аудитории, который не «захвачен» средствами массовой информации в интернете, тоже значительный - 6% [Медиапотребление в России - 2021, www].
Говоря о трендах в потреблении медиа, которые оказывают значительное влияние на развитие медиабизнеса, стоит отметить, что в 2021 году рост медиаактивности снизился относительно взрывного роста 2020 г. по всем медиа, при этом средний индекс оказался на уровне 2017 года. Если исключить негативный фактор, повлекший обвальное падение среднего индекса — резкое снижение частоты посещения кинотеатров, театров/ концертов в 2021 году вследствие карантинных мер, - то средний индекс поднимется до 11%, что превышает уровень 2019 года [Медиапотребление в России - 2021, www].
Актуальность данного исследования определяется его теоретической и практической значимостью, описанной выше, а помимо этого:
• спецификой развития современного российского медиабизнеса;
• особенностями регионального медиабизнеса и слабой изученностью успешных информационных агентств в регионах;
• необходимостью анализа редакционного менеджмента регионального информационного агентства и влияния конвергенции на процессы производства контента;
• необходимостью проведения контент-анализа, который позволит выявить особенности организации работы в информационном агентстве.
Объект нашего исследования - это региональное информационное агентство ООО «Амител».
Предметом нашего исследования является бизнес-модель современного регионального информационного агентства Алтайского края ООО «Амител».
Цель данного исследования - выявить и описать трансформацию бизнес-модели современного регионального информационного агентства (на примере организации ООО «Амител»).
Для достижения поставленной цели в исследовательской работе ставятся следующие задачи:
1. Дать характеристику современного российского медиарынка.
2. Проанализировать характер современного медиапотребления в России и его влияния на медиабизнес.
3. Изучить трансформацию бизнес-моделей медиа.
4. Выявить и описать специфику современных российских региональных медиахолдингов и информационных агентств.
5. Охарактеризовать структуру современной региональной редакции amic.ru.
6. Проследить трансформацию бизнес-модели регионального
информагентства amic.ru.
7. Оценить юзабилити сайта amic.ru, провести контент-анализ публикаций сайта amic.ruпо разработанным нами критериям.
8. Провести анализ эффективности «переупаковки» контента в соцсетях amic.ru.
Степень изученности темы. Данная тема изучена исследователями недостаточно. Однако бизнес-модели и инновации в них изучаются довольно давно, особенно западными учеными. Такие исследователи, как Д. Шальмо, Л. Брехт (D. Schallmo, L. Brecht), Р. Касадесус-Масанелл, Ф. Чжу (R. Casadesus-Masanell, F. Zhu), К. Зотт, Р. Амит, Л. Масса (C. Zott, R. Amit, L. Massa), изучали инновационные бизнес-модели, Д. Хаджеэян (D. Khajeheian) исследовал источник инноваций бизнес-моделей.
Зарубежные ученые активно исследовали и описывали бизнес-модели СМИ в научных трудах с начала нулевых годов. Медиа-стартапы и влияние конвергенции в СМИ на использование предпринимательских возможностей представляли интерес для ученых А. Саламзаде, М. Р. Марковича (A. Salamzadeh, M. R. Markovic).
Среди российских ученых описанием бизнес-моделей медиа занимались такие теоретики и практики, как Е. Л. Вартанова, Е. Ю. Колобова. Интерес бизнес-модели представляли и для независимых экспертов - А. А. Амзина (автора раздела «Бизнес-модели новых и новейших медиа» в книге «Как новые медиа изменили журналистику» 2016 года), А. А. Мирошниченко (автора книги «Когда умрут газеты»).
Региональный медиабизнес Алтайского края активно изучали и описывали исследователи Ю. П. Пургин и В. А. Овчинников, О. Силантьева. В работах этих ученых содержатся стратегии менеджмента регионального бизнеса, описывается практический опыт работы с развитием региональных редакций.
Новизна исследования заключается в рассмотрении регионального нового медиа с позиций медиаэкономической теории и творчества авторов. Поскольку в теории разработаны бизнес-модели медиа, предложены их классификации, аналитический подход к изучению деятельности регионального информационного агентства позволит проверить действенность теорий на практике.
В последние годы в мире концепция бизнес-модели приобрела популярность, поскольку медиаменеджеры при разработке плана должны совмещать каналы доступа, выбор партнеров, специфику разработки качественного и разнообразного контента, особенности работы с социальными сетями и «переупаковки». Современные исследования носят междисциплинарный характер. Новизна данного исследования состоит и в том, что практическое аналитическое исследование современного регионального издания позволит предложить инструменты для самого бизнеса по формализации и структурированию бизнес -модели в аналогичных ситуациях.
Методы исследования. В качестве основных методов использовались: сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы и элементы структурно-функционального анализа для разработки концепции изучения бизнес-модели региональной редакции, контент-анализ, анализ эффективности «переупаковки» контента для социальных сетей, анализ экспертных интервью. Данная работа носит междисциплинарный и прикладной характер.
Эмпирической базой для исследования стали экспертные интервью с редактором издания «Амител», открытые источники, устная беседа, личный опыт работы в редакции. Также мы воспользовались методом контент- анализа и смыслового анализа материалов выбранного регионального СМИ, чтобы сделать выводы об особенностях контента в нем , подачи, продвижения этого контента, проблемах издания в менеджменте, создании и дистрибуции контента.
В ходе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: российский региональный медиабизнес специфичен, перспективен, но нуждается в регулярном профессиональном менеджменте.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении принципов построения бизнес-моделей средств массовой информации в связи с меняющейся структурой медиапотребления в России, а также в обобщении основных характеристик региональных медиахолдингов и информагентств.
Практическая значимость исследования заключается в практико-ориентированных выводах, которые могут способствовать более детальному и системному изучению бизнес-моделей региональных средств массовой информации. Исследование может быть полезно и предпринимателям, намеревающимся продвинуть свой продукт на медиарынке.
Для журналистов-практиков, которые работают в региональных изданиях, исследование значимо, поскольку показывает принцип организации работы в региональном издании, утверждает важность менеджмента и командной работы при создании качественного контента.
Исследование также может быть полезно студентам-журналистам и студентам-экономистам для погружения в основы медиабизнеса и знакомства с особенностями работы в информационном агентстве.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Результаты последних медиаисследований подчеркивают, что стратегии поведения современного российского потребителя медиаконтента разнообразны. С одной стороны, наблюдается значительный рост подкастинга, с другой стороны, повышается доверие пользователей к информации в социальных сетях. Больше всего контент потребляют со смартфонов - 62% против 34% с компьютера [Медиапотребление в России - 2021, www].
Измерения по потреблению СМИ иллюстрируют факт: журналисты борются за внимание аудитории с блогерами, социальными сетями в целом. Так, россияне уделяют внимание чтению СМИ в среднем в будний день 38 минут, а в выходной - 46 минут. Однако на официальные сайты заходят только 62% читателей (это на 10% меньше, чем в прошлом году), тогда как потребление контента в социальных сетях и чтение блогов выросло на 9% и теперь составляет 49% [Медиапотребление в России - 2021, www].
В связи с этим в постоянно меняющемся информационном пространстве самым актуальным способом ведения бизнеса является создание холдингов, крупных агентств, где можно выпускать разнообразный контент - видео, фото, подкасты, тексты, а также развивать разные площадки. Например, сайт, социальные сети, аккаунт на YouTube.
Стратегии использования интернет-СМИ в 2020-2021 гг. говорят о том, что к подписке на определенные новостные паблики, информационные агентства аудитория по-прежнему относится с опасением. Так, россиянам проще просто читать новости, не подписываясь на определенные источники - 58% пользователей. Некоторые читатели подписаны на определенные СМИ в интернете, но таких пользователей только 31%. Сегмент аудитории, который не «захвачен» средствами массовой информации в интернете, тоже значительный - 6% [Медиапотребление в России - 2021, www].
Говоря о трендах в потреблении медиа, которые оказывают значительное влияние на развитие медиабизнеса, стоит отметить, что в 2021 году рост медиаактивности снизился относительно взрывного роста 2020 г. по всем медиа, при этом средний индекс оказался на уровне 2017 года. Если исключить негативный фактор, повлекший обвальное падение среднего индекса — резкое снижение частоты посещения кинотеатров, театров/ концертов в 2021 году вследствие карантинных мер, - то средний индекс поднимется до 11%, что превышает уровень 2019 года [Медиапотребление в России - 2021, www].
Актуальность данного исследования определяется его теоретической и практической значимостью, описанной выше, а помимо этого:
• спецификой развития современного российского медиабизнеса;
• особенностями регионального медиабизнеса и слабой изученностью успешных информационных агентств в регионах;
• необходимостью анализа редакционного менеджмента регионального информационного агентства и влияния конвергенции на процессы производства контента;
• необходимостью проведения контент-анализа, который позволит выявить особенности организации работы в информационном агентстве.
Объект нашего исследования - это региональное информационное агентство ООО «Амител».
Предметом нашего исследования является бизнес-модель современного регионального информационного агентства Алтайского края ООО «Амител».
Цель данного исследования - выявить и описать трансформацию бизнес-модели современного регионального информационного агентства (на примере организации ООО «Амител»).
Для достижения поставленной цели в исследовательской работе ставятся следующие задачи:
1. Дать характеристику современного российского медиарынка.
2. Проанализировать характер современного медиапотребления в России и его влияния на медиабизнес.
3. Изучить трансформацию бизнес-моделей медиа.
4. Выявить и описать специфику современных российских региональных медиахолдингов и информационных агентств.
5. Охарактеризовать структуру современной региональной редакции amic.ru.
6. Проследить трансформацию бизнес-модели регионального
информагентства amic.ru.
7. Оценить юзабилити сайта amic.ru, провести контент-анализ публикаций сайта amic.ruпо разработанным нами критериям.
8. Провести анализ эффективности «переупаковки» контента в соцсетях amic.ru.
Степень изученности темы. Данная тема изучена исследователями недостаточно. Однако бизнес-модели и инновации в них изучаются довольно давно, особенно западными учеными. Такие исследователи, как Д. Шальмо, Л. Брехт (D. Schallmo, L. Brecht), Р. Касадесус-Масанелл, Ф. Чжу (R. Casadesus-Masanell, F. Zhu), К. Зотт, Р. Амит, Л. Масса (C. Zott, R. Amit, L. Massa), изучали инновационные бизнес-модели, Д. Хаджеэян (D. Khajeheian) исследовал источник инноваций бизнес-моделей.
Зарубежные ученые активно исследовали и описывали бизнес-модели СМИ в научных трудах с начала нулевых годов. Медиа-стартапы и влияние конвергенции в СМИ на использование предпринимательских возможностей представляли интерес для ученых А. Саламзаде, М. Р. Марковича (A. Salamzadeh, M. R. Markovic).
Среди российских ученых описанием бизнес-моделей медиа занимались такие теоретики и практики, как Е. Л. Вартанова, Е. Ю. Колобова. Интерес бизнес-модели представляли и для независимых экспертов - А. А. Амзина (автора раздела «Бизнес-модели новых и новейших медиа» в книге «Как новые медиа изменили журналистику» 2016 года), А. А. Мирошниченко (автора книги «Когда умрут газеты»).
Региональный медиабизнес Алтайского края активно изучали и описывали исследователи Ю. П. Пургин и В. А. Овчинников, О. Силантьева. В работах этих ученых содержатся стратегии менеджмента регионального бизнеса, описывается практический опыт работы с развитием региональных редакций.
Новизна исследования заключается в рассмотрении регионального нового медиа с позиций медиаэкономической теории и творчества авторов. Поскольку в теории разработаны бизнес-модели медиа, предложены их классификации, аналитический подход к изучению деятельности регионального информационного агентства позволит проверить действенность теорий на практике.
В последние годы в мире концепция бизнес-модели приобрела популярность, поскольку медиаменеджеры при разработке плана должны совмещать каналы доступа, выбор партнеров, специфику разработки качественного и разнообразного контента, особенности работы с социальными сетями и «переупаковки». Современные исследования носят междисциплинарный характер. Новизна данного исследования состоит и в том, что практическое аналитическое исследование современного регионального издания позволит предложить инструменты для самого бизнеса по формализации и структурированию бизнес -модели в аналогичных ситуациях.
Методы исследования. В качестве основных методов использовались: сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы и элементы структурно-функционального анализа для разработки концепции изучения бизнес-модели региональной редакции, контент-анализ, анализ эффективности «переупаковки» контента для социальных сетей, анализ экспертных интервью. Данная работа носит междисциплинарный и прикладной характер.
Эмпирической базой для исследования стали экспертные интервью с редактором издания «Амител», открытые источники, устная беседа, личный опыт работы в редакции. Также мы воспользовались методом контент- анализа и смыслового анализа материалов выбранного регионального СМИ, чтобы сделать выводы об особенностях контента в нем , подачи, продвижения этого контента, проблемах издания в менеджменте, создании и дистрибуции контента.
В ходе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: российский региональный медиабизнес специфичен, перспективен, но нуждается в регулярном профессиональном менеджменте.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении принципов построения бизнес-моделей средств массовой информации в связи с меняющейся структурой медиапотребления в России, а также в обобщении основных характеристик региональных медиахолдингов и информагентств.
Практическая значимость исследования заключается в практико-ориентированных выводах, которые могут способствовать более детальному и системному изучению бизнес-моделей региональных средств массовой информации. Исследование может быть полезно и предпринимателям, намеревающимся продвинуть свой продукт на медиарынке.
Для журналистов-практиков, которые работают в региональных изданиях, исследование значимо, поскольку показывает принцип организации работы в региональном издании, утверждает важность менеджмента и командной работы при создании качественного контента.
Исследование также может быть полезно студентам-журналистам и студентам-экономистам для погружения в основы медиабизнеса и знакомства с особенностями работы в информационном агентстве.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В данной работе целью было изучение и описание трансформации бизнес-модели регионального СМИ ООО «Амител».
В практической главе был проведен сравнительный анализ бизнес - модели издания «Амител» за 2014-2015 и 2021-2022 годы. Мы осуществили следующие виды анализа:
• сравнительный SWOT-анализ редакционного менеджмента;
• сравнительный анализ бизнес-моделей;
• анализ юзабилити нового сайта на основе открытых статистических данных, интервью с главным редактором в разные годы (2010, 2015, октябрь 2021) и собственного опыта работы в издании;
• контент-анализ и структурно-функциональный анализ публикаций журналистов,
• контент-анализ и структурно-функциональный анализ переупаковки контента для социальных сетей.
Индустрия медиа сегодня - не просто сбор, обработка, хранение и передача информации. В СМИ на первое место выходит анализ фактов, текущей ситуации в разных сферах и предложение продукта, который призван не просто проинформировать, а помочь пользователю в решении каких-либо проблем. Медиапотребление необходимо рассматривать в динамике, поскольку ежедневно на глазах журналистов, медиаменеджеров особенности выбора аудитории меняются.
Одна из тенденций медиапотребления , влияющая на бизнес, - падение доверия к традиционным средствам массовой информации и информационным сайтам. Другая - специфика потребления контента в социальных сетях и мессенджерах. Вместе с ростом популярности смартфонов и непрекращающимся ростом интернета в сравнении с другими медиа по потреблению информации социальные сети и мессенджеры отнимают у россиян всё больше времени. Новостным контентом интересуются пользователи далеко не всех социальных сетей. Но потребление новостей в региональном сегменте рынка при этом сохраняет свои позиции.
Бизнес-модель - определенная совокупность элементов, которые связаны между собой. Эти компоненты способствуют объединению рынка, аудитории, актуализации ценностного предложения и организационной архитектуры издания. Концепция модели бизнеса основывается на ценностном предложении, доставке ценности, создании ценности, её коммуникации и захвата.
По словам Е. Ю. Колобовой, бизнес-модель описывает, как рыночная информация, услуги и продукты объединяются для получения прибыли, но «стратегические, потребительские и рыночные компоненты рассматриваются в качестве условия создания и сохранения конкурентного преимущества» [Колобова 2021, с. 58].
Для подтверждения этих теоретических положений в практической части данной работы мы представили комплексный анализ некоторых элементов бизнес-модели регионального информационного агентства ООО «Амител». В ходе анализа было проведено сравнительное исследование бизнес-модели издания, менеджмента, структуры редакции за 2015 и 2022 годы.
По результатам анализа структуры редакции «Амител» мы выявили , что с 2015 по 2022 год в издании происходил переход от вертикальной структуры редакции к ньюсруму, в котором имеется несколько отделов. На современном этапе переход еще не завершен и требует последовательных трансформаций в разных аспектах редакционной работы. За этот период издание полностью трансформировалось: редакция в кадровом отношении преобразовалась, принцип подачи материалов изменился, продолжается развитие уникальных проектов, которые не представлены на рынке среди конкурентов. Анализ фокус-группы, портрета аудитории, SWOT-анализ позволили сформировать новую стратегию развития и менеджмента в редакции.
Соотнося данные по посещаемости сайта, портрету аудитории за 2014-2015 и 2021-2022 годы, мы обнаружили, что ключевое отличие - смена основного региона читателей. Если ранее amic.ruчитали в основном барнаульцы (41,7%) то в сегодня это - москвичи (30%). Такая серьезная перемена в портрете читателей напрямую связана с изменениями принципа подачи контента, тематической палитры и внедрением новых актуальных форматов. Еще одно значимое отличие - мужская аудитория заметно сократилась (с 62% до 52,7%), как и количество читателей старше 44 лет (с 25% до 20%). Эти изменения обосновываются обновлением редакционного менеджмента, моделей создания материалов.
Исследование трансформации бизнес-модели издания «Амител» с 2015 по 2022 год показало, что основные принципы редакционного менеджмента, которые были внедрены - долгосрочное планирование, изменение принципа создания материалов (уход от копипаста и рерайта и переход к авторским текстам), предложение аудитории уникального продукта - проектов «Переговорка», подкастов, которые не представлены в конкурентных СМИ. Также был обновлен коллектив и уточнено , что трансформации в соответствии с меняющимся медиарынком должны быть регулярными.
Современная редакция ООО «Амител» включает в себя редакторов, штатных корреспондентов, фрилансеров, новостников и SMM-специалистов. По составленной в параграфе 2.1 схеме редакции можно увидеть, как выстроена работа в издании.
Бренд amic.ruстал более узнаваемым среди молодой аудитории. Однако остаются и проблемы, над которыми необходимо работать: удобство сайта для пользователя, формирование современной редакции как ньюсрума, развитие определенных тематических блоков (таких как культура, наука, образование афиша, социальная тема).
Анализируя юзабилити сайта amic.ruмы заключили, что его дизайн, оформление сюжетов и рубрик наиболее приемлемо для пользователя, выгодно отличая издание от конкурентов. Наличие отдельного блока с уникальными проектами, выполненного в другом стиле (это видно по «Переговорке»), говорит о качестве проработки экосистемы сайта.
Однако нами были выделены недостатки сайта, которые существенно влияют на восприятие бренда издания. Это, во-первых, длительная загрузка материалов и главной страницы сайта и неудобная мобильная версия, во- вторых, отвлекающая баннерная реклама, видеореклама, которую достаточно сложно убрать пользователю, в-третьих, поиск интересующих материалов не работает - нет сортировки по датам, годам, рубрикация условная, ряд рубрик не заполняются систематически - культура, наука. Другие важные рубрики отсутствуют вовсе (например, социальная). Среди недостатков важно отметить, что отсутствуют страницы авторов, по которым автоматически можно переходить на материалы определенного журналиста (у конкурентов «Толк», «Алтапресс», «Алтайская правда» этот раздел есть), оформление «сюжетов» не прозрачно для пользователя, материалы на аналогичные темы под определенным текстом автоматически не подгружаются, отсутствуют хештеги, по которым могли бы находиться похожие материалы.
По итогам исследования мы можем сделать также следующие выводы относительно бизнес-модели издания на 2021-2022 годы:
• СМИ «Амител» отличает современный подход к медиаменеджменту и дистрибуции контента;
• одна из особенностей издания заключается в структуре организации коллектива авторов - это молодые новостники, журналисты, фрилансеры;
• качественная и оперативная переупаковка контента в социальных сетях позволяет наращивать аудиторию и оставаться самым популярным СМИ среди конкурентов в Telegram;
• портрет аудитории издания отличает заинтересованность в событиях мира, России, Алтайского края, критическое отношение к сообщаемой информации, умение и желание высказать свою позицию, предложить новость.
Таким образом, бизнес-модель издания «Амител» можно назвать составной. Она основана на модели бесплатного контента, но реализуется посредством кроссдевайсного таргетинга, предполагающего распространение медиаконетнта на разных платформах и его широкомасштабное продвижение.
По классификации В. Л. Иваницкого бизнес-модель издания можно отнести к респектабельной и агрессивной, так как ее основная цель - получить прибыль, которая предсказуема при грамотном выстраивании бизнес-плана и работает на амбициозную аудиторию, но при этом издание стремится получить быстрый финансовый результат, применяет манипуляции и технологии таблоидных изданий.
Для развития редакции, улучшения менеджмента и повышения эффективности работы на основании проведенного исследования мы можем предложить следующие рекомендации:
1) проведение комплексного исследования аудитории - фокус-группы, опросы, другие исследования. Неточность статистических данных, выраженная как минимум в неверной передаче переходов из социальных сетей, может формировать ошибочный портрет аудитории и приводить к ошибкам в менеджменте;
2) комплексный анализ основных конкурентов для выявления преимуществ и интеграции некоторых приемов и новых форматов в редакционную работу (например, производство вертикальных минутных-двухминутных репортажей для социальных сетей , формат есть у «Толка»);
3) усовершенствование сайта с точки зрения удобства пользователя - улучшение скорости загрузки материалов, создание страниц авторов, улучшение навигации по материалам и сюжетам, добавление хештегов, перевод баннерной рекламы в контекстную или предложение пользователям отказаться от рекламы за оплату/подписку (по модели отключения рекламы);
4) работа над авторскими материалами в рубриках, которые слабо заполнены - культура, наука; добавление социальной рубрики;
5) расширение объема коллективных проектов (таких как лонгриды) и работа над качественным дизайном в них.
Данное исследование можно применить на практике как руководство для медиапроекта или действующего бизнеса в регионе. Работа по изучению трансформации регионального медиабизнеса может быть продолжена при сравнении разных бизнес-моделей или изучении другого медиапредприятия.
В практической главе был проведен сравнительный анализ бизнес - модели издания «Амител» за 2014-2015 и 2021-2022 годы. Мы осуществили следующие виды анализа:
• сравнительный SWOT-анализ редакционного менеджмента;
• сравнительный анализ бизнес-моделей;
• анализ юзабилити нового сайта на основе открытых статистических данных, интервью с главным редактором в разные годы (2010, 2015, октябрь 2021) и собственного опыта работы в издании;
• контент-анализ и структурно-функциональный анализ публикаций журналистов,
• контент-анализ и структурно-функциональный анализ переупаковки контента для социальных сетей.
Индустрия медиа сегодня - не просто сбор, обработка, хранение и передача информации. В СМИ на первое место выходит анализ фактов, текущей ситуации в разных сферах и предложение продукта, который призван не просто проинформировать, а помочь пользователю в решении каких-либо проблем. Медиапотребление необходимо рассматривать в динамике, поскольку ежедневно на глазах журналистов, медиаменеджеров особенности выбора аудитории меняются.
Одна из тенденций медиапотребления , влияющая на бизнес, - падение доверия к традиционным средствам массовой информации и информационным сайтам. Другая - специфика потребления контента в социальных сетях и мессенджерах. Вместе с ростом популярности смартфонов и непрекращающимся ростом интернета в сравнении с другими медиа по потреблению информации социальные сети и мессенджеры отнимают у россиян всё больше времени. Новостным контентом интересуются пользователи далеко не всех социальных сетей. Но потребление новостей в региональном сегменте рынка при этом сохраняет свои позиции.
Бизнес-модель - определенная совокупность элементов, которые связаны между собой. Эти компоненты способствуют объединению рынка, аудитории, актуализации ценностного предложения и организационной архитектуры издания. Концепция модели бизнеса основывается на ценностном предложении, доставке ценности, создании ценности, её коммуникации и захвата.
По словам Е. Ю. Колобовой, бизнес-модель описывает, как рыночная информация, услуги и продукты объединяются для получения прибыли, но «стратегические, потребительские и рыночные компоненты рассматриваются в качестве условия создания и сохранения конкурентного преимущества» [Колобова 2021, с. 58].
Для подтверждения этих теоретических положений в практической части данной работы мы представили комплексный анализ некоторых элементов бизнес-модели регионального информационного агентства ООО «Амител». В ходе анализа было проведено сравнительное исследование бизнес-модели издания, менеджмента, структуры редакции за 2015 и 2022 годы.
По результатам анализа структуры редакции «Амител» мы выявили , что с 2015 по 2022 год в издании происходил переход от вертикальной структуры редакции к ньюсруму, в котором имеется несколько отделов. На современном этапе переход еще не завершен и требует последовательных трансформаций в разных аспектах редакционной работы. За этот период издание полностью трансформировалось: редакция в кадровом отношении преобразовалась, принцип подачи материалов изменился, продолжается развитие уникальных проектов, которые не представлены на рынке среди конкурентов. Анализ фокус-группы, портрета аудитории, SWOT-анализ позволили сформировать новую стратегию развития и менеджмента в редакции.
Соотнося данные по посещаемости сайта, портрету аудитории за 2014-2015 и 2021-2022 годы, мы обнаружили, что ключевое отличие - смена основного региона читателей. Если ранее amic.ruчитали в основном барнаульцы (41,7%) то в сегодня это - москвичи (30%). Такая серьезная перемена в портрете читателей напрямую связана с изменениями принципа подачи контента, тематической палитры и внедрением новых актуальных форматов. Еще одно значимое отличие - мужская аудитория заметно сократилась (с 62% до 52,7%), как и количество читателей старше 44 лет (с 25% до 20%). Эти изменения обосновываются обновлением редакционного менеджмента, моделей создания материалов.
Исследование трансформации бизнес-модели издания «Амител» с 2015 по 2022 год показало, что основные принципы редакционного менеджмента, которые были внедрены - долгосрочное планирование, изменение принципа создания материалов (уход от копипаста и рерайта и переход к авторским текстам), предложение аудитории уникального продукта - проектов «Переговорка», подкастов, которые не представлены в конкурентных СМИ. Также был обновлен коллектив и уточнено , что трансформации в соответствии с меняющимся медиарынком должны быть регулярными.
Современная редакция ООО «Амител» включает в себя редакторов, штатных корреспондентов, фрилансеров, новостников и SMM-специалистов. По составленной в параграфе 2.1 схеме редакции можно увидеть, как выстроена работа в издании.
Бренд amic.ruстал более узнаваемым среди молодой аудитории. Однако остаются и проблемы, над которыми необходимо работать: удобство сайта для пользователя, формирование современной редакции как ньюсрума, развитие определенных тематических блоков (таких как культура, наука, образование афиша, социальная тема).
Анализируя юзабилити сайта amic.ruмы заключили, что его дизайн, оформление сюжетов и рубрик наиболее приемлемо для пользователя, выгодно отличая издание от конкурентов. Наличие отдельного блока с уникальными проектами, выполненного в другом стиле (это видно по «Переговорке»), говорит о качестве проработки экосистемы сайта.
Однако нами были выделены недостатки сайта, которые существенно влияют на восприятие бренда издания. Это, во-первых, длительная загрузка материалов и главной страницы сайта и неудобная мобильная версия, во- вторых, отвлекающая баннерная реклама, видеореклама, которую достаточно сложно убрать пользователю, в-третьих, поиск интересующих материалов не работает - нет сортировки по датам, годам, рубрикация условная, ряд рубрик не заполняются систематически - культура, наука. Другие важные рубрики отсутствуют вовсе (например, социальная). Среди недостатков важно отметить, что отсутствуют страницы авторов, по которым автоматически можно переходить на материалы определенного журналиста (у конкурентов «Толк», «Алтапресс», «Алтайская правда» этот раздел есть), оформление «сюжетов» не прозрачно для пользователя, материалы на аналогичные темы под определенным текстом автоматически не подгружаются, отсутствуют хештеги, по которым могли бы находиться похожие материалы.
По итогам исследования мы можем сделать также следующие выводы относительно бизнес-модели издания на 2021-2022 годы:
• СМИ «Амител» отличает современный подход к медиаменеджменту и дистрибуции контента;
• одна из особенностей издания заключается в структуре организации коллектива авторов - это молодые новостники, журналисты, фрилансеры;
• качественная и оперативная переупаковка контента в социальных сетях позволяет наращивать аудиторию и оставаться самым популярным СМИ среди конкурентов в Telegram;
• портрет аудитории издания отличает заинтересованность в событиях мира, России, Алтайского края, критическое отношение к сообщаемой информации, умение и желание высказать свою позицию, предложить новость.
Таким образом, бизнес-модель издания «Амител» можно назвать составной. Она основана на модели бесплатного контента, но реализуется посредством кроссдевайсного таргетинга, предполагающего распространение медиаконетнта на разных платформах и его широкомасштабное продвижение.
По классификации В. Л. Иваницкого бизнес-модель издания можно отнести к респектабельной и агрессивной, так как ее основная цель - получить прибыль, которая предсказуема при грамотном выстраивании бизнес-плана и работает на амбициозную аудиторию, но при этом издание стремится получить быстрый финансовый результат, применяет манипуляции и технологии таблоидных изданий.
Для развития редакции, улучшения менеджмента и повышения эффективности работы на основании проведенного исследования мы можем предложить следующие рекомендации:
1) проведение комплексного исследования аудитории - фокус-группы, опросы, другие исследования. Неточность статистических данных, выраженная как минимум в неверной передаче переходов из социальных сетей, может формировать ошибочный портрет аудитории и приводить к ошибкам в менеджменте;
2) комплексный анализ основных конкурентов для выявления преимуществ и интеграции некоторых приемов и новых форматов в редакционную работу (например, производство вертикальных минутных-двухминутных репортажей для социальных сетей , формат есть у «Толка»);
3) усовершенствование сайта с точки зрения удобства пользователя - улучшение скорости загрузки материалов, создание страниц авторов, улучшение навигации по материалам и сюжетам, добавление хештегов, перевод баннерной рекламы в контекстную или предложение пользователям отказаться от рекламы за оплату/подписку (по модели отключения рекламы);
4) работа над авторскими материалами в рубриках, которые слабо заполнены - культура, наука; добавление социальной рубрики;
5) расширение объема коллективных проектов (таких как лонгриды) и работа над качественным дизайном в них.
Данное исследование можно применить на практике как руководство для медиапроекта или действующего бизнеса в регионе. Работа по изучению трансформации регионального медиабизнеса может быть продолжена при сравнении разных бизнес-моделей или изучении другого медиапредприятия.



