МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В 5-7 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Организация учебно-воспитательного процесса по технологии в общеобразовательной школе
1.2 Роль проектов в технологической подготовке школьников
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ» в 5-7 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Содержание занятий по разделу «Технология обработки металлов» в 5 классе
2.2 Содержание занятий по разделу «Технология обработки металлов» в 6 классе
2.3 Содержание занятий по разделу «Технология обработки металлов» в 7 классе
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В 5-7 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Организация учебно-воспитательного процесса по технологии в общеобразовательной школе
1.2 Роль проектов в технологической подготовке школьников
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ» в 5-7 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Содержание занятий по разделу «Технология обработки металлов» в 5 классе
2.2 Содержание занятий по разделу «Технология обработки металлов» в 6 классе
2.3 Содержание занятий по разделу «Технология обработки металлов» в 7 классе
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одной из главных задач, поставленных перед общеобразовательной школой, является начальная подготовка учащихся к активной трудовой деятельности, к сознательному выбору и получению профессии. Эта задача решается в процессе изучения основ наук, трудового обучения и общественно полезного, производительного труда.
В соответствии с образовательным стандартом и учебной программой [ ], основные цели изучения курса технологии в 5-7 классах - ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, их свойствами, техническими средствами для их обработки и технологией обработки, а также сформировать элементарные навыки овладения технологическими приемами и операциями, предусмотренными программными требованиями, осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию и осуществлению контроля своей деятельности при обработке древесины и металла.
Кроме того, в 5-7 классах учителю технологии необходимо обратить внимание на изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к технологическим знаниям, расширения их кругозора и технической культуры, развития технического мышления.
Учащиеся должны быть подготовлены к тому, чтобы индивидуально или коллективно в составе бригады разработать и осуществить определенный творческий проект, связанный с обработкой конструкционных материалов.
К моменту окончания 7 класса учащиеся должны иметь представление:
- о рабочих профессиях, которые связаны с обработкой древесины и металла;
- об элементах конструирования и технологического планирования;
- о способах наладки оборудования, технических приспособлений и инструментов;
- о правилах работы на оборудовании школьных мастерских.
К этапу выполнения творческого проекта, являющегося показателем достижений в обучении технологии, учащиеся должны в полном объеме овладеть:
- практическими навыками конструирования и изготовления простейших приспособлений и инструментов для выполнения всех изученных видов работ
- основами художественной обработки древесины и металла;
.Для достижения поставленной цели изучения технологии в 5-7 классах необходима определенная методика преподавания программного материала. Таким образом, существует проблема разработки варианта такой методики, отвечающей требованиям образовательного стандарта, учебной программы и современным подходам к изучению технологии, связанным с использованием проектного метода обучения по различным разделам технологии. Поэтому темой нашей выпускной квалификационной является следующая: «Методика обучения учащихся 5-7 классов технологии обработки древесины».
Основная цель выпускной квалификационной работы - разработать вариант методики преподавания раздела «Технология обработки древесины» в 5-7 классах.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические основы преподавания курса «Технология» в общеобразовательной школе.
2. Определить содержание учебного материала по рассматриваемому разделу в 5-7 классах.
3. Разработать систему уроков раздела «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» в 5-7 классах общеобразовательной школы c элементами проектного метода обучения.
4. Определить материально-техническое и дидактическое обеспечение занятий по разделу.
Основная идея исследования заключается в том, что успешное изучение раздела «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» в 5-7 классах возможно при наличии определенной системы уроков, удовлетворяющей дидактическим принципам обучения и требованиям образовательного стандарта и учебной программы.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся по предмету «Технология» в 5-7 классах общеобразовательной школы.
Предметом исследования является методика преподавания технологии по разделу «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» в 5-7 классах общеобразовательной школы с применением элементов проектного метода обучения.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:
- изучение научно-методической и учебной и специальной литературы по предмету исследования;
- изучение нормативных и инструктивно-методических документов;
- изучение педагогического опыта учителей гг. Наб.Челны, Елабуга;
- моделирование педагогического процесса;
Теоретической и методологической базой исследования явились теория развивающего обучения, теория проблемного обучения, работы известных педагогов, психологов, методистов: М.И. Махмутова, В.А. Сластенина, Т.В. Кудрявцева, А.К. Бешенкова, Е.М. Муравьева, В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликова.
Практическая значимость исследования заключается в том, что поурочные разработки помогут учителям технологии решить образовательные и воспитательные задачи трудового обучения в 5-7 классах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы составляет 51 страницу машинописного текста.
Работа выполнена на кафедре общей инженерной подготовки инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета.
В соответствии с образовательным стандартом и учебной программой [ ], основные цели изучения курса технологии в 5-7 классах - ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, их свойствами, техническими средствами для их обработки и технологией обработки, а также сформировать элементарные навыки овладения технологическими приемами и операциями, предусмотренными программными требованиями, осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию и осуществлению контроля своей деятельности при обработке древесины и металла.
Кроме того, в 5-7 классах учителю технологии необходимо обратить внимание на изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к технологическим знаниям, расширения их кругозора и технической культуры, развития технического мышления.
Учащиеся должны быть подготовлены к тому, чтобы индивидуально или коллективно в составе бригады разработать и осуществить определенный творческий проект, связанный с обработкой конструкционных материалов.
К моменту окончания 7 класса учащиеся должны иметь представление:
- о рабочих профессиях, которые связаны с обработкой древесины и металла;
- об элементах конструирования и технологического планирования;
- о способах наладки оборудования, технических приспособлений и инструментов;
- о правилах работы на оборудовании школьных мастерских.
К этапу выполнения творческого проекта, являющегося показателем достижений в обучении технологии, учащиеся должны в полном объеме овладеть:
- практическими навыками конструирования и изготовления простейших приспособлений и инструментов для выполнения всех изученных видов работ
- основами художественной обработки древесины и металла;
.Для достижения поставленной цели изучения технологии в 5-7 классах необходима определенная методика преподавания программного материала. Таким образом, существует проблема разработки варианта такой методики, отвечающей требованиям образовательного стандарта, учебной программы и современным подходам к изучению технологии, связанным с использованием проектного метода обучения по различным разделам технологии. Поэтому темой нашей выпускной квалификационной является следующая: «Методика обучения учащихся 5-7 классов технологии обработки древесины».
Основная цель выпускной квалификационной работы - разработать вариант методики преподавания раздела «Технология обработки древесины» в 5-7 классах.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические основы преподавания курса «Технология» в общеобразовательной школе.
2. Определить содержание учебного материала по рассматриваемому разделу в 5-7 классах.
3. Разработать систему уроков раздела «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» в 5-7 классах общеобразовательной школы c элементами проектного метода обучения.
4. Определить материально-техническое и дидактическое обеспечение занятий по разделу.
Основная идея исследования заключается в том, что успешное изучение раздела «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» в 5-7 классах возможно при наличии определенной системы уроков, удовлетворяющей дидактическим принципам обучения и требованиям образовательного стандарта и учебной программы.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся по предмету «Технология» в 5-7 классах общеобразовательной школы.
Предметом исследования является методика преподавания технологии по разделу «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» в 5-7 классах общеобразовательной школы с применением элементов проектного метода обучения.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:
- изучение научно-методической и учебной и специальной литературы по предмету исследования;
- изучение нормативных и инструктивно-методических документов;
- изучение педагогического опыта учителей гг. Наб.Челны, Елабуга;
- моделирование педагогического процесса;
Теоретической и методологической базой исследования явились теория развивающего обучения, теория проблемного обучения, работы известных педагогов, психологов, методистов: М.И. Махмутова, В.А. Сластенина, Т.В. Кудрявцева, А.К. Бешенкова, Е.М. Муравьева, В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликова.
Практическая значимость исследования заключается в том, что поурочные разработки помогут учителям технологии решить образовательные и воспитательные задачи трудового обучения в 5-7 классах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы составляет 51 страницу машинописного текста.
Работа выполнена на кафедре общей инженерной подготовки инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета.
Рассмотренная в настоящей квалификационной работе методика преподавания раздела «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» в 5-7 классах, основанная на использовании учебной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (авторы В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, О.А. Кожина и др.), и проектного метода обучения (И.А. Сасова, В.С. Капустин, А.В. Леонтьев и др.) представляется нам наиболее перспективной, так как она соответствует всем требованиям, установленным в образовательном стандарте для образовательной области «Технология». В настоящее время особое внимание уделяется формированию на уроках технологии творческих технических способностей учащихся, а именно: самостоятельности, умению решать технические задачи, применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях и др. Поэтому на занятиях, проводимых по такой методике, большее внимание должно быть уделено активному формированию и развитию технического мышления учащихся, формированию тех способностей, о которых говорилось выше. Об этом свидетельствуют отзывы учителей, апробирующих данную методику.
Экспериментальная апробация результатов исследования, представляющая собой практическое проведение занятий по технологии в 5-7 классах по разделу «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» по предложенной методике в школах №№1,26, 34 г. Набережные Челны, №№ 5,6 г.Елабуги, а также экспертная оценка эффективности предлагаемой методики, показали, что результаты нашего исследования могут быть использованы учителями технологии на практике.
Таким образом, можно считать, что цели и задачи, поставленные в настоящей квалификационной работе, выполнены.
Экспериментальная апробация результатов исследования, представляющая собой практическое проведение занятий по технологии в 5-7 классах по разделу «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» по предложенной методике в школах №№1,26, 34 г. Набережные Челны, №№ 5,6 г.Елабуги, а также экспертная оценка эффективности предлагаемой методики, показали, что результаты нашего исследования могут быть использованы учителями технологии на практике.
Таким образом, можно считать, что цели и задачи, поставленные в настоящей квалификационной работе, выполнены.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2013 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие конструкторско- технических способностей школьников при конструировании элементов техники на уроках технологии
Дипломные работы, ВКР, технология производства продукции. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Развитие творческих способностей школьников на примере изготовления изделий из металла
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВУ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОСНОВ МАШИНОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2013 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА ТЕХНОЛОГИИ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2013



