Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения приемам и подачам мяча на уроках по волейболу

Работа №14713

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
879
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Волейбол: методика обучения, техника и тактика игры .... 8
1.1. Методика обучения подачам мяча 8
1.2. Методика обучения приему мяча 14
1.3. Совершенствование техники и тактики приема и подачи мяча на уроках по волейболу 17
1.4. Анализ учебного материала раздела «Волейбол» школьной программы по физическому воспитанию 31
Глава 2. Организация и методы исследования 38
2.1. Организация исследования 38
2.2. Методы исследования 39
2.3. Методика обучения школьников 8-9 классов приемам и подачам мяча в волейболе 48
Глава 3. Результаты экспериментального исследования, их анализ и обсуждение 63
Заключение 76
Библиографический список 79
Приложение 82


Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны.
Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные.
Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Волейбол относится к спортивным играм.
Технические приемы и тактические действия спортивных игр сложны. Для овладения ими в коллективных играх нужна длительная подготовка. Методы и пути решений, стоящих перед учителем задач не могут быть навязаны. Необходимо, чтобы учитель проникся идеей творческого подхода к построению урока. Преподаватель сам выбирает те методы и средства, которые позволяют наилучшим образом решить педагогические проблемы.
Следует отметить, что универсальной и единой методики обучения двигательным действиям не существует. Обучение разным двигательным действиям можно осуществлять, используя традиционную методику (В.Д. Мазниченко, Л.П. Матвеев, Б. А. Ашмарин), методику программированного обучения (А.М. Шлемин и др.), методику обучения двигательным действиям предложенную Н.А. Бернштейном, теорию поэтапного формирования умственных и двигательных действий (П.Я. Гальперин), концепцию учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и др. Естественно, что все их учитель в своей деятельности не может применять. Вместе с тем, он должен их знать, для того чтобы вырабатывать собственную методику [15].
Учитель должен хорошо знать основные средства и методы развития физических способностей, а также способы организации занятий. Тогда он сможет более точно подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования физических способностей применительно к конкретным условиям. Итог работы над совершенствованием физических способностей зависит также от грамотной разработки основных документов планирования. Это позволит педагогу проанализировать результаты своей деятельности.
Актуальность темы исследования определяется ее теоретической и практической значимостью. В настоящее время существует большая необходимость в разработке вопросов, касающихся техники выполнения и методики обучения различным видам упражнений при изучении базовых спортивных игр. Постоянным должен стать поиск активных методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых. В специальном научном обосновании нуждается последовательность изучения на уроках физических упражнений с учетом возможностей переноса эффекта от владения одним упражнением на другое последующее [16].
Существует потребность в оптимизации процесса обучения приемам и подачам мяча. Но есть недостаточность знаний о путях, средствах и методах ее решения.
Цель исследования: разработать и доказать эффективность методики обучения приему и подаче мяча на уроках по волейболу в рамках реализации требований Федерального Государственного образовательного стандарта.
Объект исследования: процесс совершенствования техники и тактики игры в волейбол на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика обучения и тренировки на уроках по волейболу в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что методика обучения с использованием общеразвивающих, подготовительных и подводящих упражнений, наряду с упражнениями по технике и тактике игры на уроках физической культуры по волейболу, позволит учащимся 8-9 классов качественно повысить уровень техники выполнения приемов и подач мяча.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать содержание учебных программ по волейболу в общеобразовательных школах.
3. Проанализировать общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на развитие физических качеств юных волейболистов, овладение техникой и тактикой игры.
4. Провести анализ изменений результатов приемов и подач мяча в волейболе у учащихся 15-16 лет на уроках физической культуры
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы.
2. Педагогические наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Статистическо-математическая обработка данных.
База исследования: исследование проводилось в МБОУ «Антоньевская СОШ» Петропавловского района Алтайского края.
В экспериментальной работе участвовали 28 человек в возрасте 15-16 лет, учащиеся 8-9 классов.
Практическая значимость: теоретический и исследовательский материал, представленный в работе, имеет определенную значимость для учителей физической культуры при проведении уроков, внеклассных занятий по волейболу, при овладении обучающимися двигательными умениями и навыками игры, воспитания физических и волевых качеств. Анализ и исследование в работе методики обучения технике приема и подач мяча, а также вопросов тактики-выбора средств, способов и методов ведения игры, будет необходим для достижения побед с учетом конкретного противника.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлен методологический и понятийный аппарат исследования.
В первой главе рассматривается методика обучения подачам и приемам мяча на уроках по волейболу, процесс совершенствования техники и тактики игры, последовательность действий обучающихся и учителя в освоении технических приемов и тактических действий, обеспечивающих высокую эффективность в игровой деятельности. Проанализирован учебный материал раздела «Волейбол» школьной программы физического воспитания: содержание учебных и неурочных форм занятий по волейболу, тематическое планирование уроков для учащихся 5-11 классов, определены личностные, метапредметные и предметные результаты освоение учебного курса.
Во второй главе описан контингент и методы исследования, методика обучения учащихся 8-9 классов приемам и подачам мяча в волейболе. Рассмотрены вопросы теории и методики обучения двигательным действиям школьников 8-9 класса, наиболее типичные ошибки в конкретных двигательных действиях. Отмечается, что одной из основных задач учителя физической культуры в 8-9 классах остается обучение новым, более сложным двигательным действиям, а также совершенствование уже освоенных упражнений, относящихся к спортивным играм.
В третьей главе представлены результаты экспериментального исследования, их анализ и обсуждение.
Основные выводы сообщаются в заключении.
Список использованной литературы содержит 32 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основываясь на трудах ученых в области дидактики, специалистов по теории и методики физического воспитания и материалах анализа опыта работы учителей физической культуры, методика обучения приемам и подачам мяча на уроках волейбола в 8-9 классах представляла целостный процесс, состоящий из ряда этапов, содержащих специфические задачи, средства и методы.
Проведенный в ходе экспериментального исследования анализ изменений результатов выполнения приемов и подач мяча у учащихся исследуемых классов показывает, что даже при средней продолжительности обучения конкретным двигательным действиям, достигается более высокий уровень двигательного навыка.
Исследование показывает, что трудно усвоить технику двигательного действия (технического приема), если отсутствует необходимый уровень физического развития, двигательных (физических) качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости). Нами использовались два варианта решения этой проблемы. На одних уроках для развития двигательных качеств выделялось специальное время (8-10мин). На других двигательные качества формировались в процессе овладения техникой движений (многократно повторялись подводящие и основные физические упражнения). В итоге при втором варианте формировался необходимый уровень двигательных качеств, и более совершенная техника приемов игры в волейбол.
В процессе исследования обучающий и обучаемый являлись субъектами обучения, когда четко выделены два вида деятельности: преподавание и учение. Это двуединый процесс совместной деятельности, обучающего и обучаемого (субъектов обучения) по передачи знаний, умений, навыков на основе методики поэтапного овладения двигательными навыками.
Одной из ведущих задач исследования являлось более эффективное использование различных комплексов упражнений для повышения результативности приемов и подач мяча. Для этого изменялись характеристики выполняемых движений и условия, в которых выполнялись упражнения: изменялись темп, объем и ритм движений, исходные и конечные положения, способ выполнения действия, комбинирование с другими упражнениями.
Перспективы продолжения исследования в данном направлении могут быть связаны с техникой выполнения различных упражнений при изучении технических приемов игры в волейбол, с подбором оптимальных средств, форм и методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых, а также с формированием системы двигательных навыков в волейболе как комплекса технических приемов и тактических действий.
Выводы.
1. Изучение научно-методической литературы определило методологию экспериментального исследования, позволило установить взаимосвязь между эффективностью использования определенных средств обучения и ростом его результативности.
2. Осмысление учебного материала по разделу «Волейбол» школьной программы по физическому воспитанию дало возможность осваивать учебные темы в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков, учитывать этапы обучения двигательным действиям и уровень технико-тактической подготовленности учащихся.
3. Анализ различных видов физических упражнений показывает, что структура обучения технико-тактическим действиям в волейболе основана на специальных подводящих (облегчающих освоение техники) и подготовительных упражнениях (развивающих специальные физические качества), а общеразвивающие упражнения служат для развития двигательных способностей.
4. Результаты контрольных испытаний, полученные на основе сравнения показателей тестирования в начале экспериментального исследования и на его заключительном этапе, подтверждают определенный, рост уровня выполнения контрольных нормативов по техническим приемам волейбола у мальчиков и девочек 8-9 классов. Положительная динамика прослеживается в росте среднего балла выполнения контрольных тестов в конце исследования по сравнению с его началом.



1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]: пособие для студ. и препод. ин-тов физич. Культуры / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224с.
2. Беляев, А.В. Волейбол [Текст] / А.В. Беляев, М.В.Савин. М.: Физкультура, образование и наука, 2000. - 368с.
3. Беляев, А.В. Волейбол на уроках физической культуры [Текст] / А.В. Беляев. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 63с.
4. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
5. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст] / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
6. Железняк, Ю.Д. 120 уроков по волейболу [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 188с.
7. Железняк, Ю.Д. Волейбол в школе [Текст]: пособие для учителя / Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский. - М.: Просвещение, 1989. - 128 с.
8. Железняк, Ю.Д. Волейбол [Текст]: учебник для институтов физ. культуры / Ю.Д Железняк, А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 296 с.
9. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Ю.Д. Петров. - М.: Академия, 2002. - 263с.
10. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 139с.
11. Ивойлов, А.В. Волейбол [Текст]: учебник для пед. ин-тов / А.В. Ивойлов. - Мн.: Высш. школа физ. Воспитания, 1979. - 192 с.
12. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист [Текст] / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. - М.: ФиС, 1985. - 228 с.
13. Кобцов, С.Н. О технологии обучения волейболу [Текст] / С.Н. Кобцов // Физическая культура в школе. - 2001. - №3. - С.18-20.
14. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание [Текст]: учеб. пособие для средн. спец. учеб. Заведений / Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. - М.: Высш. шк., 1989. - 384 с.
15. Крившенко, Л.П. Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2013. - 2-е изд. - 488 с.
16. Капилевич, Л.В. Научные исследования в физической культуре [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Капилевич. - Томск, 2012. - 144с.
17. Лях, В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И Лях. - 4 - е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 104с.
18. Лях, В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 10-11 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2015. - 80с.
19. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010. - 127с.
20. Лях, В.И. Физическая культура: 8-9 кл. [Текст]: методическое пособие / В.И. Лях, А.А. Зданевич; : под. Общ. Ред. В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2007. - 112с.
21. Лях, В.И. Физическая культура. Тестовый контроль 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2014. - 208с.
22. Лях, В.И. Физическая культура. Тестовый контроль. 10-11 классы [Текст]: для учителей образовательных учреждений / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
23. Лях, В.И. Физическая культура [Текст]: учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2007. - 207с.
24. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.Х. Ланда. - М.: Советский спорт, 2005. - 192с.
25. Матвеев, Е.М. Волейбол - школа движений [Текст] / Е.М. Матвеев // Физическая культура в школе. - 2001. - № 4. - С. 23-27.
26. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2002. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576с.
27. Спортивные игры: Техника. Тактика. Методика обучения [Текст]: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2002. - 520с.
28. Спорт в школе. Организационно-методические основы преподавания физической культуры. В.2 т. / сост. И.П. Костина, А.П. Паршиков, Ю.П. Пузырь. - М.: Советский спорт, 2003. - Т. 1. - 256с.
29. Теория и методика спортивных игр [Тест]: учебник для студ. учреждений высш. образования / Ю.Д. Железняк, Д.И. Нестеровский, В.А. Иванов и др./ под ред. Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2014. - 464с.
30. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2004. - 480с.
31. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2003. - 519с.
32. Чехов, О.С. Основы волейбола [Текст] / О.С. Чехов. - М.: ФиС, 1979. - 168с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ