Вопросы по дисциплине «Научные школы и теории в современной психологии»
1. Психологическое знание и его организация (теоретический и эмпирический уровни).
2. Отличие научного знания от ненаучного, научной теории от концепции
3. Понятия «направление» и «научная школа» в психологии. Основные характеристики направления и научной школы.
4. Система психологических наук. Фундаментальные и прикладные науки.
5. Понятие «парадигма». Психология как мультипарадигмальная наука.
6. Критерии выделения отраслей психологии и видов психологических практик.
7. Виды научных исследований, проводимых в психологии, их организация и назначение.
8. Основные качественные методы психологических исследований (обзорно-аналитический, обобщающий, критический, сравнительный, систематизирующий, методы историко-психологического исследования).
9. Количественные методы в психологии.
10. Гуманитарная парадигма в психологии.
11. Естественнонаучная парадигма в психологии.
12. Структурный и нормативный подходы к исследованию психического развития.
13. Культурно-историческая теория формирования и развития высших психических функций Л.С. Выготского.
14. Теория поэтапного (планомерного) формирования умственных действий ПЛ. Гальперина.
15. Теория функциональных систем П.К. Анохина.
16. Научная школа СЛ. Рубинштейна.
17. Научные школы в отечественной психологии
18. Сравнительный анализ положений теории деятельности А.Н. Леонтьева и СЛ. Рубинштейна.
19. Научная школа Б.Г. Ананьева.
20. Зарубежные научные школы.
21. Научная школа Б.О. Ломова.
22. Научная школа А. Р. Лурия.
23. Причины и последствия кризиса психологической науки в начале ХХ века.
24. Основные направления в современной зарубежной психологии.
25. Научная школа В.С. Мерлина.
Культурно-исторические предпосылки возникновения психоаналитических идей. Психоанализ как наука и герменевтика.
Вопросы по дисциплине «Психоаналитическая психопатология»
1. Культурно-исторические предпосылки возникновения психоаналитических идей. Психоанализ как наука и герменевтика.
2. Определение понятия психоанализа с точки зрения З.Фрейда.
3. Структура личности в психоаналитической теории. Взаимоотношения между Оно, Я и Сверх-Я с точки зрения З.Фрейда.
4. Основные характеристики бессознательного с точки зрения З.Фрейда.
5. Психоаналитическое понимание фаз психосексуального развития. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности.
6. Место Эдипова комплекса в психоаналитической теории.
7. Теория и практика психоанализа в постфрейдовский период (неофрейдизм, теория объектных отношений, психология самости, Эго-психология, структурный психоанализ и др.).
8. Психоаналитические идеи в России в 1920-1930-х гг. (М.В.Вульф, С.Н.Шпильрейн, И.Д.Ермаков, В.Ф.Шмидт и др.).
9. Психоаналитическое объяснение возникновения и природы религии.
10. Основные психологические характеристики культуры с позиции психоанализа.
11. Объяснение истоков возникновения искусства у Фрейда.
12. Психоаналитический подход к исследованию мифов и сказок. Психические механизмы образования мифов и сказок.
13. Основные психоаналитические концепции развития в психоанализе, их применение в психоаналитической практике.
14. Психоаналитическая классификация психических расстройств, диагностика уровней психопатологии.
15. Идеи М.Кляйн: шизопараноидная и депрессивная позиция в психоанализе и клинической практике.
16. Особенности формирования и развития психотической структуры личности.
19. Особенности развития переноса и контр-переноса в психоаналитической ситуации.
20. Психологические защиты, соотношение психологических защит с уровнем психопатологии.
21. Диагностические критерии уровней личностной организации О.Кернберга.
22. Диагностические критерии в психоаналитической диагностике Ж.Бержере.
23. Концепция М.Малер: процесс сепарации-индивидуации и формирование психопатологических расстройств.
24. Понимание природы невротических конфликтов в подходе К. Хорни.
25. Основные принципы межличностной психиатрии Г.С. Салливэна.
Вопросы по дисциплине «Методы психоаналитической диагностики и консультирования»
1. Психоанализ, психотерапия, консультирование: определения и границы понятий. Цели и задачи современного психоаналитически ориентированного консультирования. Показания и противопоказания для применения психоаналитически ориентированной психотерапии.
2. Психоаналитическое интервью: цели, задачи, условия и уровни. Структурированное и неструктурированное психоаналитически ориентированное интервью. Примеры.
3. Стадии психоаналитического процесса: начало, динамика, завершение. Особенности начального этапа психоаналитического процесса. Диагностика и информирование пациента.
4. Средняя стадия психоаналитического процесса: анализ переносно-контрпереносных отношений, реальные отношения между участниками психоаналитического процесса.
5. Заключительная стадия психоаналитического процесса. Негативная терапевтическая реакция. Критерии завершения консультирования.
6. Понимание нормы и патологии в психоаналитическом подходе («нормальности» в работах З. Фрейда, концепция «анормальности» по Дж. Макдугалл).
7. Особенности психоаналитической работы при нарциссической структуре личности пациента.
8. Перенос в психоаналитическом процессе. Виды переноса. Примеры.
9. Сопротивление в психоаналитическом процессе. Особенности работы. Примеры.
10. Оральный характер: основные проявления и виды защит
11. Анальный характер: основные проявления и виды защит.
12. Виды тревоги: персекуторная, сепарационая, депрессивная, кастрационная: дифференциация типа тревоги как один из способов определения уровня психического функционирования пациента.
13. Анна Фрейд о нормальном и патологическом детском развитии. Техника работы в детском психоанализе. Его отличие от взрослого психоанализа.
14. Психический фантазм как один из способов диагностики.
15. Метод свободных ассоциаций. Особенности использования метода в аналитическом процессе.
16. Вклад Д.Винникотта: переходный объект и пространство в психическом развитии и психоаналитической практике.
17. Интерпретации. Особенности использования интерпретаций в аналитическом процессе.
18. Подбор параметров сеттинга и техники ведения пациента в зависимости от уровня его психического функционирования.
19. Экспрессивная техника ведения пациента: особенности и показания к применению.
20. Поддерживающая техника ведения пациента: особенности и показания к применению.
21. Первичные защиты (примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, расщепление, идеализация и обесценивание, проекция, интроекция, проективная идентификация).
22. Вторичные защиты (вытеснение, изоляция, смещение, регрессия, обращение в противоположность, идентификация, отреагирование, сексуализация, интеллектуализация).
23. Личный анализ консультанта. Практика личных супервизий психоаналитически ориентированного специалиста.
24. Особенности психоаналитической работы при пограничной структуре личности пациента.
25. Особенности психоаналитической работы при невротической структуре личности пациента.