Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников

Работа №98422

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Анализ понятия «социальные объекты» в структуре социального
познания 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Формы, методы, средства формирования первичных представлений о
социальных объектах у старших дошкольников в ДОО 26
Глава 2. Эмпирическое изучение формирования первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников на примере МАДОУ
детский сад № 177 г. Екатеринбурга 36
2.1. Анализ работы детского сада по формированию первичных
представлений о социальных объектах у старших дошкольников 36
2.2. Первичная диагностика сформированности представлений о социальных
объектах у старших дошкольников 46
2.3. Комплекс мероприятий «Земля - планета людей», направленный на формирование первичных представлений о социальных объектах у старших
дошкольников 59
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Приложение 79

Актуальность исследования. В развитии современного общества отчетливо наметились тенденции, связанные с развитием личности и индивидуальности каждого человека. Общечеловеческие ценности, ценности нации передаются посредством системы образования. Начальный этап в образовании человека как представителя и носителя культуры приходится на дошкольное детство. В этот период намечаются перспективы для эффективного процесса социального познания, формируются первичные представления о социальных объектах.
Исследователи отмечают направленность социального познания на получение знаний о социальном мире, активизацию им всех познавательных процессов (Г.М. Андреева [2], Д. Майерс [35], О.Б. Чеснокова [61], Т. Шибутани [63] и др.).
Результатом социального познания является целостное представление человека о мире, в котором он живет и действует, его ориентировка в сфере отношений людей (А.А. Бодалев [4], А.В. Петровский [43] и др.).
Осмысление человеком социального мира и себя в нем происходит в течение всей жизни. Для успешного развития человека важно, чтобы в дошкольном возрасте были обеспечены все условия для формирования социальных представлений.
Социальное познание ребенка дошкольного возраста - это одна из ключевых составляющих процесса социализации. Формирующиеся представления о социальных объектах, образ мира, складывающийся в его сознании, позволяют лучше понимать себя и других, эффективно осваивать пространство и время, в которых он существует. Эти представления создают фундамент для построения Я-концепции, позволяющей постигать взаимоотношения с миром, людьми и самим собой (М.И. Лисина [33], Н.А. Менчинская [36], В.С. Мухина [37] и др.).
Изучением процессов социального познания детей дошкольного возраста, принципиальных подходов к формированию у них представлений о социальных объектах, методов и средств формирования представлений занимаются отечественные ученые: М.В. Бывшева [7], С.А. Козлова [22], Л.В. Коломийченко [23], В.И. Логинова [13], Л.В. Трубайчук [55] и другие.
На актуальность развития у детей дошкольного возраста социальных качеств, формирования определенных представлений о социальных объектах указывается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [58].
Однако в практике работы дошкольных образовательных организаций наблюдается недостаточная разработанность программного обеспечения процесса формирования первичных представлений о социальных объектах у дошкольников.
Таким образом, актуальность данного исследования определяет противоречие между необходимостью формирования первичных представлений о социальных объектах у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью соответствующего научно-обоснованного программного обеспечения для педагогов ДОО.
Проблема исследования: каково содержание научно-обоснованного программного обеспечения процесса формирования первичных представлений о социальных объектах у детей дошкольного возраста?
В рамках данной проблемы обозначена тема исследования: «Формирование первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников».
Объект исследования: процесс формирования первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников.
Предмет исследования: содержание процесса формирования первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников в ДОО.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование первичных представлений о социальных объектах у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: вероятно, что содержание научно­
обоснованного программного обеспечения процесса формирования первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников должно включать комплекс мероприятий, направленный на формирование данных представлений.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «социальные объекты» и «социальное познание» в научной психолого-педагогической литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего
дошкольного возраста.
3. Описать основные формы, методы, средства формирования первичных представлений о социальных объектах у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Анализ деятельности МАДОУ детский сад № 177 г. Екатеринбурга по проблеме формирования представлений о социальных объектах у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику по формированию первичных представлений о социальных объектах у детей старшего дошкольного возраста.
6. Разработать комплекс мероприятий по формированию первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение); эмпирические (наблюдение, беседа, проективные методики, анализ документов).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад № 177 г. Екатеринбурга.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из задач дошкольного образования является формирование первичных представлений о социальных объектах у дошкольников.
Специалисты (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Петровский, О.Б. Чеснокова и др.) определяют социальное познание как всю совокупность познавательных процессов, направленных на познание объектов, наделенных собственной психической активностью и опосредующих ориентировку в сфере человеческих отношений. Социальное познание обеспечивает построение целостного образа мира, который заключает в себе множество социальных объектов: образ Я, образ Другого, образ Группы, образ Среды, образ Времени и образы других объектов социального мира.
Социальные объекты - это объекты социального познания, т.е. объекты, относящиеся к социальному миру: люди, результаты их деятельности, культура, группы людей, общество в целом - подвергающиеся исследованию в процессе познания.
Проведенное исследование было посвящено проблеме формирования первичных представлений о социальных объектах у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Исследование осуществлялось согласно поставленным задачам.
В процессе анализа литературы установлено, что представления о социальных объектах - это обобщенные образы, форма знания о процессах и явлениях, происходящих в социальном окружении ребенка, образцы-эталоны помыслов, желаний и дел, возникающие в повседневной жизни в ходе межличностного взаимодействия.
Опираясь на определение М.В. Бывшевой, мы рассматривали формирование первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников как процесс построения целостного образа мира, влияющий на их ориентировку в окружающем социуме, регуляцию поведения через осмысление отношений к ближайшему социальному пространству, происходящим жизненным событиям, окружающим Другим, собственному Я.
Анализ литературы позволил выявить, что в составе первичных представлений о социальных объектах выделяют три компонента:
• когнитивный, к которому она относит знания о социальных объектах, представления о мире, других людях, о себе;
• эмоциональный - включающий эмоциональные реакции, эмоциональный отклик на социальные объекты;
• поведенческий - определяющий способ включения поведения в процесс социального познания.
Также проанализированы психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. В ходе анализа было выявлено, что старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования первичных представлений о социальных объектах.
Возможности формирования первичных представлений о социальных объектах обусловлены физическим, психическим и социальным развитием детей старшего дошкольного возраста. Источником их формирования является организованная среда жизнедеятельности. Формирование первичных представлений о социальных объектах тесно связано с развитием памяти, речи и мышления, сенсорным опытом, социально-бытовой ориентировкой. Эти психологические достижения дают возможность дошкольникам активно и эффективно осваивать жизненное пространство, осознавать время своего существования, строить положительную Я-концепцию. Формирование первичных представлений о социальных объектах проходит в предметном, действенном и ценностном направлении.
В соответствии с поставленными задачами были определены основные формы, методы, средства формирования первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников.
Средствами формирования первичных представлений о социальных объектах являются сама социальная действительность, предметы рукотворного мира, многочисленные художественные средства, различные виды детской деятельности. К методам формирования первичных представлений о социальных объектах относят методы, повышающие познавательную и эмоциональную активность, методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности и методы коррекции и уточнения представлений. Формами организации работы по формированию первичных представлений могут быть занятия, экскурсии, целевые прогулки, экспериментирование, игровые формы и другие.
В ходе исследования был проведен анализ деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 177 г. Екатеринбурга по рассматриваемой проблеме. Анализировались соответствующие разделы образовательной программы детского сада, календарно-тематические планы воспитателя, формы и методы работы педагога по формированию первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников.
Анализ показал, что образовательная программа детского сада предусматривает знакомство с нормами и ценностями, принятыми в обществе; с частями человеческого тела и их функциями, с праздниками, традициями, профессиями людей. Также в ней заложены задачи формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о планете Земля как общем доме людей; готовности к совместной деятельности со сверстниками;
целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
В этих целях в детском саду используются занятия, экскурсии,
организация совместной деятельности детей, моделирование, экспериментирование, создание педагогических ситуаций и другие формы работы.
Однако работа по формированию первичных представлений о социальных объектах в системе не проводится. В данном ДОУ не предусмотрена реализация целенаправленного комплекса мероприятий по формированию первичных представлений о социальных объектах у детей. Воспитатели используют отдельные методики, проводят эпизодические мероприятия, что не обеспечивает успешного формирования первичных представлений о социальных объектах у детей.
Для исследования представлений о социальных объектах у старших дошкольников были подобраны диагностические методики, определены критерии и параметры развития представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики были использованы следующие методики: методика «Понятливость» (Д. Векслера) [42];проективная методика «Картинки» (автор
O. Е. Смирнова [52]); методика изучения способности детей дошкольного возраста к распознаванию эмоциональных состояний, разработанная Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой [57], методика «Сюжетные картинки» [17] (автор
P. Р. Калинина); методика «Одень куклу» О.Е. Смирновой [52].
Первичная диагностика показала недостаточный уровень
сформированности первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников.
Далее был составлен комплекс мероприятий «Земля - планета людей», направленный на формирование первичных представлений о социальных объектах у старших дошкольников. Были определены цель, задачи комплекса, определены формы и методы работы, разработано содержание занятий.
Особенность комплекса заключается в том, в процессе работы с детьми происходит сообщение знаний, вызывается оценочное отношение к социальным объектам, а также дети включаются в различные формы деятельности.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, реализованы, цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: метод, проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2009. 303 с.
3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. 937 с.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человеком человек. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
6. Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье // Вопросы психологии. 1986. № 1. С 41-47.
7. Бывшева М.В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 169 с.
8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрир. рук. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. 159 с.
9. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. 285 с.
10. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. СПб.: Каро, 2006. 144 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
12. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1999. 344 с.
13. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1988. Ч.1.
256 с.
14. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. С. 112-121.
15. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 59-73...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ