ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
АУДИРОВАНИЯ 6
1.1 Формирование навыков аудирования как психолого-
методическая проблема 6
1.2 Средства активизации процесса аудирования 14
Выводы по Главе 1 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АУДИРОВАНИЯ (на примере
изучения темы «Sport is Fun» в 7 классе средней школы) 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЯ
В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Цель обучения иностранному языку заключается в формировании «вторичной языковой личности» учащегося, его способности осуществлять различные виды речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование), языковые и речевые операции и действия на уровне фонетики, лексики и грамматики, готовности к межкультурному общению на базе усвоенных культуроведческих знаний и особенностей неречевого поведения носителей иностранного языка [10, с.3]. Известно, что в практике обучение такому виду речевой деятельности, как аудирование либо игнорируется совсем, либо происходит эпизодически. А ведь именно аудирование, как об этом говорят отечественные и зарубежные методисты, определяет в дальнейшем успех или неуспех всего практического обучения языку. Процесс общения невозможен, если у его участников не сформированы умения и навыки восприятия, осмысления и критической переработки звучащего материала, не развита слуховая память, отсутствует интерес к приобретению новой информации. Вот почему проблема формирования навыков аудирования постоянно находится в фокусе методических исследований. Ведется серьезный теоретический поиск в изучении этого сложного процесса, однако до настоящего времени их выход в практику преподавания сравнительно невелик.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения средств активизации процесса аудирования в образовательный процесс.
Объектом исследования является процесс формирования навыков аудирования.
Предметом нашего исследования являются средства активизации процесса аудирования.
Цель работы - обосновать методические рекомендации применения средств активизации процесса аудирования (на примере изучения темы «Sport is Fun» в 7 классе средней общеобразовательной школы).
Цель исследования требует решения следующих задач:
1) изучить состояние проблемы формирования навыков аудирования в теории и практике преподавания иностранных языков;
2) изучить дидактические возможности средств активизации процесса аудирования;
3) обосновать методические рекомендации по эффективному применению средств активизации процесса аудирования.
Методологической основой нашего исследования послужили работы таких исследователей, как Е.Н. Соловова, И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез и др.
Для реализации поставленных задач необходимо использовать следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по различным аспектам исследуемой проблемы.
2. Изучение опыта преподавания английского языка в аспекте активизации процесса аудирования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в процессе обучения английскому языку в средней школе.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, включающая две главы, заключение и библиография.
Во введении раскрыта актуальность проблемы, определены предмет и объект исследования, сформулированы цели и задачи, определена методологическая основа.
В первой главе приводится теоретическое обоснование проблемы исследования.
Вторая глава посвящена разработке методических рекомендаций по применению средств активизации процесса аудирования (на примере изучения темы «Sport is Fun» в 7 классе средней школы).
Заключение резюмирует результаты проведенного исследования.
Проведенное нами исследование дает основание для следующих выводов. Навык аудирования - сложный, интегративный навык, формирующийся поэтапно. Главной методической задачей является трансформация аудирования в активный процесс.
Анализ теории и практики обучения аудированию позволил определить необходимые дидактические условия и средства решения этой задачи.
Средствами активизации процесса аудирования на уроках иностранного языка являются:
- специальные речевые упражнения;
- неспециальные речевые упражнения;
- тексты для аудирования;
- повторение иноязычной речи за диктором;
- упражнения на развитие речевого слуха;
- упражнения на тренировку памяти;
- упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.
Работа над текстом для аудирования требует выделения трех основных этапов, каждый из которых имеет свои специфические задачи:
1) дотекстовый этап;
2) этап собственно слушания текста;
3) послетекстовый этап.
Условиями эффективного применения средств и приемов активизации процесса аудирования являются:
• создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
• создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
• мотивационная установка;
• включение ученика в активную деятельность, работа в парах, коллективные формы работы;
• использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
• использование проблемных ситуаций, творческих заданий;
• практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Формирование навыков аудирования занимает существенное место на среднем этапе обучения английскому языку. Аудирование позволяет вовлекать детей в активную работу на уроке и делать процесс обучения более живым и интересным. Также аудирование может быть использовано как средство закрепления лексического, грамматического и страноведческого материала.
Подводя итог, можно сказать, что владение аудированием как видом речевой деятельности должно обеспечивать успешный процесс коммуникации, развивать умение учащихся говорить и понимать иностранный язык, а так как этот процесс достаточно сложный, то в школах ему надо уделять большее внимание. Очень важно повысить и мотивацию у учащихся к пониманию иностранной речи на слух. К совершенствованию процесса обучения аудированию есть все предпосылки: техника в настоящее время развивается высокими темпами, и у учителей появляется все больше возможностей использовать различные виды технических средств обучения.