Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА КУРСА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И МЕТОДИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ»

Работа №87279

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы47
Год сдачи2013
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЛАБОРАТОРНЫХ
РАБОТ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ 9
1.1 Основные аспекты разработки курса лабораторных работ
1.2 Общие требования к лабораторным работам I 7
Выводы по первой главе 23
Глава 2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ ...25
2.1 Разработка курса лабораторных работ по дисциплине «Ремонт
автомобиля» .......25
2.2 Методика применения лабораторных работ на занятиях по «Ремонту
автомобиля» ...33
Выводы по второй главе .....41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

На современном этапе развития общества всё возрастающее значение приобретает транспортировка товаров, сырья для их производства людей и техники. Если трансконтинентальные перемещения осуществляются железнодорожными, морскими и воздушными перевозками, то внутри континентов, особенно там. где нет железнодорожного сообщения, основным видом транспорта является автомобильный.
Внутри городов основной грузо и пассажиропоток гак же приходится на автомобильный транспорт.
Эффективное использование всех преимуществ свободного рынка немыслимо без хорошо налаженной службы снабжения и распределения сырья, товаров транспортировки людей к месту работы и обратно .
Перефразируя лозунг большевиков можно сказать: «Транспорт решает всё!» В этих условиях подготовка кадров для работы в автомобильном транспорте рассматривается как необходимое условие высокого уровня экономического развития планеты в целом и нашей страны с её огромными неосвоенными территориями на севере и востоке страны в особенности. Такая постановка вопроса требует переориентировки всей системы подготовки специалистов в условиях максимально приближенных к реалиям их практической деятельности. В связи с этим, одной из главных педагогических проблем, слоящих сегодня перед преподавателем, является формирование у учащихся творческого отношения к процессу обучения в общем и к практическим и лабораторным занятиям в частности. В связи с интенсификацией и возрастающей интеллектуализацией труда на автотранспорте, который вызывает повышение теоретического и практического уровня учебных
предметов, широкое внедрение компьютеризации, проблема повышения эффективности обучения и, в частности, методика структурирования и проведение лабораторно-практических работ по автоделу становится, наиболее актуальна.
Можно выделить ряд недостатков в методике подготовки и проведения лабораторных занятий по автоделу:
- оборудование, применяемое на лабораторных занятиях. не всегда отвечает современным требованиям;
-темы лабораторных работ часто не совпадают с уже изученным материалом, то есть изучение теоретического материала опережает, или, что ещё хуже, отстаёт от тематики практических и лабораторных занятий по автоделу;
- слишком подробные методические описания для лабораторных работ, что придает им воспроизводящий характер по принципу «делай как написано», не стимулируя, выполняющего работу, к самостоятельному применению полученных в теоретическом курсе, знаний;
- недостаточная самостоятельная подготовка студентов к выполнению работы - непосредственное следствие предыдущих двух пунктов;
- основное время обучаемые тратят на выполнение промежуточных второстепенных действий, в результате эффективность практической работы значительно снижается;
- не всегда учитывается индивидуальная подготовка обучаемых;
- оценивается довольно часто предоставленный отчет о выполнении лабораторной работы, а приобретенные практические умения и навыки унизываются недостаточно.
Вышеприведенные недостатки организации и проведения практических и лабораторных занятий по автоделу, а также характерные недостатки в знаниях и умениях обучаемых свидетельствуют о необходимости совершенствования теории и методики организации и проведения практических и лабораторных занятий по автоделу.
Актуальность работы обусловлена её непосредственной связью с основными целями и задачами обучения автоделу - дать обучаемым не только теоретические знания по устройству, обслуживанию и управлению автомобилем, но и закрепить практические навыки по избран нон профессии, привить стремление к дальнейшему самообразованию, раскрытию своих потенциальных возможностей профессионального самосовершенствования.
Таким образом, актуальность дипломной работы обусловлена противоречиями между:
- изменениями в техническом уровне современного автотранспортного предприятия, парка эксплуатируемых автомобилей и требованиями к уровню самостоятельности специалиста автомобильного транспорта;
- характером сложившихся форм организации, методов учебного процесса и необходимостью повышения
уровня компетентности прошедшего обучение по специальности «автодело»;
- традиционным уровнем подготовки будущего специалиста и современными потребностями автомобильного транспорта в специалистах., отвечающих современному уровню технического прогресса.
Основные направления, в которых следует осуществлять совершенствование методики организации и проведения лабораторных занятий:
- включение в лабораторные занятия новых лабораторных работ:
-усовершенствование (путем включения новых заданий, изменения имеющихся) и усложнение работ, выполняемых ранее
- модернизация структуры лабораторных занятий, методики проведения и технологии выполнения работ;
- модернизация технического оснащения лабораторных работ и рабочих мест для их проведения;
- повышение активности, самостоятельности студентов на лабораторном занятии;
- использование компьютера и компьютерных технологий при проведении лабораторных занятий.
Устранение принципиальных недостатков методики организации и проведения лабораторных занятий возможно при постановке практических задач, в процессе выполнении практических и лабораторных занятий по автоделу.
Еще П.А. Знаменский указывал на то, что «лабораторные работы также должны сопровождаться решением задач - задач-вопросов (качественного характера) и вычислительных, причем данные для задач частично могут браться из лабораторной практики. Лабораторные работы могут быть поставлены также в форме экспериментальных задач» [2L
Но данное предложение не получило широкого распространения при обучении автоделу.
Основная проблема подготовки специалистов автомобильного транспорта состоит в том, что прошедшие обучение , ещё в течении определённого периода времени , не готовы самостоятельно решать практические задачи, возникающие в процессе их профессиональной деятельности, оставаясь в роли стажёров, получающих дальнейшие практические навыки в процессе совместной работы с наставником, зачастую не обладающим теми знаниями и опытом, которыми обладают высокопрофессиональные , с большим опытом практической работы, преподаватели автодела в специализированных центрах подготовки кадров для автомобильного транспорта.
Качество такой стажировки не отвечает запросам современного автомобильного транспорта.
Цель исследования', заключается в разработке методики проведения лабораторных занятий по автоделу на основе практического метода.
Сущность данного метода состоит в том. что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют практические упражнения по применению этого материала на практике, вырабатывая, таким образом, разнообразные умения и навыки.
Объектом исследования является: методика применения лабораторных работ по специальности «автодело».
Предметом исследования является: методика организации и проведения лабораторного практикума на занятиях по автоделу.
Задачи исследования:
1. Выявление проблем в организации лабораторных и практических занятий в психолого-педагогической, методической литературе и практике преподавания автодела.
2. Разработать методику применения лабораторных работ.
3. Разработать курс лабораторно - практических работ по разделу «ремонт автомобиля»
4. Разработать методические рекомендации по использованию курса лабораторных работ в процессе их проведения.
Методологической основой исследования явились: разработки теоретических основ содержания лабораторных работ и организации образовательного процесса, вопросами которого занимались такие педагоги как: И.Ф. Харламов. Ю.К. Бабанский, В.Л. Полонский, Е.С. Рапацевич, Л.П. Крившенко, В.Ф. Шаталов, П.Я. Гальперин, Н.М. Верзилин, , Б.В. Всесвятский, В.С. Звонов, А.С. Поляков, В.Н. Скребов и другие.
Методы исследования:
- анализ литературы психолого-педагогического и учебно-методического характера, связанной с темой исследования;
- анализ содержания инструктивно-методических руководств для лабораторных занятий и анализ задач возникающих в процессе эксплуатации автотранспортной техники;
Практическая значимость:
- разработка курса лабораторных работ и методика их применения;
- возможность использования лабораторных работ для оптимизации обучения на занятиях по автоделу;
- разработка методических рекомендаций по использованию практического метода на лабораторных занятиях по автоделу;
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основная особенность технического образования необходимость организации и проведения лабораторных практикумов с применением реального исследовательского оборудования.
Лабораторный практикум - существенный элемент учебного процесса в вузе, в ходе которого обучающиеся фактически впервые сталкиваются с самостоятельной практической деятельностью в конкретной области. Лабораторные занятия, как и другие виды практических занятий, являются средним звеном между углубленной теоретической работой обучающихся на лекциях, семинарах и применением знаний на практике. Эти занятия удачно сочетают элементы теоретического исследования и практической работы. Выполняя лабораторные работы, студенты лучше усваивают программный материал, так как многие определения и формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными, происходит соприкосновение теории с практикой, что в целом содействует уяснению сложных вопросов науки и становлению обучающихся как будущих специалистов.
Современный человек живет и действует в мире, насыщенном техническими устройствами и системами. Поэтому ему нужно не только иметь представления о принципах действия своего технического окружения, но и эффективно и безопасно использовать технические средства на практике. Для этого требуется определенная подготовка, зачастую, преодоление психологических барьеров, когда вроде бы известное в теории столь трудно заставить выполнять необходимые действия.
При выборе содержания и объема лабораторной работы следует исходить из:
- сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей;
- из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности;
- из того, какое место занимает конкретная лабораторная в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
При разработке программы лабораторного практикума чрезвычайно важно учесть то, что выпускники вузов, хорошо усвоившие теоретический материал, не всегда могут применять его в своей профессиональной деятельности. Следовательно, основное требование к лабораторному практикуму в вузе — выбор такого содержания учебного матерна га и формы организации занятия, которые бы способствовали развитию активной познавательной деятельности обучающихся, творчеству и самостоятельности в решении научных и практических задач.
Успех лабораторных занятий зависит от многих слагаемых: от теоретической, практической и методической подготовленности преподавателя, его организаторской работы по подготовленности занятия, от состояния лабораторной базы и методического обеспечения, а также от степени подготовленности самих обучающихся, их активности на занятии.
На лабораторный практикум возлагаются следующие важные задачи:
- практическое закрепление полученных теоретических знаний;
- приобретение навыков самостоятельной работы с реальным оборудованием;
- планирование и постановка инженерного эксперимента;
- выбор оборудования для проведения эксперимента;
- обработка и объяснение результатов эксперимента;
- сопоставление результатов теоретического анализа с экспериментальными данными.
В заключение хочется пожелать преподавателям автодела не относиться к описанию работ, как к догме, а постоянно улучшая качество работ, добавлять, что-то своё, придумывать всё новые практические задачи, развивающие творческое мышление обучаемых.
Надо стремиться к «учению с увлечением», только при этом условии можно получить максимальную отдачу от учебного процесса.



1. Ажикин, Г.И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения / Г.И. Ажикин, И.И. Каплан, Г.Б. Митлянская. - М.: «Высшая школа», 2006. - 159 с.
2. Алексеев, В.Г. Организация технического творчества студентов: Учеб, пособ. для студентов педагогических институтов / В.Е. Алексеев. ГЕР.
Атутов, Р.З. Тагариев. - М.: 2000. - 132 с.
3. Антонов, В.А. Устройство и техническое обслуживание автомобилей Урал / В.А. Антонов. - М.: Просвещение, 1979. - 148 с.
4. Борцовская, И.В. Педагогика: Учебник для вузов / И.В. Борцовская,
А.А. Реан. - СПб: Издательство " Питер",2000. - 304 с.
5. Баранов. Л.Ф. Техническое обслуживание и ремонт машин / Л.Ф. Баранов. - М.: Феникс, 2000. - 195 с.
6. Бухаров, Л.И. Поэлементная диагностика тормозной системы автомобиля КамАЗ / Л.Н. Бухаров. - М.: 2004. - 134 с.
7. Бронников, Н.Л. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Н.Л. Бронников, Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко, бр.чнек Ишим, 1998. - 173 с.
8. Вишняков, Н.П. Автомобиль. Основы конструкции / сост. А.В. Кирюхин. - М.: «Спектр», 1996. - 184 с.
9. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 1999.-96с.
10. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т. Громкова. — М.: Юнити, 2003. — 418с.
1 1. Дмитриевский, А.В. Карбюраторы: Диагностирование, регулирование, ремонт / А.В. Антонов. - М.: Просвещение, 2004. - 148 с.
12. Жиделева, М.А. Организация и методика производственного обучения: учебное пособие / М.А. Жиделева. - М.: Просвещение, 1997. 1 59 с.
13. Иларионов, В.А. Теория и конструкция автомобилей / В.А. Иларионов. - М.: Просвещение, 1995. - 209 с.
14. Карагодин, В.И. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей / В.И. Карагодин. - Минск : 1991. -224 с.
15. Кругликов, Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии / Г.И. Кругликов. - Курск: 1998. - 210 с.
16. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. Брянск:
2007. -210 с.
1 7. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер М.: 2001.- 128 с.
1 8. Медведков, В.И. Автомобили КамАЗ-5320 / В.И.Медведков. М.: «Высшая школа», 2000. - 155 с.
19. Островцев, А. Н. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости / А.Н. Островцев. - М.: 2003. - 237 с.
20. Пехальский, А.П. Устройство легковых автомобилей / А.П.
Пехальский. М.: 2002. - 225 с
21. Пожидаева, С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства : методические
22. Покровский, Г.Т. Устройство инжекторных двигателей / Г.Т. Покровский. - М.: Просвещение, 1998. - 202 с.
23. Самородский, П. С. Теория механизмов и машин: Учебное пособие для студентов педвузов специальностей «Технология и предпринимательство» и «Инженер-педагог» / П.С. Самородский, В.Д. Симоненко - Брянск: Издательство БГПУ, 2001. - 80 с.
24. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.С.
Селиванов. Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия».
2000. - 336 е.
25. Симоненко, В. Д. Основы технологии / В.Д. Симоненко. В.П. Овечкин. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999. 180 с.
26. Соловьянюк, В.Г. Основные понятия технологического образования / В,Г Соловьянюк. - Бирск, 2005. - 1 14 с.
27. Соловьянюк, В.Г. Педагогические аспекты технологий обучения / ВТ.
Соловьянюк. - БирГПИ, 2004. - 120 с.
28. Тимофеев, Ю.Л. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей / Ю.Л. Тимофеев. - Киров , 2005 г. -112 с.
29. Тхоржевский, А.Д. Методика трудового обучения с практикумом / А.Д.
Тхоржевский. -М.: 2001. - 154 с.
30. Цеханов, А.Д. Лабораторный практикум по ремонту автомобилей / А.Д.
Цеханов. Минск: Современное слово, 1998. - 95 с.
3 1. Чижков, Ю.П. Электротехника и электрооборудование автомобилей / Ю.П. Чижков. - Курск: 1998.-210 с.
32. Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шагалов. М.:2000. 95 с.
33. Ютов, В.Е. Техническое обслуживание и ремонт машин / В.Е. Ютов.
Мл 2005.-221 с.
34. Ядов, В.А. Электрооборудование автомобилей / В.А. Ядов. - М.: «Высшая школа», 1999. - 194 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ