Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование социальных структур в группах дошкольников

Работа №87597

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2013
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР В
ГРУППАХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Социально-психологические исследования малой группы
в социальной психологии детства 5
1.2. Особенности малой социальной группы детей дошкольного
возраста 9
1.3. Дифференциация детей в детском коллективе 17
1.4. Социально-психологический статус в группе 23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР
В ГРУППАХ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Организация эмпирического исследования 32
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация 33
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ

Одной из наиболее сложных и, вместе с тем, весьма значимых психолого-педагогических проблем на сегодняшний день является изучение социальных структур в группах дошкольников.
Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции.
Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.
Какова структурная организация групп дошкольников, какие психологические характеристики ребенка ее обуславливают? Ответ на эти вопросы составляет проблему данного исследования.
Вопросы психологии детей дошкольного возраста в различных аспектах затрагивали такие авторы как: Н.Н. Авдеева, О.Е. Биченкова, О.А. Богатырева, Л.И. Галигузова, Н.И. Ганошенко, Т.В. Ермолова, А.А. Кроник, И.Ю. Кулагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Ю.М. Плюснин, А.А. Рояк, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова, Е.Т. Соколова, Р.К. Терещук, Е.П. Щербаков и др.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает группа дошкольников.
Предметом исследования является социальные структуры в группах дошкольников.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании особенностей социальной структуры в группе дошкольников.
- охарактеризовать социально-психологические исследования малой группы в социальной психологии детства;
- выявить особенности малой социальной группы детей дошкольного возраста;
- рассмотреть дифференциация детей в детском коллективе;
- определить сущность социально-психологического статуса в группе;
- организовать и провести эмпирическое исследование социальной структуры в группе дошкольников.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом: социальные структуры в группах дошкольников различаются в зависимости от ситуации социального взаимодействия.
В качестве методов исследования в работе используются: анализ теоретической литературы по выбранной теме; обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами; наблюдение; тестирование. Диагностическим методом в работе выступает тест на определение социально-психологического статуса в группе (по методике Дж. Морено) [27, с. 63-65].
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации положений педагогики, возрастной и социальной психологии, касающихся социальных структур в группах дошкольников.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в ней результаты могут быть использованы при организации воспитательной работы в детском саду.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении подведем основные итоги исследования социальных структур в группах дошкольников.
Группа дошкольников - малая группа, под которой понимается простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения. Малы группы складываются во всех сферах жизни и оказывают важное влияние на развитие личности.
Внутри малой группы различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий) отношения.
Применительно к детской группе выделяются такие структурные единицы как: поведенческая, к которой обычно относятся общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому; эмоциональная (межличностные отношения), к которой относят деловые отношения, оценочные и личностные отношения; когнитивная (гностическая), включающая восприятие и понимание детьми друг друга (социальную перцепцию).
Вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение.
Анализ качества и способности наиболее популярных детей можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста традиционно решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей.
В работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной обсуждался характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх.
Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру.
В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.
Оценивая успешность в какой-либо деятельности, обращают внимание не столько на ее результат, сколько на признание этой деятельности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, что находится в связи с ценностными установками группы, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более активным, повышается самооценка и уровень притязаний.
В основе популярности дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.
Анализ психологических исследований показывает, что наиболее пред-почитаемыми оказываются дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру - доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к воздействиям сверстника.
В основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников. Столь широкий перечень качеств не позволяет выявить главного условия детской популярности.
Группа детского сада - целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. В группе дошкольников присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ореинтациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.
В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. Своеобразная переориентация стимулирует развитие периферических и ядерных структур образа ровесника. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует вы-делению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.
Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.
Социально-психологический статус в группе традиционно рассматривается в рамках социометрии - психологической теории общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метода, применяемого для оценки межличностных отношений.
Самыми высокостатусными являются так называемые социометрические звёзды - члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по край-ней мере, многих членов группы. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звёзд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные.
Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно её большинство. Группы и общества, имеющие тройную социометрическую структуру, рассматриваются как нормативные. Относительная устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие: внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык); успехи в ведущей деятельности; некоторые свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.); соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является; положение в других социальных группах. Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только «поработать с тем или иным фактором статуса.
Проведенное исследование социальных структур в группе дошкольников МБОУ № 6 г. Чистополь в количестве 20 человек подтвердило гипотезу о том, что социальные структуры в группах дошкольников различаются в зависимости от ситуации социального взаимодействия.



1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977. - С. 160-165
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 379 с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
4. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Аркти, 2003. - 80 с.
5. Валявский А.С. Как понять ребенка? - СПб.: Фолио-ПРЕСС, 1998. - 75 с.
6. Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5. С. 28-38.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 234 с.
8. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1. - С. 50-60.
9. Гонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Л. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1987. - 187 с.
10. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн. - М.: «Русский язык», 1982.
11. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1985. - 48с.
12. Дубровина И.В. и др. Психология: Учеб. Для студ. сред. пед. уч. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 464 с.
13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997. - 237 с.
14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2000. - 554 с.
15.Зимбардо Ф., Рэдл Ш. Застенчивый ребенок: как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие / Пер. с англ. Е. Долинской. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 302 с.
16.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - Ростов- н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
17. Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. - 195 с.
18. Корниенко А.Ф. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие. - Казань: Изд-во КГПУ, 2003. - 160 с.
19. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
20. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. - Киев, 1982.
- 160 с.
21. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. - 168 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1991. - 132 с.
23. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 343 с.
24. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М, 1978. - 288 с.
25. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников.
- Кишинев: Штиинце, 1983. - 456 с.
26. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии.
-Минск. - 1985. - 181 с.
27. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: Линка-Пресс, 1997. - 176 с.
28. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии (практикум): Учебно-методическое пособие. - Елабуга: ЕГПУ, 2007. - 112 с.
29. Мухина В.С. Психология дошкольника / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.
30. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990. - 148 с.
31. Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1993. - 24 с.
32. Плюснин Ю.М., Богатырева О.А., Биченкова О.Е. Пространственное поведение и социальный статус ребенка в группе. // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 106-116.
33. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. / Сост. В.В. Мираненко. - М.: Просвещение, 1990. - 399 с.
34. Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д.: Фе-никс, 2003. - 604 с.
35. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - С. 22-24.
36. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 216 с.
37. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1974. - 288 с.
38. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 230 с.
39. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988. - 120 с.
40. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2. - С. 22-28.
41. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. статья А.А. Петровской. - М., Прогресс, 1990. - 368 с.
42. Рудик П.А. Психология: Учебник для учащихся техникумов физ. культуры. - 3-е изд. перераб. и доп. / П.А. Рудик. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 239 с.
43. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989. - 206 с.
44. Селиванов, В.И. Волевая регуляция активности личности / В.И. Селиванов // Психологический журнал. - 1982. - №4. - С.15-27.
45. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
46. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - №3. - С. 12-15.
47. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
48. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: Пособие для студентов и учителей. - Горький: Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975. - 118 с.
49. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. В.А. Лабунской. - М., 1999. - 400 с.
50. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 576 с.
51. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников в группе сверстников. - Кишинев, 1989. - 190 с.
52.Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 110 с.
53.Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 116-130.
54. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. / Н.И. Шевандрин. - М.: Изд. Владос, 2001. - 512 с.
55. Щербаков Е.П. Уверенность как состояние, свойство и качество // Психология личности и деятельности спортсмена. - М., 1981. - С. 51-60.
56. Ягловская Е.К. Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 45-55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ