Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ ЭКОНОМИКИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №87694

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2013
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОСНОВАМ ЭКОНОМИКИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 8
1.1 Обучение учащихся основам экономики на уроках технологии как
педагогическая проблема 8
1.2 Специфика организации процесса обучения учащихся основам
экономики в условиях перехода на ФГОС общего образования 12
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРО-ГРАММНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ ЭКОНОМИКИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 20
2.1 Методический анализ игрового программного средства экономического содержания 20
2.2 Особенности разработки дидактических материалов к уроку
с применением игрового программного средства экономического содержания 32
2.3 Деятельность педагога на уроках технологии с применением игрового программного средства экономического содержания 38
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях рыночных реформ неуклонно растет значение экономического образования и культуры личности и общества. Этого не может не учитывать система образования: новые социально-экономические условия выдвигают новые педагогические задачи. Для современного человека, особенно специалиста, достаточно высокий уровень экономической образованности является своеобразным гарантом социальной защищенности, экономической свободы, поскольку расширяет возможности личности в удовлетворении своих потребностей и интересов.
Экономическое образование можно рассматривать как одну из составных частей сферы культуры, поэтому подготовка учащихся с современным экономическим мышлением повышает общий уровень культуры гражданского общества. Очень важно учитывать растущую нормативную и мотивирующую роль экономической культуры, которая обладает смыслообразующим потенциалом и раскрывает себя в труде и личной жизни как культура делового успеха и преуспевания.
Надо также учитывать, что экономическая культура представляет собой динамичный процесс, в котором личность не только создает и потребляет ценности культуры, но и творчески преобразует действительность.
Экономическая культура воплощается в экономической деятельности. Экономическая деятельность учащихся - это сознательное применение на практике сформированных экономических знаний, умений и навыков и проявление экономически значимых качеств личности. Она имеет большое значение в формировании экономического мышления.
Целью экономической деятельности является создание условий для получения наибольшего количества общественно значимого продукта при
наименьших затратах труда и материальных средств.
В содержание экономической деятельности школьников входит:
• планирование предстоящей работы, расчет необходимых материалов, заготовок, инструментов, приспособлений, выбор необходимого оборудования и определения режимов его работы;
• контроль за выполнением технологических режимов;
• учет и оценка произведенной продукции по количеству и качеству;
• технико-экономический анализ допущенных в работе просчетов, поиск и коллективное обсуждение путей и средств снижения материальных и трудовых затрат, повышение производительности труда.
В настоящей выпускной квалификационной работе рассмотрена одна из сторон процесса информатизации образования - методика организации процесса обучения учащихся основам экономики на уроках технологии в условиях информатизации на основе использования игровых программных средств экономического содержания. В связи с этим необходимо разработать новые методические приемы и обновить методическую систему преподавания технологии.
В начале работы над темой нашего исследования мы рискнули предположить следующее:
• процесс обучения учащихся основам экономики на уроках технологии приобретет качественно иной характер за счет внедрения новой информационной технологии с использованием игровых программных средств экономического содержания;
• уровень экономической образованности учащихся значительно повысится в условиях внедрения новых информационных технологий, основанных на использовании игровых программных средств экономического содержания;
• функции каждого компонента методической системы экономического образования учащихся на уроках технологии (целей, содержания,
методов, форм и средств) будут совершенствоваться по мере все более широкого и глубокого внедрения новых информационных технологий, основанных на использовании игровых программных средств экономического содержания.
Все сказанное предопределило тему нашей выпускной квалификационной работы: «Методика обучения учащихся основам экономики на уроках технологии».
Определение темы настоящего исследования обусловлено следующими существенными противоречиями:
• между социальным заказом общества на высококвалифицированных специалистов и недостаточным уровнем информационной культуры выпускников общеобразовательных школ;
• между потребностью в разработке и применении игровых программных средств экономического содержания в преподавании технологии и недостаточным их наличием;
• между потенциальным многообразием новых форм обучения школьников и продолжением их обучения по традиционной методике.
Общая проблема исследования обусловлена необходимостью интенсифицировать учебный процесс формирования основ экономики на занятиях технологии в общеобразовательной школе путем использования новых возможностей, которые открываются в условиях информатизации образования на основе применения игровых программных средств экономического содержания.
Объект исследования - процесс обучения учащихся основам экономики на уроках технологии в условиях информатизации.
Предмет исследования - методика организации процесса обучения учащихся основам экономики на уроках технологии в условиях информатизации на основе использования игровых программных средств экономического содержания.
Характер научно-педагогической проблемы, степень разработанности различных ее аспектов во многом предопределили цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования: разработать и обосновать методику организации процесса обучения учащихся основам экономики на уроках технологии в общеобразовательной школе в условиях информатизации на основе использования игровых программных средств экономического содержания.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать педагогические и методические особенности использования игровых программных средств экономического содержания в процессе обучения учащихся общеобразовательных школ технологии.
2. На основе теоретического анализа и эмпирического опыта разработать карточки контроля знаний учебного материала по нескольким темам раздела «Основы предпринимательства» школьного курса технологии в 8, 10 классах посредством использования игрового программного средства «Карусельный магнат».
3. Разработать методическое пособие «Дидактическое обеспечение игрового программного средства «Карусельный магнат».
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по психолого-педагогическим, методическим и специальным аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и литературных источников (программ, концепций);
• эмпирические - наблюдение за деятельностью учащихся и учителя в процессе трудового обучения; беседы с учащимися и учителями, моделирование процесса обучения с использованием ИПС.
Методологической основой исследования являются:
• современные психолого-педагогические концепции учебной деятельности, личностно-ориентированного обучения, технологического подхода к обучению;
• ведущие принципы современной системы образования, в том числе гуманизации, гуманитаризации, учета уровня развития и индивидуально-психологических особенностей личности.
Теоретические основы исследования составляют:
• современные теории содержания образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистый, Б.С. Гершунский);
• концептуальные положения методики обучения технологии (В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликов, Ю.Л. Хотунцев, И.А. Сасова, Г.Н. Некрасова);
• концептуальные положения теории новых информационных технологий обучения (И.В. Роберт, В.Д. Сапунцев, С. Симонович, И. Машбиц, Е.С. Полат).
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанное нами методическое пособие «Дидактическое обеспечение игрового программного средства «Карусельный магнат» может быть рекомендовано преподавателям технологии и студентам во время прохождения педагогической практики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях потребность в экономических знаниях, в овладении ключевыми социально-экономическими компетенциями, в социально-психологической подготовке подрастающего поколения возросла настолько, что ее игнорирование школой просто недопустимо. Можно сформулировать несколько реальных проблем, свидетельствующих о важности и значимости решения вопросов всеобщего экономического воспитания молодежи, в которых школа может оказывать реальную поддержку учащимся:
1) В период проведения экономических реформ, построения принципиально новой экономической модели общества многократно возросла объективная необходимость приспособления и выживания, в том числе детей и подростков в новых социально-экономических условиях, однако, в учебном плане многих российских школ до сих пор нет специального предмета «Экономика», который помогал бы решать эту сложнейшую проблему.
2) Явно обозначились такие социально-психологические феномены, обусловленные именно экономическими факторами, как рост отчуждения, замкнутости людей, которые сопровождаются всплеском агрессивности или стремлением уйти в себя и наблюдаются прежде всего у детей и подростков, как наименее закаленных и защищенных в социальном плане.
3) Как следствие значительно возросшей трудовой активности и занятости подавляющего большинства родителей, их озабоченности поиском средств к существованию в условиях растущей безработицы - заброшенность детей, недостаток внимания к их проблемам и трудностям, нежелание и невозможность родителей ответить на сложные вопросы, связанные с познанием детьми новой экономической ситуации, складывающейся в стране.
4) Значительное негативное влияние семьи и внешних обстоятельств на экономическое сознание ребенка, уровень его экономической культуры (что связано с экономическими проблемами и правовым нигилизмом, царящим сегодня в среде взрослых, то есть в семье и в ближайшем социуме) оказывают колоссальное формирующее влияние на подрастающее поколение. Основные каналы социализации (семья, школа, армия, сверстники, трудовые коллективы, общественные организации, средства массовой информации) крайне противоречивы. Этому следует противопоставить примеры более рациональных цивилизованных отношений, моделируя их и объясняя учащимся ценностные ориентации, которые лежат в основе этих отношений.
5) Выбор Россией рыночного пути развития ведет к необходимости формирования у учащейся молодежи установки на постоянный профессиональный рост, готовности к неоднократной смене профессии и вида деятельности, то есть большей социальной мобильности и подвижности по сравнению с прежними поколениями. Кроме того, в новых социально-экономических условиях значительно повышается ответственность при выборе профессии, так как от этого во многом будет зависеть уровень благополучия и благосостояния человека.
6) Экономическое воспитание часто оторвано от практической деятельности, в частности, от реального труда по найму (или предпринимательской деятельности), который для многих школьников остается лишь формальностью, зачастую мало привлекательной. Среди педагогов и родителей до сих пор не закончилась дискуссия о том, следует ли оплачивать труд школьника. Неоплаченный труд школьника создает в его сознании неправильную «экономическую картину». Учащиеся не получают экономических знаний в достаточном объеме, не овладевают навыками и умениями, необходимыми для экономической деятельности, у них не формируются экономические компетенции.
В данной работе рассмотрен довольно ограниченный круг вопросов, относящихся к методике обучения учащихся основам экономики на уроках технологии. В ней рассмотрены вопросы по организации компьютерной игровой деятельности на уроках технологии, даны описания дидактических материалов для проведения уроков технологии. На примере игрового программного средства «Карусельный магнат» приводится подробная методика проведения занятий.
Уроки с применением компьютера показывают, что такая учебная деятельность вполне доступна учащимся и вызывает у них интерес, повышает мотивацию к обучению технологии. А игровые программные средства экономического содержания, используемые педагогами на занятиях технологии, «погружают» игрока в предпринимательскую среду. В результате он приобретает некоторый опыт предпринимательской деятельности в виртуальном мире.
Разработанное нами методическое пособие «Дидактическое обеспечение игрового программного средства «Карусельный магнат» может быть полезно учителям, осуществляющим технолого-экономическую подготовку школьников, студентам в период их педагогической практики, желающим использовать на уроках игровые программные средства (ИПС) экономического содержания.


1. Андреев, А. Открытые образовательные ресурсы / А.Андреев // Высшее образование в России. - 2008. - № 9. - С. 114-116.
2. Ахметов, Л. Г. Курсовые и дипломные работы: Методические рекомендации для студентов технолого-экономических факультетов педвузов / Л. Г. Ахметов. - Елабуга, 1999. - 44 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1983.-479 с.
4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /
В.П. Беспалько. - М.: Высшая школа, 1995. - 336 с.
5. Бизяева, С.А. Игра как способ интерактивного обучения / С.А. Бизяева // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9. - С. 64.
6. Бурлаков, И. Психология компьютерных игр / И.Бурлаков // Наука и жизнь. - 1999. - №5,6,8.
7. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности / В.М. Власова. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 496 с.
8. Грамолин, В.В. Обучающие компьютерные игры / В.В. Грамолин // Информатика и образование. - 1994. - №4. - С. 56-60.
9. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М.: Питер-Диалог +, 1997. - 697 с.
10. Демирчоглян, Г.Г. Компьютер и здоровье / Г.Г.Демирчоглян. - М.: Лукоморье, 1997. - 256 с.
1 1. Димова, А.Л. Влияние информационных и коммуникационных технологий на здоровье пользователей в процессе учебной деятельности /
А.Л. Димова // Информатика и образование. - 2008. - № 12. - С. ПО¬ПЕ
12. Запольских, И.А. Деловая игра как способ развития ключевых компетенций учащихся / И.А. Запольских // Информатика и образование. -
2008. -№ 2.-С. 25 -43.
13. Зотова, Е.В. Информационная культура в системе технологического образования / Е.В. Зотова, В.Д. Симоненко // Школа и производство. —
2000. -№3,-С. 32 - 34.
14. Информатика: базовый курс / С.В. Симонович [и др.]; отв. ред.
B. Н.Сухов. - СПб.: Питер, 2000. - С.98-99, с.127-130.
15. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / Сост. Д.А. Поспелов. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - С.85, 119, 239.
1 6. Казаков, А.И. Школьнику о рыночной экономике: учеб, пособие для старшеклассников/ А.И. Казаков. - М.: Знание, 1993. - 196 с.
1 7. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб, пособ. для студ. высш. пед. учеб, заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
18. Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей / Б.В.Куприянов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 216 с.
19. Макарова, ИМ. Персональный компьютер в играх и задачах / И.М. Макарова. - М.: Наука, 1988. - 192 с.
20. Макарова, А.Ю. Дидактические игры для проверки знаний (обслуживающий труд) / А.Ю. Макарова // Школа и производство. - 2002. - №3. C.37-40.
21. Маргулис, Е.Д. Компьютерная игра в учебном процессе / Е.Д. Марглис // Советская педагогика. - 1989. - №4. - С. 15-20.
22. Марченкова, Е.С.Компьютерная игра: учим или играем? / Е.С. Марченкова, Н.А. Патрушева // Информатика и образование. - 1997. - №4. -
С.65-67.
23. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. - М.; Педагогика, 1988. - 192 с.
24. Некрасова, Г.Н. Игровые программные средства в технолого-экономической подготовке школьников: Учебное пособие / Г.Н. Некрасова. Л.Г. Четверикова. - Киров: ВГТУ, 2002. - 72 с.
25. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: Пособие для студ. высш. учеб, заведений / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
26. Патрушева, Л.К. Практические работы по методике обучения технологии: Учебное пособие / Л.К.Патрушева. — Киров: ВГТУ, 2001. - 96 с.
27. Перепелицыниа, О.А. Формирование экономической культуры учащихся старших классов / О.А. Перепелицына // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9. - С. 48 - 49.
28. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 1992. -432 с.
29. Пола г, Е.С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / Е.С полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
30. Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений // Образование в современной школе, 2004. - №3. - С.3-11.
31. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 клас¬сы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
32. Пфлюг, П.И. Компьютерная поддержка уроков технологии / П.И. Пфлюг // Школа и производство. - 2007. - № 7. - С. 29 - 31.
33. Райзберг, Б.А.Экономическая энциклопедия для детей и взрослых / Б.А. Райзберг. -М.: АОЗТ Нефтехиминвест, 1995. - 688 с.
34. Роберт, РЕВ. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В.Роберт. -М.: Школа-Пресс, 1994. -205 с.
35. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) / И.В.Роберт. — М.: НПО РАО, 2007.-234 с.
36. Сасова, И.А. Методическое руководство к таблицам «Экономика и основы современного производства», 8-9 классы / И.А. Сасова, И.Д.Чечель. -М.: Просвещение, 1991. -45 с.
37. Самоукин, А.И. Сборник задач по бизнесу: Тесты и задачи с ответами и решениями для учащихся старших классов / А.И. Самоукин, АЛ.Шишов. - М.: Новая школа, 1995. - 112 с.
38. Сапунцев, В.Д. Компьютер в экономическом образовании / В.Д. Сапунцев. - М.: Новый век, 1999. - 232 с.
39. Сафрис, О.И. Деловые игры при изучении технологии / О.И.Сафрис, ДЛ.Тамарчак // Школа и производство. - 1999. - №1. - С. 12-14.
40. Свиньяков, В.Ю. Технологическое образование в условиях информатизации общества: материалы заочной Всероссийской науч.-прак. конф. 24 - 26 декабря 2012. - Елабуга: Изд-во ЕФ КФУ, 2013. - С. 101 - 102.
41. Симоненко, В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства / В.Д.Симоненко. - Брянск: Изд-во БГПИ, 1994. - 117 с.
42. Симонович, С.В. Занимательный компьютер: Кн. для детей, учителей и родителей / С.В. Симонович, Е.А. Евсеев. - М.: ACT - Пресс, Инфорком -Пресс, 1998.-352 с.
43. Симченко, Н.Н. Основные аспекты формирования информационной культуры старшеклассника / Н.Н. Симченко, Л.Б. Соколова // Наука и школа. — 2008. - № 2. - С. 34 - 36.
44. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред.. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1600 с., ил.
45. Специальная информатика: учеб, пособие / С.Симонович [и др.]. - М.:
ACT - Пресс, Инфорком - Пресс, 1999. - С. 20-40.
46. Степченко, Т.А. Компьютерная поддержка учебного курса для начального экономического образования школьников / Т.А. Степченко // Информатика и образование. - 2007. - № 4. - С. 108-111.
47. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Министерства образования и науки РФ 15 февраля 2006г. - 125 с.
48. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / В.Д.Симоненко [и др.]; отв. ред. В.Д Симоненко,- М.: Вентана- граф, 2000. - 287 с.
49. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы / В.Д.Симоненко [и др.]; отв. ред. В.Д Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 1997. - 214 с.
50. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы: метод.пособие / А.К. Башенков [и др.]. - М.: Дрофа, 2004. - 220 с.
51. Ухова, Е.В. Формирование информационной культуры педагога / Е.В. Ухова, А.В. Кривенко // Информатика и образование. - 2007. - № 11,-
С. 39 — 43.
52. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии // Школа и производство, 2004. - №4. - С.З -18.
53. Фрейкман, Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: учеб, пособие для учащихся 10-11 классов / Е.Ю.Фрейкман. -М.: Начало-Пресс, 1993. - 160 с.
54. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под. ред. В.В. Козлова. А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 59 с.
55. Шатунова, О.В. Оформление выпускных квалификационных работ: метод. рекомендации для студентов / О.В. Шатунова. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009.-25 с.
56. Шерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В.В. Щерабакова // Высшее образование в России. -2008. -№ 10.-С. 39-41.
57. Яркова, И. В. Учебные игры в изучении технологии / И.В. Яркова // Школа и производство. - 2001. - № 5. - С. 50 - 52.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ